- Методическая разработка конспекта урока для учащихся 6 класса на тему «Развитие речи. Типы текстов. Рассуждение, повествование, описание предмета.» методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Урок русского языка в 6 классе «Текст и его основные признаки».
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- «Основные признаки текста» (6 класс)
- Урок по русскому языку на тему «Текст. Признаки текста» ( 6 класс)
Методическая разработка конспекта урока для учащихся 6 класса на тему «Развитие речи. Типы текстов. Рассуждение, повествование, описание предмета.»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
В русском языке существуют 3 типа речи: повествование, описание, рассуждение. У каждого типа речи имеется своя характеристика.
Учащиеся по окончании урока должны научиться:
§ Отличать типы речи друг от друга;
§ Уметь применять полученные знания при работе с текстом;
§ Уметь различать и составлять тексты разных типов речи;
§ При групповой работе учиться проводить рефлексию,
§ Достичь делового взаимодействия и слаженной защиты продукта
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку 6 класс
Развитие речи. Типы текстов. Рассуждение, повествование, описание предмета.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 6 класс, 1 четверть
Учащиеся по окончании урока должны научиться:
В русском языке существуют 3 типа речи: повествование, описание, рассуждение. У каждого типа речи имеется своя характеристика.
Раздаточный материал с таблицей «Типы речи»
Лист взаимооценки, который заполняет оценщик.
Листочки-стикеры для рефлексии.
1. Рассаживаются в группы.
2. Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения).
3. Систематизируют информацию после ее изучения, обсуждают работу, выступают с проектом, оценивают свою деятельность.
4. Читают текст, доказывают тип речи, выступают, оценивают.
5. Выполняют физминутку.
6. Слушают, обсуждают, думают, отвечают на вопрос, дописывают отрывок, оценивают.
7. Смотрят слайд-шоу «Золотая осень», отвечают на вопрос, определяются с ролью и т.д., думают, мыслят, творят в индивидуальном режиме, читают работу в паре, дорабатывают, читают всему классу, слушают, оценивают работы.
8. Оценивают, каким было общение на уроке.
1. Раздает при входе картинки для деления на группы.
2. Проверяет уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизирует учащихся, мотивирует для дальнейшей работы.
3. Наблюдает, слушает выступления, отвечает на вопросы, следит за выставлением оценок.
4. Наблюдает, слушает выступления, следит за оцениванием.
5. Выполняет физминутку вместе с учащимися.
6. Читает текст, наблюдает, слушает ответы, следит за выставлением оценок.
7. Организует просмотр слайд-шоу, нацеливает на дальнейшую работу, дает творческое задание, наблюдает за выполнением, выслушивает работы, следит за оцениванием.
8.Наблюдает, выслушивает по 1 рефлексии с каждой группы.
Источник
Урок русского языка в 6 классе «Текст и его основные признаки».
Описание презентации по отдельным слайдам:
Русский язык 6 класс
Урок № 2 6 класс По программе Е.А. Быстровой
Пятое сентября. Классная работа.
Письмо по памяти № 1
Текст, его признаки. Тема и основная мысль текста. Микротема текста.
1 2 3 4 2 Что я знаю по теме урока…
Сформулируйте важную для вас лично цель дальнейшей учебной деятельности.
Цели урока: Повторить основные признаки текста; Повторить типы речи.
По следам выученных уроков
Вспомните Что такое текст?
упр. № 5, стр. 7 Докажем, что предложения упр. № 5 представляют собой текст.
Вспомните Какие признаки текста вы знаете?
Вспомните Как определить тему и основную мысль текста?
Содержание, тема и идея текста Смысл текста – единство его содержания и словесной формы выражения этого содержания Содержание текста может быть выражено только в словесной форме Единство тексту придают тема и идея В тексте может быть проблема, над которой размышляет автор
Основная мысль (идея) текста Основная мысль – обычно передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого. В художественном тексте часто используются предложения со значением оценки. Выражая основную мысль, автор чаще всего движется по ступенькам, переходя от одной части к другой. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.
