Какие признаки сказки есть в сказке гуси лебеди

Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Ольга Базаря
Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Литературно-художественный анализ русской народной сказки

«Гуси- лебеди»

1. «Гуси-лебеди» русская народная сказка – волшебная.

2.Тема: В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.

3.Идея: Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.

4.Характеристика главных героев:

В этой сказке есть положительный герой сестрица и отрицательный герой Баба-Яга.

Сестрица:Любит своего брата:

-Стала плакать, да слезами горю не поможешь.

Храбрая: Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять.

Умеет исправлять свои ошибки –Сама виновата, сама и найти братца должна.

В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная;

5.Художественное своеобразие произведения:

o Традиционное начало сказки: Зачин (Жили – были….)

o Экспозиция (наказ родителей)

o Завязка (похищение брата Гусями – лебедями, девочка отправилась на поиски брата)

o Кульминация (нашла брата у Бабы-Яги)

Сказка очень динамичная, в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях –лебедях говориться: «Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.

В сказкеиспользуется прием олицетворение неодушевленного мира:

Печка сказала; Яблонька помогла укрыла веточками; Речка сказала.

В сказкеиспользуются закон троекратного повторения: три испытания три раза погоня гусей- лебедей.Характеристика языка: Красочный, эмоциональный, выразительный.Например: Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; «Яблонь, яблонь, скажи, куда гуси полетели Сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками.

Сказка учит детей любить свой родной край, своих родных, близких. Учит исполнять обещания, верить в добро и в добрых людей, помогает в формировании нравственных ценностей.

«Гуси-лебеди». Хореографическая композиция по мотивам одноимённой русской народной сказки Видео Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста, посредством музыки народной и классической, является для меня делом жизни.

Физкультурный досуг для детей старшей группы по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» Цель: Развивать интерес к физическим упражнениям, формировать двигательное воображение. Воспитывать дружеское отношение, вызвать желание.

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по русской народной сказки «Гуси-лебеди». ОГОУ «Детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья г. Черемхово» Конспект открытой непосредственной образовательной.

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе на тему: «По сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди» Программное содержание: 1. Задачи на развитие познавательных способностей: а) Совершенствовать навыки счет в пределах 10, закреплять состав.

Конспект занятия в младшей группе по чтению русской народной сказки «Гуси-лебеди» Цель. Познакомить детей со сказкой «гуси- лебеди», вызвать желание у детей послушать сказку еще раз. Предварительная работа. Накануне воспитатель.

НОД по развитию речи по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» в старшей логопедической группе НОД по развитию речи по мотивам русской народной сказки «Гуси- лебеди» в старшей логопедической группе. Коррекционно-образовательные.

НОД по ОО «Познание» (ФЭМП) по русской народной сказки «Гуси-лебеди» в средней группе Цель. В игровой форме закреплять математические знания. Задачи. Закреплять умение считать в пределах пяти, устанавливать равенство предметов,.

План-конспект по теме: Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» Тема: Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди». Приоритетное направление развития: речевое развитие. Интеграция образовательных областей:.

Источник

Какие признаки сказки есть в сказке «Гуси-лебеди»?

В известной русской народной сказке «Гуси-Лебеди» есть несколько признаков сказки:

Почти с самого начала становится понятно, что «Гуси-лебеди» это сказочное произведение:

1) Какие-то непонятные, несуществующие животные, гуси-лебеди, крадут и уносят детей.

2) В поисках брата девочка встречает разговаривающих печку, яблоню, ежика, реку с берегами (которые к тому же состоят из молока и киселя).

4) Золотые яблоки, которыми играл маленький брат у бабы-яги.

Сказка в «Гуси-лебеди» начинается практически со второго предложения. Не учитывая даже тот факт, что в наше время родители бы не оставили малыша на маленького ребенка, пусть и немного более старшего.

Гуси уносят мальчика. Разве это возможно в реальной жизни? всегда в детстве удивлялась, что же это за гуси такие (и почему они еще и лебеди в одном лице).

Дальше девочке на пути повстречались различные сказочные, выдуманные персонажи (говорящая яблонька, печка, речка, та же Баба-Яга).

