Признаки целостного педагогического процесса

Педагогический процесс и его характеристика

Педагогический процесс и его характеристика

План лекции:

1. Понятие целостного педагогического процесса.

2. Функции педагогического процесса.

3. Принципы педагогического процесса.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Педагогический процесс и его характеристика

1. Понятие целостного педагогического процесса.

2. Функции педагогического процесса.

3. Принципы педагогического процесса.

Содержание лекционного материала

1. Понятие целостного педагогического процесса.

Педагогический процесс – целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей.

Главным интегративным качеством (свойством) педагогического процесса является его целостность. Педагоги считают, что целостная, гармонично развивающаяся личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе. Целостность понимается как взаимосвязь и взаимообусловленность всех процессов и явлений, в нем возникающих и протекающих как в воспитании и обучении, во взаимоотношениях субъектов педагогического процесса, так и в его связях со внешней средой. В целостном педагогическом процессе непрерывно происходит движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.

Движущими силами педагогического процесса выступают противоречия объективного и субъективного характера. Наиболее общим внутренним противоречием объективного характера является несоответствие реальных возможностей ребенка и требований, предъявляемых к ним педагогами, родителями, школой. К субъективным противоречиям педагогического процесса можно отнести следующие: между целостностью личности и односторонними подходами к ее формированию и развитию, между нарастающими объемами информации и возможностями учебно-воспитательного процесса, между необходимостью развития творческой личности и репродуктивным, «знаниевым» характером организации педагогического процесса и др.

Структура целостного педагогического процесса включает в себя цель, содержание, взаимосвязанные деятельность педагога и деятельность обучающегося (воспитанника), а также результаты их совместной деятельности. Педагог и обучающийся (воспитанник) считаются субъектами педагогического процесса, от активного участия которых зависит в целом результативность и качество этого процесса.

Деятельность педагога – это специально организуемая деятельность, которая определяется целями и задачами современного образования, вытекающими из социального заказа общества и государства. Педагог организует взаимодействие с обучающимися (воспитанниками) через систему методов, форм, средств педагогического процесса с учетом конкретных условий и особенностей и возможностей самих обучающихся. Формы, методы и средства, используемые педагогом, должны быть педагогически целесообразными, этичными и гуманными, а также адекватными конкретной ситуации взаимодействия.

Деятельность обучающегося (воспитанника) или всего детского коллектива определяется, первую очередь, осознаваемыми и неосознаваемыми мотивами и целями, которые не всегда сочетаются с целями всего коллектива, а тем более целями преподавателя (т.е. целями обучения и воспитания). Его деятельность, в соответствии с целями обучения и воспитания должна приводить к его развитию, формированию у него системы знаний и умений, опыта деятельности и отношений к самому себе и окружающему миру. Однако, обучающийся использует те методы и средства, которые соответствуют его знаниям и опыту, которым возникли у него в результате социализации, обучения и воспитания. Но чем меньше этот опыт, тем менее целесообразны, разнообразны и адекватны его действия. Поэтому основную ответственность несет тот, кто старше, компетентнее и мудрее, тот, кто организует обучение и воспитание формирующейся личности. А ребенок несет ответственность за свои поступки лишь в той мере, в какой позволяет это делать его возраст, индивидуальные и гендерные отличия, уровень обученности и воспитанности, осознанности самого себя в этом мире.

Содержательно-целевой компонент педагогического процесса представляет собой совокупность взаимосвязанных общих, индивидуальных и частных целей образования и воспитания, с одной стороны, и учебно-воспитательную работу – с другой стороны. Содержание конкретизируется как в отношении отдельной личности, так и групп обучающихся, и всегда должно быть направлено на достижение целей образования и воспитания.

Организационно-деятельностный компонент педагогического процесса подразумевает управление педагогами учебно-воспитательным процессом с применением целесообразных и педагогически оправданных форм, методов и средств обучения и воспитания обучающихся.

Контрольно-оценочный компонент педагогического процесса включает в себя контроль и оценку педагогами деятельности и поведения обучающихся воспитаников). Отношения между детьми и взрослыми всегда насыщены оценочными моментами. Важное значение имеет участие самого ребенка в оценивании самого себя и своих достижений (самооценка), оценивании других обучающихся (взимооценка) и учителя. От результата оценки последнего в многом зависят отношения между педагогом и обучающимися. Составной частью данного компонента является также и самоконтроль и самооценка педагогом своего труда, своей деятельности, направленная на выявление педагогических успехов и ошибок, анализа результативности и качества процесса обучения и воспитания, необходимости корректирующих действий.

