Виды словосочетаний по морфологическим признакам главного слова примеры

Урок русского языка в 8 классе № 12 Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Виды синтаксической связи слов в словосочетании.

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

Учитель русского языка МБОУ «Школа №54» г. Рязани

Урок русского языка в 8 классе № 12

Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Виды синтаксической связи слов в словосочетании.

Цель: закрепить понятия о строении и значении словосочетаний; закрепить умение составлять схемы словосочетаний; определять вид словосочетания; конструировать словосочетания, определять способ связи слов в словосочетании.

Методические приёмы: повторение изученного, объяснение учителя; конструирование словосочетаний; работа со схемами; словарная работа, развитие речи.

1. Осложнённый словарный диктант. Составить словосочетания со словами. Отметить главные слова. Регулировать, олицетворять, ландшафт, колорит, композиция, архитектура, зодчество, зодчий, орнамент, апофеоз, горельеф, аллегория.

В каком словосочетании в окончаниях обоих слов пропущена буква Е?

1) высш..м заведени.. м

3) с давн..м приятел..м

– Что называется словосочетанием?

— Каковы признаки словосочетания?

— Из каких компонентов состоит?

— На какие типы делятся по морфологическим свойствам главного слова?

— Что показывает схема словосочетания?

Упр.65, 67 проверяем устно, по цепочке. На доске несколько человек выполняют схемы.

Выборочный диктант. Выпишите только словосочетания (слова на экране)

Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес да поле, в течение часа, настольные часы, часы приёма

2. Объясните, почему не являются словосочетаниями остальные слова ( сущ с предлогом, основа предложения, нет подчинительной связи)

Связь слов в словосочетании.

Самостоятельные ч/р соединяются в составе слов-ния с помощью трёх видов связи: согласования, управления, примыкания. Вид связи определяется грамматическими свойствами зависимых слов.

2.Если зав. Слово отвечает на вопросы косв. падежей, это управление. Главное слово управляет зависимым. При управлении форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного слова.

3.Если зависимое слово отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? и выражено наречием, деепр. или н.ф.глаг, это примыкание. Зав. слово примыкает к главному по смыслу.

1. Упр.67 (списать 10 примеров)

2.Упр.68. (устно) (списать 10 словосочетаний) (! Опечатка: нужно развитый ребёнок)

Выписать слова из рамок, составить с ними слов-ния, составить их схемы: стипендия, стипендиат, преданность, митинг, кандидат, делегат, депутат.

Дом. задание. П.7, прочитать всю классную работу, упр. 70 (10 словосочетаний по данным схемам на тему «Золотая осень»

Например: золотая осень, летящие листья, первые заморозки, наше прощание, шуршащие листья, жёлтый лист, падение листьев, очаровала нас, шуршат тихо, падает кружась, идти полюбоваться.

Затем составить предложения с этими сл-ниями, чтобы получился небольшой текст.

Источник

Типы словосочетания по морфологической природе главного слова.

Тема 1. Словосочетание как синтаксическая единица.

Различное толкование словосочетания в науке. Начальная форма словосочетания. Парадигма словосочетания.

Словосочетание — это синтаксическая единица, образованная двумя (или более) знаменательным словами, находящимися между собой в подчинительных отношениях. Словосочетание, взято вне предложения, является номинативной единицей: оно, как и слово, служит в это случае для наименования предметов, действий, признаков, состояний.

Вопрос о разных подходах к словосочетанию и можем назвать три разных подхода.

1. В формально-грамматическом направлении словосочетание – любое грамматически оформленное соединение слов, предложение – частный случай словосочетания.

2. В теории В.В. Виноградова словосочетание – особая синтаксическая единица, представляющая собой результат синтаксического распространения знаменательного слова. Поэтому словосочетание существует только на основе присловной подчинительной связи и имеет номинативную функцию.