Еще меня удивляет следующий факт: неужели яблонька, печка и речка не помогли бы детям в любом случае? Почему только после помощи?

Построение «Гуси-лебеди» соответствует построению волшебной сказки: экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка, концовка. Наличие сказочных персонажей (баба Яга), неживые предметы, животные разговаривают (речка, яблонька), волшебных действий (лебеди унесли Иванушку, печка прячет детей и проч.). Наличие врагов и героев-помощников (мышка, речка, яблонька). Использование магического числа «три» (три помощника у детей). Герои путешествуют, преодолевая трудности. Сюжет простой, некоторые кусочки текста повторяются несколько раз, чтобы легко было передать из уст в уста. Язык произведения сказочный (постоянные эпитеты, олицетворения). Добро побеждает!

Читайте также:  Признаки предельного состояния автомобиля

В сказке «Гуси-лебеди» имеются признаки, свидетельствующие о том, что это именно сказка, а не другой литературный жанр. Наличие зачина и троекратных повторов уже говорят о том, что мы читаем сказку. В повествовании участвуют персонажи, которые умеют говорить и творить волшебство: речка, печка и яблоня. Имеются и злые персонажи, которые противостоят добрым силам.

В сказке описана борьба добра и зла, причем, как и бывает в сказках, добро побеждает зло. В повествовании мы встречаем множество сугубо сказочных выражений и слов, а завершается оно концовкой, присущей сказкам. Счастливый конец сказки тоже можно назвать среди основных сказочных признаков.

Тут есть все признаки сказки.

Вымышленные персонажи гуси лебеди, потом речка кисельные берега, живая печка, которая пекла пирожки, яблоня угощала ребят яблоками.

Так же есть такой известный персонаж как баба яга. Все это относится к признакам, что данное произведение является сказкой.

Так же здесь показано, что добро побеждает зло, это явный признак сказки.

«Гуси-лебеди» прекрасная сказка с поучительными нотками.

Признаков сказки тут более, чем достаточно:

У Иван Андреевича Крылов тоже есть басня «Волк и журавль», но она написана в стихотворной форме.

Произведение Льва Николаевича Толстого под таким же названием представляет собой басню в прозе, совсем коротенькую, но очень поучительную.

Волк давится костью и вот-вот погибнет. Он просит журавля вытащить кость и обещает тому вознаграждение.

Журавль своим длинным клювом достает косточку из волчьего горла и ожидает обещанную награду.

Рассерженный хищник заявляет, что лучшая награда для его спасителя то, что он оставил журавля в живых.

Писатель доносит до читателей мысль о том, что одни люди не умеют быть благодарными. Другие люди слишком доверчивы и не понимают, что

В рассказе замечательного советского детского писателя Виктора Драгунского «Двадцать лет под кроватью» мы знакомимся с очередным приключением Дениски Кораблева, главного героя многих произведений автора.

Дениска приходит в гости к Мишке, где уже собрались другие ребята. Детвора начинает играть в прятки, но места мало и все места известны наперечет.

Тогда Денис прячется под кроватью в комнате соседки Ефросиньи Петровны. Его не находят, но приходит Ефросинья Петровна, закрывает за собой дверь на ключ и ложится спать.

Мальчик под кроватью терпит из последних сил, ударяет по корыту и начинает чихать. Пожилая женщина спросонья причитает «караул». Денис с перепугу залезает в шкаф, думая, что это выход.

Спасает Дениску папа и вся компания, ввалившаяся в комнату.

Дениске кажется, что он провел под кроватью не меньше 20 лет.

Основная мысль: игра игрой, но меру нужно знать. Прятаться в чужих комнатах и пугать людей, тем более пожилых, не стоит.

Можно еще вот такое описание дать

Источник

Открытый урок чтения «Гуси-лебеди»

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках, особенностях их построения, языке, героях;

создать эмоциональный настрой на изучение произведений устного народного творчества;

обобщить знания учащихся о сказках, о признаках жанра, о героях;

продолжать формировать интерес к чтению, развивать воображение, свою точку зрения; расширить представление о волшебной сказке;

учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи;

развивать речевое чутье на основе сравнения сходных выражений, устаревших и современных

конверты с заданиями для групп, выставка работ учащихся по теме РНС

I. Организационный момент

II. Постановка целей урока (слайд№1-2)

А чему же еще можно учиться на уроке чтения?

