- Пять признаков истребителя пятого поколения или как распознать истребитель, который может все
- СВЕРХМАНЕВРЕННОСТЬ
- МАЛОЗАМЕТНОСТЬ
- РАДАР с активной фазированной антенной решеткой (АФАР)
- РАЗМЕЩЕНИЕ ВООРУЖЕНИЯ во внутренних отсеках
- СВЕРХЗВУКОВАЯ КРЕЙСЕРСКАЯ СКОРОСТЬ
- Пять признаков истребителя пятого поколения
- Почему ВТБ рассказывает об этом?
- Самолет 5 поколения
- Основные мировые требования к самолету 5-го поколения
- Разработки самолета 5-го поколения в Российской Федерации
- Крадущиеся в воздухе. Истребители 5 поколения
Пять признаков истребителя пятого поколения или как распознать истребитель, который может все
Коротко и доступно о том, чем отличаются истребители нового поколения и о том, на что они на самом деле способны.
Зрители, приходящие на МАКС, справедливо считают полеты истребителей самой «вкусной» частью авиашоу. Действительно, глядя на то, что вытворяют в воздухе российские Су-27 и МиГ-29, кажется, что для них нет ничего невозможного. Но это самолеты «всего лишь» четвертого поколения, выпускающиеся уже довольно давно.
А им на смену уже идут машины пятого поколения, которые способны на гораздо большее. О том, как перспективному авиационному комплексу фронтовой авиации удается вращаться вокруг собственного хвоста, видеть все вокруг на сотни километров, оставаясь почти незаметными для противника, и долго летать на сверхзвуковых скоростях.
СВЕРХМАНЕВРЕННОСТЬ
Истребитель 5-го поколения может совершать маневры, на которые не способны даже акробатические бипланы. Например, делать мертвую петлю вокруг собственного хвоста. Эта фигура названа Чакрой Фролова в честь летчика, выполнившего ее первым. Сверхманевренность Т-50 достигается за счет аэродинамических органов управления, положение которых меняет компьютер, и двигателей АЛ-41Ф1 с всеракурсными поворотными соплами.
МАЛОЗАМЕТНОСТЬ
Малозаметность Т-50 в радиодиапазоне обеспечивается формой фюзеляжа, рассеивающей излучение радаров в лобовой проекции. Исключены поверхности, образующие угол 90°, поэтому хвостовые кили наклонены. Применены радиопоглощающие покрытия. 37-тонный Т-50 на экране радара кажется объектом размером с футбольный мяч. Он в 15 раз незаметнее, чем истребитель 4-го поколения.
РАДАР с активной фазированной антенной решеткой (АФАР)
В АФАР сигнал излучается отдельными микроволновыми модулями (1526 модулей в АФАР Т-50). Это позволяет нацеливать луч без вращения антенны. Поломки отдельных модулей не влияют на работоспособность радара. АФАР имеет плоскую форму, поэтому несколько радаров на Т-50 формируют так называемую «умную обшивку» с всеракурсным обзором воздушной обстановки.
РАЗМЕЩЕНИЕ ВООРУЖЕНИЯ во внутренних отсеках
СВЕРХЗВУКОВАЯ КРЕЙСЕРСКАЯ СКОРОСТЬ
Для истребителей 4-го поколения полет на сверхзвуковой скорости возможен только ограниченное время при включении форсажа. Двигатели Т-50 позволяют летать на сверхзвуке без форсажа, то есть сверхзвук — это режим его обычного, крейсерского полета.
Источник
Пять признаков истребителя пятого поколения
Самые яркие впечатления на Международном авиакосмическом салоне (МАКС) под Москвой зрители всегда получают от пилотажных выступлений современных истребителей МиГ-29 и Су-27. Машины невероятной мощи и захватывающих возможностей стоят на вооружении военно-воздушных сил РФ уже достаточно давно и относятся к 4-му поколению самолетов-истребителей.
Однако сменить еще не устаревшую армию воздушных гигантов уже готовы машины 5-го поколения. Способности этих богатырей небесных сражений не оставляют сомнений в уникально передовой мощи современных судов воздушной армии России. Новая разработка получила название «Перспективный авиационный фронтовой комплекс» Т-50.
Российский истребитель пятого поколения Т-50 |
Источник: InfoStep |
Способность новых летательных аппаратов делать так называемую мертвую петлю (замкнутое кольцо в вертикальной плоскости) вокруг собственного хвоста — это заслуга всеповоротных сопел двигателей АЛ-41Ф1, высокотехнологичного компьютерного управления и беспрецедентного мастерства пилотов.
