Вспомни и запиши все признаки сказки

Содержание
  1. Пушкин сделал!
  2. Сивка-Бурка (стр. 25-29) Бойкина Виноградская Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
  3. Найди в сказке зачин. Запиши его.
  4. Составь таблицу сказочных зачинов. Назови сказки.
  5. По каким признакам можно определить волшебную сказку? Выбери словосочетания. Дополни своими словами и запиши.
  6. Вспомни сказку, в которой есть один из волшебных предметов. Как она называется? Кто является главным героем? Какие события происходят в ней? Составь рассказ и запиши.
  7. Рассказ о сказке с волшебным предметом для 3 класса.
  8. Рассмотри иллюстрацию художника В. Васнецова на с. 43 учебника (часть 1). К какому эпизоду сказки можно её отнести? Так ли ты представлял себе Иванушку и Елену Прекрасную? Используя данную иллюстрацию, перескажи эту часть сказки. Опиши героев.
  9. Пересказ эпизода сказки «Сивка-бурка».
  10. Придумай свои вопросы по содержанию сказки. Запиши их.
  11. Вопросы по содержанию сказки «Сивка-Бурка»:
  12. Как бы ты сказал, что такое сказка? Дать определение тебе помогут опорные слова: это произведение; изображается чудесное, необычное; раньше передавалось из уст в уста. Запиши своё определение.
  13. Какие признаки волшебной сказки ты можешь назвать?
  14. Напиши названия сказок, которые можно поместить в книгах.
  15. Бытовые сказки:
  16. Сказки о животных:
  17. Волшебные сказки:
  18. Рассмотри иллюстрации к разделу «Устное народное творчество». Какие из них тебе больше всего понравились? Сравни произведения художников Ивана Яковлевича Билибина и Виктора Михайловича Васнецова, которые создали много прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказок и былин.
  19. Найди в энциклопедии сведения о жизни и творчестве этих художников. Составь рассказ об одном из них, используй следующие слова: годы жизни; создал много произведений на тему; мне больше всего нравится; на ней изображено. Запиши план своего рассказа.
  20. Рассказ о художнике Иване Яковлевиче Билибине для 3 класса.
  21. Признаки сказки

Пушкин сделал!

готовые домашние задания

Home » Литературное чтение » Сивка-Бурка (стр. 25-29) Бойкина Виноградская Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Сивка-Бурка (стр. 25-29) Бойкина Виноградская Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Вступай в наше сообщество Вконтакте и получай больше полезной информации! Домашнее задание на 5+!

Жил-был старик и было у него три сына. Младшего все Иванушкой-дурачком звали.

Жить-поживать Веселым пирком

Мудрая девушка Жили-были

В некотором царстве, в некотором государстве

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается

В тридевятом царстве, тридесятом государстве

Ехал однажды мужик с базара

Пометка для родителей: «Жить-поживать» и «Веселым пирком» — это концовки сказок, поэтому в таблицу зачинов их заносить не нужно. «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» — это присказка, также не является зачином и в таблицу не вноситься

Все словосочетания являются признаками волшебной сказки

троекратные повторы чудеса и превращения

Баба-Яга особый сказочный зачин

волшебные слова волшебные предметы

Семь признаков волшебных сказок:

ковер-самолет сапоги-скороходы волшебная палочка

Шапка невидимка: В.А.Жуковский «Сказка о Иване Царевиче и сером волке», «Василиса Прекрасная», «Вещий сон», А.Пушкин «Руслан и Людмила», «Крестьянский сын Иван да царь Иван»

Ковер-самолет: Л.Лагин «Старик Хоттабыч», «Сказка об Иване – гостинном сыне», «Вещий сон», Тысяча и одна ночь»

Скатерть-самобранка: «Два Ивана», «Королевич и его дядька», «Скатерть, баранчик и сума»

Сапоги-скороходы: Ш.Перро «Мальчик с пальчик», В.Гауф «Маленький мук»

Волшебная палочка: Ш.Перро «Золушка», Дж. Роулинг «Гарри Поттер»

Краткое содержание сказки «Два Ивана»: герои два брата – бедный и богач, бедному Ветер подарил скатерть самобранку, богач попросил его дать скатерть и не вернул, Солнышко подарило бедному козочку, дающую золото, богач попросил и не вернул ее, Мороз подрали бедняку сумочку-выручалочку с двумя молодцами. Богач попросил сумочку, молодцы побили богача и он вернул бедному скатерть-самобранку, козочку и сумочку-выручалочку.