( Инсценировать сказку, пересказать, проверить план, почитать, поговорить о героях, обсудить поступки героев, пофантазировать.)

Молодцы! Давайте на уроке и будем этому учиться.

— Что такое сказка? Выберите правильное определение (слайд№3-4)

-Назовите виды сказок.(волшебные, бытовые и про животных) (слайд№5)

Восстановите правильное название сказки. (слайд№6-7)

«Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»

«Иван –царевич и зелёный волк»
«Волк и семь тигрят»

V Викторина (слайд№8-11)

— Путешествие в мир сказки начнём с викторины.

— Назовите сказку и героев сказки.

— Возле леса, на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки

Три кроватки, три подушки. («Три медведя )

Что за сказка, вот вопрос?

Он в корзине Машу нёс.

И садился на пенёк

Хотел съесть пирожок. («Маша и Медведь»)

Домик в поле появился,

Он в жилище превратился

Всех зверюшек спрятать смог,

Что за сказка? («Теремок»)

Читайте также:  Признаки прокариотов и эукариотов и вирусов таблица

Унесли братишку птицы.(Гуси-лебеди)

Сегодня на уроке мы продолжим работу по сказке «Гуси-лебеди», определим признаки сказки.

1 Определение основных признаков сказки

— С чего начинается сказка? (Жили-были мужик да баба.)

Это зачин. (на доске открывается запись « Зачин ».)

С чего начались приключения девочки? (с потери брата)

Что стало причиной потери брата?(Не послушалась родителей)

Правильно, все началось с непослушания, все было хорошо до тех пор, пока девочка не забыла про просьбу родителей, прочитайте об этом. с.48

Какой момент в сказке был самым напряженным, прочитайте его?(Когда девочка была в избушке Бабы Яги)

Это кульминация сказки. (на доске открывается запись « Кульминация ») с.50

Чем закончилась сказка, прочитайте? (Девочка с братом добрались до дома, и пришли их родители)

Как еще можно закончить сказку?

(Стали они жить поживать да добра наживать…

Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец…

И жили они долго и счастливо…)

Назовите части сказки, которые мы выделили.(Зачин, кульминация, концовка)

Что вы заметили необычного, волшебного в этой сказке, то, чего не возможно встретить в жизни?

(печка, яблоня, река, мышь разговаривают)

Это 1ая особенность сказкисказочные персонажи, волшебные предметы.

Посчитайте, со сколькими героями встретилась девочка по дороге к Бабе Яге.(с 3мя)

Это 2ая особенность сказки: волшебное число 3. троекратный повтор;

А кто в сказке был отрицательным героем, кто мешал девочке с братом спокойно добраться до дома?(Гуси-лебеди)По чьей просьбе они искали детей?(По просьбе Бабы Яги)

Это 3ья особенность сказки: отрицательный герой.

Почему девочка добиралась до избушки сама, ей никто не помогал?

(Она не хотела делать то, что ее просили) Почему обратно ей помогали?(Она выполняла все просьбы сказочных персонажей)

Правильно, если ты поможешь и отнесешься с пониманием к просьбе, то и тебе обязательно помогут.

А потеря брата и его вызволение из рук Бабы Яги помогли девочке стать лучше, исправиться, понять свои ошибки.

Это 4ая особенность сказки. Герой в результате приключений меняется в лучшую сторону.

V. Работа по теме урока

— Дома вы должны были прочитать сказку.. Сейчас мы разделим сказку на части и озаглавим их. (На доске начало и конец плана.)

1. Гуси-лебеди унесли братца.

2.Девочка бросилась догонять гусей.

Дети зачитывают отрывки по плану и называют все пункты. Например:

3. Встреча с печкой.

4. На пути — яблонька.

