- 1)Какие признаки рождественского или святочного рассказа присущи произведению Чудесный доктор А….
- Рождественский (святочный) рассказ как литературный жанр (на примере рассказа А.И. Куприна “Чудесный доктор “)
- Какие признаки рождественского или святочного рассказа присущи произведению Куприна
- Ответы
- Какие признаки рождественского, святочного рассказа присущи рассказу (см)?
- Урок » А.И.Куприн «Чудесный доктор» как рождественский рассказ»
1)Какие признаки рождественского или святочного рассказа присущи произведению Чудесный доктор А….
Прошу писать своими словами и не копировать с этих же вопросов,уже отвеченные ответы.!
Спасибо большое …
1)Произведение А.И.Куприна «Чудесный доктор» можно назвать святочным рассказом. Во-первых, его действие происходит под Рождество. Во-вторых, в рассказе явно выражен мотив чуда, которое происходит, когда человек совсем пал духом. В-третьих, там есть обязательный для святочного рассказа счастливый конец.
2) Куприн подробно описывает витрины гастронома, которыми любуются бедные мальчики, чтобы показать контраст между жизнью их семьи и жизнью богатых людей. Проходя по улицам, Гриша и Володя Мерцаловы видят украшенные елки в окнах домов, богато одетых прохожих, экипажи.
3) Подробно описывая богато украшенные, полные вкусных вещей витрины магазина и нищее жилище семьи Мерцаловых, автор использует такой прием, как противопоставление. В сравнении с великолепной витриной, жилище Мерцаловых выглядит еще беднее.
4)Григорий, один из сыновей Мерцалова, впоследствии «выбился в люди» — выучился и стал банковским служащим. Из этого можно заключить, что Николай Иванович Пирогов стал для него примером для подражания на всю жизнь. Григорий, безусловно, последовал его совету » не падать никогда духом».
1)Рассказ Куприна описывает события накануне Рождества. Сочельник,везде наряжены ёлки,праздничные толпы народа, сверкающие новогодние деревья,украшенные витрины магазинов-всё это признаки рождественского рассказа и конечно чудеса,чудесный доктор,спасший семью,волшебные перемены в жизни главных героев.Ожидание чудес-это и есть главные признаки Рождества.
3)Куприн использует прием противопоставления,антитезы, давая столь подробные описания витрины магазина и жилища семьи Мерцаловых.Роскошным,ярким и богатым витринам он противопоставляет нищенскую,подвальную и убогую картину жилища,гастрономическое изобилие-запаху нищеты. Противопоставление мира сытости и равнодушия,миру голода и отчаяния.Автору легко удаётся показать бедность семьи на фоне благополучия окружающих.
4)Гришка,старший сын Мерцаловых,стал Григорием Емельяновичем, после встречи с чудесным доктором,они с братом поступили в гимназию,за казённый счёт.Затем Григорий стал банкиром,занимая ответственный пост в банке,он всегда помнил о бедных людях и занимался благотворительностью,жертвовал деньги беднякам.Помня чудесного доктора,Григорий был честен со всеми и никогда не отказывал в помощи нуждающимся.
Источник
Рождественский (святочный) рассказ как литературный жанр (на примере рассказа А.И. Куприна “Чудесный доктор “)
Урок литературы в 6 классе
Тема : Рождественский (святочный) рассказ как литературный жанр (на примере рассказа А.И. Куприна “Чудесный доктор “)
— формирование понятия рождественский (святочный) рассказ
— развитие коммуникативной и культурологической компетенции учащихся
— воспитание чувств сострадания к ближнему.
Основные виды деятельности.
Различны виды пересказов. Устный монологический рассказ. Работа с листочками. Нравственный смысл рассказа. Нравственная оценка героев.
Анализируют условия и требования задачи
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Учатся принимать решение и реализовывать его.
1.Экскурс в историю
2.Поход к новой теме
Учитель: Что это за жанр и, так ли безвозвратно он ушел в прошлое?
-Что такое рассказ?
Ученик: Рассказ- то эпическое произведение небольшого размера.
Учитель: Можно ли назвать рассказ «Чудесный доктор» рассказом?
Ученик: Можно, так как это небольшое произведение.
Учитель: Когда произошло это чудо?
Ученик: Чудо в рассказе происходит на Рождество.
