Отличительные признаки спортивной карьеры

Этапы и особенности спортивной карьеры.

Осуществленные за последнее десятилетие исследования позволили получить представление о том, что собой представляет спортивная карьера и каковы отличия спортивной карьеры от других карьер. Начало исследований карьеры было положено еще Б. Г. Ананьевым. Он полагал, что любая карьера состоит из четырех этапов: подготовка, старт, кульминация и финиш.

На наш взгляд, подобное деление карьеры на этапы является универсальным и подходит к любой профессиональной карьере. Однако в случае со спортивной карьерой есть своя специфика. Спортивная карьера начинается очень рано, еще в дошкольном детстве, и заканчивается также рано по меркам профессий, не имеющих отношения к спорту.

Наши белорусские коллеги Е.А. Лупекина, О.Н. Мельникова выделили следующие особенности спортивной карьеры:

· более раннее начало этапа «подготовки». Обычно это дошкольный или младший школьный возраст, но бывает и раньше, особенно в спортивных семьях;

· относительно ранний старт спортивной карьеры и выбор конкретного вида спорта;

· относительно ранняя кульминация спортивной карьеры;

· половые различия в сроках кульминации и финиша спортивной карьеры;

· больший сдвиг в сторону рождения, чем профессиональная трудовая карьера;

· в спортивной карьере выражен скачкообразный характер развития;

· для спорта характерны более жесткие условия конкуренции, чем в большинстве других сфер деятельности;

· у спортсмена есть возможность продлить свою СК за счет смены спортивного амплуа или вида спорта. Во многих профессиях аналогичные возможности весьма ограничены;

2. Периодизация спортивной карьеры

Профессиональная карьера, в ходе которой происходит становление профессионала, является главной проблемой психологии труда. Именно потому мы считаем возможным обратиться к исследованиям этой научной дисциплины. К проблеме профессионального становления личности неоднократно обращались зарубежные и отечественные исследователи. Авторами наиболее известных концепций профессионального становления личности являются: Ш. Бюлер Э. Гинцберг, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Э. Ф. Зеер, Т. В. Кудрявцев, Е. А. Климов, К. М. Левитан, Б. Ливехуд, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Ю. П. Поваренков, Н. И. Повякель, А. Т. Ростунов, Э. Роу, Д. Сьюпер, А. Р. Фонарев, Р. Хейвигхерст, Д. Холланд, Э. Шпрангер, В. Д. Шадриков и др. Несмотря на существенные различия, общим для всех теорий является то, что профессионализация представляет собой процесс, предполагающий прохождение индивидом ряда этапов профессионального развития. Анализ концепций выше упомянутых авторов, а также их обобщение, позволил представить следующие этапы профессионального развития личности.

· Этап оптации. Этап определения сферы интересов и способностей личности, а также выбор профессиональной деятельности, который может длиться от рождения до окончания школы.

· Этап профессиональной подготовки, который предполагает получение профессиональных знаний, умений, навыков в стенах профессионального учебного заведения (4-5 лет).

· Этап становления профессионала. Предполагает формирование профессионально важных качеств и самореализацию личности в профессиональной деятельности.

· Этап профессионального мастерства. Здесь субъект труда, овладев профессиональной деятельностью активно и творчески самореализуется.

Отметим, что определение временных параметров становления профессионала не представляется возможным, так как их прохождение субъективно и определяется конкретными социальными условиями осуществления профессиональной деятельности, индивидуальным смыслом ее реализации и пр.

Источник

ГЛАВА 16 Психология спортивной карьеры

ГЛАВА 16 Психология спортивной карьеры

16.1. Этапы и особенности спортивной карьеры

Спортивная карьера – это многолетние занятия человека спортом, нацеленные на высокие достижения и связанные с постоянным самосовершенствованием спортсмена в избранном виде спорта.

Особенностями спортивной карьеры по сравнению с профессиональной карьерой являются ее раннее начало (часто еще в старшем дошкольном возрасте; это касается плавания, фигурного катания, спортивной и художественной гимнастики, прыжков в воду), ранние специализация и кульминация (в 18–30 лет в зависимости от вида спорта) и раннее окончание. В среднем длительность спортивной карьеры составляет 10,5 лет (Н. Б. Стамбулова). Более длительна спортивная карьера у легкоатлетов, лыжников, спортигровиков, борцов. При этом девушки и женщины достигают кульминации и завершают спортивную карьеру на 1–2 года раньше, чем мужчины. На сроки завершения спортивной карьеры влияют полученные спортсменами травмы и ухудшение спортивных результатов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ГЛАВА 1 Психология деятельности спортсмена

