Визуальные наблюдения за внешними признаками утомления

Педагогическое наблюдение за внешними признаками физического утомления

Признаки Степень физического утомления
Умеренная Большая Чрезмерная
Кожные покровы Небольшое покраснение Синюшность лица и туловища Бледность, землистый цвет лица, выраженная синюшность или бледность.
Потливость Умеренная Значительная Обильная, на одежде следы соли.
Дыхание Учащенное Значительно учащенное, чередующееся с глубокими вдохами Одышка, поверхностное аритмичное дыхание.
Черты лица Несколько заострены Заострены, в углах Рта, беловатые налеты Резко заострены (страдальческое выражение); губы сухие, покрытые беловатым налетом.
Движения Нормальные Нарушены, покачивание при передвижении, неуверенная походка Значительно нарушены, выраженные расстройства координации, могут быть падения.
Самочувствие Жалоб нет Слабость, боль в мышцах, отекают конечности Выраженная слабость. Мышечные и головные боли, боли в правом подреберье, «жжение» за грудиной, может быть рвота.
Речь Четкое произношение слов, речь понятная Сбивчивая, нечеткое произношение слов Неполное произношение слов, речь не понятная, не связная.

Примерная форма дневника педагогического наблюдения

Дневник самоконтроля по В.П. Кривцуну

Возраст________ Дата: с___________ по_________

№ п/п Показатели Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вскр
Объективные
Ортостатическая проба пульс лежа
пульс стоя
разница
Задержка ды-хания (с) на вдохе
на выдохе
ЧСС до занятий (уд/мин)
Максимальная ЧСС в процессе занятий (уд/мин)
ЧСС после занятий, через 10 мин.(уд./мин.)
Субъективные
Самочувствие в начале дня
Сон
Аппетит
Желание заниматься в ФОГ

Примечание: Субъективные показатели оцениваются по 5-бальной системе.

Необходимо сделать письменный анализ полученных результатов дневника самоконтроля за определенный методистом период наблюдений.

«УТВЕРЖДАЮ» м/п __________ _______________200 год. ___________________________________ Ф.И.О. руководителя организации

Календарный план

Физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых

Мероприятий на 20 год.

«СОГЛАСОВАНО» Директор ФОКа «Локомотив» _________________В.С. Ермакович «____»________________ 200__ год «УТВЕРЖДАЮ» Зав. отделом по физической культуре, спорту и туризму Железнодорожного р-на г. Витебска _________________В.Н. Кухарев «___»_________________ 200 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

О проведении лично-командного первенства

Железнодорожного района по настольному

Теннису среди семейных команд

I. Цель и задачи

Соревнования проводятся с целью оздоровления и укрепления семей жителей Железнодорожного района.

Задачами проведения соревнований являются:

— пропаганда настольного тенниса среди детей и взрослых;

— организация активного отдыха детей, их родителей и жителей района;

— определение лучших теннисистов района среди детей, подростков, родителей и семейных команд для участия в вышестоящих соревнованиях.

П.Время и место проведения

Соревнования проводятся на спортивной базе ФОК «Локомотив» с 24 по 29 мая.

Регистрация участников проводиться 24 мая с 9.00 до 9-30 в спортивном зале.

Начало соревнований в 10.00.

Личные соревнования среди мальчиков и девочек младшей и средней групп проводятся 24-26 мая с 10.00 до 12.00 часов, среди мальчиков и девочек старшей группы, родителей и всех желающих участвовать в соревнованиях 24-26 мая с 12.00 до 17.00.

Командные соревнования проводятся 27-29 мая с 10.00 до 15.00.

Ш.Руководство проведением соревнований

Соревнования проводит отдел по физической культуре, спорту и туризму Железнодорожного района г. Витебска. Подготовку мест соревнований осуществляют работники ФОКа «Локомотив». Непосредственное проведение соревнований возлагается на судейскую коллегию, утвержденную отделом по физической культуре, спорту и туризму Железнодорожного района г. Витебска.

IV. Участники соревнований

В соревнованиях принимают участие дети, подростки и их родители, проживающие на территории Железнодорожного района. В командных соревнованиях принимают участие родители, а также жители района, состоящие в родстве с ребенком.

Все участники соревнований должны иметь допуск врача к участию в соревнованиях.

V. Программа соревнований

Соревнования проводятся в личном и командном зачетах.

