Задачи закономерности наследования признаков

Контрольно-обобщающий урок по теме «Закономерности наследования признаков»

Цель урока: обобщить и проверить знания о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, её формах (дети сами ставят задачу урока).

Оборудование: модели генетических законов, таблицы.

На доске: тема, Д/з, эпиграф.

“Воспроизведение жизни это и есть наследственность, в ней проявляется инвариантная сторона жизненных явлений, принцип сохранения жизни”. Академик Н.П.Дубинин

Структура обобщающего урока: Вводное слово учителя – групповая работа – выполнение заданий – выступления учащихся – рецензии ответов – оценка групповой работы – подведение итогов.

Правила совместной работы

(на столах, выработаны учениками)

Нет “актёров” и “зрителей”, все участники.

Говорить, чтобы тебя понимали.

Будь активным, стремись к успеху.

Критикуются идеи, а не личности. Возражай. Цель деятельности не в “победе” какой-либо точки зрения, а возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме. И др

Лист успеха (на столах)

Фамилия Имя
Деятельность Оценка и баллы
За ответ или вопрос
За решение задачи
За возражение
другое
Всего баллов

Блиц – опрос (мозговой штурм): каждой группе поочередно задаётся вопрос, правильно отвечающий получает балл, обсуждение – 20 сек, если требуется время. Баллы заносим в лист успеха.

Этап 2. А) Вопросы для групп (ученики сами распределяют их между собой)

B) “Задай вопрос” другой группе: (за “толстый” вопрос – 4 балла, за тонкий – 2 балл).

“Толстые” вопросы (4 балла)

В чем различие. Что будет если. Почему вы думаете, что. Объясните почему. “Тонкие” вопросы (2 балл) Что называется. Верно ли, что. Когда.

Вопросы суждения (4 балла): Почему.

Этап 3. Работа с моделями (работа в парах) (4 + 4 баллов) Один человек от группы

Этап 4: решите задачу: (работают другие учащиеся группы самостоятельно)

Этап 5: домашнее задание. 10.1 и 10.2.

Дифференцированное домашнее задание для ребят осуществляется по выбору, чтобы было комфортным и развивающим для каждого ученика.

Составляем суждения по тексту параграфа. Ищем информацию по проблемному вопросу, оформляем на карточке (ссылка на источник – Интернет, книга.). Придумываем и оформляем кроссворд, ребусы. Ищем примеры из реальной жизни, иллюстрирующие изучаемые законы. Составляем числовой или буквенный диктант по данной теме. Создаём презентацию к изучаемой теме по плану, данному учителем.

Этап 6. Выводы и обобщения по уроку (рецензии, оценки, подведение итогов кратко ) Можно использовать – синквейн, стихи, песню (от группы).

Источник

Решение задач по генетике с использованием законов Г.Менделя

IV. И еще одно умение, без которого невозможно решить задачу, – определять, к какому разделу она относится: моно-, ди- или полигибридное скрещивание; наследование, сцепленное с полом, или наследование признаков при взаимодействии генов. Это позволяет учащимся выбрать необходимые для решения задачи законы, закономерности, правила, соотношения. С этой целью можно дать текст какой-либо задачи и предложить определить, к какому разделу она относится. Учащиеся должны помнить, что наследуются гены, а не признаки.

Упражнение 6. Одна из пород кур отличается укороченными ногами (такие куры не разрывают огородов). Этот признак – доминирующий. Управляющий им ген вызывает одновременно и укорочение клюва. При этом у гомозиготных цыплят клюв так мал, что они не в состоянии пробить яичную скорлупу и гибнут, не вылупившись из яйца. В инкубаторе хозяйства, разводящего только коротконогих кур, получено 3000 цыплят. Сколько среди них коротконогих?

Упражнение 7. В медицине имеет большое значение различие между четырьмя группами человеческой крови. Группа крови является наследственным признаком, зависящим от одного гена. Ген этот имеет не две, а три аллели, обозначаемые символами А, В, . Лица с генотипом 00 имеют первую группу крови, с генотипами АА или А0 – вторую, BB или В0 – третью, АВ – четвертую (мы можем сказать, что аллели А и В доминируют над аллелью , тогда как друг друга они не подавляют). Какие группы крови возможны у детей, если у их матери – вторая группа крови, а у отца – первая?

Ответ: обе задачи на моногибридное скрещивание, так как речь идет об одном гене. (Ключевые слова выделены в тексте задач.)

