Признаки искусства как формы области духовной культуры

Искусство как форма культуры

Искусство, по определению, является формой или специализированной сферой культуры, в функциональные задачи которой входит интеллектуально-чувственное отображение бытия в художественных образах.

Искусство — сущность и формы

Иными словами, основание искусства – это художественное творчество, обладающее следующими специфическими характеристиками:

Художественное творчество является «механизмом»:

Образ в искусстве — виды и формы

Форма мышления в искусстве – это образ, который может быть построен на имитации:

всех явлений, процессов, ощущений, коллизий, которые либо наблюдаемы, либо представляемы.

Цель искусства состоит в проектировании определенных образцов-эталонов поведения и сознания для дидактического воздействия (понимание эпохи Просвещения) и стимулирования соответствующей социальной практики с позиций этих эталонов.

В отличие от научного способа познания, который расчленяет для аналитики мир на отдельные части, художественная сфера идет по пути целостного и синтезированного отображения с помощью создания некоторых комплексных моделей, где расставляются установленные акценты противопоставления «добра и зла» (того, что способствует объединения и пониманию, — тому, что разобщает и разрушает).

Слитность и единство характеризует также и художественный образ. В нем непременно присутствует выражение и мыслей, и чувств автора, без нарочитого преобладания одной из этих форм. Искусство не может и не должно сводиться лишь к выражению эмоций, оно должно включать в себя и деятельность мысли.

«эмоциональные реакции свойственны и животным, однако пение птиц не становится музыкой, а прыжки обезьяны – танцем, потому что у животных нет сознания, мышления…»

Формы (типы) и функции искусства

К формам существования искусства относят:

Ту область культуры, где происходит реализация, обеспечение и существование художественного творчества, принято называть художественной культурой. Таким образом, она – эта структура определенных подсистем, а именно:

Изучением искусства занимаются:

Основные ракурсы изучения искусства:

Функции искусства в первую очередь связаны с его социокультурными задачами, которые включают в себя:

История возникновения искусства и художественной деятельности

Российский академик РАН А.Я.Флиер отмечает, что искусство (как творчество и мастерство) и художественная деятельность (как генерация ценностей в образном выражении) имеют различный генезис (возникновение и развитие).

Так, художественная деятельность появилась в верхнем палеолите в качестве элемента магической, ритуальной практики, где фиксировались значимые сущности или формы поведения (этикетные церемонии, навыки практической деятельности), которые затем могли превращаться в обряд. Историки отмечают, что такая художественная деятельность почти до конца Средневековья занималась «обслуживанием» иных функций – религиозных, политических, образовательных, а как самостоятельная сфера оформилась лишь к Новому времени.

Искусство как специфическая деятельность возникло из ремесла в период становления городских цивилизаций (4-3 тыс. до н.э.) с появлением:

Таким образом, история искусства в том виде синтеза художественного образа и мастерства (ремесла), который мы имеем в современном понимании, отображает процесс медленного сближения и слияния этих двух форм.

Механизмы существования искусства

Несмотря на свою главную особенность (инновативно-творческий подход), искусство, тем не менее, является жестко нормативной и регулируемой сферой человеческой деятельности, на которую существенно влияют:

Его также отличает «консерватизм» по вопросам нравственного и социального содержания. Хотя эта сфера деятельности прочно связана с колебаниями «социальных заказов» общества на тот или иной вид художественной продукции, традиции привязанности ее к «вечным ценностям» остаются малоизменяемыми. Это связано, по мнению А.Я.Флиера, с устойчивостью главных антропологических и социальных интересов, а значит, и вытекающих отсюда нравственных проблем. Как подтверждение – бесконечное множество типовых фабул и одинаковых сюжетов, а также устойчивость определенных «вечных» образов.

Социальная стратификация искусства

Она также претерпела некоторые исторические изменения. Ее первоначальный вид — разделение на:

– был со временем расширен более узкими зонами художественной практики: религиозной, аристократической, детской, тюремной, военной и т.д. А с середины 19 века появляется совсем новый феномен массовой культуры, а с ними массовое искусство, когда упрощенное и схематическое содержание транслируется на профессиональном уровне мастерства, а смысл художественного образа сведен к минимуму (интеллектуальному и эстетическому) непритязательного пользователя.

