Сущностные признаки компетентностного подхода в обучении и образовании

Сущность компетентностного подхода в образовании

Компетентность выступает в качестве ключевой, если она имеет следую­щие характерные признаки:

многофункциональность. Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседнев­ной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо ов­ладеть для достижения различных важных целей и решения различных сложных задач в различных ситуациях;

надпредметностъ и междисциплинарностъ. Они применимы в раз­личных ситуациях, не только в школе, но и на работе, в семье, полити­ческой сфере и т.д.;

многомерность. Ключевые компетентности сочетают различные умст­венные и психические процессы и интеллектуальные умения (абст­рактное мышление, саморефлексия, определение своей собственной позиции, самооценка, критическое мышление и т.д.).

В структуре ключевых компетентностей можно выделить:

♦ компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельно­сти (усвоение способов приобретения знаний из различных источни­ков информации);

♦ компетентность в сфере гражданско-правовой деятельности (готов­ность к выполнению социальных ролей: гражданина, избирателя, по­требителя и т.д.);

♦ компетентность в коммуникативной сфере (приобретение опыта пози­тивного взаимодействия, навыков конструктивного общения);

♦ компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (выбор пу­тей и способов использования свободного времени, культурно и ду­ховно обогащающих личность);

♦ компетентность в бытовой сфере (выбор здорового образа жизни, по­зитивного отношения к семье, домашнему быту).

Ключевые компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности и связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. Они проявляются в способности решать разнообразные задачи на основе использо­вания информации, коммуникации, социально-правовых основ поведения лич­ности в гражданском обществе.

Выделяются следующие сущностные признаки компетентности: компе­тентность имеет деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях, компетентность проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки себя в конкретной ситуации.

Компетентностный подход, определенный как основа новой образова­тельной практики, предполагает, что будут использоваться и новые подходы к выделению критериев, показателей, дающих возможность оценивать те или иные процессы.

Источник

Сущность компетентностного подхода в образовании

Описание презентации по отдельным слайдам:

Сущность компетентностного подхода в образовании Педагогический совет

«Тема компетентностного подхода в образовании является принципиально важной, поскольку концентрирует в себе идеи зарождающейся новой образовательной парадигмы, приходящей на смену «знаниевой» А.В.Хуторской СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности знание в действии, умение человека использовать его на практике, принимать оптимальные решения в условиях неопределенности и реализовывать их Компетенция –совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности

СОСТАВЛЯЮЩИЕ (ЭЛЕМЕНТЫ) СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» Операционная (как делать?) Мотивационная (почему? зачем?) Этическая (как к этому отнесутся люди?) Когнитивная (что?) Социальная (с кем?) СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

ЦЕЛЬ: обеспечить усвоение не «суммы знаний» (на самом деле суммы сведений из разных предметных областей), а выработать опыт, позволяющий действовать в новых, неопределенных проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно будет находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ» Ключевые компетентности – универсальные компетентности, применяемые в различных жизненных ситуациях Характерные признаки ключевых компетентностей: многофункциональность; надпредметность и междисциплинарность; многомерность; основанность на значительном интеллектуальном, эмоционально-ценностном и творческом развитии человека; формируемость в процессе обучения в школе, а также под воздействием семьи, социального окружения, политической системы, религии, культуры, др. СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ Ценностно-смысловые компетенции Общекультурные компетенции Учебно-познавательные компетенции Информационные компетенции Коммуникативные компетенции Социально-трудовые компетенции Компетенции личностного самосовершенствования ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ –

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ – компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся знание правил личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ Универсальные учебные действия Личностные Познавательные Регулятивные Коммуникативные

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ЛОГИКА РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ ИНТЕРЕС УЧАЩЕГОСЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НАВЫК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ОСНОВЕ 1.САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ 4.ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ, ЗАТРУДНЕНИЯ 5.ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 6.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 7.ВКЛЮЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ В СИСТЕМУ И ПОВТОРЕНИЕ 8.РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИТОГ УРОКА)

СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, ПОСТРОЕННОГО В СООТВЕТСТВИИ С ОСНОВНЫМИ ИДЕЯМИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА использование открытых (с неопределенным заранее результатом) и закрытых (с заранее запланированным ответом) учебных заданий; использование практико-ориентированных ситуаций – как для постановки проблемы, так и для ее решения; использование избыточной информации для выработки навыков деятельности в условиях неопределенности СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, ПОСТРОЕННОГО В СООТВЕТСТВИИ С ОСНОВНЫМИ ИДЕЯМИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА преобладание самостоятельной познавательной деятельности обучающихся; использование индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности в различных сочетаниях; возможность создания обучающимися собственного образовательного продукта (свой способ решения (пусть не всегда оптимальный – каждый имеет право на ошибку!), свое видение проблемы, т.п.); целенаправленное развитие познавательной, социальной, психологической рефлексии обучающихся (познавательной: как я работал? какие методы использовал? какие были ошибочными? как я теперь бы решил проблему?; социальной – как мы работали в группе? как были распределены роли? как мы с ними справились? какие допустили ошибки?; психологической – как я себя чувствовал? понравилась ли мне работа (в группе, с заданием) или нет? почему? с кем (как) бы я хотел работать? почему?) СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

Читайте также:  Что является признаками государства наличие законодательной власти

СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, ПОСТРОЕННОГО В СООТВЕТСТВИИ С ОСНОВНЫМИ ИДЕЯМИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА использование исследовательских и поисковых технологий, позволяющих организовать аутентичную (подлинную, верную) оценку деятельности обучающихся; использование технологий и методов, обеспечивающих саморазвитие, самоактуализацию обучающегося, позволяющих ему самому искать и осознавать подходящие для него способы решения дидактических и жизненных ситуаций (метод проектов, ситуационный анализ, технологии портфолио, КСО, др.); организация презентации, защиты познавательных результатов, достижений обучающихся СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СООТНОШЕНИИ СО ЗНАНИЕВЫМ ЗНАНИЕВЫЙ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ЦЕЛЬ «наращивание объема знаний» «формирование разностороннего опыта деятельности» РЕЗУЛЬТАТ знания, умения, навыки компетентность НАПРАВЛЕННОСТЬ предметная ориентация интегративность ОСОБЕННОСТЬ типичная учебная ситуация, задания репродуктивного уровня нестандартная учебная ситуация, задания продуктивного уровня

Источник

Сущностные характеристики компетентностного подхода в современном образовании
статья на тему

Материал подготовлен к педсовету

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сущностные характеристики компетентностного подхода в современном образовании

(Выступление на педсовете подготовила Горяйнова Я.О. учитель высшей категории МБСКОУ СКОШ № 34 г. Озерска Челябинской области)

Наиболее часто формулируемая проблема современного образования заключается в несоответствии содержания современного образования «потребностям современной экономики и цивилизации».

Компетентностный подход – это попытка привести в соответствие школу и потребности рынка труда. Идея компетентностного подхода для современной школы – это, прежде всего, идея открытого заказа на содержание образования.

Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, что само по себе актуально, в контексте обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Можно выделить четыре направления реализации компетентностного подхода в образовании:

Второе направление реализации компетентностного подхода связано с формированием обобщенных умений предметного характера. К ним относятся, например, умение решать классы задач для физики, оценка произведений искусства (музыки, изобразительного искусства), понимание иноязычной речи (для иностранного языка), умение интерпретировать таблицы и диаграммы (для математики, физики и др.).

Реализация всех намеченных направлений возможна в случае формирования инновационной культуры реализации компетентностного подхода педагога, которая в совокупности всех составляющих профессиональных компетентностей обеспечит комплексное развитие личности ребенка.

Компетентностный подход как методологический ориентир модернизации современного образования определяет новые методы и технологии обучения, способствующие развитию самостоятельности, инициативности, творческих способностей, критического мышления у обучающихся, и ориентирующих их на конкретный эффективный результат.

В основу компетентностно ориентированного обучения положены следующие принципы:

Научность. Этот принцип пересматривается в связи с изменением самой науки: наука теперь не истина, а версия, множественность и параллельность разных систем объяснения мира. Современная наука характеризуется не как свод незыблемых знаний, а скорее определяется научностью способа получения знаний, анализа и интерпретации.

Все предметы естественно-научно-гуанитарного цикла базируются на данном принципе. Например, изучение элементов права на уроках обществознания, связано с усвоением учащимися некоторых специальных терминов и понятий, что требует осмысления и обобщения на основе анализа внутренних причинно-следственных отношений того или иного явления.

Природосообразность. Обучение основывается на представления о возможностях возраста, определяется развитием, не форсируется. В современной трактовке, природосообразность уже не ограничивается прежним пониманием, а дополняется социосообразностью, поскольку детерминантами возраста в антропологическом понимании являются и социальность, и культура.

