Конспект урока по биологии 5 класс признаки живых организмов

Конспект урока «Признаки живых организмов» по биологии для 5 класса

Ходченкова Галина Михайловна

МОУ «Жарковская СОШ №1″

Урок биологии в 5 классе

по теме: «Признаки живых организмов»

Цель урока: обобщить и углубить знания о живой природе; сформировать понятие признаки живых организмов.

продолжить работу по формированию биологических терминов.

развивать самостоятельную деятельность;

умения быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;

научить выявлять и обосновывать важнейшие свойства живых организмов.

формирование умения работать в коллективе;

уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Планируемые образовательные результаты:

личностные: объяснять характерные признаки живых организмов;

метапредметные: уметь работать с различными источниками

информации; умение выделять главное в тексте

предметные: выделять признаки живых организмов, уметь

формулировать понятие «размножение», «индивидуальное развитие», «раздражимость»

Оборудование: учебная презентация, тетрадь-тренажер №1, информационные листы (раздаточный материал)

Приветствие учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

Подведение итогов по изученному разделу «Введение»

(Активация знаний, беседа с использованием слайдов 2-5)

Учитель: ребята, мы с вами закончили знакомство с I разделом учебника «Введение», которому посвятили 3 урока. Прежде чем перейти к изучению следующего раздела – подведем небольшие итоги.

На предыдущих уроках мы с вами говорили об уникальности нашей планеты – планеты Земля, по сравнению с другими планетами солнечной системы.

— Давайте вспомним, в чем же ее уникальность? (слайд2)

(есть жизнь, ее населяют различные живые организмы)

— Какую оболочку земли они образуют? (биосферу) (слайд3)

— Как называется наука, изучающая живые организмы? (биология)

Кто из живых организмов является связующим звеном между землёй и космосом? (растения). Докажите! (слайд3-4)

Работа над новым материалом

Актуализация, мотивация (на формулировку темы и задачи урока)

Учитель: живые организмы разнообразны по форме, размерам, внешнему виду, образу жизни. Однако есть признаки, свойственные всем организмам, которые отличают их от тел неживой природы. (слайд5)

— Назовите известные вам признаки живых организмов

(питание, дыхание, передвижение …).

Учитель: посмотрите на слайд, какие признаки живых организмов вы не назвали?

Как вы думаете, почему еще остались незаполненные строчки?

(существуют еще какие-то признаки)

Именно о них и пойдет речь на нашем уроке.

Учитель: ребята, сформулируйте тему и задачу урока (запись темы урока в тетрадях)

Учитель: у нас есть возможность расширить свои знания, узнать о признаках живых организмов больше.

— Где и как узнать! (слайд 7)

3.2. Самостоятельная работа уч-ся в парах.

2. информационными листами (дополнительным материалом)

3. тетрадь-тренажёр №1, с.15 «Работаем с текстом», задание №1

4. Музыкальная физкультминутка для глаз (слайд 8-9)

5. Этап первичного закрепления новых знаний (проверка усвоенных знаний, обсуждение выполненного задания)

Учитель: ребята, о каких еще важнейших признаках живых организмов вы узнали?

Учитель: как вы себе представляете такой признаках живых, как клеточное строение? (индивидуальное развитие, размножение, раздражимость).

Т.к. данные понятия сложноваты для пятиклассников, в ходе обсуждения (для лучшего восприятия биологических понятий) используются слайды 10-26

5. Применения новых знаний (слайд27)

5.1. Заполнение таблицы «Основные признаки живых организмов»

(с последующей проверкой)

1. учебник – с.14 (читаем)

5.1. Подведения итогов работы (проведение самооценки)

Учитель: поставьте себе оценку за проделанную работу.

Если при выполнении работы нет ошибок, урок усвоил «отлично»

Допущены незначительные ошибки, урок усвоил «хорошо»

Допущены ошибки, урок усвоил «удовлетворительно», надо доработать

7. Информации о домашнем задании, выставление оценок (слайд28)

Прочитать § 3, стр. 14

Творческое задание (по выбору)

Фоторепортаж «Признаки живых организмов»

Составление вопросов – заданий по теме «Признаки живых организмов»

На уроке я работал.

У меня вызвало затруднение.

Спасибо за внимание! До скорых встреч! ( слайд30)

Источник

План-конспект урока для 5 класса «Что такое живой организм»

План-конспект урока по теме «Что такое живой организм»

Цель урока: формировать знания о живом организме.

Читайте также:  Понятие и социальные признаки девиации

Задачи урока: 1) обучения – сформировать понятие «живой организм»; дать представление о свойства живого организма;

2) воспитания – формировать познавательный интерес к изучению биологии;

3) развития – способствовать развитию мышления учащихся; способствовать формированию умения анализировать, сравнивать, обобщать, запоминать учебный материал.

Предполагаемые результаты: 1) предметные – выражать знания о живом организме и его свойствах;

2) личностные – демонстрировать познавательный интерес к изучению биологии;

3) метапредметные – демонстрировать умение анализировать, сравнивать, обобщать, запоминать учебный материал.

Тип (вид) урока: изучения нового материала.

