Правоведение сущность понятие и признаки государства

Теория государства и права
Анна Владиславовна Попова, 2008

Материал приведен в соответствие с учебной программой курса «Теория государства и права». Используя данную книгу при подготовке к сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях; сформулировать примерную структуру (план) ответов на возможные экзаменационные вопросы. Данная книга служит пособием для успешной сдачи экзаменов.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства

3.1. Понятие и признаки государства

Рассмотрим основные признаки государства.

1. Государственная территория — часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства. Понятие территории государства включает в себя четыре взаимосвязанных элемента: наземное пространство, ограниченное государственной границей, а также недра, полезные ископаемые и континентальный шельф; водное пространство, включающее в себя реки, моря и иные внутренние воды, находящиеся в пределах государственной границы, а также 12-милевая морская зона и подводное пространство глубиной в 2 морские мили; воздушное пространство, представляющее собой воздушный столб, граница которого пролегает на предельной высоте сверхзвукового самолета; экстерриториальная зона и имущество, приравненное к территории государства (посольства и консульства, а к имуществу — автомобили, имеющие специальные дипломатические номера или идущие под флагом государства, все военные объекты, морские суда, космические и воздушные суда (весь грузовой воздушный транспорт, а пассажирский только в том случае, если там находятся граждане только этого государства; кабина пилота безусловно является территорией государства) и т. д.).

2. Наличие публичной (государственной) власти, выделенной из общества, не передающейся по наследству (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, имеющим публично-властные полномочия и выполняющим функции управления и руководства, охраны экономического, социального и политического строя). Государственная власть — разновидность социальной власти. Социальная власть — это присущее всякой общности людей отношений господства и подчинения между субъектами, основанное на воле, авторитете, подчинении, регламентирующих актах. Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Характерными чертами государственной власти являются: публично-политический характер, который подкрепляется силой и авторитетом права; суверенность (независимость от иных видов властей); легитимность (принято различать четыре типа легитимности — традиционный (выделяют геронтологическую — власть старейшин), патриархальный (власть вождя племени), харизматический (основана на личной преданности людей вождю), рациональный (базируется на демократических процедурах власти)).

3. Политическая организация власти, отражающая интересы доминирующих слоев общества. Она персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Таким образом, государственная власть — это публично-правовое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти: распространяется на все общество; носит публично-политический характер; опирается на государственное принуждение; осуществляется специальными лицами (профессиональными чиновниками, политиками и т. п.).

4. Система налогов и сборов. Только государство взимает с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата, — налоги. Налог — сбор с населения, взыскивающийся в принудительном порядке в заранее установленном размере и в определенный срок.

5. Государство располагает специальным аппаратом (механизмом) управления (принуждения) обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Государство (его органы) вправе применять принуждение ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства. К принудительным, карательным органам относятся армия, полиция, тюремные и уголовно-исполнительные органы и др.

6. Государство организует общественную жизнь на правовых началах (на основе законов). Это означает, что только государство имеет право издавать общеобязательные для исполнения правовые нормы; у государства имеется ряд самостоятельных структурных органов, обеспечивающих соблюдение правовых норм (суды, правоохранительные органы).

7. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Именно это является главным признаком государства. Суверенитет — верховенство государственной власти внутри страны и независимость в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами. Суверенитет имеет две стороны: внешнюю — независимость государственной власти, проявляется в признании данного государства международным сообществом, осуществлении самостоятельной внешней политики, невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела данного государства; внутреннюю — верховенство власти, исключительное право представлять все общество, а не его отдельные группы. Государственный суверенитет производен от народного суверенитета, который заключается в верховном праве народа решать свою дальнейшую судьбу. Народный суверенитет возникает раньше государства. Его следует отличать от национального суверенитета. Суверенитет национальный — верховное право нации определять свою судьбу, форму своего существования, то есть создать свое национальное государство. Возникает позже государственного суверенитета, так как нация появляется в государстве.

Читайте также:  Судебные расходы при определении признаков банкротства

Государство обладает факультативными (дополнительными) признаками, такими как государственная символика (флаг, гимн, герб), население, материально-технические средства (здания, средства связи, вооружение) и др. Эти признаки фиксируют предметную, в том числе и материально-вещественную сторону государства.

3.2. Сущность государства

Сущность государства — главное, основное, определяющее в этом явлении, совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых оно теряет свои особенности, своеобразие. Существует несколько подходов к исследованию этого вопроса.

Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как политическая организация, которая поддерживает господство одного класса над другим, причем меньшинства над большинством, а сущность его заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса.

С точки зрения общесоциального подхода государство есть политическая организация-ассоциация, члены которой объединены в единое целое публично-властными отношениями; оно есть орудие и средство достижения компромисса между ними.

В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических обществах.

Теория элит предполагает, что государственная власть должна принадлежать определенному кругу лиц, элите, которая и должна управлять остальными «инертными» массами.

Технократическая теория предполагает, что процесс управления очень сложен и доступен лишь профессионалам-управленцам, менеджерам, которые и должны руководить массами.

Любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое — по форме. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя все богатство общественных отношений за пределами политического государства. Государство и гражданское общество предстают как единство формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а содержание — гражданским обществом.

Источник

Государство: понятие, признаки, сущность

Признаки государства подразделяются на основные и дополнительные.

Территория Единая денежная

Население еденица

Публичная власть Единый государственный

Право язык

Государственный суверенитет Единое экономическое

Правоохранительные органы пространство

Армия Государственные

Налоги символы (флаг, герб,

К основным признакам государства относятся следующие:

1.Территория. Это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и очерчена границами государства. Без территории государство не существует, хотя она может изменяться со временем (например, уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии). На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения.

2.Население. Это человеческое сообщество, проживающее на территории государства.

3.Право. Как система общеобязательных правил поведения, право является средством управления, юридически оформляет государственную власть, определяет рамки и формы осуществления основных направлений деятельности государства и т.п.

4.Суверенитет –это верховенство государственной власти над всеми иными политическими силами внутри страны, ее самостоятельность и независимость на международной арене.

5.Система налогов, податей, займов,которые необходимы для содержания государственного аппарата, поддержки социальной сферы, обеспечения обороноспособности страны и т.д.

6.Армия –вооруженные силы страны, основная задача которых – защита территориальной целостности государства.

7.Публичная власть.Понятие «власть» означает способность принуждать действовать в определенном направлении, подчинять своей воле. В государстве такие отношения складываются между населением группой людей, осуществляющей управленческие функции.

Публичная власть обладает следующими особенностями:

· носит институциональный характер, т.е. осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую структуру;

· распространяет свое действие на всю территорию страны и на все население; способна решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы;

· обладает прерогативой на издание юридических норм;

Читайте также:  Акцепт его понятие и признаки

· ее указания являются общеобязательными, их исполнение поддерживается возможность применения государственного принуждения;

· действует постоянно и непрерывно;

· имеет публичную нематериальную основу (казну, государственное имущество).

Сущность государства

Как философская категория сущность – это совокупность наиболее важных, устойчивых свойств, определяющих самые необходимые глубинные связи и отношения предмета, явления, о которых зависят все их остальные свойства и признаки. Таким образом, проблема сущности государства – это проблема определения самой важной, определяющей его характеристики. Существует два основных подхода к определению сущности государства:

1.Классовый подход. Государство есть орудие господства одной части общества (собственников) над другой (несобственников). Основное социальное назначение государства – регулирование общественных отношений в интересах экономически господствующего класса. Поэтому сущность государства составляет диктатура экономически господствующего класса.

Общесоциальных подход (общечеловеческий). Сущность государства состоит в регулировании общественные отношения, управлении обществом. государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека, оно – инструмент примирения социальных противоречий. Государство представляет интересы всего общества. Его цель состоит в достижении социального компромисса и благоденствия всех членов общества.

особенностью современного подхода к определению сущности государства является признание того, что помимо классовых функций государство стремится решать и общесоциальные задачи (оборона, правопорядок, здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение).

Соотношение и взаимосвязь государства и права.

Важное значение при характеристике государства имеет выяснение его соотношения с правом, которое, как указывалось, является неотъемлемым признаком государства.

Соотношение государства и права можно проследить по трем аспектам, выявив их единство, взаимосвязь и взаимодействие. Единство между данными явлениями состоит в том, что государство и право возникают и развиваются совместно; выступают средствами управления, инструментами власти; призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы; определяются общими социально-экономическими и духовными факторами и т.п.

Различиямежду государством и правом заключается в следующем:

1.Если государство есть особая организация политической власти, то право – социальный регулятор.

2.Если государство выражает силу, то право – волю.

3.Если первичным элементом государства является государственный орган, то первичный элемент права – норма.

4.Они также не совпадают по формам, функциям и т.д.

Взаимодействиегосударства и права основано на том, что, с одной стороны, государство формирует, изменяет, отменяет право (правотворчество), а также реализует и охраняет его (правоприменение). С другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов, создает систему ответственности (включая юридическую) государства (органов государства).

Выделяют два вида основных типа взаимоотношения между государством и правом: когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (антидемократическое государство); когда право стоит над государством, выступая его ограничителем (правовое государство).

Источник

Понятие, сущность и основные признаки государства

При изучении теории государства и права, предметом которой являются именно государство и право, необходимо получить правильные представления о государстве, определить его основные особенности, признаки, позволяющие отличить его от иных социальных явлений.

Государство – это единая организация суверенной, политической, публичной власти, которая правовыми средствами и с помощью специального аппарата управления и принуждения обеспечивает организацию общественных отношений на строго определенной территории, устанавливая и взыскивая налоги.

1. В этом определении закреплены основные признаки государства. Рассмотрим их подробнее.

1. Государство – властвующая организация (см. об этом гл.1). Это не организация для решения культурных воспитательных, экономических и т.п. задач (хотя, безусловно, государство занимается и их решением), а организация для осуществления власти.

