- 22. Политическая система общества: понятие, признаки, элементы
- 23. Место и роль государства в политической системе общества
- 24. Государственный механизм: понятие, признаки, структура, принципы функционирования
- Понятие признаки и основные элементы политической системы
- Готовые работы на аналогичную тему
- Структура политической системы общества
- Понятие, признаки и структура политической системы общества
- Понятие и признаки и функции политической системы общества.
- Понятие и основные элементы политической системы общества.
22. Политическая система общества: понятие, признаки, элементы
Политическая система – это совокупность государственных и негосударственных институтов, посредством которых осуществляются политическая власть и управление обществом.
Выделяют следующие особенности политической системы:
ее связь с государственной властью
отражение в ней происходящих в обществе политических процессов
ее регулирующее и управляющее значение
регулирование ее деятельности нормами и правилами
Политическая система складывается под воздействием многих факторов – экономических, социальных, исторических, психологических и др., но ее функционирование в результате определяется человеком. Вся политическая активность в государстве осуществляется через и для людей.
Политическая система состоит из четырех подсистем:
политические организации – государство, политические партии, общественно-политические организации и движения
политические нормы – нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны
политические отношения – отношения между структурными элементами политической системы
политическая идеология – идеологические и психологические характеристики политической системы
23. Место и роль государства в политической системе общества
В историческом плане государство можно считать первой политической организацией. Государство занимает центральное место в политической системе. Это обусловлено следующими свойствами государства:
государство выражает общие интересы общества
государство распространяет свою власть на всю свою территорию
государство объединяет все свое население
государство обладает суверенитетом
государство обладает монопольным правом принятия общеобязательных правил поведения
государство располагает специальным аппаратом управления и принуждения
Исходя из вышеперечисленного только государство является полновластной организацией на территории страны. Другие субъекты политической системы не обладают подобными полномочиями: их власть распространяется только на членов данного объединения, они не обладают суверенитетом, их решения касаются только членов данного объединения.
24. Государственный механизм: понятие, признаки, структура, принципы функционирования
Государственный механизм – это совокупность государственных органов, организаций и учреждений, посредством которых реализуются функции государства, и осуществляется государственная власть. Помимо термина «государственный механизм» встречается термин «государственный аппарат»; по поводу соотношения между ними существуют две теории: по первой данные термины тождественны; по второй понятие государственного механизма шире понятия государственного аппарата (к государственному аппарату относят только государственные органы).
Государственному механизму присущи следующие особенности:
иерархия государственных органов, обеспечиваемая едиными принципами организации и деятельности
структурными звеньями являются государственные органы
служит средством реализации функций государства и осуществления государственной власти
имеет специфические орудия принуждения: тюрьмы, полиция, вооруженные силы
структура изменчива и во многом зависит от задач управления, стоящих перед государством
К общим принципам функционирования государственного механизма относятся:
легальный (на основе закона и в соответствии с законом) порядок образования и действия
единство государственной власти
работа на профессиональной основе
приоритет прав человека
разграничение компетенции между структурными элементами
доступность общественному контролю
принцип разделения властей
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Источник
Понятие признаки и основные элементы политической системы
Политическая система общества является целостной, упорядоченной совокупностью институтов, ролей, процессов, отношений, принципов политической организации общества, которые подчинены кодексу социальных, политических, идеологических, юридических, культурных норм, историческим традициям и установкам политических режимов в конкретном обществе.
Политическая система содержит организацию политической власти, взаимоотношения между государством и обществом, характеризует протекание процессов политики, которые включают институционализацию власти, состояние деятельности политики, уровень политического творчества в общественной сфере, характер политического участия, неинституциональных политических взаимоотношений. Политическая система является одной из частей или подсистем общей общественной системы.
Готовые работы на аналогичную тему
Политическая система представляется сложным, многогранным явлением. Она захватывает область политических отношений и процессов, обеспечивает единение общества при помощи политической власти.
В самом общем виде роль политической системы определяется как управление делами общества при помощи политической власти. Она призывается обеспечить реальное участие на практике населения в разработке, принятии и реализации социальных, экономических и политических решений. В науке дано большое количество разнообразных понятий политической системы.
