Обязательный признак субъективной стороны орм

Виды составов ОРМ

Криминалистика

Справочник криминалиста

Судебная медицина

Курс судебной медицины

Криминология

Курс криминологии

В оперативно-розыскной теории в основу систематизации составов ОРМ положены следующие критерии:

степень общественной значимости (полезности) ОРМ;

учет особенностей содержания признаков информационного поведенческого акта;

отношение к обязательности наступления юридически значимых по следствий определенного ОРМ.

В ФЗ об ОРД тот или иной состав ОРМ может быть определен с помощью условий осуществления ОРМ (см. ст. 8).

Виды составов ОРМ, выделяемые по степени значимости.

По степени общественной значимости различают три вида состава ОРМ: 1) основной, 2) ограничительный (с более жесткими условиями проведения ОРМ относительно простого состава) и 3) льготный (со смягчающими проведение ОРМ условиями). Основной состав ОРМ содержит совокупность объективных и субъективных признаков, которые всегда имеются при совершении определенного вида ОРМ, но не предусматривает наличие дополнительных признаков (условий), повышающих или понижающих уровень общественной значимости содеянного.

Правила основных составов ОРМ рассредоточены в тексте ФЗ об ОРД. Так как многие оперативно-розыскные нормы законодателем должным образом не сгруппированы, элементы одного и того же правила содержатся порой в ряде статей ФЗ об ОРД. Так, они указаны в ст. 1,2, ч. 1 ст. 6, ч. 8 ст. 5, ст. 7.

Ограничительный состав ОРМ— это состав, в который наряду с признаками (условиями) основного включены дополнительные (квалифицирующие) признаки (условия), с помощью которых законодатель повышает порог требований, обязательных для осуществления конкретных ОРМ.

Этот состав содержится в ч. 5 ст. 8, ч. 7 ст. 5, ч. 4 ст. 6 и ч. 2 ст. 13 и др. ФЗ об ОРД. Так, в обычном порядке проводится проверочная закупка предметов, веществ и продукции, находящихся в свободной реализации (п. 4 и 13 ч. 1 ст. 6). Однако та же проверочная закупка, но уже предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводится только на основании постановления, утвержденного руководителем оперативно-розыскного органа (ч. 5 ст. 8). Проведение этого ОРМ в данном режиме и есть проведение его в рамках ограничительного состава.

Льготный состав ОРМ (его еще называют расширительный) — это состав, который наряду с признаками (условиями) основного содержит дополнительные признаки (условия), с помощью которых законодатель снижает порог обязательных для осуществления ОРМ требований. ОРМ проводится в льготном режиме по сравнению с обычными условиями.

В обычном порядке прослушивание телефонных переговоров допустимо с момента получения санкции судьи (ч. 2 ст. 8). Однако в случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивать переговоры, ведущиеся с их телефонов, без предварительного судебного разрешения, ограничившись получением разрешения руководителя оперативно-розыскного органа (ч. 4). Проведение этого ОРМ в данном режиме и есть проведение его в рамках льготного состава.

Виды составов ОРМ, выделяемые по содержанию признаков информационного поведенческого акта.

С учетом этого критерия среди составов ОРМ различают простой и сложный.

В простом составе ОРМ описаны признаки определенного поведенческого акта, части или этапы которого не образуют самостоятельных ОРМ (например, опрос или отождествление личности).

Сложный состав ОРМ включает признаки, характеризующие два или более поведенческих акта, каждый из которых может явиться оконченным ОРМ. Так, для признания факта совершения такого ОРМ, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, достаточно провести обследование только, допустим, определенного участка местности. Виды составов ОРМ, выделяемые по отношению к обязательности наступления юридически значимых последствий. С учетом этого критерия все составы ОРМ делят на материальные, формальные и формально-материальные. В материальном составе момент окончания ОРМ всегда связан с наступлением негативного юридически значимого последствия (например, ограничение конституционного права человека). Это может быть контроль почтовых отправлений (п. 9 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД), обследование жилища (п. 8 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД) и др. В формальных составах законодатель устанавливает факт оконченности ОРМ с момента совершения указанного в ФЗ об ОРД конкретного поведенческого акта, не связывая его с обязательностью наступления негативного юридически значимого последствия, которое может быть им вызвано (например, отождествление личности окончено с момента проведения опознания, так как не влечет ограничения конституционных прав граждан).