2. Функции педагогического процесса.

Основными функциями педагогического процесса являются образовательная (или учебная), воспитательная и развивающая. Под функциями педагогического процесса понимаются специфические свойства педагогического процесса, знание которых обогащает наше представление о нем и позволяет сделать его более эффективным.

Такими общими знаниями и умениями, в современных условиях связанных с понятием компетентности – как интегральной характеристики качества личности, определяющей ее способность (готовность) выполнять определенные виды деятельности, являются:

Развивающая функция обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знания, формирования опыта деятельности происходит развитие обучающегося. Из психологии известно, что развитие личности происходит только в процессе деятельности, в педагогике – только в процессе личностно-ориентированной деятельности. Это развитие выражается в качественных изменениях (новообразования) психической деятельности человека, формировании у него новых качеств и умений.

Развитие личности происходит в различных направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сферы личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной областей.

В большинстве теоретических учебных предметов в основном уделяется внимание развитию умственной деятельности обучающихся, таким его элементам как анализу, синтезу, сравнению, обобщению, аналогии, классификации, выделению главного и второстепенного, умению ставить цели, делать выводы, оценивать результаты и т.д. Это не значит, что другие аспекты развития менее важны, просто традиционная система обучения уделяет этому значительно меньше внимание, но существуют отдельные педагогические технологии (вальдорфская педагогика Р.Штейнера, «Диалог культур» В.С.Библера и др.) и учебные предметы (рисование, физкультура, технология), в которых развиваются в большей степени другие сферы личности.

Воспитательная функция состоит в том, что в педагогическом процессе формируются нравственные (этические) и эстетические представления личности, ее мировоззрение, ценности, нормы и правила поведения, качества личности.

В современном образовании говорится, в первую очередь, об:

В зависимости от того, на что делается акцент – на знания и умения, на развитие мотивационной или интеллектуальной сферы личности, на воспитание высоких нравственных качеств личности – происходит более интенсивное развитие одной из функций.

Как утверждал известный отечественный психолог Рубинштейн С.Л.: «ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается, и воспитывается, и обучается. Это значит, что воспитание и обучение включаются в процесс развития ребенка, а не надстраиваются над ним».

3. Принципы педагогического процесса.

Также под педагогическими принципами понимается инструментальное, данное в категориях деятельности, выражение педагогической концепции (В.И. Загвязинский).

Раньше принципы педагогического процесса выводились из практики обучения и воспитания (например, «повторение – мать учения»). Теперь это выводы из теоретических законов и закономерностей о сущности, содержании и структуре педагогического процесса, выраженные в виде норм деятельности, ориентиров для проектирования педагогической практики.

Читайте также:  Признаки аммиачного отравления у рыб

Загвязинский В.И. утверждает, что суть принципа в том, что это рекомендация о способах регулирования отношений противоположных сторон, тенденций учебно-воспитательного процесса, о способах разрешения противоречий, о достижении меры и гармонии, позволяющих успешно решать учебно-воспитательные задачи.

Совокупность принципов организует некую концептуальную систему, имеющую определенную методологическую или мировоззренческую основу. Разные педагогические системы могут отличаться системой взглядов на образование и воспитание личности и системой принципов, реализующих их на практике.

В современных педагогических системах выделяются следующие наиболее общие принципы обучения и воспитания обучающихся (воспитанников):

1. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса.

2. Принцип демократизации образования.

3. Принцип природосообразности.

4. Принцип наглядности.

5. Принцип наглядности.

6. Принцип сознательности и активности обучающихся (воспитанников).

7. Принцип доступности и посильности обучения и воспитания личности.

8. Принцип связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью.

9. Принцип прочности и осознанности результатов воспитания, обучения и развития.

10. Принцип систематичности и последовательности.

Рассмотрим некоторые из них.

Принцип гуманистической направленности педагогического процесса – один из ведущих принципов образования, выражающий необходимость сочетания мотивов и целей общества и личности. Гуманистические идеи зародились еще в древности. Сущность гуманизации состоит в приоритете межличностных отношений обучающихся между собой и с педагогами, взаимодействии на основе общечеловеческих ценностей, установлении благоприятных для развития личности эмоциональной атмосферы. Правила реализации данного принципа включают: полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью; опора на положительные качества воспитанника; создание ситуации успеха; создание условий для воспитания самостоятельности.

