Виды финансов по административно территориальному признаку

Содержание
  1. Установите соответствие между целей видов прямой финансовой поддержки
  2. Задача 1. Студент Кравцов, классифицируя финансы по административно-территориальному признаку, выделил следующие виды финансов:
  3. 9.3. Территориальные финансы и их структура
  4. Discovered
  5. О финансах и не только…
  6. Виды финансов
  7. Финансы по административно территориальному признаку классифицируются на – —
  8. Финансовое право 2 Финансы система
  9. времени действия
  10. регулирования операциям
  11. Схема № 39. Классификация финансово-правовых норм по различным основаниям
  12. Классификация финансов — Answr
  13. Разновидности с точки зрения собственности
  14. Разновидности с точки зрения управления
  15. Финансовое право (77 вопросов)
  16. Целью финансового контроля является: 1) выявление экономических преступлений; 2) предупреждение экономических преступлений; 3) сохранность
  17. Классификация финансовой системы по различным признакам — Студопедия.Нет
  18. Тема 1. Финансы и финансовая деятельность в Российской Федерации — Студопедия.Нет

Установите соответствие между целей видов прямой финансовой поддержки

дотация → выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности

ссуда → предоставление средств для покрытия временных кассовых разрывов

субвенция → предоставление средств на целевые расходы

субсидия → долевое финансирование целевых расходов

Установите соответствие налога и его объекта

акцизы → обороты по реализации товаров и услуг

налог на игорный бизнес → вид деятельности

налог на пользователей автодорог → выручка от реализации

налог на прибыль предприятий и организаций → валовая прибыль

Установите соответствие прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений

налоговый агент → сообщать о невозможности удержания налога с налогоплательщика

налоговый орган → соблюдать налоговую тайну

налогоплательщик → встать на учет в налоговый орган

сборщик налогов → прием от налогоплательщика средств

Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение:

первых трех лет со дня его регистрации

Федеральное Казначейство РФ наделено правом:

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают муниципальным образованиям местные бюджеты

Физическое лицо признается резидентом РФ в целях валютного регулирования и контроля, если оно:

имеет российское гражданство

Финансовому праву как науке характерны следующие функции:

Финансово-правовая ответственность выполняет функции:

Финансово-правовые нормы по характеру воздействия на участников финансовых отношений подразделяются на

Финансовые правоотношения возникают между:

физическими лицами и государственными учреждениями;

Финансовый контроль охватывает:

производственную и непроизводственную сферы

Финансовым правом регулируются отношения по поводу:

образования и использования денежных фондов

Финансы по административно-территориальному признаку классифицируются на:

финансы субъектов РФ

Формы осуществления финансового контроля

Источник

Задача 1. Студент Кравцов, классифицируя финансы по административно-территориальному признаку, выделил следующие виды финансов:

Студент Кравцов, классифицируя финансы по административно-территориальному признаку, выделил следующие виды финансов:

— финансы субъекта РФ;

— финансы государственных предприятий;

— финансы кредитных организаций;

Отдельные студенты выразили сомнение в правильности такой классификации.

Каково Ваше мнение? Определите данные понятия.

Задача 2

При написании контрольной работы по финансовому праву студент Марченко ответил утвердительно на вопросы:

Совпадают ли понятия «финансовое право» и «финансовое законодательство»?

Совпадают ли понятия «предмет финансового права» и «предмет науки финансового права»?

Совпадают ли предметы регулирования административно-правовых и финансово-правовых правоотношений?

Точен ли ответ Марченко? Ответьте на вопросы, поставленные в контрольной работе.

Задача 3

Как Вы считаете, верно ли высказывание: «Поскольку отрасли права отличаются друг от друга предметом и методом правового регулирования, а предмет финансового права частично входит в область регулирования конституционного и гражданского права, метод же совпадает с методом административного права, постольку говорить о существовании финансового права как отрасли права и одноименной отраслевой науки весьма затруднительно».

Обоснуйте свою точку зрения.

Задача 4

На семинаре по правоведению студент Ермаков, раскрывая методы финансового права, сказал, что финансово-правовые отношения регулируются методами, свойственными административному праву.

Дайте оценку данному высказыванию. Обоснуйте свою точку зрения по данному вопросу.

Задача 5

На основе классификации финансово-правовых отношений ответьте на вопрос, какие субъекты являются участниками:

На конкретных примерах объясните, что является условием возникновения данных правоотношений.

Источник

9.3. Территориальные финансы и их структура

Территориальные финансы (региональные финансы) – это денежные фонды административно-территориальных единиц. Рассредоточение административной ответственности, передача и закрепление за различными уровнями власти полномочий сдвигают процесс принятия решения на нижние уровни власти.

