Какие признаки текста не обозначенные в схеме дополните схему

Конспект урока русского языка «Признаки текста»

Тема урока: Признаки текста.

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей.

1. обобщить сведения о тексте, известные учащимся по тексте, известные учащимся по курсу 5-9 классов;
2. дать определение текста;
3. выявить основные признаки текста;
4. дать понятие цепной и параллельной связи предложений в тексте ;
5. формировать и совершенствовать умения: ;
— характеризовать текст по его признакам;
— определять вид и средства связи предложений в тексте.

Оборудование: карточки, схемы, презентация Power Point.

1. Актуализация темы.

2. Объяснение нового материала:

3. Практическая работа.

4. Самостоятельная работа.

I этап Актуализация.

Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.

Как вы думаете, что общего между этими предметами?

— Предприятия, где ткут ткани, называют текстильными. Может быть, это не случайно?

— Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст не может существовать без основной мысли.)

Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова “текст”.

( учащиеся работают со словарем, записывают значения слова в тетрадь)

Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью. В подтверждение этих слов хочу привести строки стихов поэта-просветителя XVIII века А.Кантемира (слайд 1):

Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати,
Богат, нищ, весел, скорбен – буду стихи ткати.

II этап Объяснение нового материала.

Задание: выберите из предложенных вариантов только тот, где, по вашему мнению, напечатан текст; обсудите получившийся результат в паре; подготовьте аргументированный ответ.

(варианты на карточках)

Слушаем ответы учащихся:

Попробуем определить, какими признаками обладает текст. Для этого я предлагаю изучить теоретический материал на 144 стр. учебника и заполнить схему.

1. __________________________ 1. __________________________

2. __________________________ 2. __________________________

Заполненную схему сравниваем со схемой на слайде ( слайд 3)

Вы уже узнали, что для текста характерна грамматическая связь между предложениями. Существует два вида такой связи.

Для того чтобы научиться различать виды связи, выполним практическую работу.

Для анализа возьмем два текста.

2. Нет лучшей музыки, чем тишина, тишина в горах, тишина в лесу. Нет лучшей “музыки в человеке), чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место. Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность или шумливость; нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своем костюме и прическе, рассчитанность движений и фонтан острот и анекдотов, особенно если они повторяются. В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим. Никогда не распускайтесь, всегда будьте ровными с людьми, уважайте людей, которые вас окружают.
( Д. Лихачев)

Анализ текстов (схемы текстов на слайде).

В первом тексте пять предложени.

Средства связи предложений:

2 – 3 – повтор ключевого слова “людям – люди”, притяжательное местоимение “его”.

3 – 4 – замена ключевого слова синонимом “люди – человек”.

4 – 5 – замена ключевого слова личным местоимением “тема – она”.

Связь – цепная.

Во втором тексте пять предложений.

Средства связи предложений

— Повтор первого слова.

— Одинаковая конструкция предложений.

— Члены предложения выражены одинаковыми формами.

Связь – параллельная.

IV этап Самостоятельная работа.

Задание: определите признаки текста, постройте схему текста и определите вид грамматической связи предложений

В XVIII – XIX веках открытия следовали одно за другим. В 1789 году французский химик Клод Луи Бертолле открыл отбеливание тряпья хлором. Впервые была создана возможность для производства белой бумаги. Через десять лет француз Николя Роббер изобрел первую бумагоделательную машину – таким образом, исполнилось ровно двести лет со дня ее создания. Вспомнит ли кто-нибудь об этой славной дате?!

Читайте также:  Признаки необходимости замены ремня грм логан

Но сырья в нужном количестве не было. Еще в 1719 году французский естествоиспытатель Рене Антуан Реомюр обратил внимание на тот факт, что осы, пережевывая древесину, строят свои гнезда из нее, но его современники проигнорировали это интересное наблюдение. И только в 1845 году саксонский ткач Фридрих Келлер открыл способ производства бумаги из древесины. Теперь уже не было недостатка в сырье, его можно было добывать везде, где рос лес.

Задание: определите признаки текста, постройте схему текста и определите вид грамматической связи предложений

В то лето я жил в маленьком северном городке. Город стоял на берегу реки. По реке плыли белые пароходы, грязно-бурые баржи, длинные плоты, широкоскулые карбасы с запачканными черной смолой бортами. У

берега стояла пристань, пахнувшая рогожей, канатом, сырой гнилью… На пристани этой редко кто сходил…

Вокруг города по низким, пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые: лес для сплава рубили в верховьях реки. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели.

