Понятие государства его генезис и признаки

Генезис, сущность, признаки и функции государства.

Теории происхождения гос-ва:

Классовая. Маркс, Энгельс. Гос-во- инструмент господства одного класса над другими. Возникает с классами, частной собственностью, разделением труда.

Натуралистическая. Теория естественного происхождения. Аристотель. Гос-во существует по природе.

Теологическая. Фома Аквинский, Августин Блаженный. Гос-во – результат божественной воли.

Патриархальная. Роберт Филмер. Гос-во –семья, монарх- отец.

Органичекая. Герберт Спенсер. Государство- организм.

Психологическая. Бюрдо. Государство- определённая иерархия, основанная на подчинении и управлении.

Признаки государства:

1) Территория. Пространство на которое распространяется юрисдикция государства.

Пространство, где распространяется юрисдикция государства.

3) Власть. Государство –особая организация политической власти.

Власть:

-Монопольное право на принуждение.

-Монопольное право на издание законов, обязательных для всего населения.

-Монопольное право на взимание налогов и сборов.

Функции государства:

a. Защита конституционного строя и существующего порядка.

b. Регулирование хозяйственных и социальных отношений.

c. Обеспечение законности и правопорядка.

d. Культурно-воспитательная функция.

a. Обеспечение суверенитета, территориальной целостности и безопасности страны.

b. Защита и представление интересов государства на международной арене.

c. Сотрудничество с другими государствами.

d. Участие в решении глобальных проблем современности.

Типы и формы государства.

Подхода к типологии

Гос-ва определённого типа соответствует типу общественно-экономической формации (Маркс, Энгельс):

Цивилизационный неповторимый набор культурных, мировоззренческих особенностей гос-ва:

По религиозному признаку:Хантингтон «Столкновение цивилизаций»:

Формы гос-ва — способ организации и осуществления гос. власти.

2) политический режим

3) форма территориального государственного устройства.

Форма правления— организация высшей гос. власти в стране, структура и порядок формирования высших органов власти.

a) Абсолютные – всевластие главы государства (Саудовская Аравия, Катар, Оман)

a) Ограниченный или конституционные— власть ограничена парламентом.

ii. Парламентская – власть сосредоточена в Парламенте (Великобритания, Дания, Норвегия, Япония). Глава гос-ва монарх, но он не выполняет ключевых функций. Парламент имеет законодательную власть, он отправляет правительство в отставку, путем выражения вотума недоверия.

a) Президентские- жёсткая система разделения властей. (США)

Парламент – законодательная функция. Законодательная власть влияет на правительство путем импичмента (досрочное смещение высших должностных лиц государства, в том числе и президента, осуществляется парламентом квалифицированным большинством.

Исполнительная власть влияет на законодательную путем отлагательного вето (законы подписывает глава гос-ва). Парламент может преодолеть президентское вето квалифицированным большинством и закон в этом случае вступает в силу без подписи президента.

b) Парламентские – правительство формируется на правительственной основе. Парламент формирует правительство и отправляет его в отставку путем вынесения вотума недоверия. Парламент назначает президента. Ключевая фигура – премьер-министр. (ФРГ, Италия, Греция, прибалтийские страны).

c) Смешанная – стремится сочетать в себе качества парламентской и президентской республик. Правительство назначает президента с согласия парламента. Отправляется в отставку президентом либо парламентом путем выражения вотума недоверия. Действует отлагательное вето, импичмент, право роспуска парламента президентом. (Франция, РБ, Австралия, Россия).

b) Федерации входящие в образования субъекты (земли, кантоны и др.) федерации обладают определённой политической автономией при подчинении центру. Федерации формируются на территориальной и национальной основе, на национальной территории (смешанной) – РФ (США, Канада, Мексика, Бразилия, Индия, РФ, ФРГ)

Разновидности конфедерации:

Кондоминиум— политический союзы, где крупные гос-ва управляют внешними территориями. (Франция и Андорра.)

Ассоциированное гос-во. На основе договорных союзов на заранее оговоренных основаниях. (США И Маршалловы острова.)

Договорные союзы— крупное гос-во в одностороннем порядке управляет меньшим. (Индия и Бутан.)

Протекторат (Англия и Египет.

Империи. Обширное территориальное формирование путем захвата власти, имеющую сильную централизованную власть

Унии. Общий глава гос-ва и органы.

