Виды разработок частных признаков почерка

Частные признаки почерка и их классификация

Частные признаки почерка отражают особенности письменно-двигательного навыка конкретного человека, проявляющиеся в процессе выполнения и соединения отдельных письменных знаков и их элементов. Эти признаки обладают большой степенью устойчивости к различным факторам объективного и субъективного характера. Совокупность особенностей движений позволяет установить исполнителя рукописи.

К частным признакам почерка относятся особенности движений, которыми выполняются отдельные элементы письменных знаков и их сочетания. При определении частного признака в том или ином письменном знаке или в соединении письменных знаков между собой исходят из наличия или отсутствия в изучаемых движениях отклонений от движений, предусмотренных типовыми прописями. Отдельные движения, которыми выполняются аналогичные буквы и буквосочетания в почерках разных лиц, могут быть однотипными, причем одни из этих движений встречаются чаще, другие – реже, третьи – совсем редко. Однако вся совокупность (комплекс) движений в их многообразии для каждого лица индивидуальна и целиком неповторима в почерках других лиц.

Частные признаки, встречающиеся в почерке, неравноценны для идентификации: чем реже встречается та или иная особенность движения в почерках разных лиц, тем ценнее, она будет в идентификационной совокупности, определяющей индивидуальность почерка.

Для фиксации каждого частного признака при изучении рукописи к нему нужно подходить в строго определенной последовательности. Соблюдение ее позволяет изучить полно и точно всю систему движений, которыми образуются и связываются конкретные письменные знаки. Все многообразие движений, в конечном счете, сводится к комбинации в письменном знаке различных движений, имеющих строго определенную структурную характеристику.

Мы рассмотрим классификацию частных признаков почерка разработанную сотрудниками ВНИИСЭ МЮ СССР А.И. Манцветовой, В.Ф. Орловой и другими авторами, в настоящее время она используется во всех экспертных учреждениях МЮ РФ и МВД РФ.

Выделяют следующие группы частных признаков почерка.

1. Строение букв (Сложность движений при выполнении букв). Рассматриваемый признак наиболее интегративный из числа частных признаков. Он охватывает все перечисленные ниже группы и показывает, насколько упрощены или усложнены движения в рассматриваемом письменном знаке в целом по сравнению с типовыми прописями. Упрощение или усложнение может быть выражено и в форме движений и в увеличении или уменьшении их количества, протяженности и т. д. Отмечается этот признак в случаях, когда наблюдается утрата отдельных элементов, соединение двух письменных знаков одним движением, введение в почерк специально упрощенных вариантов букв или, наоборот, имеются «лишние» элементы, неестественно усложненные (вычурные) движения и пр.

По степени сложности движений строение букв различается как простое, упрощенное и усложненное. Определяется, по тем же критериям, что и при характеристике по строению почерка (общего признака).

2. Форма движений. Движения, которыми образуются письменные знаки, их элементы и осуществляются соединения между знаками, иногда имеют по форме разнообразные отклонения от типовых прописей. Различают основные формы движений: прямолинейную, дуговую, петлевую, овальную, угловатую и извилистую. Движения какой-либо одной формы могут переходить в другую, образуя сложные геометрические конфигурации.

3. Направление движения, как частный признак, характеризует движения любой формы и позволяет различать между собой сходные по форме движения. Выделяют направление движений при выполнении и соединении букв и их элементов как абсолютное и относительное. В прямолинейных движениях отмечается направление сверху вниз или снизу вверх, справа налево или слева направо, причем отдельные движения могут быть не строго вертикальны или горизонтальны, а образовывать с линией строки определенный угол (наклонения). В движениях дуговой, петлевой и овальной форм направление характеризуется как левоокружное (против часовой стрелки) или правоокружное (по часовой стрелке).

4. Протяженность движений рассматривается в письменных знаках и их сочетаниях в тех случаях, когда наблюдается уменьшение или увеличение протяженности отдельных движений по вертикали (соотношение размера) или по горизонтали (соотношение разгона).

Протяженность движений, как частный признак почерка, может наблюдаться как в отдельных элементах письменных знаков, так и в знаках в целом, если в рукописи какие-либо определенные знаки постоянно больше или меньше по высоте (ширине), чем остальные. Поэтому выделяют протяженность движений абсолютную и относительную.

Такие соотношения в почерке очень устойчивы и редко изменяются.