Основными признаками политической системы являются:
Структура политической системы общества
Политическая система общества является совокупностью взаимно действующих и других институтов социума, которые действуют в границах конкретных норм и принципов, которая служит при помощи реализации власти, управления обществом. В состав политической системы входят: государство; политические партийные ячейки; разного рода общественные объединения, движения.
Политическая система представлена совокупностью государственных и общественных организаций и органов, при помощи которой реализуется государственная власть.
Компонентами политической системы представлены:
Не все учреждения включены в систему политики, а только те, что принимают на себя исполнение ее специфичных функций в обществе. Если учреждение реализует властные функции, применяет механизм принуждения, то это учреждение именуется органом.
В структуре системы политики общества государство представляется объективным важным ее составным элементом на протяженности всей истории общественного развития.
Источник
Понятие, признаки и структура политической системы общества
ТЕМА 7. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
Любая система представляет собой упорядоченную совокупность (единство) взаимосвязанных элементов. Примером одной из сложнейших систем является само человеческое общество. С философской точки зрения общественную систему образуют ряд подсистем: политическая, экономическая, духовная и т.п. Наиболее значимой для теории государства и права подсистемой является политическая подсистема, которая, в свою очередь также может рассматриваться в качестве самостоятельной совокупности взаимосвязанных элементов.
Под политической системой общества принято понимать совокупность упорядоченных институтов и норм, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Политическая система имеет ряд характерных черт (признаков):
во-первых, посредством нее осуществляется политическая власть;
во-вторых, она зависит от уровня развития общества, существующего политического режима, социально-экономической структуры общества;
в-третьих, обладает относительной самостоятельностью.
Любая, в том числе социальная система имеет свое внутреннее строение – структуру. Исследовав структуру политической системы общества можно выделить четыре среза (уровня), раскрывающих ее внутреннее строение: институциональный, регулятивный, духовный и коммуникативный.
Институциональный срез (уровень, подсистема) политической системы представляет собой совокупность организационно оформленных элементов (институтов), к которым относятся: государство, политические партии, местное самоуправление, общественные и религиозные объединения, средства массовой информации.
Таким институтам, как государство, политические партии, общественные объединения посвящены самостоятельные параграфы рассматриваемой темы. Вместе с тем, отдельного рассмотрения заслуживают также институты местного самоуправления и средств массовой информации.
Непременным условием для самоидентификации системы местного самоуправления является наличие у нее своей собственной сферы проявления. Как известно, сфера государственного проявления выражается в правовых нормах. Это значит, что местное самоуправление должно иметь в рамках правовых норм, установленных государством, свою собственную нишу, заполняемую в режиме саморегулирования. Вполне очевидно, что местное самоуправление не может проявляться вне рамок правового поля государства, но и пределы государственного регулирования общественных отношений не бесконечны; внедрение государственных правовых норм в те сферы общественной жизни, которые могут поддерживаться в необходимом состоянии на основе саморегулирования, или излишняя детализация правоотношений приведут к «девальвации» правовых норм, установленных государством.
Следует отметить, что государство в силу статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» санкционировало принятие непосредственно населением и органами местного самоуправления правовых норм, которые так же, как и правовые нормы, принятые государственными органами, имеют общеобязательный характер и обеспечиваются принудительной силой государства. Правотворческой практике советского периода известно, когда такими правами наделялись отдельные общественные организации, которые от этого не становились структурными образованиями государственного аппарата. В этой связи и органы местного самоуправления также нельзя считать автономными элементами системы государственной власти.
Средства массовой информации (СМИ) – многофункциональный социально-политический институт, действующий через систему относительно локальных реализаторов (средств) информации и характеризующийся: 1) обращенностью к массовой аудитории и общедоступностью; 2) корпоративным характером производства и распространения информации; 3) социально-преобразовательным потенциалом.
СМИ являются одним из основных инструментов коммуникации (которую можно также понимать в качестве синонима «информации»), в том числе политической коммуникации, под которой понимают «процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой, а также между политической и социальной системами». При этом политическая коммуникация подразумевает не одностороннюю направленность сигналов от элит к массе, а весь диапазон неформальных коммуникационных процессов в обществе, которые оказывают самое разное влияние на политику. Политическая жизнь в любом обществе невозможна без устоявшихся методов политической коммуникации.
