Виды стальных канатов основы их расчета признаки выбраковки

Содержание
  1. Браковка стальных канатов
  2. Виды стальных канатов
  3. Контроль качества при производстве стальных канатов
  4. Периодичность проверки стальных канатов при эксплуатации
  5. Дефекты канатов, исключающие пользование ими
  6. Нормы выбраковки вследствие поверхностного износа и коррозии
  7. Признаки и норма браковки стальных канатов
  8. Основные положения
  9. В каких местах тросы максимально подвержены износу?
  10. Требования к тросам
  11. Какие существуют способы выявления брака?
  12. Роль коэффициента запаса прочности
  13. Определение шага навивки каната
  14. Волнистость канатов
  15. Критерии оценки степени износа стальных тросов
  16. Безоговорочные нормы браковки стальных канатов грузоподъемных машин, лифтов и других механизмов
  17. Особые нормы браковки
  18. Как проводится оценка состояния сердцевины троса?
  19. Некоторые вопросы эксплуатации канатов грузоподъемных механизмов
  20. Особенности контроля состояния тросов
  21. Дефекты стальных канатов
  22. Особенность методики браковки
  23. Особые нормы браковки
  24. Критерии оценки степени износа стальных тросов
  25. Браковка каната крана
  26. Как проводится оценка состояния сердцевины троса (его свойство)
  27. Особенность методики браковки
  28. В чем смысл одинарной, двойной или тройной свивки канатов?
  29. Нормы выбраковки стропов

Браковка стальных канатов

Стальные канаты служат для комплектации подъёмно-транспортного оборудования, к которому относятся такие виды грузоподъёмных машин и механизмов:

Помимо этого, канаты используют для изготовления сменных грузозахватных приспособлений – стропов и траверс.

Обязательная часть системы безопасной эксплуатации подъёмно-транспортного оборудования – это отбраковка стальных канатов, поскольку их обрывы являются основной причиной несчастных случаев при выполнении погрузочно-разгрузочных работ. Процедура выполняется по установленным правилам, как в процессе производства канатов, так и во время их эксплуатации.

Виды стальных канатов

Основным нормативным документом, регламентирующим производство стальных канатов, является ГОСТ 3241-91. В частности, он определяет классификацию готовой продукции по таким критериям, как:

Сортамент стальных канатов по видам с указанием их технических характеристик (диаметра, площади поперечного сечения, прочности на разрыв) определяют отдельные нормативные документы. Например – ГОСТ 7668-80 для изделий типа ЛК-РО двойной свивки (всего 29 ГОСТов).

Первоначальная браковка стальных канатов осуществляется производителем по итогам обязательных испытаний готовой продукции. Их проводят по правилам, установленным тем же ГОСТ 3241-91.

Контроль качества при производстве стальных канатов

В процессе производства нормы выбраковки стальных канатов определяются количеством исследованных единиц в партии. При неудовлетворительных результатах проверки вся партия продукции переводится в более низкую категорию. Контроль качества готовых изделий осуществляется по таким показателям, как:

Соответствие метрических показателей определяется по результатам трёх, четырёх или пяти измерений. Для определения соответствия механических характеристик обязательно проводятся испытания образцов в количестве не менее пяти.

Образцами являются отрезки не менее 1 м для изделий из проволоки без покрытия и 1,5 м – из материала с цинковым покрытием. Правила испытаний по каждой из механических характеристик также устанавливаются соответствующими госстандартами. После испытаний всех образцов партии проводится статистическая обработка их результатов, на основании которой делают вывод о соответствии продукции требованиям ГОСТ или её переводе в более низкую категорию.

Результаты испытаний оформляются протоколом. Производитель несёт полную ответственность за достоверность указанных в нём сведений. Для длительного хранения стальной канат должен быть намотан на барабан. Каждые шесть месяцев поверхностный слой намотки обязательно покрывают канатной смазкой.

Периодичность проверки стальных канатов при эксплуатации

Решение о том, нужна ли выбраковка стальных канатов, принимается на основании оценки их состояния. Для этого существуют нормативные документы Госгортехнадзора (инструкция РД 03-439-02), которые устанавливают правила её проведения, в том числе периодичность контроля состояния канатов. Их проверяют в такие сроки:

Износ каната определяется потерей площади его сечения и проверяется по всей толщине методом дефектоскопии. Проведение периодического контроля регистрируется в журнале. Если канаты не прошли проверку, их бракуют и списывают. Работать с такими канатами для подъёма грузов и людей категорически запрещено.