Темы широкие и узкие Темы (текстов, сочинений, устных высказываний) могут быть широкими, общими и узкими, конкретными. Например: Охрана природы—широкая тема; Ребята спасли тонувшего в реке зайчонка — узкая. Широкая тема как бы вбирает в себя ряд узких. Узкая относится к широкой, как часть к целому.
Тема текста Основная мысль текста Предмет речи Отношение автора к теме текста О ЧЁМ ЧТО говорится в тексте?
1. Определим тему текста. 2. Определим основную мысль? 3. Как бы вы его озаглавили? 4. Выделим микротемы текста. 5. Составим план текста.
Вспомните Какие типы речи вы знаете?
В русском языке различают 3 типа речи: повествование описание рассуждение
В повествовании говорится о последовательных действиях В описании говорится об одновременных признаках В рассуждении говорится о причинах свойств или явлений
Какой предмет? Что произошло? Почему? Повествование Описание Рассуждение
Определим тип речи анализируемого текста? Выполните задание 4.
Рефлексия Что вы знали по теме урока? Что узнали нового? Какие вопросы у вас возникли в ходе урока? Получили ли вы на них ответ? Что вы не смогли понять (вспомнить)? Что вам стоит повторить дома? Что вам особенно запомнилось из полученной на уроке информации? Очирова Т. Н., МОУ «СОШ № 49» г. Улан-Удэ, Р. Бурятия
1 2 3 4 2 Рефлексия
Параграф 1 Выполните упражнение № 6 (выполнить все виды разбора) Домашнее задание:
Берегите друг друга, Добротой согревайте, Берегите друг друга, Обижать не давайте.
Тема предполагает раскрытие и усвоение
речеведческих понятий как условия совершенствования речевых
способностей учащихся, овладение основными видами речевой
деятельности в их единстве и взаимосвязи: осознанное и адекватное
восприятие и понимание звучащей речи (аудирование) и письменной
речи (чтение), умение строить устное и письменное высказывание
с учетом сферы и ситуации общения.
Осуществляются повторение, систематизация речеведческих
понятий, которые являются теоретической основой изучения связной
речи и получают раскрытие во всех учебниках, из класса в класс
расширяется и углубляется круг этих сведений. Данный материал, по
сути, определяет речевую направленность всего курса. Таким образом,
усиливается роль речеведческих
знаний в формировании речевых
Номер материала: ДБ-1599090
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Урок развития речи в 6 классе
Урок разработан и проведён Петровой Натальей Николаевной, учителем МОУ СШ № 6 Центрального района гор. Волгограда.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 6 классе
воспитывать интерес к предмету.
— Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.
Из всех знаний и умений самым важным,самым необходимым
для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить
-Как понимаете вы смысл этих слов? Действительно ли так важно умение понятно и красиво говорить на родном языке? Почему?
2. Актуализация знаний.
— Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.
-Как вы думаете, что общего между этими предметами? (В тексте все слова и предложения, как нити ткани связаны в единое целое.)
— Предприятия, где ткут ткани, называют текстильными. Может быть, это не случайно?
— Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст не может существовать без основной мысли. Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова “текст”.
(Учащиеся работают со словарем, записывают значения слова в тетрадь)
-Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.
-Каждый из нас, конечно, отличит текст от набора предложений.
— Давайте проанализируем фрагменты из разных текстов и определим, все ли они являются полноценными текстами. Определим, чего не хватает фрагментам, наборам предложений, чтобы стать текстами. Рассуждая так, попробуем выявить отличительные свойства текста.
— Итак, попробуйте сами определить цели нашего урока(1. Выявить основные признаки, свойства текста; 2. Учиться анализировать чужой текст; 3.Создавать собственные тексты разных типов речи.)
