- Конспект урока «Признаки живых организмов» по биологии для 5 класса
- Урок биологии в 5 классе
- по теме: «Признаки живых организмов»
- План-конспект урока для 5 класса «Что такое живой организм»
- «Признаки живых организмов. Царства живой природы» учебно-методический материал по биологии (5 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Технологическая карта урока по биологии 5 класс по теме «Свойства живого» план-конспект урока по биологии (5 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект урока (биология) в 5 классе Тема: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого»
Конспект урока «Признаки живых организмов» по биологии для 5 класса
Ходченкова Галина Михайловна
МОУ «Жарковская СОШ №1″
Урок биологии в 5 классе
по теме: «Признаки живых организмов»
Цель урока: обобщить и углубить знания о живой природе; сформировать понятие признаки живых организмов.
продолжить работу по формированию биологических терминов.
развивать самостоятельную деятельность;
умения быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;
научить выявлять и обосновывать важнейшие свойства живых организмов.
формирование умения работать в коллективе;
уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.
Планируемые образовательные результаты:
личностные: объяснять характерные признаки живых организмов;
метапредметные: уметь работать с различными источниками
информации; умение выделять главное в тексте
предметные: выделять признаки живых организмов, уметь
формулировать понятие «размножение», «индивидуальное развитие», «раздражимость»
Оборудование: учебная презентация, тетрадь-тренажер №1, информационные листы (раздаточный материал)
Приветствие учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.
Подведение итогов по изученному разделу «Введение»
(Активация знаний, беседа с использованием слайдов 2-5)
Учитель: ребята, мы с вами закончили знакомство с I разделом учебника «Введение», которому посвятили 3 урока. Прежде чем перейти к изучению следующего раздела – подведем небольшие итоги.
На предыдущих уроках мы с вами говорили об уникальности нашей планеты – планеты Земля, по сравнению с другими планетами солнечной системы.
— Давайте вспомним, в чем же ее уникальность? (слайд2)
(есть жизнь, ее населяют различные живые организмы)
— Какую оболочку земли они образуют? (биосферу) (слайд3)
— Как называется наука, изучающая живые организмы? (биология)
— Кто из живых организмов является связующим звеном между землёй и космосом? (растения). Докажите! (слайд3-4)
Работа над новым материалом
Актуализация, мотивация (на формулировку темы и задачи урока)
Учитель: живые организмы разнообразны по форме, размерам, внешнему виду, образу жизни. Однако есть признаки, свойственные всем организмам, которые отличают их от тел неживой природы. (слайд5)
— Назовите известные вам признаки живых организмов
(питание, дыхание, передвижение …).
Учитель: посмотрите на слайд, какие признаки живых организмов вы не назвали?
— Как вы думаете, почему еще остались незаполненные строчки?
(существуют еще какие-то признаки)
— Именно о них и пойдет речь на нашем уроке.
Учитель: ребята, сформулируйте тему и задачу урока (запись темы урока в тетрадях)
Учитель: у нас есть возможность расширить свои знания, узнать о признаках живых организмов больше.
— Где и как узнать! (слайд 7)
3.2. Самостоятельная работа уч-ся в парах.
2. информационными листами (дополнительным материалом)
3. тетрадь-тренажёр №1, с.15 «Работаем с текстом», задание №1
4. Музыкальная физкультминутка для глаз (слайд 8-9)
5. Этап первичного закрепления новых знаний (проверка усвоенных знаний, обсуждение выполненного задания)
Учитель: ребята, о каких еще важнейших признаках живых организмов вы узнали?
Учитель: как вы себе представляете такой признаках живых, как клеточное строение? (индивидуальное развитие, размножение, раздражимость).
Т.к. данные понятия сложноваты для пятиклассников, в ходе обсуждения (для лучшего восприятия биологических понятий) используются слайды 10-26
5. Применения новых знаний (слайд27)
5.1. Заполнение таблицы «Основные признаки живых организмов»
(с последующей проверкой)
1. учебник – с.14 (читаем)
5.1. Подведения итогов работы (проведение самооценки)
Учитель: поставьте себе оценку за проделанную работу.
