Какие признаки соц групп указаны в тексте приведите 3 признака

Вариант 4

Часть 1.

Для ответов на задания 1 и 12 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ. Ответами к заданиям 2–11, 13–20 являются цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание).

Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общества?

Деньги; налог; мораль; юридическая ответственность; деятельность

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

Валерий – общительный человек, увлекающийся футболом. Он организовал с коллегами футбольную команду. Всё это характеризует Валерия как

3) талантливого человека

Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А. Общество вынуждено искать способы компенсации дефицита природных ресурсов.

Б. Общество является частью природы.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ученик одиннадцатого класса общеобразовательной школы Владимир участвует в общероссийских олимпиадах по математике. Кроме этого он занимается в секции фигурного катания. На каком уровне образования находится Владимир?

1) высшее образование

2) основное общее образование

3) среднее общее образование

4) среднее профессиональное образование

Верны ли следующие суждения о морали?

А. Главным внутренним «контролёром» человека в вопросах морали является его совесть.

Б. Мораль регулирует деятельность человека и общества.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Гражданин Р. вложил в банк 100 тысяч рублей под 6% годовых. Через 2 месяца он приобрёл стиральную машинку в кредит.

Что относится к пассивам, а что — к активам гражданина Р.?

Какие функции выполняют деньги в данном примере?

Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

Уровень заработной платы на рынке труда определяется под непосредственным воздействием

1) спроса и предложения трудовых услуг

2) установленного в стране прожиточного минимума

3) объёма сбережений граждан

4) стоимости товаров и услуг

Даниил является владельцем фирмы. Для увеличения прибыли, скорости и качества работы он установил новое оборудование. В данной ситуации он проявил себя, прежде всего, как

Верны ли следующие суждения об экономических системах?

А. Традиционная экономика основана на широком использовании ручного труда, общинном ведении хозяйства, натуральном хозяйстве.

Б. Командная экономика – способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, свободном ценообразовании и конкуренции.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Семья Сидоровых состоит из четырёх человек: родители, сын и дочь. Приведённые данные позволяют сделать вывод, что семья Петровых является

Верны ли следующие суждения о социальных группах?

А. Малая социальная группа оказывает непосредственное влияние на человека.

Б. Отношения в социальных группах обязательно регулируются официальными документами.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Учёные опросили 35-летних работающих мужчин и женщин страны Z. Им задавали вопрос: «Как в жизни современной женщины должны сочетаться дом и работа?».

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

В государстве Z власть сосредоточена в руках лидера единственной в стране политической партии. Права и свободы граждан формально признаны, но постоянно нарушаются органами государственной власти. Свободная пресса отсутствует. На основе приведённых данных можно сделать вывод, что Z это

1) демократическое государство

2) федеративное государство

3) унитарное государство

4) авторитарное государство

Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Разделение властей предполагает самостоятельность исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти, которые не зависят друг от друга.

Б. Цель разделения властей – предотвращение злоупотребления властью каким-либо лицом или организацией.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Установите соответствие между примерами и направлениями деятельности семьи: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

А) семейный выезд в лес на пикник в выходной день

Б) разделение домашних обязанностей между супругами

В) планирование расходов и доходов семьи

Г) обучение детей рисованию и лепке из пластилина

Д) совместный отдых в детском развлекательном центре

1) хозяйственная деятельность

2) организация досуга

3) воспитательная деятельность

К функциям Президента Российской Федерации относится

1) объявление амнистии

2) вершение правосудия

3) управление федеральной собственностью

4) определение основных направлений внутренней и внешней политики

Юле 14 лет. Она решила поработать в летние каникулы. На какую вакансию её, согласно закону, работодатель вправе принять?

1) официантка в баре

2) расклейщик объявлений

3) продавец в алкогольном киоске

4) продавец цветов в круглосуточном магазине

Верны ли следующие суждения о праве?

А. Нормы права регулируют общественные отношения с позиции добра и зла.

Б. Нормы права закреплены в официальных документах и их исполнение обеспечивается силой государства.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Настя и Катя узнали, что Оля пригласила к себе в гости на празднование своего дня рождения всех одноклассников, кроме них. Настя просто прекратила всякое общение с Олей, а Катя попыталась через друзей узнать о причинах поступка Оли.

Сравните два способа поведения в межличностном конфликте: уход от конфликтной ситуации и привлечение посредников. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) осознание противоречия интересов

2) поиск пути выхода из конфликта

3) выход без уступок и отстаивания своих интересов

4) участие третьей стороны

Заполните пропуск в таблице.

Политическая партия Активная и организованная часть общества, объединённая общими целями или идеалами, которая стремится к получению и реализации государственной власти.
. Добровольное формирование, возникающее в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов.

Прочитайте текст и выполните задания 21–24. Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Часть населения, имеющая сходные и устойчивые (то есть длящиеся и возобновляющиеся) общественные условия и проблемы жизнедеятельности называется социальной группой.

Общество состоит из социальных групп (самые многочисленные из них — классы). У каждой такой группы есть свои представления о том, какие черты общественной жизни наиболее важны, что хорошо и что плохо в жизни и в существующих порядках, а также о том, в каких направлениях должны меняться сложившиеся условия. То есть у социальных групп разные интересы, иногда в чем-то схожие, а иногда несовместимые, подчас непримиримые.

Совокупность социальных групп — это социальная структура. И дело не в перечне групп, а в совокупности их жизненных проблем, сходствах и отличиях их интересов. При этом одна часть населения озабочена по преимуществу одними проблемами, другая — другими, третья — третьими. Таким образом, отдельная социальная группа выступает основным элементом социальной структуры.

Людям и социальным группам приходится жить и действовать в одном обществе. Отсюда неизбежность взаимодействий, взаимоотношений таких групп. Конкретные формы таких взаимоотношений очень разнообразны: конфликты, партнёрства, союзы, компромиссы, забастовка, гражданская война, гражданское согласие, пикет, гражданское неповиновение, мирная инициатива и другие.

