Первые признаки человеческой общности появляются

Какова структура общества? Дайте характеристику его элементов.

Понятие общество

1.Охарактеризуйте понятие «общество». Как оно возникло?
Таким образом, общество — это продукт взаимодействия людей. Человек не может существовать вне общества, так же как не существует общества без людей. Общество появилось тогда, когда человек выделился из мира животных. С тех пор человек как биологический вид перестал меняться. Наоборот, значительные изменения начало претерпевать человеческое общество.

2.Может ли человек жить вне общества? Представьте себя изолированным от общества. Каким мог быть результат такой ситуации?
Человек — существо общественное. Он не может жить изолированно, не взаимодействуя с другими людьми.
Человек, находясь в изоляции, не имеет общения с людьми, которые были в обществе. Он перестает общаться с людьми, постепенно теряет свои человеческие качества, свойства. У него стираются любые границы морали, пропадают социальные нормы, поскольку не происходит подпитка со стороны общества, он не задействован в социуме и ему не нужно придерживаться норм. Таким образом, человек, который находится в изоляции, постепенно перестает быть человеком.

3.В чем состоит сущность социал-дарвинизма? Почему он опровергается современной наукой?
Социал-дарвинисты считали, что принцип «выживает сильнейший» должен быть перенесен не только на взаимоотношения отдельных людей и их групп, но и на развитие отдельных народов. Подобная точка зрения опровергается современной наукой. Каждый же человек в обществе сугубо индивидуален, обладает волей и сознанием и может принимать самостоятельные решения.

4.Почему термин «социальные животные» считается условным? В чем состоит отличие общественных животных от человеческого общества?
Человеческое общество более сложно и более развито, чем животное. Человек использует язык для общения, как устный так и письменный. Животные тоже общаются через звуки, но это нельзя назвать языком.
Основные различия:
-Человеческое общество более развито чем животный мир
-У человека есть моральные принципы
Животные действуют согласно инстинктам, общество людей же наоборот, подавляет инстинкты и пытается взаимодействовать с помощью правил, морали.

5.Дайте определение понятия «общество». Какие признаки общества выделил американский социолог Э.Шилз?
Общество — это обособившаяся от природы часть материального мира со всей совокупностью исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

Американский социолог Э.Шилз считал, что общество – это объединение людей, которое обладает определенными признаки:

-Не является частью крупной системы;

-Браки заключаются между представителями данного объединения;

-Пополняется за счет детей представителей этого объединения;

-Имеете свою территорию;

-Имеет свое название и даже свою историю;

-Обладает собственной системой управления;

-Существует дольше средней продолжительности жизни индивида;

-Его сплачивает общая система ценностей (свои обычаи, традиции и пр.), которые находят выражение в определенной культуре.

6.Раскройте понятия «страна», «государство», «нация». В чем состоит их взаимосвязь?
Страна— определенная территория, имеющая государственную принадлежность.
Государство— политическая организация, которая осуществляет управление населением определенной территории.
Нация— это группа людей, складывающаяся на основе общности территории, экономических связей, языка, культуры, сознания своего внутреннего единства и отличия от подобных образований.

7.Что такое общественные отношения? Каковы их виды? В чем состоит их взаимосвязь?
Все многообразные связи между людьми, возникающие в процессе их взаимодействия, называются общественными отношениями.
Общественные отношения также представляют собой систему связей, с помощью которых общество приобретает целостность и устойчивость. Они имеют несколько разновидностей:

· Производственные отношения, складывающиеся в процессе производства и распределения материальных благ;

· Политические отношения, возникающие в процессе управления обществом и борьбы за власть;

· Брачно-семейные отношения – личные отношения, связанные с рождением и воспитанием детей;

· Межнациональные отношения – между представителями разных наций;

· Социальные отношения – между различными социальными группами (например, между богатыми и бедными)

Указанные разновидности общественных отношений не могут существовать изолированно. Каждый человек стремится найти более оплачиваемую и престижную работу, чтобы обеспечить свою семью, и в то же время подняться выше по социальной лестнице, — так производственные отношения связаны с социальными и брачно-семейными. Если у человека не получается улучшить свое материальное и социальное положение, он часто винит государственную власть или сам стремится участвовать в осуществлении власти, отдавая предпочтение той или иной политической силе на выборах в государственные органы. Иногда недовольство выливается в обвинения в адрес представителей других наций. Так могут пересекаться производственные, социальные, политические и национальные отношения.

Какова структура общества? Дайте характеристику его элементов.

На основе системы общественных отношений можно охарактеризовать структуру общества, под которой понимается совокупность его составных элементов:

· производство материальных и духовных благ;

· социальные общности — группы людей, объединенные на основе каких-либо общих признаков;

· политические организации, главное место среди которых занимает государство;

Источник

Признаки социальной общности

Признаки социальной общности

• Сходство условий жизнедеятельности.

• Наличие совместной деятельности

• Формирование собственной культуры.