Если при выполнении работы нет ошибок, урок усвоил «отлично»
Допущены незначительные ошибки, урок усвоил «хорошо»
Допущены ошибки, урок усвоил «удовлетворительно», надо доработать
7. Информации о домашнем задании, выставление оценок (слайд28)
Прочитать § 3, стр. 14
Творческое задание (по выбору)
Фоторепортаж «Признаки живых организмов»
Составление вопросов – заданий по теме «Признаки живых организмов»
На уроке я работал.
У меня вызвало затруднение.
Спасибо за внимание! До скорых встреч! ( слайд30)
Источник
План-конспект урока для 5 класса «Что такое живой организм»
План-конспект урока по теме «Что такое живой организм»
Цель урока: формировать знания о живом организме.
Задачи урока: 1) обучения – сформировать понятие «живой организм»; дать представление о свойства живого организма;
2) воспитания – формировать познавательный интерес к изучению биологии;
3) развития – способствовать развитию мышления учащихся; способствовать формированию умения анализировать, сравнивать, обобщать, запоминать учебный материал.
Предполагаемые результаты: 1) предметные – выражать знания о живом организме и его свойствах;
2) личностные – демонстрировать познавательный интерес к изучению биологии;
3) метапредметные – демонстрировать умение анализировать, сравнивать, обобщать, запоминать учебный материал.
Тип (вид) урока: изучения нового материала.
Методы обучения : беседа, рассказ, работа с терминами, записи в тетради.
Основные понятия: живой организм, основные свойства живых организмов.
Оборудование урока: учебник, тетрадь.
I . Организационный момент (2 мин)
Приветствие. Отметка отсутствующих.
II . Изучение нового материала (25 мин)
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг – … (природа)
Скажите, мне пожалуйста, что такое природа? ( Это Все, что нас окружает )
А природа делится на какие две группы? ( Живая и неживая природа )
Давайте немного поиграем, я вам буду диктовать некие слова. Их нужно отнести к живой и неживой природе по поднятой руке.
Подскажите, что такое живой организм? Или что называют организмом?
Живой организм – это живые существа, или организмы, способны к самостоятельному существованию. Организм – это объекты живой природы, который может самостоятельно жить ( запись в тетрадь ).
Обмен веществ. Одни вещества организм поглощает и использует, другие, наоборот, выводит во внешнюю среду. Это постоянное обновление веществ. Обмен веществ невозможен без двух важных, но противоположных процессов. Питания и выделения. При питании организм получает из внешней среды необходимые питательные вещества, которые в дальнейшем переваривает в процессе пищеварения. А при выделении удаляются непереваренные остатки пищи, а также вредные вещества, которые образуются в процессе жизнедеятельности организма.
Живые организмы растут и развиваются. Рост происходит за счет потребляемых организмами питательных веществ, при этом размеры организма увеличиваются. Рост – это увеличение размера организма. Развитие – это изменение в строении организма или его отдельных частей. Обычно такие изменения связаны с возрастом. У молодых оленей вырастают рога, головастик превращается в лягушку.
Все живые организмы обладают раздражимостью – способность реагировать на изменение в окружающей среде.
Важная особенность – это р азмножение – воспроизведение себе подобных.
Но мы кое, что, с вами еще не проговорили и не записали. Несмотря на разнообразные формы живых организмов все они имеют клеточное строение. Все живые организмы имеют клетки . Гиппопотам и муравей состоят из клеток, малина, и человек тоже состоят из клеток. Клетка – это маленькая часть организма, которая выполняет все важные функции.
III . Закрепление пройденного материала (10 мин)
Подумать над вопросами в конце параграфа 1.
IV . Подведение итогов, информация о домашнем задании (5 мин)
Подведем краткий итог. Сегодня мы познакомились с таким понятием, как «живой организм» и изучили, какие свойства он выполняет.