Типы задач

Все генетические задачи, какой бы темы они ни касались (моно- или полигибридное скрещивание, аутосомное или сцепленное с полом наследование, наследование моно- или полигенных признаков), сводятся к трем типам: 1) расчетные; 2) на определение генотипа; 3) на определение характера наследования признака.

В условии расчетной задачи должны содержаться сведения:
– о характере наследования признака (доминантный или рецессивный, аутосомный или сцепленный с полом и др.);
– прямо или косвенно (через фенотип) должны быть указаны генотипы родительского поколения.
Вопрос расчетной задачи касается прогноза генетической и фенотипической характеристик потомства. Приведем пример задачи расчетного типа.

Задача 2. У человека ген полидактилии (многопалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье многопалого ребенка.

Решение этой задачи начинается с записи ее условия и обозначения генов. Затем определяются (предположительно) генотипы родителей. Генотип мужа известен, генотип жены легко установить по фенотипу – она носительница рецессивного признака, значит, гомозиготна по соответствующему гену. Следующий этап – написание значений гамет. Следует обратить внимание на то, что гомозиготный организм образует один тип гамет, поэтому нередко встречающееся написание в этом случае двух одинаковых гамет не имеет смысла. Гетерозиготный организм формирует два типа гамет. Соединение гамет случайно, поэтому появление двух типов зигот равновероятно: 1:1.

Р: аа х Аа
гаметы: (а) (А) (а)
F1: Аа, аа,
где: А – ген полидактилии, а – нормальный ген.

Ответ: вероятность рождения многопалого ребенка составляет примерно 50%.

Обратите ваше внимание на недопустимость давать ответ в такой форме: «Один ребенок в семье родится нормальным и один многопалым» или еще хуже: «Первый ребенок будет многопалым, а второй нормальным». Сколько и каких детей будет у супругов, точно сказать нельзя, поэтому необходимо оперировать понятием вероятности.
В условии задачи на определение генотипа должна содержаться информация:
– о характере наследования признака;
– о фенотипах родителей;
– о генотипах потомства (прямо или косвенно).
Вопрос такой задачи требует характеристики генотипа одного или обоих родителей.

Задача 3. У норок коричневая окраска меха доминирует над голубой. Скрестили коричневую самку с самцом голубой окраски. Среди потомства два щенка коричневых и один голубой. Чистопородна ли самка?

Записываем условие задачи, вводя обозначения генов. Решение начинаем с составления схемы скрещивания. Самка обладает доминантным признаком. Она может быть как гомо- (АА), так и гетерозиготной (Аа). Неопределенность генотипа обозначаем А_. Самец с рецессивным признаком гомозиготен по соответствующему гену – аа. Потомки с коричневой окраской меха наследовали этот ген от матери, а от отца – ген голубой окраски, следовательно, их генотипы гетерозиготны. По генотипу коричневых щенков установить генотип матери невозможно. Голубой щенок от каждого из родителей получил ген голубой окраски. Следовательно, мать гетерозиготна (нечистопородна).

Ответ: генотип самки – Аа, то есть она нечистопородна.

В условиях задач на установление характера наследования признака:
– предлагаются только фенотипы следующих друг за другом поколений (то есть фенотипы родителей и фенотипы потомства);
– содержится количественная характеристика потомства.
В вопросе такой задачи требуется установить характер наследования признака.

Задача 4. Скрестили пестрых петуха и курицу. Получили 26 пестрых, 12 черных и 13 белых цыплят. Как наследуется окраска оперения у кур?

При решении этой задачи логика рассуждения может быть следующей. Расщепление в потомстве свидетельствует о гетерозиготности родителей. Соотношение близкое к 1 : 2 : 1 говорит о гетерозиготности по одной паре генов. Согласно полученным долям (1/4 белые, 1/2 пестрые, 1/4 черные), черные и белые цыплята гомозиготны, а пестрые гетерозиготны.
Обозначение генов и генотипов с последующим составлением схемы скрещивания показывает, что сделанный вывод соответствует результату скрещивания.

Р: A + A х A + A
пестрые пестрые
гаметы: (А + ) (А) (А + ) (А)
F1: 1А + А + : 2А + A : 1AA
черные пестрые белые

Ответ: окраска оперения у кур определяется парой полудоминантных генов, каждый из которых обуславливает белый или черный цвет, а вместе они контролируют развитие пестрого оперения.

Читайте также:  Отличительные признаки зверей птиц насекомых рыб

Использование на уроках иллюстрированных задач

Задачи по генетике можно подразделить на текстовые и иллюстрированные. Преимущество иллюстрированных задач перед текстовыми очевидно. Оно основано на том, что зрительное восприятие изображений активизирует внимание и интерес учащихся, способствует лучшему осмыслению условия задачи и изучаемых закономерностей.

