Виды ревизий по ведомственным признакам

Виды ревизий

Сущность ревизии, цель и задачи

Тема 6. Ревизия как инструмент контроля

Раздел II. РЕВИЗИЯ

6.1. Сущность ревизии, цель и задачи.

6.3. Методы и приемы документального контроля.

6.4. Методы и приемы фактического контроля.

6.5. Документ как доказательство законности осуществления операции;

Ревизияпредставляет собой систему обязательных конт­рольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом перио­де хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организа­цией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных лиц, на которых в соответствии с законода­тельством РФ и нормативными актами установлена ответствен­ность за их осуществление.

— обеспечение финансовой дисциплины;

— экономное и целевое использование бюджетных средств;

-выявление резервов роста доходной базы бюджета и со­бираемости налогов;

— сохранность материальных и финансовых ресурсов, их эффективное использование;

-своевременное и правильное прохождение всех этапов бюджетного процесса и сметного финансирования;

-проверка законности совершаемых субъектом хозяйство­вания хозяйственных и финансовых операций;

-правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности;

пресечение фактов бесхозяйственности, расточительнос­ти и других видов нарушений, а также принятие мер но возмещению причиненного ущерба;

-выявление неиспользуемых резервов повышения эффек­тивности экономической деятельности субъекта хозяй­ствования.

Основной задачей ревизии является проверка финансово-хо­зяйственной деятельности организации по следующим направ­лениям:

— соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;

— обоснованность расчетов сметным назначениям;

— исполнение смет расходов;

— использование бюджетных средств по целевому назна­чению;

— обеспечение сохранности денежных средств и матери­альных ценностей;

— обоснованность образования и расходования государ­ственных внебюджетных средств;

— соблюдение финансовой дисциплины и правильность ве­дения бухгалтерского учета и составления отчетности; У обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;

— полнота и своевременность расчетов с бюджетом и вне­бюджетными фондами; У операции с основными средствами и нематериальными активами;

— операции, связанные с инвестициями;

— расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физически­ми лицами;

— обоснованность произведенных затрат, связанных с теку­щей деятельностью, и затрат капитального характера; У формирование финансовых результатов и их распреде­ление.

Благодаря ревизии регулярно осуществляется контрольная функция государства как собственника государственного бюд­жета и других экономических ресурсов. К ней все чаще прибега­ют учредители, инвесторы и иные собственники бизнеса, а также исполнительные органы хозяйствующих субъектов, что особенно характерно для деятельности контрольно-ревизионных комиссий и аудиторских союзов в системе сельскохозяйственной и потре­бительской кооперации. Результаты ревизий в обязательном по­рядке подлежат широкой огласке и обсуждению в коллективе проверяемой организации.

Ревизии осуществляются специальными контрольно-ревизи­онными органами (контрольно-счетными палатами, контрольно-ревизионными управлениями, отделами, комиссиями), работники которых имеют, как правило, специальную подготовку, что обес­печивает реализацию принципа действенности и эффективности экономического контроля. Это относится как к государственному штатному контрольно-ревизионному аппарату, так и к ревизион­ным комиссиям хозяйственных обществ, кооперативных и обще­ственных организаций, поскольку в стране действует специаль­ная система подготовки и повышения квалификации всех конт­рольно-ревизионных кадров.

В ходе проведения ревизий широко сочетаются все приемы и способы фактического и документального контроля, что позволя­ет изучать проверяемые вопросы и тем самым успешно решать задачи экономического контроля.

В теории и практике контрольно-ревизионной деятельности различают несколько видов ревизий, которые принято классифи­цировать по определенным признакам.

В зависимости от органов, осуществляющих ревизии, их подразделяют на:

внутрихозяйственные ревизии — проводятся работни­ками предприятий, которые контролируют деятельность внутренних структурных подразделений, не имеющих юридической самостоятельности.

По времени проведения различают ревизии:

В зависимости от источника контрольных данныхразли­чают ревизии:

смешанные характеризуются сочетанием использова­ния фактических и документальных контрольных данных, что и обусловливает наибольшую распространенность данного вида ревизии.