В общем объеме средств, составляющих государственные финансы, высока доля средств, направляемых на удовлетворение непосредственных потребностей граждан. Расход этих средств локализуется местом проживания людей, получающих общественные услуги. В этой связи возникает территориальный аспект распределения государственных финансовых ресурсов. Возникает объективная необходимость в формировании и распределении денежных средств у соответствующего конкретной территории органа власти. В пределах территориальных подразделений любого государства формируются и расходуются финансовые ресурсы федерального уровня. Экономические субъекты платят налоги в федеральный бюджет. Население данной территории может получать финансирование из федерального бюджета. Кроме того, предприятия и организации также платят налоги и финансируются из государственного и из местного бюджетов.

Финансовые ресурсы, необходимые для финансирования важных территориальных задач, образуют самостоятельное звено финансовой системы, опосредованное территориальными фондами денежных средств. Местные финансы создают условия для более эффективного использования денежных фондов территорий в сравнении с государственными финансами.

В унитарном государстве нижестоящие органы власти полностью подотчетны центральному правительству. Их возможности по формированию и использованию финансовых средств ограничены рамками, устанавливаемыми центральным правительством. В странах с федеративным типом государства региональные финансы отличаются более сложной структурой и автономностью каждого элемента.

К территориальнымфинансам в федеративном государстве относятся:

финансы членов Федерации;

финансы местных органов власти, предприятий местного подчинения, муниципалитетов.

Местные финансы включают самый многочисленный перечень территориальных единиц. Эти финансы имеют свои особенности:

региональные финансы выполняют свои функции и существуют не для всего общества, а лишь для определенной его части, проживающей на конкретной территории;

объем ресурсов, аккумулируемых в фондах местных органов власти, зависит от отведенных им полномочий и их обязанностей;

региональные финансы участвуют в перераспределении собранных ресурсов по наиболее важным для территорий направлениям.

Региональные финансы приближены к потребностям конкретного режима.

Региональный бюджет выступает основным централизованным денежным фондом на территории, из которого происходит финансирование территориальных потребностей.

Основные финансовые средства территорий могут быть представлены следующим образом:

– территориальные внебюджетные фонды;

– ресурсы хозяйствующих субъектов;

Территориальные бюджеты – основная составляющая местных финансов. Региональный бюджет финансирует предприятия местного подчинения, определяет уровень обязательных инвестиций в регионе. Через эти бюджеты реализуется социальная политика, балансируются потребности экономической и социальной сфер.

Внебюджетные фонды территорий образуются по решениям соответствующих органов власти и расходуются в строгом соответствии со своим целевым назначением на экономические и социально-территориальные нужды. Внебюджетные фонды территорий – особая форма образования и использования финансовых ресурсов: средства, проходящие через них, вообще не отражаются в бюджете.

Источником региональных финансов являются также ресурсы хозяйствующих субъектов. Источниками финансовых ресурсов в данном случае служат: часть прибыли муниципальных предприятий; выручка бюджетных учреждений от оказания платных услуг на территории в области здравоохранения, образования, сдачи в аренду муниципальной собственности.

Собственные доходы бюджета – это доходы, которые полностью или частично закреплены на постоянной основе за определенным уровнем бюджетной системы. Основную часть доходов регионального бюджета составляют налоги (до 60-70%), а также сборы, закрепленные за данным бюджетом и имеющие постоянный и обязательный характер. К региональным налогам относятся средства, собранные в обязательном и безвозмездном порядке и полностью поступающие в региональные бюджеты.[53]

Доля собственных налогов в доходах территориальных бюджетов невысока. Значение собственных налогов в доходной части территориального бюджета невелико: не выше 5% от общей доходной базы. Другой источник поступления средств в территориальные бюджеты – неналоговые доходы. К традиционным источникам неналоговых доходов относят доходы от управления госсобственностью (сдача в аренду госимущества и земли; дивиденды от использования госимущества, а также по акциям, принадлежащим государству) и доходы от ее продажи – приватизации госимущества. Кроме того, значительную часть в неналоговых доходах могут занимать штрафы и пени, выручка от оказания ведомственными структурами платных услуг.

Межбюджетные поступления нужны для сбалансирования бюджетов территорий. Межбюджетные платежи имеют чисто перераспределительный характер, и поскольку они проходят трансфертом через централизованный бюджет, то их еще называют межбюджетные трансферты. Межбюджетные трансферты предназначены для передачи права расходования средств от бюджета высшего уровня к бюджету низшего уровня.

Обязательные расходы территорий – это те денежные средства, которые тратятся по утвержденным центральным правительством направлениям. К таким расходам относятся выделения средств для социального обслуживания граждан (жилище, здравоохранение, образование, транспорт и т. п.). Дискреционные расходы – это денежные средства, которые тратятся территориальными администрациями в соответствии с утвержденными направлениями, но по собственному усмотрению. К ним относятся: управление; охрана правопорядка; дорожное хозяйство; образование; жилищно-коммунальное хозяйство и развитие территорий; здравоохранение и окружающая среда; социальные нужды; культура, спорт, досуг; уборка улиц; пожарная охрана; сбор и утилизация отходов.