3. В синтаксисе В.А. Белошапковой словосочетание противопоставлено предложению (простому) как единица непредикативная единице предикативной.

Совокупность форм СС, реализуемых при построении предложения, называется парадигмой словосочетания.Парадигмы опираются на словоизменение стержневого слова и выражают соответствующие грамматические значения — падежные и числовые: ветка березы, ветки березы, ветке березы. ветки березы, веток березы и т.д.; родовые значения: достойный внимания, достойная внимания; личные отношения: пишу письмо, пишешь письмо и т.д.

По стержневому слову выделяются субстантивные, адъективные и глагольные парадигмы. Условием вхождения словосочетания в парадигму является тождественный лексический состав.

По структуре СС делятся на простые (двучленные) и сложные (многочленные).

Простые и сложные словосочетания. Неоднозначные подходы к проблеме их разграничения.

Существует два разных подхода к делению словосочетаний на простые и сложные.

По составу словосочетания могут быть простыми и сложными. Простые словосочетания могут состоять из 2 знаменательных слов: новый дом, красивые вещи; они образуются прежде всего на основе согласования.

Простые словосочетания могут состоять также из знаменательного слова и семантически нечленимого словосочетания: юбка цвета беж, пять часов мужества, повторять изо дня в день, беседовать с глазу на глаз. К простым относятся словосочетания с двойным сильным управлением: отдать книгу ученику, присвоить звание ученому, вдохновлять солдат на подвиг. Данный случай является трудным для анализа.

Сложные словосочетания состоят из 3 и более компонентов, причем в таких словосочетаниях возможны различные типы связи: неожиданный приход начальника, дважды повторить просьбу, стремление женщин к образованию.

3.Типы словосочетаний по степени спаянности компонентов (свободные/несвободные). Лексически достаточные\недостаточные словосочетания.

Читайте также:  Органы государства понятие признаки виды тгп

По степени семантической спаянности компонентов различаются синтаксически свободные и синтаксически несвободные (цельные) словосочетания.

В синтаксически свободных (членимых) словосочетаниях каждый компонент функционирует как отдельный член предложения, так как реализует собственное значение и является структурно оформленным: зеленое яблоко, открытая дверь, подойти к дому, влюбиться со страшной силой.

Синтаксически несвободные (членимые) словосочетаниявыполняют функцию одного члена предложения, так как главное слово является семантически недостаточным и смысловую нагрузку несет зависимый компонент. Выделяют следующие типы нечленимых словосочетаний:

Особую группу составляют словосочетания с главным словом числительным и местоимением и зависимым существительным с предлогом из: двое из группы, кто-то из нас, в один из поселков. Одним из наиболее важных условий успеха является желание работать.

К цельным словосочетаниям относятся словосочетания, в состав которых входят словоформы с глазами, с носом, лицом роста. Эти словоформы нуждаются в лексичесих конкретизаторах.

Особую группу составляют сочетания существительных с предлогами от-до, с-до. От Москвы до Ленинграда и обратно до Москвы пляшут линии, ограды и мосты.

К цельным словосочетаниям относятся составные сказуемые: отказался подчиняться, осмелился перечить, хотел понять, дерзнул возразить, отдать предпочтение, рад поговорить, дать надежду, иметь надежду, казаться новым. Хотел читать, но труд упорный ему был тошен.

Типы словосочетания по морфологической природе главного слова.

Выделяются следующие типы словосочетаний.

1.Субстантивные словосочетания (главное слово — имя
существительное): солнечное утро, поездка к морю, дверь на кухню, разговор наедине.Схемы словосочетаний изображаются следующим образом (описания схем относятся ко всем типам):

а) указывается часть речи, которой выражено главное слово, над обозначением части речи ставится знак «х»;

б) указывается часть речи, которой выражено зависимое слово, и, если это существительное или местоимение-существительное, то отмечается его падежная или предложно-падежная форма;

в) между обозначениями частей речи главного и зависимого
слов ставится знак «+», указывающий на соединение двух компонентов; г) в схеме отражается реальное расположение компонентов относительно друг друга.