По организационному признаку ревизии подразделяются на:

По объему вопросов и в зависимости от цели проведения ревизии бывают:

По охвату единичных объектов контроля ревизии де­лятся на:

По глубине проведения выделяются ревизии:

По составу специалистов, осуществляющих ревизии, де­лятся на:

В зависимости от способа финансирования различают ре­визии за счет:

— бюджета субъектов РФ;

— средств проверяемого экономического субъекта;

— общественных, неправительственных организаций, инос­транных инвесторов.

Источник

Виды ревизии и их классификация

Ревизия отличается от других форм контроля определенной периодичностью (не реже одного или двух раз в год). Результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическое значение как источник доказательств в судебно-следственной практике. Ревизия относится и к внутреннему, и к внешнему контролю.

Отличие ревизии от аудита

Цель ревизии — проверка обоснованности и целесообразности действий должностных лиц приемами и методами, характерными для ревизии. Потребность в аудиторских проверках наиболее актуальна в организациях, в которых работники действуют строго в соответствии с утвержденными бизнес-процессами. Аудитор по документам выявляет отклонения в действиях работников при выполнении операций конкретного бизнес-процесса. В настоящее время наиболее распространен аудит процесса составления бухгалтерской и налоговой отчетности.

Ревизор выявляет ответственность должностного лица. По итогам работы ревизора могут быть собраны материалы для принятия решения о соответствии лица занимаемой должности, его материальной и уголовной ответственности.

Аудитор выявляет слабые стороны бизнес-процессов. По итогам его работы ставится задача изменения правил ведения процессов или ужесточения требований к их соблюдению.

Специальных нормативных документов, где прописывались бы требования к действиям ревизора, нет. Деятельность аудитора регламентирована специальными документами, которые получили название стандартов аудиторской деятельности.

Ревизор проверяет финансовую и хозяйственную деятельность. Аудитор проверяет бухгалтер скую и финансовую отчетность. Обязанность ревизора — определить обоснованность и целесообразность действий должностных лиц.

Ревизия выявляет виновных лиц и причины неэффективных действий и нарушения законодательства. По итогам ревизии принимаются решения о мерах дисциплинарного воздействия, возможна передача дел в следственные органы, В ходе аудита проверяется соответствие процессов нормам и правилам, определенным положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) и другими нормативными документами- По аудиторским документам, содержащим отрицательное мнение, принимаются решения об изменении процессов в учетном органе и движении первичных документов-

Этические нормы аудита запрещают высказывать свое мнение о должностных лицах, определять их виновность. Ревизор может высказать строго обоснованное мнение о должностных лицах.

Виды ревизии.Виды ревизии принято классифицировать по следующим признакам

По субъекту контроля:

• Ревизия государственных органов;

• Внутри хозяйственные ревизии;

• Ревизии проводимые аудиторскими фирмами.

По организационному признаку:

• плановые ревизии, которые проводятся в соответствии с планом ревизионной работы вышестоящей организации или органа управления, но не реже одного раза в год;

• внеплановые ревизии и проверки, которые проводятся по спецзаданиям собственника или вышестоящей организации (например, при ухудшении результатов работы по основным производим финансовым показателям), при замене руководителя или главного бухгалтера организации.

Читайте также:  Общие признаки хозяйственных обществ

По объему проверки:

• сплошные ревизии, которые предусматривают проверку финансово-хозяйственной деятельности путем изучения и анализа всех бухгалтерских документов и учетных записей организации за ревизуемый период. При сплошных ревизиях изучаются все документы и регистры бухгалтерского учета, где отражена производственная и финансовая деятельность организации.

Сплошные ревизии могут применяться не только в целом по операциям хозяйственной деятельности организации, но и по отдельным однородным операциям (кассовым, банковским счетам, расчетам с поставщиками и заказчиками и т.д.). Как правило, к сплошным ревизиям прибегают в случаях установления хищений и злоупотреблений, такие ревизии из-за затрат на них большого количества времени проводятся сравнительно редко;

• выборочные ревизии предусматривают проверку части хозяйственных операций, документов и регистров бухгалтерского учета по предварительно намеченному плану после общей проверки данного вида хозяйственных операци. При этом некоторые хозяйственные операции проверяются не за весь ревизуемый период, а лишь за отдельные отрезки времени- При подготовке и проведении таких ревизий очень важно правильно выбрать отрезок времени, за который нужно осуществлять проверку соответствующих документов и операций, а также определить их количество. Это полностью зависит от квалификации и опыта ревизора. Выборочные ревизии — один из основных способов проверки деятельности организаций. Однако методика их осуществления пока разработана недостаточно. Во многих случаях даже опытным ревизорам не всегда удается из общей массы выделить для исследования нужную часть документов или хозяйственных операций;

