Основные признаки налога это

Налоги и сборы

Понятие, признаки налога и сбора. Цель взимания налога и сбора. Правовое значение признаков налога и сбора

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Признаками налога являются:

2) индивидуальная безвозмездность. За счет налогов происходит финансирование всей деятельности государства, но при этом конкретное физическое или юридическое лицо, начисляющее и уплачивающее определенный налог, какого-либо возмещения в виде получения имущества, имущественных или неимущественных прав не получает. Именно в этом основное отличие налога от сбора: сбор уплачивается за совершение государственными органами определенного действия, таким образом лицо, уплачивающее сбор, получает вполне ощутимое возмещение оплаченной суммы в виде оказанных услуг;

3) денежная форма. Налоги взимаются в форме денежных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

4) публичный характер. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публичноправовой, а не частноправовой (гражданско-правовой), характер, что обусловлено публичноправовой природой государства и государственной власти по смыслу ст. 1 (ч. 1), 3, 4 и 7 Конституции РФ;

Налог и иные обязательные платежи. Функции налога

Налоги выполняют следующие функции:

1) фискальную. Фискальная природа налога появилась вместе с появлением самого обязательного платежа. Так, для того чтобы государство успешно функционировало, деятельность государственных органов и должностных лиц необходимо финансировать. Финансирование деятельности государства во многом происходит именно благодаря налогам и сборам. В этом и заключается фискальная функция налогов и сборов;

2) регулирующую. При помощи налогов происходит регулирование общественных отношений. При помощи установления налогов и их ставок государством осуществляется поддержка одних отраслей экономики и снижение развития других. В зависимости от того, поддерживается определенная хозяйственная деятельность или нет, выделяются стимулирующая и пресекающая функции налогов. Так, стимулирующую функцию выполняет, например, установление единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Наоборот действуют акцизы на алкоголь или налог на игорный бизнес. С помощью установления высоких ставок в данных отраслях государство снижает количество желающих заниматься этим видом бизнеса. В нормативно-правовых актах налоговых органов, в частности в письме Департамента налоговых реформ Минфина РФ от 2 июня 1997 г. N 04-01-11 и письме Департамента налоговых реформ Минфина РФ от 26 июня 1997 г. N 04-01-11, отмечается приоритет стимулирующей функции. Так, НК РФ предусматривает создание оптимального налогового режима для экономической деятельности, упор при проведении реформы делается на повышение налогообложения тех видов деятельности, где сосредоточиваются реальные доходы, а также на «усиление стимулирующей функции налогов».

Основной функцией сборов является оплата расходов государственных органов и их должностных лиц, возникающих в связи с совершением ими действий в пользу физических лиц или организаций.

Принципы налогообложения в РФ

Принципы налогообложения в Российской Федерации установлены в ст. 3 НК РФ.

Итак, законом закреплены следующие основные начала законодательства о налогах и сборах:

1) законность. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;

3) принцип обязательности уплаты налогов и сборов. В соответствии с этим принципом каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

5) принцип экономической обоснованности. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

6) принцип установления всех элементов налогообложения. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

Читайте также:  Признаки неисправности топливного фильтра на ваз 2110 инжектор

7) обеспечение единого экономического пространства Российской Федерации. Конституционный принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности установлен ч. 1 ст. 8 Конституции РФ. Таким образом, установление налогов, препятствующих развитию единого экономического пространства путем, например ограничения объема перемещаемых из одного субъекта Федерации в другой товаров либо взимания налогов с налогоплательщиков иных регионов, является незаконным;

8) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). В связи с этим при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах судам необходимо оценивать определенность соответствующей нормы.

Источник

Основные признаки налогов

Признаки налогов, общие с другими обязательными платежами:

1) Налоги – взносы, т.е. передача объектов об одних субъектов к другим. В настоящее время налоги должны, по определению, платиться в денежной форме.

2) Это обязательные платежи. Обязанность их уплаты возникает при наличии соответствующих обязательств, указанных в законе.

3) Эти платежи поступают в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд.

Признаки налогов, отличающие их от остальных обязательных платежей:

1) Налоги являются безвозмездными, т.е. это платежи без встречного удовлетворения. Граждане оплачивают содержание государства.

2) Налоги не имеют целевого назначения. Они используются для финансирования тех затрат, которые будут признаны актуальными при утверждении соответствующих бюджетов.

3) Налоги взимаются с учетом возможностей налогоплательщика. Размер налога зависит от объекта, льгот.

Основными элементами налога являются:

1. Субъекты налога, т.е. плательщики налога.