• Социальная идентификация членов общности, их само причисление к этой общности

Социальные общности отличаются, необычным разнообразием конкретных форм и видов. Они могут варьироваться:

· по количественному составу: от нескольких лиц до многочисленных масс;

· по продолжительности существования: от минут и часов (например, пассажиры поезда, театральная аудитория) до столетий и тысячелетий (например, этносы)

· по степени связи между индивидами: от относительно устойчивых объединений до весьма аморфных, случайных образований ( например, очередь, толпа, аудитория слушателей, болельщики футбольных команд), которые называют квазигруппами или социальными агрегациями. Для них характерна непрочность взаимосвязей между контактирующими людьми.

· Социальные общности подразделяются на устойчивые ( например, нация) и кратковременные (например, пассажиры в автобусе). Виды социальных общностей:

• Классовые общности и слои.

• Исторические формы общности.

• Этнические и территориальные общности.

• Общности, сложившиеся в зависимости от интереса индивидов.

Классификации социальных групп:

В основу первой классификации положен такой критерий (признак), как численность, т.е. количество людей, являющихся членами группы. Соответственно существуют три типа групп:

1) малая группа – немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном контакте и взаимодействии;

2) средняя группа – относительно многочисленная общность идей, находящихся в опосредованном функциональном взаимодействии.

3) большая группа – многочисленная общность людей, находящихся в социально-структурной зависимости друг от друга.

Признак Численность Контакт Членство Структура Связи в процессе труда Примеры
Малая Десятки человек Личностный: знакомство друг с другом на личностном уровне Реальное поведенческое Развитая внутренняя неформальная Непосредственные трудовые Бригада рабочих, учебный класс, группа студентов, сотрудники кафедры
Средняя Сотни человек Статусно-ролевой: знакомство на уровне статусов Функциональное Юридически оформленная (отсутствие развитой неформальной структуры) Трудовые, опосредованные официальной структурой организации Организация всех работников предприятия, вуза, фирмы
Большая Тысячи и миллионы человек Отсутствие контакта Условное социально-структурное Отсутствие внутренней структуры Трудовые, опосредованные социальной структурой общества Этническая общность, социально-демографическая группа, профессиональная общность, политическая партия

Вторая классификация связана с таким критерием, как время, существования группы. Здесь выделяются кратковременные и долговременные группы. Малые, средние и большие группы могут быть как кратковременными, так и долговременными. Например: этническая общность – это всегда долговременная группа, а политические партии могут существовать веками, а могут и очень быстро сходить с исторической сцены. Такая малая группа, как, например, бригада рабочих, может быть либо кратковременно: люди объединяются для выполнения одного производственного задания и, выполнив его, расстаются, либо долговременной – люди всю свою трудовую жизнь работают на одном предприятии в одной и той же бригаде. Третья классификация опирается на такой критерий, как структурная целостность группы. По этому признаку выделяют первичные и вторичные группы. Первичная группа – это не разложимое далее на составные части структурное подразделение официальной организации, например: бригада, отдел, лаборатория, кафедра и пр. Первичная группа – всегда малая формальная группа. Вторичная группа – это совокупность первичных малых групп. Предприятие, насчитывающее несколько тысяч работников, например «Ижорские заводы» называется вторичным (или основным, поскольку состоит из более мелких структурных подразделении цехов, отделов. Вторичная группа практически всегда средняя группа.

Число детей в семье

· малодетные семьи — 1-2 ребёнка (недостаточно для естественного прироста)

· среднедетные семьи — 3-4 ребёнка (достаточно для малорасширенного воспроизводства, а также для возникновения внутригрупповой динамики)

· многодетные семьи — 5 и более детей (намного больше, чем это нужно для замещения поколений)

При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и её организации.

В зависимости от форм брака:

1. моногамная семья — состоящая из двух партнёров

2. полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнёров

Полигиния — одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён — не более четырёх

Полиандрия — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов.

В зависимости от пола супругов:

однополая семья — двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей, искусственно зачатых или детей от предыдущих (гетеросексуальных) контактов.

Разнополая семья

В зависимости от количества детей:

· бездетная, или инфертильная семья;

В зависимости от состава:

· простая или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:

· элементарная — семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:

· полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок

· неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей

· составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных

· сложная семья или патриархальная семья — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

В зависимости от места человека в семье:

Читайте также:  Признаки уреаплазмы у ребенка

· родительская — это семья, в которой человек рождается

· репродуктивная — семья, которую человек создаёт сам

В зависимости от проживания семьи:

· матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены,

· патрилокальная — семья, проживающая совместно с родителями мужа;

· неолокальная — семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.

3. Функция эмоционального удовлетворения. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла в первичной группе, и прежде всего в семье. Огромное количество данных свидетельствует о том, что серьёзные преступления и другие негативные отклонения намного чаще происходят у тех, кто в детстве был лишен заботы в семье, что дети, воспитанные в детских домах без любви матери и отца, гораздо в большей степени подвержены заболеваниям, психическим расстройствам, повышенной смертностью и т.д. Доказано, что потребность людей в близком доверительном общении, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования.

5. Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены его семьи. Так же могут и защищать его.

Б.52 Социализация личности.

Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизведения социальных норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой. Этот процесс направляется обществом, государством через влияние на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей. Кроме того, управление и влияние со стороны государства осуществляется через посредство целенаправленного и социально контролируемого воспитания (семейного, религиозного, социального). Эти составляющие имеют как частные, так и существенные различия на протяжении жизни человека на различных стадиях или этапах социализации.

Социализация выполняет в обществе три основных задачи: 1) Интегрирует индивида в общество, а также в различные типы

социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и

2) способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими

3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений

через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:

социализации различают ее первичные и вторичные формы.

Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях жизнедеятельности человека. Происходит это через осознание своей принадлежности к данной общности. Агентами здесь выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы, ведущие к десоциализации.

Важнейшими факторами социализации личности выступает феномен нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а также вхождение индивида в более сложные структуры общества.

Б. 54 Образование как социальный институт.

Образование — формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания от одного человека или группы другим. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

Признаками института образования являются:

Основные виды образования: Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

Признаки социальной общности

• Сходство условий жизнедеятельности.

• Наличие совместной деятельности

• Формирование собственной культуры.

• Социальная идентификация членов общности, их само причисление к этой общности

Социальные общности отличаются, необычным разнообразием конкретных форм и видов. Они могут варьироваться:

· по количественному составу: от нескольких лиц до многочисленных масс;

· по продолжительности существования: от минут и часов (например, пассажиры поезда, театральная аудитория) до столетий и тысячелетий (например, этносы)

· по степени связи между индивидами: от относительно устойчивых объединений до весьма аморфных, случайных образований ( например, очередь, толпа, аудитория слушателей, болельщики футбольных команд), которые называют квазигруппами или социальными агрегациями. Для них характерна непрочность взаимосвязей между контактирующими людьми.

· Социальные общности подразделяются на устойчивые ( например, нация) и кратковременные (например, пассажиры в автобусе). Виды социальных общностей:

• Классовые общности и слои.

• Исторические формы общности.

• Этнические и территориальные общности.

• Общности, сложившиеся в зависимости от интереса индивидов.

Классификации социальных групп:

В основу первой классификации положен такой критерий (признак), как численность, т.е. количество людей, являющихся членами группы. Соответственно существуют три типа групп:

1) малая группа – немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном контакте и взаимодействии;

2) средняя группа – относительно многочисленная общность идей, находящихся в опосредованном функциональном взаимодействии.

3) большая группа – многочисленная общность людей, находящихся в социально-структурной зависимости друг от друга.

Признак Численность Контакт Членство Структура Связи в процессе труда Примеры
Малая Десятки человек Личностный: знакомство друг с другом на личностном уровне Реальное поведенческое Развитая внутренняя неформальная Непосредственные трудовые Бригада рабочих, учебный класс, группа студентов, сотрудники кафедры
Средняя Сотни человек Статусно-ролевой: знакомство на уровне статусов Функциональное Юридически оформленная (отсутствие развитой неформальной структуры) Трудовые, опосредованные официальной структурой организации Организация всех работников предприятия, вуза, фирмы
Большая Тысячи и миллионы человек Отсутствие контакта Условное социально-структурное Отсутствие внутренней структуры Трудовые, опосредованные социальной структурой общества Этническая общность, социально-демографическая группа, профессиональная общность, политическая партия

Вторая классификация связана с таким критерием, как время, существования группы. Здесь выделяются кратковременные и долговременные группы. Малые, средние и большие группы могут быть как кратковременными, так и долговременными. Например: этническая общность – это всегда долговременная группа, а политические партии могут существовать веками, а могут и очень быстро сходить с исторической сцены. Такая малая группа, как, например, бригада рабочих, может быть либо кратковременно: люди объединяются для выполнения одного производственного задания и, выполнив его, расстаются, либо долговременной – люди всю свою трудовую жизнь работают на одном предприятии в одной и той же бригаде. Третья классификация опирается на такой критерий, как структурная целостность группы. По этому признаку выделяют первичные и вторичные группы. Первичная группа – это не разложимое далее на составные части структурное подразделение официальной организации, например: бригада, отдел, лаборатория, кафедра и пр. Первичная группа – всегда малая формальная группа. Вторичная группа – это совокупность первичных малых групп. Предприятие, насчитывающее несколько тысяч работников, например «Ижорские заводы» называется вторичным (или основным, поскольку состоит из более мелких структурных подразделении цехов, отделов. Вторичная группа практически всегда средняя группа.

Источник

Общество: понятие, признаки, типы

Общество как социальная система. Типология обществ

Общество: понятие и признаки

При всей кажущейся неопределенности и многозначности понятие «общество» используется для обозначения той социальной среды, в которой действует человек.