6. Количество движений при выполнении букв. Данный признак характеризует увеличение или уменьшение числа движений, которыми выполняются письменные знаки или их элементы по сравнению с количеством движений, предусмотренным типовыми прописями.

7. Последовательность движений при выполнении элементов в буквах отмечается тогда, когда в рукописи встречаются письменные знаки, выполненные своеобразными, отличными от естественной последовательности в воспроизведении элементов, движениями. Так, в букве «ф» сначала может выполняться вертикальный прямолинейный элемент, а затем – полуовалы.

8. Особенности размещения движений. Это очень характерный и устойчивый частный признак. Особенности могут быть зафиксированы при изучении отдельных элементов письменных знаков и самих знаков с точки зрения их пространственной ориентации. В этой группе рассматривается размещение точек начала, окончания и пересечения движений относительно линии основания письма, отдельных элементов (справа, слева, на элементе и пр.) или относительно друг друга.

Здесь же определяется и положение элементов внутри письменных знаков, знаков в целом по отношению к линии основания письма и друг к другу.

Источник

Понятие почерка, его признаки, их классификация

Судебное почерковедение (криминалистическое исследование письма) — один из видов криминалистической идентификации личности, который заключается в сравнительном исследовании признаков письма, отобразившихся в документе, исполнитель которого неизвестен или вызывает сомнения, и признаков письма, имеющихся в образцах, написанных лицами, подозреваемыми в исполнении этого документа.

Под почерком в криминалистике понимается индивидуальная и динамически устойчивая программа графической техники письма, в основе которой лежит зрительно-двигательный образ выполнения рукописи, реализуемая с помощью системы движений.

Такие существенные свойства почерка, как индивидуальность и устойчивость, являются предметом изучения только криминалистики.

В основе формирования почерка лежат навыки. В период обучения письму человек исполняет штрихи буквы изолированно, осознавая каждое расчлененное им действие, не охватывая при этом одновременно все содержание написанного и другие элементы, которые составляют комплексное понятие письма. Когда навыки письма отсутствуют, процесс письма максимально трудоемок, требует значительных усилий, движения руки пишущего замедленны.

В результате систематических упражнений у пишущего образуются определенные навыки, формируется система выработанных движений, позволяющая исполнять письмо быстро, скорописью, не контролируя непосредственное исполнение каждого элемента буквы. В дальнейшем почерк у человека приводится в отлаженную систему выработанных условно-рефлекторных связей — так называемый динамический стереотип. Теперь у пишущего на первый план выступает только смысловая сторона письма, а сам почерк переходит в категорию сознательно не контролируемого действия, в автоматизм движений. Почерк приобретает устойчивость.

Условно-рефлекторные связи письма образуются под влиянием множества факторов, определяемых физическими и психическими особенностями данного лица и условиями обучения. В результате в почерке закрепляются индивидуальные отклонения, причем их совокупность в разнообразном сочетании неповторима для каждого лица.

Поскольку динамический стереотип обладает устойчивостью, при умышленном изменении почерка происходит переход к осознанным движениям руки, и в результате наступает деавтоматизация почерка, выражающаяся в замедленном движении руки; исчезает непринужденность в почерке. При этом всякое умышленное изменение почерка также носит индивидуальный характер. В любом документе при достаточном количестве графического материала всегда появляются признаки, вновь выработанные пишущим. В то же время будут «прорываться» и признаки, характерные для его обычного почерка.

Для того чтобы полностью изменить почерк, необходимо выработать новый динамический стереотип, что практически оказывается невозможным, так как специфические для письма данного человека нервные связи вырабатываются и закрепляются в течение длительного периода времени и поэтому становятся весьма прочными, обусловливая образование в почерке целого ряда устойчивых признаков.

Из этого, однако, нельзя делать вывод, что почерк того или иного человека является абсолютно постоянным. Естественные изменения почерка вызываются физическим и психическим состоянием данного лица, характером трудовой деятельности и иными причинами, а также конкретными условиями выполнения документа (целевым назначением документа, состоянием, положением пишущего, материалами и принадлежностями письма и т. д.). Но все эти отклонения, как бы велики они ни были, остаются относительными. Поэтому каждый почерк при любых изменениях всегда остается индивидуальным, сохраняет присущую данному лицу в данный период его жизни совокупность признаков, достаточных для графической идентификации.