1. Какая окраска шерсти у кроликов доминирует?
2. Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения по признаку окраски шерсти?
3. Какие генетические закономерности проявляются при такой гибридизации?

1. Доминирует темная окраска шерсти.
2. Р: АА х аа; F1 : Aa.
3. Мы наблюдаем проявления правил доминирования признаков и единообразия первого поколения.

Рисунки могут быть схематичными.

1. Какая форма плода томата (шаровидная или грушевидная) доминирует?
2. Каковы генотипы родителей и гибридов 1 и 2 поколения?
3. Какие генетические закономерности, открытые Менделем, проявляются при такой гибридизации?

1. Доминирует шаровидная форма плода.
2. Р: аа х АА; F1 : Аа; F2 : 25% АА, 50% Аа, 25% аа.
3. Законы единообразия гибридов первого поколения (I закон Менделя) и закон расщепления (II закон Менделя).

1. Каковы генотипы родителей и гибридов F1, если красная окраска и круглая форма плодов томата – доминантные признаки, а желтая окраска и грушевидная форма – рецессивные признаки?
2. Докажите, что при таком скрещивании проявляется закон независимого распределения генов.

1. Р: АаВb х ааВb; F1: АаBB, 2AaBb, Aabb, aaBB, 2aaBb, aabb.
2. Наследование признака окраски плодов томата идет независимо от их формы, а именно отношение числа красных плодов к желтым равняется:
(37% + 14%) : (37% + 12%) = 1 : 1,
а круглой формы к грушевидным:
(37% + 37%) : (14% + 12%) = 3 : 1.

Решение типовых задач с использованием законов Г.Менделя

Решение задач на моногибридное скрещивание при полном доминировании обычно трудностей не вызывает.
Поэтому остановимся лишь на примере решения задач на наследование отдельного признака при неполном доминировании.

Задача 8. Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники – с белыми ягодами. В результате скрещивания обоих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Какое потомство возникает при скрещивании между собой гибридных растений земляники с розовыми ягодами? Какое потомство получится, если опылить красноплодную землянику пыльцой гибридной земляники с розовыми ягодами?

При скрещивании между собой растений с розовыми ягодами получается 25% красноплодных, 50% с розовыми ягодами и 25% белоплодных.
Растения с розовыми ягодами (КБ) – гибриды F1. При скрещивании КБ х КБ образуются гаметы двух сортов: К несут признак красноплодности и Б признак белоплодности. Пользуясь решеткой Пеннета, внося обозначения гамет, определяем генотип и фенотип получившихся растений.

Скрещивание КК х КБ дает расщепление: 50% КК (красноплодных) и 50% КБ (с розовыми ягодами).
Вышеизложенное решение (см. учебное пособие «Биология для поступающих в вуз. Способы решения задач по генетике». Составитель Галушкова Н.И. – Волгоград. : Изд. Братья Гринины, 1999, с. 7) на мой взгляд, создает определенные трудности для учащихся, т.к. для обозначения одного признака используются два буквенных символа, что характерно для решения задач на дигибридное скрещивание.
При решении данной задачи можно использовать и другие варианты буквенной символики. Например:

Но в условии задачи не сказано, какой признак доминирующий, и учащиеся испытывают определенные трудности при записи условия задачи.
В своей практике при решении задач на наследование отдельного признака при неполном доминировании я использую символы:

Источник

Законы Менделя

С него часто начинаются генетические задачи (в качестве первого скрещивания). Этот закон гласит о том, что при скрещивании гомозиготных особей, отличающихся одной или несколькими парами альтернативных признаков, все гибриды первого поколения будут единообразны по данным признакам.

Анализирующее скрещивание

Анализируя полученное потомство, можно сделать вывод о генотипе гибридной особи.

Неполное доминирование

«При скрещивании гетерозиготных гибридов (Aa) первого поколения F1 во втором поколении F2 наблюдается расщепление по данному признаку: по генотипу 1 : 2 : 1, по фенотипу 3 : 1″

В нем речь идет о дигибридном скрещивании, то есть мы исследуем не один, а два признака у особей (к примеру, цвет семян и форма семян). Каждый ген имеет два аллеля, поэтому пусть вас не удивляют генотипы AaBb 🙂 Важно заметить, что речь в данном законе идет о генах, которые расположены в разных хромосомах.