2. Единство. Государство, государственная власть едина в пределах определенного общества.

3. Суверенитет. Это политико-правовое свойство государства, связанное с его независимостью от какой-либо иной власти и самостоятельностью в решении всех вопросов как внутри страны, так и за рубежом. Верховенство предполагает полноту власти государства на своей территории. Независимость государственной власти означает ее независимость от какой-либо иной власти.

Суверенитет может быть внутренний и внешний. Внутренний – предполагает независимость государства от каких-либо властвующих субъектов внутри страны. Внешний суверенитет означает независимость государства в отношениях с другими государствами и международными организациями. Однако эта независимость не может быть абсолютной. Являясь членом мирового сообщества, любое государство в международных делах должно уважать права человека, требования международных договоров и конвенций.

4. Политический характер. Государственная власть – власть политическая. Государство и создавалось, и развивается, прежде всего, как власть политическая, связанная с решением не конкретных вопросов, а для регулирования отношений между классами, нациями, государствами и т.д. – то есть для политических отношений.

Читайте также:  Основные признаки неосновательного обогащения

5. Публичный характер. Государственная власть – власть публичная. Публичность власти проявляется в том, что она:

а) выделилась из общества. Члены общества, как известно, занимаются производством и распределением материальных и духовных благ.

б) стоит над обществом Отделившись от общества, государство существует не параллельно с обществом, а стоит выше, «над ним», ибо осуществляет по отношению к нему властвование.

в) действует в интересах всего общества. Все иные властные структуры осуществляют властвование только над членами своей группы, в рамках своего социального института (лидер конкретной партии, глава определенной организации и т.д.).

г) осуществляется специальным отрядом людей. Государственную власть осуществляют уже не члены общества (рабочие, врачи, педагоги и т.д.), а субъекты, имеющие специальные властные полномочия, статус, наименование (царь, министр, президент, судъя и т.д.).

6. Правовой характер деятельности. Государство осуществляет свои властные полномочия правовыми средствами. Для решения того или иного вопроса оно издает правовые акты общего и индивидуального характера и обеспечивает их реализацию опять же правовыми средствами.

7. Организованный характер. Государственная власть – не аморфное образование. Она четко организована в специальный аппарат, состоящий из взаимодействующих органов. От характера организации государственного аппарата зависит и эффективность деятельности государства.

8. Наличие специального аппарата принуждения. Среди органов государства имеются не только органы управления, но и специальные органы, осуществляющие исключительно принуждение.

9. Территориальная организация власти. Государственная власть в отличие от иных видов власти организуется территориально. Все иные властвующие субъекты имеют определенный круг подвластных (членов определенной партии, религиозной конфессии, членов коллектива и т.д.). Государственная власть распространяется на всех субъектов, населяющих определенную территорию. Каких-либо иных критериев распространения государственной власти на подвластных ( например, национальность, язык) не может быть.

10. Наличие налогов. Поскольку государственная власть публична, ее субъекты сами непосредственно ничего не производят. Для их существования, для обеспечения функций государства необходимы средства, которые государство и собирает с членов общества, с производителей материальных благ.

Только в совокупности всех указанных признаков государство становится подлинным «государством». Познание и характеристика указанных признаков имеет не только научно-теоретическое, но и практическое значение.

Указанные признаки государства позволяют подчеркнуть его особенности как специфического явления, определить признаки, отличающие его от иных субъектов социального властвования. Социальное же назначение государства, его общественная значимость определяется через категорию «сущность государства».

2. Сущность государства

Под сущностью любого явления понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития.

Применительно к государству его сущность составляет такая характеристика, которая раскрывает природу и назначение государства в обществе. Поэтому в науке сложились два подхода к пониманию сущности государства.

Другой подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служения обществу, а не отдельным лицам или классу. Подобная сущность государства проявляется в том, что оно понимается как орудие обеспечения целостности общества, порядка и организованности в нем, как средство обеспечения прав и свобод человека.

Подобная трактовка имеет ряд преимуществ перед классовым подходом:

Во-первых, здесь подчеркивается общественная, общечеловеческая природа государства., которое действует уже не в интересах класса, а всего общества и отдельных его членов, индивидов.

Во-вторых, в этом случае государство понимается уже не как орудие насилия, а как средство позитивного регулирования, упорядочения отношений, обеспечения свободы общества и личности.

Нередко в науке указанные подходы противопоставляются друг другу. По мнению отдельных авторов, наличие классовой сущности, диктаторских методов управления полностью исключает демократические методы и наоборот. Представляется, что подобная точка зрения не вполне точна.

С развитием общества постепенно сокращалась сфера классово-принудительного воздействия за счет увеличения общесоциальных функций. Современные демократические государства – государства социальные, действующее в интересах общества и личности. Но это не означает, что они не осуществляет действий в интересах политической элиты, определенного социального слоя. Таким образом, можно сказать, что сущность государства имеет двойственную природу: с одной стороны, в ней присутствуют начала классовости, с другой – общесоциальные, гуманистические начала.

Источник

Adblock
detector