Презентация темы:

Современность художественной культуры

Сегодня искусство и художественная практика являются высокодоходными отраслями и развитыми сферами в постиндустриальных странах. Между тем, ученые отмечают тенденции изменения принципов внутренней дифференцированности искусства – от социальной обусловленности к иерархии коммерческой рентабельности, причем, как в высоких, так и в низких жанрах.

В целом современную художественную культуру отличает:

Эти качества современной культуры повышают эффективность социально-интегрирующей функции искусства в обществе.

Источник

Искусство как форма духовной культуры

Что же такое искусство? Существует множество определений этого феномена культуры:

«Искусство в широком смысле – это художественное творчество»[5, с.179].

«Искусство – это специфический род духовного освоения человеком действительности, формирующий и развивающий его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты»[6, с.449].

«Искусство – одна из специализированных сфер культуры, функционально решающая задачу интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах»[13, с.229].

«Искусство – особый способ освоения действительности, специфическая – художественно-образная – сфера человеческой деятельности»[14, с.36].

При всем различии этих определений они едины в том, что основанием искусства является художественное творчество, а специфика искусства, отличающая его от других форм духовной культуры, заключается в художественно-образном отражении жизни. Художественность искусства следует рассматривать как особое свойство, выражающееся в его высоком совершенстве, в эстетическом воздействии. Если наука познает бытие, то искусство творчески воссоздает его, преображая, дополняя, расширяя мир, жизненный опыт, создавая искусственную вторичную реальность.

Формой мышления в искусстве является художественный образ. Это особая, присущая искусству форма отражения действительности характерными для каждого вида искусства художественными средствами. Художественное отражение жизни может совершаться в зрительных образах (ИЗО), в звуковых (музыка), в слове (художественная литература), посредством синтеза всех вышеназванных образов (театр, кино) и т.д.

Образное отражение жизни отличается ассоциативностью, иносказательностью, целостностью, умением отделять существенное, типичное от второстепенного. Художественный образ не просто копирует, «списывает натуру». Он проявляется в виде творческого отношения к действительности, сделанного с субъективных авторских позиций. В искусстве все личностно. Это образ мира и человека, переработанный в сознании художника. Неслучайно, искусство называют субъективным образом объективного мира. Именно это слияние объективного и субъективного объясняет наличие в искусстве «вечных тем»: тем любви, дружбы, материнства и т.д.(сравните любовную лирику А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Блока, Ф.И. Тютчева, А.А. Ахматовой).

В художественном произведении автор всегда имеет право на свое «я». И чем крупнее личность, тем талантливее произведение. Мы можем соглашаться или не соглашаться с точкой зрения автора, но мы должны ее уважать (это особенно актуально для России, где всегда со сменой власти идет «перестройка» учебных программ).

В современном искусстве делается упор на отход от объективного изображения жизни, искусство рассматривается прежде всего как «способ самовыражения и самосознания художника» [6, с. 159]. Но как бы далеко не уносилось от реального мира воображение художника, оно бессильно порвать нити, связывающие его с миром, оно не способно творить «само по себе», не пользуясь тем материалом впечатлений, наблюдений, которые дают художнику опыт, непосредственное восприятие окружающего мира.

Читайте также:  Признаки нормоволюмия щитовидной железы

Вместе с тем, даже в тех случаях, когда искусство обращается к изображению предметов реального мира, оно оказывается предельно условным. Художественное освоение действительности не претендует на то, чтобы быть самой действительностью. Как бы ни был правдив художественный образ, он всегда придуман, иллюзорен. И это следующая особенность художественного образа. Характер и мера условности в зависимости от вида искусства, того или иного стиля могут быть различными (например, кино или балет; реалистическое или символическое произведение и т.д.)

Особенности содержания в искусстве определяют характер художественной формы, которая в искусстве играет важнейшую роль. Однако, повышенное внимание к художественной форме в отрыве от содержания является также крайностью, ибо ведет к поверхностному, чисто «технологическому» пониманию произведения искусства.