Текст, абзац, микротема, тема текста, основная мысль, заголовок, ключевые слова, авторская позиция, основная мысль, последовательность, связность текста, завершенность текста, средства связи предложений в тексте.
— Перед вами кусочек ткани, он состоит из множества нитей, крепко скрепленных между собой, так и текст состоит из нескольких предложений, которые связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст, потеряв одно или несколько предложений, может потерять смысл.
— Ребята, перед вами кусок черной ткани, все нити в нем крепко сплетены, он прочен, но не радует нашего глаза. А вот кусочек цветной ткани, он красив и навевает на нас хорошее настроение.
( Для создания этой ткани использовались нитки разных цветов).
— Когда мы в тексте используем разные средства связи, мы делаем его ярче, образнее, он становится более доступным для окружающих. Мы уже знаем, что в русском языке существуют различные средства связи предложений в текст. Давайте вспомним их. Вспомнить нам поможет таблица на странице 102 учебника. Работа с таблицей.
У вас на столах распечатки.Вам следует ответить на вопросы. (Слайд)
Что необходимо изменить, чтобы получился текст?
Создайте текст. Назовите свойство текста, которое вы обнаружили. Запишите получившийся текст.
Работа с деформированным текстом (текст спроецирован на доску, справа – деформированный текст, слева (закрыт) правильный текст).
Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники. (А.И. Куприн).
Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники.
Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. (А.И. Куприн)
-Прочитаем, что у вас получилось.Какой признак помог создать текст?
Заполняем по ходу урока таблицу « Признаки текста »
По какому принципу вы разделили на абзацы?
Что такое абзац? ( Слайд)
1) красная строка, отступ в начале строки;
2) часть текста между двумя такими отступами. Второе представляет для нас главный интерес.
Обратимся к словарю.
Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от однойосновной микротемы к другой. Абзац отражает тот или иной этап в развитии действия произведения.
Что такое микротема?
Запись в таблице «Признаки текста » абзац, микротема.
О чем этот текст? Какова его тема?
Вот тезисный конспект работы :
1. Тема (про что?): осень в тайге. Основная мысль (что именно сказано про это ЧТО?): неимоверная красота, красочность этого времени года в тайге все-таки навевает грусть.
— Осень, сентябрь, денечек (время года).
— Солнечный, погожий летний денечек, на солнце (погода).
— Прозрачность, чистота тайги, голоса птиц слышны за километр (общая прозрачность воздуха).
— Цвет солнца, ягод, осени и тревоги – желто-красная гамма; неба – синяя гамма (цвета умирания, увядания, грусти). Цветовая гамма
— Какие вы знаете стили речи?( Слайд) Ответы учеников.
Художественный стиль текста.
— Образность: денечки (короткие, теплые, приятные, и автор относится к ним с одобрением – уменьшительно-ласкательный суффикс); метафоры (денечки вернулись, земля бордовела ягодами, прозрачность и грустность жили), сравнения (словно осень прошлась свистящей метлой, барабанно-звонкие голоса), гипербола (жила грусть).
Приходилось ли вам слышать об авторской позиции? Приведите примеры из произведений.
— Авторская позиция: денечки; слышны за километр (разговорность как отражение искренности и благостного состояния автора).
— Информация в тексте не претендует на актуальность, как это было бы в публицистическом тексте.
Какие типы речи вам знакомы?Ответы учеников.
Тип речи – описание :
— описан один факт (осень в тайге);
— этот факт дан в статике (констатация признаков бабьего лета в тайге).
-Насколько вы поняли новый материал, нам поможет узнать выполненный вами тест.
Задание 1. Тест«Верные и неверные высказывания» (тестовые задания у каждого учащегося).
Текст состоит из предложений
К тексту нельзя придумать заглавие
Все предложения в тексте имеют границы
Предложения в тексте не имеют определенной последовательности
В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится
Текст можно разделить на части
Каждая часть текста записывается с красной строки
-Проверим себя. Оцените свои знания сами ( 0 ошибок-«5»,1-2 ошибки-«4», 3-4-«3»,более 4 ошибок- «2»).