В отличие от животного человек наделен разумом и волей, способен сознательно ставить перед собой цели, которые стремится достичь, выбирать методы их достижения, предусмотреть возможные результаты своих действий. Общество представляет собой социальную организацию людей, проживающих на определенной территории. Отличия общества как социальной системы от природной среды можно выявить с помощью некоторых признаков:

1) общество представляет собой объединение людей, взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения значимых для них потребностей. Общество есть результат этого взаимодействия. Одиноко живущего на острове Робинзона Крузо нельзя назвать обществом, как, впрочем, и группу людей, изолированных друг от друга.

Русский социолог П.А. Сорокин (1889—1968), эмигрировавший в США, метко заметил:

Для того чтобы общество могло быть, нужно, по меньшей мере, двое людей и чтобы эти люди были связаны друг с другом связью взаимодействия. Такой случай будет простейшим видом общества;

2) общество представляет собой взаимодействие людей, наделенных волей и сознанием. Поэтому не всякое объединение людей можно назвать обществом. Древнейших обезьяноподобных людей, живших более 2 млн лет назад, нельзя рассматривать как общество прежде всего потому, что основу их отношений составляли отношения к природе, а не друг к другу. В лучшем случае это объединение можно назвать «естественным обществом», а не социальным.

Смысл жизни первобытного человека сводился к приспосабливанию к условиям среды обитания. В «естественном обществе» человек является частью природы, первобытных людей объединяли инстинкты, и в первую очередь инстинкт самосохранения. Социальное общество возникает лишь с пониманием непохожести своей группы на другую и необходимости совместного проживания. Иначе говоря, общество появляется с возникновением социального сознания. Оно означает переход от инстинктивного объединения людей к сознательному;

3) общество — это не эпизодическое и случайное взаимодействие индивидов, а устойчивое, постоянное сотрудничество людей, объединенных на основе объективно сложившегося всеобщего интереса и порожденных им единых социальных целей. В них находят свое отражение те потребности, которые не могут быть удовлетворены индивидуально. Эти цели связаны с ориентацией людей на сохранение и воспроизводство общества, придание ему устойчивости, целостности. Всеобщий интерес не уничтожает и не подменяет частные индивидуальные или групповые интересы, он формируется на их основе, вбирает их в себя. Всеобщий интерес может обретать различные формы выражения. Так, по мнению французского социолога Э. Дюркгейма (1858—1917), всеобщий интерес выражается в общности коллективных представлений, чувств, верований, противостоящих природному эгоизму. Ориентация на сохранение общества, по мнению американских социологов Т. Парсонса (1902—1979) и Р. Мертона (1910—2003), обусловлена общностью тех фундаментальных норм и ценностей, которыми руководствуются люди в своей деятельности. Например, в развитых странах Запада такими ценностями признаются свобода индивида, личный успех, материальное богатство, частная собственность и т.д. По мнению другого американского социолога — Э. Шилза (1911—1995), всеобщий интерес представлен общностью центральной власти, территориальной целостностью, согласием центра и периферии;

4) общество характеризуется наличием власти — специальных институтов (законодательных, исполнительных, судебных) и права как общеобязательных норм поведения людей, способных обеспечить упорядочение социальных взаимодействий людей, защитить их от внешней угрозы;

5) регуляция и согласование общезначимых и индивидуальных интересов и потребностей в рамках единого общества невозможны без развитой культуры. Развитая культура способна удовлетворить самые разнообразные потребности и обеспечить саморегуляцию и самовоспроизводство социальных взаимосвязей людей путем установления общепризнанных в обществе целей (ценностей) и выработки устойчивых правил поведения (норм) по их достижению. Таким образом, развитая культура придает смысл человеческой жизнедеятельности либо добровольно, либо по принуждению с помощью власти, подчиняя индивидов тем нормам поведения, которые соответствуют всеобщему интересу и всеобщему благу.

Читайте также:  Структура организации по функциональному признаку

В западной науке выделяются иные признаки общества. Современные американские социологи Г. Ленски и Дж. Ленски отмечают пять свойств общества:

В завершение анализа признаков общества можно дать его определение.

Общество представляет собой устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой общим интересом и взаимодействующих друг с другом на основе общеобязательных норм в целях удовлетворения индивидуальных потребностей.

Типы общества

С момента своего возникновения общество не оставалось неизменным. На его развитие оказывали воздействие различные факторы: географическое расположение, национальные особенности, культура, религия и т.д. Влияние внешних и внутренних факторов обусловливало различия в способах организации конкретных обществ, что позволяло отличать их, типологизировать на основе общих признаков.

С XVIII в. в науке установилось деление первобытной истории на эпохи дикости, варварства и цивилизации. В основе этого деления лежит теория известного американского этнографа Л.Г. Моргана (1818—1881). Критерием типологии обществ, по Моргану, служи ли способы получения человеком средств к существованию.

В соответствии с этим классификатором он выделял три типа обществ: дикости, варварства и цивилизации. По Моргану, эпоха дикости — это время присваивающего собирательства и охотничьерыболовецкого хозяйства. Эпоха варварства — время производящего земледельческо-скотоводческого хозяйства. Высшим этапом развития эпохи варварства является появление металла: сначала бронзы, а затем железа, совершившего революцию в орудиях производства.