Читайте также:  Высшими признаками президентской республики являются

Возникновение и развитие региональных финансов связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, в ходе функционирования институтов власти стало очевидным, что конкретные расходы целесообразно осуществлять на конкретном уровне управления. Например, из центра невозможно определить расходы на ремонт дорог и озеленение улиц, на оказание адресной социальной помощи гражданам.

Во-вторых, развитие региональных финансов связано с федеральным принципом построения государства.

В государствах с различным типом устройства (унитарных или федеральных) территориальные органы власти обладают разными полномочиями. Это отражается на объемах контролируемых ими финансовых ресурсов. В унитарных государствах все ресурсы концентрируются на верхнем уровне управления. В федеральных государствах территориальные органы власти обладают существенными полномочиями и контролируют значительные финансовые ресурсы.

Общей тенденцией мирового развития является увеличение полномочий территориальных властей и рост объема финансовых ресурсов, которыми они обладают. Эта тенденция связана, во-первых, с расширением демократических начал в жизни общества; во-вторых, с необходимостью обеспечения высокой эффективности сбора бюджетных доходов и осуществления расходов.

Региональные финансы позволяют решать локальные экономические и социальные задачи конкретных регионов. Объем их ресурсов определяется их полномочиями, установленными в законодательном порядке.

Источник

Discovered

О финансах и не только…

Виды финансов

Под финансами понимают совокупность экономических отношений, возникающих при формировании, распределении и использовании фондов денежных средств. Эти экономические отношения складываются между разными субъектами:

Совокупность данных отношений, упорядоченных определенным образом, представляет собой финансовую систему страны, в которой выделяют следующие виды финансов.

Государственные финансы — это особая сфера экономических отношений, связанная с распределением, перераспределением и потреблением части общественного продукта в целях образования денежных фондов, необходимых государству для осуществления его функций: государственного управления, регулирования экономики, решения социальных проблем населения, поддержания обороноспособности страны, обслуживания государственного долга и т.п.

Корпоративные финансы — это финансы коммерческих организаций, ориентированных в первую очередь на получение прибыли от своей деятельности. Корпоративные финансы — это совокупность финансовых операций, осуществляемых предприятиями по привлечению финансовых ресурсов и их эффективному использованию, включая методы финансирования, осуществление инвестиционных проектов, управление ликвидностью, защиту от финансовых рисков и пр.

Общественные финансы — это финансы общественных организаций, например, благотворительных фондов, политических партий и подобных организаций. Доходы этих организаций формируются преимущественно за счет членских взносов, вкладов, пожертвований и т.п. Общественные организации не занимаются коммерческой деятельностью.

Частные финансы (финансы домохозяйств) — это совокупность отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств и финансовых активов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности членов домашнего хозяйства. В условиях рынка домашние хозяйства играют исключительно важную роль, так как они выполняют прежде всего функцию собственников средств производства, находящихся у них в частной собственности, а также предлагают свой труд за денежное вознаграждение.

Вышеуказанная классификация финансов может быть укрупнена до двух элементов, среди которых выделяют следующие виды финансов:

Централизованные финансы – это подсистема финансовых отношений относительно формирования централизованных денежных фондов, которые сосредоточиваются в институтах государственных органов власти для выполнения государством своих функций. К этой сфере принадлежат:

Децентрализованные финансы включают в себя прочие (негосударственные) виды финансов, в частности финансы коммерческих организаций различных форм собственности, финансы общественных организаций и финансы частных лиц (домохозяйств).

В зависимости от отраслевой принадлежности компаний различают такие виды финансов:

Возможна и более углубленная детализация. Например, в финансах финансового сектора выделяют:

Подобная классификация обусловлена в первую очередь спецификой деятельности подобных экономических субъектов, что накладывает отпечаток на характер возникающих финансовых отношений. Например, банки являются посредниками на финансовом рынке, их собственный капитал составляет примерно 10-15% (см. Формирование ресурсов коммерческих банков), поэтому банковская деятельность подлежит лицензированию и регулированию (включая банковский надзор), что накладывает определенные ограничения на проведение финансовых операций.

По организационно-правовым формам различают такие виды финансов:

Корпоративным финансам в зависимости от организационно-правой формы предприятия также присуща определенная специфика. Например, акционерные общества могут привлекать капитал посредством дополнительной эмиссии акций. При этом открытые (публичные) акционерные общества могут размещать акции на фондовой бирже среди широкого круга потенциальных инвесторов, в то время как закрытые акционерные общества — только среди своих акционеров.

Организационно-правовая форма предприятия влияет на порядок формирования уставного фонда и его минимальный размер, предопределяет источники формирования финансовых ресурсов (средства частных инвесторов, средства бюджета, благотворительные пожертвования и т.п.), а также влияет на систему налогообложения предприятия.