Показывается слайд Рождественские рассказы.
Основателем этого жанра был Чарльз Диккенс.
А, теперь благодаря А.И. Куприну, мы окажемся накануне Рождества в очень бедной семье Мерцаловых.
Учитель: Что мы знаем об этой семье?
С чего начинается рассказ?
Ученик: С описания витрины, гастрономического магазина. (Зачитать)
Учитель: Что чувствовали мальчики, глядя на витрину?
А куда приходят ребята после этой «сказки»?
Ученик: Домой.
Учитель: Где живут Мерцаловы? Как?
(Прочитать)
Учитель: Какое впечатление производит на вас изображение мальчиков и обстановка их дома? Как одеты? (легко, в заплатах одежда)
-Как автор изображает настроение героев, их отчаяние?
Анализ эпизода «Уход Мерцалова»
Учитель: Итак, в семье Мерцаловых сложилась трагическая безысходная ситуация. Ни один из людей, к которым они обращались, не проявил милосердия- готовность помочь. Глава семейства видит выхода из сложившейся ситуации, он уходит из дома.
-Почему автор так подробно рассказывает, о чем думал Мерцалов, сидя на скамейке в саду?
Анализ эпизода «Встреча с чудесным доктором»
Учитель: Что подтолкнуло сдержанного, воспитанного человека Мерцалова к беспорядочным и озлобленным крикам?
-Почему старик не обиделся на грубость Мерцалова?
— Что мы можем сказать о докторе по портрету написанному автором?
-Оскорбил ли доктор нищих своими дарами?
-Как он ведет себя, почему не называет своего имени?
-Какой завет доктора усвоил Гриша на всю жизнь?
Ученик: Завет Пирогова: Главное не падать духом.
Учитель: Как вы понимаете слова Мерцалва: «Просто чудо свершил этот святой человек»
-Какое чудо происходит в рассказе?
Ученик: Чудо милосердия, чудо, которое может совершить любой человек, оказав помощь нуждающимся.
Чудо деятельного сострадания, без ожидания благодарности за него должно стать естественным для каждого человека.
Вывод.
События в рассказе автор располагает не в хронологическом порядке, это нужно ему, чтобы создать определенное настроение рассказа(печальное, мрачное, угнетающее) эмоциональное движение сюжета от настроения трагизма и безнадежности к счастливому радостному финалу.
Значит, то, что изображено в рассказе «Чудесный доктор» и есть рождественский рассказ.
Источник
Какие признаки рождественского или святочного рассказа присущи произведению Куприна
Ответы
1)Произведение А.И.Куприна «Чудесный доктор» можно назвать святочным рассказом. Во-первых, его действие происходит под Рождество. Во-вторых, в рассказе явно выражен мотив чуда, которое происходит, когда человек совсем пал духом. В-третьих, там есть обязательный для святочного рассказа счастливый конец.
2) Куприн подробно описывает витрины гастронома, которыми любуются бедные мальчики, чтобы показать контраст между жизнью их семьи и жизнью богатых людей. Проходя по улицам, Гриша и Володя Мерцаловы видят украшенные елки в окнах домов, богато одетых прохожих, экипажи.
3) Подробно описывая богато украшенные, полные вкусных вещей витрины магазина и нищее жилище семьи Мерцаловых, автор использует такой прием, как противопоставление. В сравнении с великолепной витриной, жилище Мерцаловых выглядит еще беднее.
1)Рассказ Куприна описывает события накануне Рождества. Сочельник,везде наряжены ёлки,праздничные толпы народа, сверкающие новогодние деревья,украшенные витрины магазинов-всё это признаки рождественского рассказа и конечно чудеса,чудесный доктор семью,волшебные перемены в жизни главных героев.Ожидание чудес-это и есть главные признаки Рождества.
3)Куприн использует прием противопоставления,антитезы, давая столь подробные описания витрины магазина и жилища семьи Мерцаловых.Роскошным,ярким и богатым витринам он противопоставляет нищенскую,подвальную и убогую картину жилища,гастрономическое изобилие-запаху нищеты. Противопоставление мира сытости и равнодушия,миру голода и отчаяния.Автору легко удаётся показать бедность семьи на фоне благополучия окружающих.