Дефекты канатов, исключающие пользование ими

Определение степени износа каната требует регулярных проверок и сравнения их результатов. Вместе с тем стальной канат бракуется в таких случаях, когда на нём будут выявлены следующие повреждения:

Перечисленные дефекты выявляются при визуальном осмотре. При их наличии канат бракуется безоговорочно независимо от срока его службы и результатов предыдущих проверок.

Часть таких изъянов может быть следствием заводского брака, но чаще всего они появляются в результате неаккуратного обращения и нарушений правил эксплуатации канатов. Например, недостаток или отсутствие канатной смазки вызывает интенсивную коррозию сердечника с утончением его диаметра. Электродуговой разряд на канате также наносит ему непоправимый ущерб.

Нормы выбраковки вследствие поверхностного износа и коррозии

Под внешними воздействиями и нагрузками стальные канаты неизбежно подвергаются поверхностному износу, который может быть усугублён появлением коррозии. Признаки поверхностного износа проявляются в истончении и обрывах наружных проволок прядей каната. В этих случаях стальной канат бракуется по следующим нормам:

При наличии коррозии нормы браковки по допустимому количеству оборванных проволок ужесточаются. Например, при поверхностном износе 10 % к нормам обрывов применяется понижающий коэффициент 0,85. При износе 30 % и более – 0,5. Нормы браковки устанавливаются с учётом таких обстоятельств, как:

Например, номинальный диаметр каната служит для определения длины контролируемого участка, на котором выявлены обрывы. Он принимается равным 6d или 30d. Допустимое количество оборванных проволок для каждого типа канатов зависит от вида свивки. Нормы браковки утверждены постановлением Госгортехнадзора № 98 от 31.12.99.

Источник

Признаки и норма браковки стальных канатов

Нормы браковки стальных канатов очень часто нарушаются работниками. И это становится причиной нежелательных последствий. Так, например, эксплуатация сильно поврежденного стропа может привести к несчастному случаю и увечью (а возможно и гибели) людей. С другой стороны, если значение признаков браковки стальных канатов было сильно преувеличено, то это обернется для предприятия довольно-таки значительными необоснованными тратами. Данная статья будет полезна инженерам и рабочим, а также морякам, которые имеют дело с тросами. Знание норм браковки стальных канатов позволит повысить эффективность и безопасность труда.

Основные положения

Принципы проведения осмотра и нормы браковки стальных канатов указаны в специальном документе под номером 12-97. Многим инженерам это покажется странным, ведь обычно на подобные вещи разработаны государственные стандарты. Однако это действительно так. И данный документ устанавливает не только нормы браковки стальных канатов, но и порядок их производства и эксплуатации, монтажа и обслуживания.

Согласно этому руководству металлические тросы и канаты должны тщательно осматриваться на предмет наличия повреждений и изъянов раз в десять дней. Помимо периодического ТО, продукция данного типа в обязательном порядке осматривается перед началом эксплуатации (это не касается лишь лифтов и других систем, в которых тросы скрыты).

Тросы, которые работают в особо опасных условиях и при больших нагрузках, с определенным периодом должны проходить проверку с использованием дефектоскопа. Однако такое устройство стоит довольно дорого, да и работать с ним смогут лишь высококвалифицированные инженеры, у которых за спиной имеются специальные курсы.

Читайте также:  Признаки зажатия седалищного нерва

В каких местах тросы максимально подвержены износу?

Многолетние опыты и исследования закономерностей износа стальных тросов выявить места, максимально подверженные износу и разрушению. Эти наблюдения легли в основу норм браковки стальных канатов подъемных сооружений. В ходе многочисленных опытов и экспериментов было доказано, что тросы начинают терять свои эксплуатационные качества и разрушаться в местах креплений концов, по торцам (оверлок), в местах трения с неподвижными частями конструкции (направляющие, уравнивающие и так далее).

Требования к тросам

Нормы браковки стальных канатов действительны лишь в том случае, если последние соответствуют стандартам отрасли и производства.

