Какие признаки присущи федеративному государству

Федеративные государства: понятия, признаки, виды

Федерация — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью

Основные признаки федеративного государства

• В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации);
• наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы);
• они наделены правом принимать региональные законы;
• у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно.

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
• Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик.
• В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.
• В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
• В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство федеральных единиц.
• Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
• Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:
• Симметричные
• асимметричные

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в ассиметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия, Российская Федерация). Абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

По особенностям формирования федерации выделяют:
• территориальные
• национальные
• смешанные

При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например Соединённые Штаты Америки, Германия), в национальных — по национальному признаку (например бывшие Союз Советских Социалистических Республик, Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идет по обоим признакам (например Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

По способу образования федерации делятся на:
• договорные
• конституционные

Конституционные федерации возникают на базе ранее существовавшего единого государства. Вопреки распространенному заблуждению, в конституциях таких государств, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа (например, в Конституции США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании Союза ССР).

23. Конфедерация, как переходная форма государственного устройства.

Конфедерация — добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Судя по историческому опыту, конфедерация с течением времени либо распадается, либо становится федерацией.

Конфедерация — самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор. Согласно Э. Хейвуду, концепция конфедерации — самая слабая форма наднационального сотрудничества. Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны.

Читайте также:  Заеды в уголках губ как признак беременности

Государства-конфедерации
Швейцария, несмотря на своё официальное название — Швейцарская Конфедерация — в настоящее время представляет собой классическую федерацию, хотя многие века (1291—1848) действительно была конфедерацией.
Речь Посполитая являлась конфедерацией, образованной объединением Польского Королевства и Великого княжества Литовского.
В 1861—1865 годах существовали Конфедеративные Штаты Америки.
Фактической конфедерацией является Союз Босния и Герцеговина, хотя по законодательству этот союз — федерация, её субъекты не имеют права на сецессию.
Мягкой, «рыхлой» конфедерацией считают Европейский союз, хотя законодательно это не закреплено.
При распаде СССР осенью 1991 года предлагалось создать конфедеративный Союз Суверенных Государств (ССГ), который в первоначальном варианте (до ГКЧП) создавался как мягкая федерация. Существующее Содружество Независимых Государств (СНГ) является не конфедерацией, а международной (межгосударственной) организацией.
Конфедерацией на данный момент является Союзное государство — Союз России и Белоруссии.
Своеобразной формой конфедерации являются унии-монархии, в которых под властью единого монарха объединены самостоятельные, независимые государства. Последние из конфедераций-уний — Австро-Венгрия до 1918 года и Швеция и Норвегия до 1905 года.
Ещё одной формой конфедерации является свободная ассоциация из неравнозначных членов, при которой малое государство доверяет часть своих властных полномочий большему государству.

Источник

Основные признаки федеративного государства.

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации). Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право издавать собственные нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы). Они наделены правом издавать региональные законы. У субъектов федерации нередко имеется собственный институт гражданства, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не может быть субъектом международных отношений не выйдя из состава федерации (сецессии). Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами.

Наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

— Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик, эмиратов и т.д.

— В федеративном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам законодательной, исполнительной и судебной властей соответственно. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.

— В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют собственные внутренние высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

— В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство субъектов федерации.

— Основную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы.

— Обязательным признаком федеративности государства считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата является органом общефедерального представительства и депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы субъектов федерации.

Виды федераций. По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют: Симметричные и Aсимметричные.

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (ФДР Эфиопия, США), в асимметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (Респ. Индия, Фед. Респ. Бразилия).

По особенностям формирования федерации выделяют: территориальные, национальные и смешанные.

При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (США, Германия), в национальных — по национальному признаку (бывшие СССР, Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам (Россия).

По способу образования федерации делятся на: договорные и конституционные.

Конституционные федерации часто возникают на базе ранее существовавшего унитарного государства (нередко империи). Вопреки распр. заблуждению, в конституциях таких федераций, как правило, прописан принцип территориальной целостности, и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре могут быть условия входа (в Конституц. США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (в договоре об образовании СССР).

Степень централизации: централизованные (Индия, Россия) и децентрализованные (Швейцария, США).

13. Российский федерализм: особенности конституционно-правового оформления и практика осуществления.

Современный федерализм это не только территориально-политическое устройство государства, но и форма государствен­ного управления, к которой обращаются все больше и больше государств, ибо она обеспечивает демократизацию и децентра­лизацию власти. Система сдержек и противовесов, осуществ­ляемых на федеративном уровне с помощью разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную по горизонта­ли, дополняется системой сдержек и противовесов, осуществ­ляемой с помощью разделения властных полномочий по верти­кали между федеральными государственными органами и орга­нами государственной власти субъектов Федерации.