Запомните III закон Менделя так: «При скрещивании особей, отличающихся друг от друга по двум (и более) парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга, комбинируясь друг с другом во всех возможных сочетаниях.

Очевидно, что расщепление по фенотипу среди гибридов второго поколения составляет: 9:3:3:1.

Пример решения генетической задачи №1

Доминантный ген отвечает за развитие у человека нормальных глазных яблок. Рецессивный ген приводит к почти полному отсутствию глазных яблок (анофтальмия). Гетерозиготы имеют глазное яблоко малых размеров (микрофтальмия). Какое строение глазных яблок будет характерно для потомства, если оба родителя страдают микрофтальмией?

Пример решения генетической задачи №2

Полидактилия и отсутствие малых коренных зубов передаются как аутосомно-доминантные признаки. Гены, отвечающие за развитие этих признаков, расположены в разных парах гомологичных хромосом. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, где оба родителя страдают обеими болезнями и гетерозиготны по этим парам генов.

В данном случае мы построим решетку Пеннета, которая сделает генотипы потомства более наглядными. Вы видите, что на потомстве буквально нет ни одного живого места: почти все 16 возможных потомков больны либо одним, либо другим заболеванием, кроме одного, aabb. Вероятность рождения такого ребенка очень небольшая 1/16 = 6.25%.

Пример решения генетической задачи №3

У голубоглазой близорукой женщины от брака с кареглазым мужчиной с нормальным зрением родилась кареглазая близорукая девочка и голубоглазый мальчик с нормальным зрением. Ген близорукости (A) доминантен по отношению к гену нормального зрения (a), а ген кареглазости (D) доминирует над геном голубоглазости (d). Какова вероятность рождения в этой семье нормального кареглазого ребенка?

Первый этап решения задачи очень важен. Мы учли описания генотипов родителей и, тем не менее, белые пятна остались. Мы не знаем гетерозиготна (Aa) или гомозиготная (aa) женщина по гену близорукости. Такая же ситуация и с мужчиной, мы не можем точно сказать, гомозиготен (DD) он или гетерозиготен (Dd) по гену кареглазости.

Аутосомно-доминантный тип наследования

Я не забыл о том, что по ходу изучения генетики вас надо научить видеть различные варианты наследования на генеалогическом древе (родословной) =) Из предыдущей статьи мы узнали о том, как выглядит и чем характеризуется аутосомно-рецессивный тип наследования, сейчас поговорим об аутосомно-доминантном, с которым мы столкнулись в задачах выше.

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Источник

Урок-практикум: Решение задач по теме «Закономерности наследования признаков»

Выбранный для просмотра документ urok-praktikum.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок-практикум «Решение задач по теме «Закономерности наследования признаков» Поскина Т.А. учитель биологии МОУ «Плехановская СОШ»

«Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик, напоминает фаршированную рыбу, которая не умеет плавать» А.Л. Минц

Я считаю, что моя учительница не права в решении генетической задачи. Помогите, пожалуйста, установить правду. Скрестили 2-х мышей с генотипами 1) Аа бб и 2)Аа бб. А-доминантний признак серой окраски; а- рецессивний признак белой окраски; Б- доминантний признак длинного хвоста; б- рецессивний признак короткого хвоста. Какой процент вероятности рождения мышат серых с коротким хвостом? Помогите, пожалуйста. У меня вероятность получилась 75%; а у учителя- 100%. Кто прав?

Решение: 1) Раз чебурашка дожил до двух лет, значит, он живой (генотип аа исключается). Раз ему два года, уши большие, но не ветвящиеся (даже если его генотип АА), следовательно, вопрос сводится к тому, гомозиготен или гетерозиготен чебурашка. Логичнее всего было бы скрестить его с гомозиготой по рецессивному признаку (анализирующее скрещивание). Но по условию они умирают в детстве. Остается единственный выход – скрестить его с пятилетним чебурашкой с неветвящимися ушами (его генотип Аа). Если все потомки от этого скрещивания будут живы, то искомый чебурашка был гомозиготой (уши заветвятся). А если же 25% потомков умрут от стыда – гетерозиготой (Гене «впарили» беспородного чебурашку).

Читайте также:  Гепатита с симптомы у женщин первые признаки фото

2) Очевидно, что чебурашка – представитель типа хордовых. Так как чебурашка покрыт шерстью, значит, он принадлежит к классу млекопитающих. Видя короткие лапки и круглое тельце, можно сказать, что чебурашка – норное животное (по деревьям с такими лапками не полазаешь и от хищников точно не убежишь). У него большие глаза, следовательно, он ведет ночной образ жизни. Ну, а в заключение можно сказать, что питается он насекомыми, находя их с помощью острого слуха (большие уши). Следовательно, чебурашка – насекомоядное.