• полные ревизии, когда проверяется вся деятельность организации;

• частичные ревизии, в ходе которых проверяют лишь отдельные области деятельности или отдельные виды хозяйственных операций организации (ревизия затрат и выхода продукции, товарно-материальных ценностей и др.);

• комбинированные ревизии, которые представляют собой сочетание видов ревизий по объему проверки (например, в ходе полной ревизии поставлена задача проверки всей деятельности организации, при этом финансовая деятельность проверяется сплошным методом, а производство — выборочно).

По кругу вопросов, подлежащих проверке:

•тематические (частичные) ревизии, которые предусматривают проверку ряда организаций по отдельным специальным вопросам (темам) или проверку состояния отдельных разделов (частей, участников экономической и социальной деятельности организации. Темами подобных ревизий могут, например, быть «Ревизия сохранности и правильности использования материальных ценностей», «Ревизия правильности образования и использования фондов организации», «ревизия правильности использования фондов заработной платы и расчетов с рабочими и служащими». Цель тематической ревизии — получить общую характеристику состояния дел по данному вопросу. Такие ревизии назначаются по мере необходимости для выправления положения на проверяемых участках экономической и социальной деятельности организаций, а также по требованию правоохранительных органов;

• сквозные ревизии, которые охватывают ряд подразделений, входящих в состав одной организации, при этом проверяется деятельность головной организации и входящих в ее состав подразделений, цель сквозной ревизии — наряду с проверкой финансово-экономической деятельности подразделений организации установить качество управления их деятельностью. Сквозные ревизии весьма трудоемкие и применяются в исключительных случаях, когда имеются данные о недостаточном уровне руководства деятельностью подразделений организации со стороны вышестоящего органа управления;

• комплексные ревизии, в ходе которых изучается широкий круг вопросов хозяйственной деятельности организации. Такие ревизии обычно проводят бригады, в которые кроме бухгалтера-ревизора входят работники планового отдела, отдела кадров и другие специалисты. Комплексные ревизии — наиболее эффективный способ проверки финансово-хозяйственной деятельности организации. Цель таких ревизий — объективная, полная и правильная оценка работы анализируемой системы, разработка технически и кономически обоснованных предложений по ее совершенствованию и обеспечению успешного выполнения экономических показателей деятельности организации;

• некомплексные ревизии, которые проводит обычно один ревизор путем проверки хозяйственно-финансовой деятельности по Данным бухгалтерской документации, учетных регистров и отчетности.

По способу контроля за результатами ревизионной работы:

•Дополнительные ревизии, которые проводят, когда имеются данные о том, что при проведении плановой ревизии не полностью вскрыты факты нарушений финансово-хозяйственной деятельности организации;

• повторные ревизии, которые практикуются для усиления контроля за качеством ревизионной работы. Обычно их проводят после плановой ревизии за тот же период. Цель повторной ревизии — выяснить, как организация ликвидирует недостатки, отмеченные в акте плановой ревизии.

Источник

Ревизия как один из важнейших методов хозяйственного контроля.

Виды ревизий и их характеристика.

Ревизии классифицируются по следующим признакам:

— по органам осуществления: ведомственные и вневедомственные.

Ведомственные ревизии проводится контрольно- ревизионными органами системы каждого министерства и ведомства, в соответствии с действующим законодательством. Разновидностью ведомственных ревизий являются внутрихозяйственные ревизии, проводимые штатными или общественными службами предприятий.

Вневедомственные ревизииосуществляются контрольно-ревизионным аппаратом органов государственного контроля (Министерства финансов РФ, ЦБ РФ и т.д), наделенные контрольными правами по отношению к предприятиям, организациям всех отраслей АПК независимо от их ведомственной подчиненности.