Иванушка-дурачок влез Сивке-бурке в правое ухо, а вылез в левое, и стал он прекрасным молодцом, статным и красивым. Въехал Иванушка в город верхом на Сивке-бурке, доскочил до окна высокого терема Елены Прекрасной и успел снять заветный перстень с руки Елены Прекрасной и поцеловать ее в алые губы. Я представляю Иванушку смелым, решительным, ловким и мужественным, одетым в расшитый кафтан и в красные сафьяновые сапоги.

Я представляю Елену Прекрасную красивой молодой девушкой, с распущенными длинными темными волосами, в желтом вышитом сарафане, голова ее украшена короной. На картине В.Васнецова Елена Прекрасная выглядит нежной, женственной, немного смущенной и испуганной, заметно, что Иванушка ей приглянулся, она протягивает ему свою руку с перстнем и позволяет себя поцеловать.

Как бы ты сказал, что такое сказка? Дать определение тебе помогут опорные слова: это произведение; изображается чудесное, необычное; раньше передавалось из уст в уста. Запиши свое определение.

Сказка – это повествовательное произведение, изображающее чудесные и необычные события, происходящие с героями. Сказки – это одни из самых древних произведений фольклора, передавались из уст в уста, из поколения в поколение.

Признаки волшебной сказки: особый сказочный язык (присказки, концовка и зачин, волшебные слова, повторы), место и время действия неопределенно, разделение реального и волшебного мира, положительный герой проходит испытания и борется со злом, добро побеждает зло, присутствуют сказочные персонажи, чудесные события, герою помогают волшебные помощники (необычные существа или волшебные предметы).

Напиши названия сказок, которые можно поместить в книгах

Бытовые сказки (примеры): «Курочка ряба», «Репка», «Каша из топора», «У страха глаза велики», «Умный работник», «Маша и медведь», «Мужик и медведь»

Сказки о животных (примеры): «Зимовье зверей», «Заячья избушка», «Кот, петух и лиса», «Теремок», «Лиса и журавль», «Хвосты», «Лисичка со скалочкой», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка»

Волшебные сказки (примеры): «Золотая рыба», «Марья Моревна», «Иван-царевич и Серый волк», «Василиса Прекрасная», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Дюймовочка», «Карлик нос», «Калиф аист», «Золотой ключик»

Сравнение произведений И.Я.Билибина и В.М.Васнецова. В творчестве этих художников много общего, сюжеты картин были выбраны по мотивам русского народного фольклора – сказок и былин, а также сказок Пушкина. Оба художника участвовали в создании иллюстраций к книгам. Картины Билибина дальше от реальности, более фантастичны, ярче, контрастны, в них меньше деталей, они плоские почти без теней. Картины Васнецова ближе к реальному миру, в них меньше контрастов и больше уделено внимания деталям.

Найди в энциклопедии сведения о жизни и творчестве этих художников.

Составь рассказ об одном из них, используя следующие слова: годы жизни; создал много произведений на тему; мне больше всего нравиться; на ней изображено.

Запиши план своего рассказа.

План рассказа о В.М.Васнецове

Рассказ о В.М.Васнецове

Виктор Михайлович Васнецов (годы жизни 1848-1926) родился 15 мая 1848 года под Вяткой, получив духовное образование в семинарии, уехал в Санкт-Петербург, чтобы учиться в Академии художеств, после окончании которой путешествовал по Европе. Вернувшись в Россию, участвует в выставках передвижников, в реставрации и строительстве архитектурных объектов Москвы (фасад Третьяковской галереи), иллюстрирует книги. У Васнецова было 5 детей. Умер в Москве 23 июля 1926 года.

В.Васнецов создал много произведений на тему русских сказок: картины «Витязь на распутье», «Аленушка», «Ковер-самолет», «Иван-царевич на Сером волке», «Богатыри», «Снегурочка», «Встреча Олега с кудесником», «Царевна-лягушка», «Спящая царевна», др.

Источник

Найди в сказке зачин. Запиши его.

