Какие признаки служат исходными для живых и неживых объектов природы

Вариант 16

Часть 1.

Ответами к заданиям 1–21 являются последовательность цифр, число или слово (словосочетание).

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны.

Какие признаки служат сходными для живых и неживых объектов природы?

1. клеточное строение

2. изменение температуры тела

5. перемещение в пространстве

Какое число тРНК приняли участие в синтезе белка, который включает 130 аминокислот? В ответе напишите соответствующее число.

Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для характеристики определения процессов и биологического значения мейоза. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. образование клеток с удвоенным числом хромосом

2. образование гаплоидных клеток

3. образование бивалентов

4. появление новых комбинаций генов

5. появление большего числа соматических клеток

Установите соответствие между характеристикой гаметогенеза и его видом; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А. образуется одна крупная половая клетка

Б. образуются направительные клетки

В. формируется много мелких гамет

Г. питательные вещества запасаются в одной из четырёх клеток

Д. образуются подвижные гаметы

Определите соотношение фенотипов у потомков при скрещивании особей с генотипами Аа х Аа при полном доминировании. Ответ запишите в виде цифр.

Приведённые ниже понятия, кроме двух, используются для описания модификационной изменчивости. Определите эти два понятия, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. характерна для группы особей вида

3. носит адаптивный характер

4. обусловлена хромосомными перестройками

5. ограничена нормой реакции

Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Г. поджелудочная железа

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Споры бактерий, в отличие от спор грибов,

1. служат приспособлением к перенесению неблагоприятных условий

2. выполняют функцию питания и дыхания

3. образуются в результате полового размножения

4. обеспечивают расселение на новые места

5. образуются путем мейоза

6. образуются из материнской клетки путем потери воды

Установите соответствие между характеристикой организмов и царством, к которому она относится: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А. В состав клеточной стенки входит хитин.

Б. Тип питания автотрофный.

В. Образуют органические вещества из неорганических.

Г. Запасным питательным веществом является крахмал.

Д. В природных системах являются редуцентами.

Е. Тело состоит из мицелия.

Установите последовательность стадии развития папоротника, начиная с прорастания споры. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1. образование гамет

2. оплодотворение и образование зиготы

3. развитие взрослого растения (спорофит)

4. образование заростка

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какое влияние оказывает парасимпатическая нервная система на организм человека?

1. увеличивает частоту сокращений сердца

2. активизирует слюнообразование

3. стимулирует выработку адреналина

4. усиливает образование желчи

5. увеличивает перистальтику кишечника

6. осуществляет мобилизацию функций органов при стрессе

Установите соответствие между характеристикой ткани человека и её типом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А. Способна накапливать жир.

Б. Некоторые клетки содержат гемоглобин.

В. Её клетки длинные с поперечной исчерченностью.

Г. Обладает сократимостью и возбудимостью.

Д. Межклеточное вещество хорошо развито.

Е. Клетки плотно прилегают друг к другу.

Установите последовательность, отражающую положение вида Человек разумный в системе, начиная с наименьшей категории. Запишите соответствующую последовательность цифр.

2. класс Млекопитающие

6. вид Человек разумный

Выберите из текста три предложения, которые описывают экологический способ видообразования в эволюции органического мира. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Репродуктивная изоляция служит причиной микроэволюции.

2. Свободное скрещивание обеспечивает обмен генами между популяциями.

3. Репродуктивная изоляция популяций может происходить в пределах одного и того же ареала по разным причинам.

4. Изолированные популяции с разными мутациями адаптируются к условиям разных экологических ниш в пределах прежнего ареала.

5. Примером такого видообразования служит образование видов лютика, которые приспособились к жизни в поле, на лугу, в лесу.

6. Вид служит наименьшей генетически устойчивой надорганизменной системой в живой природе.

Установите соответствие между признаком прыткой ящерицы и критерием вида, который он иллюстрирует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А. зимнее оцепенение

В. тело веретеновидной формы

Г. различия в окраске самцов и самок

Д. обитание на опушках лесов, в оврагах и садах

Источник

Живая и неживая природа определение, отличие, признаки, примеры явлений и предметов

Живая и неживая природа составляют основу окружающего мира. Интересные свойства живой и неживой природы стали причинами наук ботаники, биологии, химии, физики, астрономии.

Читайте также:  Признак это показатель характеризующий

Окружающий мир так разнообразен и интересен, что каждый день делаются новые и новые открытия по его изучению.