Источник
«Признаки живых организмов. Царства живой природы»
учебно-методический материал по биологии (5 класс) по теме
Урок разработан в соответствие ФГОС в 2015 году. Урок предназначен для 5-го класса по биологии. Учебно-методический комплекс «Сферы» по биологии для основной школы «Биология. Живой организм». Авторы: Сухорукова Л.H., Кучменко B.C
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок разработан в соответствие ФГОС учителем биологии
МОУ «Медновская СОШ» Ларионовой И.М. в 2015 году.
Урок предназначен для 5-го класса по линии Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко,
И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм»
Урок по биологии в 5 классе
Тема урока: Признаки живых организмов. Царства живой природы
Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.
Форма урока: урок- исследование.
Метод: комбинированный, групповая работа.
Модель обучения: базовая (5 класс – 1 час в неделю).
Выделение существенных особенностей представителей царств живой природы. Воспитывающие: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность.
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.
Регулятивные УУД : умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп
Содержание учебного материала
Планируемые результаты УУД
Оценка результатов деятельности ученика
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
— Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души».
Встаньте ровно и красиво.
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Включение в деловой ритм.
Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
Устная оценка учителя
знаний, сообщение темы и целей урока
Сегодня наш урок мы начнём с загадок.
Крошки собирает. (Воробей)
Сквозь землю прошёл-
Красну шапочку нашёл. ( Гриб)
Зелена, а не луг, белена, а не снег,
Кудрява, а не человек. ( Берёза).
Объедините все эти слова одним общим термином. Кто это?
Отличаются живые организмы от тел неживой природы?
А вы можете мне назвать эти признаки?
Ученики называют знакомые им признаки.
Сообщение темы урока.
Тема урока: Признаки живых организмов. Царства живой природы
Выдвигает проблему, сообщает тему урока.
Решая проблему, выдвигают предположения о теме урока.
Личностные : Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Умение организовать выполнение заданий учителя.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
Устная оценка учителя
3. Постановка учебной цели
— Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Смотри в учебник на стр. 14.
— Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель, ответив на вопрос:
Что мы должны изучить сегодня на уроке?
Правильно, в конце этого урока мы должны:
Обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
Источник
Технологическая карта урока по биологии 5 класс по теме «Свойства живого»
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Данная технологическая карта составлена к УМК Пономарёвой и соответствует требованиям ФГОС
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности
Создать условия для открытия учащимися знаний о свойствах живого
образовательные: на основе знаний о признаках – свойствах живых организмов, продолжить работу по формированию биологических терминов, сформировать понятие «организм».
развивающая развивать способность к логической мысли, умению сравнивать и практически доказывать свою точку зрения;
сформировать умение анализировать полученную информацию, оформлять её графически
воспитательная воспитать стремление к знаниям, Формировать познавательные интересы, направленные на изучение живой природы, основные навыки учебной деятельности ( работа с книгой, выделение главного, темп чтения)
живые растения, животные, коллекции минералов, рисунки учебника.
Методы проведения урока:
Работа в группах, самостоятельная работа с учебником, печатной тетрадью,
технология развития критического мышления, элементы проблемной технологии, работа в парах, работа в группах
Планируемые образовательные результаты:
должны уметь описывать основные свойства живых организмов, знать клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение; формулировать
познавательные : общеучебные – осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему, осуществлять анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в парах, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их ; регулятивные : осуществление учебных действий – принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; отвечать на поставленные вопросы, работать с текстом параграфа и его компонентами;
самоопределение – осознание ответственного отношения к природе, необходимости защиты окружающей среды; проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; развитие познавательных интересов, умения работать с различными источниками информации.
Основные понятия, изучаемые на уроке
Свойство живого, организмы, орган.