Тросы, которые используются при проведении такелажных, грузовых, тяговых и других работ, должны иметь сертификат качества от производителя соответствующего образца. В этом документе содержатся сведения о проведенных испытаниях на прочность и износостойкость стальных канатов. Именно по этой причине в нашей стране практически нигде не применяются канаты, которые были произведены за границей. Ведь в Европе и США действуют совершенно другие стандарты. Теоретически это возможно, но при намерении использовать стальные канаты зарубежного производства необходимо получить документальное подтверждение соответствия качества продукции отечественным стандартам. Такой документ выдает головная организация по стандартизации и сертификации.

Если на стальной канат отсутствует документация, подтверждающая соответствие нормам качества, то подобная продукция не может эксплуатироваться.

Какие существуют способы выявления брака?

Наиболее доступным, простым и дешевым способом определения нормы браковки стропов из стальных канатов является визуальный метод. Внешний осмотр, проведенный опытным специалистом с использованием несложного вспомогательного оборудования, позволит вовремя обнаружить критические повреждения жил канатов и принять меры по предотвращению чрезвычайной ситуации или аварии.

На втором месте по популярности и эффективности стоит так называемый инструментальный метод установления соответствия нормам браковки стропов из стальных канатов. Как показали исследования и опытно-экспериментальные работы, по характеру прямолинейности и нарушению геометрической формы в сечении троса можно довольно точно спрогнозировать срок его полезной эксплуатации. Такую работу под силу выполнить далеко не каждому инженеру. Здесь необходимо обладать мощным математическим аппаратом и соответствующей инструментальной поддержкой. В настоящее время на рынке появились узкоспециализированные пакеты программного обеспечения, которые позволяют частично автоматизировать рутинные математические расчеты. Однако стоимость лицензии очень высокая, и ее приобретение навряд ли будет экономически целесообразным.

Роль коэффициента запаса прочности

Этот показатель является очень важным. И его значение численно равняется отношению усилия разрыва к показателю натяжения троса. В соответствии с требованиями государственной инспекции по охране труда установлены нормы значений коэффициента прочности для различных канатов. Так, для канатов, которые не испытывают значительных нагрузок при работе (легкий режим эксплуатации), это значение не должно опускаться ниже 5. Для тех тросов, которые работают в тяжелых условиях и испытывают огромные нагрузки, значение коэффициента прочности не должно падать ниже 6. Выделяется также и промежуточный тип тросов, предназначенных для работы в среднем режиме. Значение коэффициента прочности таких канатов не может быть ниже 5,5.

Проверку коэффициента прочности можно отнести к разрушающему контролю качества и браковки если не одного отдельно взятого стального каната, то целой партии. Для проведения подобных испытаний необходимо иметь в наличии сложное и дорогостоящее оборудование.

Определение шага навивки каната

Такой параметр, как шаг свивки троса или каната, является очень важным при рассмотрении вопроса о браковке. Дело в том, что количество обрывов тонких волокон, как правило, подсчитывается на длине каната, равной этому шагу.

Если опыт проведения подобных работ отсутствует, то могут возникнуть сложности. Хотя на самом деле все довольно просто. Шаг будет зависеть от того, сколько прядей в канате. Далее на поверхности одной из прядей делается пометка маркером или кернером. Остается лишь отсчитать в одном вправо или влево количество прядей в тросе и поставить вторую отметку. Расстояние между двумя метками будет равно шагу свивки. И именно на этом промежутке необходимо подсчитывать количество обрывов.

Волнистость канатов

Это очень важный признак, и нормы браковки стальных канатов не могут о нем умалчивать. В ходе активной эксплуатации троса при его наматывании на барабан и разматывании в нем образуются остаточные искривления. Если вовремя не заменить трос, то эти искривления нарастают, а в самом канате начинаются опасные разрушительные процессы.

Поэтому важно вовремя заменить трос. С целью предупреждения аварий на производстве разработаны рекомендации. Трос подлежит замене в том случае, если диаметр сечения в области спирали больше или равен 1,08 от номинального наружного диаметра троса.