Чтобы рассказать детям на уроке о живой и неживой природе, лучше всего использовать картинки и фото. Дошкольники могут поучаствовать в веселой викторине на тему Кто есть кто.

1 класс подходящий для обсуждения темы Человек и природа с рассказами учителя. У 2 класса можно проводить тематические уроки Воздух, Вода, Почва в рамках цикла Введение в экологию.

3 класс готов к изучению явлений природы, школьников можно вывести на открытый урок в парк. Для 4 класса не будет лишним проведение элементарных опытов с использованием лупы, микроскопа, дневника наблюдений за погодой и т. п.

Мир живой природы

Мир живой природы представлен живыми организмами. Живая оболочка Земли имеет определение биосфера.

Она является средой обитания всех живых организмов.

Классификация живых организмов в природе:

Объекты и явления неживой природы

К объектам неживой природы относят:

Явления неживой природы называются физическими. Примеры таяние льда, кипячение воды, горение дров в костре.

Среди физических явлений различаются:

Чем живая природа отличается от неживой

Главное отличие способность к росту и развитию.

Например, камень не будет меняться под воздействием солнца и воды, а цветок будет.

Каждое живое существо имеет жизненный цикл. Оно рождается на свет, питается за счет воздуха, воды и веществ (органических или неорганических), размножается (цветы опыляют пчелы) и умирает (цветы увядают).

Неживые объекты не имеют жизненного цикла.

Законы природы заставляют неживую природу меняться:

Признаки живой и неживой природы

Свойства живых организмов:

Все перечисленные факторы (живой природы) называются биологическими явлениями. Через питание и дыхание осуществляется связь организмов с окружающей средой. Она выражается в обмене веществ между организмами и средой обитания.

Ни одно живое существо, кроме человека, не осознает временных границ своей жизни. Все рождаются и котята, и щенки, и кролики, и медвежата и никто из них не подозревает, что когда-нибудь умрет.

Наличие сознания признак человека.

Все умирает на земле и море,

Но человек суровей осужден:

Он должен знать о смертном приговоре,

Подписанном, когда он был рожден (С. Я. Маршак).

Признаки неживой природы заключаются в ее законах, изученных человеком. Планеты, горы, облака не рождаются и не стареют, а появляются и исчезают под воздействий физических условий. Они могут быть уничтожены или изменены.

Планеты составляют Солнечную систему много веков подряд. Они не могут дышать, самостоятельно двигаться, питаться. Все, что окружает нас, состоит из одних и тех же веществ мельчайших компонентов, невидимых глазу (атомов).

Связь между живой и неживой природой

Связь между живой и неживой природой такова, что живая не существует без неживой. К примеру, все живое погибает без солнца, воды и воздуха.

Растения растут на земле, при содействии влаги и солнечного света и сами служат пищей для животных.

Человек часть живой природы. Он не может существовать в голой пустыне, где нет воды. Из камней он строит дома, на песках возводит дороги.

Связи проявляются в следующих видах:

Общее между живой и неживой природой то, что все эти объекты составляют единый мир, в котором живем мы с вами.

Связь между живой и неживой природой неразрывна. Природа в целом едина. Лес одновременно совокупность и живых, и неживых природных объектов. Деление природы на живую и неживую нужно для науки, для ее изучения.

Источник

Живая и неживая природа – что это, определение, описание и фото

Что такое живая природа?

Природа это весь окружающий нас мир, радующие глаз живые и неживые объекты. Она всегда привлекала к себе человеческое внимание, завораживала и удивляла своими законами. Благодаря исследованиям природы, люди получили массу полезных знаний, которыми пользуются и поныне. Человечество сделало много открытий, связанных с природными явлениями. Условное разделение показывает, что бывает живая и неживая природа.

Живая природа объединяет в себе все объекты планеты, которые развиваются, дышат, растут. К ней относят растения, животных и людей, многочисленные микроорганизмы, обитающие вокруг. Живая природа привносит в мир ярких красок, делая его интереснее и загадочнее. Она объединяет все живые объекты разных видов, родов и экосистем, присущих для определенной территории в определенное время и условия.

Живая и неживая природа

Объекты живой природы

Разнообразие живой природы не описать простыми словами, к ее объектам можно отнести:

Жизнь

Основным свойством всех живых организмов можно считать наличие жизни. Точного определения данного термина нет, однако жизнь можно представить как совокупность таких природных процессов, протекающих в любом организме, как: обмен веществ, рост, инстинкты и реакции на природу вокруг.