Чтение произведения устного народного творчества «Сивка-бурка» мы начинаем с таких слов:

«. Было у старика трое сыновей: двое умных, а третий Иванушка-дурачок; день и ночь дурачок на печи валяется. »

Эти слова из сказки начинают произведение и называются зачином.

Для начала немного порассуждаем о том, что такое зачин сказки и зачем нам нужно его изучать на уроках литературном чтении в 3 классе.

На самом деле зачин выполняет множество полезных функций для понимания сказки читателем.

Первое — это то, что в зачине читатель знакомится с главными героями сказки.

Второе — сказочный зачин рассказывает о том, где будут происходить сказочные события.

Читайте также:  Диагностические признаки в психодиагностике это

Третье — это описание времени, в котором ведут начало события этого сказочного произведения.

Четвёртое — в самом начале чтения внимательно прочитав зачин, сразу становится понятен образ и характер сказочных героев, а также можно оценить их поступки.

Пятое — сказочные зачины состоят из слов, которые не используются в повседневном общении.

Например, возьмём зачин «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. »

Изучив эту информацию, мы понимаем, что зачин является одним из важнейших частей русских народных сказок, как произведений устного народного творчества русского народа.

Да и каждый из нас ещё с детства помнит волшебные сказочные слова «Жили — были».

После этих слов сразу начинается волшебство и погружение в мир сказочных героев, которые преодолеют все преграды, помогут тем, кому нужна помощь, спасут всех прекрасных принцесс от злых колдунов и всё это закончиться благополучно, а герои сказки будут вознаграждены за своё доброе сердце.

Составь таблицу сказочных зачинов. Назови сказки.

Читая предложенное по заданию о заполнении таблицы сказочных зачинов, с которых начинаются народные русские сказки, сразу приходит на ум, то, что все эти сказочные зачины знакомы каждому русскому человеку с детства.

Во многих русских сказках используется зачин «в некотором царстве, некотором государстве», «жили — были» и, конечно, «в тридесятом царстве, тридесятом государстве».

Вот с них и начнём заполнение нашей таблицы.

По каким признакам можно определить волшебную сказку? Выбери словосочетания. Дополни своими словами и запиши.

Волшебную сказку очень просто определить читателю любящему народное творчество.

В первую очередь — это уже знакомый нам сказочный зачин, из которого мы узнаем, где будут происходить сказочные события, и с какими сказочными героями познакомимся.

Во вторую очередь — это волшебные слова, которые заставляют волшебные предметы служить главным героям сказки.

Ну а волшебные превращения и чудеса Бабы-яги, а также троекратные повторы однозначно указывают читателю на волшебную сказку.

Вспомни сказку, в которой есть один из волшебных предметов. Как она называется? Кто является главным героем? Какие события происходят в ней? Составь рассказ и запиши.

Для начала разберёмся с волшебными предметами из сказок:

1) О волшебной палочке мы читаем в сказке «Золушка»

2) Ковёр-самолёт знаком читателю по сказке «Старик Хоттабыч»

3) Шапка-невидимка встречается в сказках «Царевна — лягушка» и «Руслан, и Людмила»

4) Скатерть-самобранка в сказках «Королевич и его дядька» и скатерть-самобранка, кошелёк-самотряс и двое из сумы.

Рассказ о сказке с волшебным предметом для 3 класса.

С волшебным предметом ковром-самолётом мы знакомимся в сказке «Старик Хоттабыч».

Московский школьник Волька вылавливает из Москвы — реки старинный кувшин, в котором заключён могущественный джин.

Волька назвал джина Хоттабычем.

Хоттабыч одаривает Вольку и его друга сказочными богатствами за своё спасение из заточения, даже переносит мальчиков в Индию.

Но что-то пошло не так.

Именно в Индию потом приходится лететь старику Хоттабычу на ковре-самолёте, чтобы забрать мальчиков домой.

Ещё много чудес совершает джин ради мальчиков, но все они как-то невпопад и счастья детям не приносят.

Со временем старик Хоттабыч понимает, что его чудеса приносят только вред и решает просто учиться у мальчишек званиям о современном мире.

У джина хорошо получается, заниматься радиотехникой.

На этом сказка заканчивается, и автор прощается с главными героями.