Отдельные составы ОРМ по предметно-практической (объективной) стороне могут быть охарактеризованы как формально-материальные, например наблюдение. Общие и факультативные признаки состава ОРМ. В зависимости от роли, которую играют признаки в конструировании конкретных составов ОРМ, различают общие (основные, обязательные) и факультативные (необязательные, дополнительные или специальные) признаки состава ОРМ.

Общие признаки составляют систему (конструктивную основу) каждого конкретного состава ОРМ. Они присущи составам всех ОРМ. В число общих признаков относительно конкретных элементов ОРМ включены:

по объекту — общественные отношения (интересы, блага), определенные в ФЗ об ОРД, защита которых происходит в ОРД посредством совершения ОРМ;

по предметно-практической стороне — информационный поведенческий акт (действие, мероприятие или операция);

по субъекту — оперативник, оперативное подразделение и некоторые другие субъекты, являющиеся обязательными участниками конкретного ОРМ (так, без санкции судьи проведение прослушивания телефонных переговоров незаконно; без опроса, проводимого оперативником, он не состоится);

по осознанно-волевой стороне — наличие «внутренне одобренного» решения на осуществление ОРМ у непосредственного участника ОРД, его осознанно-волевая (контролируемая) направленность на осуществление выбранного ОРМ, «микроцели» определенного ОРМ и конкретные задачи ОРМ, вытекающие из общих целей и задач ОРД (ст. 1 и 2 ФЗ об ОРД).

Факультативные признаки включены только в отдельные составы ОРМ. Этот признак в случае его включения в состав ОРМ становится для него обязательным. В число факультативных признаков составов ОРМ включены следующие. В объекте:

Читайте также:  Какие признаки что повело гбц

лицо, источник информации; предмет ОРМ, т.е. материальные предметы внешнего мира (вещи и пр.), непосредственно воздействуя на которые субъект ОРМ получает необходимую информацию об объекте ОРМ (например, проведение такого ОРМ, как снятие информации с технических каналов связи, невозможно без соответствующего воздействия на определенную «вещь» — технический канал связи). В предметно-практической стороне:

юридически значимые последствия. Выделяют два вида последствий: 1) допускаемое ФЗ об ОРД причинение вреда определенному лицу, например ограничение конституционного права гражданина в итоге обследования жилища (негативное последствие); 2) результат ОРД (позитивное последствие);

непосредственная причинно-следственная связь между конкретным поведенческим актом оперативника и наступившим в связи с совершением этого акта юридически значимым последствием;

место совершения ОРМ;

время (сроки) проведения ОРМ;

способ совершения ОРМ;

средства осуществления ОРМ. В субъекте:

лицо, оказывающее содействие, включая конфиденциальное;

должностное положение оперативника (например, руководитель определенного уровня, который полномочен санкционировать проведение ОРМ);

профессионализм и наличие определенных знаний, умений и навыков (например, у специалиста в определенной области знаний, привлеченный к проведению ОРМ), и др.

В осознанно-волевой стороне — мотивы совершения ОРМ (патриотизм, активная жизненная позиция, материальная заинтересованность у агента и др.).

Принцип подконтрольности оперативнорозыскной деятельности. Принцип адекватности (соразмерности) использования оперативнорозыскных мер.
Запрет на проведение ОРМ и использование технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Каким критериям должен отвечать метод, используемый в криминалистических исследованиях?
Методы анализа состава.
Каковы цели, виды и объекты технико-криминалистического исследования документов?

Проведение оперативнорозыскных мероприятий.
Поручение органа дознания о проведении ОРМ должно быть оформлено в письменном виде. В тех случаях, когда уголовное дело находится в производстве органа дознания, наделенного полномочиями на.

Источник

Понятие и виды оперативно-разыскных мероприятий

ОРМ (оперативно-розыскное мероприятие) — деяние (действие, мероприятие или операция), проводимое в целях решения задач ОРД.

