Сознательное и бессознательное в регуляции поведения человека
Поведение человека реализуется через различные механизмы. Это, с одной стороны, безусловно-рефлекторные и условно-рефлекторные механизмы, определяющие непроизвольную активность человека. Человек в данном случае действует непреднамеренно, невольно, безотчетно, т. е. бессознательно. С другой стороны, это произвольное управление, т. е. преднамеренное, волевое, сознательное реагирование на внешние и внутренние стимулы. В этом случае может быть как произвольная активность, вызванная потребностями и желаниями человека, так и вынужденная активность, которую человек проявляет без или против своего желания. Память, внимание, представление и др. познавательные процессы, а также движения и действия человека могут быть как произвольными, т. е. протекающими под контролем сознания, так и непроизвольными, реализуемыми рефлекторно.
Психика в целом, сознание и бессознательное в частности обеспечивают приспособление и адаптацию человека к внешнему миру. Сознание и бессознательное — это качественно отличающиеся уровни ориентировки в действительности, каждый из которых вносит свой вклад в регуляцию деятельности субъекта.
Свойства внешнего мира выступают для человека как некие сигналы, знаки. Информация как сведения о мире при ее осмыслении человеком становится знанием о мире, т. е. идеальной моделью мира. Сознание как интегрирующая форма психики представляет собой совокупность знаний о мире, его внутреннюю модель, возможную благодаря познавательным процессам — восприятию, вниманию, памяти и др.
Сознание играет роль «посредника»между объективными условиями и реальными поступками людей.
Философский энциклопедический словарь определяет сознание как одно из основных понятий философии, психологии и социологии, обозначающее высший уровень духовной активности человека как социального существа. Своеобразие этой активности заключается в том, что отражение реальности в форме чувственных и мыслительных образов предвосхищает практические действия человека, придавая им целенаправленный характер. Объективный мир, воздействуя на человека, отражается в виде представлений, мыслей, идей и других духовных феноменов, образующих содержание сознания, которое запечатлевается в продуктах культуры, приобретая форму идеального.
Благодаря сознанию человек четко отличает «я» от «не я», поэтому отличительной особенностью сознания человека является наличие самосознания — осознания себя во взаимосвязи с другими людьми и миром (животное не отличает себя от своей жизнедеятельности). Следовательно, сознание человека включает самоконтроль, самоотношение, самооценку и эмоциональные оценки в межличностных отношениях. Другой отличительной особенностью сознания человека является наличие целеполагания (все, что делает или не делает человек, имеет место для чего-то или зачем-то).
Человек стремится изменить свое бытие в соответствии со своими интересами и представлениями. В свою очередь, изменения в системе производственных отношений с необходимостью вызывают изменения в экономическом сознании.
Во-вторых, сознание отражает объективную ситуацию не пассивно. На процесс отражения влияют представления, убеждения, установки (в т.ч. сформированные в прошлом). Поэтому важно изучение динамики сознания, выявление причинно-следственнных связей, противоречий, несоответствия между накопленным мыслительным материалом, прежними стереотипами и знаниями о новых явлениях (общественных, в т.ч. в экономической жизни).
«Принцип нашего взаимодействия с внешним миром можно было бы представить в виде ленты Мебиуса. Возьмите ленту бумаги и склейте ее, перевернув концы. Теперь если вы поместите палец на внутреннюю поверхность и начнете двигать его по ней, то спустя некоторое время вы вдруг обнаружите, что находитесь уже на внешней поверхности.
Когда это произошло? Вы не можете точно указать точку перехода. Если вы проделаете обратное, то окажетесь внутри. Никогда нельзя определить, когда мы начинаем переходить с внутренней поверхности на внешнюю и наоборот.
У мысли нет границ, она одновременно присутствует и внутри нас, и снаружи, только в виде ситуации, проблемы, материальной формы. Так взаимодействуют внутреннее и внешнее. «В.Жикаренцев
Итак, основные характеристики сознания: подвижность, гибкость, изменчивость, способность к перестройке. Но изменение сознания, переосмысление действительности по времени и по содержанию не всегда совпадают с переменами действительного положения человека и его деятельности (жизни в целом, общественных условий и т.д.).
Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных такими воздействиями, о влиянии которых на его поведение человек не дает себе отчета. Здесь нет самоконтроля, самооценки, целеполагания. Сущностная характеристика всей сферы бессознательного — слитность субъекта и мира, «я» и «не я» (неразрывность того, что со мной происходит, и моего отношения к происходящему). Именно благодаря слитности субъекта с миром в бессознательном человек непроизвольно воспринимает мир и запоминает его. Бессознательное в силу незнания логики сознания открыто бесконечному количеству иных логик действительности, которые еще не стали достоянием науки. Разнообразие проявлений бессознательного в поведении человека можно объединить в следующие группы.
1) Надындивидуальные подсознательные явления (коллективное бессознательное) — это усвоенные субъектом типичные для данной группы (общности) образцы поведения и познания, влияние которых не осознается человеком. Эти образцы (например, этнические стереотипы), усваиваясь через механизмы социализации, определяют социально-типичные особенности поведения человека. Именно в социально-типических характеристиках поведения человека субъект и группа («я» и «не я») выступают как одно целое. В качестве другого примера здесь можно привести понятие менталитета — совокупности принятых и в основном одобряемых обществом взглядов, мнений, стереотипов, форм и способов поведения, которая отличает данное общество (общность) от других.
В работах К. Юнга разработано ключевое понятие архетипа высшего «я» как врожденной психической предрасположенности, определяющей поведение и мышление человека и выражающейся в знаках, образах, символах. По сути архетипы сходны с инстинктами, но они детерминируют не только биологические, но и психологические, и социально-психологические формы поведения человека Анализ надсознательных явлений проясняет проблемы передачи опыта от поколения к поколению, непрерывности — дискретности сознания.
2)Неосознаваемые мотивы поведения. О существовании этого класса явлений стало известно благодаря исследованиям отсроченного постгипнотического внушения, приводящего к выполнению действия, импульс которого неизвестен самому совершившему это действие после выхода из гипнотического состояния человеку. Затем З.Фрейдом было разработано понятие бессознательного — это нереализованные влечения, которые из-за конфликта с социальными запросами общества не допускались в сознание или изгонялись, отчуждались из него с помощью такого защитного механизма психики, как вытеснение. Будучи вытесненными из сознания личности, эти влечения образуют скрытые аффективные комплексы, предрасположенности к действиям, активно воздействующие на жизнь личности и проявляющиеся в непрямых символических формах (сновидениях, юморе, оговорках и т. д.).
3)Неосознаваемые резервы органов чувств. Речь идет о воздействии на поведение подпороговых раздражителей. Такие явления были описаны еще И. Сеченовым как «шестое чувство» — что-то остановило, что-то заставило вздрогнуть. Психофизические исследования «субсенсорной зоны» позволяют говорить о подсознательном восприятии (раньше, чем происходит осознание), о «предвнимании» и т. п. Э. Эриксон показал, что человек обладает способностью распознавать появление эмоционатьно-значимых стимулов на бессознательном уровне и изменять чувствительность к ним. Таким образом мозг защищает сознание — предотвращает проникновение тревоги, беспокойства. Все анализаторы человека сохраняют, фиксируют в памяти значительно больше информации, чем отражается в сознании.
Наиболее эффективно подпороговые стимулы могут выявляться в состоянии расслабления, что широко используется в практических технологиях психологии творчества (подпороговые мысли приводят к интуитивному решению), в активных методах обучения и лечения.
Известно, что подпороговая стимуляция выполняет роль внушения. Современная реклама иногда использует приемы типа «25-го кадра», что официально запрещено в цивилизованном мире как «манипулирование сознанием» (какая-то информация подается мельком на доли секунды, а потому — не осознается, но потом возникает в сознании человека как самостоятельное решение).
4) Неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (операциональные установки и стереотипы). Они возникают в процессе решения различных задач — перцептивных, мнемических, моторных, мыслительных — и детерминируются неосознанно предвосхищаемым образом событий и способов действия, опирающимся на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях.
Произвольность всегда предполагает контроль со стороны субъекта за своим поведением, но для этого необходимо как минимум бросить взгляд на себя со стороны, отделить «я» от «не я». Там, где нет произвольного контроля, там нет противопоставления себя миру, а тем самым нет осознания.