Причины художественного освоения мира не остаются неизменными. Изменение картины мира в XX веке вызвало к жизни и новое художественное видение. Модернизм порывает с традициями предшествующего искусства, с традициями художественно-образного отражения жизни: происходит расставание с предметностью, с реальным миром. Начинается период художественных экспериментов, поисков, идет опора на внутренние ресурсы искусства. Доминантой нового искусства является нечто расплывчатое, неуловимое, усиливается доля иррационального, парадоксальности, ироничности.

Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. В ходе развития искусства система видов искусства постоянно изменялась. Существование различных видов искусства вызвано тем, что ни один из них своими собственными средствами не может дать всеобъемлющую картину мира. Такую картину создать может только вся художественная культура в целом.

Искусство невозможно свести к какой-либо одной функции. Оно полифункционально и выполняет познавательную, воспитывающую, ценностно-ориентационную, коммуникативную, эстетическую, прогностическую (предвидения), гедонистическую и др. функции.

Как правило, в художественном произведении они наличествуют почти все, хотя в историческом развитии искусства структурные изменения в системе функций прослеживаются.

Соотношение функций может изменяться в зависимости от политических, идейно-эстетических позиций, творческого метода. Так, в буржуазно-индивидуалистической культуре на первый план выдвигается гедонистическая и компенсаторная функции (искусство как радость, удовольствие, наслаждение, как отдых для «усталых нервов»), в советской культуре – воспитывающая и идеологическая функции. Критический реализм 19 века исходил из активного воздействия искусства на человека и жизнь (искусство – «учебник жизни»), поэтому превалировали познавательная и воспитывающая функции, модернизм ХХ века отрицает способность искусства «учить и поучать», не выходит за пределы формотворчества, а поэтому на первый план выдвигает эстетически-гедонистическую функцию.

Превалирование какой-либо одной функции за счет другой влияет на качество произведения, делая его или дидактически поучающим или поверхностно-развлекательным, а также приводит к неравномерному развитию разных областей искусства. Только в полноте, равномерности, разносторонности реализации всех функций – залог успешного развития искусства и выполнения его великой роли в жизни общества.

Литература

1. Каган М.С. Эстетика как философская наука [Текст] / М.С. Каган. – СПб.: ТООТК «Петрополис», 1997. –544 с.

2. Кравченко А.И. Культурология [Текст]: учебное пособие для вузов /А.И. Кравченко. – М: Академичкский Проект, 2004.- 512 с.

3. Культурология [Текст]: учебник для студ. техн. вузов. / ред. Н.Г. Багдасарьян.- М.: Высшая школа, 2007. – 528 с.

4. Мировая художественная культура [Текст]: учебное пособие / ред. Б.А. Эренгросс.-М.: Высшая школа, 2001-767с.

5. Флиер А.Я. Культурология для культурологов [Текст] / А.Я. Флиер. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.-492с.

Источник

Искусство как форма духовной культуры.

Искусство — это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Оно призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности.

Выделяются различные значения понятия «искусство», тесно связанные между собой. В самом широком смысле категория «искусство» отождествляется с мастерством. Другими словами, речь идет об искусно исполненной профессиональной деятельности, будь то работа врача, актера, ученого или рабочего.

В процессе дальнейшего разделения и усовершенствования труда под искусством стали понимать творческую деятельность, направленную на преобразование окружающего мира и человека «по законам красоты». Здесь также решающее значение имеет мастерство, но направленное на реализацию внутренних закономерностей структуры создаваемых произведений.

Особым видом социальной практики является собственно художественное творчество, в процессе функционирования которого создаются произведения искусства, имеющие общественно значимый смысл и отличающиеся оригинальностью и новизной. Это третий и самый «узкий» смысл в понимании искусства.

Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно — реализацией исторического культурного опыта человечества. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь.