В зависимости от размеров предприятий различают следующие виды финансов:

Размер предприятия оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов. Так, крупные предприятия могут размещать корпоративные облигации, привлекать кредиты от различных международных финансово-кредитных организаций, как правило их акции котируются на биржах, т.е. находятся в листинге и т.п. Для малых предприятий может быть установлена льготная (упрощенная) система налогообложения.

Существует также классификация финансов в зависимости от форм собственности, в которой выделяют такие виды финансов:

С целью привлечения иностранных инвестиций государство может устанавливать льготный режим налогообложения для компаний с иностранными инвестициями, в т.ч. и устранение двойного налогообложения при выводе капитала, смягчать требования к валютному контролю и т.п.

Источник

Финансы по административно территориальному признаку классифицируются на – —

Финансовое право 2 Финансы система

времени действия

Схема №38. Классификация финансово-правовых норм по выполняемым в процессе правового

регулирования операциям

Схема № 39. Классификация финансово-правовых норм по различным основаниям

Конспект лекции 10

Субъекты финансового права

Различия между правоспособностью и дееспособностью играют роль только применительно к физическим лицам, ко-

У остальных субъектов финансового права правоспособность и дееспособность возникают с момента их образования одновременно и в полном объеме.

Дееспособность и деликтоспособность взаимосвязаны настолько, что в большинстве случаев неотделимы друг от дру-

га. Существует лишь несколько случаев, когда деликтоспособность и дееспособность разделяются между двумя лицами.

Например: при реорганизации юридического лица его деликтоспособность переходит к правопреемнику.

Субъекты финансового права подразделяются на три группы <схема№40):

I. Общественно-территориальные образования.

II. Коллективные субъекты.

III. Индивидуальные субъекты.

I. В группу, объединяющую общественно-территориальные образования, входят <схема №41):

• субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения (Москва и СанктПетербург), автономная область, автономные округа;

• административно-территориальные единицы, входящие в состав муниципального образования;

административно-муниципальные образования особого режима (имеются в виду административно-муниципальные образования, на территории которых расположены объекты Минобороны РФ. См. Закон РФ «О закрытом территориальноадминистративном образовании»).

Российская Федерация является субъектом финансового права в отношении:

материальных и процессуальных бюджетных прав;

права на установление федеральных налогов и сборов;

права на взимание и взыскание федеральных налогов и

сборов; прав в области государственного кредита;

• права денежной эмиссии.

Субъекты РФ являются субъектами финансового права в отношении:

материальных и процессуальных бюджетных прав;

права на установление региональных налогов и сборов;

• права на взимание и взыскание региональных налогов и сборов;

прав в области государственного кредита, конкретизи-

Классификация финансов — Answr

Финансы классифицируют в рамках всего государства, отдельной отрасли экономики, конкретного предприятия или домохозяйства.

Признаком классификации выступает отраслевая принадлежность (например, финансы IT-отрасли, торговли), организационно-правовая форма (финансы ГУП, ЗАО), собственники (государственные, частные, зарубежные финансы).

В зависимости от вещественной формы, финансы представляют собой действительные денежные потоки (металлические денежные знаки, ликвидные активы, готовая продукция) и знаки стоимости (бумажные денежные знаки, кредитные инструменты).

Финансовые потоки на современном рынке сформированы в основном за счет знаков стоимости, которые более ликвидны и подвержены инфляции, чем действительные деньги. Финансовые потоки хозяйствующих субъектов состоят из доходной и расходной частей. Доходы формируются за счет активов (источников появления прибыли): операционной прибыли, заработной платы, социальных выплат, субсидий (для бизнеса и домохозяйств). Расходная часть финансов (пассивы) включает затраты на покупку сырья, материалов и оборудования (для бизнеса), предметов народного потребления (для домохозяйств).

Разновидности с точки зрения собственности

Различные источники и особенности распределения активов формируют четыре группы финансовых потоков.

Разновидности с точки зрения управления

В зависимости от порядка поступления средств, особенностей управления потоками и степени открытости сведений о них, различают публичные и частные финансы.