Невидимость Т-50 по сравнению с предыдущим поколением авиамашин увеличена в 15 раз. Особая форма фюзеляжа и специальные покрытия превращают громадину на экранах радаров в точку размером с футбольный мяч.
3. Высокоинформационный радар.
Самолеты 5-го поколения обладают всеракурсной способностью обозревать воздушную обстановку. Радары последнего поколения без вращающихся антенн и «умная» обшивка корпуса дают эти привилегии.
4. Внутреннее размещение вооружения.
Малозаметный истребитель может быть вычислен по размещенным под корпусом ракетам. В новых Т-50 предусмотрены внутренние отсеки для вооружения, рассчитанные на 10 ракет категории «воздух-воздух» или 8 авиабомб.
5. Длительные полеты на сверхзвуке.
Скорость выше скорости звука стала принадлежностью стандартного крейсерского режима полета. Предыдущие модели истребителей могли летать на сверхзвуке ограниченное время только при включении форсажа.
Более подробная информация о новых самолетах доступна на сайте ВТБ.
Почему ВТБ рассказывает об этом?
Банк ВТБ с особым вниманием относится к социальной миссии бизнеса. Корпорация взяла на себя обязательства генерального спонсорства МАКС, который был организован с 25 по 31 августа текущего года в подмосковном Жуковском. Возможность приобщить десятки тысяч россиян и гостей страны к выставке сильнейших достижений авиакосмической отрасли в руководстве ВТБ считают полезной перспективой для укрепления позиций России на мировом поле в качестве сильного игрока.
Когда банкиры становятся авиатехниками это всегда весело)))
Способность новых летательных аппаратов делать так называемую мертвую петлю (замкнутое кольцо в вертикальной плоскости) вокруг собственного хвоста.
Дас! Знал ли великий Нестеров, что на самом деле петля, названная его именем, и никакая не мёртвая, возможно контуженная, но никак не мёртвая. Ведь мёртвую петлю можно крутить только вокруг собственного хвоста. А у него ни хвоста, ни даже реактивного двигателя с отклоняемым вектором тяги не было.
Так что же это получается? Что нас всё это время обманывали. А сотрудники ВТБ решили исправить это безобразие и восстановить первозданный порядок вещей. Спасибо вам бухгалтеры! Спасибо и низкий поклон от всех авиаторов и любителей авиации. Вразумили. Теперь становится понятно, что те, кто крутит петлю и при этом не имеет хвоста, выполняют на самом деле простую незамысловатую петлю Нестерова, а вот крутить мёртвую петлю могут позволить себе исключительно счастливые обладатели хвостов.
Кстати, в этой связи имеет смысл пересмотреть теорию Дарвина. Ведь тот факт, что мы произошли от обезьяны, после громкого заявления профсоюза бухгалтеров, больше не может вызывать никаких сомнений. Однако появляется весьма примечательная деталь, оказывается развитие видов движется в обратном направлении, а не как предполагал великий любитель приматов, то есть человек на самом деле не вершина эволюции жизни на планете Земля, а её бесславное завершение. Иначе как объяснить, что мы остались без хвоста в процессе своего развития и вынуждены теперь идти на разные ухищрения, чтобы овладеть сверхманевренностью.)))
Источник
Самолет 5 поколения
В середине 70-х годов ведущие авиационные державы, начали проработку концепции самолета пятого поколения. Разрабатывались основные перспективные требования к машине, проектировался внешний вид.
В то время когда машины четвертого поколения только испытывались или поступали на вооружение, основные требования истребителя будущего уже были готовы.
Что входит в понятие «самолет пятого поколения»?
Не будем перечислять все аспекты понятия «пятое поколение». На эту тему много написано и сказано. Остановимся лишь на основных требованиях.
Это вкратце основные современные требования к перспективным боевым комплексам.
В России и в США по-разному подходили к разработке нового поколения самолетов. Так, в России, делают основной упор на сверхманёвренности. Тогда как американцы сделали ставку на малозаметности и оснащенности самолета современными боевыми комплексами. По мнению американских экспертов, новейшие разработки вооружения позволят самолету не входить в фазу ближнего визуального маневренного боя. Выигрывать бой, благодаря более мощному радару и малозаметности на средних дистанциях.