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) Понятие «социальная группа»

2) Социальная структура — совокупность социальных групп

3) Взаимодействия социальных групп и их формы

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков

Как связаны понятия «социальная группа» и «социальная структура»? Приведите два положения текста, отражающих эту связь. Какие признаки социальных групп указаны в тексте? (Приведите три признака.)

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос:

– совокупность социальных групп — это социальная структура

– отдельная социальная группа выступает основным элементом социальной структуры

2) признаки социальных групп:

– сходные и устойчивые общественные условия

– схожие проблемы жизнедеятельности

(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания двух и более качеств из упомянутых в тексте.)

В тексте приводятся различные формы взаимоотношений социальных групп. Выделите из этого перечня формы, которые направлены на сближение интересов отдельных групп, и назовите четыре из них. Проиллюстрируйте примером любую из названных форм.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) формы, направленные на сближение интересов: партнёрства, союзы, компромиссы, гражданское согласие, мирная инициатива.

2) могут быть приведены следующие примеры:

− деятельность экологической организации по установке контейнеров для сортировки мусора и переработке вторичного сырья (мирная инициатива)

− разрешение конфликта между друзьями путем переговоров и мирных уступок (компромисс)

− диалог и заключение договора между работниками и работодателем для решения общей проблемы (партнерство)

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Многие социологи считают, что основные различия между социальными группами связаны с обладанием собственностью и размером доходов. Можно ли утверждать, что авторы текста пренебрегают этими критериями? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения):

1) в случае согласия, например:

— делается упор на такой критерий различения социальных групп, как несовпадение представлений об обществе, направлениях его развития, интересов. — не приведены показатели различия социальных групп, связанные с собственностью и доходами

2) в случае несогласия, например:

— среди критериев социальных групп названы сходные общественные условия, которые, включают отношение к собственности и размер доходов. — в тексте назван такой критерий, как различие интересов, а интересы могут быть связаны с экономическим положением.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)

Источник

Какие признаки соц групп указаны в тексте приведите 3 признака

Среди социальных групп принято выделять малые группы. Опираясь на свои обществоведческие знания, укажите три отличительных черты (признака) малых групп.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В социальной психологии под группой понимается двое или более индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы. На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом.

Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Прежде всего, группы помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы бы не возражали против этого, но в конце концов почувствовали бы себя ужасно одинокими.

Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться. Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны.

Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью «Я-концепции». И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его «Я-концепция».

Назовите признаки социальной группы, указанные в тексте. Всего укажите четыре признака.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе называются следующие признаки:

— наличие общей цели;

— наличие установившихся взаимоотношений;

— взаимозависимость людей друг от друга;

— осознание людьми принадлежности к одной группе.

Укажите, какие потребности, по мнению автора, обусловливают объединение человека в группы? Всего укажите не менее трех потребностей. Опираясь на обществоведческий курс, объясните смысл понятия «потребность».

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) В ответе могут быть указаны следующие потребности, являющиеся причинами объединения людей в группы:

— потребности во внимании;

— потребность в переживании чувства принадлежности;

— потребность в чувстве любви.

2) Объяснено понятие, например:

— потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что составляет условия его существования и развития личности.

Автор приводит три функции социальных групп. Укажите их и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером. Каждый пример должен быть развернутым.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе могут быть приведены следующие функции и примеры к ним:

1) Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Например, для строительства многоэтажного дома требуется бригада рабочих, архитекторы, инженеры-проектировщики, которые совместными усилиями смогут возвести его, тогда как в одиночку это сделать невозможно.

2) Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны. Например, гражданин Х. устроился на новую работу, на которой коллеги из его отдела ввели его в курс дела, объяснили основные цели и задачи деятельности отдела и т.д.

3) Групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности. Например, у Ивана есть круг друзей с которыми он чувствует себя комфортно, не одиноко, уверенно, так как может в любой момент рассчитывать на их поддержку.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе могут быть приведены следующие особенности (признаки):

1) малая группа небольшая по составу (от 2-3 человек до 30-40);

2) члены малой группы находятся в непосредственных межличностных контактах друг с другом;

3) наличие психологической общности членов малой группы, «мы-чувства».

Могут быть приведены другие признаки (особенности) малых групп.

Автор приводит три функции социальных групп. Укажите их и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером. Каждый пример должен быть развернутым.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В социальной психологии под группой понимается двое или более индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы. На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом.

Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Прежде всего, группы помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы бы не возражали против этого, но в конце концов почувствовали бы себя ужасно одинокими.

Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться. Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны.

Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью «Я-концепции». И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его «Я-концепция».

Читайте также:  Признаки налоговых и неналоговых доходов

Назовите признаки социальной группы, указанные в тексте. Всего укажите четыре признака.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе называются следующие признаки:

— наличие общей цели;

— наличие установившихся взаимоотношений;

— взаимозависимость людей друг от друга;

— осознание людьми принадлежности к одной группе.

Укажите, какие потребности, по мнению автора, обусловливают объединение человека в группы? Всего укажите не менее трех потребностей. Опираясь на обществоведческий курс, объясните смысл понятия «потребность».

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) В ответе могут быть указаны следующие потребности, являющиеся причинами объединения людей в группы:

— потребности во внимании;

— потребность в переживании чувства принадлежности;

— потребность в чувстве любви.

2) Объяснено понятие, например:

— потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что составляет условия его существования и развития личности.

Среди социальных групп принято выделять малые группы. Опираясь на свои обществоведческие знания, укажите три отличительных черты (признака) малых групп.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе могут быть приведены следующие особенности (признаки):

1) малая группа небольшая по составу (от 2-3 человек до 30-40);

2) члены малой группы находятся в непосредственных межличностных контактах друг с другом;

3) наличие психологической общности членов малой группы, «мы-чувства».