4)Гришка,старший сын Мерцаловых,стал Григорием Емельяновичем, после встречи с чудесным доктором,они с братом поступили в гимназию,за казённый счёт.Затем Григорий стал банкиром,занимая ответственный пост в банке,он всегда помнил о бедных людях и занимался благотворительностью,жертвовал деньги беднякам.Помня чудесного доктора,Григорий был честен со всеми и никогда не отказывал в нуждающимся.
Источник
Какие признаки рождественского, святочного рассказа присущи рассказу (см)?
Какие признаки рождественского или святочного рассказа присущи рассказу Куприна «Чудесный доктор»?
В рассказе «Чудесный доктор» можно найти практически все признаки святочного/рождественского рассказа. Перечислю самые главные из них:
Кроме того, не стоит забывать, что события рассказа разворачиваются в канун Рождества.
Если Вы немного подзабыли, то с кратким содержанием рассказа «Чудесный доктор» можно ознакомиться по этой ссылке.
Стоит сначала назвать признаки, или особенности, святочного рассказа вообще.
1) Помимо того, что действие в произведении происходит в канун праздника Рождества Христова, или Святок,
2) герои рассказа находятся в бедственном положении, их давит нищета, болезни, безразличие других людей и т.п.,
4) и чудо, счастливая концовка, побеждает добро и любовь.
Перечислив эти признаки мы убеждаемся, что рассказ Куприна «Чудесный доктор» относится к рождественским, или святочным рассказам.
1). Яркие праздничные витрины и звуки музыки свидетельствуют о празднике. Старик-незнакомец также, вспомним, несет детям подарки. Значит, канун Рождества.
4). Благодаря встрече с доктором и его доброму сердцу финал истории оказывается счастливым и памятным.
Я не очень люблю рождественские рассказы, хотя сейчас это направление стало модным и по мотивам таких рассказов снято множество фильмов и мультфильмов. Рождественский рассказ призван вызвать у читателя чувство сострадания к тем, кто обделен благами цивилизации, кто подчас лишен последнего и находится у самой крайней черты отчаяния. Именно таковы герои рассказ «Чудесный доктор» Куприна. Бедная семья, отец которой долгое время проболел и лишился работы, дети также начали болеть и одна девочка уже умерла. Теперь болеет вторая и помощи ждать неоткуда.
И вот сразу видны основные признаки рождественского рассказа, это:
Безысходность положения героев
Им неоткуда получить помощь
Они не могут сами изменить ситуацию
Они задумываются о самоубийстве
Случается рождественское чудо. Появляется чудесный доктор, как ангел небесный, который не только оказывает помощь ребенку, но и помогает деньгами.
В учебнике литературы для 6 класса, составленным под редакцией Коровиной В.Я. перед рассказом о «Чудесном докторе» есть статья, в которой описаны основные признаки святочного (рождественского) рассказа и даны литературные примеры для понимания особенностей этих произведений. Например, Андерсеновская сказка про девочку со спичками, Чеховский «Ванька» и рассказ про «Мальчика у Христа на елке» Достоевского. Далее сказано, что писатели намеренно описывали ситуации, происходящие во время Святок, в период от Рождества до Крещения, при этом намеренно делая акцент на нуждах бедноты, чтобы разбудить сочувствие у обеспеченных слоев населения. Одним из отличий является то, что далеко не все истории заканчиваются так же хорошо, как в случае с произведением Куприна. Не всем героям встречается на пути волшебник или происходит чудо, помогающее им вылезти из ужасной действительности.
Рассмотрим с объяснением те признаки, что встречаются в произведении Куприна, делая ее святочным.
В 1826 году в журнале «Московский телеграф» впервые напечаталось произведение Николая Полевого «Святочные рассказы». С тех пор и появился новый литературный жанр святочный, рождественский рассказ. Признаки этого жанра рассмотрим на следующем рисунке.
Теперь определим какие признаки жанра подходят для рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор».
Эрна, девушка в синем платье и синими глазами, не думая о себе, спустилась в расщелину, чтобы помочь погибающему человеку. Ее доброе сердце и прекрасные синие глаза тронули Шарля до глубины души. Он называл Эрну Синей звездой и увез ее в свою страну, жители которой смогли оценить красоту девушки и называли ее самой красивой принцессой на свете.
В читательский дневник по рассказу «Белый пудель мы запишем следующее.