Читайте также:  Признаки трещины стопы ноги

Признаки почерка разделяются на две группы:

Общие (групповые) признаки почерка

Общие признаки характеризуют почерк как систему движений. К ним относятся:

Выработанность почерка — уровень владения техникой письма, проявляющийся в способности выполнить текст в быстром темпе, устойчивыми координированными движениями в соответствии с общепринятой системой скорописи. Из этого определения следует, что составными элементами выработанности почерка являются темп и координация движений. В зависимости от степени выработанности почерк определяют как высоко-, средне- и маловыработанный.

Рис. 1. Степень выработанности почерка:

Б — средний по степени выработанности;

Размер букв определяют по высоте как малый (до 2 мм), средний (от 2 мм до 5 мм) и большой (свыше 5 мм), а также по ширине букв. Размер букв — признак устойчивый, изменяется он только преднамеренно или в зависимости от целевого назначения документа.

Рис. 2. Размер букв почерка:

Наклон букв зависит от расположенности их продольных осей относительно линии строки. С учетом от этого почерк определяют как прямой, правонаклонный и левонаклонный. Если продольные оси букв расположены по-разному (вправо, влево) в одной рукописи, то почерк именуют неустойчивым.

Рис. 3. Наклон букв почерка:

Рис. 4. Связность почерка:

Б — средний по степени связности;

Разгон почерка:

Рис. 5. Разгон почерка:

Б — почерк средний по разгону;

В — почерк размашистый.

Сложность почерка тесно связана со степенью его выработанности и выражается в упрощении или усложнении письменных знаков и их связей по сравнению с принятыми нормами (типовыми прописями). Упрощения выражаются в утрате отдельных элементов письменных знаков или в уменьшении их размера либо в выпрямлении овальных движений и введении в рукопись упрощенных конструкций письменных знаков, при котором снижается четкость и разборчивость почерка (упрощенный почерк). Усложнения выражаются в дополнительных элементах письменных знаков, не предусмотренных прописями, появлении в почерке вычурности (усложненный почерк). Почерк, в котором отсутствуют как упрощенные, так и усложненные движения, внешний вид которого близок к типовым прописям, именуется простым.

Рис. 6. Сложность почерка:

Интенсивность нажимов определяется отношением ширины штриха, выполненного с нажимом, к ширине штриха, выполненного без нажима. При слабом нажиме ширина основных и соединительных штрихов равна; при среднем — основные штрихи вдвое шире, чем штрихи соединительные; при сильном — более чем в два раза.

Частные признаки почерка (или особенности почерка)

Под частными понимаются признаки, которые характеризуют индивидуальные особенности движений при исполнении письменных знаков. К ним относятся:

1) признаки направления движения при выполнении буквы в целом или отдельных ее элементов:

2) признаки соотношения движений:

3) признаки локализации движений и иные их особенности:

Источник

Криминалистическое исследование письма и письменной речи

Понятие и научные основы криминалистического исследования письма

Письмо служит средством запечатления и передачи на расстояние мыслей человека с помощью определенной системы символов, знаков, букв и закрепления их во времени на том или ином носителе информации (бумаге, пленке и т.п.).

Освоение письма базируется на развитии двух тесно связанных между собой навыков: интеллектуального навыка письменной речи и двигательного навыка – почерка, формирующихся, как правило, одновременно. Письменная речь – это содержание документа и языковые средства его выражения. Почерк – отражение на бумаге системы движений при выполнении письменных знаков.

При исследовании письма анализу подвергается весь комплекс характеристик рукописного текста, его смысловая и графическая стороны, хотя по ним решаются различные задачи: по письменной речи устанавливается автор документа, а по почерку – его исполнитель.

Возможность установления автора и исполнителя рукописного текста базируется на индивидуальности (неповторимости) и постоянстве (устойчивости) письменно-речевых и графических навыков. Их проявление вовне в виде идентификационных признаков письма протекает в соответствии с психофизиологическим учением о высшей нервной деятельности человека.

Формирование письма зависит от условий обучения; общественной среды, в которой вращается человек; специфики его трудовой деятельности и психофизиологических способностей.

На устойчивость проявления навыка письма весьма влияет степень его автоматизации в высшей нервной системе. Чем выше эта степень, тем труднее перестройка навыка. Этот навык, будучи хорошо сформированным, закрепляется в высшей нервной системе в виде своеобразного динамического стереотипа настолько прочно, что не может быть произвольно изменен пишущим по его желанию.