Методы обучения : беседа, рассказ, работа с терминами, записи в тетради.

Основные понятия: живой организм, основные свойства живых организмов.

Оборудование урока: учебник, тетрадь.

I . Организационный момент (2 мин)

Приветствие. Отметка отсутствующих.

II . Изучение нового материала (25 мин)

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг – … (природа)

Скажите, мне пожалуйста, что такое природа? ( Это Все, что нас окружает )

А природа делится на какие две группы? ( Живая и неживая природа )

Давайте немного поиграем, я вам буду диктовать некие слова. Их нужно отнести к живой и неживой природе по поднятой руке.

Подскажите, что такое живой организм? Или что называют организмом?

Живой организм – это живые существа, или организмы, способны к самостоятельному существованию. Организм – это объекты живой природы, который может самостоятельно жить ( запись в тетрадь ).

Обмен веществ. Одни вещества организм поглощает и использует, другие, наоборот, выводит во внешнюю среду. Это постоянное обновление веществ. Обмен веществ невозможен без двух важных, но противоположных процессов. Питания и выделения. При питании организм получает из внешней среды необходимые питательные вещества, которые в дальнейшем переваривает в процессе пищеварения. А при выделении удаляются непереваренные остатки пищи, а также вредные вещества, которые образуются в процессе жизнедеятельности организма.

Живые организмы растут и развиваются. Рост происходит за счет потребляемых организмами питательных веществ, при этом размеры организма увеличиваются. Рост – это увеличение размера организма. Развитие – это изменение в строении организма или его отдельных частей. Обычно такие изменения связаны с возрастом. У молодых оленей вырастают рога, головастик превращается в лягушку.

Все живые организмы обладают раздражимостью – способность реагировать на изменение в окружающей среде.

Важная особенность – это р азмножение – воспроизведение себе подобных.

Но мы кое, что, с вами еще не проговорили и не записали. Несмотря на разнообразные формы живых организмов все они имеют клеточное строение. Все живые организмы имеют клетки . Гиппопотам и муравей состоят из клеток, малина, и человек тоже состоят из клеток. Клетка – это маленькая часть организма, которая выполняет все важные функции.

III . Закрепление пройденного материала (10 мин)

Подумать над вопросами в конце параграфа 1.

IV . Подведение итогов, информация о домашнем задании (5 мин)

Подведем краткий итог. Сегодня мы познакомились с таким понятием, как «живой организм» и изучили, какие свойства он выполняет.

Источник

«Признаки живых организмов. Царства живой природы»
учебно-методический материал по биологии (5 класс) по теме

Урок разработан в соответствие ФГОС в 2015 году. Урок предназначен для 5-го класса по биологии. Учебно-методический комплекс «Сферы» по биологии для основной школы «Биология. Живой организм». Авторы: Сухорукова Л.H., Кучменко B.C

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок разработан в соответствие ФГОС учителем биологии

МОУ «Медновская СОШ» Ларионовой И.М. в 2015 году.

Урок предназначен для 5-го класса по линии Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко,

И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм»

Урок по биологии в 5 классе

Тема урока: Признаки живых организмов. Царства живой природы

Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.

Форма урока: урок- исследование.

Метод: комбинированный, групповая работа.

Модель обучения: базовая (5 класс – 1 час в неделю).

Выделение существенных особенностей представителей царств живой природы. Воспитывающие: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Читайте также:  Девушка встречается с двумя признаки

Регулятивные УУД : умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Содержание учебного материала

Планируемые результаты УУД

Оценка результатов деятельности ученика

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

— Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души».

Встаньте ровно и красиво.

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Включение в деловой ритм.

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Устная оценка учителя

знаний, сообщение темы и целей урока

Сегодня наш урок мы начнём с загадок.

Крошки собирает. (Воробей)

Сквозь землю прошёл-

Красну шапочку нашёл. ( Гриб)

Зелена, а не луг, белена, а не снег,

Кудрява, а не человек. ( Берёза).

Объедините все эти слова одним общим термином. Кто это?

Отличаются живые организмы от тел неживой природы?

А вы можете мне назвать эти признаки?

Ученики называют знакомые им признаки.

Сообщение темы урока.

Тема урока: Признаки живых организмов. Царства живой природы

Выдвигает проблему, сообщает тему урока.

Решая проблему, выдвигают предположения о теме урока.

Личностные : Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Устная оценка учителя

3. Постановка учебной цели

— Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Смотри в учебник на стр. 14.

— Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель, ответив на вопрос:

Что мы должны изучить сегодня на уроке?

Правильно, в конце этого урока мы должны:

Обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Источник

Технологическая карта урока по биологии 5 класс по теме «Свойства живого»
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Данная технологическая карта составлена к УМК Пономарёвой и соответствует требованиям ФГОС

Скачать:

Предварительный просмотр:

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Создать условия для открытия учащимися знаний о свойствах живого

образовательные: на основе знаний о признаках – свойствах живых организмов, продолжить работу по формированию биологических терминов, сформировать понятие «организм».