5. Молочная речка, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

6. В избушке Бабы-яги.

7. Мышка помогает девочке.

Вы составили план к сказке. Назовите вид плана.

Гуси белые летели На полянку тихо сели. Головою повертели.

Встали – сели Встали – сели.

2.Продолжение работы по теме урока Обсуждение сказки

К какому виду сказок относится сказка «Гуси-Лебеди».

Дети: Сказка «Гуси-Лебеди» относится к волшебным так как в ней все предметы оживают.

Учитель А вот с какими волшебными предметами встретилась героиня сказки на своем пути мы вспомним, выполнив творческую работу.

VII . Работа в группах ( включить музыку!)

Кажд ая группа получает конверт с заданием. Ученики конструируют поделку из деталей находящихся в конверте. Выполняя эту работу догадайтесь к какой части текста относится ваша поделка.

( Ученики показывают свою работу и объясняют к какой части текста она относится).

Ребята, мы разместили поделки последовательно. Значит, что мы составили? (Мы составили картинный план).

Дети: Мы думаем, надо помечтать, пофантазировать, сочинить свою сказку.

Ребята, давайте попробуем это сделать и отправимся в путешествие.

Ну, а сейчас будет инсценированный диалог.

Посмотрим отрывок из сказки и найдем особые слова и выражения, будьте готовы делать выводы. (Ученики сравнивают поведение девочки до вызволения братца и после его вызволения).

— Подумайте, подходит ли к этой сказке пословица «Не дорого начало, а похвален конец».

— Можно ли содержание сказки соотнести с выражением: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»?

— В сказке встретилась нам яблонька и сегодня она у нас в гостях. Она грустит без яблочек и ждет их от вас. Давайте порадуем яблоньку плодами.

Кому было интересно на уроке и не возникло трудностей, подарите яблоньке красное яблоко.

Кому было интересно на уроке, но были трудности, подарите яблоньке желтое яблоко.

Кому было не интересно на уроке, подарите яблоньке зеленое яблоко.

VIII. Подведение итогов урока

Сделать рисунок и подготовить пересказ сказки «Гуси-лебеди».

Источник

Класс: 2

Презентация к уроку

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация.

(Ученики входят в кабинет под песню «В гостях у сказки»).

В путешествие пойдем?
В страну знаний попадем?
Слушай! Думай! Наблюдай!
Сказку эту изучай!

Учитель: Ребята, кто догадался, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

Дети: Сегодня на уроке мы будем говорить о сказках, потому, что наш урок начался с песни о сказке, сказочных героях и стихотворение (присказка) приглашают нас в сказку.

Читайте также:  Признаки кишечных паразитов у человека

2. Постановка цели урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим работать с РНС «Гуси-лебеди».

Дети: На уроке мы читали сказку, отвечали на вопросы, делили текст на части, составляли план.

Учитель: А чему же еще можно учиться на уроке чтения?

Дети: Инсценировать сказку, пересказать, проверить план, почитать, поговорить о героях, обсудить поступки героев, пофантазировать.

Учитель: Молодцы! Давайте сегодня на уроке будем этому учиться.

3. Проверка домашнего задания.

Учитель: Ребята, сейчас мы посмотрим, как вы умети ориентироваться в сказке. Открываем тетрадь стр. 26 задание 1.

Дети: (читают задание).

Восстанови последовательность событий в сказке.

А тут и отец с матерью пришли.

Яблоня, матушка, спрячь меня!

Печка, матушка, спрячь меня!

(читаем предложения на экране по «цепочке»)

Учитель: Ребята, вспомним правила работы в парах

Дети: Нельзя шуметь, перебивать друг друга, говорить хором во время работы в парах. Надо уметь слушать одноклассника, высказывать свое мнение.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПАРАХ.

Учитель: Проверяем работу.

Дети: (Слушаем ответы детей, которые доказывают правильность своего выбора, рассуждая по данному вопросу(мы считаем:, мы думаем:, мы решили:)).

Учитель: Ребята, давайте еще раз повторим и проверим последовательность событий в сказке. (КАДР №3).