Источник
Проявление сознательного в поведении человека
2 Проявление сознательного в поведении человека
Сознание человека обладает рядом свойств, благодаря которым отражение человеком окружающего мира носит субъективный характер. Такими свойствами являются: активность, избирательный характер, обобщенность и отвлеченность, целостность, константность, динамичность, искаженность, индивидуальный характер, способность к рефлексии, различная степень ясности. [10, 184]
Активность сознания проявляется в том, что отражение объективного мира связано с деятельностью, с активным воздействием на окружающий мир. В основе активности сознания лежат потребности и интересы. У ребенка очень рано развиваются такие потребности, как потребность в общении, потребность в том, чтобы разобраться в окружающей действительности, потребность в действиях. Маленький ребенок активно тянется к повешенной перед ним игрушке. Если ему не удастся ее достать, то он обращается к матери. Он стремится разобраться в окружающих его взрослых, таких трудных для его понимания. Его органы чувств и связанные с ними ощущения развиваются даже несколько раньше, чем его движения. Потребности не остаются неподвижными, они развиваются и изменяться. Возникают и новые потребности.
На основе потребностей возникают интересы людей, которые также являются источниками активности сознания. Под интересом понимается известная сознательная устремленность человека к тому или иному объекту, привлекающему его, или к той или иной деятельности. Интерес всегда связан с положительным эмоциональным отношением. Интерес понятие более узкое, чем потребность, и менее принудительное. Например, можно говорить о потребности получения новых знаний и интересе к какой-то области этих знаний. Можно говорить об интересах временных, интересах выполнения данной деятельности и интересах длительных, устойчивых, например профессиональных интересах.
Активность сознания также тесно связана со значимостью тех внешних влияний, которые действуют на человека, со значимостью уже имеющихся временных нервных связей и ассоциаций, образовавшихся в прежнее время и со значимостью самих поступков человека.
Так, например, для семилетнего ребенка, который идет в школу, значимость учения еще далеко не осознается полностью. Он хочет учиться, потому что все учатся, потому что таково положение ребенка этого возраста в нашей стране. И это для него достаточно. Постепенно, год из года, он все лучше и точнее начинает понимать все значение учения, а потом и науки вообще. [6, 64]
Избирательный характер сознания проявляется в том, что сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями).
Обобщенность и отвлеченность означает, что сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутов конкретных объектов действительности.
Сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов. При некоторых видах психических заболеваний целостность сознания нарушается (шизофрения). [10, 185]
Динамичность сознания, т.е. его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и в новых свойствах личности.
Например, ранее люди видели восход солнца над горизонтом и делали вывод, что солнце вращается вокруг Земли. Однако после открытия Коперника мы уже можем воспринимать восход солнца по-другому — как проворачивание нашей планеты навстречу светилу, то есть под действием логики меняются первичные познавательные процессы. [10, 187]
Индивидуальный характер сознания заключается в том, что сознание каждого человека отличается от сознания других людей. Это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и пр. Люди по-разному оценивают происходящие события и свои поступки, одни и те же объекты реального мира. Причем оценки одних людей достаточно объективны, т.е. соответствуют реальности, а оценки других, наоборот, крайне субъективны.
Способность к рефлексии, т.е. способность к самонаблюдению и самооценке. Человек в состоянии критически оценить себя и свое состояние, поместив полученную информацию в определенную систему координат. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы. А также может представлять себе, как его оценивают другие люди. [10, 185]
Степень ясности сознания. В сознании есть поле (область) ясного сознания — то, что осознается постоянно или периодически, включается в размышления, стремление понять, разобраться, доводится до отчетливого понимания, оценок, выводов, целей, замыслов, планов. Есть и периферическое поле (область) сознания — подсознание. То, что находится и совершается в нем, актуально не осознается какое-то время, но может быть осознано. Между полем ясного сознания и подсознанием возможны и совершаются взаимопереходы. В область подсознания переходят из поля ясного сознания хорошо освоенные детали размышлений, действий — то, что автоматизируется.