Признаками ОРМ являются:

С познавательной стороны ОРМ – методы, способы добывания фактической информации.

ОРМ проводится в отношении проверяемых, разрабатываемых, иных лиц и в других случаях в соответствии с законом «Об ОРД». Проверяемые – это лица, в отношении которых имеются данные о подготовке или совершении ими преступлений, требующие проверки (подтверждения).

Разработка предполагает накопление документов, других материалов в отношении конкретных лиц (разрабатываемых).

Проведением ОРМ в сфере противодействия преступности решаются следующие задачи:

При проведении ОРМ запрещается применять угрозы, шантаж, иные способы воздействия (когда речь идет о привлечении к сотрудничеству, то это не применяется), совершать действия, угорающие жизни и здоровью граждан, совершать действия, угрожающие организации, партии и др., создавать условия, затрудняющие деятельность каких-либо организаций, подменять процессуальные действия оперативно-розыскными.

Согласно Федеральному закону от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности», при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-разыскные мероприятия:

Классификация ОРМ

Оперативно-розыскные мероприятия могут быть классифицированы в зависимости от того, ограничивают ли они конституционные права граждан:

1 категория – не связанные с нарушением конституционных прав граждан: оперативный опрос, наведение справок, сбор образцов, исследование предметов и документов, наблюдение, оперативное отождествление, оперативный осмотр (в некоторых случаях). Отдельные их вышеперечисленных всё-таки могут быть связаны с нарушением конституционных прав граждан, например, наблюдение с помощью стационарных технических средств визуального контроля.

2 категория – связаны с ограничением конституционных прав: слуховой контроль, контроль в сетях электросвязи, оперативный осмотр, наблюдение с помощью стационарных технических средств визуального контроля фиксации информации в жилых посещениях и иных законных владениях граждан (визуальный контроль в помещении), контроль почтовых отправлений.

3 категория – специальные ОРМ: проверочная закупка, контролируемая поставка, оперативное внедрение, оперативный эксперимент.

Источник

Оперативно-розыскные мероприятия (понятие, признаки)

В теории оперативно-розыскной деятельности существует общепризнанная точка зрения о том, что современная преступная среда, выступая в качестве противоборствующей стороны по отношению к действиям оперативных работников, является неотъемлемой частью оперативно-розыскной тактики. Современную оперативно – розыскную тактику невозможно изучать вне ее взаимосвязи с преступной деятельностью, и в первую очередь — с ее организованными формами, поскольку последние напрямую влияют на появление новых или возрождение забытых оперативно-розыскных мероприятий.

1. Оперативно-розыскные мероприятия это составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач.

Согласно ст. 6 Федерального Закона об ОРД, к оперативно-розыскным мероприятиям относятся:

Этот перечень — исчерпывающий. Изменить или дополнить его возможно только путем принятия соответствующего закона на федеральном уровне. Необходимо иметь в виду, что в оперативно-розыскной деятельности практикуется, как правило, проведение комплекса мероприятий, позволяющих изучить интересующий вопрос всесторонне. Так, наблюдение зачастую осуществляется совместно с прослушиванием телефонных переговоров, контрольная поставка — совместно со сбором образцов для сравнительного исследования и т.п.

Эти мероприятия носят, как правило, разведывательно-поисковый характер и направлены на получение следующей информации:

1) о лицах, замышляющих, подготавливающих, совершающих, а также о лицах, способствующих этой деятельности;
2) о наличии материальных следов противоправной деятельности, в том числе орудий преступлений, предметов, добытых преступным путем, и о возможности их использования в качестве источников доказательств при раскрытии преступления;
3) о существовании и местонахождении лиц, обладающих информацией об интересующем оперативного сотрудника событии (например, очевидцев);
4) о местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда;
5) о без вести пропавших гражданах.

К этим мероприятиям привлекаются как оперативные сотрудники, так и агентура, а также граждане. Конечные цели произвольных мероприятий перед гражданином, как правило, не расшифровываются.