Автоматизм письма проявляется до тех пор, пока оно осуществляется в обычных условиях. Резкое их изменение (целевой установки пишущего, физических или психических перегрузок, преднамеренного искажения письменной речи или почерка) приводит к ослаблению автоматизированности письма, к его выполнению под усиленным контролем сознания. Однако ввиду кратковременности новых условий сложившаяся ранее манера письма не разрушается.

Сохранение привычного стереотипа проявляется и при попытках преднамеренного искажения особенностей письменной речи и почерка. Какой бы способ маскировки индивидуального письма при этом ни использовался, собственные навыки, закрепленные выработавшимся стереотипом, сохраняются и отображаются в искаженном письме.

Индивидуальность и постоянство проявлений в письме особенностей письменно-речевых и графических навыков позволяет идентифицировать личности автора и исполнителя документа.

Понятие, классификация и информационное содержание признаков письменной речи

Под письменной речью понимается отражение в рукописном изложении психофизических и интеллектуальных особенностей мыслей человека: каким стилем написан текст, каковы словарный состав языка и уровень грамотности пишущего.

Объекты криминалистического исследования письменной речи подразделяются на идентифицируемые и идентифицирующие. Идентифицируемым является конкретный человек, автор документа, а идентифицирующим – документ, отобразивший признаки письменной речи его составителя.

У человека в зависимости от условий обучения, культурного и образовательного уровня, практики письма, характера трудовой деятельности, окружения, воздействия телевидения, кино, театра, радио формируется словарный запас, своеобразная манера выражения мыслей, использования средств языка.

В письменной речи различают содержание и форму. При ознакомлении с содержанием анализируются его тема (основной смысл); сведения фактического характера, ссылки на источники и использованные материалы; упоминания автора о самом себе.

Содержание документа не имеет столь четкой индивидуальности, как языковые средства его выражения. Вместе с тем в нем может присутствовать фактическая информация, полезная при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. В частности, по содержанию документа можно определить:

Форма документа – внешнее выражение его содержания – характеризуется грамматическими, лексическими и стилистическими признаками.

Грамматические признаки отражают степень соблюдения автором грамматических норм языка. Их усвоение происходит с раннего детства путем подражания речи взрослых, изучения в школе нормативной грамматики и самообразования. Однако в письме нередко наблюдаются устойчивые отступления от современных грамматических правил, связанные с орфографией, синтаксисом, пунктуацией.

Орфографические особенности письменной речи – это правильность написания письменных знаков, а также устойчивые ошибки: в буквенном составе слова; в роде; падеже; склонениях и спряжениях.

Под синтаксисом понимают привычный характер построения предложений, а также устойчивые ошибки, допускаемые автором при письме, связанные с построением предложений, согласованием слов и оборотов речи, неоправданным соединением нескольких простых предложений в одно сложное, злоупотреблением причастными и деепричастными оборотами и др.

Пунктуация представляет собой устойчивые, привычные для автора способы расстановки знаков препинания, посредством которых производится смысловое членение письменной речи.

Авторы документов, как правило, по-разному пользуются знаками препинания – одни делают это верно, другие допускают незначительные ошибки, третьи пишут с грубыми нарушениями правил пунктуации даже в примитивных предложениях.

Привычный способ построения предложений, а также стабильность грамматических ошибок или отсутствие таковых – все это в совокупности с другими особенностями письма способствует идентификации письменной речи.

В зависимости от наличия в документе грамматических ошибок общий уровень грамотности пишущего определяется как низкий, средний или высокий: низкий – присутствие многочисленных ошибок орфографического, синтаксического и пунктуационного характера; средний – отсутствие грубых ошибок в простых случаях правописания, но наличие их в сложных; высокий – отсутствие орфографических, синтаксических ошибок и обоснованная расстановка знаков препинания.

Лексические признаки – это совокупность языковых средств (слова, выражения, обороты речи) и особенности использования их пишущим для изложения своих мыслей. Сюда включаются лексика, фразеология и изобразительно-выразительные средства.