Критерии оценки степени износа стальных тросов

При принятии решении о продолжении использования или снятии с эксплуатации металлических канатов, учитывается множество показателей. Таким образом, износ стальных тросов – понятие многофакторное. На принятие решения имеет влияние степень механического износа на поверхности, характер разрушения проволоки пряди, уменьшение площади поперечного сечения, наличие очагов коррозионного поражения, изменение шага навивки. При принятии решения следует учитывать все перечисленные факторы.

Безоговорочные нормы браковки стальных канатов грузоподъемных машин, лифтов и других механизмов

Трос признается бракованным, если уменьшение сечения наружных проволок составляет сорок и более процентов. Причем длина участка активного износа не принимается во внимание. Такой трос может не иметь внешних проявлений износа, однако он может порваться во время нагрузок.

Помимо уменьшения площади поперечного сечения, опасения должно вызывать и аномальное ее увеличение. Причиной возникновения таких «вздутий» является разбухание сердцевины. В соответствии с нормой браковки стальных канатов грузоподъемных кранов, критическое значение увеличения площади поперечного сечения составляет 7 % от номинальной площади.

Растяжение стальных канатов является естественным процессом, протекающим при активной эксплуатации троса. Однако оно не должно превышать установленной нормы. Этот показатель составляет 5 %. Таким образом, если в результате проверки выявлено увеличение длины троса на пять и более процентов, то изделие признается бракованным, несмотря на отсутствие видимых признаков разрушения. Причем норма браковки стальных мелкожильных канатов не отличается от подобной нормы для тросов большой грузоподъемности.

Особые нормы браковки

Если металлический канат используется для приведения в движение транспортных средств с людьми или для транспортировки потенциально опасных и опасных грузов (кислоты, расправленный металл и так далее), то требования к безопасности, разумеется, ужесточаются, а норма браковки снижается ровно в два раза. То есть если обычно бракованным признается канат с сорока обрывами волокон на длину шага, то в таком случае трос с 20 обрывами уже снимается с эксплуатации.

Особые приемы применяются и при принятии решения о браковке канатов, свитых из толстой проволоки. Дело в том, что отечественные предприятия по производству стальных канатов выпускают две разновидности продукции: из тонкой проволоки и из более толстой. Понятное дело, что обрывы толстого и тонкого проката не могут быть равнозначными. Поэтому при подсчете количества разрывов толстой проволоки на дину шага скрутки, один обрыв толстой проволоки равнозначен 1,7 обрыву тонкой. Суммарное же количество дефектов не должно превышать 40.

Читайте также:  Часто хочу в туалет по маленькому признак беременности

Как проводится оценка состояния сердцевины троса?

В соответствии с нормами браковки стальных канатов лифтов и других подъемно-транспортных машин и механизмов, при отсутствии видимых признаков на наружной поверхности, трос может быть признан бракованным на основании повреждений в его сердцевине. Для такого анализа необходим специальный прибор – дефектоскоп.

Если суммарная потеря сечения проволок сердцевины составит более 18 %, то такой канат признается бракованным.

Дефектоскопом и специалистами с определенной подготовкой располагает далеко не каждое предприятие. Но и необходимость проводить контроль геометрических параметров сердцевины возникает далеко не всегда. В соответствии с требованиями, такого рода контроль необходимо производить только лишь для тросов, к которым предъявляются особые строгие требования по безопасности.

Источник

Некоторые вопросы эксплуатации канатов грузоподъемных механизмов

Особенности контроля состояния тросов

В соответствии с требованиями руководящего документа РД РОСЭК 012-97, независимо от того где используется стальной трос (не веревка), его проверка должна производиться перед началом каждой рабочей смены. Детальную оценку состояния необходимо проводить не реже одного раза в 10 дней.

Изъяны должны выявляться посредством использования дефектоскопов. Их предназначение:

Повышенные требования предъявляются к соблюдению норм выбраковки стальных канатов в следующих местах:

Для полноценной оценки используются несколько разных вариантов:


Канатоведущий механизм: основная оценка

Дефекты стальных канатов

Дефекты стального каната Причины дефекта и их устранение
Механическое повреждение, вызванное контактом каната с конструкцией, в которой он работает, или наружной конструкцией — обычно локализованного характера. — Обычно является следствием условий эксплуатации.

— Проверьте ограждающие устройства шкива и опорные/ направляющие шкивы, чтобы убедиться, что канат «не выпрыгнул» из предназначенной системы запасовки.