Субстантивные словосочетания строятся, например, по таким
схемам:

1) прил. (мест.-прил.; порядк. числит.; причаст.) +сущ.: кожаный мяч,

3. Местоименныесловосочетания (главное слово —местоимение): кто-то из учеников, никто из соседей, что-то странное, нечто невообразимое, любой из вас.

Количество схем, по которым строятся местоименные словосочетания,
также незначительно:

1.неопред. мест. +из сущ. Р.п.: кто-то из строителей, что-то
из вещей, кое-что из продуктов

2) отрицат. мест. +из сущ. Р.п.: никто из спортсменов, ничто из
мелочей;
3) неопред, мест. + прил.: что-то детское, что-то неприличное,
нечто огромное;

4) неопред. мест. +вроде сущ. Р.п.: что-то вроде сохи, нечто
вроде шалаша;

4. Словосочетания с именем числительным в роли главного слова.

Такие словосочетания строятся по следующим схемам:
1) колич. числит. + сущ. Р. п.ед. ч. (схема синтаксически неделимых словосочетаний): полтора рулона, два стола, две вазы, три
мяча, четыре тарелки;

2) колич. числит. +сущ. Р.п. мн. ч. (схема синтаксически неделимых словосочетаний): пять стульев, шесть овец, девять лопат,
одиннадцать ступенек;

3) собират. числит. +сущ. (одушевл. м.р.) Р.п.мн.ч. (схема синтаксически неделимых словосочетаний): двое мужчин, четверо солдат, семеро козлят’,
4) собират. числит, оба<обе)+сущ. (неодушевл.) Р.п. ед.ч. (схема синтаксически неделимых словосочетаний): оба стола, оба ботинка, обе руки,

5) собират. числит. +предлог в сущ. П. п.мн.ч. (схема синтаксически делимых словосочетаний): двое в шинелях, трое в шляпах;

6)порядк. числит. +предлог/сущ.Р.п.(схема синтаксически
делимых словосочетаний): второй от двери, третий от столба;

7) порядк. числит. +предлог после сущ. Р.п. (схема синтаксически делимых словосочетаний): первый после поворота, четвертый после школы.

5. Глагольные словосочетания. Главное слово в них выражено глаголом или его особыми формами — причастием или деепричастием: читать газету, строить дом, вернуться в город, наскочить напень, перелезть через забор, играющий на гитаре, упавший на пол, купленный в магазине, войдя в дом, написав записку, опираясь напалку. Из всего многообразия схем, по которым строятся глагольные словосочетания, назовем лишь некоторые их них:

1) глагол +предлог от сущ. Р.п.: узнать от соседей, отстать
от группы,

2) глагол + предлог с сущ. Р.п.: сбросить с крыши, упасть
со стола;

3) глагол +сущ. Д.п.: подарить жене, позвонить отцу, показать учителю;
4) глагол +сущ. В.п.: мыть посуду, учить детей, открыть дверь;
5) глагол + предлог в сущ. В.п.: верить в победу, положить в стол, уехать в деревню;

6) глагол +сущ. Т.п.: интересоваться техникой, рыть лопатой,
облить водой;

7) глагол +предлог в сущ. П. п.: жить в городе, прийти в шапке, купаться в реке;
8) глагол +наречие: писать медленно, вернуться осенью, изготовить вручную;
9) глагол +инфинитив: прийти проститься, заставить переделать, принести попить;
10) причастие + сущ. В.п.: рассматривающий картину, построивший мост;
11) причастие +предлог к сущ. Д.п.: подплывший к берегу, взывающий к милосердию;
12) причастие + наречие: приготовленный наскоро, внезапно
появившийся;
13) деепричастие + сущ. В.п.: услышав шум, открывая дверь,
познавая мир;