— по времени проведения: предварительные, текущие и последующие

Предварительные ревизии осуществляются до совершения проверяемых хозяйственных операций и направленына предупреждение нарушений законности и эффективности использования ресурсов. Предварительной ревизии могут подвергаться различного рода договорыи соглашения до начала их исполнения. Они проводятся как правило органами внутрихозяйственного контроля (ревизионными комиссиями предприятий, наблюдательными советами, службами внутреннего контроля ила внутреннего аудита), реже- вышестоящими органами.

Текущие ревизиипроводятся в ходе выполнения проверяемых хозяйственных операций, что позволяет своевременно выявлять и устранить различного рода нарушения и недостатки. Наиболее эффективно данный вид ревизия осуществляется внутренними контролерами. Посредством текущих ревизий выявляются полнота оприходования готовой продукции, сохранность имущества, соблюдение законности при списании ОС, использования денежных средств, реальность объемов выполненных работ.

Последующие ревизии осуществляются после совершения проверяемых хозяйственных операций. К ихпроведению привлекаютсявсе органы контроля. Данный вид ревизии является наиболеераспространенным. В отличии от последующего контроля, последующиеревизии наиболее полно и всесторонне изучают все вопросыпроизводственно-хозяйственной деятельности проверяемого объекта, атакже используются приемы и способы экономического контроля.

по источникам контроля: фактические и документальные

Фактические ревизиипроводятся в основном по данным осмотра объекта в натуре к направлены на выяснение законности и целесообразности использования имущества предприятия в ходе осуществления хозяйственных операций.

Документальные: по документальным данным и представляют собой форму последующего контроля. В ходе проведения фактических ревизий также используются данные фактического осмотра объекта в натуре, что существенно повышает эффективность контрольно-ревизионного мероприятия. Поэтому при проведении и фактической и документальной ревизии необходимо сочетать приемы фактического и документального контроля в зависимости от характера ревизии.

По отношению к срокам проведения: плановые и впеплановые.

Плановые ревизиипредусматриваются в планах работы контрольно-ревизионного аппарата соответствующих органов с целью систематического контроля за деятельностью всех подконтрольных предприятии.

Читайте также:  Признак полного разрыва уретры тест

Внеплановые ревизии планом не предусмотрены и проводятся е результате возникшей необходимости в течении этого периода. Такие ревизии проводятся при критическом положении дел отдельных предприятий, при обнаружении фактов злоупотреблений, при поступлении сигналов о злоупотреблениях, по решению судебно-следственных органов и т.д.

По объему проверяемых вопросов: полные и частичные

Полные ревизииохватывают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия и направлена на оценку состояния сохранности и использования имущества предприятий. Обычно они провозятся ведомственными контрольно-ревизионными органами в соответствии с утвержденным планом на текущей год, Полной может быть и внеплановая ревизия в тех случат, когда выявляются многочисленные нарушения входе проверки даже отдельных вопросов. Полные ревизии трудоемки, но более действенны и играют важную роль в выявлении к предупреждении фактов незаконного и нерационального использовании материальных и других ресурсов.

Частичные ревизии заключаются в проверке отдельных сторон производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Они являются как правило внеплановыми и проводятся по сигналам злоупотреблений, решению судебно-следственных органов и по инициативе вышестоящих органов. Их отличает более целенаправленная я глубокая проверка тех или иных вопросов, что позволяет более полно определить причиненный ущерб в ходе злоупотреблений и хищений. Разновидностью частичных ревизий являются тематические ревизии, осуществляемые обычно в нескольких предприятиях по инициативе как отраслевых так и межведомственных органов. Тематические ревизии позволяют своевременно выявить и устранить однородные нарушения и недостатки, допускаемые на предприятии.

По охвату единичных фактов контроля: сплошные и выборочные.

Сплошные ревизииизучают все объекты контроля ревизуемого предприятия. Сущность сплошной ревизии объясняется не качеством применяемых методов, а количеством проверяемых хозяйственных операций, ценностей, денежных средств и т.д. этот вид ревизии позволяет наиболее полно проверить законность и целесообразность использования тех или иных хозяйственных средств. Особенно эффективны эти ревизии при изучении состояния сохранности и использования денежных средств, материальных ценностей. Сплошные ревизии отличаются большой трудоемкостью.

По составу специалистов, осуществляющих ревизию, выделяюткомплексные и некомплексные ревизии.