Мировая гонка вооружения и усовершенствования как военных, так и гражданских технологий вдет весь мир к прогрессу и достижению новых целей. Так обстоит и с самолетами, они постоянно проходят модернизацию и усовершенствования, что позволят соответствовать им мировым требованиям. Проанализировав авиастроение на протяжении последних ста лет, можно сделать вывод, что за достаточно короткий исторический период времени человечеству на первых этапах удалось произвести отрыв от земли и совершить первые небольшие полеты, а на данный момент новые самолеты могут очень быстро пересекать расстояния над материками и океанами. За счет всего этого человечество и авиастроительная отрасль пришла к созданию самолетов 5-го поколения.
Первые машины, которые относятся к 5-му поколению, были созданы еще в 2001 году в США, а в нашем государстве в это время заканчивался летных этап тестирования самолета данной линейки. Первые разработки по созданию воздушного аппарата 5-го поколения начались еще в 70-х годах прошлого века. Причем разработка данных проектов была параллельно начата как в США, так и в СССР. Интересным фактом является то, что в это время машины 4-го поколения производили только первые полеты, а правительство и конструкторы планировали создание еще более совершенных машин. Для создания проекта и разработки качественно новых машин были собраны лучшие конструкторы с передовых ОКБ и научных центров.
Основные мировые требования к самолету 5-го поколения
Снизить к минимуму заметность самолета для радиолокационных вышек и для инфракрасных детекторов при пассивном или скрытом методе работы бортовых датчиков самолета;
Повышение многофункциональности, что позволяет использовать машину для более широкого спектра боевых заданий. Это должно обеспечить эффективное ведение боя как с воздушными, так и с надводными, и наземными вражескими объектами.
Самолет должен иметь круговую информационную систему, что позволяет контролировать все передвижение объектов вокруг самолета. Не так давно был создан шлем для данных самолетов, который позволяет пилоту смотреть сквозь самолет в любом направлении.
Также установлены скоростные показатели, которым должен отвечать самолет. Так, самолеты 5-го поколения должны достигать сверхзвуковых скоростей без использования режима форсажа.
Высокие показатели сверхманевренности аппарата.
Управление бортового информационного оборудования и новой системы помех должно производиться в автоматическом режиме.
Управление машиной должно проводиться всего одним боевым летчиком, который должен работать с индикатором тактической обстановки, на который выводится информация со всех внешних датчиков, причем данная информация предварительно обрабатывается компьютерными программами за счет сопоставления, масштабирования и наложения информации.
Вся конструкция и аэродинамика самолета данного типа должна обеспечивать возможность очень быстрого изменения траектории движения без запаздываний. Причем выполнение поворотов и виражей не должно требовать очень точной координации органов управления.
Для эффективной работы и боевого применения самолет должен прощать пилоту даже грубые погрешности управления в достаточно широком диапазоне.
Также автоматика самолета 5-го поколения обязана самостоятельно решать тактические задачи и иметь так называемую программу «В помощь пилоту».
Существуют отличия в приоритетных направлениях развития самолетостроения данного поколения в разных странах. Актуальным требованием к самолету, изготовленному в Российской Федерации, была сверхманевренность, что должно было обеспечить максимальную устойчивость аппарата на различных углах атаки. Также новый самолет обязан выдерживать высокие показатели перегрузки. Большое внимание было уделено разработке боевого вооружения, которое могло бы обеспечить максимальную эффективность боя при нахождении цели вне вектора траектории. Нужно отметить, что практически такие же требования были выдвинуты и для американских проектов 5-го поколения, но вскоре они поставили другие приоритетные цели, которым должен по максимуму отвечать самолет.
Итак, американские конструкторы предпочли уделить особое внимание динамике всей машины. Американцы отказались от ранее намеченного пути за счет того, что были созданы новые высокоманевренные ракеты, которые могли проводить атаку с любого угла. Новые ракеты оснащены головками с самонаведением, что позволяет проводить атаку не только с положения за задней полусферой противника. За счет всего этого планировалось проводить воздушные бои на средних дальностях, а в случаях особых ситуаций можно перейти в ближний бой. Данные самолеты и их оборудование по снижению заметности машины перевели воздушные бои в категорию «первый увидел – первый сбил». С одной стороны, логика американцев и их приоритетов понятна, но встреча двух подобных аппаратов с подобным набором оборудования приведет к возвращению более старых тактик боя, и тогда маневренность очень даже будет нелишней.