1)наречие + наречие: очень уверенно, едва заметно, слишком
резко, довольно грубо, весьма искусно, слегка нанасмешливо, еще немного,
2)
наречие +наречие в форме сравнительной степени: гораздо
выше, чуть громче, немного тоньше, вдвое дольше, еще глубже, к
можно внимательнее’,

3) наречие +предлог до сущ. Р.п.: странно до неприличия, слащаво
до приторности;

4) наречие +предлог для сущ. Р. п.: непонятно для собравшихся,
обидно для окружающих,

5) наречие + предлог от сущ. Р. п.: вдали от родины, поблизости от дома;

Читайте также:  Объясните термины гибриды доминантные признаки рецессивные признаки

6) наречие +предлог с (со) сущ. Т. п.: наедине с сыном, наравне
со взрослыми;

7) наречие в форме сравнительной степени + сущ. (местоим.)
Р. п.: (бежать) быстрее ветра,(чувствовать) тоньше всех.

7. Словосочетания с категорией состояния роли главного слова: очень душно, жалко детей, плохо без друзей стыдно за тебя, чуть лучше, пора выходить. Слова категории состояния могут распространяться наречиями, именами существительными и инфинитивом. Словосочетания, в которых слово категории состояния распространяется именем существительным или инфинитивом, могут иметь трехчленную парадигму, образуемую формами степеней сравнения; начальной является форма положительной степени:
плохо без электричества —хуже без электричества —хуже всего без
электричества.

Источник

Классификация словосочетаний по главному слову

По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:

Глагольные (с глаголом в роли главного слова)

Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать про себя.

Именные:

1. Субстантивные (с существительным в роли главного слова)

Примеры: план сочинения, поездка по городу, третий класс, яйца в холодильнике

2. Адъективные (с прилагательным в роли главного слова)

Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь.

3. Количественные (с именем числительным в роли главного слова)

Примеры: два карандаша, второй из претендентов.

4. Местоименные (с местоимением в роли главного слова)

Примеры: кто-то из учеников, нечто новое.

Наречные (с наречием в роли главного слова)

Примеры: крайне важно, вдали от дороги.

4. Виды грамматической связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Вопрос о слабой и сильной связи между словами в словосочетании

В русском языке слова связаны в словосочетание согласованием, управлением и примыканием.

Виды словосочетаний Между словами, чтобы они стали словосочетанием, должна существовать подчинительная связь или связь по смыслу. В зависимости от этого в русском синтаксисе различают три вида словосочетаний: со связью согласования, управления или примыкания.

Виды подчинительной связи в словосочетании

Согласование — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово принимает грамматические формы главного слова.

При такой связи оба слова, и главное, и зависимое, полностью совпадают в роде, числе и падеже. Делаем вывод, что оба слова являются изменяемыми.

Обычно согласуются существительные с прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, с местоимениями-прилагательными, местоимения с существительными.

желтые листья, пожелтевшие страницы, третий звонок, моя сумка, чистая столовая, передовой рабочий, загорелый отдыхающий, диван-кровать.

Управление — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово употребляется в том косвенном падеже, которого требует главное слово.

* щелкать (чем?) зубами;

* улыбаться (чему?) солнцу.

В зависимости от того, какими частями речи выражены главное и зависимое слово, различаем виды словосочетаний со связью управления :

* глагол + существительное — заказать фотографу, посмотреть фильм, встретить маму;

* прилагательное + местоимение — никому не нужный;

* существительное + существительное — директор школы, покраска забора;

* наречие + существительное — грустно до слез;

* числительное + существительное — двое ребят, три медведя;

* деепричастие + существительное, местоимение — благодаря хозяйку, улыбаясь мне.

Примыкание — вид подчинительной связи, при которой неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу.

В качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи и их формы:

инфинитив, наречие, деепричастие, неизменяемые прилагательные, форма сравнительной степени прилагательного.