Оперативно-розыскные мероприятия включают в себя комплекс оперативно-розыскных действий и зачастую имеют значительную временную протяженность, от нескольких часов до нескольких месяцев и лет. В ряде статей Федерального Закона об ОРД первоначальный срок отдельных мероприятий ограничен сроком в 6 месяцев (например, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров). Рассматриваемые мероприятия включают в себя элементарные операции, действия, виды которых весьма разнообразны, как многообразны и явления, процессы, информацию о которых необходимо иметь для раскрытия преступления или выполнения их задач оперативно-розыскной деятельности.

Читайте также:  Признаки перелома носа у детей фото

Одна из тактических особенностей оперативно-розыскных мероприятий — это использование приемов маскировки (например, самого факта присутствия оперативного работника на месте его проведения) или легендирования личности оперативного сотрудника, а также целей, которые он преследует. Естественно, легендирование должно осуществляться на основе реальной оценки оперативно-розыскной ситуации, с учетом всех бытующих в социальном слое, группе обычаев, правил, привычек, норм поведения. При этом следует отметить, что легендирование в той или иной степени пронизывает все оперативно-розыскные мероприятия.

ОРМ- это установленные ФЗ действия проводимые субъектом ОРД в соответствии с требованиями НПА путем сочетания гласных и негласных средств и методов с целью получения фактических сведений и их фиксации, необходимых для решения задач ОРД.

2. Признаки ОРМ:

1. Закрытый перечень ОРМ;

2. Проводятся только управомоченным субъектом ОРД;

3. Осуществляется в соответствии с законом;

4. Осуществляется путем использования приемущественно негласных средств и методов в сочетании с гласными;

5. Цель проведения ОРМ – выявление и получение фактических сведений;

6. Обязательная фиксация в делах оперативного учета.

1. В зависимости от ограничения прав и свобод граждан:

– ОРМ не ограничивающие конституционные права граждан (опрос, наблюдение, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, отождествление личности, оперативное внедрение, контролируемая поставка и оперативный эксперимент).

— ограничивающие конституционные права граждан (негласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи).

2. В зависимости от продолжительности проведения:

— Разовые ОРМ (опрос, наведение справок, отождествление личности, оперативный эксперимент, закупка и т.д.)

— Длящиеся ОРМ (контроль почтовых отправлений, оперативное внедрение, прослушивание телефонных переговоров, наблюдение и т.д.).

3. В зависимости от видов санкционирования:

а) не требующие какого-либо санкционирования:

— Сбор образцов для сравнительного исследования

— Исследование предметов и документов

— Проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которой разрешена.

б) требующие ведомственного санкционирования руководителем органа осуществляющего ОРД:

— Проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которой разрешена.

в) требующие судебного санкционирования(решения):

— контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений

— прослушивание телефонных переговоров,

— снятие информации с технических каналов связи

— негласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Дата добавления: 2017-03-29 ; просмотров: 2235 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Основы оперативно-розыскной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:31, лекция

Описание

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Работа состоит из 1 файл

Конспект лекций по ОРД.doc

В ходе уголовно-розыскного процесса для решения задач уголовно- правового характера, не связанных с ограничением конституционных прав человека и гражданина, допустимо проводить (наряду с ОРМ, которые проводят в оперативно-проверочной работе) обследование помещений, зданий, сооружений (кроме жилища), участков местности и транспортных средств, а также снятие информации с технических каналов связи (не вторгаясь в сферу частной жизни Граждан);

второй категории, или ограничивающие конституционные права человека и гражданина (иначе — острые ОРМ), которые проводят только в ходе уголовно-розыскного процесса для решения задач, связанных с ограничением определенного конституционного права человека и гражданина, по обнаружению преступления, возбуждение уголовного дела по которому обязательно, а равно о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России.

Вторую категорию ОРМ составляют две группы.

Во-первых, это ОРМ проведение которых всегда влечет определенное ограничение прав человека и гражданина. К ним относятся контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров.

Во-вторых, это ОРМ, при проведении которых права человека и гражданина ограничивают только в специально предусмотренных законодателем случаях. Известны четыре таких ОРМ:

третьей категории, или специальные (иначе — особо острые ОРМ), которые направлены на противодействие совершению тяжких и особо тяжких преступлений. Среди предусмотренных ФЗ об ОРД специальных ОРМ известен только оперативный эксперимент.