ГЛАВА 1 Психология деятельности спортсмена Спорт – это специфический вид человеческой деятельности и в то же время – социальное явление, способствующее поднятию престижа не только отдельных личностей, но и целых общностей, в том числе и государства.В настоящее время

ГЛАВА 20 Психология конфликтов в спортивных коллективах

ГЛАВА 20 Психология конфликтов в спортивных коллективах 20.1. Конфликтные ситуации и конфликтыСледует различать конфликтные ситуации и конфликты. Конфликтная ситуация – это возникновение разногласий, то есть столкновение желаний, мнений, интересов. Конфликтная ситуация

ГЛАВА 21 Психология деятельности спортивных судей

ГЛАВА 21 Психология деятельности спортивных судей Важными действующими лицами в спорте являются спортивные судьи. Считается, что они должны быть не только бесстрастными регистраторами хода игры и нарушения правил, но и воспитателями игроков. На них порой лежит

Читайте также:  Расходятся кости при беременности признаки

Глава 3. Классификация в спортивной борьбе

Глава 3. Классификация в спортивной борьбе «Пожалуй, во всех областях науки, техники и искусства используется в большей или меньшей степени классификация. В определенном аспекте она отражает все достижения в данной области знаний и в значительной степени высоту

13.1. Психология как базисный компонент спортивной педагогики

13.1. Психология как базисный компонент спортивной педагогики При рассмотрении психологии как действенного средства спортивной педагогики следует иметь представление о составе тех функциональных качеств, которые предопределяют особенности тех или иных умственных и

Удаление до конца карьеры

Удаление до конца карьеры Я провел в «Локомотиве» до и после Португалии в общей сложности 11 сезонов, отдал ему все – душу, здоровье, профессиональные навыки. Потом уже жалел, что в конце 2005–го покинул «Локо», наверное, была возможность остаться. Контракт заканчивался,

Глава 18 Психология

Глава 18 Психология Во-первых, вы должны говорить правду. Нет ничего плохо в том, чтобы сообщить игроку, что он потерял форму. Любому, чье доверие ослабло, я отвечу, что мы — «Манчестер Юнайтед» и не можем позволить себе опуститься до уровня других клубов.Когда необходимо

Глава 2 Новая модель карьеры гонщика: место в кокпите с помощью уловок, кредитов и спонсоров

Глава 2 Новая модель карьеры гонщика: место в кокпите с помощью уловок, кредитов и спонсоров В начале 70-х годов появилось то, что в наше время является чем-то само собой разумеющимся: покупка гонщиком места в кокпите. Мне кажется, первым, кто в Формуле 1 купил себе пару

ЗАВЕРШЕНИЕ КАРЬЕРЫ

ЗАВЕРШЕНИЕ КАРЬЕРЫ И, наконец, свершилось! Московское «Динамо» возглавил Константин Бесков. По идее, кадровый динамовец, наставник «серебряной» команды на Кубке Европы-64, костяк которой взял «бронзу» на чемпионате мира два года спустя, давно уж должен был занять

Источник

Особенности «мужской» и «женской» спортивной карьеры

К основным особенностям женской и мужской карьеры Н. Стамбулова относит длительность, нереализованность СK; приход в спорт; отношение к тренировке и спортивным целям; отношение к соревнованиям, ориентация на успех в спорте; решения с тренером и товарищам» спор­тивной команде; «приобретет «цена» СК; переход от кульминационному финишу СК; адаптация после спорта.

Далее рассмотрим более подробно каждую из них.

Длительность и генерализованностъ СК. Для женщин характерны более раннее нача­ло, кульминация и финиш спортивной карьеры по сравнению с мужчинами в тех же ви­дах спорта. Мужчины начинают чуть позднее, но зато они более активны в поисках «сво­ей» спортивной специализации и чаще имеют генерализованную (связанную с двумя и более вида спорта. Женщины в этом смысле сколько более склонны к постоянству и, следовательно, к более концентрированной спортивной карьере.

Приход в спорт. Мальчики обычно сами выбирают вид спорта, которым они хотят заниматься, сами не ходят к тренеру или просят родителей привести их «в футбол, на гимна­стике в плавание» и т.д. Девочки более пассивны и скорее полагаются на решение родителей или приглашение тренера. Отсюда, мальчики, приходя на первые тренировки, уже имеют свои собственные представления о виде спорота (как потом выясняется, весьма смутные и искаженные), соответствующие им установки и ожидания, а осознании де­вочек больше напоминает известии образ «чистой доски». Возможно, отчасти эти разли­чия обусловлены возрастом, а не полом, так как в среднем мальчики приходят в спорт в более старшем возрасте. Однако, чем бы они не определялись, важно, что мальчики чаще, чем девочки, передают «обман ожиданий» и разочарование по поводу содер­жания тренировочном этапе начальной спортивной специализации.