Финансовое право (77 вопросов)

Аудиторский контроль: осуществляется как независимый негосударственный контроль Бюджет любого государственно-территориального уровня включает в себя: — расходы Бюджетная система РФ включает в себя: — федеральный бюджет

— бюджеты субъектов РФ

Бюджетные отношения регулируются: — Конституцией РФ

— ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ»

Читайте также:  Функциональные признаки доношенного новорожденного

— Бюджетным кодексом РФ

Бюджетные средства предоставляемые для покрытия целевых расходов: — дотация Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов: дотация В чьем ведении находится Федеральное казначейство: ^ Валютное регулирование осуществляют: — Центральный банк РФ Внутрихозяйственный финансовый контроль в организации осуществляет: ревизионная комиссия Возврат вкладов граждан обеспечивается путем: обязательного страхования вкладов Выделите виды налоговых ставок: — смешанные Выделите методы распределения фондов денежных средств государства: — выплаты Выделите основные элементы налогообложения: — налоговая ставка Выделите формы страхования: — добровольное Гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщиков являются: — перестрахование Группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетная классификация Давность взыскания налоговых санкций составляет: 6 месяцев За несвоевременную поставку товаров организация была оштрафована. Данные отношения регулируются нормами: финансового права За несвоевременную уплату налога организация была оштрафована. Данные отношения регулируются нормами: финансового права За слив производственных отходов в водоем организация была оштрафована. Данные отношения регулируются нормами: экологического права Исключительное право выпуска наличных денег в обращение и изъятия из обращения принадлежит: ^ Использование иностранной валюты для осуществления расчетов на территории РФ возможно только в случаях, предусмотренных: таможенным законодательством К методам финансового контроля можно отнести: — комплексные проверки К основным методам собирания фондов денежных средств государства относятся: — эмиссии государственных ценных бумаг К основным методам собирания фондов денежных средств государства относятся: налоги К финансовому законодательству относятся: — НПА министерства финансов РФ К формам поддержки бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований относятся: — субвенция Каждая коммерческая организация имеет банковский счет именуемый: расчетный Министерство финансов РФ: обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ На территории Российской Федерации действует следующий вид валютного контроля: режим валютного регулирования и контроля Налоговая база представляет собой: физическую характеристику объекта налога Налоговый контроль осуществляют: — финансовые органы Налогоплательщики-физические лица могут быть привлечены к налоговой ответственности в течение: 6 месяцев Общая цель деятельности Счетной палаты РФ: осуществление государственного финансового контроля за исполнением федерального бюджета Обязательная аудиторская проверка проводится: в случаях, предусмотренных в законе Обязательный платеж за совершение юридически значимых действий уполномоченными лицами государственная пошлина Одним из органов валютного контроля является: Правительство РФ Основной метод финансового контроля – это: ревизия Отличительными чертами финансовых правоотношений являются: — объектами являются денежные средства

— права и обязанности участников определены НПА

Перечислите виды доходов бюджетов: — налоговые Перечислите органы, уполномоченные осуществлять валютный контроль: — Правительство РФ

— Центральный банк РФ

По результатам аудиторской проверки аудитор: выражает свое мнение в аудиторском заключении По содержанию финансовый контроль подразделяется на: — налоговый Повышение курса национальной валюты по отношению к курсам валют других государств называется: ревальвация Под финансами следует понимать: отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства и муниципальных образований Порядок и условия осуществления государственных займов устанавливаются: по соглашению сторон (кредитором и государством) Превышение доходов бюджета над его расходами ^ Превышение расходов бюджета над его доходами ^ Предварительный финансовый контроль осуществляется: до совершения финансовой (хозяйственной) операции Предмет финансового права составляют отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств Размер налоговых начислений на единицу налоговой базы является: налоговой ставкой Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории представляет собой: консолидированный бюджет Совокупность финансово-правовых актов, регулирующих отношения по собиранию, распределению и использованию фондов денежных средств, необходимых для обеспечения задач и функций государства является: финансовым законодательством Способами обеспечения исполнения налоговых обязательств являются: — пени

— приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке

Справки по счетам и операциям физических лиц выдаются: — судам Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения составляет: 3 года Страховщиками по российскому законодательству могут быть: юридические лица любой организационно-правовой формы Укажите виды финансового контроля по времени осуществления: — mекущий Укажите органы финансового контроля, уполномоченные осуществлять налоговый контроль: — Федеральная налоговая служба РФ Укажите органы, управомоченные выдавать лицензии на осуществление валютных операции: Центральный банк РФ Укажите особенности финансовых правоотношений: — объектами выступают денежные средства, денежные обязательства

— права и обязанности установлены нормативно-правовым актом

Укажите профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по определению взаимных обязательств: клиринги Укажите совмещение каких видов профессиональной деятельности запрещается на рынке ценных бумаг: брокерская

(здесь по видимому должен быть вопрос с несколькими вариантами ответов – но их нет)

Уполномоченным представителем налогоплательщика могут выступать: физические лица Финансовая деятельность государства и муниципальных образований – это: деятельность по собиранию, распределению и использованию фондов денежных средств для достижения задач и функций государства и муниципальных образований Финансовая система РФ включает в себя следующие финансовые институты: финансы организаций Финансовая система РФ включает в себя следующие финансовые институты: кредитование Финансовый контроль по времени проведения подразделяется на: — текущий

— защита и обеспечение устойчивости рубля

Центральный банк РФ осуществляет контроль: за деятельностью кредитных организаций Что понимается под термином «объект налогообложения»? — объект по реализации товаров (работ, услуг) Эмиссионные ценные бумаги обладают следующими признаками: — удостоверяют имущественные права владельца

— имеют равные сроки осуществления прав внутри выпуска

— имеют равный объем прав внутри выпуска

Целью финансового контроля является: 1) выявление экономических преступлений; 2) предупреждение экономических преступлений; 3) сохранность

Классификация финансовой системы по различным признакам — Студопедия.Нет

Фин. система – это совокупность обособл., но взаимосвяз. сфер и звеньев фин. отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств.