Разнообразие живых организмов

Разнообразие живых организмов на планете поражает. Каждый из видов существует сейчас только потому, что прошел естественный отбор в процессе эволюции, смог выживать и приспосабливаться к агрессивным условиям среды. История Земли показывает, что происходило множество катаклизмов, приводящих к вымиранию целых видов, пример – динозавры. При этом вымерли далеко не все рептилии – многие приспособились и видоизменились.

Жизнь можно встретить в каждом уголке планеты, однако наибольший интерес представляет человечество. Люди научились мыслить, у них есть свое собственное сознание, но никто до сих пор не может со 100% уверенностью сказать, что знает все о своем организме. Человеческое тело – отдельная тема для изучения. Такая сложная система требует досконального изучения, чем и занимаются миллионы ученых по всему миру.

Человек может мыслить, а значит он по праву считается венцом эволюции. Благодаря сознанию человечество доминирует на планете, при этом встретить идентичных людей невозможно в принципе. У каждого есть свои определенные вкусы в музыке, искусстве, моде, некоторые проводят все свободное время за чтением книг, а кто-то ходит по клубам и не видит смысла в образовании.

Читайте также:  Группировка документов по отдельным признакам однородности

Благодаря общим интересам человек находит себе друзей, создает семьи, общины. Множество рас и народностей не являются помехами, каждое общество может в любой момент пополниться новыми людьми, что также выделяет людей на фоне остального живого мира.

Микроорганизмы

Первыми живыми существами на планете можно по праву считать микроорганизмы. Они зародились задолго до появления человечества и даже животных. Это самая долгоживущая форма жизни.

Выживаемость микроорганизмов просто колоссальная – им нипочем практически все условия внешней среды. Найти этих существ можно в твердых породах. Основная особенность микроорганизмов – интенсивное размножение в благоприятных условиях. Передача генов осуществляется горизонтальным путем – для распространения своего влияния им не нужно передавать генетические данные потомкам.

Развитие происходит благодаря остальным живым существам. Подобный фактор является решающим в любой среде обитания. Некоторые виды микроорганизмов выживают даже в условиях космического вакуума.

Различают опасные, полезные микроорганизмы. Благодаря вторым развивается жизнь на планете, а вот вредные только ухудшают положение, разрушая все вокруг. Иногда вредные микроорганизмы приносят пользу – некоторые вирусы способны излечивать тяжелые заболевания людей.

Растительный мир

Растений существует огромное множество. Сейчас популярно создание парков по всему миру, где собираются различные виды растений. Во многом именно от них зависит жизнь на планете – они вырабатывают кислород, препятствуют эрозии почв, являются местом жительства для представителей микро и макромира. Поглощение углекислого газа – одна из важных особенностей растительного мира.

Растения представляют собой многоклеточные формы жизни, без которых нельзя представить биосферу. Они являются источником красоты, вдохновения, а также приносят человечеству немало пользы. Их можно считать источником пищи, из растений делают многие лекарства и яды.

Существует условное разделение представителей растительного мира на съедобных и несъедобных. Человек может употреблять в пищу фрукты, овощи, некоторые виды трав и водорослей. Несъедобные растения – ядовитые травы, кустарники, деревья. Один и тот же вид растения может обладать разными свойствами. Например, побеги помидоров содержат ядовитые вещества, тогда как плоды люди часто употребляют в пищу.

Животный мир

Разнообразие животного мира поражает. Вся фауна нашей планеты относится именно к нему. Главная особенность животных – способность движения, размножения, питания. У животных есть органы дыхания.

Процесс эволюции планеты проходил довольно жестко, неспособные выживать быстро вымирали, некоторые приспосабливались и видоизменялись. Сейчас животных классифицируют по-разному:

В процессе приручения животных произошло разделение на домашних, диких. Зверей, проживающих свободно в природе часто невозможно приручить, они своенравные и свободолюбивые. Среди них есть как травоядные, так хищные организмы.

Животный мир планеты

По всей территории планеты разбросано большое разнообразие живых организмов, которые приспособлены к местам своего обитания. Так, например, на территории Австралии можно встретить массу существ, которых не найти нигде на планете.