На пути становления России как нового федеративного госу­дарства сделано два крупных шага. Первый — заключение 31 мар­та 1992 г. Федеративного договора между федеральными орга­нами государственной власти, с одной стороны, и органами вла­сти республик и органами власти краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга, органами власти автономной области и авто­номных округов, с другой стороны. Это было не тради­ционное, идущее сверху вниз распределение прав или полномо­чий, а равноправное согласование интересов общих (федератив­ных) и особенных (национальных и региональных). Заложена новая формула разделения, организации и реализации государ­ственной власти по всей территории страны.

Читайте также:  Морфологические признаки цирроза печени

Федеральным органам государственной власти предостав­лено право принимать «рамочные» законы, устанавливающие принципы, общие подходы, концепции, ориентировочные нор­мы правового регулирования в соответствующих областях обще­ственной и частной жизни. Субъекты РФ сумели выде­лить в своей жизнедеятельности те стороны и аспекты, которые требуют идентичного правового оформления.

Второй шаг — принятие Конституции 1993 г. В ее тексте за­ложены нормы, создающие основы для становле­ния РФ как федеративного государства.

Особоемнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации Анатолия Леонидовича Кононова (Пост. КС РФ от 21.12.2005 года № 13-П).

«Однако ни демократия, ни федерализм в таком понимании духа Конституции не присутствуют. Суверенитет, целостность, единая система государственной власти и централизация управления, как известно, характерны для унитарного государства. Федерацию же отличают, как минимум, возможность ее субъектов самостоятельно, без какого-либо вмешательства центральной власти образовывать (формировать) собственные органы государственной власти и наличие взаимного разграничения предметов ведения и полномочий. Все это есть в российской Конституции и даже в аргументации Постановления Конституционного Суда, но ровно никакого влияния не оказывает на его выводы, абсолютно им противореча. Да и трудно представить, чтобы рассматриваемый механизм назначения губернаторов хоть сколько-нибудь соответствовал принципам федерализма.

Если те же самые нормы Конституции, на которые ссылается Конституционный Суд, читать по-другому, то никакой единой, в смысле унитарной, системы государственной власти там не обнаружится. На самом деле речь идет о двух системах государственной власти — системе федеральных органов и системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, каждая из которых имеет собственные полномочия.»

Особенности РФ: • российский федера­лизм олицетворяет государственное единство, объединение десят­ков народов как этнотерриториальных общностей вокруг рус­ского народа, являющегося ядром и главной цементирующей си­лой многонационального федеративного государства.

• особенность современного рос­сийского федерализма в нем сочетаются территориальные и национальные (на­ционально-территориальные) начала.

• особенность современного российского федера­лизма состоит в том, что это — сравнительно молодой федерализм, находящийся еще в процессе становления в неразрывной связи с дальнейшей демократизацией страны.

• 83 субъектов создают проблему управляемости. Теория управления определяет масштаб управляемости в пределах 9—13 объектов.

• РФ — асимметричная федерация, допус­кающая разнохарактерные статус, политическое, гос-правовое и финансовое положение входящих в нее субъектов, одни формировались по национальному признаку и стали республиками; другие — по терр-ному признаку: края, области, а также города Москва и С-Пбр; тре­тьи — по смешанному национально-терр-ному (автоном­ная область и автономный округ). Установились три модели конституц. устр-ва субъектов РФ.

• Конституция РФ исходила из Федеративного договора и за­крепила его компромиссные положения: с одной стороны, равно­правие всех субъектов между собой и во взаимоотношениях с фе­деральными органами гос. власти; с другой — под­твержденное разнообразие социально-политических статусов РФ.

Большинство республик в первых же статьях конституций закрепили за собой государственный суверенитет, под которым, понимается верховенство и независимость государст­венной власти республики во внутренней и внешней политике в пределах собственной компетенции, правосубъектность в международных отношениях, право на односторонний выход из РФ, что идет вразрез международным нормам.

• Особенностью РФ, несомненно создаю­щей проблему, является правовой статус автономных округов — их двойная правосубъектность: они являются самостоятельными субъ­ектамиРФ, но территориально входят в состав области, края.

• противоречием российского федерализма является закрепленное в КРФ положение о том, что разграничение полномочий может осуществляться не только Конституцией, но и Федератив­ным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Дата добавления: 2015-02-19 ; просмотров: 7711 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Что такое федеративное устройство

В федерации действует единая конституция, есть федеральные органы государственной власти, единое гражданство, общая валюта.

Одновременно члены федерации могут иметь собственные конституции, местные парламенты, правительства, суды.

Центр и субъекты федерации делят властные полномочия между собой. Например, центральная власть ведает обороной и внешней политикой, а за строительство школ на местах отвечают регионы; при этом налоговая политика находится в совместном ведении: есть федеральные, а есть местные налоги. Государственная собственность также бывает федеральной, а бывает региональной.

Примеры федеративных государств: Россия, США, Германия, Канада, Бразилия, Индия, Объединенные Арабские Эмираты.

Федерации бывают симметричными (с одинаковым статусом субъектов, как в США) и асимметричными (с разным статусом субъектов, как в Бразилии).