С изобретения буквенного письма (алфавита), появления классов, государства и права началась эпоха цивилизации. В странах Африки и Азии первые цивилизации возникли на рубеже IV—III тыс. до н.э., в Европе — в I тыс. до н.э., а в Америке — в I тыс. н.э.

Современные американские ученые Г. Ленски и Дж. Ленски отдают предпочтение тому же критерию — способу производства средств к существованию — и выделяют следующие типы общества:

1) общества, живущие охотой и собирательством. Охотники и собиратели ведут кочевой образ жизни, используют примитивные каменные орудия труда, их социальная жизнь основана на кровнородственных связях;

2) садоводческие общества на Ближнем Востоке, зародившиеся в IV тыс. до н.э. В более развитых садоводческих обществах используются металлические орудия (кроме плуга), усложняется социальная структура вследствие нарастающего имущественного неравенства;

3) аграрные общества, возникшие в Древнем Египте, Аккаде, Шумере, Вавилоне, уже знали металлический плуг и использовали животных в качестве тягловой силы. Это позволило производить больше продуктов, чем требовалось для потребления. Излишки стали обменивать, возникли торговля, ремесла. В аграрных обществах появилась письменность, посредством которой фиксировались сроки посева и сбора урожая, учитывался трудовой вклад каждого члена общества. Отношения между людьми перестали основываться на родственных связях, теперь это были соседи, позднее появились классы. Для регулирования отношений между ними возникли государство и право;

4) промышленные общества, возникшие в конце XVIII в. в Европе. Промышленное производство стало основой хозяйственной жизни, что обусловило появление новых классов — буржуазии и пролетариата, сосредоточение основной массы населения в крупных городах.

Таким образом, общество в отличие от природы является искусственной средой, которую человек создает сознательно, объединяясь с другими людьми не на основе инстинкта самосохранения, а на основе понимания необходимости жить совместно. Появление общества возможно лишь при условии оседлого образа жизни, расширения спектра человеческих потребностей и, как следствие этого, общественного разделения труда, развития производства, через которые эти потребности удовлетворяются.

Именно совместное проживание, совместная деятельность способствуют формированию социального сознания, которое предоставляет обществу возможность осознать общность целей. Следовательно, появление общества не только является следствием развития материального производства, но и обусловлено возникновением коллективного сознания, понимания непохожести своего рода и племени на другие группы, необходимости соизмерять свои желания и эгоизм с всеобщими интересами.

Догосударственное общество

С момента возникновения человеческое общество изменялось не только в направлении роста потребностей и способов их удовлетворения, но и в направлении организации и регуляции совместной жизнедеятельности индивидов. Это выражалось в том, что на смену примитивным формам организации жизни человека, какими были первобытное стадо, род, племя, союз племен, приходила более совершенная и сложная — государство. Исходя из средств и методов, с помощью которых организовывалась и упорядочивалась жизнедеятельность человека, можно выделить два этапа в развитии человеческого общества:

На каждом из этих этапов человек организовывал свою жизнь (трудовую деятельность, взаимоотношения с другими людьми) так, чтобы наиболее успешно приспособиться к меняющимся условиям внешней среды и по возможности удовлетворить свои растущие потребности. Однако приспособление человека к условиям обитания напрямую было связано с его возможностями — главным образом с развитием орудий производства и трудовых навыков, способами организации и регуляции процесса производства, потребления произведенного продукта, а также разрешения возникающих конфликтов.

Способы организации и регуляции совместной деятельности людей в «обществе без государства»

Человек современного типа — Homo sapiens (человек разумный) появился 40 тыс. лет назад, а государство и право возникли в Египте 5 тыс. лет назад. Следовательно, около 35 тыс. лет человек жил без государства. Первобытный человек не мог выжить в одиночку. Исторически первой формой его объединения с другими людьми было первобытное стадо, насчитывающее от 20 до 40 чел. Оно возникло на низшей ступени дикости.

Первобытное стадо людей отличалось большой сплоченностью, необходимой для совместной защиты от хищных зверей и добычи пищи. Первобытное стадо представляло собой биологическую и одновременно хозяйственную общность, все члены которой были равны в своих правах. Занимались первобытные люди собирательством, рыболовством и охотой, т.е. присваивали то, что давала природа.

Немецкий ученый В. Фольц, путешествовавший в первой половине XX в. по острову Суматра (Индонезия), так описал жизнь и быт наиболее отсталой ветви народа кубу, жившего первобытным стадом:

Большей же частью кубу живут кочевой жизнью и беспрестанно бродят по своей области в поисках созревших лесных плодов. Все свое время и силы они тратят на поиски пищи. Питаются фруктами, ягодами, корнями и клубнями, которые откапывают острыми палками. С удовольствием едят и ящериц, лягушек, гусениц, и личинки жуков. Охота и рыбная ловля играют в быту кубу очень небольшую роль, так как у них нет необходимых орудий. Кубу еще не пришли к мысли, что можно оставлять про запас несколько штук бананов или клубней. Они собирали ровно столько, чтобы утолить голод, и съедали без остатка то, что собирали1.