— Сегодня мы обращались к тексту об осени, но за окном уже почти зима, и в связи с этим задание по группам: создать свой текст, учитывая все признаки текста.
— Создать текст в указанном стиле и типе
Тип речи – повествование.
Текст, созданный учащимися
Стоял солнечный денёк. Вдруг пробежала по лесу позёмка, загудел лес. Потом налетел ветер, закачал деревья. Он сорвал с елей шапки, закружил снег, разбудил пургу.
Тип речи – описание.
Текст, созданный учащимися
Зима притаилась в дремучем лесу. Кружатся в воздухе лёгкие снежинки. Мохнатые ели укрылись белым пушистым одеялом. Снег сверкает на солнце. Лес, одетый в кружевной наряд, кажется не мрачным, а торжественным.
Тип речи – рассуждение (объяснение).
Текст, созданный учащимися
Вьюга – это сильный зимний ветер, который поднимает снег и кружит его в воздухе
Тип речи – рассуждение (воздействие).
Текст, созданный учащимися
Уважаемые жители таёжного посёлка! К нам приближается атмосферный фронт, который принесёт с собой сильный ветер и снегопад. Не совершайте дальние прогулки! Не подвергайте себя опасности.
-Зачитаем получившиеся тексты. Оцените работы своих товарищей из других групп с точки зрения стилевой и типовой принадлежности. Выставите отметки.
-Что нового добавилось сегодня в «копилку» ваших знаний о тексте? Где вы можете использовать эти знания?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы «Типы речи. Описание». Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный.
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся.
Цель урока: научить учащихся анализировать текст художественного стиля, применяя стадии вызова, осмысления, размышления.Учебные задачи:-Отработка навыков анализа текста.-Учить через слово текста наход.
Урок развития речи в 5 классе включает элементы проблемного обучения.
Урок развития речи 5 класс.
В данной методической разработке представлен урок развития речи » Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя».Цели: развитие умений определять реч.
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОСс использованием современных образовательных технологий(технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие.
Источник
«Основные признаки текста» (6 класс)
Основные признаки текста
Цель: Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.
1.Совершенствовать умение определять тему и основную мысль текста.
2.Формировать умение работать с текстом;
3.Совершенствовать навыки смыслового анализа текста;
4.Обобщить сведения о тексте;
5.Выявить основные признаки текста;
6. Обогащение словарного запаса.
1.Развивать внимание, логическое мышление, память, речь учащихся, активизировать мыслительную деятельность;
2.Умение слушать и слышать, грамотно, аргументировано и связно формулировать ответы.
1.Воспитывать любовь к русскому языку
Учитель: Здравствуйте, ребята!
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Учитель: Показать детям слайд с текстом. На какой половине находится текст? А почему? А как одним словом это можно назвать?
Учитель: Тема нашего урока «Основные признаки текста». Вспомним определение, что же такое текст.
Учитель: Текст – это несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу.
Учитель: Когда Вы беседуете с друзьями, разговариваете с родителями, отвечаете на уроках, пишите сочинения, то употребляете не отдельные предложения, а связываете их в единое целое т.е. в текст.
Учитель: Само слово текст произошло от латинского « textum », что в переводе означает ткань, сплетение, соединение».
Учитель: если сравнивать каждую ниточку с отдельным предложением, то текст это особым образом связанные переплетенные ниточки образующие ткань.
Учитель: рубашку, платье или пиджак из качественной ткани очень приятно носить, а грамотно построенное произведение речи – текст, приятно читать и слышать.
Учитель: Минимальная единица текста – предложение. В тексте предложения расположены в определённой последовательности в определённом порядке.
Учитель: Можно ли создать из этих предложений текст?
Учитель: Восстановите текст.
Учитель: Что вы сделали для этого?