развивающая развивать способность к логической мысли, умению сравнивать и практически доказывать свою точку зрения;

сформировать умение анализировать полученную информацию, оформлять её графически

воспитательная воспитать стремление к знаниям, Формировать познавательные интересы, направленные на изучение живой природы, основные навыки учебной деятельности ( работа с книгой, выделение главного, темп чтения)

живые растения, животные, коллекции минералов, рисунки учебника.

Методы проведения урока:

Работа в группах, самостоятельная работа с учебником, печатной тетрадью,

технология развития критического мышления, элементы проблемной технологии, работа в парах, работа в группах

Планируемые образовательные результаты:

должны уметь описывать основные свойства живых организмов, знать клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение; формулировать

познавательные : общеучебные – осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию; формулировать проблему, осуществлять анализ и сравнение объектов с целью выделения признаков; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в парах, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их ; регулятивные : осуществление учебных действий – принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; отвечать на поставленные вопросы, работать с текстом параграфа и его компонентами;

самоопределение – осознание ответственного отношения к природе, необходимости защиты окружающей среды; проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук; развитие познавательных интересов, умения работать с различными источниками информации.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Свойство живого, организмы, орган.

Этап урока (указать название этапа)

Информационный блок (здесь прописываются научные знания в различных формах, которые будут предъявляться учащимся, т.е. собственно содержание учебного материала)

Читайте также:  Подшипник первичного вала акпп признаки неисправности

Деятельностный блок (содержит перечень действий учащихся)

Универсальные учебные действия

Актуализация прежних знаний

Формирование новых понятий и способов действия

Источник

Конспект урока (биология) в 5 классе Тема: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого»

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.

Цель урока: ознакомить учащихся с разнообразием природы и ее классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека; воспитывать бережное отношение к природе.

Образовательные: расширить знания школьников по предмету; дать представление о разных царствах, об общих признаках царств, классификации.

Развивающие: создать условия для усвоения знаний по теме урока, развивать логическое мышление обучающихся: учить выделять главное, сравнивать.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Форма урока: урок комбинированный

Основной: постановка вопросов проблемного содержания, самостоятельная работа в индивидуальных картах.

Дополнительные: частично – поисковый.

I. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

— Доскажи словечко и узнаешь тему нашего урока:

Посмотри, мой милый друг, что находится вокруг?

Небо светло-голубое. Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет. Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава. Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса. Гром, туманы и роса.

— Правильно, тема нашего урока: «Разнообразие живой природы». Сегодня мы ознакомимся с разнообразием природы и ее классификацией. Рассмотрим взаимосвязи в природе и значение природы для человека.

Включаются в урок во взаимодействии с учителем.

Решают проблему. Формулируют тему, цель урока.

II. Изучение нового материала.

1. Разнообразие природы и ее классификация.

— Что такое природа? (Все, что нас окружает и не сделано руками человека.)

Природу классифицируют или распределяют по группам на живую и неживую.

Работа с карточками: раздели на живую и неживую природу

2. Как отличить живую природу от неживой?

3. Как называется наука, которая изучает живую природу? (Биология.)

— В некотором царстве, в некотором государстве жили – были….Нет – нет, не царь с царицей….Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас…. Это четыре царства живой природы. стр. учебника 16 рис. 8

Разнообразие животного мира

«Правила поведения в лесу».

1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2. В лесу можно поиграть, листьями бросаться, венки плести, букеты рвать. Подумаешь, зелени много еще вырастет.

3. Наконец-то можно пошуметь, покричать, по аукать, никому при этом не мешая.

4. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

6. Звери всякие важны, звери всякие нужны: каждый из них делает в природе свое дело.

7. Если вы видите новое, неизвестное растение или животное, то старайтесь узнать его название.

9. Относитесь к животным в лесу как старший брат, без жестокости, не мешайте им.

10. Кроме ягод и грибов уносите из леса только приятные воспоминания и восхищение его красотой.

Учитель. Молодцы, ребята, вы знаете, как правильно вести себя в лесу и никогда не причините вред природе.

Отвечают на поставленные вопросы учителя.

Составляют устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу, работа с раздаточным материалом

( просмотр видео фрагмента)

V. Самостоятельная работа и самопроверка.

Распределение учащихся по группам. Пользуясь учебником, составьте схему

« Отличия живого от неживого»

Работа в группах. Умение

различать приводить примеры;

оперировать определенными биологическими терминами.

VI. Включение в систему знаний и повторения.

➢ Схемы взаимосвязи живых организмов в природе:

(Многие полезные ископаемые образовались из остатков живых организмов, например: торф, каменный уголь, известняк.)

(Воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются необходимыми условиями для жизни живых организмов.)

в) Растения → животные.

(Растения выделяют кислород, которым дышат животные. Растения создают среду обитания животных, обеспечивают им убежище, служат материалом для постройки гнёзд птицам.)

(Человек охраняет природу.)

– Цепь питания из списка живых организмов:

(Растение → кузнечик →скворец →сокол.)

➢ Схема значения живых организмов для человека

Живые организмы: полезные (используются в медицине, в строительстве, в легкой промышленности; служат продуктами питания и т. д); вредные (вредители в с/х, болезнетворные организмы и т. д)

Источник

Adblock
detector