Однако совместный труд при всей своей неразвитости привносил в стадо элементы производственной организации, устойчивости и сплоченности первобытной формы общности, делая стада более замкнутыми. Управление столь примитивными коллективами осуществлялось просто: во главе стада стоял вождь, сила, ум, опыт которого помогали выживать первобытному стаду.

Более высокую форму объединения людей представляла собой родовая община. Род возник на высшей ступени дикости, когда люди научились выращивать растительную пищу и приручать диких животных, наделенных теми или иными полезными для человека качествами. Земледелие и скотоводство принесли с собой значительные перемены в жизнь человека. Произошел переход от присваивающей формы хозяйства к производящей. Последствия этого перехода состояли в том, что:

Иными словами, появились орудия, позволяющие их владельцу добывать пищу независимо от коллектива.

Управление родовой общиной осуществлялось старейшиной и советом. Старейшина избирался всеми членами рода, а совет состоял из опытных старейших членов рода. На время войн из числа членов рода избирались вожди, отличавшиеся смелостью и силой.

Американский историк и этнограф Л.Г. Морган писал об организации управления у североамериканских индейцев (ирокезов):

Совет был выдающейся чертой древнего общества, азиатского, европейского и американского, от возникновения рода в период дикости и до цивилизации. Он был орудием управления, как и верховной властью в роде, племени. Обыкновенные дела решались вождями, но все, что касалось общих интересов, передавалось на решение совета. Самой простой и низшей формой совета был совет рода. Это было демократическое собрание, так как каждый взрослый член рода, мужчина и женщина, имел голос по всем вопросам, которые на нем ставились, он выбирал и смещал сахема (старейшину. — Авт.) и вождей, выбирал «хранителей веры», прощал или мстил за убийство родича и усыновлял в род чужих. Все члены ирокезского рода были лично свободны и обязаны защищать свободу друг друга; они пользовались одинаковыми привилегиями и личными правами; причем сахемы и вожди не претендовали на какое-либо преимущество в этом отношении.

Хотя номинально ирокезы занимали свои должности пожизненно, на практике это зависело от их поведения, поскольку совет рода мог сместить сахема и вождя.

Более высокими формами социальной организации были племя и союзы племен.

Племя состояло из нескольких родов, связанных кровным родством и общей территорией. Роды, входившие в племя, сохраняли свою хозяйственную самостоятельность. При этом некоторые виды деятельности, имевшие значение для всего племени, переходили в ведение органов управления племени. К органам управления относились: совет племени (в нем принимали участие все члены племени), совет старейшин и вождь, избираемый на период войны.

Союз племен представлял собой объединение нескольких племен для решения какой-либо задачи. Чаще всего племенные союзы возникали для отражения внешней агрессии или, наоборот, для захвата новых территорий. Распространение металлических орудий позволило меньшему количеству людей производить больше продуктов.

Из родовой общины выделялись малые семьи, способные прокормить себя самостоятельно. Поэтому союз племен представлял собой уже объединение разных родов, племен, индивидуальных семей, расселившихся на одной территории. Среди общинников происходило имущественное расслоение, появлялись более состоятельные семьи и бедные. Родоплеменная организация, основанная на кровном родстве ее членов, равенстве их прав и обязанностей, уже не в состоянии была обеспечить целостность племенного союза старыми средствами. Участниками племенного союза становились преимущественно соседи, а не прямые родственники. Кроме того, эти соседи были не равны по имущественному положению. Возникла потребность в более эффективном механизме, который способствовал бы примирению различающихся, а часто и противоположных интересов. Таким механизмом стало государство.

Само государство возникло на основе постепенного преобразования органов родоплеменной власти, еще не отделившихся от общины, в органы публичной власти, обособленные от общества.

Предшественником государства была такая организация власти в родовой общине, как военная демократия. Термин «военная демократия» ввел американский этнограф Л. Морган для характеристики древнегреческого общества в период перехода от родовой к соседской общине.

Читайте также:  Признаки необычных сделок при проведении операций по договорам займа

Соседская община характеризуется двойственностью: еще сохранялась коллективная собственность на землю, угодья, пастбища, леса, но уже появилась частная собственность на орудия труда, скот, рабов, наблюдалось индивидуальное присвоение результатов труда. Система власти в военной демократии учитывает эту двойственность соседской общины. Институтами военной демократии были: военный вождь, наделенный еще и судебными полномочиями, совет вождей и народное собрание.

Власть вождя, совета вождей первоначально была основана на личном авторитете этих людей, уважении к их выдающимся качествам: смелости, знаниям, мудрости. Они не имели никаких средств насилия и принуждения по отношению к сородичам. Грабительские войны заметно возвышали роль военного предводителя, от искусства которого зависели судьбы соплеменников. Военный вождь племени или племенного союза постепенно оттеснял старейшин от реальной власти. Вокруг военного предводителя объединялись сильные и храбрые воины, составлявшие его дружину. Но это была еще демократия. Существовало народное собрание, которое стало собранием воинов. Важные решения принимали на народном собрании. Все воины были равны и формально имели право на равную долю захваченного в походе имущества. Однако на практике военный предводитель и его приближенные забирали себе большую и лучшую часть награбленного.