Художественный образ — это суть искусства, это чувственное воссоздание жизни, сделанное с субъективных, авторских позиций. Художественный образ концентрирует в самом себе духовную энергию создавшей его культуры и человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, звуке, в том или ином зрительном толковании. Иными словами, художественный образ может быть воплощен в глине, краске, камне, звуках, фотографии, слове и в то же время реализовать себя как музыкальное произведение, картина, роман, а также фильм и спектакль в целом.

Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовывать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику.

Виды искусства — это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, художественно реализующие жизненное содержание и различающиеся по способам его материального воплощения:

изобразительное искусство раскрывает многообразие мира с помощью красок, мрамора, глины и т. д. (т. е. с помощью пластических и колористических материалов);
литература включает в себя все оттенки творчества, реализуемые в слове;
музыка имеет дело не только со звучанием человеческого голоса, но и с разнообразными тембрами, созданными природными и техническими приспособлениями (речь идет о музыкальных инструментах);
архитектура и прикладное искусство — через существующие в пространстве материальные конструкции и вещи, удовлетворяющие практические и духовные нужды людей, — сложно и многообразно выражают свою видовую определенность.

Каждый из видов искусства имеет свои особые роды и жанры, есть внутренние разновидности. Видовые свойства искусства проявляются в конкретную историческую эпоху и в различных художественных культурах по-разному, ибо само деление искусства на виды связано прежде всего с особенностями человеческого восприятия мира. Язык красок, форм, звуков возник в силу того, что краски, звуки, формы получили выразительный смысл и определенное значение в жизни людей.

В ходе функционирования мировой художественной культуры система видов искусства постоянно изменялась, проявляя при этом различные, порой взаимоисключающие тенденции:

Читайте также:  Признаки эндогенной интоксикации организма

— из древнего синкретического искусства произошла дифференциация всех его видов,
— в процессе исторического развит ия образовались синтетические виды искусства (театр, архитектура),
— влияние научно-технического прогресса стимулировало появление новых видов искусства (кинематограф, телевидение, видео).

В современном развитии взаимодействия видов искусства четко обозначились тенденции:

— сохранения суверенности каждого отдельного его вида искусства;
— тяготения к синтезу искусств.

Обе тенденции на сегодняшний день актуальны и плодотворны, ибо существующее между ними противоречие ведет не к поглощению одних видов искусства другими, а к взаимовлиянию и взаимообогащению, но в то же время еще раз подчеркивая их право на самостоятельное функционирование в системе художественной культуры.

Взаимоотношение различных видов искусства — явление весьма полезное, прежде всего для самого развития искусства. Не оно имеет свои пределы, его грани исторически подвижны и изменчивы. Существование различных видов искусства вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать всеобъемлющую художественную карт пну мира. Такую картину может создать i олько вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.

Искусство — явление социальное. Оно участвует в социальном преобразовании общества, оказывая эстетическое воздействие на личность. Сам процесс творчества в искусстве аккумулирует в себе впечатления, события и факты, взятые из действительности. Автор перерабатывает весь этот жизненный материал, воспроизводя новую реальность — художественный мир.

Искусство полифункционально. Оно познает, воспитывает, предсказывает будущее, оказывает смысловое, почти гипнотическое воздействие на людей, а также имеет и другие функции. В этом и заключается общественная значимость искусства.

Многогранна и практика искусства. Но главной его целью является социализация личности и утверждение ее самоценности. Искусство вовлекает человека в круг социальной жизни, влияя на самые личные стороны человеческого существа.

Дата добавления: 2015-04-20 ; просмотров: 8 | Нарушение авторских прав

Источник

ИСКУССТВО КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ

Понятие искусства и его специфика. Виды искусства и их

взаимодействие. Социальные функции искусства.

Выделяются различные значения понятия «искусство», тесно связанные между собой. В самом широком смысле категория «искусство» отождествляется с мастерством. Другими словами, речь идет об искусно исполненной профессиональной деятельности, будь то работа врача, актера, ученого или рабочего.

В процессе дальнейшего разделения и усовершенствования труда под искусством стали понимать творческую деятельность, направленную на преобразование окружающего мира и человека «по законам красоты». Здесь также решающее значение имеет мастерство, но направленное на реализацию внутренних закономерностей структуры создаваемых произведений.

Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовывать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику.

изобразительное искусство раскрывает многообразие мира с помощью красок, мрамора, глины и т. д. (то есть с помощью пластических и колористических материалов);

литература включает в себя все оттенки творчества, реализуемые в слове;

музыка имеет дело не только со звучанием человеческого голоса, но и с разнообразными тембрами, созданными природными и техническими приспособлениями (речь идет о музыкальных инструментах);

Каждый из видов искусства имеет свои особые роды и жанры (то есть внутренние разновидности). Видовые свойства искусства проявляются в конкретную историческую эпоху и в различных художественных культурах по-разному, ибо само деление искусства на виды связано, прежде всего, с особенностями человеческого восприятия мира. Язык красок, форм, звуков возник в силу того, что краски, звуки, формы получили выразительный смысл и определенное значение в жизни людей.

В ходе функционирования мировой художественной культуры система видов искусства постоянно изменялась, проявляя при этом различные, порой взаимоисключающие тенденции:

— из древнего синкретического искусства произошла дифференциация всех его видов;

— в процессе исторического развития образовались синтетические виды искусства (театр, архитектура);

— влияние научно-технического прогресса стимулировало появление новых видов искусства (кинематограф, телевидение, видео).

В современном развитии взаимодействия видов искусства четко обозначились тенденции:

— сохранения суверенности каждого отдельного вида искусства;

— тяготения к синтезу искусств.

Обе тенденции на сегодняшний день актуальны и плодотворны, ибо существующее между ними противоречие ведет не к поглощению одних видов искусства другими, а к взаимовлиянию и взаимообогащению, но в то же время еще раз подчеркивая их право на самостоятельное функционирование в системе художественной культуры.

Искусство – явление социальное. Оно участвует в социальном преобразовании общества, оказывая эстетическое воздействие на личность. Сам процесс творчества в искусстве аккумулирует в себе впечатления, события и факты, взятые из действительности. Автор перерабатывает весь этот жизненный материал, воспроизводя новую реальность — художественный мир.

Искусство полифункционально. Оно познает, воспитывает, предсказывает будущее, оказывает смысловое, почти гипнотическое воздействие на людей, а также имеет и другие функции. В этом и заключается общественная значимость искусства.

Многогранна и практика искусства. Но главной его целью является социализация личности и утверждение ее самоценности. Искусство вовлекает человека в круг социальной жизни, влияя на самые личные стороны человеческого существа.

Источник

Искусство в системе духовной культуры.

Неотъемлемой составляющей духовной культуры является художественная культура.

Художественная культура– это совокупность художественных ценностей, исторически определенная система их производства и функционирования в обществе.

Структура художественной культуры включает в себя три основных класса явлений: во-первых – искусство, во-вторых – художественные элементы материальной и социальной среды, в-третьих – науки, изучающие художественную культуру. Все они по-разному отображают ее содержание и играют разную роль в художественной жизни общества.

Центральным звеном художественно-эстетической формы культуры является «чистое» искусство.

Искусствоэто сфера духовно-практической деятельности человека, направленная на художественно-образное постижение и освоение мира.Искусство в рамках художественного творчества способно вбирать и передавать все разнообразные ситуации взаимодействия человека и мира посредством создания обобщенных художественных образов, это творчество по законам красоты.

Искусство способно к отображению как материальных, так и духовных сторон общественной жизни, оно целостно воссоздаёт действительность.Основным предметом изображения в искусстве является весь окружающий нас мир, но главным предметом познания является человек, его внутренний мир, его духовная жизнь во всех соприкосновениях с окружающей действительностью. Поэтому художественные ценности – ценности искусства – это продукты духовного творчества, в котором человек проявляет все психические силы – разум, волю, чувства, а так же соразмеряет своё творчество с нравственными, философскими или религиозными ценностями. Сущность искусства можно определить как самодостаточную ценность, которая создаётся индивидуальностью художника в его произведении.