— Проверьте условия эксплуатации.

Раскрытие прядей в некрутящихся, малокрутящихся канатах и параллельно свитых канатах — в чрезвычайных обстоятельствах может развиваться вспучивание прядей или выпучивание внутренних прядей.

Примечание: некрутящиеся и малокрутящиеся канаты разрабатываются со специальным зазором в прядях, который виден в канатах при поставке, а также без нагрузки. Эти зазоры смыкаются под нагрузкой и не оказывают воздействия на эксплуатационные характеристики каната.

— Отремонтируйте или замените барабан/шкивы, если необходимо.

— Проверьте углы девиации в системе запасовки — угол девиации более 1,5° градусов может вызвать деформацию.

— Проверьте метод навески — кручение, созданное при навеске, может вызвать избыточное кручение каната, приводящее к деформации.

— Канат мог подвергаться ударной нагрузке.

Оборванные проволоки, раздавленный или расплющенный канат в нижних слоях в точках пересечения при многослойной навивке на барабан.

Порывы проволок обычно вследствие раздавливания или абразивного истирания.

— Проверьте натяжение в нижних слоях. Рекомендуется соблюдать натяжение при навеске от 2% до 10% минимального разрывного усилия каната. Необходимо также следить, чтобы натяжение сохранялось в процессе эксплуатации. Недостаточное натяжение означает, что нижние слои больше подвержены опасности раздавливания.

— Пересмотрите выбор конструкции стального каната. Не используйте большую длину каната, чем необходимо.

— Проверьте диаметр барабана. Недостаточное отношение изгиба повышает опорное давление.

Выпучивание проволок из прядей. — Недостаточная смазка в процессе эксплуатации.

— Рассмотрите применение альтернативной канатной конструкции.

— Если проволоки выпучиваются из каната под точкой пересечения, то возможно, натяжение в нижних витках на барабане недостаточно.

— Проверьте, есть ли участки раздавливания или деформации каната.

«Скрутка» или сильная спиральность в канате. — Проверьте, достаточно ли большой диаметр шкива и барабана — Рекомендуется минимальное отношение барабана/шкива к номинальному диаметру каната 18:1.

— Указывает на то, что канат двигался по малому радиусу или острому краю.

— Проверьте, не «выпрыгнул» ли канат из шкива и не двигался ли по валу.

Две отдельные осевые дорожки оборванных проволок, идущие вдоль по длине каната приблизительно в 120 градусах друг от друга, указывающие на то, что канат зажат в узком шкиве. — Проверьте радиусы ручьев шкива и нарезки барабана с помощью калибра, чтобы убедиться, что они не меньше номинального радиуса каната + 5% — Рекомендуется проверять радиусы ручьев шкива и нарезки барабана перед навеской любого каната.

— Отремонтируйте или замените барабан/шкивы, если необходимо.

Дорожка оборванных проволок, идущая вдоль по длине каната, указывающая на недостаточную опору каната, обычно вызванную слишком большим желобом шкива или большой нарезкой на барабане. — Проверьте, не превышает ли диаметр ручьев 15% от номинального диаметра каната.

— Отремонтируйте или замените барабан/шкивы, если необходимо.

— Проверьте, нет ли повреждения вследствие контакта.

Короткий срок службы каната вследствие локализованных порывов проволок ввиду усталости при изгибе.

Порывы проволок, вызванные усталостью, характеризуются плоскими концами на оборванных проволоках.

— Усталость при изгибе усиливается при возрастании нагрузки и уменьшении радиуса изгиба. Проверьте, какой из этих факторов можно ограничить.

— Проверьте конструкцию стального каната, канаты многопрядные с обжатыми прядями могут иметь удвоенную усталостную долговечность при изгибе по сравнению с обычными круглопрядными канатами.

— Локализованные усталостные порывы указывают на постоянные повторяющиеся перегибы на коротком отрезке. Рассмотрите вопрос, является ли экономичным периодическое укорачивание каната для передвижения каната по системе и прогрессивного воздействия на неповрежденные участки в зоне сильного перегиба. Для осуществления этой процедуры бывает необходимо начинать эксплуатацию каната несколько большей длины.