Могут быть приведены другие признаки (особенности) малых групп.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе могут быть приведены следующие функции и примеры к ним:

1) Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Например, для строительства многоэтажного дома требуется бригада рабочих, архитекторы, инженеры-проектировщики, которые совместными усилиями смогут возвести его, тогда как в одиночку это сделать невозможно.

2) Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны. Например, гражданин Х. устроился на новую работу, на которой коллеги из его отдела ввели его в курс дела, объяснили основные цели и задачи деятельности отдела и т.д.

3) Групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности. Например, у Ивана есть круг друзей с которыми он чувствует себя комфортно, не одиноко, уверенно, так как может в любой момент рассчитывать на их поддержку.

Автор упоминает возможность повышения/понижения статуса целой социальной группы. В какие периоды общественного развития мобильность целых социальных групп усиливается? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите любые три периода и в каждом случае кратко прокомментируйте своё мнение.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие. Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу индивидов из одной статусной группы в другую. Один из самых главных барьеров возникает из-за того, что социальные классы обладают субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия в классовой субкультуре, в которой они социализированы… Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального класса в другой имеет значение «различие в стартовых возможностях»…

Всякое социальное перемещение происходит не просто в связи с возникновением желания, а путём преодоления более или менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места жительства на другое предполагает определённый период адаптации к новым условиям.

Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности. Согласно определению П. Сорокина «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой»…

Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальную мобильность, или социальный подъём и социальное падение. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъём из низшего слоя в высший и как создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично, нисходящая мобильность существует как в форме выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и в форме понижения социальных статусов целой группы…

Для того чтобы понять, как происходит процесс восхождения, важно изучить, каким образом отдельный индивид может преодолеть барьеры и границы между группами и подниматься вверх, т.е. повышать свой социальный, профессиональный, экономический и политический статус. Это стремление достичь более высокого статуса обусловлено мотивом достижения, который в той или иной степени имеется у каждого индивида, и связано его потребностью добиваться успехов и избегать неудач в социальном аспекте. Актуализация этого мотива порождает в конечном счёте силу, с которой индивид стремится к достижению высшей социальной позиции или к тому, чтобы удержаться на имеющейся и не скатиться вниз.

Укажите, какое определение социальной мобильности приводит автор? Какие виды (формы) мобильности (по двум разным основаниям) рассмотрены в тексте?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Определение социальной мобильности:

— «Переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой».

2) Виды мобильности:

— восходящая и нисходящая;

— индивидуальная и групповая.

Какой барьер, мешающий социальным перемещениям индивидов, автор считает одним из главных? Используя обществоведческие знания, объясните, почему указанное автором обстоятельство при социальных перемещениях индивидов является барьером.

В правильном ответе должны быть представлены следующие элементы:

— одним из главных барьеров автор называет наличие субкультуры у различных социальных классов.

— наличие субкультуры предполагает существование норм поведения, определенного уровня образования, разговорных особенностей, стиля одеваться, усваиваемых в процессе социализации. Человеку попавшему в другой класс со стороны, усвоившего иные нормы в процессе социализации, будет сложно перестроится, к нему могут относиться как к «чужому».

Могут быть даны иные пояснения.

Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, объясните, почему открытость общества способствует усилению процессов социальной мобильности. (Приведите три объяснения.)

1. В открытом обществе отсутствуют касты и сословия, люди обладают одинаковыми правами, практически отсутствуют барьеры на пути повышения своего статуса, следствием чего является рост социальной мобильности.

2. В открытом обществе большинство статусов достигаемых, требующих личных усилий, что приводит к росту социальной мобильности.

3. В открытом обществе важнейшие социальные лифты: школа, армия, брак, собственность доступны для всех, ограничений нет, соответственно повышается социальная мобильность.

4. В открытом обществе человеку легко потерять свой высокий социальный статус, т.к. отсутствуют защитные сословные механизмы, в результате чего одни теряют свой статус, другие повышают, что приводит к увеличению социальной мобильности.

Периоды общественного развития, в которые возможно изменение социального статуса целых групп.

1. Социальные революции. В эти периоды меняется социальная структура общества, на высшую ступень поднимаются представители низших слоев, которые встают у управления государства, аристократия свой социальный статус понижает. Примеры: Революция в России в 1917г., Великая Французская революция.

2. Завоевания. Завоевателям необходимо укрепиться на завоеванной территории, для этого они опираются на вновь создаваемую знать. Так в результате Нормандского завоевания Англии в 1066 г., Вильгельм завоеватель лишил земель саксонскую знать, раздав ее своим сподвижникам.

3. Войны. В этот период повышается статус профессиональных военных, которые руководят не только военными действиями, но и политической и экономической жизнью общества. Создаются чрезвычайные органы власти во главе с военными.

В чём, с точки зрения автора, проявляется специфика социального статуса молодёжи? Назовите три аспекта, которые выделяет автор для осуществления анализа молодёжи как возрастной группы. Какой основной критерий социальной стратификации в современном мире выделяет автор?

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Для анализа молодёжи как возрастной группы, на наш взгляд, целесообразно остановиться на нескольких взаимосвязанных между собой аспектах.

Во-первых, это образ жизни, специфика социального статуса молодёжи, а также места и функций в современной общественной системе. Во-вторых, это анализ историко-социальных предпосылок возникновения молодёжной группы и их трансформация в современной социокультурной ситуации. И в-третьих, это достижение взрослости как ключевая задача данного жизненного этапа и её актуальные характеристики.

Специфика социального статуса молодёжи как социальной группы проявляется в том, что эта группа «неполного» вхождения в общество, характеризующаяся промежуточным положением «между детством и взрослостью». Молодой человек не играет больше роли ребёнка и в то же время не является полноправным носителем ролей взрослых людей.