Рассматривая эволюцию искусства как развёртывание изначально слитых в единое целое разновидностей художественной деятельности (мифологической, практической и игровой), в ходе своей истории в искусстве выделяется три основных разновидности.

Во-первых – это «чистое», элитарное или профессиональное искусство, возникшее из мифологического мировоззрения первобытного человека. Особенностиэлитарного искусства: 1) оно не связано с решением утилитарных практических задач, его культурная значимость определяется исключительно художественной ценностью произведений искусства; 2) художественные ценности создают профессионалы – мастера художники, композиторы, режиссёры, актёры и т. д. в живописи, графике, скульптуре, музыке, театре.

Читайте также:  Признаки беременности по узи до появления плодного яйца

В-третьих – это самодеятельно-развлекательное искусство. К нему относят народную хореографию, песни, разнообразные художественные развлечения. Смыслсамодеятельно-развлекательного искусства не в создании высокохудожественных произведений, а в творческом самовыражении личности, актуализации её потребностей и вкусов.

«Чистое», элитарное или профессиональное искусство существует в многообразии видов.

Вид искусства – это особая область художественного творчества, которая разнообразно отражает жизнь и различается материалом, формой создания и характером художественных образов, способами удовлетворения эстетических потребностей людей.

Существует множество классификаций искусств по различным признакам. Общепризнанной является классификация искусства по формам воплощения художественных образов. Традиционно выделяют семь видов искусства: архитектура, изобразительное искусство, музыку, литературу, танец, театр, кинематограф. Согласно этой классификации искусство делится на три группы:

1.Изобразительная группа искусств художественно отображает окружающий объективный и субъективный мир в объемном материале или на плоскости, создает зримый образ. К этой группе относятся: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство.

2.Выразительная группа искусств создает незримый образ, но чувственный и переживаемый через специфический язык и отражает субъективное отражение художника к миру, к человеку и самому себе. В эту группу входят: литература и музыка.

3. Синтетическая группа искусств создает одновременно зримый и незримый образ и объединяет изобразительное и выразительное искусство в единое целое. К этой группе искусств относятся: театр, кино, цирк, современная эстрада, танец (хореография), современное виртуальное искусство.

Специфика способов воспроизведения действительности определяет особенности видов искусства: в литературе через слово; в музыке через звукоинтонации; в живописи через зрительно воспринимаемые образы цветового богатства мира; в скульптуре через пластические образы, объемно-пространственные формы; в графике через линию рисунка, штрих, светотень; в театре и кино через воплощение актерами действий героев.

Искусство неоднородно по своей социальной и художественной ориентации. Выделяют два основных уровня в искусстве:

1. Классическое (от лат. classikus – современный, образцовый) в искусстве – это художественное наследие мировой и отечественной культуры, обладающие непреходящей эстетической ценностью. К нему относятся совершенные произведения искусства, получившие признание как шедевры.

2. Популярное в искусстве (от лат. popularis – народный) – общедоступное, получившее широкую известность, пользующееся «спросом» у читателей, зрителей, слушателей. Это ценности массовой поп-культуры, которая способствует развитию стандартного, стереотипного искусства. См. «Массовая и элитарная культура».

К художественному наследию мировой культуры относится классическое искусство, представленное множеством художественных направлений. История мировой и отечественной художественной культуры – это история возникновения и развития смен основных художественных направлений, методов и стилей в искусстве.

Художественное направление– исторически обусловленный, специфический способ отражения реальности и выражения эстетических отношений человека к миру, способ осмысления и переработки действительности в образы искусства.

Все многообразие художественных направлений в искусстве обусловлено определяющей общественно-экономической формацией, философией, религией, представлением о роли и месте человека в жизни, мировоззрения автора.

Основными художественными направлениями являются: мифологический реализм античности; средневековый символизм; реализм Возрождения; барокко; классицизм; сентиментализм; рококо; романтизм; критический реализм; социалистический реализм; неореализм, модернизм. Все данные направления характеризовались длительностью для целых исторических эпох, периодов и групп художников и изменялись лишь при смене исторической действительности.