В личном зачете предварительные игры проводятся 24-25 мая, в 2-х подгруппах, по круговой системе. В финале, 26 мая, проводятся стыковые игры, где участники соревнований, занявшие 1-е места в подгруппах, проводят финальную встречу за 1-е и 2-е места, занявшие в подгруппах 2-е места, играют за 3-е и 4-е места, занявшие 3-й места играют за 5-6 места и т.д.

В командном зачете соревнования проводятся среди семейных команд, состоящих из ребенка и родителя или близкого родственника ребенка (взрослые родной брат или сестра, родные тетя или дядя, бабушка или дедушка). Встреча команд проводится из 5 игр в соответствии с правилами соревнований. Все игры проводятся из трех партий.

VI. Порядок определения победителей

Победитель в каждом виде программы соревнований определяется по наибольшей сумме набранных очков. При наличии одинакового количества набранных очков у двух участников или команд победитель определяется по результату игры между ними; у трех и более участников или команд, места определяются по лучшей разнице выигранных и проигранных партий между спорящими участниками или командами. Если и в этом случае результат равный, места определяются по лучшей разнице выигранных и проигранных партий во всех встречах.

Читайте также:  По каким признакам насекомых делят на отряды

VII. Награждение победителей

Участники соревнований, занявшие 1-3 места в личном и командном зачетах, награждаются памятными призами и дипломами соответствующих степеней отдела по физической культуре, спорту и туризму Железнодорожного района г. Витебска.

VIII. Заявки

Заявки на участие в районных семейных лично-командных соревнованиях по настольному теннису принимаются на заседании судейской коллегии, совместно с участниками соревнований, которое состоится 24 мая в 9-00, в спортивном зале ФОКа «Локомотив». Заявки должны быть оформлены по установленной форме и иметь визу врача на каждого участника соревнований.

«УТВЕРЖДАЮ» «___»_________________ 200 г. дата месяц год ______________________________ Ф.И.О. руководителя организации

План подготовки физкультурно-оздоровительного

Мероприятия

План-сценарий проведения соревнований

Источник

Врачебно-педагогический контроль. Оперативный контроль. Методы врачебно-педагогических наблюдений

Методы врачебно-педагогических наблюдений разделяются на простые, инструментальные и сложные. При выборе ‘методов наблюдения исходят, прежде всего, из задач и форм организации исследований, из специфики вида спорта.

Простые методы: опрос о субъективных ощущениях в ходе тренировочного процесса и наблюдения за внешними признаками утомления; аускультация сердца; перкуссия и пальпация печени; определение частоты пульса; измерение АД; измерение массы тела; динамометрия; определение частоты дыхания, жизненной емкости легких, силы дыхательных мышц, мощности вдоха и выдоха; исследование сухожильных и некоторых вегетативных рефлексов; проведение ортостатической пробы; проведение координационных проб; определение максимальной частоты движения конечностей; определение реакции на дополнительную (стандартную и специфическую) и повторные нагрузки, и др.

Они позволяют врачу и тренеру получить представление о состоянии организма спортсмена в целом, ориентироваться относительно степени напряжения, с которым выполняются физические упражнения, и соответственно определить степень утомления. Обычно перед занятием спортсмена расспрашивают о самочувствии, наличии ощущения усталости, желания тренироваться и т.д. Во время тренировки также выясняют самочувствие спортсмена, его субъективную оценку, касающуюся времени, отводимого на отдых, трудности выполнения отдельных упражнений и др.

Инструментальные методы: электрокардиография; поликардиография; оксигемометрия; хронаксиметрия; определение скрытого периода двигательной реакции; исследование электрической чувствительности глаз; миотонометрия; электромиография и др.

Сложные методы: телеметрическая и радиотелеметрическая регистрация частоты сердечных сокращений и дыхания, ЭКГ, электроми-ограммы; анализы крови и мочи, биохимические исследования; биопсия мышц и др.

Во время выполнения ВПН чаще используются простые, более доступные методы, информативность и чувствительность, которых вполне удовлетворительная.

К числу таких методов относятся опрос и визуальное наблюдение за внешними признаками утомления спортсмена. Они позволяют врачу и тренеру получить представление о состоянии организма спортсмена в целом, ориентироваться относительно степени напряжения, с которым выполняются физические упражнения, и соответственно определить степень утомления. Для этого перед занятием спортсмена расспрашивают о самочувствии, о наличии ощущения усталости, желания тренироваться и т.д. Во время тренировки также выясняют самочувствие спортсмена, его субъективную оценку, касающуюся времени, отводимого на отдых, трудности выполнения отдельных упражнений и др.

Если у спортсмена во время или после тренировки отмечаются какие-либо жалобы, это всегда означает несоответствие нагрузки уровню его подготовленности или свидетельствует о нарушении в состоянии здоровья.