Признаки федеративного государства

Территория состоит из отдельных субъектов: штатов, провинций, республик, областей, кантонов, эмиратов или земель.

Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральным правительством и парламентом собственные парламенты и правительства есть у субъектов.

Субъекты имеют право издавать региональные законы.

У субъектов могут быть собственный институт гражданства, столица, герб и т.п.

Читайте также:  Папилломы признак наличия паразитов в теле на ночь нужно выпивать

Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией.

Страны с федеративным устройством. Примеры федераций

Российская Федерация состоит из 85 субъектов федерации. Ими являются республики, края, области, автономные области и автономные округа, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

Федеративные государства на карте мира. Wikimedia

Федеративное устройство России. Федерализм как основа конституционного строя РФ

В России 85 субъектов федерации, выделенных по территориальному (область, край, город федерального значения) или национальному признаку (республика, автономная область, автономный округ).

​2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Конституция РФ. Статья 1

Принцип федерализма предполагает децентрализацию государственной власти, разграничение полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Конституция РФ. Статья 5

Конституция РФ предусматривает, что число субъектов федерации может измениться путем добровольного вхождения в состав РФ иностранного государства или путем образования на территории РФ нового субъекта (за счет объединения или разделения уже существующих, выделения одного субъекта из состава другого, вхождения одного в состав другого).

Принципы федерализма в РФ

Государственная целостность. Единая система власти, единое экономическое пространство, общие законы.

Равенство и самоопределение народов. Равные права на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантия прав малочисленных народов.

Единство системы государственной власти. Федеральные органы объединяют всю совокупность органов власти субъектов РФ.

Верховенство федерального права. Федеральные законы и иные акты центральных органов власти обладают приоритетом по отношению к законам субъектов.

Разграничение предметов ведения и полномочий. Конституция определяет взаимоотношения между центральной властью и субъектами, разграничивает сферы полномочий и компетенции

Равенство субъектов РФ. Защищаются интересы государства в целом и отдельных его субъектов, ни один из субъектов не имеет преимущества перед другими.

Разграничение предметов ведения. Полномочия федерального центра и субъектов федерации в РФ

В России в соответствии с Конституцией действует разделение полномочий между федеральным центром и субъектами.

В ведении Российской Федерации находятся:

Внешняя политика и оборона.

Финансовое, валютное, таможенное регулирование.

Уголовное и гражданское право.

Федеральный парламент издает законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

В совместном ведении находятся:

Защита прав и свобод граждан.

Вопросы воспитания, образования, науки и культуры.

Административное, трудовое, семейное, жилищное право.

Координация внешнеэкономических и международных связей субъектов.

Охрана окружающей среды.

На территории всей страны действуют федеральные законы, в соответствие с которыми принимаются законы субъектов федерации.

В ведении субъектов федерации находятся:

Все остальные вопросы, находящиеся вне ведения РФ, и вопросы, которые Конституция не конкретизирует в полной мере

Субъекты РФ могут принимать нормативные акты по вопросам, не входящим в компетенцию федеральной власти. При противоречии местных законов с федеральными действуют федеральные законы.

Выпускникам, сдающим ЕГЭ по обществознанию, нужно уметь отличать различные типы территориально-государственного устройства. Для этого необходимо знать признаки федеративного государства, унитарного государства и конфедерации.

В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

Какова форма государственного (территориального) устройства Z?
Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили.
Назовите любые две характеристики этой формы государственного устройства, не названные в условии задачи.

2) Факт, подтверждающий федеративное устройства: государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

3) В числе двух дополнительных характеристик можно назвать:
— Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы субъектов федерации.
— Двухпалатный парламент, где одна из палат представляет интересы субъектов.
— Разграничение предметов ведения федерации и субъектов.

Конституция про­воз­гла­ша­ет Z де­мо­кра­ти­че­ским фе­де­ра­тив­ным го­су­дар­ством с рес­пуб­ли­кан­ской фор­мой правления. Какие из приведённых при­зна­ков ха­рак­те­ри­зу­ют форму го­су­дар­ствен­но­го (территориального) устрой­ства Z? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) ре­гу­ляр­ные вы­бо­ры главы го­су­дар­ства и пар­ла­мен­та на аль­тер­на­тив­ной основе
2) га­ран­тия со­блю­де­ния по­ли­ти­че­ских и со­ци­аль­ных прав и сво­бод граж­дан
3) по­ли­ти­че­ский плюрализм
4) двух­па­лат­ная струк­ту­ра парламента, обес­пе­чи­ва­ю­щая пред­ста­ви­тель­ство регионов
5) вклю­че­ние в со­став не­сколь­ких го­су­дар­ствен­ных образований, каж­дое из ко­то­рых об­ла­да­ет определённой соб­ствен­ной компетенцией
6) дей­ствие кон­сти­ту­ций субъ­ек­тов при вер­хо­вен­стве общей конституции

Правильный ответ: 456

Источник

Adblock
detector