Перечисляем главных героев и второстепенных.
Далее кратко излагаем сюжет.
Вывод какой сделали из прочитанного, главная мысль.
Мальчик со своим пуделем и дедушкой шарманщиком гастролируют и выступают на улицах Крыма.
На одном из таких мероприятий мальчик капризуля увидел пуделя и захотел себе такого же.
Дворнику пришлось выкрасть пуделя, так как его не отдавали.
Серёжа пошёл на дачу за своим пуделем.
Преследование дворником и успешный побег мальчика и пуделя Арто.
Главная мысль здесь, научить быть честным, верным. Никогда не придавать не близких ни друзей не за какие деньги.
Подходит иллюстрация вот такая.
Главными героями рассказа Куприна «Ю-ю» можно считать автора (писателя), который разговаривает с маленькой Ники, Колю, который был хозяином кошки и кошечку Ю-ю, по кличке которой назван рассказ.
Кратко или о чем говорится в рассказе «Ю-ю»?
Писатель рассказывает историю жизни кошки Ю-ю в одной семье, которая попав ещё котёнком на глаза 3-х летнего мальчика, получила свое прозвище из-за того, что мальчуган смешно выпятив губенки, протянул нечто похожее на букву «ю», что и стало официальным кошачьим прозвищем.
В начале своей беседы с Ники, писатель отвлекается на рассуждения о животных, которых сравнивают с пороками человека. Писатель опровергает заблуждения, что осел глуп, свинья грязна и т.д., а про гусиное семейство вообще рассказывает увлекательную историю, сравнивая птиц с немецкой семьёй.
Однако, Ники ждёт рассказа про кошку, и писатель возвращается к основному предмету разговора.
Однажды случается так, что Коля заболевает. И Ю-ю, чувствуя это, меняет место своего постоянного обетования на место возле двери больного. Лишь, когда мальчик идёт на поправку, кошка возвращается к привычному своему распорядку жизни. Впрочем, не надолго, т.к. Колю увозят в санаторий, и Ю-ю приходит в недоумение, т.к. не понимает куда он исчез.
Позднее, когда писатель, на попечении которого осталась Ю-ю, рассказывал приятелям, что кошка хотела позвонить по телефону мальчику, находящемуся в санатории, те подняли его на смех, приписывая это писательскому воображению. В изложении для Ники рассказ продолжился так: Ю-ю поняв, что писатель разговаривает по телефону с Колей и его мамой, стала каждый раз присаживаться к телефону и вытягивать мордочку, как будто пристально вслушиваясь в разговор. Когда же писатель хотел провести опыт, как будет вести себя, услышав голос Коли, Ю-ю, ему не удалось вытащить из мальчика ни одного ласкового слова для животного, т.е. Ю-ю напрасно ждала.
Главная мысль рассказа для меня заключена в том, что животные, несмотря на их кажущуюся холодность, более преданные друзья, чем люди. Человек часто забавляется, воспринимая своего питомца игрушкой, а животное остаётся преданным всегда.
Источник
Урок » А.И.Куприн «Чудесный доктор» как рождественский рассказ»
Тема урока : А.И. Куприн «Чудесный доктор» как рождественский рассказ.
Цели урока : освоение учащимися идеи рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор» через анализ образов-персонажей и содержания ;
развивать способности учащихся анализировать текст, делать выводы, развивать речь; воспитывать нравственные качества, готовность помочь ближнему.
образовательные : способствовать формированию исследовательских, логических, аналитических способностей учащихся; совершенствовать навыки работы с текстом и умения сравнивать, обобщать;
развивающие: развивать умение находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, формировать умение аргументировать свою позицию;
воспитывающие: развивать в детях чувство доброты, сострадания, участия к другим людям, содействовать развитию умения общаться между собой.
1. Личностные: осознание и осмысление новой учебной деятельности, реализация творческого потенциала, работа в группе.
2. Регулятивные: умение поставить цель, устно формулировать ее, оценивать результаты своей работы в группе, осуществлять рефлексию по итогам работы.
3. Коммуникативные: умение учитывать мнение других учеников, вести дискуссию.
4. Познавательные: овладение приемами отбора информации, формируем умение на основе анализа делать выводы
А как вы понимаете добро, что это такое?