Комплексные ревизии проводятся специалистами различных профилей. Это позволяет достаточно квалифицированно проверить все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Участие в проведении ревизии специалистов различны специальностейпозволяет выявить резервы улучшение производственной и финансовой деятельности предприятия.

Некомплексные ревизиипроводятся специалистами учетного и финансового профилей и предусматривают проверку в основном финансовой деятельности ревизуемого предприятия.

По характеру проведения : сквозные и комбинированные.

Сквозные ревизиихарактеризуются проверкой объектов контроля навсех этапах их движения, начиная от производственных подразделений предприятия и заканчивая первичными вышестоящими органами управления.

Комбинированные ревизии заключаются в использовании при их проведении различных видов ревизий.

Виды инвентаризации и ее роль в ревизии.

Виды инвентаризаций

Выделяют следующие виды инвентаризаций:

Полная инвентаризация проводится перед составлением годового отчета, при аудиторской проверке или ревизии и охватывает все материальные ценности, денежные средства и расчетные отношения с другими организациями и лицами. При полной инвентаризации охватывают также все виды средств, в том числе ценности, не принадлежащие организации (арендованные основные средства; товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение; материалы, принятые в переработку, и т.д.).

Каждая отдельная инвентаризация, охватывающая часть средств организации, называется частичной инвентаризацией. К ней относятся, например, инвентаризация денежных средств (ревизия кассы), инвентаризация материальных ценностей, связанная со сменой материально ответственных лиц, и т.д.

При выборочной инвентаризации у конкретного материально ответственного лица проверяют только некоторые ценности на выбор. Выборочная инвентаризация проводится в организациях с большой номенклатурой ценностей.

Сплошная инвентаризация проводится одновременно во всех структурных подразделениях и предприятиях, которые принадлежат данной организации.

Плановая инвентаризация проводится по графику в указанные сроки, утвержденные руководителем, причем сроки проведения ее не подлежат оглашению.

Внеплановая инвентаризация проводится не по плану, а в силу сложившихся обстоятельств (при передаче дел материально ответственным лицом, после стихийных бедствий, хищений).

Повторная инвентаризация проводится, если возникли сомнения в достоверности, объективности, качестве проведенной инвентаризации.

Контрольная инвентаризация. По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.д., где проводилась инвентаризация.

Источник

Характеристика видов ревизий

Особое место ревизии в системе экономического контроля подчеркивается тем, что она характеризуется как общими, так и специфическими видовыми признаками, в соответствии с которыми различают отдельные виды ревизий. К таким признакам относятся органы, осуществляющие ревизии, время их проведения, источники контрольных данных, плановость, объем вопросов, охват объектов, состав специалистов и характер проведения ревизий.

По органам, осуществляющим ревизии, выделяют вневедомственные, ведомственные и внутренние ревизии (слайд 5.4).

Вневедомственные ревизии осуществляются контрольно- ревизионным аппаратом органов общегосударственного контроля (Счетной палатой РФ, Министерством финансов РФ, Федеральной налоговой службой, контрольно-счетными палатами субъектов РФ, и т.д.), наделенных контрольными полномочиями по отношению к организациям и учреждениям всех отраслей экономики, независимо от их ведомственной подчиненности.

Ведомственные ревизии проводятся контрольно-ревизионным аппаратом системы каждого министерства и ведомства в соответствии с действующим законодательством, регламентирующим организацию ведомственного контроля. Так в системе Министерства сельского хозяйства РФ ведомственные ревизии осуществляются как этим министерством, так и сельскохозяйственными органами субъектов РФ в полоть до районных управлений (отделов) сельского хозяйства и иных муниципальных формирования.

Внутренние ревизии осуществляются штатными или общественными службами непосредственно хозяйствующих субъектов или их групп в виде холдингов и иных структур, а также аудиторскими и иными специализированными организациями на договорной основе с указанными субъектами.

По времени проведения ревизии можно разделить на предварительные, текущие и последующие (слайд 5.5.).

Предварительные ревизииосуществляются до начала проверяемых хозяйственных операций и направлены на предупреждение нарушения действующего законодательства. Предварительной ревизии могут подвергаться различного рода договоры и соглашения на стадии их обсуждения, хозяйственные решения до начала их выполнения и т.д.. В хозяйственной практике предварительные ревизии заменяются предварительной проверкой, но при выявлении нарушений действующего законодательства и они должны осуществляться в общеустановленном порядке. Они проводятся, как правило, службами внутреннего контроля, реже – штатным аппаратом государственных органов и специализированных организаций.