Середина и последняя четверть XX в. принесли значительные изменения в социальный контекст и социальную организацию молодёжи как переходного периода от детства к взрослой жизни. 1960-80-е гг. были охарактеризованы как время возникновения и расцвета молодёжной субкультуры. В течение этого времени многими учёными самых различных направлений было отмечено, что возраст постепенно превращается в одну из доминирующих координат социальной дифференциации и социальной дискриминации. Возраст стал заменой классу как главному основанию социальной стратификации.

В частности, анализ европейской молодёжной среды показывает, что активизация молодёжных субкультур в середине XX в. была связана, прежде всего, с резким увеличением реального дохода молодых людей. Расходы молодых людей в сфере потребления, услуг и культуры стали существенной частью от общего количества потребляемых товаров. Молодой человек стал важным потребителем сфер обслуживания и досуга. Это являлось весьма заметным социальным признаком молодёжи и представляло новую и отличительную форму молодёжного поведения. Как потребительская группа, молодёжь формировала другой рыночный спрос, и именно это стало одним из слагаемых новой подростковой субкультуры.

Для обнаружения официальных характеристик взросления, а также их учёта большое значение приобретают своеобразные социально-нормативные события, выступающие критериями — социальными маркерами — взрослой жизни. В течение многих десятилетий вхождение во взрослость обусловливалось набором определённых жизненных событий — своеобразных социально-биографических маркеров. Например, для европейского молодого человека такими событиями выступали окончание школы, уход из родительского дома, начало профессиональной карьеры, бракосочетание и рождение собственных детей. Однако за последние десятилетия процент молодёжи, следовавшей такому расписанию, существенно уменьшился. В контексте новой взрослой жизни молодые люди всё больше идентифицируют себя посредством индивидуальных маркеров зрелости, не имеющих социального значения. Например, таким индивидуальным маркером может быть способность самостоятельно принимать решения и т. д. Социально заданные маркеры утрачивают своё значение и становятся менее важными. В связи с этим всё чаще высказываются мнения о превращении молодости в новую фазу жизни, во время которой происходит достижение психологической взрослой жизни через индивидуальные стремления и ожидания.

Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «социальная стратификация». С каким фактором автор связывает активизацию молодёжных субкультур в середине XX в? Укажите три любых традиционных социально-биографических маркера взрослости, которые приводит автор.

В правильном ответе должны присутствовать следующие элементы:

1. объяснение, например:

— деление общества на специальные слои (страты) путём объединения разнообразных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нём представление о социальном неравенстве;

(Может быть дано другое объяснение.)

2. ответ на первый вопрос:

— резкое увеличение реального дохода молодых людей;

3. ответ на второй вопрос, например:

— окончание школы, уход из родительского дома, начало профессиональной карьеры.

(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания любых трёх институтов из упомянутых в тексте. Ответы на вопросы могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста)

Автор пишет, что «как потребительская группа, молодёжь формировала другой рыночный спрос». Назовите две сферы потребления, указанные в тексте, в которых сформировался особый молодёжный спрос. Приведите по два примера, иллюстрирующих молодёжный спрос в каждой из них. (Сначала указывайте сферу, затем приводите примеры, которые её иллюстрируют. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

В правильном ответе должны быть названы две сферы и приведены примеры, иллюстрирующие молодёжный спрос в каждой из них:

1. обслуживание, например:

— в настоящее время в Москве функционирует сеть молодёжных парикмахерских, предлагающих ультрамодные причёски;

— молодые люди города М. предпочитают покупать одежду в молодёжных магазинах, где консультантами также являются люди их возраста;

— молодые люди нашего города часто проводят свободное время на площадках, оборудованных под занятия экстремальными видами спорта;

— предприниматель Р. открыл сеть молодёжных кинотеатров, в которых происходит демонстрация фильмов для молодой целевой аудитории.

Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров)

Автор пишет, что поведение современных молодых людей, которое связано с переходом в состояние «взрослости», серьёзно отличается от поведения в обстоятельствах середины XX в. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три возможных отличия.

В правильном ответе могут быть названы и кратко пояснены следующие отличия, допустим:

1. значительная часть молодых людей после получения высшего образования продолжает учиться и стремится получить ещё одно образование (например, современные требования работодателей приводят к необходимости постоянно повышать свою квалификацию или расширять её посредством получения образования в других профессиональных сферах);

2. поздние браки (например, согласно статистике, растёт число браков, заключённых после 30 лет, так как молодые люди хотят обрести полностью независимый экономический статус ко времени создания семьи);

3. более позднее рождение детей (например, современные молодые люди зачастую считают, что необходимо до рождения детей утвердиться в профессии и сделать карьеру).

Отличия могут быть сформулированы иначе, могут быть даны иные верные пояснения.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1. ответ на первый вопрос, например:

— специфика социального статуса молодёжи как социальной группы проявляется в том, что эта группа «неполного» вхождения в общество, характеризующаяся промежуточным положением «между детством и взрослостью»;

2. ответ на второй вопрос, например:

— специфика социального статуса молодёжи; анализ историко-социальных предпосылок возникновения молодёжной группы; достижение взрослости и её характеристики.

(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания

любых трёх аспектов из упомянутых в тексте.)

3. ответ на третий вопрос:

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

Назовите признаки социальной группы, указанные в тексте. Всего укажите четыре признака.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В социальной психологии под группой понимается двое или более индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы. На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом.

Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Прежде всего, группы помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы бы не возражали против этого, но в конце концов почувствовали бы себя ужасно одинокими.

Читайте также:  Какие признаки при отите

Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться. Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны.

Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью «Я-концепции». И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его «Я-концепция».

Укажите, какие потребности, по мнению автора, обусловливают объединение человека в группы? Всего укажите не менее трех потребностей. Опираясь на обществоведческий курс, объясните смысл понятия «потребность».

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) В ответе могут быть указаны следующие потребности, являющиеся причинами объединения людей в группы:

— потребности во внимании;

— потребность в переживании чувства принадлежности;

— потребность в чувстве любви.