Решение: У девушки с первой группой крови (IOIO) от мужчины с I или III группой крови (IBIB, IBIO) ребенка со II группой крови (IAIA,IAIO) родиться не может. Так как о подмене ребенка какой-нибудь чернавкой в задаче ничего не сказано, значит, первый и второй богатыри не при чем. Третий и четвертый богатыри – голубоглазые, как и наша жгучая брюнетка (необычайное сочетание, хотя встречается иногда). Значит, и они не при чем: ребенок-то кареглазый. Пятый, шестой и седьмой богатыри отпадают (по условию). Увы! Зря королевич холопов напрягал. А вот Елисей вполне мог зачать ребенка и со II группой крови, и кареглазого. Ведь в его генотипе есть аллель IA. Учиться ему надо было прилежней – военных конфликтов было бы меньше!

Задача №3- селекционерам В кукольном театре Карабаса-Барабаса куклы были деревянные и фарфоровые. А так как куклы из его театра постоянно разбегались (из-за плохого обращения), Карабас-Барабас решил их разводить. И вот что он обнаружил: при скрещивании чистых линий деревянных Буратин и фарфоровых Мальвин все полученные потомки – фарфоровые. А при скрещивании чистых линий фарфоровых Буратин и деревянных Мальвин получаются только фарфоровые Мальвины и деревянные Буратины. К тому же Карабасу-Барабасу стало понятно, что высокой склонностью к побегам обладают именно деревянные Буратины. Каких кукол ему необходимо отстранить от скрещиваний, чтобы остановить процесс распада кукольного театра?

Решение: Так как при скрещивании гомозиготных деревянных Буратин с фарфоровыми Мальвинами все потомки фарфоровые, значит, аллель фарфорового тела является доминантным. Тогда при скрещивании чистых линий фарфоровых Буратин и деревянных Мальвин все потомки тоже должны оказаться фарфоровыми. Однако происходит расщепление. Следовательно, у фарфорового Буратины должно быть не два, а один «фарфоровый» аллель. Учитывая, что Буратино – чистая линия и не может быть гетерозиготой, то данный ген сцеплен с полом. Чтобы не получались деревянные Буратины (XаY), нужно отстранить от скрещивания деревянных Мальвин (Ха,Ха) и фарфоровых Мальвин-гетерозигот, носительниц неблагонадежного гена (ХАХа). P.S. Деревянных Буратин, как это ни странно, отстранять от скрещивания необязательно, так как от них деревянные Буратино родиться не могут (они дают сыновьям хромосому Y). Хотя их потомки – девочки – будут, как минимум, носительницами. Так что для верности можно и их исключить.

Рефлексия «Решать задачи мне трудно, так как…» «Решать задачи мне легко, так как…» «Решение задач для меня занятие приятное и интересное, потому что…»

Домашнее задание: Придумать творческую генетическую задачу.

Выбранный для просмотра документ Конспект урока.doc

МОУ «Плехановская СОШ»

Решение задач по теме «Закономерности наследования признаков»

Эпиграф урока: «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик, напоминает фаршированную рыбу, которая не умеет плавать» А.Л.Минц

Девиз урока: трудное сделать легким, легкое привычным, а привычное приятным.

Создать условия для закрепления знаний учащихся об особенностях наследования признаков при моногибридном, дигибридном скрещивании и наследовании, сцепленном с полом.

Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование умений пользоваться генетической терминологией и символикой, записывать схемы скрещивания и решетку Пеннета;

Обеспечить развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей и коммуникативных способностей учащихся;

Обеспечить дальнейшее развитие рефлексивных умений и волевых навыков школьников.

Тип урока: урок по закреплению знаний и способов деятельности.

Вступительное слово учителя

«Мутант-5» Ф. Полканов, с. 3-5.

— Генетические знания нужны в настоящее время многим специалистам – биологам, экологам, врачам, криминалистам, биотехнологам, селекционерам, зоотехникам, ветеринарам. Помимо владения теоретическими знаниями очень важно уметь применять их на практике, в частности при решении генетических задач. Решение задач не должно быть самоцелью, это способ усвоения теоретических основ генетики, сочетания их с фактическим материалом.

«Чем работа на сегодняшнем уроке будет вам полезна?»

Задача нашего урока состоит в том, чтобы на примерах решения задач, показать, какова роль генетики в современной жизни.