Она состоит из ряда частей, каждая из которых имеет свои о В зависимости от этого, финансы можно классифицировать прежде всего по роли организации в общественном производстве. В этом случае финансы подразделяются на:
1)финансы коммерческих предприятий и учреждений;
2)финансы с сфере страхования
3) государственные финансы. отличительные особ-сти.

В первом случае речь идет о финансовых средствах коммерческих предприятий, где происходит непрерывное движение финансовых средств (оборотные средства предприятий).Во втором случае следует учитывать специфику сферы страхования – общие страховые взносы формируют резерв для покрытия убытков отдельных лиц, причем размер стразового возмещения существенно превосходит размер страховых взносов каждого участника.А вот государственныефинансы формируются за счет бюджетных средств, что придает этому финансовому потоку четкую траекторию движения.

Централизованные финансы: Республиканский бюджет, Местные бюджеты, Внебюджетные фонды, Государственный кредит

Децентрализованные финансы: Финансы организаций, Финансы коммерческих организаций, Финансы некоммерческих организаций, Финансы финансовых посредников, Финансы домашних хозяйств

Характеристика финансовой системы по сферам, звеньям и уровням

Финансы(Ф) матер. и нематер сферы. Ф.хоз.субъектов(децентрализ.финансы)-система ден.отношений,связанных с формир-ем и использ-ем ден.фондов предприятия.

Децентрализ. Ф. сост. из 2-х подсфер:матер.(производств.) и нематер.(непроизводств./социальн.).

Ф. непроизводств.сферы вкл. следующ.звенья: образов-е, культура и искусство, наука, пассажирск.транспорт, обществ.орг-ции, страх.учреждения, оборона страны и т.д.

Ф.населения-система эк. ден. отношений по поводу формир-я, распредел-я и использ-я децентрализ.фондов ден. ср-в населения.

Доходы насел-я: ЗП, соц.трансферты, доходы по ценн.бумагам, дополнит.источники(доходы от имущества, доходы по банк.вкладам).

Расходы насел-я: налоги, штрафы, пени, неустойки, % по банк.кредитам.

Финанс.аппарат-органы фин.управл-я, к кот. относ-ся: комитет гос.контроля, НБ РБ, Мин-во по налогам и сборам, фонд соц.защиты насел-я, таможенн.органы и т.д.

Органы управл-я Ф. участвуют в фин.деят-ти всех орг-ций, учреждений, создает условия, необходимые для нормальн.проведения фин.процессов в эк-ке страны.

Фин.рынок-совокупность эк.отношений, связанных с распределением фин.ресурсов, куплей-продажей временно свободных ден.ср-в и обращением ценн.бумаг.

Объекты фин.рынка: финансово-кредитн.ресурсы и ценн.бумаги.

Субъекты фин.рынка: гос-во, местн.органы управл-, юр. и физ.лица

Сущ-ть,сод-е и задачи фин.политики.Цели ФП.

ФП – это особая сфера деятельности гос-ва, направленная на мобилизацию фин. ресурсов, их рац. распределение и использование для осуществления гос-вом своих функций и задач.

ФП является составной частью эк. политики гос-ва.

В РБ проводится единая ФП, кот. охватывает все отрасли нар. хоз-ва.

ФП вкл. :1опр.и разраб. научно-обоснованной стратегии и тактики развития финансов;2механизм распред-я и перерасп-я фин.ресурсов;3разраб. и осущ. Конкретных мероприятий для достиж-я пост.цели.

Цели ФП:1повыш-е уровня доходности насел-я;2вып.соц.стандартов;3повыш.жизненного уровня населения страны;4полная мобилизация фин.ресурсов и наращив-е гос.финансов для удовлет-я потребностей общества.

Гл. задачи современной фп: борьба с инфляцией, преодоление дефицита бюджета,спада пр-ва, повышение соц. защиты населения.

ФП подразд-ся на фин.тактику и фин.стратегию.

Читайте также:  Признаки срочного трудового договора

Составные части фин.политики и их характ-ка.

ФП – это особая сфера деятельности гос-ва, направленная на мобилизацию фин. ресурсов, их рац. распределение и использование для осуществления гос-вом своих функций и задач.