Отношение к тренировке и спортивным целям. Мальчики дольше смотрят на свои спортивные занятия и на игру, развлечение, позднее начинают ставить перед собой опре­деление цели в спорте. Девочки несколько раньше начинают относиться к спорту серьезно и ответственно, воспринимать тренировки как труд, пытаться достичь конкретных спортивных целей.

Отношение к соревнованиям.Некоторые половые различия обнаружились уже на начальном этапе спортивной карьеры при исследовании отношения к первым соревнова­ниям. Выяснилось, что девочки в большей степени испытывали страх и волнение перед соревнованиями, а также имели более скромные притязания и мотивацию, ориентиро­ванную на избежание неудачи или демонстрацию уровня подготовленности. Мальчики значительно чаще были настроены на успех, победу, и в итоге среди них оказалось го­раздо больше разочарованных своим соревновательным результатом, чем среди девочек. На этапе углубленной тренировки в избранном виде спорта страх соревнований вновь сильнее выражен у женщин. Они же больше озабочены и отсутствием стабильности вы­ступлений, а также вопросами психологической подготовки к старту. Видимо, не слу­чайно определенный ритуал поведения перед стартом и характер взаимодействия с тре­нером во время соревнований формируются у женщин быстрее других стилевых особен­ностей и раньше, чем у мужчин. Мужчины на этом этапе больше озабочены недостаточ­ным уровнем развития «бойцовских качеств» и силы воли в целом.

На этапе кульминации спортивной карьеры женщинам труднее удается рациональ­но распределить силы на весь соревновательный период. Проблема соотношения отбо­рочных и основных соревнований сезона, как правило, является для них более острой, чем для мужчин.

Ориентация на успех. В целом, мужчины более ориентированы на успех в спорте, чем женщины. Это обнаруживается по многим признакам. У мужчин более выражено подра­жание «спортивному кумиру», мотив «прославиться, стать знаменитым». Они больше озабочены завоеванием авторитета среди соперников, специалистов, судей. Для них бо­лее значимы реакции болельщиков и прессы. Интересно, что среди ответивших на во­просы анкеты «Кризисы-переходы СК» категорически отвергли наличие у себя симпто­мов «звездной болезни» 86% женщин и только 52% мужчин. И, наконец, мужчины со­храняют преобладание мотивации достижения успеха над мотивацией избежания неуда­чи на протяжении всего этапа кульминации и даже на финише СК, тогда как у женщин эти тенденции чаще уравновешены.

Читайте также:  Признаки потери ребенка при беременности

Отношения с тренером и товарищами по команде. Отношения с тренером субъектив­но важнее для женщин, которые больше нуждаются в эмоциональной поддержке, чем мужчины. Однако женщины чаще отмечают давление и гиперопеку со стороны тренера на этапе кульминации спортивной карьеры. Для них в большей степени характерны и конфликты с тренером. Несмотря на это, женщины гораздо чаще поддерживают отноше­ния с тренером и после завершения СК.

Отношения с товарищами по команде субъективно более значимы для мужчин, учитывая, что признание сверстников, завоевание авторитета или лидерского статуса в спортивной команде являются для них важнейшими ДО: ми самоутверждения. Они обычно имеют больше друзей в спортивной и особенно на начальных этапах CI; женщин отношения в команде при тают существенное значение лит этапах кульминации и финиша. В среднем, женщины чаще, чем мужчины, жалуются на зависть и недоброжелательное отношение к себе подруг команде, реже бывают удовлетворены социально-психологическим клима­том в группе.

«Приобретения» и «цена» СК. В целом, мужчины выше оценивают приобретения спор­тивной карьеры в смысле здоровья и личностного развития.

Особо они отмечают роль спорта в формировании уверенности в своих силах. Для них более значимы мотивы самосовершенствования, связанные с физическим развитием, воспитанием характера и улучшением своей внешности. Мужчины выше оцениваю вы­раженность своих волевых качеств и их значение для достижения успеха в спорте. Жен­щины несколько чаще отмечают наличие у себя травм и заболеваний, связанных со спор­том, чаще ощущают и их последствия после окончания спортивной карьеры. Однако, в среднем, женщинам более успешно удается сочетать спорт и учебу, спорт и другие увле­чения. Мужчины с их более выращенной установкой на успех в спорте обычно вводят и более жесткие самоограничения в других сферах жизни.