2. Объект налога – то, с чего платится налог.

3. Ставка налога – размер налога.

Ставка налога бывает трех видов:

A. Пропорциональная. Она сохраняет постоянный размер, и сумма налога увеличивается пропорционально увеличению объекта налогообложения. Например, чем больше земельный участок, тем больше величина налога при единой ставке за гектар или квадратный метр площади. Или подоходный налог (13%) в РФ.

B. Прогрессивная. Размер самой ставки возрастает по мере увеличения объекта налогообложения (доход и т.д.).

Примером может служить подоходный налог с физических лиц.

C. Регрессивная. Размер ставки уменьшается по мере увеличения объекта налогообложения.

Например, по нынешнему Закону «О Государственной пошлине» чем выше цена иска, тем ниже пошлина.

4. Налоговый период.

5. Налоговая база – сумма, с которой взимаются налоги.

6. Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налога.

7. Налоговое производство – порядок исчисления и уплаты налога.

Рассмотрим возможные классификации налогов:

· в зависимости от субъекта уплатыналоги подразделяются на налоги физических и юридических лиц;

· по форме взимания налоги делятся на: прямые, которые взимаются непосредственно с доходов налогоплательщика (налог на прибыль, подоходный налог и др.) и косвенные, где объектом обложения выступают товары и услуги, а затем налог опосредованно перекладывается на покупателя-потребителя. Продавец товара в этом случае выступает сборщиком налога (НДС, акциз и др.);

· если критерием разграничения налогов является динамика налоговой ставки (метод обложения), то различают следующие налоги: прогрессивные, регрессивные, пропорциональные, ступенчатые, твердые, кратные размеру минимальной оплаты труда;

· по объекту обложения налоги подразделяются на: имущественные, рентные (ресурсные), с доходов, с определенных видов деятельности, за выполнение специальных действий;

· налог может относиться на различные позиции финансово-хозяйственной деятельности субъекта уплаты, а следовательно в бухгалтерском учете предприятия налоги отражаются на различных счетах. Источникамиотнесения (выплаты) налоговых сумм могут быть: заработная плата, выручка от реализации, финансовый результат, чистая прибыль, себестоимость;

· в зависимости от назначения налоги бывают: общие (обезличенные) и целевые(специальные);

· по методике взимания налогов используются: метод начисления, метод удержания, кадастровый метод;

· налоги подразделяются также по компетенции уровней власти. Налоговым кодексом РФ предусмотрено деление налогов и сборов на три группы: федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории страны (налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья, налог на прибыль (доход) организаций, налог на доходы от капитала, подоходный налог с физических лиц, единый социальный налог, государственная пошлина, таможенная пошлина и таможенные сборы и др.)

Региональнымиявляются налоги и сборы, установленные НК РФ и законами субъектов РФ, которые обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов (налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы и др.).

Местные налоги устанавливаются НК РФ и правовыми актами органов местного самоуправления (земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы и др.)

Фундаментальные принципы налогообложения сформулировал в 1776 г. А.Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов»: равенство, определенность, удобство, дешевизна.

Основные принципы налогообложения в России определены в Налоговом кодексе РФ:

· принцип законности, т.е. налог должен быть поименован в НК РФ, определен налогоплательщик и основные элементы налога;

· принцип всеобщности налогообложения, согласно которому каждая организация и физическое лицо должны посредством уплаты налогов участвовать в финансировании общегосударственных расходов;

Читайте также:  Признак гипертрофии левого предсердия

· принцип равного налогообложения, который предполагает равенство всех плательщиков перед налоговыми законами;

· принцип справедливости, т.е. каждый плательщик обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям;

· принцип экономической обоснованности, т.е. во-первых, налоги должны быть экономически эффективны (платежи по налогу должны многократно превышать затраты по их сбору), а во-вторых, при установлении налогов необходимо учитывать экономические последствия для государственного бюджета, развития экономики, налогоплательщика;

· принцип единства экономического пространства;

· принцип удобного налогообложения;

Выделяют четыре основныефункции налогов:

Налоги являются важнейшими поступлениями в государственный бюджет, в чем и состоит фискальная функция налогов, т.е. налоги образуют основной источник бюджетных доходов

Контрольная функция налогов позволяет государству учитывать доходы организаций и физических лиц, движение финансовых потоков и на этой основе разрабатывать рекомендации по совершенствованию системы налогообложения, выявлять случаи неполной или несвоевременной уплаты налогов.