(ответы учащихся)
Действительно, бесценно это человеческое качество – доброта, без неё невозможна сама жизнь. Но и этому надо учиться – делать людям добро. А учат нас этому книги. Вот и сегодня мы будем говорить о такой, которая преподала нам урок доброты, милосердия. Это рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор».
( учащиеся записывают в тетрадях число, тему урока)
Чудесного и необыкновенного достаточно много в этом рассказе, не обычен для нас и сам жанр данного произведения.
(Запись в тетрадях определения «святочный рассказ», с последующей записью признаков рождественского рассказа)
Признаки рождественского рассказа, нахождение данных признаков в рассказе:
Трехуровневая организация пространства рассказа (ад- земля- рай).
— Что, по вашему мнению, символизирует ад?
— Что символизирует землю?
(праздничный город, витрины магазинов)
— Давайте проследим путь наших юных героев с земли в ад;
«Освещённая яркими лампами витрина магазина», «ёлки в окнах, звуки весёлой польки», «всё малолюднее и темнее становились улицы», «пустыри, кривые узкие переулки, мрачные, неосвещённые косогоры», «покосившийся ветхий дом, стоящий особняком», «грязный двор, служивший для всех жильцов естественной помойной ямой», «подвал – подземелье».
Автор противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных. А на фоне благополучия одних виднее бедность других. Это называется приемом контраста, т.е. противопоставления.
— Давайте в тексте найдем примеры приема контраста.
— Как вы считаете, почему автор строит рассказ на данном приеме?
— Найдите и зачитайте эпизод, характеризующий рай.
(с.15, последний абзац)
2. Материальный и духовный кризис героев рассказа, для разрешения кризиса требуется чудо.
— Какие материальные проблемы испытывала семья Мерцаловых?
— В чём причина этих проблем?
— Какие пути выхода из материального кризиса находил Мецалов? Привели они к успеху?
— Прочтите отрывок, свидетельствующий о духовном кризисе главного героя.
— Почему мысль о добровольном уходе из жизни не пугает Мерцалова?
(герой понимает, что уже ничего оне может изменить в жизни своей семьи, лн совершенно беспомощен)
(легче никому не станет, их жизнь сала бы ещё тяжелее, возможно, в скором времени все умерли бы от голода).
3.Чудо- это не только вмешательство внешних сил, но и счастливая случайность, удачное совпадение.
— Что же в реальности произошло в жизни Мерцалова- чудо или случайная реальность?
— Кто совершил чудесное преобразование?
— Приходилось ли вам раньше в жизни слышать о докторе Пирогове?
— Профессор Пирогов – светило медицины, талантливый врач и очень хороший человек.
У ребят было дополнительное домашнее задание – подготовить сообщение о докторе Пирогове. Давайте их послушаем
— Где происходит встреча Мерцалова и доктора?
— Давайте прочитаем описание природы. Найдите метафоры, олицетворения, эпитеты.
— Можем ли мы сказать, что здесь автор опять использует приём контраста? Что противостоит красоте природы?
— Связаны ли между собой окружающая красота и мысли Мерцалова о «вечном сне»?
— Как появляется незнакомец?
— Какие чувства испытывает Мерцалов к нему?
Чтение по ролям диалога в парке.
— Что больше всего возмутило Мерцалова?
— Почему Мерцалов всё же доверился собеседнику?
4. Светлый и радостный финал рассказа.
— Давайте ещё раз прочитаем финал рассказа.
— Найдите в этом отрывке «рождественские слова»
— Вместе со смертью доктора умерло ли то добро, которое он дарил людям?
(нет, оно живёт в людях, в детях тех людей, которым доктор подарил чудо)
5. Социальная тематика рассказа.
— О чем заставляет задуматься рассказ?
— Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши дни?
Умение служить людям всегда считалось высшей ценностью.
Делать добро — людям- это душевная потребность, которая сохранилась в нас от далеких предков.
В нынешней жизни много зла, несправедливости, жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство, бескорыстность людей.
Но добрый человек замечает в людях прежде всего хорошее, а злой- злое. Доброта слабых делает сильнее, сильных- великодушнее, а весь мир- чище и ярче. Поэтому самым ценным в человеке является доброе сердце и добрые поступки. Как красив человек, когда он честен, благороден, творит добро, помнит о милосердии, умеет быть благородным, помнит о хорошем и всем этим украшает свою жизнь и жизнь других людей. Человек, творя добро, делая хорошие поступки, притягивает к себе людей и учит их тоже быть хорошими- этим мы улучшаем жизнь на Земле.