Источник

Понятие и признаки государства

Понятие, признаки и сущность государства

В юридической литературе существует множество определений понятия государства. Это связано с тем, что никакая другая организация не может конкурировать с государством, при выполнении задач и функций, при выполнении задач и функций, связанных с жизнедеятельностью общества. Кроме того, государство есть очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление, которое прямо и непосредственно затрагивает интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. В этой связи решить указанные выше проблемы, возможно лишь при изучении государства в конкретно-исторических условиях, в различных его взаимосвязях с экономической, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие народные достижения. В этой связи хотелось бы дать некоторые научно-обоснованные определения понятия государства:

1. Государство есть исторически развивающееся явление, т.е. его роль и значение рассматривались применительно к конкретно-историческому периоду его развития, с использованием тех объективных факторов, которые характерны для данного периода.

2. Государство есть продукт общественного развития, т.е. применительно к государственно-организованному обществу оно является основной управляющей системой.

3. Русские юристы излагали в своих работах следующие определения понятия государства. Так Коркунов считал, что государство есть «общественный союз, представляющий собою самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми». Трубецкой считал, что «государство есть союз людей, властвующих самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории». Гумилович определяет государство как «естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка». Следует заметить, что сторонники марксистко-ленинской теории определяли государство как организацию политической власти экономически господствующего класса, машину для угнетения одного класса другим, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы. Таким образом, указанные определения носили сугубо классовый характер, который является важнейшим признаком любого государства.

Читайте также:  Морфологические признаки слова немецкие самолеты

4. Несколько иное, более современное определение содержится в работе профессора С.С. Алексеева, который под государством понимает особую организацию политической власти экономически господствующего класса (трудящихся во главе с рабочим классом – в социалистическом обществе), располагающая специальным аппаратом принуждения и придающая своим велением обязательную силу для населения всей страны.

Существуют и другие определения понятия государства, но всех их объединяет то обстоятельство, что любое государство должно рассматриваться в его исторической действительности и во всех его исторических проявлениях.

В юридической литературе определяют следующие основные признаки государства, отличающие его от других видов социальной власти:

Перечисленные выше признаки позволяют определить государство как особую форму организации политической власти в обществе на определенном историческом этапе его развития, обладающей суверенитетом и осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

Говоря о сущности государства и существующих в научной литературе подходов в ее понимании, следует отметить, что государство может рассматриваться как «объединение людей, подчиненных праву, интересы которых выражают властные органы», либо как «система институтов публичной власти, аппарат управления, обособленный от общества и выражающий его интересы или интересы каких-либо групп.

Таким образом, в зависимости от различных научных пониманий (подходов) в сущности государства можно выделить два подхода: 1) его способность выражать общезначимые интересы большинства (общесоциальная сущность), либо, 2) его способность представлять интересы экономически господствующего класса, или отдельных социальных групп (классовая сущность).

Кроме того, говоря о сущности государства, следует отметить, что ее внутреннее содержание также составляют перечисленные признаки, которые отличают государство от негосударственных институтов и общественных объединений.

Государственная власть, ее свойства и формы существования

Говоря о власти, как о социальном явлении, следует отметить, что любое человеческое общество на различных этапах его развития всегда предполагает властное руководство им, т.к. оно является главным условием функционирования, социальной системы, а также регулятором общественных отношений, возникающих в любом организованном обществе.

В юридической литературе родовую общину выделяют как исторически первую форму организации до государственного общества. Власть носила общественный характер, его высшим органом являлось народное собрание, решение которого были обязательными и распространялись на всех взрослых членов рода, племени, союз племен. Кроме того, общественные отношения в первобытном обществе регулировались с помощью обычаев – исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного повторения и совершения одних и тех же действий и поступков.

Кроме обычаев, также действовали такие общественные нормы как традиции, морали, ритуалов, обрядов, религиозные нормы и др. Особенностью первобытного общества также являлись отсутствие в нем специальных органов власти (аппарата принуждения, что характерно лишь для государственно-организованного общества).

Таким образом, разложением первобытнообщинного строя и возникновением государства, появляется совершенно иная организация – государственная (политическая) власть, которая характеризуется имущественным и социальным неравенством (появление имущих и неимущих классов), опирается на силу государственного принуждения, используя при этом специальный аппарат и учреждения (суд, тюрьмы, правоохранительные органы и др. государственные учреждения и организации).