В нашем образовательном учреждении принцип природосообразности рассматривается нами как соответствие образовательного процесса естественному состоянию детей, предназначению личности педагогов и родителей; проектирование и создание образовательной среды, адекватной состоянию всех субъектов образовательного процесса; учет реально существующих условий социоприродного окружения.

Последовательность и систематичность (последовательная линейная логика разворачивания содержания образования, движение от частного к общему). Учет этого принципа позволяет сформировать у детей целостную систему знаний, умений, навыков. Обучение любого ребенка строится от простого к сложному; кроме того, при разработке программного содержания предусматриваются и реализуются внутри предметные и межпредметные связи, что позволяет сформировать в сознании учащихся целостную картину мира. Этот принцип характерен для предметов естественно-математического и общественного циклов.

В нашей школе сложно использовать данный принцип. Учителя истории, обществознания, географии, ОБЖ, МХК используют его только лишь на отдельных темах в виде мини-проектов.

Доступность в компетентностно-ориентированной школе определяется во многом ролью учителя как консультанта, а не «легкостью» учебного материала.

Например, на уроках обществознания изучается правовой материал, необычайно сложеный для наших учеников. Чтобы элементы права сделать более доступными, необходимо продумывать объяснение каждого понятия и положения, приводить примеры разнообразных ситуаций из жизни, обращаться к опыту самих учащихся, учить их переходить от моральной оценки поступка к юридической оценке преступления.

Прочность знаний как принцип качественного образования дополняется гибкостью и практической применимостью. Принцип прочности усвоения знаний является одним из важнейших. Минимум полученных в специальной школе знаний должен стать базой для дальнейшего формирования и углубления профессиональных навыков, необходимых для адаптации в самостоятельной жизни.

Все педагоги стремятся к прочности знаний у своих учеников, но необходимо учитывать психофизические особенности обучающихся в коррекционной школе VII вида (органические поражения нервной системы). Главное в усвоении знаний — это повторение. В коррекционной школе повторение имеет свои особенности в связи с особенностями памяти учащихся. Педагоги на своих уроках стараются разнообразить формы этапа повторения.

Реализовать принцип прочности знаний сложно, но отдельные предметы (МХК, обществознание, география, биология, краеведение, ОБЖ) имеют практическую применимость. Педагоги на этих предметах стараются уделять внимание больше практике, а не теории.

Сознательность и активность становятся значимыми как постановка задач с выходом за рамки алгоритма и «учебности».

Принцип активности и сознательности предполагает формирование у учащихся сознательного понимания учебного материала, сознательного отношения к учебным занятиям, познавательной активности. Механическое усвоение приводит к быстрому забыванию полученных знаний, к неспособности применить их в реальности. Прежде всего, сознательное отношение к обучению предполагает развитие познавательных интересов у учащихся. В основной школе сознательность проявляется обычно на уроках трудового обучения, что связано с осознанием учащимися необходимости получения профессии для дальнейшей адаптации в обществе.

Однако реализация данного принципа в нашем ОУ сопровождается определенными проблемами, т.к. сознательность и активность у большинства обучающихся отсутствует.

А вот следующий принцип, наглядность – это основа для преподавания в нашей школе. В условиях «визуализации культуры» начинает играть не подчиненную, но самодостаточную роль.

Наглядные пособия, используемые в процессе обучения предметов естественно-гуманитарного цикла, играют важную образовательно-воспитательную и коррекционно-развивающую роль. Изучение ряда тем требует работы с различными схемами, таблицами, плакатами, экранными пособиями. Поэтому необходимо их правильно отбирать для уроков, учитывая, что все изданные наглядные пособия предназначены для общеобразовательной школы. Учителя нашего методического объединения используют на своих уроках фрагменты научно-популярных и художественных фильмов, обучающие мультфильмы, презентации, интерактивные игры. Словом, ИКТ используется в полной мере.

Читайте также:  Какие признаки являются общими для всех представителей отряда хищные

Принцип связи теории и практики выдвигается на первое место не только как критерий обученности, но и как инструмент обучения.

Прочность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержания образования, организации учебно-воспитательного процесса, применяемых форм и методов обучения, времени, отводимого на трудовую и политехническую подготовку, возрастных особенностей учащихся. Связь обучения с перспективами развития своего города, области, страны. Эта линия проводится на уроках обществознания, географии, краеведения, технологии. Этот принцип должен быть приоритетным в нашей школе, т.к. основной задачей коррекционного обучения является адаптация обучающихся с особенностями развития в обществе, т.е. их социализация.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей ученика как принцип также сохраняется, но акцентируется зона ближайшего развития.