Разработки самолета 5-го поколения в Российской Федерации
Первоначальные разработки были начаты еще в начале 80-х годов прошлого века на МАПО МиГ. Данный центр готовил достаточно известный проект под обозначением «1.44». Впервые данная машина произвела отрыв от покрытия аэродрома в Жуковском в феврале 2000 года.
Т-50 видео
Первый полет прошел хорошо, машина показала отличную послушность, как и предшественники, но как отметил сам пилот В. Горбунов: «Это качественно новая машина с великолепными летными показателями». После этого машину передали на более глубокое летное тестирование, которое показало, что машину можно очень эффективно использовать в боевых действиях. В начале 90-х годов прошлого века финансирование проекта «1.44» было минимальным, это привело к тому, что все оборудование начало устаревать по сравнению с американскими аналогами, а немного позднее данная программа была полностью закрыта.
F-35 видео
В настоящее время идет разработка новой машины 5-го поколения, но этой программой уже занимается ОКБ имени Сухого. Новая модель была окрещена как ПАК ФА, что означает перспективный авиа комплекс фронтовой авиации, а платформа машины получила обозначение «Т-50». Эта машина провела первый свой вылет еще зимой 2010 года, полет проводился на территории предприятия КнААПО. Первый полет был успешен, при этом аппарат был в воздухе 47 минут. После 6 вылетов самолет был передан для дальнейшего тестирования в ЛИИ Громова. Здесь машина проходит дальнейшие летные испытания. Нужно отметить, что в начале весны 2011 года был создан еще один прототип, что значительно сокращает время на тестирование. Вторая машина поднялась в воздух с некоторыми недоработками, но уже 14.04.2011 года под управлением С. Богдана был преодолен звуковой барьер скорости аппарата. Сотый вылет самолетов типа ПАК ФА был произведен в ноябре 2011 года.
J-20 видео
Третья машина данного класса была готова к осени 2011 года, а свой первый вылет она произвела 22.11.2011 года. Все три машины на данный момент времени проходят тестирование по множеству параметров. Прежде чем приступить к серийному производству самолета 5-го поколения, конструкторы и руководство страны планирует провести не менее, чем 2 тысячи вылетов на этих самолетах. Руководством Российской Федерации было подчеркнуто, что в начале 2013 года придет первая партия нового авиационного комплекса, которым и будут комплектоваться эти самолеты, а в 2015 планируются полномасштабные закупки данных комплексов.
Российские разработки
Известный в авиационных кругах проект «1. 44» начали разрабатывать в начале 80-х годов. Зимой-весной 2000 года самолет, известный также как МФИ поднимался в воздух. Истребитель показал неплохие летные данные. Но уже тогда, сказался недостаток финансирования проекта в целом. Технологии устарели и не выдерживали конкуренции с американскими аналогами. Впоследствии в силу ряда различных обстоятельств, проект закрыли.
Но РСК «МиГ», не сдает своих позиций. На прошедшем в этом году авиасалоне в Ле-Бурже, руководитель РСК Сергей Коротков, озвучил концепцию проектирования перспективного комплекса на базе самолета МиГ-35.
Более новая разработка ОКБ им. Сухого – самолет концепции ПАК ФА, получившего обозначение Т-50. В январе 2010 года он впервые полетел. Сейчас Т-50 постоянный участник всевозможных авиасалонов. В войска должен поступить в следующем году.
На сегодня ПАК ФА единственный пока конкурент американскому F-22 Raptor.
Американские комплексы
F-22 Raptor, пока что первый и единственный принятый на вооружение авиационный комплекс пятого поколения. Разработка самолета стала очень дорогостоящей, и даже были снижены требования к самолету. Разработчикам пришлось отказаться от части оборудования, во избежание и без того раздутого бюджета. И все равно себестоимость F-22 оказалась 146,2 млн долларов.
В январе 2003 года первый серийный Raptor перелетел на авиабазу в пустыне Невады.
Японский самолет демонстратор технологий Mitsubishi ATD—X Shinshin
Да, именно так, потому что Япония не собирается производить самолет серийно. На нем будут отрабатываться современные технологии, в частности, новейшая технология самовосстановления управляемости, при повреждениях SRFCC.