Принцип демократизации образования заключается в предоставлении всем участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения и самообразования. Для этого необходимо осуществлять следующие правила:

Такими заинтересованными участниками педагогического процесса могут быть как сами обучающиеся и их родители и педагоги, а также общественные организации, государственные органы, коммерческие организации, частные лица.

Принцип природосообразности также известен с глубокой древности. Его сущность заключается в выборе пути естественного развития ребенка сообразно не только его возрастным и индивидуальным возможностям (его природе), но и специфике окружающей среды, в которой живет, учиться и развивается этот ребенок. Главными и определяющими факторами при организации педагогического процесса в данном случае становятся природа воспитанника, его состояние здоровья, физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие. При этом выделяются следующие правила реализации принципа природосообразности:

Выявленные физиологические закономерности говорят, что органы зрения человека «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы. При этом, информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует значительной перекодировки и запечатляется в памяти человека достаточно легко, быстро и прочно.

Перечислим основные правила, раскрывающие применение принципа наглядности при организации педагогического процесса:

Принцип связи теории с практикой (обучения с жизнью).

Теоретическое обучение, преобладающее в современной школе, требует своего практического воплощения в реальной жизни. Но учить детей для будущей жизни, создания запаса знаний впрок нельзя. Поэтому появился принцип связи теории с практикой, подразумевающий, в первую очередь, применение изученных теоретических знаний для формирования практических умений и навыков, решения практических задач и т.д.

Практика есть продолжение теории, но данный подход, закрепившийся в традиционном обучении (сначала теория, а потом ее применение на практике) не является единственно верным. Можно вспомнить прагматическую педагогику Д.Дьюи, проектное обучение, вновь используемое в современной школе, такие методы и формы обучения, как деловые и ролевые игры, лабораторные и исследовательские работы, дискуссии и другие, в которых главным является практический опыт, стимулирующий познание теоретических законов и явлений.

Основными правилами реализации принципа связи теории с практикой считаются:

1. Педагогика: Учебное пособие. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2006.

2. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М., 2004.

3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пос. – М., 1999.

4. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие. – М., 2001.

Источник

Аспекты и особенности целостного педагогического процесса

Исторические особенности появления понятия целостности педагогического процесса

Целостный педагогический процесс – это основополагающее определение в педагогике.

Начало появления педагогики показывают, что дифференциация и интеграция, протекавшие стихийно, привели к разграничению функций воспитателя и учителя. К середине 19 века в обществе появлялись аргументы за единство обучения и воспитания. Это мнение четко выразил в своих трудах И.Ф.Гербарта. Ученый говорил, что обучение, лишенное нравственного образования – это средство без цели, а нравственное образование без обучения – цель, лишенная средства.

Позднее к этому аргументу присоединился и К.Д.Ушинский. под целостностью педагогического процесса он подразумевал единство административной, учебной, воспитательной составляющих учебной деятельности. После него свои мысли выдвигали еще Н.Ф.Бунаков, П.Ф.Вахтеров, П,Ф.Лесгафт и т.д. Важное место в педагогической науке занят П.Ф.Каптерев. Его теория заключалась в сбалансированном соотношении между образованием и воспитанием для всестороннего развития личности.

Теорию целостности педагогической работы в новых социально-экономических и политических условиях рассматривали Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, М.М. Рубинштейн, А.П. Пинкевич, А.С. Макаренко.

Целостность педагогического процесса

Педагогический процесс – это целенаправленное, насыщено смыслами и организованное взаимодействие учителей с ребенком. В результате деятельности ученики начинают активную жизнедеятельность и самоизменение.

Чтобы понять, в чем заключается целостность педагогического процесса, нужно разобраться со всеми составляющими. Это научная, развивающаяся и совершенствующаяся система, опирающаяся на законы воспитания, творчество учителей и особенность возрастных изменений учащихся. В основе системы появляются и работают определенные закономерные принципы.

Педагогическая работа тесно связана с другими общественными процессами, в том числе с экономическими, политическими, нравственными и культурными. Она зависит от состояния общественных работ, взаимодействия производительных сил и отношений.

Особенность учебно-воспитательного процесса – целостность и сохранение всех важных частей. Важно, чтобы обучение, воспитание и развитие основного были связаны между собой. Сложные процессы внутри педагогической работы выражаются в:

Особенность педагогического процесса, как динамической системы, – это способность выполнять социальные задачи. Любое общество заинтересовано в качественном выполнении функционала, что и достигается за счет целостности работы. Единство процесса формирует гармоничную и полную личность с желанием развиваться.