— Какими современными средствами можно мысли о добре донести сотням людей?
( Через телевидение, Интернет, баннеры, плакаты, через рекламу ).
Запишите текст о доброте, милосердии, любви к ближнему для социальной рекламы.
Пирогов Николай Иванович – один из самых знаменитых врачей – анатом, основатель анестезии, член Санкт-Петербургской академии наук.
Будущий доктор появился на свет 13 ноября 1810 года в Москве. Семья Пирогова выглядела следующим образом: отец Иван Иванович был казначеем. Дед Иван Михеич – военным, происходил из крестьянского рода. Мать Елизавета Ивановна из купеческого рода. У младшего Николая было 5 братьев и сестер. Всего у родителей было 14 детей, но многие умерли очень рано. Примечателен тот факт, как Пирогов стал доктором. Пирогова-ребенка поразил профессор Мухин – светило медицины, которого пригласили к больному брату Николаю. Он приезжал каждый вечер, торжественно вступал в дом, скидывал на руки няньке тяжелую шубу, важно шествовал к больному. Николай запомнил массивный, сильно выступавший подбородок. И голос. Убедительный. Не поверить такому нельзя.
Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Словно чародей посетил. И Николай Пирогов стал играть в лекаря.
Мальчик рано научился читать, и к восьми годам прочитал не один десяток книг и журналов на разных языках.
биография Пирогова Николая Ивановича как врача начинается с того, что в четырнадцать лет он был зачислен в Московский институт на медицинский факультет. Научная база была скудной, и за время обучения будущий врач не сделал ни одной операции. Но учитывая энтузиазм подростка, мало кто из преподавателей и однокурсников сомневался, что Пирогов – хирург. С течением времени желание врачевать только усилилось. Для будущего доктора лечение людей стало смыслом всей его жизни. Дальнейшая деятельность В 1828 году институт был успешно закончен. Восемнадцатилетний лекарь отправился за границу для дальнейшего обучения и получения профессорского звания. Всего через восемь лет он получил желаемое и стал во главе хирургического отделения университета эстонского города Дерпт (настоящее название – Тарту).
Шестнадцатое октября 1846 года – знаменательная дата в истории. Впервые для человечества была проведена операция с использованием полного общего наркоза. Усыпляющим веществом выступил эфир. Краткая биография Пирогова Николая Ивановича не может не упомянуть, что именно врач дал научное обоснование и впервые успешно применил наркоз.
Великий врач также перешел от несовершенных крахмальных повязок к наложению гипса в 1852 году. По настоянию Пирогова, в военных лечебных учреждениях появились женщины-медсестры. Благодарю врачу обучение данного вида медицинского персонала получил мощное развитие.
Он способствовал организации движения сестер милосердия в России в период военных действий в Крыму в 1853-56 годах. Позднее это движение стало называться Общество Красного Креста.
В девятнадцатом веке еще не было сформировавшейся науки про витамины. Пирогов был твердо уверен, что морковь и рыбий жир помогает в ускорении выздоровления. Миру представлен термин «лечебное питание». Своим больным доктор прописывал «прогулки на свежем воздухе». Немалое внимание уделял гигиене.
Не стало Николая Ивановича 23 ноября 1881 года в его имении возле Винницы. Тело забальзамировали (также открытие Пирогова) и поместили в стеклянный саркофаг. В настоящее время отдать дань памяти ученому можно в цокольном этаже местного православного храма.
В военно-медицинском музее Санкт-Петербурга можно увидеть личные вещи врача, рукописи и предсмертную записку с диагнозом. Благодарные потомки увековечили память гения в многочисленных съездах, чтениях, названных в честь Николая Ивановича. Во многих городах разных стран открыты памятники и бюсты. Имя хирурга носят институты и университеты, больницы и госпитали, станции переливания крови, улицы, хирургический центр им. Н.И. Пирогова, набережная и даже астероид. В 1947 был снят художественный фильм «Пирогов». Болгария свою память выразила печатью почтовой марки в 1977 году с названием «100 лет с прибытия академика».
Источник