Индия ведет параллельно две современные разработки. Одну совместно с Россией, в которой Индия отвечает за разработку авионики, а российская сторона за планер и двигатели. И вторую, собственную разработку, самолета пятого поколения по программе AMCA.
Китайский сюрприз
Но больше всех всполошило мировое авиационное сообщество, новость о прорыве в создании самолета пятого поколения в Китае. Сведения о самолете J-20 «Черный орел» (одно из названий в прессе) достаточно туманные и расплывчатые. Учитывая закрытость китайского ВПК, скудную информацию можно почерпнуть лишь из официальных источников, и основываясь на мнение аналитиков.
Несмотря на скептицизм, и откровенно ироническое отношение западных специалистов к новостям из Поднебесной о создании платформы для самолета отвечающего всем требованиям авиации 21 века, в СМИ появились первые фотографии самолета. Первый полет произошел в 2011 году.
По» внешнему виду «Орла», можно определить главных «доноров» для создания внешности машины. В нем угадываются очертания и Т-50, и Raptor и F-35. Но, внешний облик, похожий на самолет стелс пятого поколения, еще не предполагает, высоких соответствующих ТТД. Главное, в самолете его внутренности. Двигатель, РЛС, БРЭО, вооружение. И вот как раз с этим, по мнению экспертов, у китайского «копипрома», пока есть проблемы.
Не копия, а аналог
А как известно аналог всегда уступает оригиналу.
На самолете J-20 стоят двигатели российского производства АЛ-31 ФН. Китайский аналог этого движка, семейства WS-10, еще пока недотягивает до оригинала. Недотягивают технологии, производство специальных сплавов. Поэтому китайский авиапром предпочитает закупать для своей промышленности комплектующие (в частности, лопатки для турбин) у российских производителей.
Далеко от мирового уровня производство композитных материалов и оборудования для РЛС. Не зря китайские коллеги проявляют повышенный интерес к закупкам у нас Су-35. Эта покупка даст возможность китайской авиапромышленности совершить очередной скачок в производстве конкурентоспособных авиационных комплексов. Разработка и производство конкурентоспособных авиационных комплексов пятого поколения в Китае, приведет к значительному переделу рынка вооружений, баланса сил в Тихоокеанском регионе, и откроет Китаю двери в клуб ведущих авиационных держав.
Беспокойство военных
Вполне понятно беспокойство американских военных. Растущая мощь китайской армии, в частности, новейших самолетов, угрожает интересам США в западном районе Тихоокеанского региона. Развитие авианосного флота, может положить конец монополии ВМС США в этой части мирового океана.
Для российских производителей, Китай становится сильным конкурентом на мировом рынке вооружений. Причем интрига в том, что китайцы начинают предлагать самолеты, скопированные с российских. Модернизируя их, и устанавливая авионику согласно требованиям рынка и конкретного заказчика, китайцы предлагают более дешевые аналоги наших машин. Одновременно ведя переговоры о закупке у нас более совершенной техники и оборудования. Несколько десятков лет китайцы используют российские современные технологии и «ноу-хау».
Вероятно просто обёртка
Конечно, нельзя не учитывать способность китайского ВПК поражать весь мир очередными технологическими прорывами. Но, несмотря на все усилия китайского руководства выдать желаемое за действительное, самолеты J-20 и J-31 еще далеки от комплексов пятого поколения. По оценкам экспертов и технических специалистов, данные машины являются платформой для дальнейших разработок авиационных комплексов, конкурентоспособных с мировыми аналогами.
Основные сравнительные характеристики Т-50, американского F-22 и китайского J-20.
Источник
Крадущиеся в воздухе. Истребители 5 поколения
Концепции захвата господства в воздухе менялись вместе с возможностями техники и изменением концепций войны.
Сегодня передовым «бойцом воздуха» в военной науке считается истребитель пятого поколения.
Что такое пятое поколение и «с чем его едят»?
— малозаметность в радиолокационном и инфракрасном диапазоне (в т.ч. внутренняя подвеска вооружения);
— крейсерская сверхзвуковая скорость полета;
— усовершенствованное БРЭО (бортовое радио-электронное оборудование) с повышенной автоматизацией управления и РЛС (радиолокационная станция) с АФАР;
— наличие круговой информационной системы;
Российские военные прибавили к этому еще один критерий (реализованный, правда, уже на истребителях поколения 4++):
На самом деле, если подойти дотошно, всем критериям одновременно не соответствует ни один из представленных самолетов.