Лексика рассматривается как словарный запас, совокупность слов, активно употребляемых автором. Она может быть бедной или богатой. Бедность авторской лексики, как правило, выражается в неоправданном повторении одних и тех же слов и выражений. О богатой лексике свидетельствуют свободное использование лексических синонимов, фразеологизмов, разнообразие определений и т. д. Вместе с тем в ней могут быть выявлены особенности, имеющие значение идентификационных признаков. Это:

Фразеология – это совокупность устойчивых словосочетаний, имеющих неявный смысл (идиомы, пословицы, поговорки, крылатые слова). Характер фразеологических оборотов оценивается с точки зрения их распространенности, архаичности и национальной окраски. Это позволяет определить возраст, условия воспитания, уровень образования, национальность, эрудицию и специальность автора. Так, обороты типа «сломя голову», «ловить рыбу в мутной воде», «плясать под чужую дудку» и т.п. можно считать приемлемыми для любого русского человека, в то время как «геркулесовы столпы», «лебединая песня», «сизифов труд» – типичны для лиц образованных и начитанных.

Изобразительно-выразительные средства – это выражения, употребляемые в переносном смысле (метафора, ирония, аллегория, гипербола, сравнение), и так называемые стилистические фигуры (градация, антитеза, риторические вопросы и другие речевые приемы). Изобразительно-выразительные средства вводятся для усиления действенности речи, придания ей образности и силы. Создавая запоминающиеся образы, они углубляют понимание основного, главного в описываемых событиях и могут индивидуализировать письменную речь анонима.

Стилистические признаки включают совокупность лексических, фразеологических и изобразительных средств языка; манеру выбора слов, речевых оборотов, структуру фраз, построение текста в целом, характерную для конкретного автора.

Стиль в определенной степени отражает личность пишущего, характер его мышления, производственный опыт, глубину познаний, род занятий, индивидуальные языковые наклонности и привычки.

Стиль может быть научным, публицистическим (журнально-газетным), официально-документальным (канцелярским), производственно-техническим, художественно-беллетристическим и эпистолярным (бытовым). Стиль соответствует индивидуальным эмоциональным, психическим, профессиональным и иным привычкам и наклонностям автора.

На основании анализа признаков письменной речи может быть высказано предположительное суждение об авторе анонимного документа: его половой принадлежности; национальности; образовании; возрасте; профессии (специальности); месте работы и жительства и др.

Подготовка материалов для криминалистического исследования письменной речи

Когда в результате следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий будут выявлены лица, подозреваемые в авторстве, проводится подбор материалов для идентификации автора анонимного документа.

К образцам, получаемым для сравнительного исследования, предъявляются определенные требования с точки зрения их объема, происхождения, времени исполнения и тематики.

Рекомендуется, чтобы образцы по объему были до пяти страниц машинописного и до десяти страниц рукописного текста. Однако особое внимание должно быть уделено качеству образцов, отражению характерных особенностей навыков письменной речи автора.

По своему происхождению различают свободные и экспериментальные образцы письма.

Свободными образцами считаются рукописи, выполненные подозреваемым самостоятельно, собственноручно, вне связи с расследованием преступления. Это могут быть материалы личного дела, командировочные отчеты, дневники, письма и другие документы.

Экспериментальные образцы – это тексты, выполненные подозреваемым в связи с расследованием дела по предложению следователя. Получение экспериментальных образцов связано с необходимостью проверки написания подозреваемым определенных выражений и слов, не встречающихся в свободных образцах. Отбор образцов производится по возможности неоднократно. По времени выполнения свободные образцы следует отбирать как можно ближе к моменту появления исследуемого текста.

В этих образцах обязательно должны быть тексты, написанные на ту же (или хотя бы близкую) тему, что и исследуемый документ.

При анализе письменной речи экспериментальные образцы могут быть использованы только для проверки грамматических, но не лексических и стилистических признаков.

При автороведческих экспертизах экспертам можно предложить следующие вопросы:

Понятие, классификация и информационное содержание признаков почерка

Криминалистическое почерковедение – это раздел криминалистики, изучающий закономерности возникновения и развития письменно-двигательных навыков человека в целях решения диагностических и идентификационных задач.

В своем научном развитии криминалистическое почерковедение опирается на такие области знаний, как физиология высшей нервной деятельности и анатомия двигательного аппарата, биомеханика и психологическая организация письменно-двигательного навыка. Почерк и письменная речь составляют единое целое, они формируются в процессе обучения письму, психофизиологические основы которого неразделимы. По почерку устанавливается исполнитель документа.