Рассмотри иллюстрацию художника В. Васнецова на с. 43 учебника (часть 1). К какому эпизоду сказки можно её отнести? Так ли ты представлял себе Иванушку и Елену Прекрасную? Используя данную иллюстрацию, перескажи эту часть сказки. Опиши героев.

В своей иллюстрации сказки «Сивка-бурка» Васнецов изображает эпизод сказки, где Иванушка — дурачок в образе царевича подлетает к башне на волшебном коне и целует Елену Прекрасную, снимая заветный перстень с руки.

Пересказ эпизода сказки «Сивка-бурка».

Вызвал Иванушка к себе Сивку Бурку, пролез через уши и, превратившись в молодца, прыгнул на коня волшебного и допрыгнул до царевны в высокой башне.

Поцеловал он царевну Елену Прекрасную, снял с её руки заветный перстень и умчался восвояси.

Описание героев картины Васнецова «Сивка-Бурка»

Васнецов изобразил Иванушку на этой картине богато одетым молодцем.

Он одет в красивый зелёный кафтан, расшитый золотом, синие шелковых шароварах и красных сапогах.

Елену Прекрасную мы видим в царской короне, одетую в роскошное розовое платье, вышитое золотом, которое надето на белый шелковый сарафан.

Царевна распустила длинные волосы по плечам и закрыла глаза для поцелуя.

Придумай свои вопросы по содержанию сказки. Запиши их.

Вопросы по содержанию сказки «Сивка-Бурка»:

1) Почему Иванушку называли дурачком?

2) Почему Иванушка не рассказывал о себе правду братьям и отцу?

3) Почему Иванушка сразу не признался на пиру Елене Прекрасной, что у него заветный перстень?

Как бы ты сказал, что такое сказка? Дать определение тебе помогут опорные слова: это произведение; изображается чудесное, необычное; раньше передавалось из уст в уста. Запиши своё определение.

Сказка — это произведение устного народного творчества.

В русских народных сказках рассказывается о необычных местах, и происходят много чудесных событий, которые не встретить в обычной жизни.

Очень много лет сказки передавались из уст в уста, пока не стало развиваться книгопечатание.

После начала книгопечатания на Руси сказки удалось записать.

Какие признаки волшебной сказки ты можешь назвать?

Признаки волшебной сказки практически всем нам знакомы с детства.

Начинается сказка с зачина, продолжается чудесными превращениями сказочных помощников.

Во многих волшебных сказках нам встречаются троекратные повторы и невероятные события.

Напиши названия сказок, которые можно поместить в книгах.

Бытовые сказки:

4) Не любо — не слушай.

Сказки о животных:

3) Волк и семеро козлят.

Волшебные сказки:

Рассмотри иллюстрации к разделу «Устное народное творчество». Какие из них тебе больше всего понравились? Сравни произведения художников Ивана Яковлевича Билибина и Виктора Михайловича Васнецова, которые создали много прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказок и былин.

Сравнивать произведения таких знаменитых и талантливых художников как Васнецов и Билибин очень сложно. Их иллюстрации сказок и былин очень точно отражают задумку автора произведений.

Иллюстрации красиво нарисованы, глядя на них понимаешь характер героев и других сказочных персонажей.

Хочу сказать, что мне нравятся все иллюстрации художников Васнецова и Билибина в разделе «Устное народное творчество».

Найди в энциклопедии сведения о жизни и творчестве этих художников. Составь рассказ об одном из них, используй следующие слова: годы жизни; создал много произведений на тему; мне больше всего нравится; на ней изображено. Запиши план своего рассказа.

Мне бы хотелось написать рассказ о знаменитом русском художнике Билибине.

Рассказ о художнике Иване Яковлевиче Билибине для 3 класса.

1) Детство и юность Билибина.

2) «Билибинский» стиль иллюстрации.

3) К художнику приходит популярность.

4) Билибин путешествует по миру.

5) Художник переезжает жить в СССР.

Будущий художник родился в посёлке Тарховка, около Санкт-Петербурга 16 августа 1876 года, умер 7 февраля 1942 года, прожив 66 лет.

В 12 лет поступил в петербургскую гимназию, закончив её в 1896 году с серебряной медалью.

После Билибин обучался в рисовальной школе и мастерской художника Антон Ажбе.

В 1900 году начало учёбы в Академии художеств под руководством знаменитого художника Ильи Репина.