Распределение различных самолетов по поколениям можно оценить по данной картинке:
К 2011 году единственным принятым на вооружение истребителем 5-го поколения был F-22 Raptor (2001 г.), созданный по программе ATF (Advanced Tactical Fighter).
Уже реализован «в железе», но находится в начале пути и вообще является всего-лишь демонстратором технологий японский ATD-X Shinshin.
Кстати, о малозаметности.
Небольшое отступление, которое нам впоследствии еще пригодится.
Серийные Еврофайтеры, кстати, до сих пор не получили обещанные в 2013 г. (в рамках партии «Транш-3») РЛС с АФАР «CAESAR».
Помимо вышеперечисленных самолетов, есть еще несколько претендентов на звание самолета пятого поколения, находящихся в стадии разработки или демонстрационных концептов: китайский J-31, индийский FGFA (на базе российской программы ПАК ФА) и AMCA (программа приостановлена в 2014 г.), турецкий TF-X, корейско-индонезийский KF-X/IF-X и иранский Qaher F-313.
Их (а также японца) мы в данном материале рассматривать не будем ибо зелены еще. Японцу выделим отдельный пост. 🙂
Первоначальное ТТЗ (тактико-техническое задание) 1981 года по программе ATF предусматривало работу самолета в качестве ударника, но уже в 1984 году Пентагон требования к программе ATF обновил, практически исключив работу в режиме «воздух-поверхность».
F-22 cоздавался, главным образом, для борьбы с советскими истребителями Су-27 и Миг-29 и должен был постепенно заменить истребители F-15.
Из критериев самолета 5 поколения Раптор пасует в двух позициях: всеракурсном обстреле и наличии круговой информационной системы.
Аэродинамика его конечно пострадала в угоду малозаметности, но не была принесена ей в жертву, как у F-117 Nighthawk или B-2 Spirit. Кроме того, самолет получил управляемый вектор тяги (правда только в вертикальной плоскости), расширяющий его возможности.
F-22 с мощной РЛС с АФАР позиционировался, как мини-АВАКС. Но тут вышла закавыка.
Дело в том, что система связи самолета предусматривала только обмен данными в группе F-22, между собой и со специальным беспилотником-ретранслятором. От других самолетов информацию Раптор мог только получать. Потому отрабатывать роль АВАКСа, наводя другие истребители на цели, пилоту F-22 пришлось бы голосом, либо через специальный беспилотник-ретранслятор (коих построено 6 штук).
К тому же работая включенная РЛС будет демаскировать самолет, сводя его малозаметность на нет.
Из ракет «воздух-воздух» F-22 может нести 6 ракет средней дальности AIM-120 AMRAAM в подфюзеляжных отсеках вооружения и по одной ракете ближнего боя с ИК ГСН (инфракрасной головкой самонаведения) AIM-9 в двух боковых отсеках. Итого: 8 ракет.
Кстати, режим картографирования земной поверхности с синтезированной апертурой (SAR), обещанный с первого дня производства (как и некоторые другие возможности), РЛС Раптора получила только в Increment 3.1..
Кроме того, уже после постановки на вооружение самолет преподносил немало сюрпризов.
Только начиная с 2005 года, когда Раптор был официально поставлен на вооружение ВВС США, с истребителями произошли десятки аварий различной сложности, в том числе пять крупных (потеряно 5 самолетов), а также две авиакатастрофы, унесшие жизни двух летчиков.
На сегодняшний момент F-22 является самым дорогим истребителем в мире.
Разрабатывая Т-50 в рамках программы ПАК ФА, конструкторы КнААПО пошли по пути, отличному от американских коллег. Между малозаметной геометрией и аэродинамикой был найден компромисс (в пользу последней).
Во многом, наверное поэтому, даже с менее мощными двигателями первого этапа ПАК ФА превосходит по летным характеристикам своего оппонента.
Даже по забугорным данным:
Максимальная скорость: 2440 км/ч у Т-50 против 2410 км/ч у Раптора.
Дальность полета: 3500 км у Т-50 против 2960 км у Раптора.
Хотя точные цифры мы узнаем еще очень не скоро.
Похожи ли эти цифры на правду?
Что будет, когда вместо «изделия 117» с максимальной тягой на форсаже 14500 кг поставят двигатель второго этапа с тягой на форсаже 18000 кг?