Признаки почерка как особенности письменно-двигательного навыка характеризуются устойчивостью, вариационностью и индивидуальностью.

Устойчивость почерка представляет собой относительное постоянство письменно-двигательного навыка конкретного лица, базирующееся на сформировавшемся динамическом стереотипе. Устойчивость почерка криминалистами понимается в его развитии и изменении, поэтому она рассматривается только применительно к конкретным отрезкам, включающим ориентировочное время написания документа.

Вариационность почерка – результат реакций организма на изменяющиеся условия написания документа. Они могут быть объективными и субъективными. Объективные – это те, которые не зависят от воли и сознания исполнителя документа, например вид пишущего прибора или характер освещения. Субъективные – подчиняются воле и сознанию пишущего и могут быть умышленными и неумышленными. Первые проявляются при имитации чужого почерка или маскировке своего собственного.

Неумышленные изменения почерка возникают при написании документа с конкретной целевой установкой. Например, в одном случае исполнитель пишет текст четко, «красиво», в другом – бегло, малоразборчиво. Такие изменения почерка могут быть следствием написания документа при необычном состоянии организма, например опьянения, действия некоторых медикаментов или наркотических средств, боли, испуга и т.п.

Вариационность почерка не препятствует идентификации, когда она учитывается как следователем при подборе образцов для сравнительного исследования, так и экспертом в ходе судебно-почерковедческой экспертизы.

Индивидуальность почерка – это неповторимая совокупность особенностей системы движений при исполнении письменных знаков у конкретного человека. Индивидуальность начинает проявляться у школьника на четвертом году обучения. Этот процесс продолжается и после завершения обучения, он зависит от количества и характера почерковой практики.

Качественно-количественные характеристики почерка делятся на топографические, общие и частные.

Топографические признаки почерка – это привычный способ размещения пишущим текста и его частей на бумаге. Он вырабатывается и закрепляется у человека в результате письменной практики. Пишущий, как правило, не задумывается над тем, как расположить текст на бумаге, а делает это механически. Топографические признаки особенно важны при исследовании искаженных рукописных текстов, в которых индивидуальные особенности почерка выражаются хуже.

К топографическим признакам относятся:

1. Поля – отступы от четырех обрезов листа бумаги. Оцениваются с точки зрения их наличия, отсутствия и размера (большие, средние, малые) и конфигурации (формы) – ровные, неравномерные, сужающиеся или расширяющиеся книзу. К средним относятся поля размером от 25 до 35 мм.

2. Абзацы – части текста с законченной мыслью. Текст может быть исполнен без деления на абзацы; с делением, но без отступов в начале абзаца; с делением на абзацы и с отступами.

3. Расположение строк возможно горизонтальное, поднимающееся, опускающееся.

По форме они бывают прямыми, выпуклыми, вогнутыми, а по отношению к линиям на линованной бумаге – над линиями, на линиях, без соблюдения линий графления.

4. Перенос слов делают не все пишущие. При его отсутствии исполнители документа либо не дописывают строку и переходят на следующую, либо уплотняют буквы, загибают строку кверху или книзу. При переносах знаки переноса могут быть в одну или две черточки, большого, среднего или малого размера, прямой, вогнутой или выпуклой формы. Расположение по отношению к строке – посредине или со смещением вверх или вниз вплоть до расположения ниже линии строки. По отношению к горизонтали – горизонтальные, поднимающиеся или опускающиеся.

5. Промежутки между словами могут быть большими, средними и малыми, а также равномерными и неравномерными. К средним относятся, если между словами вмещается одна трехштриховая буква (ш, т, ж).

6. Выделение слов – их подчеркивание одно- или двухштриховой, прямой, волнистой, сплошной, пунктирной линиями, а также увеличение размера букв; письмо в разрядку, прописными буквами и др.

7. Вставки пропущенных слов и букв осуществляются по-разному: пометкой в виде римской цифры пять (галочка), над которой пишется текст; обводкой текста и стрелкой, указывающей место, куда он должен быть вставлен; условной пометкой в тексте с ее выносом на поля, где и помещается вставленное предложение.

8. Положение нумерации страниц текста – слева, справа или посредине верхнего или нижнего поля текста.

Топографические признаки письма используются в сочетании с признаками почерка.