Постепенно военный предводитель союза племен превращался в правителя (князя, царя, короля), а его приближенные становились советниками и наместниками. Дружина превращалась в войско, на которое правитель опирался при осуществлении внутренней и внешней политики. Иными словами, появилась особая, не совпадающая с населением общественная (публичная) власть, располагающая аппаратом принуждения (армией, полицией, тюрьмами, судом).

Система социального регулирования в догосударственном обществе

Социальное регулирование: понятие и элементы

Жизнь первобытного человека, несмотря на ее примитивный характер, нуждалась в регулировании. Различные формы социальной практики (охота, обмен, брачные отношения и т.д.) для успешного взаимодействия их участников вырабатывали определенные регуляторы совместной деятельности: образцы, стандарты поведения, которых должны придерживаться все. Удачные регуляторы закреплялись, а неудачные — зыбывались.

Система социального регулирования представляет собой совокупность средств и методов воздействия на поведение индивида, посредством которых ему придается состояние, желаемое и необходимое для общества.

Система социального регулирования включает в себя ненормативные (ценностный, информационный, предсказания, приказы и т.д.) и нормативные регуляторы (нормы права, морали, религии, традиций, обычаев и т.д.). Действие этих групп регуляторов различно.

Ненормативная подсистема влияет на сознание, чувства, привычки, эмоции индивида, стремясь убедить его в полезности определенного поведения. Так, например, ценностный регулятор воздействует на поведение людей посредством убеждения в выгодности следования исторически сложившимся стереотипам (устойчивым ожиданиям), психологическим установкам, целям, которые разделяет большинство группы, общества, устоявшемуся распределению социальных ролей между мужчинами и женщинами, детьми и взрослыми.

Однако в процессе самоорганизации рода, племени складывалась и нормативная подсистема. Ее действие основано на установлении четких правил поведения (норм), содержащих равный масштаб свободы. Такие правила характеризуются обязательностью исполнения и наличием санкций за их нарушение. На основе этих правил люди организовывали и регулировали совместный труд, охоту, распределяли произведенный продукт, определяли порядок взаимоотношений между мужчиной и женщиной, процедуры разрешения возникающих споров и т.д. Наличие этих общеобязательных правил ограничивало эгоизм человека, делало его поведение предсказуемым. Более того, эти нормы касались правил взаимопомощи, самозащиты и способствовали выживанию человека. По этой причине человек стремился неукоснительно выполнять данные правила. Нормы догосударственного общества исторически были первой разновидностью социальных норм.

Социальные нормы — это правила поведения, принятые большинством общества. К ним можно отнести нормы морали, традиции, обычаи, религиозные нормы и правовые нормы.

Нормативная природа этих правил выражается в том, что они определяют масштаб возможного и должного поведения, который является общепринятым в данном обществе. Несоблюдение правил сопровождается применением санкций — неблагоприятных последствий для нарушителя. Неблагоприятные последствия выражаются в применении как мер общественного воздействия (замечаний, лишения статусов, привилегий, порицания, отлучения от церкви), так и принуждения (изгнания из общины, рода, телесных наказаний, членовредительства и др.).

Мононормы

Правила, которым следовали в своем поведении первобытные люди, называются мононормами (от греч. monos — один и лат. norma — правило). Свое название они получили потому, что были едиными и нерасчлененными, содержали моральные предписания, религиозные запреты, обычаи, традиции и правовые обязывания. Это внутреннее единство морально-правовых начал в мононорме обусловлено недифференцированностью самой жизни первобытного человека, где личное и общественное, права и обязанности были слиты, поэтому мононормы нельзя отнести ни к моральным нормам, ни к нормам права. Их главное назначение состояло в том, чтобы помочь человеку приспособиться к природной среде, способствовать выживанию и воспроизводству человека как биологического вида.

Мононормы складывались стихийно, методом проб и ошибок.

В процессе отбора сохранялись только те правила поведения, которые в лучшей степени способствовали выживанию рода, племени, обеспечению их целостности. Среди мононорм можно выделить нормы-запреты и нормы-ожидания, которые различались по характеру санкций. Нормы-запреты существовали в виде табу, нарушение их каралось жестокими наказаниями. Нормы-ожидания находили свое выражение в традициях, обычаях, обрядах, ритуалах, мифах и формировали у индивида установку на положительное поведение.

У многих первобытных народов были установлены строгие правила поведения, в числе которых было много норм-запретов, направленных на ограничение произвола сильных, господства животного эгоизма первобытного человека. Запреты, т.е. недопустимость совершать те или иные поступки, основывались на религиозных верованиях. Считалось, что за нарушение установленных запретов духи или различные божества карали людей болезнями и смертью.