(Дети сравнивают восстановленную последовательность событий в сказке по тетради с записью на экране).

4. Работа над сказкой.

Учитель: Ребята, мы восстановили последовательность сказки с помощью предложений. А сейчас выполним такое же задание, только с помощью картинок.

КАДР №4.Востановите последовательность событий сказки с помощью иллюстраций, учитывая, что каждому предложению (задание №1) соответствует одна картинка.

Дети:

(Ученики читают предложение и называют номер картинки, которая соответствует этому предложению.)

Учитель:

Все события в сказке отражены в картинках?

А еще о каких событиях вы хотели бы рассказать?

Дети: Нет встречи девочки с речкой и с Бабой-Ягой.

(Дети вставляют картинки в правильной последовательности событий сказки, объясняя свой выбор).

Учитель: Ребята найдите в тексте сказки предложения, которые подтверждают сюжет картинки №1 №2.

Дети: (Выборочное чтение ).

Учитель:

Мы восстановили последовательность сказки с помощью предложений, картинок.

На прошлом уроке мы разделили текст сказки на части. Дома вы составили план. Давайте проверим его.

(Идет обсуждение плана в группах. Каждая группа выбирает по одному пункту плана (более точное название) и предлагает его).

План.

(1 группа) Похищение братца.

(3 группа) Встреча в избушке.

(4 группа) Возвращение домой.

Учитель: Вы составили план к сказке. Назовите вид плана.

Физкультминутка.

Учитель: К какому виду сказок относится сказка «Гуси-Лебеди».

Дети: Сказка «Гуси-Лебеди» относится к волшебным так как в ней все предметы оживают.

Учитель: С какими волшебными предметами встретилась героиня сказки на своем пути мы вспомним выполнив творческую работу.

Каждая группа получает конверт с заданием. Ученики конструируют поделку из деталей находящихся в конверте.

2 группа: пластилин, пр. материал (в гостях у Бабы-Яги).

3 группа: пластилин, пр. материал ( встреча девочки с яблонькой).

4 группа: пластилин, бумага, ткань (встреча девочки, братца с речкой).

Учитель: Выполняя эту работу догадайтесь к какой части текста относится ваша поделка.

Дети: Ученики показывают свою работу и объясняют к какой части текста она относится.

Учитель: Работы детей размещаем на стенде. Ребята, мы разместили поделки последовательно. Значит, что мы составили?

Дети: Мы составили картинный план.

Учитель: Ребята, каждый из вас мечтает попасть в сказку, встретиться с ее героями, задать им вопрос, а может быть и изменить характер героев, их поведение. Как можно это сделать?

Дети: Мы думаем, надо помечтать, пофантазировать, сочинить свою сказку.

Учитель: КАДРЫ №5-10.

Ребята, давайте попробуем пофантазировать, придумать сказочный мир и отправиться в путешествие. Смотрите, нас ждет девочка из сказки «Гуси-лебеди». (Ученица исполняет роль девочки и от ее имени рассказывает о своем путешествии, о своих ошибках, которые она поняла и осознала. Ученики задают героине вопросы, например:

Почему ты оставила братца одного?

Что ты поняла для себя, пройдя все испытания? И т.д.

Девочка отвечает на вопросы.

Встречаем яблоньку, печку и т.д.

Молодцы, ребята. Живут герои в сказках, ждут вас к себе в гости, ждут и приглашения от вас в новую интересную сказку. Фантазируйте, мечтайте! Заглядывайте чаще в волшебный мир сказок!

5. Рефлексия.

В сказке встретилась нам яблонька и сегодня она у нас в гостях. Она грустит без яблочек и ждет их от вас. Давайте порадуем яблоньку плодами.

Кому было интересно на уроке и не возникло трудностей, подарите яблоньке зеленое яблоко.

Кому было интересно на уроке, но были трудности, подарите яблоньке желтое яблоко.

Кому было не интересно на уроке, подарите яблоньке красное яблоко.

(Обсуждаем выбор цвета яблока учениками).

6. Домашнее задание.

Нарисовать иллюстрацию к сказке «Гуси-лебеди».

Источник

Adblock
detector