Общие признаки почерка

Общие признаки почерка, характеризующие его в целом, – это:

1. Выработанность почерка, т.е. степень владения техникой письма конкретным лицом. По степени выработанное выделяются маловыработанный, средневыработанный и высоковыработанный почерк.

Маловыработанный почерк характеризуется неуверенностью и несогласованностью движений пишущей руки. Рукопись выглядит нестройной, буквы отличаются от стандартных прописей.

Средневыработанный почерк имеет средний темп письма, среднюю координацию движений. Наблюдается недостаточная согласованность движений при исполнении письменных знаков. Отдельные буквы и несложные сочетания в словах выполняются автоматизированно, появляются вариации в способах выполнения письменных знаков.

Высоковыработанный почерк отличается автоматизмом и согласованностью движений. В нем наблюдается, с одной стороны, многовариантность букв в зависимости от их места в слове и сочетаний с другими буквами, с другой стороны – однотипное выполнение разных букв.

2. Общий тип (строение) почерка может быть простым, упрощенным и усложненным (вычурным).

Тип почерка считается простым, когда система движений по выполнению элементов письменных знаков, букв и слов близка к ученическим прописям.

При упрощенном почерке большинство письменных знаков исполняется упрощенными движениями. Это, как правило, хорошо выработанные («быстрые»), трудночитаемые почерки.

Усложненный почерк характеризуется излишним по отношению к прописям количеством движений при выполнении и соединении письменных знаков. Усложнения чаще всего вводятся в надстрочные и подстрочные элементы букв для их украшения.

3. Общее направление движений бывает левоокружным (против часовой стрелки), правоокружным, прямолинейным и смешанным. В зависимости от преобладания тех или иных движений почерки подразделяются на левоокружные, угловатые (с преобладанием прямолинейных движений), правоокружные и смешанные. В России большинство почерков являются левоокружными.

4. Размер. По высоте строчных элементов букв почерки бывают мелкими (до 2 мм), средними (от 2 до 5 мм) и крупными (5 мм и больше).

5. Наклон. По наклону почерки делятся на правонаклонные, прямые, левонаклонные и смешанные. За прямые почерки принимаются такие, в которых угол наклона основных штрихов равен 85–95 градусам. Встречаются смешанные (веерообразные) почерки. Русские почерки в основном правонаклонные.

6. Разгон почерка характеризуется соотношением высоты письменных знаков и их ширины. По разгону почерки делятся на сжатые, средние и размашистые. Если высота трехштриховых (строчных букв т, ш, щ) значительно больше их ширины, то почерк считается сжатым. При равенстве высоты и ширины – почерк средний, а если высота этих букв меньше ширины – почерк размашистый.

7. Связность почерка определяется по числу букв, выполненных без отрыва пера от бумаги. По степени связности различают связный, средний и отрывистый. Связным считается почерк, когда одним непрерывным движением выполняется пять или более букв, средним – три-четыре буквы и отрывистым – когда каждая буква пишется отдельно, без связи с другими или связывается не более двух букв.

8. Нажим в почерке определяет соотношение ширины основных и соединительных штрихов, а также степень вдавленности штрихов. По этому соотношению почерки подразделяются на имеющие:

Почерки выделяют по степени вдавленности: сильная, когда вдавленность наблюдается на более чем двух последующих листах; средняя вдавленность наблюдается на двух последующих листах; слабая, когда вдавленность может наблюдаться только на оборотной стороне листа.

Общие признаки имеют групповое значение. Они определяют сходство или различие почерка в исследуемом документе и сравниваемых образцах, используются при отборе сравнительного материала для анализа частных признаков почерка.

Частные признаки почерка

Частные признаки почерка – это совокупность навыков письма, отображающихся в способах исполнения и связывания письменных знаков и их элементов, а также в расположении письменных знаков и их элементов относительно друг друга.

Частные признаки могут иметь место в любых элементах (штрихах) букв: начальных и заключительных, основных и соединительных, овалах и полуовалах, надстрочных и подстрочных (рис. 18), выполняемых приводящим или отводящим, левоокружным или правоокружным движением (рис. 19), связанных между собой с образованием петли, угловатости, путем примыкания (рис. 20).

Все многообразие частных признаков может быть классифицировано на четыре группы:

1. Особенности направления движения при выполнении письменных знаков и элементов (рис. 21).