Сегодня вам предстоит побывать в роли специалистов по медицинской генетике центра «Планирование семьи», сотрудниками криминалистической лаборатории и специалистами-селекционерами.

Определение теоретического минимума, необходимого для решения задач: генотип, фенотип, локус, изменчивость, генетика, наследственность, гибрид, Мендель, аутосомы, дрозофилы,

дигибридное скрещивание, доминантный признак, рецессивный признак, гипотеза чистоты гамет, третий закон Менделя, аллельные гены, гомозигота, гетерозигота.

Презентация «Основные понятия генетики»

Разрешается пользоваться словариками, составленными учащимися к предыдущему уроку.

Задача №1- медицинским генетикам

У чебурашек уши бывают лопоухие (доминантный признак) и куцые (рецессивный признак). Причем куцеухие чебурашки умирают в раннем детстве от стыда, а у лопоухих гомозигот в пятилетнем возрасте уши начинают ветвиться.

Крокодил Гена купил на Птичьем рынке двухлетнего чебурашку и хочет поскорее узнать, будут ли к пяти годам уши у его питомца ветвиться. Что ему можно посоветовать?

Комментарии И. Затевахина: половозрелости чебурашки достигают в два года, беременность длится три месяца; живут чебурашки в неволе до десяти лет.

Как вы думаете, какое систематическое положение занимает чебурашка (к какому классу и отряду он относится)?

Решение: 1) Раз чебурашка дожил до двух лет, значит, он живой (генотип аа исключается). Раз ему два года, уши большие, но не ветвящиеся (даже если его генотип АА), следовательно, вопрос сводится к тому, гомозиготен или гетерозиготен чебурашка. Логичнее всего было бы скрестить его с гомозиготой по рецессивному признаку (анализирующее скрещивание). Но по условию они умирают в детстве. Остается единственный выход – скрестить его с пятилетним чебурашкой с неветвящимися ушами (его генотип Аа).

Если все потомки от этого скрещивания будут живы, то искомый чебурашка был гомозиготой (уши заветвятся). А если же 25% потомков умрут от стыда – гетерозиготой (Гене «впарили» беспородного чебурашку).

2) Очевидно, что чебурашка – представитель типа хордовых. Так как чебурашка покрыт шерстью, значит, он принадлежит к классу млекопитающих. Видя короткие лапки и круглое тельце, можно сказать, что чебурашка – норное животное (по деревьям с такими лапками не полазаешь и от хищников точно не убежишь). У него большие глаза, следовательно, он ведет ночной образ жизни. Ну, а в заключение можно сказать, что питается он насекомыми, находя их с помощью острого слуха (большие уши). Следовательно, чебурашка – насекомоядное.

Спящая красавица, после пробуждения оказавшаяся жгучей брюнеткой, родила блондину королевичу Елисею сына-брюнета. Елисей, на поверку оказавшийся страшным ревнивцем, собрал холопов и, вооружив их вилами и топорами, отправился разбираться к семи богатырям.

Можно ли обойтись без кровопролития и выяснить отцовство карапуза, если знать следующие факты?

Спящая красавица – I группа крови, голубоглазая.

Королевич Елисей – IV группа крови, кареглазый.

Карапуз – II группа крови, кареглазый.

Первый богатырь – I группа крови, кареглазый.

Второй богатырь – III группа крови, кареглазый.

Третий богатырь – IV группа крови, голубоглазый.

Четвертый богатырь – II группа крови, голубоглазый.

P.S. Пятый, шестой и седьмой богатыри в момент спасения Спящей красавицы были на охоте, в спасении не участвовали, и поэтому у них железное алиби.

Решение: у девушки с первой группой крови (IOIO) от мужчины с I или III группой крови (IBIB, IBIO) ребенка со II группой крови (IAIA,IAIO) родиться не может. Так как о подмене ребенка какой-нибудь чернавкой в задаче ничего не сказано, значит, первый и второй богатыри не при чем. Третий и четвертый богатыри – голубоглазые, как и наша жгучая брюнетка (необычайное сочетание, хотя встречается иногда). Значит, и они не при чем: ребенок-то кареглазый. Пятый, шестой и седьмой богатыри отпадают (по условию). Увы! Зря королевич холопов напрягал. А вот Елисей вполне мог зачать ребенка и со II группой крови, и кареглазого. Ведь в его генотипе есть аллель IA. Учиться ему надо было прилежней – военных конфликтов было бы меньше!