Российски истребитель гораздо ближе к соответствию по предпоследнему критерию (наличие круговой информационной системы), ибо в отличие от «Раптора», так и оставшегося с одной РЛС. Сухой несет их несколько!
БРЛС Н036 включает в себя пять АФАР:
Помимо традиционной 30-миллиметровой авиапушки самолет может нести ракеты и бомбы на 6 внутренних и 6 наружных точках подвески.
Ракетное вооружение представлено гораздо более широкой номенклатурой.
Ракеты «Воздух-Воздух» (УРВВ).
РВВ-ПД («изделие 180-ПД»)
Кроме вооружения «Воздух-Воздух» Т-50 может нести широкую номенклатуру средств поражения «Воздух-Поверхность».
Это и корректируемые авиабомбы КАБ-250 и КАБ-500 различных модификаций.
И новая многоцелевая ракета для работы по земле Х-38М (с различными видами ГСН и БЧ).
И противорадиолокационные ракеты Х-58УШК и Х-31П/Х-31ПД (на внешней подвеске).
И противокорабельные Х-35У, Х-31АД (в перспективе авиационный вариант «Оникса»/»Брамоса»).
В этом году должно начаться производство серийных истребителей для ВВС. Так что скоро узнаем, как минимум, официальное «имя собственное» самолета и перестанем его обзывать «Т-50». Ждем!
Помните поговорку про универсальный инструмент, который может делать все, но одинаково плохо?
Как раз тот случай. Получился, наверное, самый скандальный истребитель 5 поколения.
Первый полет самолет совершил в 2000 году. Мелкосерийное производство началось в 2006 году. Прошло 11 лет, а самолет до сих пор не готов.
Самое интересное, что больше всех свой F-35 ждет корпус морской пехоты США (ибо в отличие от ВВС и ВМС у них нет альтернативного кандидата). Но мало того, что морпеховский F-35B обрезали по бомбовой нагрузке (может нести в отсеках вооружения только бомбы калибром 450 кг в отличие от 900-килограммовых в двух других модификациях). У него постоянно вылазят какие-то проблемы. Доходило даже до того, что в 2012 году программу F-35B собирались закрывать.
Морпехи США уже от безысходности продлили ресурс своих AV-8B (самолетов вертикального взлета и посадки, которые должен был сменить F-35B) до 2030 года, прикупив у британцев 72 списанных «Харриера» для потрошения на запчасти.
F-35 изначально должен был заменить даже. штурмовик А-10!
Вообще на данный момент уже выпущено 154 серийных (!) F-35 и 174 самолета всего. А принятие на вооружение все отодвигается и отодвигается.
Недавно F-35 даже попал в пятерку худших истребителей США за всю историю авиации, по версии журнала National Interest.
Главный минус F-35 это низкие летно-технические характеристики: недостаточные тяговооруженность и маневренность, и малая максимальная скорость.
Не зря австралийцы из аналитического центра «Air Power Australia» предъявляют претензии F-35, говоря, что он «не соответствует большому числу требований к истребителю пятого поколения и является истребителем поколения 4+ из-за невозможности полета на сверхзвуковой скорости без использования форсажа, низкой тяговооруженности, сравнительно высокой ЭПР, а также низкой живучести и маневренности».
Но помимо минусов есть у Лайтнинга-2 перед Раптором и преимущество: F-35 получил аналог нашего оптико-электронного локатора (ОЛС). Электронно-оптическая система (ЭОС) AN/AAQ-37, в отличие от наших ОЛС имеющая 360° постоянного обзора и расположенная в низу фюзеляжа, «заточена» в основном на работу по земле.
РЛС с АФАР AN/APG-81 по заявлению разработчиков позволяет обнаруживать воздушные цели на дальности в 150 км.
Тут надо сказать, что разработчики РЛС лукавят. Ибо речь идет о цели с ЭПР 3 м² и вероятности обнаружения 0,5 при сканировании в секторе 0.1 от общего сектора РЛС в течении 2 сек.
Вооружение F-35 располагается на 4 точках подвески в двух внутрифюзеляжных отсеках. Также у самолета есть еще 6 точек внешней подвески.
Для работы по воздушным целям F-35 может нести УРВВ средней дальности AIM-120 AMRAAM, а также ракеты малой дальности: AIM-9M «Сайдуиндер», AIM-9X, либо британские AIM-132 ASRAAM.