2) Объяснено понятие, например:

— потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что составляет условия его существования и развития личности.

Автор приводит три функции социальных групп. Укажите их и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером. Каждый пример должен быть развернутым.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе могут быть приведены следующие функции и примеры к ним:

1) Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Например, для строительства многоэтажного дома требуется бригада рабочих, архитекторы, инженеры-проектировщики, которые совместными усилиями смогут возвести его, тогда как в одиночку это сделать невозможно.

2) Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны. Например, гражданин Х. устроился на новую работу, на которой коллеги из его отдела ввели его в курс дела, объяснили основные цели и задачи деятельности отдела и т.д.

3) Групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности. Например, у Ивана есть круг друзей с которыми он чувствует себя комфортно, не одиноко, уверенно, так как может в любой момент рассчитывать на их поддержку.

Среди социальных групп принято выделять малые группы. Опираясь на свои обществоведческие знания, укажите три отличительных черты (признака) малых групп.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе могут быть приведены следующие особенности (признаки):

1) малая группа небольшая по составу (от 2-3 человек до 30-40);

2) члены малой группы находятся в непосредственных межличностных контактах друг с другом;

3) наличие психологической общности членов малой группы, «мы-чувства».

Могут быть приведены другие признаки (особенности) малых групп.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе называются следующие признаки:

— наличие общей цели;

— наличие установившихся взаимоотношений;

— взаимозависимость людей друг от друга;

— осознание людьми принадлежности к одной группе.

Укажите, какие потребности, по мнению автора, обусловливают объединение человека в группы? Всего укажите не менее трех потребностей. Опираясь на обществоведческий курс, объясните смысл понятия «потребность».

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В социальной психологии под группой понимается двое или более индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы. На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом.

Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Прежде всего, группы помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы бы не возражали против этого, но в конце концов почувствовали бы себя ужасно одинокими.

Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться. Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны.

Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью «Я-концепции». И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его «Я-концепция».

Назовите признаки социальной группы, указанные в тексте. Всего укажите четыре признака.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе называются следующие признаки:

— наличие общей цели;

— наличие установившихся взаимоотношений;

— взаимозависимость людей друг от друга;

— осознание людьми принадлежности к одной группе.

Автор приводит три функции социальных групп. Укажите их и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером. Каждый пример должен быть развернутым.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе могут быть приведены следующие функции и примеры к ним:

1) Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Например, для строительства многоэтажного дома требуется бригада рабочих, архитекторы, инженеры-проектировщики, которые совместными усилиями смогут возвести его, тогда как в одиночку это сделать невозможно.

2) Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны. Например, гражданин Х. устроился на новую работу, на которой коллеги из его отдела ввели его в курс дела, объяснили основные цели и задачи деятельности отдела и т.д.

3) Групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности. Например, у Ивана есть круг друзей с которыми он чувствует себя комфортно, не одиноко, уверенно, так как может в любой момент рассчитывать на их поддержку.

Среди социальных групп принято выделять малые группы. Опираясь на свои обществоведческие знания, укажите три отличительных черты (признака) малых групп.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе могут быть приведены следующие особенности (признаки):

1) малая группа небольшая по составу (от 2-3 человек до 30-40);

2) члены малой группы находятся в непосредственных межличностных контактах друг с другом;

3) наличие психологической общности членов малой группы, «мы-чувства».

Могут быть приведены другие признаки (особенности) малых групп.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) В ответе могут быть указаны следующие потребности, являющиеся причинами объединения людей в группы:

— потребности во внимании;

— потребность в переживании чувства принадлежности;

— потребность в чувстве любви.

2) Объяснено понятие, например:

— потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что составляет условия его существования и развития личности.

Какие особенности изучения молодёжной проблематики называет автор? От какого фактора зависит теоретическое осмысление молодёжи как особой социальной группы? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «молодежь».

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Всё возрастающая актуальность исследования молодёжной проблематики объясняется тем, что по природе своей молодёжь содержит код преемственности поколений, обеспечивающий самовоспроизводство общества. Особенностью рассмотрения проблемы на самых различных этапах развития социальной мысли было стремление найти универсальные

характеристики и определения молодёжи, её индивидуальных и социальных детерминант функционирования и развития. Теоретическое осмысление молодёжи как особой социальной группы во все времена в значительной мере зависело от конкретно-исторической ситуации.

«Молодёжь» как научная категория прошла путь от выделения отдельных аспектов в социально-педагогических концепциях её воспитания до создания самостоятельных теорий молодёжного возраста.

Исходная позиция жизненного цикла, совпадающая с молодостью и связанная с институционализацией процесса подготовки к взрослым функциям, появилась в процессе перехода от традиционного общества к индустриальному. Процесс социализации в традиционном обществе осуществляется путём передачи из поколения в поколение неизменных ценностей. Виды деятельности, их средства и цели столетиями существовали в качестве устойчивых традиций, образцов и социальных норм. В современных условиях возросла необходимость качественно иных способов подготовки и включения индивида в общество.

В своём стремлении стать полноправными субъектами социальных отношений молодые люди часто сталкиваются с препятствиями со стороны общества, его отдельных групп и социальных институтов, что приводит к конфликтам. Основаниями для выделения специфически молодёжных конфликтов могут являться: возрастное неравенство социального статуса, неадекватные взаимодействия с институтами социализации, принадлежность к иному типу культуры (субкультуре). Большинство специфически молодёжных проблем возникает на фоне противостояния молодёжь-общество. Преодоление этих конфликтов может идти по пути интеграции молодёжи в общественные структуры либо дифференциации, расслоения и даже социального исключения её отдельных групп (возрастная дискриминация, отчуждение, маргинализация).

Какие основания для выделения специфически молодёжных конфликтов называет автор? Какую основную линию противостояния он выделяет?