Этап урока (указать название этапа)
Информационный блок (здесь прописываются научные знания в различных формах, которые будут предъявляться учащимся, т.е. собственно содержание учебного материала)
Деятельностный блок (содержит перечень действий учащихся)
Универсальные учебные действия
Актуализация прежних знаний
Формирование новых понятий и способов действия
Источник
Конспект урока (биология) в 5 классе Тема: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого»
Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.
Цель урока: ознакомить учащихся с разнообразием природы и ее классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека; воспитывать бережное отношение к природе.
Образовательные: расширить знания школьников по предмету; дать представление о разных царствах, об общих признаках царств, классификации.
Развивающие: создать условия для усвоения знаний по теме урока, развивать логическое мышление обучающихся: учить выделять главное, сравнивать.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Форма урока: урок комбинированный
Основной: постановка вопросов проблемного содержания, самостоятельная работа в индивидуальных картах.
Дополнительные: частично – поисковый.
I. Проблемная ситуация и актуализация знаний.
— Доскажи словечко и узнаешь тему нашего урока:
Посмотри, мой милый друг, что находится вокруг?
Небо светло-голубое. Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет. Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава. Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса. Гром, туманы и роса.
— Правильно, тема нашего урока: «Разнообразие живой природы». Сегодня мы ознакомимся с разнообразием природы и ее классификацией. Рассмотрим взаимосвязи в природе и значение природы для человека.
Включаются в урок во взаимодействии с учителем.
Решают проблему. Формулируют тему, цель урока.
II. Изучение нового материала.
1. Разнообразие природы и ее классификация.
— Что такое природа? (Все, что нас окружает и не сделано руками человека.)
Природу классифицируют или распределяют по группам на живую и неживую.
Работа с карточками: раздели на живую и неживую природу
2. Как отличить живую природу от неживой?
3. Как называется наука, которая изучает живую природу? (Биология.)
— В некотором царстве, в некотором государстве жили – были….Нет – нет, не царь с царицей….Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас…. Это четыре царства живой природы. стр. учебника 16 рис. 8
Разнообразие животного мира
«Правила поведения в лесу».
1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
2. В лесу можно поиграть, листьями бросаться, венки плести, букеты рвать. Подумаешь, зелени много еще вырастет.
3. Наконец-то можно пошуметь, покричать, по аукать, никому при этом не мешая.
4. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
6. Звери всякие важны, звери всякие нужны: каждый из них делает в природе свое дело.
7. Если вы видите новое, неизвестное растение или животное, то старайтесь узнать его название.
9. Относитесь к животным в лесу как старший брат, без жестокости, не мешайте им.
10. Кроме ягод и грибов уносите из леса только приятные воспоминания и восхищение его красотой.
Учитель. Молодцы, ребята, вы знаете, как правильно вести себя в лесу и никогда не причините вред природе.
Отвечают на поставленные вопросы учителя.
Составляют устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу, работа с раздаточным материалом
( просмотр видео фрагмента)
V. Самостоятельная работа и самопроверка.
Распределение учащихся по группам. Пользуясь учебником, составьте схему
« Отличия живого от неживого»
Работа в группах. Умение
различать приводить примеры;
оперировать определенными биологическими терминами.
VI. Включение в систему знаний и повторения.
➢ Схемы взаимосвязи живых организмов в природе:
(Многие полезные ископаемые образовались из остатков живых организмов, например: торф, каменный уголь, известняк.)
(Воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются необходимыми условиями для жизни живых организмов.)
в) Растения → животные.
(Растения выделяют кислород, которым дышат животные. Растения создают среду обитания животных, обеспечивают им убежище, служат материалом для постройки гнёзд птицам.)
(Человек охраняет природу.)
– Цепь питания из списка живых организмов:
(Растение → кузнечик →скворец →сокол.)
➢ Схема значения живых организмов для человека
Живые организмы: полезные (используются в медицине, в строительстве, в легкой промышленности; служат продуктами питания и т. д); вредные (вредители в с/х, болезнетворные организмы и т. д)
Источник