Степень утомления в процессе тренировочного занятия оценивается обычно по признакам внешнего утомления. При этом обращают внимание на окраску кожи, потливость, характер дыхания, координацию движений, внимание.

При небольшой степени утомления отмечается нормальная окраска кожи лица или ее небольшое покраснение, незначительная потливость, умеренно учащенное дыхание, отсутствие нарушений координации движений и нормальная, бодрая походка.

Большая степень утомления характеризуется резким покраснением или побледнени-ем и даже синюшностью кожи, очень большой потливостью с появлением соли на висках, на спортивной одежде, резко учащенным поверхностным, иногда аритмичным дыханием с отдельными глубокими вдохами, значительными нарушениями координации движений (резкое нарушение техники, покачивание, иногда падение).

Изменения функционального состояния кардиореспираторной системы имеют изучение особое значение. При исследовании в первую очередь обращают внимание на характер динамики ЧСС. В процессе ВПН определение частоты пульса является одним из самых распространенных методов благодаря его доступности и информативности. ЧСС определяют перед занятием, после разминки, после выполнения отдельных упражнений, после отдыха или периодов снижения интенсивности нагрузок. Поскольку при значительном учащении пульса (180 уд/мин и больше) определить его на лучевой артерии нелегко, рекомендуется считать пульс на сонной артерии или определять ЧСС по верхушечному толчку сердца.

Исследование измерений частоты пульса позволяет оценить правильность распределения нагрузки во время занятий, т.е. рациональность его построения и интенсивность нагрузки. Для этого изменения ЧСС в процессе занятия отражают в виде физиологической кривой занятия. Не менее важно сопоставлять изменения пульса с продолжительностью восстановительного периода.

Сопоставляя характер нагрузки с изменениями частоты пульса и быстротой его восстановления, определяют уровень функционального состояния спортсмена. Например, если при пробегании 400 м за 70 с у спортсмена пульс учащался до 160 уд/мин, и восстановление (до 120 уд/мин) длилось 2 мин, а спустя некоторое время (2-3 недели) пульс учащался до 150 уд/мин и восстановление продолжалось 3 мин, это может свидетельствовать об ухудшении функционального состояния спортсмена и требует его дополнительного обследования.

Читайте также:  По каким признакам вы различаете представителей разных царств природы

В игровых видах спорта при пульсе от 170 и до 190 уд/мин развивающая зона (тип энергообеспечения смешанный, аэробно-анаэробный.), зона, поддерживающая в пределах 170 уд/мин, зона восстановления при 130 уд/мин.

При пульсе свыше 190 уд/мин наблюдается преимущественно анаэробный, характер энергообеспечения, который имеет место у спортсменов-спринтеров. В зависимости от количества молочной кислоты и кислотно-щелочного равновесия при этом типе энергообеспечения выделяют субмаксимальную (170-190 уд/мин) и максимальную зону интенсивности (свыше 190 уд/мин).

Важным показателем функционального состояния организма является быстрота восстановления пульса. У хорошо тренированных спортсменов его частота уменьшается в течение 60-90 с со 180 до 120 уд/мин. При снижении пульса до такой частоты тренированные спортсмены готовы к повторному выполнению тренировочных нагрузок или отдельных упражнений.

Оценка приспособляемости организма спортсмена к различным нагрузкам по реакции пульса на отдельные упражнения и длительности его восстановления позволяет врачу и тренеру совершенствовать тренировочный процесс, исключать или ограничивать упражнения, к которым спортсмен недостаточно адаптирован, находить оптимальные интервалы отдыха, правильное чередование упражнений и различных средств тренировки.

Также большое значение для оценки приспособляемости организма к нагрузкам имеет сопоставление сдвигов частоты пульса и максимального АД.

Нормальная реакция диастолического давления (ДАД) на физическую нагрузку проявляется в его уменьшении. Однако в некоторых случаях оно может или не изменяться, или увеличиваться. Повышение ДАД может быть признаком ухудшения приспособляемости к физическим нагрузкам.

Таким образом, в случаях, когда уровень подготовленности спортсмена соответствует выполняемой нагрузке, сердечно-сосудистая система реагирует сочетанным учащением ЧСС, повышением максимального АД и увеличением пульсового давления (в пределах 80% и более) Резкое учащение пульса, снижение максимального АД при неизменном или увеличенном минимальном давлении вызывает уменьшение пульсового давления после нагрузки отражают крайнюю степень утомления, плохую адаптацию к нагрузке.