Рис. 21. Левоокружное выполнение буквы «Ш» и первого полуовала буквы «Ж», одноштриховой вариант буквы «Т», правоокружное выполнение строчных элементов буквы «В» и «Ы», приводящее движение при выполнении первого элемента буквы «Л»

2. Особенности связывания письменных знаков и их элементов (рис. 22).

Рис. 22. Особенности связывания письменных знаков и их элементов

Упрощенная связь букв «С» и «Р», непрерывное выполнение букв «Б» и «Р», различные способы связи элементов букв «Н» и «К»

3. Особенности соотношений письменных знаков и их элементов по размеру, наклону и разгону (рис. 23).

Рис. 23. Особенности соотношения письменных знаков и их элементов по размеру, наклону и разгону. Расположение верхних окончаний основных штрихов буквы «Н» по восходящей и нисходящей линии, выступание среднего штриха буквы «Ж» за верхнюю и нижнюю строки, левонаклонное расположение отдельных основных штрихов букв «Т» и «У», различные интервалы между основными штрихами буквы «Т»

4. Положение точек начала и окончания штрихов письменных знаков и способов их выполнения (рис. 24).

Идентификационная значимость, ценность частного признака зависит от частоты его встречаемости в почерках других лиц, пишущих на языке исследуемого документа. Чем реже частота встречаемости, тем выше ценность этого признака при установлении исполнителя.

Тождество исполнителя выявляется в результате сравнительного анализа всех признаков почерка в исследуемом документе и образцах, неповторимость которых оценивается не только на основании специальных знаний (опыта) эксперта, но и путем использования математических данных об идентификационной значимости отдельных признаков и их комплекса в целом.

Помимо обнаружения исполнителя рукописного текста признаки почерка применяются и при исследовании подписей. При этом в подписях, подделанных путем рисовки или подражания, могут быть выявлены не только несоответствие их подлинной подписи, но и признаки почерка фальсификатора.

Составление розыскной таблицы

Составление розыскной таблицы. Основным содержанием такой таблицы будут наиболее характерные общие и частные признаки почерка, включаемые в нее с целью сравнения с почерками подозреваемых лиц. Таблица состоит из описания характерных признаков и иллюстрации в виде фотоснимков (или графических зарисовок) письменных знаков. Особенности почерка выделяются путем подчеркивания и проставления стрелок. Розыскные таблицы позволяют отобрать наиболее близкие почерки, которые и подвергаются детальному почерковедческому исследованию экспертом-криминалистом.

Возможности криминалистического исследования почерка

Кроме исследуемого документа следователь обязан представить в распоряжение эксперта свободные и экспериментальные образцы почерка. При этом свободные образцы должны иметь несомненное происхождение, т.е. быть исполнены именно подозреваемым, а не другим лицом, и сопоставимыми с исследуемым документом: один язык; близость по времени составления, по форме и содержанию; однотипный материал (бумага, картон и т.д.), аналогичные орудия письма (шариковая ручка, карандаш, чернила) и т.д. Минимальный объем свободных образцов для почерковедческой экспертизы равен 2–3 листам писчей бумаги, а подлинных подписей должно быть не менее 15–20.

Для получения экспериментальных образцов почерка подозреваемому предлагают написать текст под диктовку, с включением в диктуемый текст слов, отдельных предложений, цифр, содержащихся в исследуемом документе. Если анонимный документ выполнен печатными буквами или с переменой пишущей руки, то подозреваемый должен исполнить образец соответствующим способом.

Некоторое своеобразие представляет собой подбор сравнительных образцов при исследовании подлинности подписей. Экспериментальные подписи, не менее двадцати, отбираются в несколько приемов на разных листах бумаги и с разными размерами мест для их постановки. Кроме того, у лица, от имени которого исполнена исследуемая подпись, необходимо отобрать как тщательно выполненные, так и небрежные свободные образцы подписей, их полные и сокращенные варианты. От подозреваемого в подделке следует получить свободные образцы его почерка и подписи, а также экспериментальные образцы начертания фамилии (подписи) лица, чья подпись подделана. Отбор экспериментальных образцов производится неоднократно.

Таким образом, основные направления применения методов криминалистического почерковедения – это установление авторов и исполнителей анонимных документов, а также подложных документов, использованных при совершении преступления, и розыск преступников по записям, оставленным ими на месте совершения преступления, и учинивших подпись в интересующем следствие документе.

Основные вопросы, разрешаемые почерковедческой экспертизой:

Источник