Текущие ревизии проводятся в ходе выполнения проверяемых хозяйственных операций, что позволяет своевременно выявить и устранить различного рода нарушения или недостатки. Как и предварительные, текущие ревизии наиболее эффективны при проведении их непосредственно контролерами хозяйствующего субъекта, что особенно характерно для деятельности ревизионных комиссий хозяйственных обществ и кооперативных организаций. Посредством текущих ревизий выявляются, например, полнота оприходования готовой продукции, сохранность имущества, соблюдение законности при списании основных средств, использовании денежных средств, товарно-материальных ценностей, реальность объемов выполненных работ.

Последующие ревизииосуществляются после совершения проверяемых хозяйственных операций. К их проведению широко привлекаются все органы экономического контроля, и данный вид ревизии является наиболее распространенным. По этим причинам нередко все ревизии отождествляются только с последующим контролем. При последующих ревизиях в наиболее полной мере изучаются все стороны хозяйственно-финансовой деятельности организаций и учреждений, а также широко используются различные приемы и способы экономического контроля.

Читайте также:  Признаки молочницы в организме

По источникам контрольных данных различают фактические, документальные и смешанные ревизии (слайд 5.6).

Фактические ревизии проводятся преимущественно по данным осмотра объекта в натуре и направлены на выявление законности и целесообразности использования экономических ресурсов как правило, непосредственно в ходе осуществления хозяйственных операций.

Документальные ревизиипроводятся преимущественно по документальным данным и представляют собой обычно форму последующего контроля. Вместе с тем и в ходе документальной ревизии используются данные фактического осмотра объектов в натуре, что существенно повышает эффективность контрольно-ревизионной работы. Поэтому и при фактической и при документальной ревизии надо непременно сочетать приемы фактического и документального контроля мри преобладании одних из них над другими в зависимости от характера ревизии.

Смешанные ревизии характеризуются сочетанием использования фактических и документальных контрольных данных, что и обусловливает наибольшую распространенность данного вида ревизий в контрольно-ревизионной работе всех контрольных органов.

По отношению к плану проведения ревизий они подразделяются на плановые и внеплановые (слайд 5.7).

Плановые ревизии предусматриваются в планах работы контрольно-ревизионного аппарата соответствующих органов, что обусловлено возложенными на них контрольными функциями. При этом в ежегодных планах работы ведомственного контрольно-ревизионного аппарата обычно предусматриваются регулярное проведение ревизии в подведомственных организациях и учреждениях.

Планирование ревизий межведомственным контрольно-ревизионным аппаратом осуществляется обычно избирательно, относительно отдельных организаций, органов хозяйственного и государственного управления.

Внеплановые ревизиине предусматриваются планом на предстоящий период и проводятся в силу возникшей необходимости в течение этого периода. Такие ревизии могут быть вызваны неблагоприятным положением дел на отдельном предприятии, при смене его собственников, по просьбе судебно-следственных органов и т.д..

По объему вопросов контроля выделяют полные и частичные ревизии (слайд 5.8.).

Полные ревизии охватывают все стороны хозяйственно-финансовой деятельности ревизуемой организации и направлены на выявление общей картины состояния сохранности и использования экономических ресурсов. Обычно полные ревизии проводятся ведомственным контрольно-ревизионным аппаратом в соответствии с утвержденным планом на предстоящий период. Вместе с тем полной может быть и внеплановая ревизия прежде всего в тех случаях, когда выявляются многочисленные нарушения в ходе проверки даже отдельных вопросов. Полные ревизии, хотя и трудоемки, но более действенны и играют важную роль в выявлении и предупреждении фактов незаконного и нерационального использования имеющегося имущества.

Частичные ревизии заключаются в проверке отдельных сторон хозяйственно-финансовой деятельности ревизуемой организации. Эти ревизии являются, как правило, внеплановыми и проводятся обычно по инициативе собственников хозяйствующих субъектов, просьбе судебно-следственных органов и т.п. Их отличают более целенаправленная и глубокая проверка тех или иных вопросов, что имеет особое значение при определении полноты причиненного ущерба в результате злоупотребления или других нарушений действующего законодательства.