Сравнение сдвигов в частоте дыхания и длительности его восстановления с характером нагрузок также позволяет в известной степени оценить их воздействие на функциональное состояние занимающегося и достаточность интервала отдыха между ними и пр.

Помимо ЧД изучаются изменения ЖЕЛ, МВЛ, мощности вдоха и выдоха (с помощью пневмотахометра). Они измеряются до, в процессе тренировочного занятия и после него ЖЕЛ и МВЛ после занятий с относительно небольшой тренировочной нагрузкой могут не изменяться или немного понижаться (ЖЕЛ на 100200 мл, МВЛ на 2-4 л). Очень большие нагрузки могут вызвать снижение ЖЕЛ на 300-500 мл и МВЛ на 5-10 л.

Источник

педагогического наболюдения №5

«Динамика нагрузки на занятии (в уроке) по данным пульсометрии»

Группа (класс)
ФИО наблюдаемого:
Пол, возраст, диагноз наблюдаемого:
ФИО проводящего занятие (урок):
Тип занятия (урока):
Задачи занятия (урока):
Место проведения:
Наименование действий, предшествовавших подсчету частоты сердечных сокращений (ЧСС) Время подсчета ЧСС ЧСС Примечания
за 10 сек. за 1 мин.
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5

Графическое изображение динамики чсс

ЧСС (мин)
-2
Время занятия или урока (мин.)
Оценка объема и интенсивности нагрузки на занятии (в уроке)
Выводы и рекомендации
Подпись практиканта____________________________________________

Оценка и подпись

Примечание.Для объективности заключений необходимо учесть задачи и характер учебной работы, специфику примененных упражнений и методов, их последовательность в занятии (в уроке), подготовленность и поведение привлеченного для наблюдения ученика, а также другие факторы, обусловливающие реакцию сердца на нагрузку на протяжении всего занятия (урока). На основании проведенного анализа должны быть сформулированы выводы и кратко изложены конкретные предложения проводившему занятие (урок).

В графе «Примечания» следует отразить характеристики действий ученика, за которым велось наблюдение (например, пропустил очередь, не проявляет активности).

Протокол

Педагогического наболюдения №6

«Визуальные наблюдения за внешними признаками утомления

Группа (класс)
ФИО наблюдаемого:
Пол, возраст, диагноз наблюдаемого:
ФИО проводящего занятие (урок):
Тип занятия (урока):
Задачи занятия (урока):
Место проведения:

Задача наблюдения: оценить воздействие занятия на организм занимающегося /учащегося

Изложение и анализ фактов

Изложение фактов Анализ фактов

Выводы и предложения

Подпись практиканта____________________________________________

Оценка и подпись

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ВНЕШНИХ ПРИЗНАКОВ УТОМЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ (ПО А. ЗОТОВУ)

Наблюдаемые Степень выраженности утомления и признаки

Небольшая средняя резкая

Образец

Утверждено

подпись методиста или учителя

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ (УРОКА)

Группа (класс):
ФИО проводящего занятие (урок):
Инвентарь:
Тип занятия (урока):
Задачи занятия (урока):
(образовательные, оздоровительно-профилактические, коррекционно-развивающие, воспитательные)
Место проведения:
Частные задачи Средства (учебные материалы) Дозировка Методические приемы обучения, воспитания, организации

Примечание: Конспекты занятий (уроков) и их фрагменты составляются в отдельной тетради формата А3, утверждаются методистом или учителем и прилагаются к дневнику практиканта.

КАРТА ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ЗАЧЕТНОГО ЗАНЯТИЯ (УРОКА)

Разделы профессиональной подготовки практиканта № п/п Перечень наблюдаемых умений и навыков Оценка подготовленности
Подготовленность педагога к занятию (уроку) Оформление конспекта
Формулировка задач
Подбор адекватных средств занятия (урока)
Разработанность организации и методики обучения и воспитания
Подготовленность места занятия (урока) и инвентаря
Организационное обеспечение занятия (урока) Соблюдение регламента занятия (урока)
Правильность выбора места учителя (тренера) (инструктора)(инструктора-методиста), рациональное размещение занимающихся
Умение подавать команды и распоряжения, владение голосом, умение держаться
Использование методов организации занятия (урока)
Учебно-воспитательная работа педагога,тренера,инструктора,инструктора-методиста Умение конкретизировать и разъяснять задачи
Правильная дозировка и соответствие упражнений задачам занятия, уровню подготовленности занимающихся
Включение необходимого материала повторений, подводящих упражнений
Техника показа упражнений
Соблюдение обоснованной методической последовательности при решении задач занятия (урока)
Эффективность указаний по устранению общих технических ошибок
Продуктивность использования времени при показе и объяснении нового материала
Оценивание работы занимающихся
Результативность занятия (урока) Общая и моторная плотность занятия (урока)
Степень решения основных задач занятия (урока)
Успешность деятельности занимающихся (конкретные результаты, усвоение знаний, умений, навыков, активность, настроение)
Сумма баллов
Итоговая оценка 5/10
Читайте также:  Признаки неисправности дпдз акцент