Отнесение того или иного ОРМ к определенной категории имеет достаточно четко установленные в ФЗ об ОРД юридически значимые последствия.

10.2. Состав оперативно-розыскного мероприятия и основы его юридического анализа

Понятие состава ОРМ. Состав ОРМ (состав оперативно-розыскного деяния) — это система элементов объективного и субъективного свойства, предусмотренных оперативно-розыскным законодательством и нормативными правовыми актами оперативно-розыскных органов, характеризующих определенное общественно полезное действие (мероприятие или операцию) как ОРМ.

Признаки составов ОРМ закреплены не только в ряде норм ФЗ об ОРД и в нормах некоторых иных федеральных законов, но и отдельных нормативных правовых актов оперативно-розыскных органов. В диспозициях норм ФЗ об ОРД сосредоточены общие признаки для всех составов ОРМ. Признаки специфические для конкретных составов ОРМ сосредоточены в подзаконных нормативных актах.

Таким образом, юридический состав ОРМ есть нормативно-логическая модель реального ОРМ.

Основное значение состава ОРМ заключается в следующем:

Элементы и признаки состава оперативно-розыскного мероприятия

Как нормативная категория (логическая модель) состав ОРМ представляет единство четырех элементов: объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны.

Объект состава ОРМ — это предусмотренные ФЗ об ОРД общественные отношения (блага), защита которых происходит посредством проведения оперативно-розыскных деяний. В соответствии с нормами ФЗ об ОРД следует различать общий и усеченный объект состава ОРМ.

Читайте также:  Признаки созревания яйцеклетки у женщин

Общий объект состава ОРМ — все общественные отношения, защита которых допустима посредством совершения конкретного ОРМ.

Усеченный объект состава ОРМ — определенная группа общественных отношений, защита которых, согласно воли законодателя, допустима путем совершения конкретного ОРМ.

Объективная сторона состава ОРМ — внешний акт общественно полезного поведения участника оперативно-розыскной деятельности, выраженный в активном оперативно-розыскном деянии, которым наполняется реальным содержанием общественное отношение, составляющее объект состава ОРМ.

Субъект состава ОРМ — это юридическое лицо и (или) физическое и вменяемое лицо, совершающее (совершившее) одно или несколько общественно полезных активных деяний, посредством которых осуществляется оперативно-розыскная деятельность. Различают простой и сложный.

Субъективная сторона состава ОРМ (характерна только для ОРМ, совершаемых физическими лицами) — отражает внутреннее, психологическое содержание общественно полезного активного деяния, выражающееся в умышленной интеллектуальной и волевой деятельности участника оперативно розыскной деятельности в процессе совершения этого деяния.

Каждый из перечисленных четырех элементов состава ОРМ в оперативно- розыскном законодательстве охарактеризован соответствующими признаками:

Первые два признака составляют группу объективных признаков, а третий и четвертый — субъективных.

Все элементы состава ОРМ взаимосвязаны и взаимозависимы. Только в органическом единстве они составляют нормативную систему.

Обязательные и факультативные признаки состава оперативно-розыскного мероприятия

Основные признаки состава ОРМ — это те, которые составляют конструктивную основу каждого конкретного состава ОРМ. Они присущи составам всех ОРМ. В число основных признаков включены следующие.

В объекте — общественные отношения (блага), зашита которых происходит в оперативно-розыскной деятельности посредством совершения оперативно-розыскных деяний.

В объективной стороне — общественно полезное оперативно-розыскное активное деяние и место его совершения.

Оперативно-розыскное активное деяние — это обязательный признак объективной стороны ОРМ. Он заключается в том, что общественно полезный поступок (совокупность поступков) человека, участника оперативно-розыскной деятельности, а равно законные действия оперативного подразделения, направлены на достижение целей и решение задач оперативно-розыскной деятельности.

Формы оперативно-розыскного деяния — это внешняя сторона его совершения, внешнее проявление содержания оперативно-розыскного деяния. Форма показывает структуру связи между элементами данного деяния.