Разновидностью частных ревизий служат тематические ревизии, осуществляемые обычно одновременно в нескольких организациях и учреждениях по инициативе как отраслевых, так и вневедомственных органов. Такие ревизии практикуются, например, по исполнению бюджетных ассигнований, соблюдению налогового законодательства и т.д. Тематические ревизии позволяют вовремя выявить и устранить однородные нарушения и недостатки, допускаемые в хозяйственно-финансовой деятельности многих организаций, в связи с чем они широко применяются в контрольно-ревизионной работе.

По охвату объектов контроля ревизии делятся на сплошные и выборочные (слайд 5.9).

Сплошныеревизии характеризуются изучением всех объектов контроля, относящихся к тем или иным сторонам хозяйственно-финансовой деятельности ревизуемой организации. При этом могут быть использованы как все, так и отдельные приемы и способы экономического контроля. Сущность сплошной ревизии заключается не в качестве применяемых элементов метода контроля, как в количестве проверяемых при этом хозяйственных операций, вещественных ценностей, денежных средств и т.д. Именно сплошной охват указанных объектов контроля присущ этой ревизии, в связи с чем она позволяет наиболее полно проверить законность и целесообразность исполнения тех или иных ресурсов. Особенно эффективны сплошные ревизии при изучении состояния сохранности и использования денежных средств и товарно-материальных ценностей, где этот вид ревизии и находит наиболее частное применение. Вместе с тем сплошная ревизия отличается большой трудоемкостью контрольного процесса, что и следует принимать во внимание при ее практическом использовании.

Например, при полной ревизии хозяйственно-финансовой деятельности сельскохозяйственного кооператива кассовые операции, операции по счетам в банках расчетные операции могут быть проверены сплошной ревизией, а остальные вопросы – выборочно. То сэкономит рабочее время на ее проведение Ии при достаточно высоком уровне охвата контролем всех сторон деятельности хозяйства. В случаях выявления фактов злоупотребления необходимо подвергать проверке все объекты контроля в порядке сплошной ревизии.

По составу специалистов, осуществляющих ревизии, выделяют комплексные и некомплексные ревизии (слайд 5.10).

Комплексные ревизиипроводятся специалистами разных профилей. Это позволяет достаточно квалифицированно проверять все стороны хозяйственно-финансовой деятельности ревизуемой организации, что значительно повышает деятельность экономического контроля. Участие в комплексной ревизии специалистов по различным областям знаний создает возможность выявить резервы улучшения как производственной, так и финансовой деятельности предприятия, обобщить недостатки и положительные элементы, способствуя тем самым дальнейшему повышению эффективности его функционирования. В связи с этим целесообразно все плановые ревизии проводить комплексно, с участием работников соответствующих специальностей.

Некомплексныеревизии осуществляют специалисты учетного и финансового профиля. Такие ревизии направлены на проверку главным образом финансовой деятельности организации. Некомплексные ревизии не позволяют в полной мере выявить состояние ведения производства, уровень внедрения достижений научно-технического прогресса и передовых технологий. Поэтому при проверке деятельности производственных предприятий они менее эффективны по сравнению с комплексными ревизиями в связи с чем они обычно практикуются при ревизии бюджетных учреждений и организаций, не имеющих хозяйственных операций.

По характеру проведения ревизий можно выделить сквозные и комбинированные ревизии (слайд 5.11).

Комбинированные ревизиизаключаются в использовании в ходе проведения различных их видов. Так, при полной ревизии хозяйственно-финансовой деятельности унитарного сельскохозяйственного предприятия, проводимой контрольно-ревизионным аппаратом областного департамента сельского хозяйства (ведомственная ревизия), могут принимать участие бухгалтер-ревизор, агроном, зоотехник, инженер этого департамента (комплексная ревизия). Кассовые операции и наличие животных они могут проверять в сплошном порядке (сплошная ревизия), а остальные операции – выборочно (выборочная ревизия). Расчеты данного хозяйства с его вышестоящим органом (управлением) эта группа работников может проверить по данным как хозяйства, так и управления (сквозная ревизия). И наконец, правильность использования земли и техники после проверки данного хозяйства можно выявить и в других хозяйствах этого управления (тематическая ревизия).

Источник