Переход от кульминации к финишу спортивной карьеры. Женщины более пози­тивно воспринимают заключительный этап спортивной карьеры. У мужчин же он чаще окрашен отрицательными эмоциями. Мужчины сохраняют здесь чисто спортивную на­правленность, стремятся использовать свой последний шанс, рискуют ради достижения успеха. Мужчин больше среди тех, кто выбирает профессию в сфере спорта, чтобы про­длить свою спортивную карьеру. Женщины раньше задумываются о планах на будущее, и на заключительном этапе спортивной карьеры быстрее перестраиваются, направляя основное внимание не на достижение спортивных целей, а на подготовку к уходу из спорта.

Из психологических детерминант спортивного результата для мужчин на данном этапе (как и на всех предыдущих) наибольшее значение имеет мотивация. У женщин же ведущая роль переходит к стилевым особенностям, что позволяет экономить силы и бо­лее рационально использовать свой опыт.

Адаптация после спортивной карьеры. Мужчины чаще уходят из спорта, когда их к этому вынуждают обстоятельства (травмы, рост конкуренции и т.п.), убеждающие в отсутствии дальнейших перспектив и шансов на успех.

Подобная ориентация позволяет женщинам быстрее преодолевать кризис заверше­ния спортивной карьеры и легче адаптироваться к новой жизненной ситуации, тем более, что готовиться к этому они начинают заранее.

Женщины меньше ощущают пробелы в образовании и легче переключаются на учебу или профессиональную подготовку. У мужчин же ситуация с учебой осложняется еще и службой в армии. Кроме того, женщины в большей степени расширяют и обнов­ляют свой круг общения после спорта, приобретая новые контакты и одновременно со­храняя связи с тренером и спортивными друзьями. Однако, по сравнению с мужчинами, женщины несколько больше озабочены проблемами семьи и досуга.

В целом, у женщин выше и степень удовлетворенности «переходным периодом» после окончания спортивной карьеры.

Все представленные закономерности проявляются в виде тенденций. Тем не менее они отражают некоторые общие закономерности полового диморфизма: более раннее со­зревание в женском типе развития и относительно большую адаптивность женщин. Кро­ме того, здесь получило подтверждение и известное различие между мужчинами и жен­щинами на уровне социального поведения, а именно, относительно большая ориентация мужчин на успех в деятельности.

Источник

4. Понятие и особенности спортивной карьеры.

Выде­ляется три существенных признака любой карьеры:

это всегда многолетняя дея­тельность;

деятельность нацелена на высокие дос­тижения, успех;

деятельность по поводу постоян­ного самосовершенствования субъекта в избранной области.

Спортивную карьеру мож­но определить как многолетнюю спортивную деятельность, наце­ленную на высокие достижения и связанную с постоянным самосо­вершенствованием спортсмена в одном или нескольких видах спорта.

Особенности спортивной карьеры

В любой карьере традиционно выделяют четыре этапа: подго­товку, старт, кульминацию и финиш (Б.Г.Ананьев):

«Подготовка» включает выбор про­фессии и базовое профессиональное обучение;

«Финиш» связан с подготовкой к уходу на пенсию и пенсионной адап­тацией.

В спортивной карьере выделяются аналогичные этапы. Однако они имеют определенную специфику, связанную с особенностями спорта как вида деятельности.

Выделяются следующие осо­бенности спортивной карьеры:

Данная тенденция ускоряет наступление кульмина­ции спортивной карьеры, но и создает опасность одностороннего раз­вития юного спортсмена.

4. Половые различия в сроках «кульминации» и «финиша». Девушки и жен­щины в среднем на 1-2 года раньше достигают «кульминации» и раньше завершают активные за­нятия спортом, чем юноши и мужчины в тех же видах.

Читайте также:  Признаки заинтересованности диэнцефальных структур мозга

5. Усиление влияния спортивной деятельности на развитие челове­ка как индивида, субъекта, личности и индивидуальности. СК совпадает со стадиями детства, юности и зрело­сти, когда развитие идет очень интен­сивно по всем линиям, и человек дос­тигает расцвета физических и духов­ных сил. В этих же временных рамках находятся и практически все сензитивные периоды развития.

9. Про­фессиональное отношение к делу. Спортивная карьера не всегда является и становится профессией человека, его профессиональным заработком, однако всегда характеризуется данной особенностью.

11. Возможность продления спортивной карьеры за счет смены спортивного амплуа или вида спор­та. Во многих профессиях аналогич­ные возможности весьма ограничены.

Таким образом, спортивная карьера закладывает предпосылки перехода к другой профессиональной карьере, что немаловажно, поскольку она обычно за­вершается в период, далекий от пенсионного возраста.