Известны две формы: простая (оперативно-розыскное действие) и сложная, включающая два вида — оперативно-розыскное мероприятие и оперативно-розыскную операцию.

Оперативно-розыскное действие — это простая форма оперативно-розыскного деяния и вместе с тем первичный организационный элемент оперативно-розыскной деятельности.

Собственно ОРМ — это один из двух видов сложной формы оперативно-розыскного деяния и вместе с тем средний организационный элемент оперативно-розыскной деятельности (иначе — комплексный способ (метод) и одновременно средство добывания оперативно значимой информации

Признаками ОРМ выступают: наличие тактической цели; относительная малочисленность одновременно применяемых сил и средств; незначительный масштаб оперативно-розыскных действий, ограниченный конкретным участком оперативно-розыскной деятельности; относительная непродолжительность во времени; достижение результата, имеющего, как правило, локальное значение.

Операция оперативно-розыскная — это вид сложной формы оперативно-розыскного деяния и вместе с тем высший организационный элемент оперативно-розыскной деятельности. Представляет систему согласованных и взаимосвязанных по цели, времени и месту ОРМ и оперативно-розыскных действий, осуществляемых по общему плану из единого центра и направленных на достижение целей и решение задач оперативно-розыскной деятельности, предусмотренных в ФЗ об ОРД.

Признаками оперативно- розыскной операции являются наличие:

Место совершения оперативно-розыскного деяния — обязательный признак объективной стороны ОРМ и он заключается он в том, что все ОРМ могут совершаться только на территории России, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В субъекте — оперативное подразделение (оперативно-розыскной орган), а равно физическое лицо (оперативник, агент и др.), вменяемость.

В субъективной стороне — умышленное совершение ОРМ человеком, участником оперативно-розыскной деятельности.

Факультативные признаки состава ОРМ — это такие, которые включены только в отдельные составы ОРМ.

В число факультативных признаков состава ОРМ включены:

в объекте — предмет ОРМ и лицо — носитель информации. Предмет ОРМ — материальные предметы внешнего мира, непосредственно воздействуя на которые, субъект ОРМ получает информация об объекте состава ОРМ.

Лицо (носитель информации) — физическое или юридическое лицо, реально или вероятно располагающее информацией об объекте состава ОРМ и, вступая в контакт с ним, субъект ОРМ получает информацию об этом объект.

в объективной стороне — юридически значимые последствия, непосредственная причинно-следственная связь между конкретным общественно полезным активным оперативно-розыскным деянием и наступившим юридически значимым последствием; время (сроки); способа средства совершения оперативно-розыскного деяния.

в субъекте — должностное или служебное положение, простой или сложный субъект и др.;

в субъективной стороне — цель совершения ОРМ и их задачи.

Виды составов оперативно-розыскного мероприятия. Существуют вида ОРМ: основные и дополнительные.

Основные виды составов ОРМ. В основу их систематизации положены такие критерии, как степень общественной значимости (полезности) оперативно-розыскного деяния, структура или способ описания признаков состава ОРМ в оперативно-розыскном законодательстве.

По степени общественной значимости различают три вида составов ОРМ:

основной (простой), ограничительный (с более жесткими условиями проведения ОРМ относительно простого состава) и расширительный (со смягчающими проведение ОРМ условиями).

Основной (простой) состав ОРМ содержит совокупность объективных и субъективных признаков, которые всегда имеются при совершении определенного вида оперативно-розыскного деяния, но не предусматривает наличие дополнительных признаков, повышающих или понижающих уровень общественной значимости содеянного.

Ограничительный состав ОРМ — это состав, в который наряду с признаками основного состава ОРМ включены также признаки, с помощью которых законодатель повышает порог требований, обязательных для осуществления конкретных ОРМ.

Расширительный состав ОРМ — это состав, который наряду с признаками основного ОРМ содержит также признаки, с помощью которых законодатель снижает порог обязательных для осуществления ОРМ требований.

По особенностям конструкции признаков объективной стороны состав ОРМ делят на материальные и формальные.

Материальный состав ОРМ — это такой, в котором момент окончания опративно-розыскного деяния связан с наступлением негативного юридически значимого последствия.

Источник

Adblock
detector