Фронтальная проверка самостоятельных работ (представители обоих вариантов строят схемы текстов на доске, аргументируют свои ответы, остальные учащиеся дополняют, корректируют, оценивают ответы)

V этап Подведение итогов урока.

Учащиеся подводят итоги урока, пользуясь схемой:

1. выучить теоретический материал по теме “Признаки текста”.

2. выполнить упражнения:

Источник

§ 17. Основные признаки текста

Ребята, рассмотрите схему-рисунок «Основные признаки текста». Понятна ли она вам?

Не совсем понятна, Елена Ивановна. Почему автор изобразил текст в виде цветка?

Текст изображён в виде цветка, который вырастает из замысла автора. Сердцевина цветка — тема и основная мысль. А как изображены другие признаки текста, которые мы с вами изучали?

Они изображены в виде лепестков.

Какой признак текста обозначен на лепестке?

Обозначен признак — конечное предложение.

80. Какие признаки текста не обозначены в схеме (см. с. 45)? Дополните схему нужными компонентами. Расскажите о тексте по схеме- рисунку.

        БУТЕРБРО..

      82. Прочитайте диалог из рассказа И. Зверева «Второе апреля». Как бы вы ответили на поствленный вопрос?

      — Слушай, Машка, вот если бы открылся такой магазин — «Всё для счастья».

      — А чем там торговать? — спросила Машка, нисколько не удивившись.

    83. Напишите рассказ, что произошло (случилось) с той вещью, которую вы купили в магазине «Всё для счастья».

    Источник

    Признаки текста — это… (8 признаков текста)

    Узнаем, какие при­зна­ки тек­ста поз­во­ля­ют назвать инфор­ма­тив­ный отре­зок пись­мен­ной речи тер­ми­ном «текст».

    Чтобы понять, какие при­зна­ки тек­ста свя­зы­ва­ют несколь­ко пред­ло­же­ний в еди­ное целое, преж­де вспом­ним, что такое текст.

    ОпределениеТекст — это несколь­ко пред­ло­же­ний, кото­рые объ­еди­не­ны темой и основ­ной мыс­лью.

    Все пред­ло­же­ния и части тек­ста (абза­цы, пара­гра­фы, гла­вы) долж­ны рас­кры­вать его тему и основ­ную мысль.

    ОпределениеТема — это то, что о чем гово­рит­ся в тек­сте (пред­мет речи). Тема может быть опре­де­ле­на в заго­лов­ке тек­ста.

    Пример:

    «Осенью в лесу», «Удачная рыбал­ка», «Поход за гри­ба­ми», «Счастливый слу­чай» и пр.

    ОпределениеОсновная мысль — это та идея, кото­рую автор хочет объ­яс­нить чита­те­лю или в чем-то убе­дить его. Это то глав­ное, ради чего созда­ет­ся текст.

    В каж­дом тек­сте мож­но ука­зать ряд основ­ных при­зна­ков, в соот­вет­ствии с кото­ры­ми его мож­но назвать этим тер­ми­ном.

    В рас­кры­тии автор­ско­го замыс­ла исполь­зу­ют­ся такие основ­ные при­зна­ки тек­ста, как тема­ти­че­ское един­ство, раз­вер­ну­тость, после­до­ва­тель­ность, связ­ность, закон­чен­ность и цель­ность.

    Рассмотрим более деталь­но при­зна­ки тек­ста, кото­рые обес­пе­чи­ва­ют един­ство внеш­ней и внут­рен­ней фор­мы — его цель­ность.

    Основные признаки текста

    1. Тематическое един­ство. Все пред­ло­же­ния в тек­сте или его части (абза­цы) рас­кры­ва­ют его тему и основ­ную мысль.

    2. Развёрнутость. Тема тек­ста рас­кры­ва­ет­ся через под­те­мы или мик­ро­те­мы. Целостный под­бор под­тем обес­пе­чи­ва­ет более пол­ное рас­кры­тие темы. В боль­шом по объ­е­му тек­сте под­те­мы могут уточ­нять­ся мик­ро­те­ма­ми. Подтемы и мик­ро­те­мы обес­пе­чи­ва­ют глу­би­ну тек­ста и опре­де­ля­ют спо­соб раз­ви­тия основ­ной мыс­ли тек­ста.

    3. Членимость — это при­знак, кото­рый обо­зна­ча­ет, что текст делит­ся на струк­тур­ные смыс­ло­вые отрез­ки:

    Учтем, что одно пред­ло­же­ние, даже очень рас­про­стра­нен­ное и зани­ма­ю­щее несколь­ко строк в пись­мен­ной речи, не явля­ет­ся тек­стом.