В 1899 году Билибин впервые иллюстрирует сказку об Иване — царевиче, Жар-птице и о Сером Волке и его стиль иллюстрации узнают как «билибинский».

К художнику приходит популярность в творческой среде, и Билибин получает заказ на иллюстрацию сказок знаменитого Пушкина о царе Салтане и золотом гребешке.

Через какое-то время творчество Билибина выходит за пределы иллюстраций, он занимается оформлением опер и рисованием карикатур.

За годы своей жизни художник Билибин создал множество иллюстраций сказок и обложек книг, но мне больше всего нравится первая «билибинская» иллюстрация 1899 года, на ней изображена избушка Бабы-яги на курьих ножках.

Читайте также:  Действия при первых признаках простуды у ребенка 2 лет

В определённый период Билибин много путешествовал по Египту, Серии, Палестине и Европе.

В 1936 году художник на постоянной основе поселяется в Ленинграде, преподаёт во Всероссийской академии художеств и работает как оформитель постановок и создаёт иллюстрации.

Во время войны Билибин остаётся жить в Ленинграде и попадает в блокаду.

В это тяжёлое время он попадает в больницу Всероссийской Академии художеств и там умирает.

Источник

Признаки сказки

Сказка чаще написана в прозе, но может быть и стихотворной;

Она рассказывает о волшебных событиях;

Дает обобщающую картину реального мира;

В ней добро побеждает зло;

Герой проходит ряд испытаний, из которых после пережитых трудностей выходит победителем;

Сказка выражает мечты народа о лучше жизни;

Сказка любит яркие художественные приемы;

В ней мы ощущаем присутствие автора-сказителя, дающего оценку событиям и героям;

Сказка нередко пользуется особым зачином и концовкой.

Приведи примеры художественных средств, часто использующихся в сказках:

Гипербола – художественное преувеличение.

Присказка – род вступления или концовки в народной сказке; обычно не связана с ее содержанием

Прибаутка – шутливое, остроумное выражение обычно в поэтической форме или поговорочного характера

Повтор – прием в художественной речи, заключающийся в двукратном или многократном повторении одних и тех же звуков, слов и т.п. в определенной последовательности.

1) О чем рассказывают сказки?

2) Кто является героями в сказках о животных?

3) О чем повествуется в бытовых сказках?

4) Сказки, в которых происходят фантастические (волшебные) события, называются волшебными. Герой в волшебных сказках всегда сам справляется с трудностями или ему иногда помогает волшебный помощник? Приведи пример.

Пишем сказку о животных

Сделай в тетради таблицу и заполни ее своими примерами: представь качества и черты людей через соответствующих этим качествам животных (Подсказка. Используй сюжеты известных тебе басен И.А. Крылова).

Качества человека Животное

мудрость сова, змея

Вспомни повадки и поведение названных тобой животных.

Используя названные глаголы, составь сюжет будущей сказки о животных, предварительно отобрав ее героев.

В густом и красивом лесу, в большом доме дружно жили Лошадь, Петух, Корова, Курица, Собака и Кошка.

Петух всех будил на рассвете и заботился о Курице, Лошадь пахала землю, сеяла пшеницу и собирала урожай. Корова всех поила молоком. Собака охраняла дом. Кошка убаюкивала всех вечером перед сном. Жили они да добра наживали.

Набрела на их дом одинокая свинья. Увидела, как живут Лошадь, Корова, Петух, Курица, Собака и Кошка, и позавидовала им. Долго просила она дружных и трудолюбивых животных принять ее в большую семью. Они и согласились. Обрадовалась Свинья, громко захрюкала. Спрашивают ее животные: «В что ты умеешь делать?» Отвечает Свинья: «Умею есть все подряд. Умею ямы большие рыть. Умею быстро толстеть». Расстроились Лошадь, Корова, Петух, Курица, Собака и Кошка и говорят: «Такие уменья нам не нужны!» Обиделась Свинья и нарыла во дворе глубоких ям. А потом пошла в поле, вспаханное и засеянное Лошадью, истоптала, съела всю пшеницу и так объелась, что с места сдвинуться не могла. А мимо поля проходил Крестьянин. Увидел он жирную свинью, и погнал палкой к себе в деревенский дом – тушенку и колбасу делать.