Составные частиФП РБ:

1. бюджетная политика– стратегия и тактика выработки форм фин. отнош-й с помощью кот. осуществ-ся мобилизация доходов в гос.бюджет для выполнения функций гос-ва.

4. денежно-кредитная-стратегия и тактика гос-ва, направленная на повышение роли банк. кредита, стабилиз-ю ден. единицы страны, содействие развитию фин. рынка.

Типы фин.политики

ФП – это особая сфера деятельности гос-ва, направленная на мобилизацию фин. ресурсов, их рац. распределение и использование для осуществления гос-вом своих функций и задач.

Осн. цели фп: наиб. полная мобилизация фин. рес-сов, необходимых для удовлетворения потр-тей гос-ва.

В зависимости от длительности периода и хар-ра решаемых задач фп делится на:

-фин стратегию ориентирована на длительный период развития и

предусматривает решение крупномасштабных задач;

-фин тактику – комплекс меропр-й,направ-х на реш-е задач конкр-го этапа разв-я гос-ва на основе разраб-ки фин.стратегии.

Фин стратегия и тактика тесно связаны между собой.

Фин.тактика опред-т наиболее острые проблемы разв-я эк-ки страны,соц.сферы.

НПА,регулирующ-е ФП РБ:1)Инвестиц.Кодекс РБ;2)Налог.Кодекс РБ;3)Банк.Кодекс РБ;4)Бюдж.Кодекс РБ;5)Прог-ма соц-эк разв-я РБ на 2011-2015гг.;6)Нац.прог-ма привлеч-я инвест-й в РБ на 2011-2015гг.;7)Конц-я разв-я банк. сис-мы РБ на 2011-2016гг.;8)Пр-ма инновац-го разв-я РБ на 2011-2015гг.

Фин.стратегию и тактику опред-т след-е органы упр-я: Парламент, Мин-во фин-в, Мин-во эк-ки, Администр-я Президента, Мин-во по налогам и сборам.

Осн.направ-я фин.стратегии РБ: привлеч-е иностранных инвест-й; обеспеч-е устойч-го эк.роста; созд-е эффект-ой налог-й с-мы;сокращ-е дефицита гос.бюджета.

Тема 1. Финансы и финансовая деятельность в Российской Федерации — Студопедия.Нет

1. Понятие финансов и финансовой деятельности. Понятие, виды и функция финансов. Понятие и методы финансовой деятеьности.

2. Основные принципы финансовой деятельности. Принцип федерализма. Принцип единства финансовой политики и денежной системы. Принцип равноправия субъектов РФ. Принцип самостоятельности финансовой деятельности. Принцип разделения властей. Принцип гласности и принцип плановости.

3. Правовое положение и функции органов, осуществляющих финансовую деятельность. Представительные и исполнительные органы власти. Президент РФ. Финансово-кредитные органы. Федеральные службы. Государственные целевые внебюджетные формы. Центральный Банк России.

4. Правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных органов. Правовые и неправовые формы финансовой деятельности. Финансово-правовые акты. Нормативные и индивидуальные финансово-правовые акты. Законодательные и подзаконные акты. Финансово-плановые акты. Финансовый план. Смета учреждения. Финансовые планы целевых государственных фондов.

Вопросы:

1. Что такое финансы, каковы их признаки?

2. Какие функции свойственны финансам?

3. Какова конституционная основа финансовой деятельности государства и муниципальных образований?

4. Каковы организационно-правовые особенности финансовой деятельности государства?

5. Как соотносятся понятия «финансы» и «деньги»?

Задания и задачи

1. Студент К., классифицируя финансы по административно-территориальному признаку, выделил следующие виды финансов:

· Финансы субъекта РФ

· Финансы государственных предприятий

· Финансы кредитных организаций

Правильно ли изложена классификация. Дайте определения данным понятиям

2. Включив радио, Иванов услышал последние слова очередного выпуска новостей: «. ставка налога на прибыль предприятий и организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, устанавливается в размере 2%, в бюджеты субъектов Российской Федерации – 18%». На следующий день он спросил у знакомого студента-юриста Петрова:

Каким актом приняты изменения? Где его можно прочитать?

Дайте ответы на поставленные Ивановым вопросы.

3. Законодательное Собрание Нижегородской области приняло решение выпустить «в целях нормализации наличных денежных расчетов» собственные денежные знаки, которые «имеют право хождения на территории области наравне с официальной денежной единицей Российской Федерации», и поручило приступить к их изготовлению в типографии Нижегородской области.

Дайте юридическую оценку данной ситуации на основании анализа статей Конституции Российской Федерации.

4. Постановлением Правительства Российской Федерации от уплаты налога на прибыль был освобожден санаторий для детей, больных туберкулезом, туристическая фирма «Дилижанс» и ликероводочный завод «РООМ».