наука наблюдать, позволил высказаться, намерен отдохнуть, читать быстро, поворот направо, стриженная по-мальчишески, спартански строгий, разговаривал улыбаясь, летел кувырком, пойду бегом, взгляд искоса, прыгать выше, чуть севернее, краска индиго, цвет хаки, час пик.

Между словами, связанными связью примыкания, невозможен падежный вопрос.

В зависимости от степени слияния компонентов словосочетания могут быть свободными и несвободными.

Свободные словосочетания состоят из слов, сохраняющих свое самостоятельное лексическое значение. Компоненты свободного словосочетания могут замещаться словами соответствующей категории, например: поздняя осень, ранняя осень, холодная осень.

Сочетающиеся словоформы свободны здесь в том смысле, что могут быть замещаемы при использовании в предложении в соответствии с конкретным коммуникативным заданием. Однако свободные словосочетания могут быть лексически ограниченными, в которых место того или иного компонента может быть заполненное любым словом данной категории, а лишь некоторыми (теми, которые образуют определенную семантическую группу).

Например: словосочетание слушать звуки лексические ограничено (слушать радио, слушать ребенка, слушать передачу, слушать шум и т.д.), тогда как словосочетание подслушать разговор лексически ограничено, так как семантика глагола подслушать не допускает широкой сочетаемости (нельзя: подслушать лекцию).

Деление словосочетаний на лексически ограниченные и неограниченные опирается на лексическую сочетаемость и не сочетаемость слов. Деление словосочетаний на лексически ограниченные и не ограниченные условно и относительно, так как показывает лишь большую или меньшую сочетаемость слов по сравнению друг с другом; в конечном же счете все словосочетания оказываются лексически ограниченными, так как слова их составляющие связаны определенным кругом понятий.

Например, глагол слушать образует словосочетания, лексически неограниченные по сравнению с глаголом подслушать, однако, безотносительно к этому глаголу, его сочетаемость тоже ограничена теми словами, которые способны обозначать объект этого процесса.

Несвободные словосочетания состоят из слов лексически несамостоятельных, т.е. из слов с ослабленным или утраченным лексическим значением. Такие словосочетания по своей семантике и функции особенно близки отдельному слову. При функционировании предложении не свободные словосочетания не расчленяются выступают в позиции одного члена предложения. Несвободные словосочетания делятся на

и несвободные фразеологически.

Словосочетание два мальчика также в зависимости от контекстуальных условий своего употребления может быть то свободным, то несвободным, ср.: Я любовался игрой этих двух мальчиков(Я любовался игрой этих мальчиков).

Читайте также:  Признаки и сущность контррекламы

В предложении Два мальчика подошли к столу оба слова лексически связаны, и расчленение словосочетания невозможно, оно выполняет функцию одного члена предложения. Значит, синтаксически несвободные словосочетания обнаруживаются лишь при функционировании конкретных предложениях, где они утрачивают раздельность своих компонентов.

Фразеологические словосочетания могут отражать живые синтаксические связи, т.е. строиться по моделям свободных словосочетаний: бить баклуши, держать камень за пазухой, класть зубы на полку, выметать сор из избы, такие словосочетания легко расшифровываются как образные выражения;

другие фразеологические словосочетания отражают утраченные связи сочетаемость, не сопоставимые с современными, например: шутка сказать, ничтоже сомнёшься, и вся недолга.

Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 963 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Словосочетание

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, признак, явление или действие:

слово словосочетание
стол обеденный стол
письменный стол
лист лавровый лист
лист малины
гулять гулять в парке
гулять с друзьями

Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. Зависимое слово уточняет смысл главного. От главного слова к зависимому всегда можно поставить вопрос:

гулять (с кем?) с друзьями.

Словосочетания прилагательное+существительное и существительное+существительное могут быть синонимичными, например:

золотая монета – монета из золота,

меховой воротник – воротник из меха,

бритвенный станок – станок для бритья.