Дети: расставили предложения по порядку.
Учитель: Следовательно, мы с вами вывели еще один признак текста. (Последовательность предложений)
Учитель: Давайте внесём этот признак в нашу таблицу.
Учитель: Озаглавьте получившийся текст.
Дети: «Мастер чемоданных дел».
Учитель: Докажите, что это текст, опираясь на нашу таблицу
Учитель: Сегодня мы с вами очень плодотворно поработали и мне хотелось бы узнать, что нового вы узнали сегодня и чему научились, для этого вы заполните схему на ваших листочках.
Источник
Урок по русскому языку на тему «Текст. Признаки текста» ( 6 класс)
Тема: Текст. Основные признаки текста.
Цель: углубить и расширить знания учащихся о тексте, его частях, о средствах связи в тексте;
— развить навыки анализа текста;
— воспитать культуру речи учащихся: умение создавать цельный, связный текст.
Тип урока: урок развития речи.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать понятия «текст», «основная мысль текста», уметь определять тему и основную мысль текста, использовать термин «текст», осознавать характер информации в предложенном тексте и её дополнять, трансформировать; осознавать и развивать замысел высказывания в самостоятельно созданном тексте.
Метапредметные: обучающиеся смогут применять полученные знания на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, истории, географии, литературы), смогут осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Личностные: смогут продемонстрировать коммуникативные компетенции в процессе образовательной деятельности.
Оборудование и материалы: учебник по русскому языку, карточки.
Организационный момент. Проверка подготовленности класса к уроку.
Организация учебной ситуации. Целеполагание.
Из чего состоит наша речь?
Что такое речевая ситуация?
Формулирование целей урока.
Творческая практическая деятельность. Работа с раздаточным материалом.
Внимательно прочитайте начальное и конечное предложения текста. Можно ли понять, о чём пойдёт речь? (материал представлен в виде слайда)
Легенда рассказывает, что давным-давно жила на свете одно девушка. И была она красоты необыкновенной
В горностаевой шубке стоит, косы серебристым инеем искрится.
Задание: дописать предложения, ориентируясь на контекст.
Легенда _______________, что давным-давно жила на свете одна __________. И была она ____________необыкновенной. Тоненькая, стройная,___________золотая до земли. Ласковая была,приветливая. Все _______ её, только о ней и говорили. _________ зависть заползла в сердце злой __________: не с ней говорят, не ею любуются. Решила она _________ со свету ту девушку и превратила ___________ колдунья её в дерево. А то ___________ тоже красоты невиданной: белоствольные ветки зелёные, как __________, перевились. Шумит, ласково путников от ___________ в своей тени укрывает. Люди любовались нежным __________ и _____________назвали его берёзкой. Злится ещё пуще колдунья. Напустила она холоду. Только берёзка по-новому красавицей ______________. В горностаевой шубке стоит, косы _______________ инеем искрятся.
Авторский вариант ( представлен в виде слайда)
Легенда рассказывает, что давным-давно жила на свете одна девушка. И была она красоты необыкновенной. Тоненькая, стройная, коса золотая до земли. Ласковая была, приветливая. Все любили её, только о ней и говорили. Чёрная зависть заползла в сердце злой колдуньи: не с ней говорят, не ею любуются. Решила она извести со свету ту девушку и превратила злая колдунья её в дерево. А то деревце тоже красоты невиданной: белоствольные ветки зелёные, как косы, перевились. Шумит, ласково путников от жары в своей тени укрывает. Люди любовались нежным деревцем и ласково назвали его берёзкой. Злится ещё пуще колдунья. Напустила она холоду. Только берёзка по-новому красавицей обернулась. В горностаевой шубке стоит, косы серебристым инеем искрятся.
Создание текста в соответствии с заданием, анализ и обсуждение лучших работ.
В качестве вывода обучающимся предлагается составить кластер по теме «Текст и основные признаки текста»
Источник