    4. Последовательность — это при­знак, кото­рый реа­ли­зу­ет­ся тогда, когда каж­дое после­ду­ю­щее пред­ло­же­ние содер­жит новую инфор­ма­цию для раз­вер­ты­ва­ния содер­жа­ния тек­ста. В каж­дом тек­сте про­сле­жи­ва­ет­ся логи­че­ская после­до­ва­тель­ность раз­ви­тия мыс­ли.

    5. Связность — при­знак тек­ста, кото­рый обес­пе­чи­ва­ет един­ство тек­ста как смыс­ло­во­го цело­го. Набор раз­роз­нен­ных пред­ло­же­ний не явля­ет­ся тек­стом. Предложения в тек­сте после­до­ва­тель­но свя­за­ны по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски. Для свя­зи пред­ло­же­ний в тек­сте исполь­зу­ют­ся как лек­си­че­ские, так и грам­ма­ти­че­ские сред­ства (повто­ры, сино­ни­мы, место­име­ния, сою­зы, парал­ле­лизм син­так­си­че­ских кон­струк­ций и пр.).

    6. Цельность — это при­знак, кото­рый не допус­ка­ет встав­ку язы­ко­вых средств (лек­си­че­ских, грам­ма­ти­че­ских или сти­ли­сти­че­ских), про­ти­во­ре­ча­щих автор­ско­му замыс­лу.

    7. Законченность — это при­знак тек­ста, кото­рый выра­жа­ет завер­шен­ность тек­ста. Небольшие тек­сты состо­ят в основ­ном из трех частей: зачи­на (нача­ла), сред­ней части и кон­цов­ки. Законченным, или завер­шен­ным, счи­та­ет­ся тот текст, в кото­ром име­ют­ся три ука­зан­ные части, а тема рас­кры­та пол­но­стью с точ­ки зре­ния замыс­ла авто­ра.

    8. Стилистическое един­ство тек­ста пред­по­ла­га­ет исполь­зо­ва­ние лек­си­че­ских, грам­ма­ти­че­ских средств в соот­вет­ствии со сти­лем, к кото­ро­му при­над­ле­жит текст (науч­ный, официально-деловой, худо­же­ствен­ный, пуб­ли­ци­сти­че­ский, раз­го­вор­ный стиль).

    Итак, тема­ти­че­ское един­ство, после­до­ва­тель­ность, связ­ность, раз­вер­ну­тость, завер­шен­ность и пр. при­зна­ки тек­ста поз­во­лят опре­де­лить, что рас­смат­ри­ва­е­мый фраг­мент пись­мен­ной речи явля­ет­ся тек­стом.

    Источник

    Какие признаки текста не обозначены в схеме (см. с. 45)? Дополните схему нужными компонентами. Расскажите о тексте по схеме- рисунку.

    Ответы

    Начальное предложение, связь предложений между собой, информативность.

    пример выполненной работы

    1. Снимите нижнюю кожицу чешуи лука (4мм2); Приготовьте микропрепарат, рассмотрите и зарисуйте 4-5 клеток увиденного; С одной стороны покровного стекла нанесите несколько капель раствора поваренной соли, а с другой стороны полоской фильтровальной бумаги, оттяните воду; Рассмотрите микропрепарат в течение нескольких секунд. Обратите внимание на изменения, произошедшие с мембранами клеток и время за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изменившийся объект. Нанесите несколько капель дистиллированной воды у края покровного стекла и оттяните ее с другой стороны фильтровальной бумагой, смывая плазмолизирующий раствор.

    2. Сопоставьте увиденное с изображением объекта на рисунке 1. Зарисуйте изучаемый объект.

    1. Куда двигалась вода (в клетки или из них) при помещении ткани в раствор соли?

    ОТВЕТ: Вода движется из клетки в раствор, концентрация ионов Na+ при этом стремится выравниваться вне и внутри клетки.

    2.Чем можно объяснить такое направление движения воды?

    ОТВЕТ: При помещении ткани в воду, вода поглощается клеткой. Это объясняется повышенной концентрацией ионов внутри клетки.

    3. Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? Чем это объясня­ется?

    ОТВЕТ: Вода двигалась обратно в клетку, так как происходил деплозмолиз.

    4. Как вы думаете, что бы могло произойти в клетках, если бы их оставили в растворе соли на длительное время?

    ОТВЕТ: Протопласт постепенно бы стался и отделился бы от клеточной оболочки

    5. Можно ли ис­пользовать раствор соли для уничтожения сорняков?

    ОТВЕТ: Да, так как уничтожение сорняков основано на явление плазмолиза.