Политическая коммуникация имеет свои специфические закономерности функционирования и развития, способна к опережающему воздействию на государственную политику, выступает непосредственной причиной, определяющей выбор того или иного варианта политического развития, поведения различных групп и отдельных граждан, перевода государственной системы в новое состояние.
Таким образом, политическую коммуникацию можно охарактеризовать как информационно-пропагандистскую деятельность социальных субъектов по производству и распространению социально-политической информации, направленной на формирование, стабилизацию или изменение образа мыслей и действий других социальных субъектов.
Исходя из своего коммуникативного потенциала СМИ могут быть охарактеризованы как особая подсистема (институт) социально-политического целого, обладающая исключительной важностью: они являются одновременно и пронизывающим все общество каналом информационного обмена, и циркулирующей по этому каналу жидкостью (информацией). В этом отношении их роль подобна роли денег в экономике (универсальные посредники). С другой стороны, они играют активную роль, и в этом отношении могут быть уподоблены политическому действию как таковому.
Учитывая сказанное, СМИ можно рассматривать как элемент политической системы, одновременно, в рамках как институционального, так и коммуникативного среза.
Регулятивный срез (уровень, подсистема) политической системы общества объединяет политические нормы, устанавливающие порядок взаимодействия политических институтов общества.
Большинство политических норм в силу своей значимости носят правовой характер, то есть закреплены в действующих в обществе источниках права. Наиболее важные принципы организации и функционирования политический системы закрепляются в конституции государства.
Так, статья 3 Конституции Российской Федерации предусматривает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Статья 13 Конституции гарантирует политическое многообразие, многопартийность, равенство общественных объединений перед законом.
Духовный срез (уровень, подсистема) политической системы общества включает политическое сознание и политическую культуру, представляющие собой совокупность знаний, представлений о политико-государственных явлениях, а также отношение к политической власти, ее уважение либо, наоборот, отрицание.
И, наконец, коммуникативный срез (уровень, подсистема) выражается в самих связях между вышеперечисленными элементами: политическими институтами, нормами, политическими сознанием и культурой.
Источник
Понятие и признаки и функции политической системы общества.
основные признаки политической системы:
1) тесная связь ее с государственной властью, с борьбой за государственную власть и ее осуществление;
2) выражение политических интересов различных классов, социальных слоев и групп;
3) наличие организационных форм выражения политических интересов;
4) урегулированность отношений между институтами политической системы правовыми, политическими нормами и политическими традициями.
Политическую систему определяют как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством. Составной частью политической системы, обеспечивающей ее функционирование, являются правовые, политические нормы и политические традиции.
Функции политической системы общества.
-обеспечение политической власти для определенной социальной группы или для большинства членов данного общества
-управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения
-мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач
-выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений
-удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества
-интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры
-легитимация политической власти
Структура политической системы общества
Политическая система общества – это совокупность взаимодействующих и иных социальных институтов, действующих в рамках определённых принципов и норм, служащая средством осуществления власти, управления обществом. В состав политической системы входят государство, политические партии, различного рода общественные объединения, движения.
Политическая система – совокупность гос. и общественных органов и организаций с помощью которой осуществляется гос. власть.
Компонентами политической системы являются:
а) совокупность политических объединений;
б) политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;
в) политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны;
г) политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы;
д) политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических объединений.
Политическая структура – совокупность политических, государственных организаций, институтов, учреждений и отношений между ними. Она выражает собой стабильную, устойчивую сторону отношений, которые устанавливаются между людьми в сфере политики. Это многообразие связей в принципе может быть сведено, к двум основным этапам: 1) сами действия, упорядоченные отношения, регулируемые правовыми и иными правилами (гражданство, воинская повинность, принадлежность к политическим партиям); 2) учреждения, организации, которые характеризуются постоянством структуры и участия своих членов, четко определенными задачами, для реализации которых они и создаются (органы управления, политические партии). Не все учреждения входят в политическую систему, а только такие, которые берут на себя выполнение ее специфических функций в сообществе. Если учреждение осуществляет властные функции, использует механизм принуждения, то это учреждение называется органом.