Сказанное позволяет дать следующее определение власти – этот способность и возможность одного человека, группы, организации, государства в целом навязывать свою волю другому лицу, группе и т.д. вопреки их сопротивлению.

Основными признаками государственной власти, отличающей ее от других видов власти, являются:

В юридической литературе в зависимости от способа организации, выделяют следующие виды органов государственной власти:

Каждый их перечисленных выше органов государственной власти не подменяет другие органы власти, а выполняет строго возложенные на них функции, в соответствии с представленными им полномочиями:

Деятельность органов государственной власти основана на следующих принципах:

Источник

Понятие государства его генезис и признаки

11. понятие государства, его генезис и признаки

Понятие государства: особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление с помощью специальных органов.

Центральным институтом политической системы общества является государство. Термин «государство» в политологии обычно употребляется в двух значениях: в широком смысле (как страна, общество, народ, расположенные на определенной территории и представляемые органом высшей власти; в этом значении говорят, например, о российском, французском, болгарском и т.п. государствах) и в узком собственном смысле слова. Последнее понимание – строго научное. В его рамках государство определяется как организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных и т.п.) в пределах определенной территории.

Читайте также:  Что относится к доминантным признакам

Признаки государства, отличающие его от социальной власти родового строя и других структур политически организованного общества:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны, материализованной в специфических принудительных учреждениях и распространяющейся на всю территорию страны и на всех находящихся там лиц (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть – это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения);

2) система налогов, податей, займов (необходимы для материального обеспечения государственной политики: экономической, социальной, оборонной и т.п., а также для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени, вероисповеданию и т.д.);

4) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях);

5) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

7) претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага.

Государство обладает высшей властью (верховенством) в пределах собственных границ, ибо само определяет, какими будут его отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима.

Верховенство государственной власти означает:

– ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества;

– монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики;

– осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой правоприменительной и правоохранительной);

– прерогативу государства отменять, признавать ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства.

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности защищать собственный суверенитет и национально-государственные интересы.

Понятие «суверенитет» имеет для государства такой же смысл, что и понятие «права и свободы» для человека. Суверенитет государства включает экономические, политические и правовые аспекты.

Экономической основой государственного суверенитета слу-жит владение территорией, определенной собственностью, культурным достоянием и т.п.

Политическая основа суверенитета заключается в существовании стабильного, сложившегося государства, наличии достаточно развитой политической организации власти.

Правовой основой суверенитета являются конституции, законодательство, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие равенство государств, их территориальные права и территориальную целостность, невмешательство во внутренние в внешние дела, право наций на самоопределение.

Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особый субъект политических отношений, как главный компонент системы общества.

Происхождение государства. Государство – политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая науки дают все новые знания о причинах его происхождения. В разных теориях высказываются различные причины возникновения государства: в теологической – божественная сила; в договорной – сила разума, сознания; в психологической – факторы психики человека; в органической – биологические факторы; в материалистической – социально-экономические факторы; в теории насилия – военно-политические факторы и т.д.

В литературе выделяются и некоторые другие условия, влияющие на образование государства: географические, этнические, демографические, информационные и иные.

Таким образом, возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве главной, определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения, прежде всего социально-экономической жизни, как инструмент упорядочения совместного удовлетворения интересов общества, групп, классов, социальных слоев, отдельных личностей.

Формирование государства – длительный процесс, у различных народов мира он шел разными путями.

На востоке наибольшее распространение получила такая форма возникновения государства, как «азиатский способ производства» (Египет, Вавилон, Китай, Индия и др.) Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность и другие. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организаторами производства.

По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы.

Читайте также:  Менопаузальный синдром признаки у мужчин

Афины – это самая чистая, классическая форма возникновения государства из классовых антагонизмов, развившихся внутри родового строя.

В Риме образование государства было ускорено борьбой бесправных плебеев и римской родовой аристократии (патрициев).

Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена. Ряд ученых придерживается мнения, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности – закреплением крестьянства и крупной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками – знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).