Не являются словосочетаниями:

(какой?) уставший и (какой?) сонный.

будет играть, менее дорогой.

. ветка, сломанная ветром.

Смысловая и грамматическая связь

Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому:

Смысловая связь Примеры
предмет и его признак засохший цветок
цветок
(какой?) засохший
действие и предмет лететь к солнцу
лететь
(к чему?) к солнцу
действие и его признак заинтересованно разглядывать
разглядывать
(как?) заинтересованно
признак и его степень по-весеннему свежий
свежий
(как?) по-весеннему

Зависимое слово связывается с главным не только по смыслу, но и грамматически. Грамматическая связь слов в словосочетании чаще всего выражается с помощью окончания или с помощью окончания и предлога:

домашние тапочки, тапочки (какие?) домашн ие;

ходить по лезвию, ходить (по чему?) по лезви ю.

Признаки словосочетания

Как и любая единица языка, словосочетания имеют свои признаки:

Простые и сложные

Все словосочетания состоят из главной и зависимой частей. Например, в словосочетании чистая вода главная часть — вода, зависимая — чистая.

По своему составу словосочетания могут быть простыми и сложными. Простое словосочетание — это словосочетание, состоящее из двух знаменательных слов:

мокрые пятна, всегда весёлый, гулять в саду.

Сложное словосочетание — это словосочетание, состоящее из трёх и более знаменательных слов:

гулять в зимнем саду, стол из красного дерева.

Сложное словосочетание образуется путём распространения компонентов простого словосочетания и, следовательно, может быть разделено на простые:

папин стол из красного дерева – папин стол, стол из дерева, из красного дерева.

Глагольные, именные и наречные

По характеру главного слова словосочетания делятся на глагольные, именные и наречные:

глагольные главным словом является глагол бегать по траве,
листать книгу,
решать задачу
именные главным словом является имя существительное, имя прилагательное, имя числительное или местоимение свежая краска,
очень скучный,
пять уроков,
кто-то знакомый
наречные главным словом является наречие навстречу мечте,
рядом с домом

Типы подчинительной связи в словосочетаниях

Слова в словосочетаниях связаны подчинительной связью. В русском языке существует три основных типа (вида) подчинительной связи слов в словосочетаниях: согласование, управление и примыкание.

Согласование — это тип подчинительной связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное. Например: спелое яблоко — зависимое слово спелое стоит в тех же формах (в единственном числе, среднем роде и именительном падеже), что и главное слово яблоко.

При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Например:

большая яма (Им. п.), большой ямы (Р. п.), о большой яме (П. п.).

Грамматическая связь при согласовании осуществляется с помощью окончаний. В роли зависимых слов в таких словосочетаниях могут выступать:

Управление — это тип подчинительной связи, при котором главное слово управляет падежной формой зависимого слова. Например:

прочитать книгу (В. п.), журнал (В. п.), страницу (В. п.).

Главное слово прочитать требует поставить зависимые от него слова — книга, журнал, страница, в винительный падеж.

При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется (зависимое слово остаётся в том же падеже). Например:

прочитать книгу (В. п.), прочитал книгу (В. п.), прочитаю книгу (В. п.).

Грамматическая связь при управлении выражается с помощью окончаний или окончаний и предлогов. Например, в словосочетании

Примыкание — это тип подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова (глаголы неопределённой формы, деепричастия, наречия):

учиться читать, бежать прихрамывая, писать грамотно.

При примыкании связь выражается не формами слов, а порядком слов и интонацией.

Неделимые словосочетания

Неделимые словосочетания — это словосочетания, которые в предложениях выполняют роль одного члена предложения:

сломанный ветром, пара часов, два цветка, брат с сестрой.

Синтаксический разбор словосочетания

Порядок разбора словосочетания:

Пример. Образец разбора словосочетания: засохший лист.

Источник