Читайте также:  Признаки остеохондроза у собак

Задача №3- селекционерам

В кукольном театре Карабаса-Барабаса куклы были деревянные и фарфоровые. А так как куклы из его театра постоянно разбегались (из-за плохого обращения), Карабас-Барабас решил их разводить. И вот что он обнаружил: при скрещивании чистых линий деревянных Буратин и фарфоровых Мальвин все полученные потомки – фарфоровые. А при скрещивании чистых линий фарфоровых Буратин и деревянных Мальвин получаются только фарфоровые Мальвины и деревянные Буратины. К тому же Карабасу-Барабасу стало понятно, что высокой склонностью к побегам обладают именно деревянные Буратины.

Каких кукол ему необходимо отстранить от скрещиваний, чтобы остановить процесс распада кукольного театра?

Решение: так как при скрещивании гомозиготных деревянных Буратин с фарфоровыми Мальвинами все потомки фарфоровые, значит, аллель фарфорового тела является доминантным. Тогда при скрещивании чистых линий фарфоровых Буратин и деревянных Мальвин все потомки тоже должны оказаться фарфоровыми. Однако происходит расщепление. Следовательно, у фарфорового Буратины должно быть не два, а один «фарфоровый» аллель. Учитывая, что Буратино – чистая линия и не может быть гетерозиготой, то данный ген сцеплен с полом. Чтобы не получались деревянные Буратины (XаY), нужно отстранить от скрещивания деревянных Мальвин (Ха,Ха) и фарфоровых Мальвин-гетерозигот, носительниц неблагонадежного гена (ХАХа).

P.S. Деревянных Буратин, как это ни странно, отстранять от скрещивания необязательно, так как от них деревянные Буратино родиться не могут (они дают сыновьям хромосому Y). Хотя их потомки – девочки – будут, как минимум, носительницами. Так что для верности можно и их исключить.

Заключение: ребята, сегодня на уроке вы побывали в роли медиков – генетиков, криминалистов, селекционеров. Пусть задачи, которые вы решали шуточные, но, я думаю, вы поняли, насколько интересна, сложна и полезна эта работа.

Скажите, пригодится ли где- то в жизни вам умение решать генетические задачи?

Домашнее задание: придумать свою задачу по генетике, вспомнив любимые сказки, подключив фантазию.

В родильном доме перепутали двух мальчиков (А и В). У А – первая группа крови, у В – вторая. Родители одного из них с 1 и 4 группами, а другого – с 1 и 3 группами крови. Кто чей сын?

Ответ: у А родители с 1 и 3 группами, у В – с 1 и 4.

Если женщина с веснушками (доминантный признак) и волнистыми волосами (доминантный признак), у отца которой были прямые волосы и не было веснушек, выйдет замуж за мужчину с веснушками и прямыми волосами (оба его родителя с такими же признаками), то какими могут быть у них дети?

Ответ: все дети в этой семье будут с веснушками, а вероятность рождения их с прямыми и волнистыми волосами – по 50%

Мужчина с нормальной свертываемостью крови взволнован известием о том, что сестра его жены родила мальчика-гемофилика (он думает о здоровье своих будущих детей). В какой мере могло бы его успокоить сообщение, что среди родственников его жены по материнской линии гемофилия никогда не наблюдалась

( рецессивный ген гемофилии локализован в х-хромосоме)

В одном родильном доме перепутали двух детей. Первая пара родителей имеет 1 и 2 группы крови, вторая пара – 2 и 4. один ребенок имеет 2 группу, а второй – 1 группу. Определите родителей обоих детей. ( 1 группа (0) – 00, 2 группа (А) – АА или А0, 3 группа (В) – ВВ или В0, 4 группа (АВ) – АВ)

Кроссворд «Генетические термины»

11

Совокупность внешних и внутренних признаков организма

место расположения гена в хромосоме

общее свойство всех организмов приобретать новые признаки в пределах вида

особь, в генотипе которой находятся одинаковые аллели одного гена

наука о наследственности и изменчивости

особь, в генотипе которой находятся разные аллели одного гена

объекты, с которыми проводил свои опыты Т. Морган

гены, обеспечивающие развитие альтернативных признаков

совокупность генов, полученная организмом от родителей

общее свойство всех организмов передавать свои признаки потомкам

одна особь гибридного поколения

признак, подавляющий другие

хромосомы, по которым у самцов и самок нет различий.

5 – генетика, 6 – гетерозиготная, 7 – дрозофилы,

8 – аллельные, 9 – генотип, 10 – Мендель,

11 – наследственность, 12 – гибрид, 13 – доминантный, 14 – рецессивный, 15 – аутосомы

Использованная литература и Интернет-ресурсы

Полканов Ф. «Мутант-5», с. 3-5.