Оборванный канат — канаты обрываются, если подвергаются значительной перегрузке или при неправильной эксплуатации, если канат был уже подвергнут механическому повреждению. — Проверьте условия эксплуатации. Коррозия каната, внутренняя и/или наружная, может также привести к значительной потере металлического сечения. Прочность каната уменьшается до уровня, при котором он не может выдерживать нормальную рабочую нагрузку. Волна или деформация «штопор», обычно встречающиеся у многопрядных канатов. — Проверьте радиусы ручьев шкива и нарезки барабана с помощью калибра, чтобы убедиться, что они не меньше номинального радиуса каната + 5% — Рекомендует проверять радиусы ручьев шкива и нарезки барабана перед навеской любого каната.

— Отремонтируйте или замените барабан/шкивы, если необходимо.

— Проверьте углы девиации в системе запасовки — угол девиации более 1.5° градусов может вызвать деформацию

— Проверьте, был ли закреплен конец каната согласно инструкциям изготовителя

— Проверьте, не создают ли условия эксплуатации кручение в канате.

Вращение груза в одноблочной системе. — Рассмотрите выбор другой канатной конструкции.

— Рассмотрите возможность использования некрутящегося или малокрутящегося каната.

Возможно, по причине кручения, возникшего во время навески или эксплуатации.

— Пересмотрите выбор канатной конструкции Рассмотрите возможность использования некрутящихся или малокрутящихся канатов.

— Пересмотрите методы навески или методы эксплуатации.

Выпучивание сердечника или разрыв сердечника в однослойном шестипрядном или восьмипрядном канате. — Вызывается повторной ударной нагрузкой — проверьте условия эксплуатации. Скопление каната или «набегание» у фланцев барабана вследствие недостаточного угла девиации. — Пересмотрите дизайн барабана с изготовителем оборудования — рассмотрите дополнительное устройство сбрасывания каната, отклоняющий шкив, т.д. Западающие витки каната на барабане обычно связаны с недостаточной опорой от нижних слоев каната или нарезки. — Проверьте, имеет ли канат соответствующий диаметр.

— Если барабан с нарезкой, проверьте шаг нарезки.

— Проверьте натяжение в нижних слоях. Рекомендуется соблюдать натяжение при навеске от 2% до 10% минимального разрывного усилия каната. Необходимо также следить, чтобы натяжение сохранялось в процессе эксплуатации. Недостаточное натяжение означает, что нижние слои больше подвержены опасности раздавливания.

— Проверьте, используется ли канат соответствующей длины. Слишком длинный канат (что может не быть необходимостью) усугубляет проблему.

Короткий срок службы каната вследствие чрезмерного износа и абразивного истирания. — Проверьте угол девиации по отношению к барабану.

— Проверьте общее расположение шкивов в системе запасовки.

— Проверьте, свободно ли вращаются все шкивы.

— Пересмотрите выбор канатной конструкции. Гладкая поверхность многопрядных канатов с пластическим обжатием прядей дает лучший контакт с барабаном и шкивами и имеет повышенное сопротивление к интерференции между соседними витками каната.

Наружная коррозия. — Рассмотрите возможность выбора оцинкованных канатов.

— Пересмотрите уровень и тип смазки, применяемой в процессе эксплуатации.

Внутренняя коррозия. — Рассмотрите возможность выбора оцинкованного каната.- Пересмотрите частоту, количество и тип смазки, применяемой в процессе эксплуатации.- Рассмотрите возможность выбора стального каната с пластиковыми импрегнированными вставками.

Особенность методики браковки

Когда подлежат осмотру канаты и стропы: периодичность

При браковке стальных канатов производится подсчет количества оборванных проволок на длине равной 30d или 6d (d — обозначение диаметра каната). Делается это в местах соприкосновения троса с уравнительными блоками, на концевых заделках и местах обнаружения обрыва. Допустимое количество, при наличии которого может продолжаться эксплуатация, установлено Госгортехнадзором и отображено в приведенной таблице:


Таблица

Примечание! Буквой n обозначается количество несущих проволок, расположенных в наружных прядях, а d — диаметр троса. Это все определяет специальная машина.