Ответ должен содержать следующие элементы:

1) Основания для выделения специфически молодёжных конфликтов:

— возрастное неравенство социального статуса;

— неадекватные взаимодействия с институтами социализации;

— принадлежность к иному типу культуры (субкультуре).

2) Основная линия противостояния:

Автор пишет: «В современных условиях возросла необходимость качественно иных способов подготовки и включения индивида в общество». Какой тип общества имеет в виду автор под «современными условиями»? Опираясь на знания обществоведческого курса и личный социальный опыт, приведите два пояснения авторской точки зрения, почему в современном мире «возросла необходимость качественно иных способов подготовки и включения индивида в общество».

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) объяснение, что такое «современные условия»:

— постиндустриальная стадия развития общества;

2) приведены пояснения, например:

— в условиях традиционного общества одна из основных ценностей — общинность, коллективная ответственность – воспитывалась в «большой» семье, где молодые члены семьи приучались, например, сызмальства к совместному труду. В постиндустриальном обществе в «малой», нуклеарной, семье новое поколение получает навыки индивидуальной ответственности;

— в условиях доиндустриального общества знания традиционно и неизменно передаются из поколения в поколение. В современных условиях знания быстро обновляются, старшее поколение не всегда может обладать актуальной информацией, поэтому процесс социализации приобретает иные черты и задачи.

Могут быть приведены иные уместные пояснения.

Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите три особенности социального положения молодёжи. Что свойственно неформальным молодёжным объединениям? Приведите не менее двух отличительных черт.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Особенности социального положения молодёжи:

— высокий уровень мобильности;

— активный поиск своего места в жизни.

Могут быть приведены другие особенности.

2) Отличительные черты неформальных молодёжных объединений:

— демонстративное неприятие общественных устоев;

— попытки уйти от общества.

Могут быть приведены другие отличительные черты.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) указана особенность:

— было стремление найти универсальные характеристики и определения молодёжи, её индивидуальных и социальных детерминант функционирования и развития;

3) Дано объяснение понятию:

— молодежь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности, специфическим мировоззрением и системой ценностей, отличной от других социально-возрастных групп.

Укажите, какое определение социальной мобильности приводит автор? Какие виды (формы) мобильности (по двум разным основаниям) рассмотрены в тексте?

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие. Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу индивидов из одной статусной группы в другую. Один из самых главных барьеров возникает из-за того, что социальные классы обладают субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия в классовой субкультуре, в которой они социализированы… Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального класса в другой имеет значение «различие в стартовых возможностях»…

Всякое социальное перемещение происходит не просто в связи с возникновением желания, а путём преодоления более или менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места жительства на другое предполагает определённый период адаптации к новым условиям.

Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности. Согласно определению П. Сорокина «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой»…

Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальную мобильность, или социальный подъём и социальное падение. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъём из низшего слоя в высший и как создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично, нисходящая мобильность существует как в форме выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и в форме понижения социальных статусов целой группы…

Для того чтобы понять, как происходит процесс восхождения, важно изучить, каким образом отдельный индивид может преодолеть барьеры и границы между группами и подниматься вверх, т.е. повышать свой социальный, профессиональный, экономический и политический статус. Это стремление достичь более высокого статуса обусловлено мотивом достижения, который в той или иной степени имеется у каждого индивида, и связано его потребностью добиваться успехов и избегать неудач в социальном аспекте. Актуализация этого мотива порождает в конечном счёте силу, с которой индивид стремится к достижению высшей социальной позиции или к тому, чтобы удержаться на имеющейся и не скатиться вниз.

Какой барьер, мешающий социальным перемещениям индивидов, автор считает одним из главных? Используя обществоведческие знания, объясните, почему указанное автором обстоятельство при социальных перемещениях индивидов является барьером.

В правильном ответе должны быть представлены следующие элементы:

— одним из главных барьеров автор называет наличие субкультуры у различных социальных классов.

— наличие субкультуры предполагает существование норм поведения, определенного уровня образования, разговорных особенностей, стиля одеваться, усваиваемых в процессе социализации. Человеку попавшему в другой класс со стороны, усвоившего иные нормы в процессе социализации, будет сложно перестроится, к нему могут относиться как к «чужому».

Могут быть даны иные пояснения.

Автор упоминает возможность повышения/понижения статуса целой социальной группы. В какие периоды общественного развития мобильность целых социальных групп усиливается? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите любые три периода и в каждом случае кратко прокомментируйте своё мнение.

Периоды общественного развития, в которые возможно изменение социального статуса целых групп.

1. Социальные революции. В эти периоды меняется социальная структура общества, на высшую ступень поднимаются представители низших слоев, которые встают у управления государства, аристократия свой социальный статус понижает. Примеры: Революция в России в 1917г., Великая Французская революция.

2. Завоевания. Завоевателям необходимо укрепиться на завоеванной территории, для этого они опираются на вновь создаваемую знать. Так в результате Нормандского завоевания Англии в 1066 г., Вильгельм завоеватель лишил земель саксонскую знать, раздав ее своим сподвижникам.

Читайте также:  Что такое признаки жанра в литературе

3. Войны. В этот период повышается статус профессиональных военных, которые руководят не только военными действиями, но и политической и экономической жизнью общества. Создаются чрезвычайные органы власти во главе с военными.

Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, объясните, почему открытость общества способствует усилению процессов социальной мобильности. (Приведите три объяснения.)

1. В открытом обществе отсутствуют касты и сословия, люди обладают одинаковыми правами, практически отсутствуют барьеры на пути повышения своего статуса, следствием чего является рост социальной мобильности.

2. В открытом обществе большинство статусов достигаемых, требующих личных усилий, что приводит к росту социальной мобильности.

3. В открытом обществе важнейшие социальные лифты: школа, армия, брак, собственность доступны для всех, ограничений нет, соответственно повышается социальная мобильность.