Оцените правомерность действий Правительства Российской Федерации. Кто и каким образом может предоставить подобную льготу указанным субъектам финансово-правовых отношений

Тема 2. Предмет, метод, система и источники финансового права РФ. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения

1. Понятие и предмет финансового права. Понятие финансового права. Предмет финансового права. Отражение в финансовом праве экономических и политических условий существования государства. Принцип равенства субъектов финансового права. Принцип разделения властей. Основные задачи, цели и фискальная сторона финансового права. Особенности финансового права.

2. Место финансового права в российской правовой системе. Методы финансово-правового регулирования. Самостоятельность субъектов финансового права. Связь финансового права с другими отраслями права: конституционным, административным, гражданским.

3. Система источников финансового права. Система российского финансового права. Общая и особенная части финансового права. Конституция РФ как источник финансового права. Финансовое законодательство. Акты финансового права и их виды.

4. Понятие и виды финансово-правовых норм.Понятие финансово-правовых норм. Содержание финансово-правовых норм. Виды финансово-правовых норм по способу воздействия. Обязывающие и управомачивающие финансово-правовые нормы. Виды финансово-правовых норм по содержанию: материальные и процессуальные. Структура финансово-правовой нормы: гипотеза, диспозиция, санкция. Ответственность за нарушение финансово-правовых норм.

5. Финансовые правоотношения и их виды.Понятие финансовых правоотношений. Классификация финансовых правоотношений: по кругу участников, по способам государственной защиты, по длительности, по объекту. Классификация финансовых правоотношений в зависимости от структуры финансовой системы: бюджетные, налоговые и другие. Материальные и процессуальные финансовые правоотношения.

6. Субъекты финансового права. Понятие субъекта финансового права. Классификация субъектов финансового права. Общественно-территориальные образования как субъект финансового права. Коллективные и индивидуальные объекты финансового права.

7. Защита прав субъектов финансовых правоотношений.Административный порядок защиты прав. Судебный порядок защиты прав. Право на судебную защиту. Порядок обжалования нарушенных прав субъектов финансовых правоотношений в административном и судебном порядке. Порядок обращения в арбитражный суд, суд общей юрисдикции, Конституционный Суд РФ как орган защиты прав субъектов финансовых правоотношений. Порядок обращения в международные органы по поводу защиты прав субъектов финансовых правоотношений.

Задачи и задания

1. Студент О. За курение в тамбуре пригородного электровоза был подвергнут штрафу, который и был взыскан на месте правонарушения. О. Штраф уплатил, но на следующий день обжаловал действия сотрудника МПС в вышестоящей инстанции, мотивируя тем, что в отношении него «был незаконно применен бесспорный порядок взыскания штрафа, что противоречит нормам финансового права».

Проанализируйте действия студента, дайте им оценку.

2. Возможно ли возникновение финансовых отношений между следующими субъектами:

· органами, осуществляющими финансовую деятельность государства;

· государственным органом, осуществляющим финансовую деятельность государства и гражданином?

3. Объясните, можно ли отнести к органам, осуществляющим финансовую деятельность, органы законодательной и судебной власти?

4. Приведите примеры кодифицированных нормативно-правовых актов – источников финансового права. В чем особенности и каково значение систематизации финансового законодательства?

5. О какой из трех ипостасей финансового права – отрасли права, науки или учебной дисциплине – идет речь в следующих отрывках фраз:

1) финансовое право регулирует…

2) финансовое право исследует…

3) финансовое право устанавливает….

4) Финансовое право изучает….

5) В программу курса финансового права входят…

6. Установите соответствие нормы права способу правового регулирования:

7. Проанализируйте норму, содержащуюся в БК РФ (п.9 ст. 131):

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации для краев, областей, в состав которых входят автономные округа, рассчитываются для консолидированного бюджета края, области, включая бюджеты автономных округов, и зачисляются в бюджет края, области, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете и договором (соглашением) между органами государственной власти края, области и органами государственной власти автономного округа.

Какой метод правового регулирования использован законодателем в данном случае? Для каких отраслей права характерно применение данного метода правового регулирования?

8. Наряду с нормами-правилами поведения участников финансовых правоотношений, непосредственно регулирующими финансовые отношения, в финансовом праве содержится большое число исходных (первичных) норм, среди которых выделяют:

1) нормы-начала – финансово-правовые положения, содержащиеся, как правило, в конституции и закрепляющие основы экономического строя государства

2) нормы-принципы – предписания, выражающие и закрепляющие принципы финансового права (его подотраслей, разделов)

3) нормы-дефиниции – предписания, содержащие определение финансово-правовых понятий и категорий

4) коллизионные нормы – предписания, принимаемые в целях устранения коллизий либо устанавливающие порядок противоречий между правовыми нормами.

Сгруппируйте по перечисленным видам ниже приведенные нормы (возможно, что некоторые из них не войдут ни в одну из четырех групп):

Статья 38 БК РФ

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Источник