Распределительная функция заключается в том, что посредством налогов государство изымает часть доходов основных субъектов рыночной экономики, концентрирует эти средства в государственном бюджете, а затем направляет их на реализацию экономических и социальных программ.

Функция распределения доходов между членами общества обеспечивает достижение «социальной справедливости». Люди с высокими доходами платят повышенные налоги, а наиболее бедные, напротив, получают субсидии.

Данная функция тесно связана срегулирующей, которая проявляется в том, что размеры налогообложения и различия в налоговом бремени в отдельных секторах экономики, отраслях и производствах оказывают существенное влияние на производство, платежеспособный спрос и инвестирование.

Налоги стимулируют одни виды деятельности и ограничивают другие.

Налоги сейчас приобретают новое качество, выступая в роли одного из рычагов регулирования экономической активности, воздействия на процесс воспроизводства. Воздействие это оказывается весьма многоплановым. Манипулируя налогом на прибыль, государство оказывает весьма ощутимое влияние на процессы накопления капитала. Примером тому может служить налоговый механизм ускоренной амортизации, при котором государственные финансовые органы разрешают компаниям отчислять в амортизационный фонд суммы, значительно превышающие действительный износ основного капитала. В результате сокращается размер облагаемой прибыли, что позволяет увеличивать объем капиталовложений и способствует интенсификации НТП.

Приме­ром крупномасштабных мероприятий по стимулированию общей экономической конъюнктуры может служить круп­ное сокращение налогов в начале 80-х годов после прихода к власти в США администрации Р.Рейгана.

Теоретическим обоснованием этой программы стали расчеты американ­ского экономиста А. Лаффера, доказавшего, что результа­том снижения налогов является экономический подъем и рост доходов государства (кривая Лаффера). Согласно рас­суждениям Лаффера, чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы корпораций отбивает у последних стиму­лы к капиталовложениям, тормозит научно-технический прогресс, замедляет экономический рост, что, в конечном счете, отрицательно сказывается на поступлениях в госу­дарственный бюджет.

Графическое отображение зависимости между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок получило название «кривой Лаффера» (рис. 6).

На рис.6 по оси ординат отложены налоговые ставки (t), по оси абсцисс — поступления в госбюджет (Y).

При увеличении ставки налога t доход государства в результате налогообложения увеличивается. Оптимальный размер на­логовых ставок (t) обеспечивает максимальные поступле­ния в государственный бюджет (Y). При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду и предприниматель­ству падают, и при 100% налогообложения доход государства равен нулю, потому что никто не захочет работать бесплатно.

t

t

Y Y (поступления в гос.бюджет)

Рисунок 6. Кривая Лаффера

Другими словами, в длительной перспективе снижение чрезмерно высоких налогов обеспечит рост сбе­режений, инвестиций, занятости и, следовательно, размера совокупных доходов, подлежащих налогообложению. В результате увеличится и сумма налоговых поступлений, вырастет объем государственных доходов, уменьшится де­фицит, произойдет ослабление инфляции. Понятно, что эффект Лаффера проявляется лишь в случае нормального действия свободных рыночных механизмов.

Не вдаваясь в подробный критический анализ этой тео­рии, отметим лишь следующее. Без сомнения, повышение или понижение налоговых ставок оказывает тормозящее или, наоборот, стимулирующее воздействие на динамику капиталовложений. Однако в целом в условиях рыночной экономики на инвестиции влияет множество факторов, помимо налоговых ставок. Важнейшее место среди этих факторов занимают особенности цикла, соотношение спроса и предложения на продукцию тех или иных компа­ний, динамика их прибылей.

В условиях повышения уровня инфляции возникаетэффект Оливера-Танзи – сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для «откладывания» уплаты налогов, так как за время «затяжки» происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В результате дефицит госбюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

[1] Беседа с Ф. Бурлацким. «ЛГ» – февраль 1990 г.

[2] Блага – это средства удовлетворения потребностей людей.

Потребность – это осознанная человеком нужда в чем-либо.

[3] В данном смысле подразумевается «политика» в смысле создания политических партий, ведения предвыборной борьбы и т.п.

Источник

Налог

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.

Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

Читайте также:  Понятие и признаки государства в широком и узком смысле

В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.

Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.

Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Элементы налога

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

срок уплаты налога.

Виды налогов

Все налоги подразделяются на несколько видов:

Прямые и косвенные налоги

Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.

Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги.

К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

Аккордные и подоходные налоги

Также принято различать аккордные и подоходные налоги.

Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;

Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;

Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Налоговая нагрузка

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

Источник

Adblock
detector