    6. Дайте определение терминам – плазмолиз, деплазмолиз, осмос, тургор.

    Деплазмолиз — возвращение протопласта клеток растений из состояния плазмолиза в исходное состояние, характеризующееся нормальным тургором.

    О́смос — процесс односторонней диффузии через полупроницаемую мембрану молекул растворителя в сторону бо́льшей концентрации растворённого вещества (меньшей концентрации растворителя).

    7. Объясните, почему в варенье яблоки становятся менее сочными.

    ОТВЕТ: Яблоки помещаются в сахарный сироп, осмотическое давление которого больше, чем в цитоплазме клеток яблока. Вода из цитоплазмы уходит в сироп, происходит плазмолиз.

    ВЫВОД: В ходе практической работы мы изучили одну из функций наружной плазматической мембраны – осуществление избирательного транспорта веществ Избирательный транспорт веществ, осуществляемый наружной плазматической мембраной позволяет поддерживать постоянный химический состав внутренней среды клетки.

    Источник

    Русский язык. 2 класс

    Конспект урока

    Русский язык. 2 класс

    Урок 6. Признаки текста: целостность, связность, законченность

    Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

    Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений.Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу.

    Целостность текста— раскрытие в тексте одной темы.

    Связность текста— связь предложений в тексте с помощью различных языковых средств.

    Законченность(завершённость) текста — полное раскрытие темы в тексте.

    Основная и дополнительная литература по теме урока

    Открытый электронный ресурс по теме урока

    Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

    Теоретический материал для самостоятельного изучения

    Сегодня на уроке вы дополните ваши знания о признаках текста.

    Вспомните то, что вы уже знаете о тексте.

    Текст — это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Текст бывает устный и письменный. Предложения в тексте стоят в определённом порядке и связаны между собой по смыслу. Они объединены одной темой и основной мыслью. Текст можно озаглавить.

    Посмотрите, какие же признаки являются обязательными для текста.

    Любой текст — это, прежде всего, связное высказывание. Связность текста проявляется в том, что каждое следующее предложение строится на базе предыдущего. Автор излагает свои мысли по порядку, а каждое новое предложение продолжает и развивает мысль предыдущего.Работать эта связь может так: из одного предложения берётся какая-либо информация и развивается в следующем предложении.

    Например:Из-за туч выглянуло яркое летнее солнце. Оно осветило своими лучами промокшие улицы и дома.

    Здесь слово «солнце» используется в первом предложении, а во втором его заменяет слово «оно».Благодаря этому предложения связаны и последовательно развивают одну и ту же тему. Чтобы два высказывания соединились друг с другом, в них должны повторяться какие-либо слова или речь в них должна идти об одном и том же объекте.

    Наличие связности — важный признак текста.

    Средствами связи в тексте являются различные языковые средства: замена близкими по смыслу словами, повторы, союзы, частицы, местоимения.

    Во дворе выкопали колодец. Возле колодца поселилась лягушка. Она целыми днями сидела в тени колодца.

    Первое и второе предложения связаны с помощью повтора слов: колодец — (возле) колодца. В третьем предложении слово «она» заменяет слово «лягушка» из второго предложения. Предложения как бы цепляются одно за другое, последующее подхватывает предыдущее.

    Рассмотрите ещё один пример.

    Леса служат для того, чтобы приносить здоровье нашей планете.Они не только являются гигантскими лабораториями, производящими кислород. Они также поглощают ядовитые газы и пыль. Их поэтому справедливо считают «легкими нашей земли».

    Перед нами текст, в котором раскрывается одна тема. Это еще один из признаков текста— целостность. Предложения связаны между собой с помощью слов «они», «их», которые заменяют слово «леса». В тексте есть начало и конец. Тема текста раскрыта. Это говорит о законченности (завершённости) текста.

    Таким образом, вы заметили,что в тексте предложения должны развивать одну и ту же тему, быть связаны друг с другом при помощи различных языковых средств. Кроме того, текст обязательно должен быть завершён, тема в нём должна быть раскрыта полностью, должны быть начало и конец.

    Сегодня на уроке вы узнали о таких признаках текста, как целостность (тематическое единство), связность, законченность.

    Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

    Выберите один правильный ответ.

    Подсказка: вспомните, что такое текст

    Задание. Последовательность предложений в тексте.

    Укажите последовательность предложений

    __ Мальчики вместе решили задачу.

    __ Юра решал задачу.

    __ Так Слава помог другу.

    __ Задача была трудная.

    Подсказка:предложения в тексте должныбыть выстроены в определённом порядке.

    Источник

Adblock
detector