Например, грамотный человек пишет, не задумываясь, как надо выписывать буквы, соединять их в слова; рука двигается словно сама, управляемая неизвестно чем. Когда же человек был первоклассником, он под руководством учителя осознанно и старательно выводил в тетради по клеточкам и косым линиям каждую буковку. Если же предложить рассказать человеку, как он делает это сейчас, он может вспомнить, а, может быть, и нет, все рекомендации, которыми он руководствовался в первом классе, или самостоятельно расскажет о движениях своей руки, кисти и пальцев.
Другой пример — интуиция человека, которую называют быстрым (мгновенным) решением, требующим длительной подготовки (Б.М. Теплов). До того как она сформировалась у данного человека, он долго тренировался в учебной обстановке и в жизни на решении соответствующего типа задач. Получая исходные данные, он медленно, шаг за шагом, ясно осознавая, логично вел мысленные рассуждения, пока не приходил к определенному выводу или решению. Постепенно, по мере длительных упражнений (нередко многолетних), промежуточные ясные рассуждения сокращались и ускорялись, переходя в периферическую область сознания — подсознание. Когда они почти все переходят туда, возникает возможность интуитивных выводов, оценок, решений: они возникают сразу.
Существуют и противоположные переходы. В подсознании скапливаются смутные впечатления о виденном, пережитом, сделанном в опыте жизни каждого человека. Они еще не осмыслены, не приведены в порядок, не систематизированы, не обобщены, не доведены до отчетливо понимаемых и сформулированных мысленно выводов и решений. Этот блок подсознательных психических явлений, как кладовая, в которой большой беспорядок, хаос. Человек интеллектуальный, развитый, требовательный к себе и стремящийся добиться успехов в жизни периодически осмысливает свой опыт, «вычерпывает» то, что есть в подсознании, достигает ясного и отчетливого понимания, пользуясь рекомендациями науки и мудрых, опытных, поучительно прошедших по жизни людей. В отличие он него человек беспечный, живущий сегодняшним днем, интеллектуально ограниченный не делает этого. Разруха в сознании порождает у него разруху и в жизни. [8, 34]
Источник
Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля как характеристика сознания и деятельности возникла вместе с зарождением общества, трудовой деятельности.
Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.
Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т.д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).
Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.
Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий, которые требуют волевого усилия — особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. «Свобода воли означает способность принимать решения со знанием дела».
В зависимости от обстоятельств внешнего мира и сложности внутреннего мира человека возможно выделить четыре варианта проявления воли.
Рис. 4.6. Эволюция понимания природы задатков
Необходимость сильной воли возрастает при наличии трудных ситуаций «трудного мира» и сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля и волевые качества могут у человека не сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятны: ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись (легкий мир — воля не требуется); ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать решения сам. Родители, стремящиеся воспитать волю у ребенка, должны соблюдать следующие правила:
Волевые качества, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии — болезненному безволию.
Источник
Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля как характеристика сознания и деятельности возникла вместе с зарождением общества, трудовой деятельности.
Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.
Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т.д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).
Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производив! от воли человека.
Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий, которые требуют волевого усилия — особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. «Свобода воли означает способность принимать решения со знанием дела».
В зависимости от обстоятельств внешнего мира и сложности внутреннего мира человека возможно выделить четыре варианта проявления воли.
Рис. 4.6. Эволюция понимания природы задатков
Необходимость сильной воли возрастает при наличии трудных ситуаций «трудного мира» и сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля и волевые качества могут у человека не сформироваться, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятны: ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись (легкий мир — воля не требуется); ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать решения сам. Родители, стремящиеся воспитать волю у ребенка, должны соблюдать следующие правила:
Волевые качества, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии — болезненному безволию.
Источник
Признаки сознательного отражения и регуляции человеком своего поведения
Сознание – это состояние психической жизни человеческого организма, которое выражается субъективным переживанием событий, происходящих во внешнем мире и теле, а также ответной реакцией на них.
Более 20 млн лет назад возникли условия для возникновения человека разумного. Без эволюции появление сознания у человека было бы просто чудом. Но не меньшее чудо представляло бы собой и появление психики у любого живого организма без наличия свойства отражения у всей материи.
Отражение – это всеобщее свойство материи, которое является воспроизведением признаков, свойств и отношений отражаемого объекта.