В ледниках и горах животные чаще всего белого цвета, это является своеобразной маскировкой для охоты или с целью безопасности. В пустынных и степных условиях звери охристых оттенков, по мере изменения цвета можно выявить, на каких территориях проживает тот или иной вид зверей.

Человек смог одомашнить животных. Те, кто ранее был диким, стали постоянными спутниками людей. Приручил человек их для собственных целей: коровы, овцы и свиньи нужны для молока, кожи, мяса и шерсти, а вот собаки нужны в качестве защиты, для охоты. Кошки приручились скорее самостоятельно, однако до сих пор остаются верными друзьями людей. Домашние животные нужны людям – это пища, одежда и развлечение.

Жизненный цикл

У каждого живого существа есть собственный жизненный цикл, начинающийся с рождения, заканчивающийся окончанием жизни. Живым существам нужна пища и воздух, пища и воздух.

Растения и животные имеют возможность рождаться и постоянно развиваться. Растение может развиться из небольшого семени в огромное дерево, а животное появляется из крошечного эмбриона в утробе матери. Сменяются годы, жизненные циклы проходят один за другим. Любое существо в конечном счете погибает, ему на смену приходит новое поколение и цикл повторяется бесконечно.

Объекты живой природы становятся неживыми с течением времени: листья растений после опадания становятся представителями неживой природы, они не способны развиваться или дышать.

Что такое неживая природа?

Данную часть нашего мира представляют только те объекты, которые не могут самостоятельно меняться. Они остаются в своем исходном состоянии тысячелетия. Живые и неживые организмы постоянно взаимодействуют друг с другом, без этой связи невозможно существование жизни.
Неживую часть мира можно изобразить как симбиоз элементарных химических соединений. Неживая природа – объект исследований точных наук: химии, физики и математики.

Литосфера

Сама планета Земля считается неживым объектом. Однако она – единственная изученная на данный момент планета, на которой существует жизнь в том виде, в котором мы ее видим. Планеты возникла миллиарды лет назад благодаря удачному стечению обстоятельств, ее нынешнее положение в Солнечной системе обеспечивает комфортное существование организмов на ее территории.

Структура земли – это не только ее внешняя оболочка. В самом центре есть ядро, заполненное раскаленными металлическими соединениями. Поверх ядра располагается расплавленная мантия, ее слой крайне толстый, намного больше слоя почвы. Эволюционные процессы затронули не только живую природу, материки постоянно изменяли свое положение, возникали горы, океаны.

В настоящий момент различают 6 континентов, однако задолго до появления человечества материк был один. Рельеф на каждом участке планеты свой, также как и климатические условия. Каждая зона имеет свои характерные особенности, на ней проживают определенные виды, свойственные только для нее.

Помимо этого, богатства есть и в глубине Земли. Полезные ископаемые значительно облегчают человеческую жизнь, продлевая ее продолжительность и развивая города, страны и поселения.

Читайте также:  Тотем леопард внешние и внутренние признаки

Гидросфера

Вода занимает большую часть земной поверхности. Недооценить ее влияние на формирование жизни невозможно. Именно в водной среде впервые зародилась жизнь, которая после распространилась повсюду. Вода имеет простую химическую формулу, включающую две молекулы водорода и одну кислорода.

В природе простой состав воды практически не встретить, в основном в ней многих примесей в виде минеральных веществ. Водная среда включает все реки, озера, моря, океаны планеты. 4 земных океана вместе создают единую систему, омывающую каждый материк. Водой покрыто 70% всей Земли.

Моря – водные объекты, впадающие в океан и окруженные сушей по периметру. Существуют озера, которые не выходят в Мировой океан, однако все равно считаются морями: Аральское, Большое соленое. Они называются так исключительно из-за размеров, соленой воды.

Озера не выходят к океанам, в основном пресноводные. Они могут быть естественными, а также искусственными, иначе называемыми прудами. У прудов абсолютно те же характеристики, что у озер, однако размеры ограничены. В пруду вода стоячая, то есть она никуда не уходит и часто закачивается человеком. В них выводят рыб и занимаются рыболовным промыслом.

Ручьи и реки можно называть артериями Земли. Скоростные потоки заполняют озера, омывают сушу. Из рек животные пьют воду, растения вдоль берегов также насыщаются влагой. Благодаря деревьям вдоль рек невозможны эрозия почв. Реки отличаются от простых ручьев своими размерами. Крупные ручки наносятся на общемировую карту, ручьев там не встретить.