Место и роль государства в политической системе общества.
Источник
Понятие и основные элементы политической системы общества.
Политическая система общества– совокупность политических организаций, социально-политических обязанностей, форм взаимодействий и взаимных отношений между ними, в которых реализуется политическая власть. Политическая система существует в реальной стране или группе стран. Ее основа – определенное сообщество людей. Ее основные элементы: • политическое сообщество людей– совокупность больших социальных групп, выполняющих определенные социальные функции в обществе и являющихся носителями политической власти или отчужденные от нее (правящие элиты, государственные служащие и др.);
• совокупность политических институтов и организаций, составляющих структуры системы(правящие органы власти, группы, преследующие политические цели (объединения предпринимателей и др.);
•нормативная подсистема(политические, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи и другие регулятивы политического поведения и деятельности);
•функциональная подсистема,образуемая совокупностью методов политической деятельности; • политическая культура и коммуникативная подсистема;
• политическая элита– избранный слой общества, привилегией которого является политическое управление обществом; • политическая бюрократия– государственный управленческий аппарат, реально осуществляющий властные полномочия независимо от воли народа;
• политические институты– один из основных элементов политической системы. Характер институтов и их взаимодействие обусловлены свойствами системы как целого. В зависимости от этого те или иные институты приобретают роль господствующих. Каждый институт является носителем функций по принятию политических решений, контролю за изменениями политической системы и социальной среды, политической коммуникации;
‘государство– многофункциональный политический институт, выступающий орудием политического господства определенного класса и управления обществом. Интересы определенных слоев населения выражает не непосредственно государство, но политические партии и организации;
• политические партии– непосредственные политические участники, создаваемые определенными группами внутри общества для достижения политических целей. Они обретают право влиять на государство, способность продвигать своих членов в правящие органы.
Политическая система состоит из политических действий. Поэтому все элементы политической системы должны рассматриваться в совокупности В единстве политические действия и политические отношения образуют содержание политической системы.В этом смысле политические институты – это организованные формы функционирования политических отношений.
Политическая культура– весь накопленный и усвоенный субъектами политический опыт, в том числе и опыт властных отношений. Она присутствует во всех структурах и компонентах политической системы.Коммуникативная система– форма совместной деятельности людей и их общественных отношений, условие ее функционирования и существования.
Личность как субъект права. Правосубъектьность. Правовой статус личности.
Правовой статус — это юридически закрепленное положение субъекта в обществе. Правовой статус фиксирует по сути дела фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в обществе. Правовой статус есть признанная конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они играют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса. В структуре последнего выделяют такие элементы:
1) права и обязанности;
2) законные интересы;
3) правосубъектность;
4) гражданство;
5) юридическая ответственность;
6) правовые принципы и т.п.
Правовой статус бывает общим, специальным и ин-дивидуальным. Эти виды отражают собой соотношение таких философских категорий, как общее, особенное и отдельное.
Общий статус — это статус лица как гражданина гос-ударства, закрепленный в Конституции. Он является одинаковым для всех граждан РФ.
Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.
Индивидуальный статус определяется особенностями отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.
Правосубъектность (праводееспособность) – способность быть субъектом права.
Состав правосубъектности индивидов:
1. Правоспособность – способность индивида иметь в силу норм права субъективные права и нести юридические обязанности (возникает в момент рождения и прекращается смертью).
2. Дееспособность – способность своими действиями осуществлять права и обязанности.
3. Деликтоспособность – способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.
1. Общая – возможность иметь любые права и обязанности, предусмотренные законодательством.
2. Отраслевая – возможность приобретать права и обязанности в тех или иных отраслях права
3. Специальная (должностная, профессиональная) – способность, при которой требуются специальные познания или талант (судьи, врача, ученого и т.п).
1. Полная – наступает с момента совершеннолетия
2. Частичная – до 14 лет (малолетних); с 14 до 18 лет (несовершеннолетних)
3. Ограниченная – состоит в ограничении дееспособности по суду (хронические алкоголики, наркоманы).
Источник