Принцип индивидуализации обучения имеет особое значение в коррекционной школе. Помимо коллективной учебной деятельности, каждый учащийся нуждается в индивидуальном подходе, зависящем от его психофизических характеристик.

Таким образом, ведущим методологическим ориентиром модернизации современного образования является компетентностный подход, суть которого заключается в формировании и развитии у обучающихся компетентностей, обеспечивающих успешную учебную деятельность, а в дальнейшем – профессиональную.

Источник

Комптентностный подход в образовании
статья на тему

Компетентностный подход в образовании

1.Характеристика компетентностного подхода в образовании

2. Цели образования с позиции компетентностного подхода

Скачать:

Предварительный просмотр:

Компетентностный подход в образовании

1.Характеристика компетентностного подхода в образовании

2. Цели образования с позиции компетентностного подхода

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса, а также переосмыслением цели и результата образования.

Концепция модернизации российского образования поставила перед образовательной школой ряд задач, одна из которых — формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.

Под ключевыми компетенциями здесь понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Такой подход требует от педагога четкого понимания того, какие универсальные (ключевые) и специальные (квалификационные) качества личности необходимы выпускнику общеобразовательной школы в его дальнейшей профессиональной деятельности.

Таким образом, проблема исследования состоит в недостаточном теоретическом обосновании возможностей компетентностного подхода.

С учетом этого была избрана тема исследования : Компетентностный подход в образовании.

Цель: обосновать теоретические и технологические основы применение компетентностного подхода в средней школе.

1) Уточнить теоретические основы компетентностного подхода;

2) Уточнить цели образования с позиции компетентностного подхода;

3) Рассмотреть ключевые компетенции учащихся и их содержание;

4) Уточнить методы формирования ключевых образовательных компетенций (коммуникативных) на уроках.

Цели образования 21 века, сформулированные Жаком Делором:

· научиться жить вместе;

определили по сути основные глобальные компетентности.

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным сегодня социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

А это во многом зависит не от полученных ЗУН-ов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия «компетентности» и «компетентности», более соответствующие пониманию современных целей образования.

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.

Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.

В связи с этим в современном педагогическом процессе существенно возрастает роль профессионально компетентных педагогов к организуемой ими учебной деятельности учащихся.

Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством:

· Типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.

Итак, что такое «компетенция» и «компетентность»?

Компетенция – 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав.

Компетентный – 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью

Другими словами, компетентность – это способность установить и реализовать связь между “знанием – умением” и ситуацией.

Во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности.

Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания.

В-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования. Эта формула логично может быть выражена в такой способ:

Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + +критичность мышления

Безусловно, человек, который воплощает в себе такие качества, будет довольно компетентным специалистом. Но механизм достижения такого результата остается пока что не разработанным и кажется довольно сложным. Как вариант предлагают модель психолого-педагогического сопровождения развития учеников, направленного именно на формирование иx компетентности.

1. Характеристики компетентностного подхода в образовании.

Компетентностное образование — очень противоречивая тема, которая на сегодняшний день остается недостаточно исследованной.

Понятие «компетенция» авторами выделяется через термин «умение»: « Умение — это действие в специфической ситуации. Умения представляются как компетенция в действии. Компетенция — это то, что порождает умение».

В результате многочисленных дискуссий деятелей образования компетентность сводится к типу образовательного результата, не сводимому к простой комбинации сведений и навыков и ориентированному на решение реальных задач.

Компетентность обозначает уровень образованности. В одной из педагогических дискуссий по вопросам компетентностного подхода было предложено следующее определение: компетентность — это способность действовать в ситуации неопределённости.

Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель школы — формирование ключевых компетентностей.

Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Эта способность может быть реализована и за рамками школьного образования.

Читайте также:  Основные признаки политической государственной власти

Отметим несколько особенностей такого понимания ключевых компетентностей, формируемых школой. Во-первых, речь идёт о способности эффективно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности. Во-вторых, речь идёт о способности действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решений задачи, уточнении её условий, поиске способов решения, самостоятельной оценке полученных результатов. В-третьих, имеется в виду решение проблем, актуальных для школьников.