На внешней подвеске он будет нести ракеты от уже проверенных временем HARM’а и «Мейверика», до сравнительно новых AGM-158 JASSM или SLAM-ER; ПТУР «Brimstone» и разовые бомбовые кассеты CBU-103/104/105.
Ну да ладно, будем верить в заявленную производителем стоимость. А двукратное удорожание самолета спишем на очередной попил честную дележку между «Локхид Мартин» и чинами КПМ США. 😉
Впору, кстати, вспомнить цену российского Т-50, озвученную выше.
Самолет, выполненный по необычной для 5 поколения аэродинамической схеме «утка», при взгляде сверху напоминает несостоявшийся истребитель 5 поколения МиГ МФИ (прототип которого мы знаем под наименованием «МиГ 1.42»). Видимо, сотрудничество с российским институтом ЦАГИ и АНПК «МиГ» в начале 90-х не прошло даром.
Так, если посмотреть спереди, то мы увидим «брата F-22». Форма воздухозаборников, беспереплетный фонарь кабины, схожий силуэт. правда его быстро выдают при взгляде спереди ПГО и нижние аэродинамические гребни.
При этом самолет имеет S-образный изгиб воздухозаборников, как на F-22.
Хотя в вину китайскому самолету ставят слабую параллельность передних и задник кромок горизонтального оперения, а так же торчащие сзади аэродинамические гребни. самолет все-таки можно отнести к малозаметным.
Самые уязвимые элементы программы J-20 это силовая установка и БРЭО.
Самолет должен получить китайский двигатель WS-15 с тягой до 18000 кг, разрабатываемый в «624-м Институте», известном сейчас под аббревиатурой CGTE (China Gas Turbine Establishment). Но пока с двигателем проблемы. И это у Китая традиционно.
Можно вспомнить проблемы китайского WS-10 «Тайхан», устанавливаемого на китайские «клоны» семейства Су-27. и последующую закупку в России большой партии двигателей АЛ-31Ф.
Аналогичные проблемы испытывают с двигателем WS-13 для легкого экспортного истребителя FC-1. Двигатель в разработке более 10 лет, а серийные истребители летают на российских РД-93 (модификация двигателя РД-33).
Правда, тут ситуация, еще интереснее, чем с двигателями. Поскольку максимальный уровень для Китая до сей поры был на уровне наших РЛС 001 «Меч» 80-х годов. Откуда внезапно взяться АФАРу? Китайцам бы суметь скопировать доделать РЛС тип 1473, разработанную на базе нашего «Жемчуга» (который они закупают у нас для своих истребителей J-10).
Но что можно уже сказать определенно?
— б0льшими по объему отсеками вооружения;
— более разнообразной номенклатурой вооружения (имеет дальнобойные ракеты «воздух-воздух» и широкий выбор боеприпасов «воздух-поверхность»);
— всеракурсным УВТ (сверхманевренностью);
— самолет может применяться с грунтовых ВПП (взлетно-посадочных полос).
При этом вроде бы несколько уступая Раптору в малозаметности. Что, кстати, еще не факт, ибо «Бегемотик» X-32 от Boeing (прототип-конкурент Х-35, проигравший в программе JSF) удовлетворял требованиям к малозаметности, не имея S-образного канала от воздухозаборника к двигателю, а прикрывая его радар-блокером, а кили, например, у него значительно меньше. Потому в передней полусфере ЭПР его и F-22 могут не сильно отличаться.
Сзади Т-50 будет «светиться» определенно лучше конкурента (вследствие «неостелсованных» круглых сопел), но окончательную оценку его малозаметности можно будет дать только после появления двигателя второго этапа.
Малозаметность (пресловутая технология «стэлс») в свое время подсказала американцам идею качественного, а не количественного превосходства над всеми остальными.
На сегодня ясно, что данная ставка себя не оправдала. Поскольку, во-первых, основные соперники США в «большой игре» (Россия и Китай) тоже уже обзаводятся своими самолетами 5 поколения. А во-вторых, критерий «эффективность/стоимость»; по отношению к сверхдорогим американским «пятеркам» еще ждет своей беспристрастной оценки.
Так ли они превосходят самолеты предыдущего поколения, чтобы стоить настолько больше? Будет ли в разы большая цена компенсироваться соответствующей в разы большей эффективностью? Заслужена ли она? Например, существует устойчивое мнение, что в дуэльной ситуации истребитель «5-го поколения» F-35 проиграет истребителю 4-го поколения Су-35С.
Источник