Целостность в рамках педагогического процесса понимается как качество, характеризующее высшую степень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и работы субъектов, функционирующих в нем. Эффективная работа отличается внутренним единством всех компонентов и взаимодействий. В нем регулярно все движется, преодолеваются внутренние противоречия и перегруппировываются взаимодействующие силы и появляются новые качества.

Благодаря реализации процесса начинается организация жизнедеятельности учеников. Она отвечает на потребности воспитанников, оказывает сбалансированное влияние на сознание, чувства и волю личности. Деятельность наполняется нравственно-эстетическими элементами и провоцирует положительные переживания. Стимулирует мотивационно-ценностное отношение к окружающему миру.

Целостный педагогического процесса – это в педагогике не только обучение и воспитание. Не стоит представлять себе эту работу как несколько действий, сложенный в одну систему. Это неделимая работа, функционирующая на основе решения противоречий между учеником и влиянием на него жизнедеятельности.

Целостно педагогический процесс – это взаимосвязь и взаимообусловленность действий и явлений, появляющихся в нем. Они реализуются в моменты воспитания и обучения, при взаимоотношении субъектов всей работы и в связях деятельности с внешней средой.

Читайте также:  Признаки того что ты живешь в екатеринбурге

Аспекты целостности педагогического процесса

На целостность влияет накопленные людьми знания по отражению цели и содержанию образовательного опыта. Реализация элементов обучения – это и выступает воплощением единства образовательных, развивающих и воспитательных работ.

Если рассматривать деятельность по организации, то выделяют несколько самостоятельных компонентов:

В первом и последнем процессах отражаются предметные отношения. Процесс взаимодействия – это педагогические отношения, а третий компонент охватывает процесс едино.

Источник

Признаки целостного педагогического процесса

Под запись: (только то, что выделено)

Подведение итогов урока:

1.Сущность целостного педагогического процесса.

Начать урок мне бы хотелось со сказки о целостном педагогическом процессе.

Давайте дадим определение педагогическому процессу:

Педагогический процесс – одна из коренных, основополагающих категорий педагогической науки.

Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям. Любая деятельность, наполненная нравственно-эстетическими элементами, вызывающая положительные переживания и стимулирующая мотивационно-ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, отвечает требованиям целостного педагогического процесса.

Целостный педагогический процесс несводим к единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.

Третий признак педагогического процесса – это его целенаправленность, которая предполагает создание определенных условий и организация деятельности детей для формирования и развития необходимых качеств, свойств, знаний, умений и навыков.

Давайте нарисуем схему, отражающую все компоненты целостного педагогического процесса.

— дополнительные занятия проводятся с отдельными учащимися или группой учащихся с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету;

— консультации в отличие от дополнительных занятий они, как правило, эпизодические, поскольку организуются по мере необходимости.

— практикумы или практические занятия применяются при изучении дисциплин естественнонаучного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки. Они проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах, в ученических производственных комбинатах и ученических производственных бригадах учащихся.

К вспомогательным формам организации педагогического процесса относят:

— кружки и клубы по интересам. Кружковая и клубная работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности детей, учета возрастных и индивидуальных особенностей.

— коллективные творческие дела ;

Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами педагогической деятельности (это еще один компонент педагогического процесса).

Под методами осуществления целостного педагогического процесса следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.

Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие учителя и учащихся.

В современной дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основные группы:

1.Методы организации учебно-познавательной деятельности. К ним относятся словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.

3. Методы контроля (устный, письменный, лабораторный и др.) и самоконтроля в процессе обучения.

Система общих методов осуществления целостного педагогического процесса имеет следующий вид:

— методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ, объяснение, беседа, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера);

— методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения, иллюстрации и демонстрации, репродуктивные и проблемно-поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы);

— методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

— методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка и др.).

В реальных условиях педагогического процесса методы его осуществления выступают в сложном и противоречивом единстве. Разумеется, на каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение учебно-воспитательного процесса к намеченной цели.

3. Педагогическая задача как единица педагогического процесса.

Термин «задача» используется в разных науках, при этом трактуется широко и неоднозначно: как поставленная цель, которую стремятся достичь; как поручение, задание; как вопрос, требующий решения на основании определенных знаний и размышления; как проблема; и как один из методов проверки знаний и практических навыков учащихся и т.п. Наряду с термином «задача» в психолого-педагогических исследованиях, как правило, в качестве синонимов используются и термины «задание», «проблема», «проблемная ситуация» (учебная или воспитательная) и др.