Содержание

Читать: Аннотация
Читать: Методические советы по подготовке и сдаче зачета по курсу «политология»
Читать: 1. политология как наука о политике, ее взаимоотношениях с человеком, государством и обществом
Читать: 2. политические учения древнего мира: платон, аристотель, конфуций
Читать: 3. взаимодействие государственной власти и церкви в эпоху средневековья
Читать: 5. особенности развития политической мысли в россии в хviii веке: и. посошков, ф. прокопович, а. радищев
Читать: 6. особенности развития политической мысли в россии в хiх веке: декабристы, западники, славянофилы
Читать: 7. развитие политической науки в россии в хх веке
Читать: 2. советский период развития отечественной политической науки
Читать: 8. сущность политической власти
Читать: 9. принцип разделения власти. виды власти
Читать: 10. понятие политической системы, ее структура и функции
Читать: 11. понятие государства, его генезис и признаки
Читать: 12. сущность государства и его типология
Читать: 13. формы правления и формы государственного устройства
Читать: 14. соотношение правового государства и гражданского общества.
Читать: Социальное государство
Читать: 15. понятие политического режима. тоталитаризм и авторитаризм
Читать: 16. понятие демократии, ее признаки и классификация
Читать: 17. отличительные черты современной демократии
Читать: 18. определение и функции политических партий, движений, групп интересов
Читать: 19. типология политических партий, партийных систем
Читать: 20. современный этап формирования многопартийности в россии
Читать: 21. основные общественно-политические течения современности: либерализм, консерватизм, социализм и другие течения
Читать: 22. политическое сознание. уровни политического сознания
Читать: 23. политическая культура, ее сущность и содержание.типы политической культуры
Читать: 24. тенденции и противоречия этно-национальных отношений в политическом развитии общества
Читать: 25. политическое участие и его формы
Читать: 26. политический процесс

Источник

Генезис, признаки и функции государства.

Государство возникает на определенной стадии развития человечества как институт власти и управления обществом. Выделяют факторы, способствующие его возникновению: углубление общественного разделения труда; обособление управленческой деятельности; появление частной собственности и разделение общества на классы.

По вопросу происхождения государства существуют несколько теорий:

1. натуралистическая; 2. теологическая; 3. патриархальная; 4. договорная; 5. органическая; 6. психологическая; 7. теория завоевания; 8. марксистская.

Наиболее популярна теория общественного договора. Ее разработчики Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Руссо. Суть данной теории можно свести к следующему. В суровой борьбе за выживание разрозненно живущие люди были свободны и равны между собой, но вынуждены были вести войну всех против всех. В поисках выхода из хаоса люди заключили договор, отказавшись от части своих естественных прав и передав их в ведение государства. Таким образом, люди добровольно ограничили свою свободу в обмен на закон и порядок.

Появление государства – это закономерный результат стремления людей жить в цивилизованном и благоустроенном обществе. Именно государство способно эффективно регулировать социальные отношения.

Одним из первых мыслителей в научный оборот термин государство («stati») ввел Н. Макиавелли. По его мнению, государство не божий промысел, а дело рук человека. Политическое состояние общества характеризуется определенными отношениями между людьми, между правителем и поданными. Цель этих отношений – обеспечение порядка, незыблемость частной собственности и безопасность личности. Он рассматривал государство как любую верховную власть над человеком.

Государство – это организация, образуемая социальной общностью на определенной территории и располагающая монопольным правом на применение легитимного насилия.

Можно выделить характерные для любого государства общие признаки:

публичность власти; территория; суверенитет; законотворчество; монополия на легальное применение силы; право на взимание налогов и печатание денег; наличие гражданства; государственная символика (герб, гимн, флаг).

Функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции – это деятельность государства, направленная на управление обществом, на согласование интересов различных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий. Внешние функции – это защита национальных интересов и обеспечение национальной безопасности. Реализацию функций государства осуществляет комплекс специальных органов и учреждений: 1. представительные органы (парламент); 2. исполнительно-распорядительные органы (правительство, премьер, президент); 3. надзорно-контрольные органы; 4. органы охраны общественного порядка; 5. судебная система; 6. органы государственной безопасности; 7. вооруженные силы.

Различают две формы государства: монархия, республика и их разновидности.

По формам территориального устройства государства подразделяются на: унитарное государство, федерация и конфедерация.

Источник

Adblock
detector