Готовые работы на аналогичную тему
Любое отражение состоит из информационного процесса, оно представлено информационным взаимодействием двух объектов, один из которых оставляет о себе память в другом. Информация – объективная сторона природных процессов и она всеобща сама по себе, чем и определяется ее специфика в различных сферах реального мира – неорганической среде, живых системах и социальных процессах.
Сознание является высшей формой отражения действительного мира. Оно характерно только для людей, так как являяется функцией мозга, связанной с речью и предполагающей обобщенное и целенаправленное отражение действительности, предварительное мысленное построение действий и предвидение их результатов, разумное регулирование и самоконтроль поведения индивида.
В философии сознание рассматривается в качестве способности соотносить явления и осознавать предмет. При этом под сознанием непосредственно понимают не психическую способность тела, как в психологической науке, а фундаментальный способ, которым человек соотносится со своими внутренним состоянием и окружающим миром. Об этом говорит то, что сознание – это форма или способ данности предмета, форма или способ данности мира в целом. Такое сознание есть всегда, оно не может начинаться или прекращаться, не может исчезать также, как не способен исчезнуть мир, который сознание конструирует.
Ядро сознания, способ его существования – это знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему природному миру. Однако содержанием сознания, содержанием человеческих мыслей является этот мир, те или иные его характеристики, законы и связи. Поэтому сознание может быть охарактеризовано в качестве субъективного образа объективного мира.
Человеческое сознание развивается только при осуществлении социальных контактов. В филогенезе человеческого сознания, его развитие и становление возможно только при условии активного воздействия на природную среду в рамках трудовой деятельности. Сознание может возникнуть только при условии существования языка и речи, которые возникают вместе с сознанием в процессе трудовой деятельности.
Сознание, в первую очередь, это осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими вещами или личностями, которые находятся вне начинающего осознавать себя индивида. Вместе с этим оно является осознанием природы.
Человеческому сознанию характерны такие стороны, как самосознание, самоанализ и самоконтроль, а они могут сформироваться только в том случае, когда человек отделяет себя от окружающей среды.
Самосознание – важнейшее отличие человеческой психики от психики самого развитого представителя мира животных.
Сознание принадлежит человеку как субъекту, а не как объекту мира. Не существует ничейных чувств, ощущений, мыслей. Любое ощущение, мысль или идея представляют идею, мысль или ощущение какого-то конкретно рассматриваемого человека.
В потребностях и эмоциях на первый план выходит отношение человека. Эти и схожие понятия имеют общее предметное содержание, которое отражается человеческим сознанием. Умея целенаправленно управлять собственным сознание, человек может выстраивать свою жизнь шаг за шагом, достигая целей.
Понятие деятельности
Деятельность – это активное взаимодействие человека с окружающей его средой, путем которого он может достичь сознательно поставленную цель, возникшую в результате появления у него некоторой потребности.
Главной отличительной чертой деятельности является то, что, будучи порожденной потребностью, как источником активности, она начинает управляться сознаним, как регулятором активности. Поведение любого животного всегда непосредственно направляется на удовлетворение какой-либо потребности, при этом потребность не только побуждает животное к проявлению активности, но и является определяющим фактором этой активности. Потребности организма животного определяют, что психика выделит из всей информации об окружающем мире, и какие ответные реакции возникнут. Совсем иначе организовано поведение людей. Не потребность, как таковая, а принятые в обществе способы ее удовлетворения начинают определять формы поведения каждого человека.
В качестве сиюминутного мотива, побуждающего человека к скорейшей деятельности, может выступать потребность в пище. Но при этом человек, например, будет управлять каким-то станком не потому, что это удовлетворит его чувство голода, а потому, что это действие поможет ему изготовить требуемую деталь. Содержание его деятельности будет определяться не потребностью, как таковой, а целью – изготовить определенный заданный продукт, который необходим окружающему социуму. То, почему человек действует строго определенным образом, может не совпадать с тем, для чего он выполняет эти действия. Побуждения и мотивы, которыми порождается человеческая деятельность, расходятся с непосредственной целью, управляющей этой деятельностью.
В данном случае под целью следует понимать предполагаемый результат действия, направленного на предмет, посредством которого человек намерен удовлетворить возникшую у него потребность. В связи с этим необходимо различать цель как объективное, то есть объективный результат, и как субъективное психическое, то есть предполагаемое явление.
Источник