И снова Лошадь, Корова, Петух, Курица, Собака и Кошка стали жить-поживать да добра наживать.

Найди в сказке признаки жанра. Подчеркни и напиши их названия.

Напиши на отдельном листе сказку о животных. Сделай иллюстрации.

Пишем социально-бытовую сказку

Перечисли, какие черты характера тебе больше всего не нравятся. Напротив каждого качества или группы качеств и черт характера нарисуй и запиши портрет человека, внешность которого соответствует этому качеству или черте характера (используй в портрете эпитеты, сравнения, гиперболы).

Придумай сюжет бытовой сказки.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были два брата: один – Жадка (очень уж жадный был), а другой – Щедротка (все, что имел, людям отдавал).

(Включи в сказку портретную характеристику братьев).

Продолжи сказку, отвечая на вопросы:

Как окружающие относились к братьям? (используй антитезу, подбери антонимы: любили – ненавидели, уважали – презирали, приходили в гости – обходили стороной и т.д.)

Что может произойти с богатством Жадки? (Варианты: пожар, наводнение от страшного ливня, ураган, нападение воров).

Как отплатили люди Щедротке за щедрость и доброту?

А как люди наказали Жадку?

Как ты думаешь, чем должна закончится сказка, если добро в ней должно победить зло? Должен ли Жадка измениться?

Стали ли братья жить дружно и добра наживать да с людьми делиться?

Найди в написанной тобой с помощью вопросов бытовой сказке черты этого жанра, подчеркни их и подпиши.

Напиши бытовую сказку самостоятельно. Сделай иллюстрации.

Пишем волшебную сказку

А теперь начинается самое интересное. Придумай и запиши любые фантастические события. Но помни, в их основе должны лежать реальные происшествия.

И если в твоей сказке будут действовать инопланетяне, они все равно должны быть похожими на людей, так как предметом изображения в литературе всегда является жизнь человека, его взаимоотношения с другими людьми, с властью, с обществом, с окружающим миром.

Теперь попробуй написать сказку.

Используй эти советы:

В волшебной сказке можно рассказывать о превращениях героев, воскрешении из мертвых, наделять животных человеческой речью, придумывать образы фантастических существ или использовать образы известных тебе героев из мифов, легенд, поверий и верований.

Помни, что в волшебных сказках может присутствовать волшебный помощник главного героя.

В сюжете часто используется троекратное повторение.

Герой в волшебной сказке проходит ряд испытаний, получает награду за мужество, смелость, добросердечность, смекалку, трудолюбие. А злые, эгоистичные получают наказание.

Можно использовать образ пути-дорожки, который играет роль судьбы человека.

Силу героя, его помощников и его врагов можно преувеличивать.

Помни, в сказке должен быть счастливый конец.

Не придумывай очень много героев. Тебе будет трудно связать их действия в один сюжет.

Соблюдай привычную композицию и обязательные элементы сказки: сказочный зачин, повторы, фантастические события, присказки, прибаутки, фольклорные эпитеты (краса-девица, добрый молодец, темный лес, высокие горы, темные леса, синее море, шелковые травы, красно солнышко и др.), сказочную концовку.

Постарайся при описании героев и событий выразить свое отношение к происходящему.

— Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются.

— Число функций, известных волшебной сказке, ограниченно.

— Последовательность функций всегда одинакова.

1. Отлучка кого-либо из членов семьи.

Родители уходят на работу. «Надо было князю ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках». «Уезжает он (купец) как-то в чужие страны». Обычны формы отлучки: на работу, в лес, торговать, на войну, «по делам».

Иногда отлучаются лица младшего поколения. Они идут или едут в гости, рыбу ловить, гулять, за ягодами.

2. Запрет, обращенный к герою.

«В этот чулан не моги заглядывать». «Береги братца, не ходи со двора». «Ежели придет яга-баба, ты ничего не говори, молчи». «Много князь ее уговаривал, заповедал не покидать высока терема» и пр.

3. Нарушение запрета.

Формы нарушения соответствуют формам запрета, функции 2 и 3 составляют парный элемент.

Антагонист получает непосредственно ответ на свой вопрос.

Антагонист или вредитель принимает чужой облик. Змей обращается золотой козой, прекрасным юношей. Ведьма прикидывается «сердечной старушкой», подражает голосу матери. Воровка прикидывается нищей.