Рубежный контроль осуществляется в пределах от 5 до 10 баллов и имеет следующую дифференциацию оценок:

10 баллов – задание выполнено в полном соответствии с требованиями программы практики, аккуратно, вовремя. При выполнении задания студент демонстрирует самостоятельность, творческую активность, знание современных технологий и методик преподавания, хорошо владеет письменной и устной речью, грамотным языком, специальной терминологией и понятийным аппаратом, адекватным стилем общения. Знает и реализует возможности занимающихся и специфику целей и задач учреждения, Учитывает требования всестороннего и гармоничного развития личности занимающихся, укрепления их здоровья. Своевременно и объективно осуществляет предварительный, текущий, итоговый и оперативный контроль результатов педагогического процесса, применяет адекватные критерии оценивания, владеет способами внесения оперативной коррекции в документы планирования и методику проведение занятий.

8 баллов – задание выполнено в соответствии с требованиями программы практики, аккуратно, вовремя. При выполнении задания студент демонстрирует стандартный подход, знание распространённых технологий и методик преподавания, не достаточно хорошо владеет письменной и устной речью, не точно применяет специальную терминологию и понятийный аппарат, стиль общения. Не всегда соответствует ситуации. Знает и реализует возможности занимающихся и специфику целей и задач учреждения, не достаточно учитывает требования всестороннего и гармоничного развития личности занимающихся, укрепления их здоровья. Реализует не все виды контроля результатов педагогического процесса, применяет информативные критерии оценивания, не своевременно корректирует документы планирования и методику проведение занятий.

7 баллов – задание выполнено в соответствии с требованиями программы практики, но не достаточно аккуратно и позже утвержденного срока. При выполнении задания студент демонстрирует стандартный подход к технологии и методике преподавания.

6 баллов – задание выполнено в соответствии с требованиями программы практики, но не аккуратно и позже утвержденного срока. При выполнении задания студент демонстрирует стандартный подход к технологии и методике преподавания.Не точно применяет специальную терминологию и понятийный аппарат.

Спортивно-массовая и

дата название мероприятия место проведения примечания

Отчет практиканта

(выводы и предложения по итогам практики)

«_____»___________20___г.
Подпись практиканта
Подпись методиста или учителя с базы практики
Подпись методиста кафедры

Примечание.В отчете следует отразить анализ выполнения индивидуального плана и программы практики и отразить весь объем проведенной студентом работы. Оценивая итоги практики, следует отметить, чему научился студент, какие знания, умения и навыки приобрел, какие он испытал трудности в работе и какие проблемы были обнаружены в его теоретической, методической и двигательной подготовленности.

В конце отчета практиканту рекомендуется вносить предложения по улучшению преподавания отдельных дисциплин в университете, по совершенствованию содержания и организации педагогической практики и др. итоговые материалы и отчет должны быть подписаны методистом.

Характеристика

(фамилия, имя, отчество)
студента группы
( факультета)
проходившего практику в
(название учреждения)
( города, области, района)
в период с по
Подпись методиста или учителя с базы практики
Подпись методиста кафедры
Подпись руководителя учреждения
«_____» ___________20 ___г. Печать учреждения

Примечание.В характеристике следует отразить сформированность профессиональной компетентности, отношение к занимающимся, дисциплинированность, общительность, самостоятельность и творчество при выполнении программы практики. Отметить негативные стороны в работе.

Характеристику студентам, проживающим в Санкт-Петербурге, составляет методист, с подписью директора и печатью учреждения.

[1] Содержание выполняемых заданий оформляется на каждый день практики.

[3] Проводится анализ: материально-технической базы, кадрового обеспечения, форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, количественного состава учащихся медицинского и психологического контроля.

[4] Студент принимает участие в организации 1-го мероприятия, о чем делает запись в дневнике и краткое описание на данной странице. К отчетным документам прилагаются подтверждающие документы о проведении мероприятия: сценарий, протокол или положение о соревновании, заверенные руководителем базы практики.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник