Какие признаки присущи судебной системе рф

Судебная власть в Российской Федерации

Понятие и признаки судебной власти

Статья 10 Конституции закрепляет положение, согласно которому государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Идея разделения властей не нова. Как теория она была сформулирована еще в XVIII в. французским философом Ш. Л. Монтескье. «В каждом государстве, – указывал он, – имеется власть законодательная, исполнительная и судебная. Все эти власти должны быть разделены, так как если судья станет законодателем, то свобода граждан окажется во власти произвола. Если судебная власть будет соединена с исполнительной, то судья получит возможность стать угнетателем».

В настоящее время термин «судебная власть» употребляется в разных значениях. В зависимости от контекста он может обозначать: суд (абстрактный или конкретный); систему органов государства, осуществляющих правосудие; средство защиты интересов граждан и способ разрешения споров; компетенцию судов и судей. Есть и другие варианты употребления данного термина. Многозначность термина «судебная власть» подчеркивает, что институт, который он обозначает, также можно понимать по-разному. Мы выделяем две стороны понимания судебной власти: структурное и функциональное. Структурное понимание подразумевает под судебной властью систему специальных государственных органов – судов; функциональное – специфическую функцию суда.

Судебную власть можно охарактеризовать по ряду признаков.

Первый признак вытекает из Конституции, согласно которой судебная власть – это вид государственной власти. Сам термин «власть» обозначает наличие полномочий и возможностей их реализации. Прилагательное «судебная» конкретизирует, кому принадлежат полномочия. Отсюда следует второй признак.

Второй признак – судебная власть принадлежит только судам. О судах как специальных органах будет сказано ниже.

Третий признак судебной власти – исключительность. Полномочия, предоставленные судебной власти, предоставляются только ей. Никакие другие органы не могут дублировать судебную власть ни при каких обстоятельствах.

К исключительным полномочиям судебной власти относятся: осуществление правосудия; конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц в случае, если эти действия обжалованы в судебном порядке; санкционирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые ущемляют конституционные права граждан; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами предварительного расследования; разъяснение вопросов судебной практики; участие в формировании корпуса судей; и др.

Четвертый признак судебной власти представляет собой триединство таких свойств, как независимость, самостоятельность, обособленность.

Независимость означает, что суд при принятии решений по делу не связан чьей-либо волей. Решение суд принимает самостоятельно. Судья зависит только от закона, правосознания и совести. Независимость – это не только право суда, но и его обязанность. Судьи обязаны противостоять любым попыткам посягнуть на свою независимость, опираясь на закон, который предусматривает целый набор гарантий независимости судей – материальных, социальных, гарантий безопасности и т. д.

Самостоятельность судебной власти подразумевает самостоятельное принятие решений судом. Суд не обязан (да и не вправе) советоваться с кем-либо по поводу принятия промежуточных и тем более итоговых решений по делу. Решения суда не нуждаются ни в чьем санкционировании и утверждении.

Обособленность судебной власти вытекает из ее независимости и самостоятельности. Это означает, что суды образуют автономную систему, включающую не только суды (в узком смысле слова), но и другие подразделения, обеспечивающие их жизнедеятельность. Однако обособленность судебной власти не означает ее изоляции. Различные ветви власти взаимосвязаны. Судебная власть, в частности, немыслима без власти законодательной, поскольку может осуществляться и совершенствоваться только в рамках закона. Законодательная власть в свою очередь определяет судебные процедуры, судейский статус и т. п. Кроме того, исполнение решений невозможно без тесного сотрудничества судебной власти с властью исполнительной.

Пятый признак – особый процессуальный порядок деятельности судебных органов. Свои полномочия суд осуществляет в порядке, который определен законом. Порядок судопроизводства регламентируется целым рядом процессуальных кодексов (УПК, АПК, ГПК, КоАП).

Судопроизводство – специфическая деятельность органов судебной власти. Оно начинается в предусмотренных законом случаях и протекает в установленной процессуальной форме. Существует несколько видов судопроизводства – конституционное, административное, гражданское, уголовное, арбитражное.

Шестой признак – подзаконность судебной власти. Несмотря на высокий статус судебной власти, она не может действовать по собственным правилам. Выше уже отмечалось, что суд зависит только от закона.

На основании приведенных признаков сформулируем определение судебной власти: судебная власть – это исключительные полномочия, предоставленные независимым и обособленным государственным органам – судам – для самостоятельного разрешения правовых вопросов, отнесенных к их компетенции, а также основанная на законе реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.

Определение судебной власти как суда или системы судов также не является ошибкой. Его надо рассматривать как дополнительную структурную характеристику понятия «судебная власть».

Суд как орган судебной власти

Суд как орган судебной власти обладает рядом признаков. Перечислим их.

1. Суд – это государственный орган. Конституция указывает следующие органы, которым принадлежит судебная власть: Конституционный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Перечисленные суды называются федеральными. Закон о судебной системе говорит также о судах субъектов РФ: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.

2. Особый порядок формирования судов. Этот порядок значительно отличается от формирования органов других ветвей власти. Комплектование судов кадрами осуществляется путем строгого отбора. Требования, предъявляемые к кандидату, должны соответствовать не только объективным характеристикам, таким, например, как возраст, гражданство, но и множеству субъективных (образование, морально-деловые качества, отсутствие судимости). Причем сам диплом о высшем юридическом образовании еще не дает право работать судьей. Для этого необходимо сдать квалификационный экзамен и получить согласие на занятие судейской должности от соответствующей квалификационной коллегии судей.

3. Особый порядок обеспечения независимости суда. Этот порядок предусматривает установление ответственности за давление на суд вплоть до уголовной; создание специализированных органов для обеспечения нормальной работы суда, например службы судебных приставов; защита жизни, здоровья и имущества; высокое материальное и социальное обеспечение.

4. Особая процедура реализации своих полномочий с целью обеспечить законное и обоснованное решение правовых вопросов, входящих в компетенцию суда. Процедура реализации судом своих полномочий облекается в конкретную процессуальную форму, называемую судопроизводством. Как уже отмечалось, существует конституционное, гражданское, уголовное, арбитражное, административное судопроизводство. Каждое судопроизводство регламентируется своим процессуальным кодексом: УПК, ГКП, КоАП, АПК. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с требованиями Закона о Конституционном Суде.

5. Осуществление полномочий в пределах компетенции, определенной законом, т. е. юрисдикцией. Юрисдикция суда может распространяться на: а) административно-территориальные образования (район, город, область); б) структурные образования вооруженных сил (военный округ, флот, гарнизон); в) судебный округ. Этот округ может совпадать, а может и не совпадать с территориальными образованиями. Он может объединять несколько административно-территориальных единиц. Юрисдикция по судебным округам присуща арбитражным судам. Есть десять арбитражных округов, объединяющих несколько субъектов; г) судебный участок. На территории судебного участка осуществляют свою деятельность мировые судьи. Один судебный участок создается на 15–30 тыс. жителей.

6. Осуществление судебной власти в определенном судебном составе. Закон устанавливает, в каком составе должно быть рассмотрено то или иное дело – единолично либо коллегиально. Отступление от требований закона – серьезное процессуальное нарушение, влекущее за собой ничтожность всех принятых судом решений.

Судебная система

Характеристика судебной власти была бы неполной без рассмотрения судебной системы.

Судебная система устанавливается Конституцией (гл. 7) и Законом о судебной системе.

Судебная система включает в себя Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции (в том числе военные суды), арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 125 Конституции решает вопросы о соответствии законов, нормативных актов центральных и местных органов Конституции, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти различных уровней, дает толкование Конституции.

К судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд РФ; верховные суды республик в составе РФ; краевые и областные суды; городские суды Москвы и Санкт-Петербурга; суды автономной области и автономных округов; районные суды. Эти суды рассматривают гражданские, уголовные и административные дела как по существу, так и по кассационной и надзорной инстанции.

Военные суды также относятся к судам общей юрисдикции. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. К ним относятся военные суды округов (флотов) и военные суды гарнизонов. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды арбитражных округов; арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды субъектов РФ (республик, краев, областей). Основу деятельности арбитражных судов составляет рассмотрение и разрешение хозяйственных споров.

Все суды принято группировать по звеньям и инстанциям. Звеном судебной системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями и имеющие единую структуру.

Суды общей юрисдикции состоят из четырех звеньев:

Суды второго звена (районные), несмотря на введение института мировых судей, по-прежнему рассматривают большинство дел. Поэтому это звено и именуется основным.

Суды второго, третьего и четвертого звеньев полномочны проверять решения нижестоящих судов. Поэтому их именуют вышестоящими. Суд первого звена не может быть вышестоящим.

Военные суды имеют трехзвенную систему:

Система арбитражных судов тоже состоит из четырех звеньев:

Читайте также:  Гравитационный клапан ваз 2114 признаки неисправности

Кроме разделения судов по звеньям возможна их группировка по инстанциям.

Суд первой инстанции – это суд, который уполномочен принимать решения по существу основных вопросов дела, например, для уголовного дела – вопросы о виновности или невиновности лица и о применении или неприменении к нему наказания; для гражданского – о доказанности или недоказанности иска и правовых последствиях иска.

В качестве суда первой инстанции может выступать любой суд, но суды первого звена могут быть судами только первой инстанции.

Суд второй (апелляционной и кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. Это может быть любой из судов второго, третьего, четвертого звена.

Суд третьей (надзорной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, вступивших в законную силу.

Источник

Судебная система РФ, ее структура и признаки

Судебная система РФ – это совокупность всех судов России, созданных на основании Конституции РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ» и уполномоченных посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного и арбитражного судопроизводства в пределах своей компетенции осуществлять судебную власть.

Судебную систему РФ составляют федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ и федеральные суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ и федеральные арбитражные суды. Судами субъектов Федерации являются: конституционные суды субъектов Федерации и мировые судьи.

Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, созданные в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ. Другие федеральные суды создаются и упраздняются федеральными законами. Должности мировых судей и конституционные суды субъектов Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Федерации.

Создание чрезвычайных судов в РФ запрещено Конституцией РФ, т.к. их существование ставит под угрозу соблюдение прав и законных интересов участников процессуальных правоотношений.

Признаки судебной системы РФ:

1. Единство, которое обеспечивается:

· ее конституционным закреплением;

· действием на всей территории РФ единых принципов и правил судопроизводства;

· единообразием применения всеми судами российского законодательства и норм международного права, конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

· обязательностью исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;

· законодательным закреплением единства статуса судей;

· финансированием федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

2. Специализация судов: в системе выделяется три организационно обособленные группы судебных органов. Это связано с различием тех дел, которые разрешают эти суды. Внутри подсистем возможна специализация. Например, в подсистеме судов общей юрисдикции выделяются специализированные военные суды.

3. Подведомственность. В связи с этим законодательно закрепляются различия правил судопроизводства – ГПК РФ и АПК РФ.

4. Территориальный принцип построения – отражается в названии судебных органов, в правилах использования языка судопроизводства.

5. Наличие звеньев судебной системы – группа судебных органов, действующих на равнозначных территориях и наделенных равнозначными полномочиями.

6. Истанционность, т.е. деление судов на вышестоящие и нижестоящие.

Источник

Судебная система Российской федерации, ее признаки. Виды судов.

Признаки судебной системы РФ (5 признаков)

Судебная система РФ характеризуется рядом признаков, которые находят прямое закрепление в законах, регулирующих организацию и деятельность судов. Эти признаки показывают связь всех судов, входящих в судебную систему РФ, а также позволяют сравнить судоустройство РФ и других государств, выявлять национальные особенности судебной ситсемы.

1. Единство судебной системы: (ст. 3 ФКЗ «О судебной системе РФ», на основании КРФ и ФКЗ

— все суды должны соблюдать установленные ФЗ правила судопроизводства;

— применение всеми судами КРФ, ФКЗ, ФЗ, норм Международного права, международных органов, уставов субъектов РФ, законов РФ;

— признание обязательности исполнения на всей территории РФ всех постановлений, вступивших в законную силу;

— законодательное закрепление единства статусов судей;

— финансирование федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета

2. Специализация судов:

В РФ выделяется 3 обособленных группы судебных органов (3 ветви). Основание – различие категории дел:

1) Конституционный суд РФ

2) Суды общей юрисдикции

3) Арбитражные суды РФ

Возможна специализация внутри группы судебных органов. Существует специализация – военные суды РФ, которая является составной частью СОЮ. В РФ нет единого государственного органа, возглавляющего судебную систему РФ в целом.

3. Территориальный принцип построения:

В соответствии с этим признаком, построение судебной системы РФ обеспечивает максимальное приближение суда к населению. При этом учитывается протяженность территории РФ, федеративное устройство государства, административно-территориальное деление и дислокация воинских образований.

4. Выделение в структуре судебной системы РФ основного звена:

Основное звено – суд, которому подсудно наибольшее количество дел и который наиболее приближен к населению.

Суды Российской Федерации

Суды общей юрисдикции

Суды высшей инстанции

Конституционный суд Российской Федерации

Верховный суд Российской Федерации (Военная коллегия Верховного суда)

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации (не является подчиненным Конституционному Суду РФ)

Суды субъектов Российской Федерации(верховные суды республик,краевые, областные суды, суды автономных округов, автономной области, городские суды городов федерального подчинения)

Военные (флотские) окружные суды

Федеральные арбитражные суды округов (кассационная инстанция)(10 судов)

Арбитражные апелляционные суды (апелляционная инстанция)(20 судов)

Гарнизонные военные суды

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации

Уголовные, административные, гражданские и иные дела, подведомственные судам общей юрисдикции

Уголовные, административные, гражданские и иные дела, подведомственные судам общей юрисдикции, имеющие отношение к военнослужащим и организациям, в которых имеется военная и приравненная к ней служба

Судебные споры в сфере экономической деятельности

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Судебная система Российской федерации, ее признаки. Виды судов.

Судебная система Российской федерации, ее признаки. Виды судов.

Судебная система Российской федерации, ее признаки. Виды судов.

Источник

Понятие и общая характеристика судебной системы Российской Федерации

Понятие и состав судебной системы Российской Федерации

Для осуществления судебной власти в государстве создаются специальные учреждения — суды, которые и образуют его судебную систему.

Судебная система Российской Федерации — установленная Конституцией и федеральным конституционным законом совокупность судов всех видов и уровней, построенных в соответствии с их компетенцией и с учетом федерального и административно-территориального устройства государства в целях осуществления судебной власти.

Отличительные признаки судебной системы Российской Федерации (схема 7).

1. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается (ч. 3 ст. 118 Конституции РФ).

Конституции РФ определяет место, занимаемое высшими судами в судебной системе — Конституционным Судом РФ (ст. 125) и Верховным Судом РФ (ст. 126).

Федеральные конституционные законы: «О судебной системе Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О Верховном Суде Российской Федерации», «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации» — формируют правовую инфраструктуру судебной системы, создают надлежащие условия для ее эффективной деятельности.

Такой уровень законодательного регулирования судебной системы призван обеспечить стабильность судебной системы Российской Федерации, не допускает возможности её изменения путем применения иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации или других нормативных правовых актов, а также исключает возможность передачи судебных функций каким-либо иным органам, создаваемым вне рамок судебной системы.

Изменение системы судебной органов возможно только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ и указанные федеральные конституционные законы.

Так, высшие судебные органы Российской Федерации (Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ) могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ.

Иные федеральные суды могут создаваться и упразднятся путем принятия соответствующих федеральных законов. Суды субъектов РФ могут создаваться и упраздняться путем принятия законов субъектов Российской Федерации (ст. 17 ФКЗ О судебной системе РФ).

2. Судебная система Российской Федерации построена в соответствии с национально-государственным и административно-территориальным делением страны и состоит из федеральных судов и судов субъектов РФ.

Федеральный суд — суд, который создается и упраздняется на основе Конституции РФ (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ) или федеральным законом (другие федеральные суды). Юрисдикция этих судов распространяется на всю территорию Российской Федерации. Судьи этих судов назначаются исключительно федеральными органами государственной власти. Финансирование и материально-техническое обеспечение федеральных судов осуществляется только из федерального бюджета.

Суд субъекта Российской Федерации — суд, который создается и упраздняется законами субъекта РФ, а финансовое обеспечение деятельности (за исключением обеспечения оплаты труда и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, и обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий судей жилыми помещениями) осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Федеральные суды и суды субъектов РФ подразделяются на виды (подсистемы) судов в зависимости от характера рассматриваемых ими дел и выполняемых функций.

Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть по защите основ конституционного строя, прав и свобод граждан, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории России, посредством конституционного судопроизводства. Конституционный Суд РФ — это единственный федеральный судебный орган, призванный осуществлять функцию конституционного контроля (ст. 125 Конституции РФ).

Никаких других нижестоящих судов на федеральном уровне с аналогичными функциями в России нет.

Полномочия, порядок образования и деятельность Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ и ФКЗ от 21 июля 1994 г. (ред. от 29.07.2018) «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Конституционный Суд РФ не рассматривает по существу конкретные судебные дела (уголовные, гражданские и административные). Он является судебным органом конституционного контроля и решает исключительно вопросы права.

Верховный Суд Российской Федерации — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом. Он осуществляет, в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах, судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции РФ).

Читайте также:  Острый аппендицит рентген признаки

Полномочия, порядок образования и деятельность Верховного Суда РФ определяются Конституцией РФ и ФКЗ от 05.02.2014 г. (ред. от 29.07. 2018) «О Верховном Суде Российской Федерации».

Систему федеральных судов общей юрисдикции составляют: кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа, районные суды, военные и специализированные суды (ч. 3 ст. 4 ФКЗ о судебной системе РФ)2.

Суды общей юрисдикции — суды, которые уполномочены рассматривать гражданские, уголовные, административные и иные дела в обычном порядке, не требующем каких-либо специальных процедур, в отличие от конституционных (уставных) судов и арбитражных судов.

Суды общей юрисдикции рассматривают в пределах своей компетенции уголовные, гражданские, административные дела, а также различные материалы о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в процессе производства предварительного расследования уголовных дел3.

Полномочия, порядок образования и деятельность судов общей юрисдикции устанавливается Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 г. (ред. от 29. 07. 2018) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

Военные суды — окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды входят в систему федеральных судов общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, путем рассмотрения уголовных, гражданских и административных дел.

Порядок образования, состав и компетенция военных судов регламентируется Федеральным конституционным законом РФ от 23 июня 1999 г. (ред. от 29.07.2018) «О военных судах Российской Федерации».

Специализированные суды — суды, которые рассматривают специфические категории дел, например, суды по делам несовершеннолетних — ювенальные суды, либо суды, имеющие особенности в организации и деятельности (административные суды)2.

Систему арбитражных судов Российской Федерации составляют: арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды (Суд по интеллектуальным правам)3.

Вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам является Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Арбитражные суды создаются и действуют в порядке, установленном Законом «О судебной системе РФ» и ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Арбитражные суды — суды, осуществляющие правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности путем разрешения споров, возникающих из гражданских и административных правоотношений.

Сторонами таких споров (истцами и ответчиками) выступают юридические лица, индивидуальные предприниматели, а в отдельных случаях, определенных законом, Российская Федерация, её субъекты, муниципальные образования, государственные органы, иные организации и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.

Правосудие по уголовным делам арбитражные суды не осуществляют.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи (ст. 4 ФКЗ о судебной системе).

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации целях осуществления конституционного судопроизводства на региональном уровне. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации создается на основании закона соответствующего субъекта РФ. Например, Уставной суд г. Москвы создан на основании Закона г. Москвы от 13.02.2002 г. № 10 «Об уставном суде города Москвы».

Примечание. По состоянию на 1 января 2017 г. конституционные (уставные суды) созданы в 19 субъектах Российской Федерации: конституционные суды в республиках Адыгея; Башкортостан; Республики Бурятия; Республики Дагестан; Республики Ингушетия; Кабардино-Балкарской Республики; Республики Карелия; Республики Коми; Республики Марий Эл; Республики Саха (Якутия); Республики Северная Осетия — Алания; Республики Татарстан; Республики Тыва; Чеченской Республики, уставные суды в некоторых краях, областях и в городах Москва и Санкт-Петербург.

В компетенцию конституционного (уставного) суда входит рассмотрение вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также толкование конституции (устава) субъекта РФ.

Решения, принятые конституционным (уставным) судом субъекта РФ в пределах его полномочий, не могут быть пересмотрены каким-либо иным судом (ч. 4 ст. 27 ФКЗ о судебной системе)

Порядок судопроизводства в этих судах устанавливается законом соответствующего субъекта РФ, а финансирование осуществляется за счет бюджета субъекта (ст. 27 ФКЗ о судебной системе).

Мировые судьи — судьи общей юрисдикции субъектов РФ. Эти судьи рассматривают единолично в качестве суда первой инстанции наиболее простые гражданские и уголовные дела, дела об административных правонарушениях, отнесенные федеральным законом к их компетенции, а также рассматривают дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых ими и вступивших в законную силу.

Порядок организации и деятельности мировых судей устанавливается Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», другими федеральными законами, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Например, Закон г. Москвы от 31 мая 2000 г. № 15 (ред. от 31.05. 2017) «О мировых судьях в г. Москве»; Закон Московской области от 16 мая 2005 г. № 122 (ред. от 30.12. 2014) «О порядке назначения на должность и деятельности мировых судей в Московской области».

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Конституция РФ и Закон о судебной системе РФ устанавливают исчерпывающий перечень судов, которые образуют единую судебную систему.

Единство судебной системы, её устойчивость обеспечиваются путем:

• создания единой правовой базы для судов Российской Федерации. Судебная система РФ определяется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ. Изменение перечня судов, входящих в судебную систему РФ, возможно только на основании изменений указанных актов;

• соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства. Конституция РФ относит уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство к исключительному ведению Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ);

• применения всеми судами РФ одних и тех же источников права: Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

• признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу. Решения, приговоры, определения, постановления, судебные приказы федеральных судов и мировых судей, вступившие в законную силу, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (ст. 6 Закона о судебной системе);

• закрепления на законодательном уровне единого статуса судей. Федеральное законодательство устанавливает, что все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом, а особенности правового положения некоторых судей (судей Конституционного Суда РФ), определяются только законами. Единство статуса судей является важной гарантией осуществления правосудия независимым, беспристрастным и справедливым судом на равных для всех граждан началах (ст. 2 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»);

• финансирования Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции, арбитражных судов из федерального бюджета на основе утвержденных федеральным законом нормативов с указанием отдельной строки в федеральном бюджете.

Единство судебной системы Российской Федерации как принцип её организации и деятельности обеспечивает эффективную защиту прав физических и юридических лиц по единому стандарту.

Звено и инстанция судебной системы Российской Федерации

Суды, входящие в судебную систему, наделяются различными судебными полномочиями и выполняют различные процессуальные функции.

Судебные полномочия — компетенция суда.

Процессуальные функции — определенное направление деятельности суда по осуществлению правосудия (рассмотрение дела по существу, проверка законности и обоснованности ранее принятого решения и т. п.).

С учетом компетенции суды общей юрисдикции (в том числе и военные) и арбитражные суды подразделяются на звенья.

Звено судебной системы — суды, наделенные законом однородными полномочиями (например, суды, полномочные рассматривать дела только по существу, суды, рассматривающие дела по существу и в апелляционном порядке, суды, рассматривающие дела по существу, в кассационном и в надзорном порядке) и занимающие одинаковое организационное место в судебной системе.

Система судов общей юрисдикции включает следующие звенья:

• первое (основное) — районные, городские (в городах без районного деления) суды рассматривают все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов, и апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района (ст. 34 ФКЗ о судах общей юрисдикции);

• второе — верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов → в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и апелляционной инстанции, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляют другие полномочия (ч. 1 ст. 20 ФКЗ о судебной системе);

• третье звено — апелляционные суды общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда апелляционной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 19.2 ФКЗ о судебной системе);

• четвертое звено — кассационные суды общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 19.1 ФКЗ о судебной системе);

• высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, является Верховный Суд РФ, который → осуществляет судебный надзор за деятельностью федеральных судов, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные дела, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций. Кроме того, Верховный Суд РФ рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Читайте также:  Признаки психических отклонений у подростков

Военные суды включают: первое (основное) звено — гарнизонные военные суды; второе (среднее) звено — окружные (флотские) военные суды; третье звено — апелляционный военный суд; четвертое звено — кассационный военный суд.

Вышестоящей судебной инстанцией по отношению к кассационному военному суду, апелляционному военному суду, окружным (флотским) военным судам и гарнизонным военным судам является Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ (ч. 1 ст. 10 Закона о военных судах).

Арбитражные суды Российской Федерации включают:

• первое (низшее, основное) звено — арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов → рассматривают подведомственные им дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельностью только по существу;

В районах арбитражные суды не образуются.

• второе звено — арбитражные апелляционные суды создаются на определенной экономико-географической территории определенных соседних субъектов РФ → проверка законности и обоснованности решений арбитражных судов субъектов РФ, не вступивших в законную силу.

Наименование этих судов дано в указанном Законе с использованием имен числительных (Первый апелляционный суд, Второй апелляционный суд и т. д.).

По состоянию на 1 января 2017 г. в Российской Федерации образован 21 арбитражный апелляционный суд;

• третье звено — арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) создаются на одной экономико-географической территории определенных соседних субъектов РФ, объединенных в соответствующий федеральный арбитражный округ → проверка законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов.

В соответствии с Законом об арбитражных судах в России учреждено 10 арбитражных судов округов: Волго-Вятский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Западно-Сибирский, Московский, Поволжский, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Уральский, Центральный.

• Вышестоящей судебной инстанцией по отношению к арбитражным судам округов является Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ. Она рассматривает в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам дела, отнесенные к подсудности Верховного Суда РФ, и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

По характеру выполняемых процессуальных функций суды судебной системы Российской Федерации подразделяются на: суды первой инстанции; суды второй (апелляционной) инстанции, суды кассационной инстанции; суд надзорной инстанции.

Судебная инстанция — суд или его структурное подразделение (судебная коллегия, президиум), выполняющие строго определенную процессуальную функцию, связанную с рассмотрением и разрешением гражданского, уголовного дела по существу, либо по проверке законности и обоснованности ранее принятого по делу судебного постановления в апелляционном, кассационном или надзорном порядке.

Суд первой инстанции — суд, который рассматривает дело по существу и выносит по нему первичное решение. В этой инстанции в состязательном процессе непосредственно исследуются доказательства, выслушиваются стороны (истцы и ответчики, обвинители и защитники) и от имени государства выносится судебное решение (постановление, определение, приговор).

В качестве суда первой инстанции выступают мировые судьи, районные суды, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, гарнизонные военный суды, окружные (флотские) военные суды, Судебные коллегии Верховного Суда РФ (в пределах своей компетенции).

В системе арбитражных судов в качестве суда первой инстанции выступают арбитражные суды субъектов РФ, Суд по интеллектуальным правам и Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ. Арбитражный суд округа рассматривает по первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

Каждое звено той или иной системы судов имеет свою подсудность дел по первой инстанции. Подсудность дел определяется процессуальным законодательством: Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ, Кодексом административного судопроизводства, Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Суд второй инстанции (апелляционная инстанция) — суд или его структурное подразделение (судебная коллегия, апелляционная коллегия), которые по апелляционной жалобе участников судебного разбирательства или представлению прокурора проверяет законность и обоснованность судебных постановлений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу.

Апелляционное рассмотрение дела — пересмотр вышестоящим судом (апелляционной инстанцией) решения нижестоящего суда, с участием сторон, с новым исследованием ранее рассмотренных и вновь представленных доказательств с вынесением в том числе и нового судебного решения.

Судами апелляционной инстанции в системе федеральных судов общей юрисдикции являются:

• районный суд → рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района;

• судебные коллегии верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа рассматривают в качестве суда апелляционной инстанции дела по жалобам, представлениям на судебные акты районных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу (ч. 3 ст. 28 ФКЗ о судах общей юрисдикции в ред. ФКЗ от 29.07.2018 № 1-ФКЗ).

Апелляционный суд общей юрисдикции в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на судебные акты верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу (ст. 23.10 ФКЗ о судах общей юрисдикции).

Апелляционный военный суд — в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на судебные акты окружных (флотских) военных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу (ст. 12.10 ФКЗ о военных судах).

Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ → рассматривает в качестве суда второй (апелляционной) инстанции дела, подсудные Верховному Суду РФ, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебными коллегиями Верховного Суда РФ (ч. 2 ст. 8 ФКЗ О Верховном Суде РФ).

В системе арбитражных судов апелляционной инстанции являются арбитражные апелляционные суды. Эти суды рассматривают апелляционные жалобы на решения арбитражных судов субъектов РФ, не вступившие в законную силу, отнесенные к юрисдикции данного апелляционного арбитражного суда.

Кассационная инстанция — суд, который проверяет законность и обоснованность вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда.

Судами кассационной инстанции в системе судов общей юрисдикции являются:

• кассационный суд общей юрисдикции. Кассационный суд общей юрисдикции является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты (ст. 23.2 ФКЗ о судах общей юрисдикции в ред. ФКЗ от 29.07.2018);

• кассационный военный суд в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты гарнизонных военных судов, окружных (флотских) военных судов и апелляционного военного суда (ст. 12.2 ФКЗ о военных судах).

Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации сохраняют полномочия по рассмотрению апелляционных и частных жалоб, представлений на судебные акты, принятые в качестве суда первой инстанции верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего апелляционного суда общей юрисдикции или апелляционного военного суда, но не позднее 1 октября 2019 г. (ст. 10 ФКЗ о Верховном Суде РФ ред. ФКЗ от 29 июля 2018 г).

Кассационные инстанции в системе арбитражных судов: а) арбитражные суды округов → проверяют законность и обоснованность решений арбитражных судов субъектов, вступивших в законную силу, а также постановления арбитражных апелляционных судов; б) Суд по интеллектуальным правам → проверяет в качестве кассационной инстанции рассмотренные им дела по первой инстанции и дела о защите интеллектуальных прав, рассмотренные арбитражными судами субъектов РФ по первой инстанции и арбитражными апелляционными судами.

Надзорная инстанция — суд, наделенный полномочиями по пересмотру судебных постановлений, вступивших в законную силу, в порядке надзора по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

В качестве суда надзорной инстанции для судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», выступает только Президиум Верховного Суда РФ (ст. 19 ФКЗ О судебной системе РФ).

Виды решений, которые могут быть обжалованы в Президиум Верховного Суда РФ, определены ст. 391.1 ГПК РФ, ст. 332 КАС РФ, ст. 412.1 УПК РФ.

Суды, рассматривающие дела в апелляционном порядке, считаются вышестоящими по отношению к судам первой инстанции. Например, районный суд является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района (ст. 21 Закона о судебной системе РФ).

Суды, рассматривающие дело в кассационном порядке, считаются вышестоящими по отношению к судам, принимавшим ранее решение по делу.

Источник

Adblock
detector