Особые нормы браковки

Если металлический канат используется для приведения в движение транспортных средств с людьми или для транспортировки потенциально опасных и опасных грузов (кислоты, расправленный металл и так далее), то требования к безопасности, разумеется, ужесточаются, а норма браковки снижается ровно в два раза. То есть если обычно бракованным признается канат с сорока обрывами волокон на длину шага, то в таком случае трос с 20 обрывами уже снимается с эксплуатации.

Особые приемы применяются и при принятии решения о браковке канатов, свитых из толстой проволоки. Дело в том, что отечественные предприятия по производству стальных канатов выпускают две разновидности продукции: из тонкой проволоки и из более толстой. Понятное дело, что обрывы толстого и тонкого проката не могут быть равнозначными. Поэтому при подсчете количества разрывов толстой проволоки на дину шага скрутки, один обрыв толстой проволоки равнозначен 1,7 обрыву тонкой. Суммарное же количество дефектов не должно превышать 40.

Критерии оценки степени износа стальных тросов

Пожарные гидранты: нормы и правила, марки, размеры, требования

При определении безопасности эксплуатации канатов руководствуются следующими критериями:


Канатный механизм – проверка на прочность

Браковка каната крана

Крановые канаты, должны быть отбракованы, если экспертиза показывает, что ухудшение состояния каната превысило пределы определенных критериев. Общие критерии отбраковки предусматривают, что любой один из факторов, перечисленных ниже, является достаточно серьезным и может привести к негативным последствиям. Тем не менее, ухудшение состояния каната и решение для его снятия, почти всегда, является результатом суммарного эффекта комбинации этих факторов: — обрывы проволок; — уменьшение диаметра; — деформация; — коррозия.

Как проводится оценка состояния сердцевины троса (его свойство)

Типовые нормы выдачи СИЗ

Руководствуясь нормами браковки стальных канатов, они могут быть признаны неисправными даже в случае отсутствия наружных повреждений. Это происходит, если при проведении дефектоскопии обнаруживаются повреждения в сердцевине. Канат признается непригодным к эксплуатации, если проверка выявляет больше 18 % потери проволок внутренней части.

Обратите внимание! Такое оборудование, как и специалисты для его обслуживания, имеются далеко не на каждом предприятии. И это нормально, ведь постоянно проверять герметичные параметры сердцевины нет необходимости. Данные проверки обязательны только для изделий, которые должны соответствовать очень высоким требованиям по части безопасности.


На производстве

Особенность методики браковки

Канат может быть выбракован даже при совершенно нормальном внешнем виде при следующих условиях:

Канат не может эксплуатироваться, если в нем находят следующие дефекты:

Если для работы канала используются блоки, ручей которых футерован синтетическими материалами, или полностью из них изготовленных, то характерным считается разрушение каната изнутри при целостном состоянии наружного слоя. В этом случае производится дефектоскопия всей длины троса. Если обнаруживаются потери превышающий показатель 17,5 %, то канат изымается из эксплуатации.


Проверка повреждений

В чем смысл одинарной, двойной или тройной свивки канатов?

Канаты одинарной свивки не нашли применения на грузоподъемных механизмах, в качестве грузовых они свиваются из большого числа отдельных проволок и обладают большой жесткостью. Их можно использовать в качестве несущих элементов тележки кабельного крана. Канаты двойной свивки наиболее распространены в практике эксплуатации грузоподъемных механизмов и представляют собой пряди состоящие из проволок свитые в канат. Внутри каната находится сердечник из натуральных или синтетических материалов, который обеспечивает амортизацию прядей, их смазку, также сердечник не должен допускать деформацию каната.

Нормы выбраковки стропов

При производстве стропов руководствуются стандартом 25573-82 и РФ-10-33-93. При этом выполняются каждый из трех этапов осмотра:

При проведении ревизии особое внимание уделяется следующим аспектам:

Браковкой и осмотром стропов занимаются инженерно-технические работники, наделенные полномочиями проверять исправность оборудования и отвечающие за безопасность выполнения работ. Для фиксации результатов осмотра заводится специальный журнал, оформленный в соответствии с требованиями. Его регистрируют в Гостехнадзоре. На его страницах отражаются факты обнаружения дефектов и факты их устранения, а также содержаться правила хранения синтетических канатов и строп.


Стропы из стали на предприятии

Источник