2. Цели образования с позиции компетентностного подхода

Как известно, под целями понимаются ожидаемые результаты деятельности, в данном случае — образовательной. Различие подходов к определению целей школьного образования заключается в понимании сущности ожидаемого результата. При традиционном подходе под образовательными целями понимаются личностные новообразования, которые формируются у школьников.

Однако определение образовательных целей через описание личностных новообразований учащихся вступает в противоречие с новыми социальными ожиданиями в сфере образования. Традиционный подход к определению целей образования ориентирует на сохранение экстенсивного пути развития школы. С позиций этого подхода чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности.

Но уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала. В первом случае цели образования моделируют результат, который можно описать, ответив на вопрос: что нового узнает ученик в школе? Во втором случае предполагается ответ на вопрос, чему научится ученик за годы обучения в школе.

И в первом, и во втором случаях в качестве «конечных» результатов образования рассматривается развитие определённых личностных качеств, прежде всего, нравственных, формирование системы ценностей.

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.

Компетентностный подход к определению целей школьного образования даёт возможность согласовать ожидания учителей и обучаемых. Определение целей школьного образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности.

Цели школьного образования, с этой точки зрения, заключаются в следующем:

• Научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками.

• Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы.

• Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни — экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы.

‘ • Научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, т.е. решать аксиологические проблемы.

• Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.).

• Научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.

Главное же состоит в постановке таких целей школьного образования, чтобы они ориентировали на повышение уровня образованности выпускников школы.

С позиций компетентностного подхода определение целей предмета должно предшествовать отбору его содержания: сначала надо выяснить, для чего нужен данный учебный предмет, а затем уже отбирать содержание, освоение которого позволит получить желаемые результаты. При этом необходимо учитывать, что какие-то результаты могут быть получены лишь при взаимодействии учебного предмета с другими составляющими образовательного процесса, а каких-то результатов можно достичь только в рамках предмета и их невозможно (или трудно) получить за счёт изучения других предметов.

Первая группа целей предмета может быть охарактеризована как цели — интенции, иначе говоря, как цели, определяющие направление движения, но не как цели, определяющие результат, достижение которого гарантируется изучением предмета. Это цели формирования ценностных ориентации, мировоззренческих установок, развития интересов, формирования потребностей и достижения других личностных результатов, которые зависят от множества различных факторов, в том числе и «внешкольных».

Вторая группа целей предмета включает цели, описывающие «станцию назначения», те результаты, достижение которых школа может гарантировать (естественно, при определённой познавательной активности самого ученика и ряда других условий). В составе этой группы можно выделить четыре вида целей:

• цели, моделирующие метапредметные результаты, которых можно достичь при взаимодействии ряда предметов (например, формирование общеучебных умений и навыков, коммуникативных и других ключевых навыков, некоторых функциональных навыков);

• цели, определяющие метапредметные результаты, которых можно достичь в рамках предмета, но можно использовать при изучении других предметов или в иных видах деятельности (например, формирование читателя как цель изучения литературы);

• цели, ориентированные на усвоение знаний и умений, обеспечивающих общекультурную компетентность учащихся, их способность разбираться в определённых проблемах и объяснять определённые явления действительности;

С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога.

Базовыми понятиями подхода являются компетенция и компетентность, при этом первое из них «включает совокупность взаимосвязанных качество личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, а второе соотносится с владением, обладанием человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций. Поэтому определение целей школьного образования означает описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности. Цели школьного образования заключаются в следующем: научить учиться, научить объяснять явления действительности, их сущность; научить ориентироваться в проблемах современной жизни; научить ориентироваться в мире духовных ценностей.

Таким образом, компетентность является сложным образованием, интегрированным результатом обучения, выделяют виды или направления компетентностей. Их можно разделить на три группы.

1. Социальные компетентности связаны с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях).

2. Мотивационные компетентности связаны с внутренней мотивацией, интересами, индивидуальным выбором личности (способность к обучению, изобретательность, навыки адаптироваться и быть мобильным, умение достигать успехов в жизни, интересы и внутренняя мотивация личности, практические способности, умения делать собственный выбор).

3. Функциональные компетентности связаны с умением оперировать научными знаниями и фактическим материалом (техническая и научная компетентность, умение оперировать знаниями в жизни и обучении, использовать источники информации для собственного развития)

Формирование учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом.

Комплекс этих жизненных умений является центральным в системе компетентноcтного подхода, а так же конечным результатом обучения.

Источник

Adblock
detector