Педагогическую задачу надо понимать как систему, представляющую собой основную единицу педагогического процесса. Она имеет те же компоненты, что и сам педагогический процесс: педагоги, воспитанники, содержание и средства. Однако педагогическую задачу как систему можно представить и таким образом, что ее обязательными компонентами оказываются:

— исходное состояние предмета задачи;

— модель требуемого состояния (требования задачи).

В условиях педагогического процесса предметом задачи могут выступать как материальные (рост, физическая сила, внешность человека и т.п.), так и идеальные (знания, умения, личностно-деловые качества, отношения и т.п.) показатели, для которых характерны, соответственно, количественные и качественные изменения или, напротив, сохранение прежнего состояния в пределах ограниченных временных рамок.

В реальной педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов и учащихся возникают разнообразные ситуации. Привнесение в педагогические ситуации целей придает взаимодействию целенаправленность. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, и есть педагогическая задача.

Вне зависимости от класса, типа и уровня сложности все педагогические задачи имеют общее свойство, связанное с тем, что они являются задачами социального управления. В связи с этим, рассматривая процедуру решения педагогической задачи, необходимо исходить из того, что ее цель достигается в результате решения частных познавательных и практических задач. Эти частные задачи и есть этапы решения педагогической задачи в целом. Таких этапов четыре:

1) постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий;

2) конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия);

3) осуществление плана решения педагогической задачи на практике;

4) анализ результатов решения педагогической задачи.

Такая работа теоретического мышления, направленная на изучение ситуации, перерастает в теоретическую формулировку конкретной педагогической задачи и определение необходимых и достаточных условий для ее эффективного решения. Другими словами, педагогическое целеполагание сопровождается анализом и мысленным отбором имеющихся средств достижения искомого результата и завершается проектированием воздействий и взаимодействия.

Заканчивается решение педагогической задачи новым выдвижением теоретического мышления на передний план. Здесь осуществляется итоговый учет и оценка полученных результатов на основе сопоставления с имевшейся моделью требуемого результата. Результаты этого анализа, в свою очередь, составляют необходимую базу для выдвижения теоретического обоснования и решения новой педагогической задачи.

Движущие силы педагогического процесса.

Движущей силой развития и совершенствования целостного педагогического процесса являются противоречия.

Основное противоречие возникает между многообразием жизненных взаимодействий ребенка и невозможностью абсолютного охвата всей детской жизни педагогическим влиянием. Постоянные изменения в общественной жизни, возникновение новых ситуаций, отношений, требований к детям делают не возможным создание раз и навсегда данной и неизменной педагогической системы, абсолютно совершенной педагогической целостности.

Читайте также:  Задержка и нет признаков месячных белые выделения

В последние годы в связи с демократизацией образования выявилось главное внутреннее противоречие педагогического процесса и развития личности в детском возрасте. Это несоответствие между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни. Главное противоречие конкретизируется целым рядом частных: между общественными интересами и интересами личности; между коллективом и личностью; между сложными явлениями общественной жизни и недостатком детского опыта для их понимания; между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями учебно-воспитательного процесса и др.

К субъективным противоречиям относятся следующие: между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, односторонностью педагогического процесса; между отставанием процесса генерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения; между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса; между определяющим значением деятельности в развитии личности и установками преимущественно на словесное воспитание и др.

4. Принципы целостного педагогического процесса.

Принципы педагогического процесса, таким образом, отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса.

Из обусловленности педагогического процесса уровнем развития производительных сил вытекает принцип связи обучения и воспитания с жизнью и практикой.

До недавнего времени в рамках функционального подхода принципы обучения и воспитания рассматривались изолированно, несмотря на то, что они имеют единую методологическую основу.

В контексте целостного педагогического процесса целесообразно выделение двух групп принципов: организации педагогического процесса и руководства деятельностью учащихся.

С принципами педагогического процесса тесно связаны педагогические правила. Они вытекают из принципов, подчиняются им и их конкретизируют.

Принципы организации педагогического процесса:

2) Принцип научности является ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией.

3) Принцип обучения и воспитания детей в коллективе. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.

5) Принцип наглядности. Наглядность в педагогическом процессе обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов.

Принципы управления деятельностью учащихся.

1)Принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе отражает активную роль ребенка в педагогическом процессе.

2) Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.

3) Принцип согласованности требований школы, семьи и общественности. Единство и целостность учебно-воспитательного процесса обеспечивается тесным взаимодействием всех педагогических систем.