Поскольку впервые такую систему запретов ученые обнаружили в Полинезии, то для обозначения слова «запрет» стали использовать полинезийское слово «табу». Табу играли значительную роль в жизни первобытного человека и касались различных сторон его деятельности.

Например, в книге Д.Д. Фрэзера «Золотая ветвь» описаны табу на общение с иноплеменниками (людьми из другого племени), на прием пищи и питья, который связан с особой опасностью (в это время душа могла выскользнуть через рот); табу на обнажение лица, на остатки пищи, людей, носящих траур, и даже на воинов, которые вступали на тропу войны. До и после военных действий воины исполняли особые обряды и считались неприкосновенными.

Наконец, существовало табу на браки между кровными родственниками (запрет на инцест).

Многие табу у некоторых народов сохраняются до сих пор. Это касается табу на прикосновение к священным особам, вождям племен, императорам.

Известен случай, когда в июле 1874 г. камбоджийский король выпал из перевернувшегося экипажа. Он без сознания лежал на земле, но никто из свиты не осмеливался к нему прикоснуться, пока не подоспел один из европейцев, который или не знал о табу на королевскую особу, или счел, что к нему это не относится. Он-то и помог раненому монарху добраться до дворца.

В прошлом существовал запрет, согласно которому никто не мог прикоснуться к императору Кореи. Если он все-таки дозволял кому-то прикоснуться к своей особе или сам прикасался к кому-то, то счастливчик удостаивался большой чести: всю оставшуюся жизнь он должен был носить особый знак отличия: как правило, это был шнурок из красного шелка.

Среди норм-ожиданий особое место занимали мифы. Они в образной форме (мистической, религиозной) отражали окружающий мир и помогали человеку ориентироваться в нем. Из мифов человек узнавал о хороших и плохих способах поведения и их последствиях. Мифы содержали накопленный предшествующими поколениями социальный опыт. Через мифологические обряды и действия первобытный человек лучше усваивал социальные нормы, опыт, знания природных и общественных явлений. На основе полученных знаний человек определял свое поведение, строил взаимоотношения с людьми. Следовательно, мифы служили руководством к действию и представляли собой комплекс верований, придающих жизни человека смысл. В ценностно-нормативном и информационном качестве мифы помогали первобытному человеку лучше приспособиться к окружающей среде и выработать устойчивые правила поведения.

Например, у индейцев племени яномаме, проживающих на юге Венесуэлы и севере Бразилии, сформировалась следующая система представлений об окружающем мире, обусловливающая их поведение в быту. Согласно мифу племя яномаме произошло от крови Духа Луны, который часто спускался на землю, где питался душами детей и хлебом из маниоки. Однажды человек рассердился за это и в гневе ранил стрелой Духа в живот. Кровь брызнула на землю, и ее капли превратились в людей. Дух Луны передал людям племени яномаме такие качества, как воинственность и жестокость. Они должны проявлять эти качества в жизни. Так, если мужчину обвиняли в трусости или жадности, то ожидалось, что он вызовет обидчика на поединок. При этом противники должны были обмениваться ударами в грудь. Споры относительно женщин или воровство пищи являлись основанием для драки на палках, когда группы мужчин избивали друг друга дубинками длиной от 8 до 10 футов. Таким образом, благодаря мифу формировалось определенное представление о системе ценностей, на основе которой строятся взаимоотношения в племени яномаме. Главной ценностью считалась жестокость, поэтому ожидание, что мужчина защитит свою честь в поединке, являлось нормой, соответствующей этой ценности.

К нормам-ожиданиям, в соответствии с которыми первобытный человек «выстраивал» свое поведение, кроме мифа относятся нормы морали, религиозные нормы, ритуалы, традиции и обычаи.

Очень древний обычай наносить на тело или лицо татуировку сохранился у некоторых первобытных племен до сих пор. Для первобытных племен татуировка, во-первых, представляла собой незыблемую традицию, а во-вторых, была проявлением магических сил.

Полинезийское племя маорми украшает татуировкой лицо. Таким образом члены племени охраняют себя от злых чар. Некоторые колдуны татуируют больного в целях излечения. В Древнем Китае татуировка была разновидностью символических наказаний, когда отрезание ноги заменялось покраской тушью колена. Тем самым общество пыталось перевоспитать преступника, выставляя его на всеобщее осуждение и презрение.

В последнее время этот древний обычай получил распространение среди европейцев. Существуют целые каталоги нательных рисунков.

Внимание подростков к этому обычаю связано с их стремлением подражать рок-певцам, разукрашенным цветными татуировками.

Распространенность татуировок в армии преследует отчасти практическую цель: нанося татуировку, солдаты обозначают на теле свою группу крови и резус-фактор.

Характер санкций во многом определялся тем, что первобытный человек не был самостоятельным субъектом, а представлял собой органическую часть рода. Его желание выжить защищалось правилом талиона (от лат. talionis — возмездие, равное по силе преступлению). Смысл наказания заключался в причинении виновному такого же вреда, который был нанесен им. В обиходе этому соответствовал принцип «око за око, зуб за зуб».

Источник

Adblock
detector