Для мифологического направления античного мира было характерно утверждение единства человека и общества, героическая концепция человека, гармония внутреннего мира индивида. В эпоху средневековья искусство вобрало и воплотило в своем герое основные христианские добродетели и идеалы, отобрав у человека волю в пользу Бога. Мир в таком искусстве передается как символ. В эпоху Возрождения художники стремились показать мир таким, каким он был – реальным. Реализм Возрождения освободил индивидуальность от пут средневекового аскетизма.

В искусстве эпохи Нового времени заметное место занимают барокко, классицизм, сентиментализм, рококо, романтизм, критический реализм. Так барокко возник вследствие кризиса ренессансной художественной культуры в XVI – XVII вв. и отразил конфликт реального и мистического, обращался к чувственно-эмоциональному миру человека. Характерными признаками классицизма были: подчинение личности государственным интересам, подчинение чувств разуму, принесение счастья и жизни личности в жертву обязанностям.

Просветительские стилевые направления конца XVII – начала XVIII века так же имеют свои особенности. Реализм характеризуется утверждением разума, знаний и природности человека. Сентиментализм обращается к действительности в надменно чувственной, наивно-эмоциональной форме. Романтизм (кон. XVIII – нач. XIX в.) возникает вследствие утраты веры в возможности разумного переустройства мира на основе принципов свободы, равенства, братства. Он выдвигает концепцию бессмертия зла и вечной борьбы с ним.

Критический реализм (XIX в) утверждает неприкрытое изображение действительности и самого человека. В ХХ в. реализм продолжает свое существование в различных формах: помпезно-официальной форме социалистического реализма, в демонстрировании своеобразной и утонченной субъективной реальности в неореалистическом искусстве.

Современное искусство имеет свои особенности. Во-первых, оно отходит от традиционных художественных ценностей в сторону поиска новых – неренессансных ценностей, от реалистического отображения в сторону внутреннего, духовного мира человека; от плоскостного или пространственного искусства к искусству синтетическому. Во-вторых: современные художники отходят от предметно-образного искусства, появляется беспредметное искусство, где главную роль играет не результат, а сам процесс творчества.

Все перечисленные художественные направления свидетельствуют о том, что искусство создается разными способами, которые в значительной мере зависят от исторической действительности, от духовных «зарядов» и настроев эпохи.

Основными функциями искусства в обществе являются:

гносеологическая (познавательная) функция, где искусство – это способ образно-чувственного познания мира; искусство отражает те стороны жизни, которые наука освоить не в состоянии – это красота восприятия мира – журчание ручья, шелест листьев, шум прибоя;

аксиологическая (ценностная) функция – искусство помогает оценивать действительность и ориентироваться в ценностях духовной культуры, даёт возможность человеку выработать собственные установки и ценностные ориентации по отношению к типичным жизненным обстоятельствам;

воспитательная функция,где искусство – это своеобразный «учебник жизни», который влияет комплексно на ум и на сердце человека, формируя целостную личность посредством морального, духовного и социального усовершенствования человека;

коммуникативная функция – искусство способствует общению людей друг с другом;

суггестивная функция – искусство внушает определенный строй эмоций, чувств мыслей, которые влияют на личность, совершенствуя или разрушая её;

эвристическая функция – искусство активизирует и развивает творческие потенции людей, требует индивидуальной активности, способствует проявлению инициативы и свободы личности;

рекреативная функция – искусство как форма отдыха и развлечения, в нём ищут средство психической разрядки, уголок, в котором человек может уединиться от забот будничной жизни.

Все важные функции искусства подчинены одной главной задаче – служат воспитанию человека, формированию его как личности, являются мощным стимулом творческого самосовершенствования и самореализации человека.

Вывод: 1.Искусство – это уникальный механизм духовной культурной эволюции человечества, оно представляет собой сложное многогранное и исторически изменчивое общественное явление.

2. Искусство является наиболее доступной формой усвоения знаний, формирования ценностей и идеалов, поскольку воспринимается в конкретных формах жизнедеятельности.

3. Всесторонне развивая личность, искусство формирует сознание масс, чем существенно влияет на исторический процесс.

Источник

Adblock
detector