4. В открытом обществе человеку легко потерять свой высокий социальный статус, т.к. отсутствуют защитные сословные механизмы, в результате чего одни теряют свой статус, другие повышают, что приводит к увеличению социальной мобильности.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Определение социальной мобильности:

— «Переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой».

2) Виды мобильности:

— восходящая и нисходящая;

— индивидуальная и групповая.

Какой барьер, мешающий социальным перемещениям индивидов, автор считает одним из главных? Используя обществоведческие знания, объясните, почему указанное автором обстоятельство при социальных перемещениях индивидов является барьером.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие. Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу индивидов из одной статусной группы в другую. Один из самых главных барьеров возникает из-за того, что социальные классы обладают субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия в классовой субкультуре, в которой они социализированы… Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального класса в другой имеет значение «различие в стартовых возможностях»…

Всякое социальное перемещение происходит не просто в связи с возникновением желания, а путём преодоления более или менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места жительства на другое предполагает определённый период адаптации к новым условиям.

Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности. Согласно определению П. Сорокина «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой»…

Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальную мобильность, или социальный подъём и социальное падение. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъём из низшего слоя в высший и как создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично, нисходящая мобильность существует как в форме выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и в форме понижения социальных статусов целой группы…

Для того чтобы понять, как происходит процесс восхождения, важно изучить, каким образом отдельный индивид может преодолеть барьеры и границы между группами и подниматься вверх, т.е. повышать свой социальный, профессиональный, экономический и политический статус. Это стремление достичь более высокого статуса обусловлено мотивом достижения, который в той или иной степени имеется у каждого индивида, и связано его потребностью добиваться успехов и избегать неудач в социальном аспекте. Актуализация этого мотива порождает в конечном счёте силу, с которой индивид стремится к достижению высшей социальной позиции или к тому, чтобы удержаться на имеющейся и не скатиться вниз.

Укажите, какое определение социальной мобильности приводит автор? Какие виды (формы) мобильности (по двум разным основаниям) рассмотрены в тексте?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Определение социальной мобильности:

— «Переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой».

2) Виды мобильности:

— восходящая и нисходящая;

— индивидуальная и групповая.

Автор упоминает возможность повышения/понижения статуса целой социальной группы. В какие периоды общественного развития мобильность целых социальных групп усиливается? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите любые три периода и в каждом случае кратко прокомментируйте своё мнение.

Периоды общественного развития, в которые возможно изменение социального статуса целых групп.

1. Социальные революции. В эти периоды меняется социальная структура общества, на высшую ступень поднимаются представители низших слоев, которые встают у управления государства, аристократия свой социальный статус понижает. Примеры: Революция в России в 1917г., Великая Французская революция.

2. Завоевания. Завоевателям необходимо укрепиться на завоеванной территории, для этого они опираются на вновь создаваемую знать. Так в результате Нормандского завоевания Англии в 1066 г., Вильгельм завоеватель лишил земель саксонскую знать, раздав ее своим сподвижникам.

3. Войны. В этот период повышается статус профессиональных военных, которые руководят не только военными действиями, но и политической и экономической жизнью общества. Создаются чрезвычайные органы власти во главе с военными.

Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, объясните, почему открытость общества способствует усилению процессов социальной мобильности. (Приведите три объяснения.)

1. В открытом обществе отсутствуют касты и сословия, люди обладают одинаковыми правами, практически отсутствуют барьеры на пути повышения своего статуса, следствием чего является рост социальной мобильности.

2. В открытом обществе большинство статусов достигаемых, требующих личных усилий, что приводит к росту социальной мобильности.

3. В открытом обществе важнейшие социальные лифты: школа, армия, брак, собственность доступны для всех, ограничений нет, соответственно повышается социальная мобильность.

4. В открытом обществе человеку легко потерять свой высокий социальный статус, т.к. отсутствуют защитные сословные механизмы, в результате чего одни теряют свой статус, другие повышают, что приводит к увеличению социальной мобильности.

В правильном ответе должны быть представлены следующие элементы:

— одним из главных барьеров автор называет наличие субкультуры у различных социальных классов.

— наличие субкультуры предполагает существование норм поведения, определенного уровня образования, разговорных особенностей, стиля одеваться, усваиваемых в процессе социализации. Человеку попавшему в другой класс со стороны, усвоившего иные нормы в процессе социализации, будет сложно перестроится, к нему могут относиться как к «чужому».

Могут быть даны иные пояснения.

Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, объясните, почему открытость общества способствует усилению процессов социальной мобильности. (Приведите три объяснения.)

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие. Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу индивидов из одной статусной группы в другую. Один из самых главных барьеров возникает из-за того, что социальные классы обладают субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия в классовой субкультуре, в которой они социализированы… Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального класса в другой имеет значение «различие в стартовых возможностях»…

Всякое социальное перемещение происходит не просто в связи с возникновением желания, а путём преодоления более или менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места жительства на другое предполагает определённый период адаптации к новым условиям.

Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности. Согласно определению П. Сорокина «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой»…

Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальную мобильность, или социальный подъём и социальное падение. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъём из низшего слоя в высший и как создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично, нисходящая мобильность существует как в форме выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и в форме понижения социальных статусов целой группы…

Для того чтобы понять, как происходит процесс восхождения, важно изучить, каким образом отдельный индивид может преодолеть барьеры и границы между группами и подниматься вверх, т.е. повышать свой социальный, профессиональный, экономический и политический статус. Это стремление достичь более высокого статуса обусловлено мотивом достижения, который в той или иной степени имеется у каждого индивида, и связано его потребностью добиваться успехов и избегать неудач в социальном аспекте. Актуализация этого мотива порождает в конечном счёте силу, с которой индивид стремится к достижению высшей социальной позиции или к тому, чтобы удержаться на имеющейся и не скатиться вниз.