Выбранный для просмотра документ приложение к уроку-практикуму.doc

«Решать задачи мне трудно, так как…»

«Решать задачи мне легко, так как…»

«Решение задач для меня занятие приятное и интересное, потому что…»

«Решать задачи мне трудно, так как…»

«Решать задачи мне легко, так как…»

«Решение задач для меня занятие приятное и интересное, потому что…»

Кроссворд «Генетические термины»

11

Совокупность внешних и внутренних признаков организма

место расположения гена в хромосоме

общее свойство всех организмов приобретать новые признаки в пределах вида

особь, в генотипе которой находятся одинаковые аллели одного гена

наука о наследственности и изменчивости

особь, в генотипе которой находятся разные аллели одного гена

объекты, с которыми проводил свои опыты Т. Морган

гены, обеспечивающие развитие альтернативных признаков

совокупность генов, полученная организмом от родителей

общее свойство всех организмов передавать свои признаки потомкам

одна особь гибридного поколения

признак, подавляющий другие

хромосомы, по которым у самцов и самок нет различий.

Задача №1- медико-генетическое консультирование

У чебурашек уши бывают лопоухие (доминантный признак) и куцые (рецессивный признак). Причем куцеухие чебурашки умирают в раннем детстве от стыда, а у лопоухих гомозигот в пятилетнем возрасте уши начинают ветвиться.

Крокодил Гена купил на Птичьем рынке двухлетнего чебурашку и хочет поскорее узнать, будут ли к пяти годам уши у его питомца ветвиться. Что ему можно посоветовать?

Комментарии: половозрелости чебурашки достигают в два года, беременность длится три месяца; живут чебурашки в неволе до десяти лет.

Как вы думаете, какое систематическое положение занимает чебурашка (к какому классу и отряду он относится)?

Спящая красавица, после пробуждения оказавшаяся жгучей брюнеткой, родила блондину королевичу Елисею сына-брюнета. Елисей, на поверку оказавшийся страшным ревнивцем, собрал холопов и, вооружив их вилами и топорами, отправился разбираться к семи богатырям.

Можно ли обойтись без кровопролития и выяснить отцовство карапуза, если знать следующие факты?

Спящая красавица – I группа крови, голубоглазая.

Королевич Елисей – IV группа крови, кареглазый.

Карапуз – II группа крови, кареглазый.

Первый богатырь – I группа крови, кареглазый.

Второй богатырь – III группа крови, кареглазый.

Третий богатырь – IV группа крови, голубоглазый.

Четвертый богатырь – II группа крови, голубоглазый.

P.S. Пятый, шестой и седьмой богатыри в момент спасения Спящей красавицы были на охоте, в спасении не участвовали, и поэтому у них железное алиби.

В кукольном театре Карабаса-Барабаса куклы были деревянные и фарфоровые. А так как куклы из его театра постоянно разбегались (из-за плохого обращения), Карабас-Барабас решил их разводить. И вот что он обнаружил: при скрещивании чистых линий деревянных Буратин и фарфоровых Мальвин все полученные потомки – фарфоровые. А при скрещивании чистых линий фарфоровых Буратин и деревянных Мальвин получаются только фарфоровые Мальвины и деревянные Буратины. К тому же Карабасу-Барабасу стало понятно, что высокой склонностью к побегам обладают именно деревянные Буратины.

Каких кукол ему необходимо отстранить от скрещиваний, чтобы остановить процесс распада кукольного театра?

Если женщина с веснушками (доминантный признак) и волнистыми волосами (доминантный признак), у отца которой были прямые волосы и не было веснушек, выйдет замуж за мужчину с веснушками и прямыми волосами (оба его родителя с такими же признаками), то какими могут быть у них дети?

Мужчина с нормальной свертываемостью крови взволнован известием о том, что сестра его жены родила мальчика-гемофилика (он думает о здоровье своих будущих детей). В какой мере могло бы его успокоить сообщение, что среди родственников его жены по материнской линии гемофилия никогда не наблюдалась

( рецессивный ген гемофилии локализован в х-хромосоме)

В одном родильном доме перепутали двух детей. Первая пара родителей имеет 1 и 2 группы крови, вторая пара – 2 и 4. Один ребенок имеет 2 группу, а второй – 1 группу. Определите родителей обоих детей. ( 1 группа (0) – 00, 2 группа (А) – АА или А0, 3 группа (В) – ВВ или В0, 4 группа (АВ) – АВ)

Источник

Adblock
detector