Атмосфера и погода

Благодаря атмосфере существует жизнь. Воздушная оболочка, окружающая всю поверхность планеты, дает возможность развиваться, размножаться всем ее обитателям. Воздушная оболочка состоит из смеси различных газов: азота, кислорода, углекислого газа и т.д.

Погода является явлениями атмосферы, проявляющимися на территории всей планеты. Различают множество погодных условий в зависимости от типов климата, часовых поясов и месторасположения. В некоторых местах постоянные ураганы и тайфуны считаются обыденными вещами, а в той же Африке мечтают хотя бы о капле дождя. Существуют даже территории, где вечных холод.

Многие методики позволяют прогнозировать появление погодных явлений на Земле, синоптики определяют место, куда направляется циклон или дует ветер. Однако предсказать все события со 100% вероятностью не может никто, в основном характер движения воздушных масс хаотичен и изменчив. Погода может резко измениться в считанные секунды и прогноз будет неверен. В средней полосе земного шара в основном засушливый климат, а вот ближе к экватору напротив – постоянные продолжительные дожди.

Объекты неживой природы

Сложно описать словами разнообразие неживого мира. К нему можно отнести:

Постепенно может происходить превращение, живые объекты умирают и становятся микроэлементами.

Появление неживой природы

Неживая природа появилась в первую очередь. Постоянные катаклизмы, извержения вулканов и отсутствие воды – прошлое молодой Земли. Постепенно образовалась вода, а после нее и появилась жизнь. Горы стали почвами, тепло солнца позволило первым микроорганизмам развиваться и размножаться, постоянно эволюционируя.

Свойства неживой природы

Возникновение неживой природы послужило толчком к развитию жизни на Земле. Все объекты можно считать первичными. Неживой природе приписываются следующие свойства:

Отличия неживой природы от живой

Неживая природа отличается от неживой главным образом тем, что не может родиться или умереть. Размножение тоже прерогатива живой природы, равно как и дыхание, развитие и рост. Появление неживых объектов обуславливается множеством факторов, возникнув единожды, неживые объекты не исчезнут самостоятельно. Иногда они могут лишь перейти в другое агрегатное состояние.

Камни постепенно превращаются в пыль и песок, вода испаряется. Однако, несмотря на изменения формы и распад, они не перестают существовать в природе.

Связи живой и неживой природы

Природа находится вокруг нас, ее объекты поражают воображение. Живая и неживая природа в совокупности образуют мир целиком. Природу постоянно изучали, выявляли закономерности взаимодействия живых и неживых объектов. В мире все взаимосвязано, после смерти живых организмов образуются микроэлементы, служащие источником питания для растений. Без тепла, равно как и без воды было бы невозможно образование жизни.

Взаимосвязь на примере растений

Все, находящееся вокруг нас тесно связано между собой. Растения получают солнечный свет, в процессе фотосинтеза вырабатывается кислород, уходит углекислый газ. Все находится в постоянном балансе. Процессы питания растения также зависят и от почвы, в которой они произрастают. Недаром лучшим удобрением всегда служил перегной. Полезные вещества растения получают также из воды, а ветром разносятся семена, распространяя организмы по всей ближайшей территории.

Взаимосвязь на примере животных

Животные также неспособны жить без еды, воды и кислорода. Зайцы питаются корой деревьев и травой, однако не могут жить без воды, им нужно постоянно дышать, существовать без солнечного тепла и света они также не могут. В определенное время года они могут менять свою окраску, запасаться провизией. По ночам кролики также спят.

Живая и неживая природа в искусстве

Ценность природы невозможно не видеть. Люди всегда старались запечатлеть красоту мира в своих произведениях. Они обожествляли природные явления, придавая им людские черты и мотивы. Древние люди отлично осознавали, что возможно существовать только в полной гармонии с окружающим миром, не переходя рамок дозволенного.

Множество великих творцов создавало картины с природными пейзажами, природу воспевали в одах, писали о ней стихи. Многие художники создавали особые, связанные с природой течения в собственном искусстве. Стали появляться новые направления в живописи – пейзажи и натюрморты, в которых изображались различные объекты живого и неживого мира. Важно любить окружающий мир и природу, она важно для каждого, без нее невозможно наше существование.

Интересное видео о живой и неживой природе

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Adblock
detector