5) Принцип доступности и посильности обучение и воспитание школьников, их деятельность должны строиться на основе учета реальных возможностей предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

Педагогический процесс – сложный, многокомпонентный процесс, составляющими которого являются обучение и воспитание, имеющие свои особенные (характерные) свойства, не противоречащие его целостности и единству. Основные характеристики педагогического процесса – целостность, двусторонность, целенаправленность. Его функции (развивающая, образовательная, воспитательная) реализуются с учетом определенных закономерностей и в соответствии с системой принципов. Высшим этапом целостного педагогического процесса является самовоспитание и самообразование, а его результат – воспитанность как интегрированная особенность личности.

Вопросы для обсуждения:

Сказка о целостном педагогическом процессе.

Дочери всегда помогали отцу. Целенаправленность следила за тем, что окружает детей, с чем они взаимодействуют, с чем входят в определенные отношения, так как это все влияет на то, какими дети станут, какие качества, и свойства личности будут в них развиваться, формироваться. Она помогала педагогам создать такие условия, обстоятельства, организовать деятельность детей так чтобы у них формировались необходимые качества, свойства, знания, привычки и т. д. Двусторонность следила за тем чтобы: педагог (человек, обладающий определенной системой знаний, умений, навыков и специальной педагогической подготовкой) всегда взаимодействовал с учеником. Деятельность педагога заключалась в создании условий для саморазвития личности воспитуемого; в организации различных видов деятельности для образования, развития и формирования личности. Деятельность ученика (воспитуемого) была направлена на принятие тех знаний, норм, ценностей, которые предлагает учитель. В обязанности входило следить за тем, чтобы учитель, ученик, конкретные задачи, содержание, средства, формы, методы, деятельность, результаты обучения и воспитания составляли внутреннее единство. Чтобы влияния семьи, различных образовательных учреждений, детских и юношеских объединений и организаций и т. д. были направлены в одно «русло», ориентировано на общие задачи и цели.

Все в стране Целостного педагогического процесса было хорошо и благополучно. Все жили дружно и счастливо.

Но однажды случилась беда. Целостный педагогический процесс тяжело заболел и не мог сам следить за тем, что происходит в его стране. Позвал он к себе дочерей и строго настрого наказал им: «Дочери мои любимые! Так как я не могу сам следить за порядком в стране, то придется вам. Особо следите за тем, чтобы в школах порядок был, да не ссорьтесь между собой». «Не беспокойся ни о чем отец, мы о всем позаботимся». – отвечали ему дочери. Жена Педагогического процесса не отходила от постели больного, ухаживая за мужем.

Первое время в стране и правда все шло как всегда. Пака однажды Целенаправленность, Двусторонность и Целостность не поспорили, чьи обязанности важнее, да так далеко у них спор зашел, что они и сами не заметили как поссорились.

Двусторонность сказала: «Я буду теперь только за школой «Ромашкой» следить тогда вы и увидите что мои обязанности самые важные!

Прошел год… Целостный педагогический процесс выздоровел и решил проверить, что же делается в его школах. Сначала он поехал в школу «Ромашку» (двусторонность). Вот что он там увидел: каждый учитель хотел, чтобы именно его предмет ученики знали лучше всего, а дети честно пытались все выучить. Но все в их головах перепуталось, они не понимали для чего им надо столько учить. Родители ругали детей за плохие отметки, учителя стремились дать детям больше знаний по своим предметам, ну а у бедных детей пропало всякое желание вообще ходить в школу.

В других школах дела были не лучше. В «Колокольчике» (целостность) преподаватели, ученики и родители так увлеклись обсуждением различных образовательных проблем, что совсем забыли о том, что детям надо учиться.

Ну а в «Незабудке» (целенаправленность) педагоги вообще ни как не могли договориться с учениками, родителями и между собой в каком направлении должны развиваться, какие качества, знания, привычки и т. д. нужно сформировать у детей. Так как у каждого по этому поводу были свои убеждения, и цели у всех были разные, а взаимодействия между ними не было, то и результат получался плачевный.

Рассердился тогда Целостный педагогический процесс, позвал к себе дочерей и сказал: «Как вы могли такое допустить! Разве я вам не говорил, что надо жить дружно? Только вместе мы можем добиться того чтобы все жители нашей страны Педагогики были образованными и воспитанными».

С этого дня в стране Педагогике опять все встало на свои места. Все были счастливы.

Источник

Adblock
detector