Спортивная деятельность дает возможность человеку приобрести новую социальную функ­цию, или роль спортсмена, которая вводит его в особый мир спорта, ста­вит его в новые отношения с людьми. Эта роль часто конкурирует с другими социальными ролями лично­сти (ученика, студента, сына, до­чери, друга, музыканта, художника и т.п.), следовательно, при определенных условиях, может быть вытеснена ими. В этом случае человек либо уходит из спорта, либо сохраняет его в качестве формы актив­ного отдыха, хобби.

Однако если успех в спорте способствует тому, что роль спортсмена ста­новится одной из центральных в целостном образе «Я» это стимули­рует субъекта к постановке новых це­лей и самосовершенствованию именно в спортивной деятельности. В этом случае мы и говорим именно о спортивной карьере.

Источник

Понятие и этапы спортивной карьеры

Термин «спортивная карьера», появившийся довольно давно и распространенный во всех сферах общества, объясняется и трактуется всеми учеными по-разному.

Процессом становления и развития спортивной карьеры занималось множество ученых, например, такие как О.Н. Мельникова, Е.А. Лупекина, Б.Г. Ананьев, В. П. Филин.

Для разъяснения понятия «спортивная карьера», прежде, нужно дать четкое определение понятию «карьера».

Так, Б.Г. Ананьев [1] считал, что любая карьера проходит через несколько этапов, а если точнее, то четыре: подготовка (этап выбора профессии и получение базового образования (характерно для юношеского возраста)), старт (начало трудовой деятельности и адаптация к выбранной профессии (от 23 до 30 лет)), кульминация (самые высокие достижения в профессиональной деятельности, которые длятся в период от 30 до 45-50 лет) и финиш (подготовка к выходу на пенсию (50-60/65 лет)).

Н. Б. Стамбулова [11] выделяет три основных аспекта универсальных для любой карьеры:

1. Деятельность, длившаяся на протяжении многих лет, выбранная самим человеком

2. Наличие высокого уровня достижений

3. Постоянное улучшение своих навыков в данной деятельности

В итоге, проведенный теоретический анализ показывает, что спортивная карьера обязательно включает в себя многолетнюю деятельность, во время которой индивид показывает высокие результаты и постоянно совершенствуется.

Такие авторы, как Е.А. Лупекина, О.Н. Мельникова [9] выделяют следующие особенности спортивной карьеры:

1. Подготовительный этап или этап «подготовки» начинается существенно раньше, чем в любой другой профессии. Чаще всего он приходится на возраст начальных классов, а в семьях потомственных спортсменов даже раньше;

2. Выбор определенного вида спорта и раннее начало карьеры;

3. Расцвет карьеры или точка кульминации происходит значительно раньше, чем в других профессиональных областях;

4. Скачкообразный характер развития карьеры и отсутствие стабильности на протяжении долгого периода;

5. Гендерные отличия влияют на сроки кульминации и завершения спортивной карьеры;

6. В связи с энергозатратностью спорта, он напрямую связан с человеческими «резервами», то есть спортсмен вынужден использовать все свои духовные и физические силы;

7. Наличие более жесткой конкуренции;

8. Некое противоречие: профессия может не являться основной и профессиональной по отношению к заработку, но всегда является профессиональной по отношению к делу;

9. Неопределенность возраста выхода на пенсию;

10. Смена вида спорта – способ продлить карьеру.

Можно подвести, что спортивная карьераэто деятельность, длящаяся во времени и делящаяся на определенные этапы.

В. П. Филин [12] определяет несколько этапов спортивной карьеры:

1. Наличие спортивной подготовки

2. Начало спортивной деятельности по определенному виду спорта

3. Усиленные тренировки в избранном спорте

4. Спортивное самосовершенствование, которое подразделяется на:

1) первые большие достижения

2) оптимальные возможности

3) поддержание спортивных результатов.

Н. Б. Стамбулова [11] выделяет некоторые различительные черты в спортивной карьере в зависимости от пола спортсмена. Психологические различия в восприятии своей карьеры, соперников, своих успехов и неуспехов и, как следствие, разная готовность к выходу из спорта после окончания карьеры. Мальчики, пришедшие в спорт, позже начинают ставить себе конкретные задачи и цели, но они следуют им до конца карьеры, в отличие от девочек. Женщины меньше подвержены «звездной болезни» и легче воспринимают уход из карьеры. Мужчины же чаще всего заканчивают свою спортивную деятельность в связи с травмами и ростом конкуренции.

Кроме того, существует определенная специфика в связи с отличиями между видами спорта. Их можно условно поделить на четыре группы:

3. единоборства— борьба, фехтование,

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 1417 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Adblock
detector