Укажите, какое определение социальной мобильности приводит автор? Какие виды (формы) мобильности (по двум разным основаниям) рассмотрены в тексте?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Определение социальной мобильности:

— «Переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой».

2) Виды мобильности:

— восходящая и нисходящая;

— индивидуальная и групповая.

Какой барьер, мешающий социальным перемещениям индивидов, автор считает одним из главных? Используя обществоведческие знания, объясните, почему указанное автором обстоятельство при социальных перемещениях индивидов является барьером.

В правильном ответе должны быть представлены следующие элементы:

— одним из главных барьеров автор называет наличие субкультуры у различных социальных классов.

— наличие субкультуры предполагает существование норм поведения, определенного уровня образования, разговорных особенностей, стиля одеваться, усваиваемых в процессе социализации. Человеку попавшему в другой класс со стороны, усвоившего иные нормы в процессе социализации, будет сложно перестроится, к нему могут относиться как к «чужому».

Могут быть даны иные пояснения.

Автор упоминает возможность повышения/понижения статуса целой социальной группы. В какие периоды общественного развития мобильность целых социальных групп усиливается? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите любые три периода и в каждом случае кратко прокомментируйте своё мнение.

Периоды общественного развития, в которые возможно изменение социального статуса целых групп.

1. Социальные революции. В эти периоды меняется социальная структура общества, на высшую ступень поднимаются представители низших слоев, которые встают у управления государства, аристократия свой социальный статус понижает. Примеры: Революция в России в 1917г., Великая Французская революция.

2. Завоевания. Завоевателям необходимо укрепиться на завоеванной территории, для этого они опираются на вновь создаваемую знать. Так в результате Нормандского завоевания Англии в 1066 г., Вильгельм завоеватель лишил земель саксонскую знать, раздав ее своим сподвижникам.

3. Войны. В этот период повышается статус профессиональных военных, которые руководят не только военными действиями, но и политической и экономической жизнью общества. Создаются чрезвычайные органы власти во главе с военными.

1. В открытом обществе отсутствуют касты и сословия, люди обладают одинаковыми правами, практически отсутствуют барьеры на пути повышения своего статуса, следствием чего является рост социальной мобильности.

2. В открытом обществе большинство статусов достигаемых, требующих личных усилий, что приводит к росту социальной мобильности.

3. В открытом обществе важнейшие социальные лифты: школа, армия, брак, собственность доступны для всех, ограничений нет, соответственно повышается социальная мобильность.

4. В открытом обществе человеку легко потерять свой высокий социальный статус, т.к. отсутствуют защитные сословные механизмы, в результате чего одни теряют свой статус, другие повышают, что приводит к увеличению социальной мобильности.

Автор пишет, что «как потребительская группа, молодёжь формировала другой рыночный спрос». Назовите две сферы потребления, указанные в тексте, в которых сформировался особый молодёжный спрос. Приведите по два примера, иллюстрирующих молодёжный спрос в каждой из них. (Сначала указывайте сферу, затем приводите примеры, которые её иллюстрируют. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Для анализа молодёжи как возрастной группы, на наш взгляд, целесообразно остановиться на нескольких взаимосвязанных между собой аспектах.

Во-первых, это образ жизни, специфика социального статуса молодёжи, а также места и функций в современной общественной системе. Во-вторых, это анализ историко-социальных предпосылок возникновения молодёжной группы и их трансформация в современной социокультурной ситуации. И в-третьих, это достижение взрослости как ключевая задача данного жизненного этапа и её актуальные характеристики.

Специфика социального статуса молодёжи как социальной группы проявляется в том, что эта группа «неполного» вхождения в общество, характеризующаяся промежуточным положением «между детством и взрослостью». Молодой человек не играет больше роли ребёнка и в то же время не является полноправным носителем ролей взрослых людей.

Середина и последняя четверть XX в. принесли значительные изменения в социальный контекст и социальную организацию молодёжи как переходного периода от детства к взрослой жизни. 1960-80-е гг. были охарактеризованы как время возникновения и расцвета молодёжной субкультуры. В течение этого времени многими учёными самых различных направлений было отмечено, что возраст постепенно превращается в одну из доминирующих координат социальной дифференциации и социальной дискриминации. Возраст стал заменой классу как главному основанию социальной стратификации.

В частности, анализ европейской молодёжной среды показывает, что активизация молодёжных субкультур в середине XX в. была связана, прежде всего, с резким увеличением реального дохода молодых людей. Расходы молодых людей в сфере потребления, услуг и культуры стали существенной частью от общего количества потребляемых товаров. Молодой человек стал важным потребителем сфер обслуживания и досуга. Это являлось весьма заметным социальным признаком молодёжи и представляло новую и отличительную форму молодёжного поведения. Как потребительская группа, молодёжь формировала другой рыночный спрос, и именно это стало одним из слагаемых новой подростковой субкультуры.

Для обнаружения официальных характеристик взросления, а также их учёта большое значение приобретают своеобразные социально-нормативные события, выступающие критериями — социальными маркерами — взрослой жизни. В течение многих десятилетий вхождение во взрослость обусловливалось набором определённых жизненных событий — своеобразных социально-биографических маркеров. Например, для европейского молодого человека такими событиями выступали окончание школы, уход из родительского дома, начало профессиональной карьеры, бракосочетание и рождение собственных детей. Однако за последние десятилетия процент молодёжи, следовавшей такому расписанию, существенно уменьшился. В контексте новой взрослой жизни молодые люди всё больше идентифицируют себя посредством индивидуальных маркеров зрелости, не имеющих социального значения. Например, таким индивидуальным маркером может быть способность самостоятельно принимать решения и т. д. Социально заданные маркеры утрачивают своё значение и становятся менее важными. В связи с этим всё чаще высказываются мнения о превращении молодости в новую фазу жизни, во время которой происходит достижение психологической взрослой жизни через индивидуальные стремления и ожидания.

Источник

Adblock
detector