Затем следует и самая функция. Ведьма предлагает принять колечко, кума предлагает попариться, ведьма предлагает снять платье, выкупаться в пруду. Мачеха дает пасынку отравленные лепешки. Она втыкает в его одежду волшебную булавку. Злые сестры уставляют окно, через которое должен прилететь Финист, ножами и остриями.

Читайте также:  Маскировка в лесу без признаков присутствия

7. Невольное пособничество.

Герой соглашается на все уговоры антагониста, т.е. берет колечко, идет париться, купаться и т.д. Можно заметить, что запреты всегда нарушаются, обманные предложения, наоборот, всегда принимаются и выполняются.

8. Вредительство (или недостача).

Эта функция чрезвычайно важна, так как ею, собственно, создается движение сказки.

Беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают его.

10. Начинающееся противодействие.

Герой соглашается или решается на противодействие. «Позволь нам твоих царевен разыскать».

11. Герой покидает дом.

Отправки героев-искателей и героев-пострадавших различны. Первые имеют целью поиски, вторые открывают начало того пути без поисков, на котором героя ждут различные приключения. Нужно иметь в виду следующее: если похищается девушка и за ней идет искатель, то дом покидается двумя лицами. Но путь, за которым следит рассказ, путь, на котором строится действие, есть путь искателя. Если же, например, изгоняется девушка и искателя нет, то повествование следит за отправкой и приключениями пострадавшего героя.

12. Даритель испытывает героя.

Герой встречает волшебного дарителя. Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение им волшебного средства или помощника. Яга задает девушке домашние работы. Лесные богатыри предлагают герою три года служить. Умирающий или умерший просит оказать услугу. К герою обращаются с просьбой о пощаде и т.д.

13. Герой реагирует на действия будущего дарителя.

Герой выдерживает (не выдерживает) испытание. Герой отвечает (не отвечает) на приветствие. Он оказывает (не оказывает) услугу умершему. Он отпускает плененного. Он щадит просящего и т.д.

14. Получение волшебного средства.

Волшебными средствами могут служить: 1) животные (конь, орел и пр.); 2) предметы, из которых являются волшебные помощники (огниво с конем, кольцо с молодцами); 3) предметы, имеющие волшебное свойство, как, например, дубины, мечи, гусли, шары и многие другие; 4) качества, даруемые непосредственно, как, например, сила, способность превращаться в животных и т.д.

15. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков.

Он летит по воздуху. На коне, на птице, в образе птицы, на летучем корабле, на ковре-самолете, на спине великана или духа, в коляске черта и т.д. Полет на птице иногда сопровождается деталью: ее по пути нужно кормить, герой берет с собой быка и пр. Он едет по земле или воде. Верхом на коне или на волке. На корабле. Безрукий несет безногого. Кот переплывает реку на спине собаки. Клубочек указывает путь. Лисица ведет героя к царевне и т.д.

16. Герой и антагонист вступают в борьбу.

Герой во время боя получает рану. Царевна будит его перед боем, нанося ему ранку ножом в щеку. Царевна метит героя перстнем в лоб. Она его целует, отчего на лбу загорается звезда. Герой получает кольцо или полотенце. Соединение двух форм мы имеем в том случае, если героя ранят в бою и рана перевязывается платочком царевны или короля.

18. Антагонист побежден.

Он побеждается в открытом бою. Он побеждается при состязании. Он проигрывает в карты. Он проигрывает при взвешивании. Он убивается без предварительного боя (Змея убивают спящим). Он непосредственно изгоняется и т.д.

19. Беда или недостача ликвидируется.

Данная функция образует пару с вредительством. Этой функцией рассказ достигает своей вершины.

20. Возвращение героя.

Возвращение обычно совершается в тех же формах, что и прибытие.

21. Герой подвергается преследованиям.

Преследователь летит за героем. Змей догоняет Ивана, ведьма летит за мальчиком, гуси летят за девочкой. Он преследует героя, быстро превращаясь в различных животных и пр. Колдун преследует героя в образе волка, щуки, человека, петуха. Преследователи (Змеевы жены и др.) обращаются заманчивыми предметами и становятся на пути героя. «Забегу вперед и пущу ему день жаркий, а сама сделаюсь зеленым лугом: в этом зеленом лугу обращусь я колодцем, в этом колодце станет плавать серебряная чарочка. Тут и разорвет их по макову зернышку».

22. Герой спасается от преследования.

Герой бежит, во время бегства ставит преследователю препятствия. Он бросает щетку, гребенку, полотенце. Они превращаются в горы, леса, озера. Вертогор и Вертодуб выворачивают горы и дубы, ставят их на пути Змеихи. Герой во время бегства обращается предметами, делающими его неузнаваемым. Царевна превращает себя и царевича в колодец и ковшик, в церковь и попа. Герой во время бегства прячется. Речка, яблоня, печь прячут девушку.

23. Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну.

24. Ложный герой предъявляет необоснованные притязания.

25. Герою предлагается трудная задача.

26. Задача решается.

28. Ложный герой или антагонист изобличается.

29. Герою дается новый облик.

30. Враг наказывается.

31. Герой вступает в брак.

Нас эти функции интересуют потому, что на их основе мы можем строить бесконечное множество рассказов, подобно тому как можно сочинять сколько угодно мелодий, располагая двенадцатью нотами (не считая четвертьтонов, то есть оставаясь в рамках принятой на Западе строго ограниченной звуковой системы периода доэлектронной музыки).

1. Предписание или запрет. 2. Нарушение. 3. Вредительство или недостача. 4. Отъезд героя. 5. Задача. 6. Встреча с дарителем. 7. Волшебные дары. 8. Появление героя. 9. Сверхъестественные свойства антагониста. 10. Борьба. 11. Победа. 12. Возвращение. 13. Прибытие домой. 14. Ложный герой. 15. Трудные испытания. 16. Беда ликвидируется. 17. Узнавание героя. 18. Ложный герой изобличается. 19. Наказание антагониста. 20. Свадьба.

Затем группа приступила к работе над придумыванием рассказа, построенного по системе «пропповского ряда», из двадцати «пропповских карт». Должен сказать, проходила она превесело, с заметным уклоном в пародию.

Я видел, что с помощью этих «карт» ребятам ничего не стоит сочинить сказку, потому что каждое слово ряда (обозначающее функцию или сказочную тему) насыщено сказочным материалом и легко поддается варьированию. Помню, как своеобразно был истолкован однажды «запрет»: уходя из дома, отец запретил детям бросать с балкона горшки с цветами на головы прохожих.

Но ребята любят также тасовать карты и придумывать свои правила; например, строить рассказ на вытащенных наугад трех картах, или начать сочинять с конца, или поделить колоду пополам и действовать двумя группами, соревнуясь, у кого рассказ получится занимательнее. Бывает, что на мысль о сказке наводит и одна-единственная карта. Так, карты с изображением «волшебных даров» оказалось достаточно одному ученику четвертого класса, чтобы придумать историю о пере, которое само делает уроки.

Кое-кто впадает в ошибку, полагая, что эта игра напоминает головоломку, где тебе дают двадцать (или тысячу) кусков какого-нибудь рисунка с заданием этот рисунок-мозаику восстановить. Как уже было сказано, карты Проппа позволяют создать бессчетное число завершенных рисунков, ибо каждый отдельный элемент неоднозначен, каждый поддается множеству толкований. «

Чем еще нам могут помочь старые сказки в сочинении новых волшебных историй? Вот какие способы предлагает нам Джанни Родари в «Грамматике фантазии».

— «Перевирание» старой сказки (например, Красная Шапочка зовет на помощь милицию и на мотоцикле гонится за Волком; Золушка едет на королевский бал, но приезжает в другое королевство).

— Сказки «наизнанку» (например, Мальчика-с-Пальчик не убегает от Людоеда, а становится его другом, учит его есть кашу; Белоснежка встретила не семь гномов, а семь великанов).

— Продолжение старой сказки: что было потом?

— Смешение сказок (например, Буратино помогает Золушке по хозяйству и едет вместе с ней на бал; Спящую Красавицу предупреждает о происках злой ведьмы Дюймовочка).

— Перенесение героев и сюжета старой сказки в другое время и другое место (например, Ганс-крысолов со своей волшебной дудочкой, звуки которой завораживают крыс, в современном городе так же «гипнотизирует» все автомобили и уводит их за собой в подземелье).

И это, конечно, далеко не все, что можно придумать.

Источник