Изучение наследования признаков леворукости в семье проект

Исследовательская работа учащихся 7 класса. Исследование леворукости как признака одаренности

Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

№ 604 Пушкинского района Санкт-Петербурга

«Исследование леворукости как признака одарённости»

учащиеся 7 «Г» класса

учитель биологии, химии

Глава 1. Теоретическая часть

Понятия левшество и леворукость…………. 5

Особенности леворуких………………………………. 6

Леворукость – это признак одарённости …………………. 7-9

Глава 2. Экспериментальная часть

2.1 Методы и методики исследования………………. …….10

2.2 Результаты исследования……………………………. 11

Изучая литературу, мы выяснили, что сегодня левшество и леворукость – одна из интенсивно обсуждаемых проблем.

Почти все люди на земле праворукие, и только часть из них – другие, не такие, как все. Они пишут и шьют, едят и работают левой рукой. Так им удобнее, легче, сподручнее.

О леворуких мы знаем много и… почти ничего.

Человеку свойственно настороженное отношение ко всему, что выпадает из картины всеобщности. В наше время не настороженность, а интерес, стремление понять леворуких и узнать о них больше, понимание естественности различий – это, по-видимому, путь цивилизованного отношения к феномену леворукости.

С вопросом леворукости мы познакомились на уроках биологии в 7 классе, при изучении темы «Свойства организмов». Одним из важнейших свойств организмов является наследственность, т.е. способность организмов передавать свои признаки потомству. Одним из таких признаков у человека является леворукость и праворукость.

Мы обратили внимание на то, что в нашей школе, почти во всех классах, есть ученики, которые пишут левой рукой.

Объект исследования : человек.

Предмет исследования: особенности наследования признака леворукости у учащихся 7 «А» и 7 «В» классов

изучение научной литературы по вопросу леворукости;

использование Интернет – ресурса, различной литературы при изучении вопроса «Одаренность»;

наблюдение за группой леворуких детей;

использование специальных заданий для определения «рукости»;

фиксация результатов с помощью фотосъемки;

составление родословных, генетических задач;

обобщение собранного материала;

Цель работы: выяснить существование связи леворукости и одаренности детей, и определить передачу её по наследству.

Изучить признак леворукости и праворукости, используя определенные тесты – задания;

Определить группу «леворуких» детей в 7 «А» и 7 «В» классах, используя определенную методику;

Расширить теоретические знания о леворукости, праворукости и одаренности детей;

Определить передачу леворукости по наследству.

Выяснить связь между признаками леворукости и одаренности детей на основании полученных данных;

Экспериментальная база исследования :
Учащиеся ГБОУ № 604 Пушкинского района, Санкт-Петербурга, их родители и другие родственники.

Теоретическая и практическая значимость:

Исследуемая проблема позволяет расширить представления о признаке леворукости и передачу её по наследству.

1.1 Понятия «левшество» и «леворукость».

Левшество – проявление устойчивой, неизменной психофизиологической характеристики, специфического типа функциональной организации системы человека, его головного мозга.

Леворукость – предпочтение, активное использование левой руки. « Леворукость» и « левшество» не являются синонимами, хотя мы часто называем левшой леворукого человека. Левшество не ограничивается только леворукостью. Левкорукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество – комплексная характеристика. У правшей главенствует левая часть мозга, а у левшей – правая. Но есть люди, у которых полушария головного мозга функционируют равнозначно, без существенного доминирования одного из них. Их называют амбидекстрами . Амбидекстры хорошо владеют обоими парными органами: обеими руками, ногами, ушами, глазами. Преимущественное владение левой рукой – зависит от «нехотения» или его упрямства, от особой организации деятельности мозга и своеобразия высших психических функций.

1.2. Особенности леворуких

Речь леворуких детей эмоциональна, богата интонациями и жестами. Леворукие школьники очень ранимы, эмоциональны, подвижны, тревожны, хуже привыкают к смене обстановки. Их легко огорчить, они легко могут заплакать или прийти в состояние ярости. Они намного тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят отличия между предметами, то есть более индивидуализируют окружающий мир.

Леворукие и амбидекстры наиболее точно оценивают неприятные запахи. У них преобладают эмоции отрицательного знака (более пессимистичны), у мужчин преобладает эмоциональная несдержанность, страх, пониженный фон настроения, принятие существующего порядка вещей. Их стихия индивидуальная работа, проявляющая их инициативу и интуицию. Леворуким трудно быстро менять вид деятельности. У них позднее появляется самостоятельная речь.

Левши – натуры целостные и впечатлительные, имеющие богатое воображение и фантазию. Они имеют интерес к искусству. Они могут решить одну проблему разными способами. Они очень застенчивы, стремятся к лидерству, имеют потребность в высокой оценке, но к низкой саморегуляции поведения; в школе характерны трудности с формированиями навыков письма, чтения и счета.

Любое предположение или умозаключение убедительнее всего иллюстрируют цифры. В различных регионах земного шара насчитывается различное количество леворуких. Максимальное количество людей с левыми и симметричными профилями встречается на севере России – среди ненцев, эвенков, селькупов и т.д. точно такая же ситуация наблюдается во всех приполярных областях Земли и в горах. При изучении этого факта оказалось, что именно люди с левыми признаками успешнее адаптируются к природным факторам среды, в том числе к недостатку кислорода. За последние 50 лет удельный вес леворуких в европейских странах возрос в 3-4 раза, что связано с повсеместным прекращением переучивания левшей, а также с созданием специальных технологических приспособлений, инструментов и средств деятельности, специально к ним адаптированных. Среди детей намного больше левшей, чем среди взрослых. Статистика показывает, что взрослые люди в меньшей степени будут левшами, чем их более молодые соотечественники – процент левшей резко снижается с увеличением возраста.

На основании выше изложенного теоретического материала, мы предполагаем, что левша – это человек, предпочтительно пользующийся левой рукой, и в популяции людей имеет место разнообразие ведущей руки.

1.3.Леворукость – это признак одарённости

Используя данные Интернет – ресурса, мы были удивлены огромным списком людей леворуких. Среди них были известные нам политики и военные, ученые и бизнесмены, художники, актеры и музыканты, писатели и философы (Приложение 1).

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей.

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения . Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный – характеризует способы его деятельности. Мотивационный – характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Мы остановимся подробнее на мотивационном аспекте, именно он ярко проявляется у леворуких детей.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

1. Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цветам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, художественной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам

деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом,

погруженность в то или иное дело.

3. Повышенная познавательная потребность, любознательность.

4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

Читайте также:  Информация о признаках рынка

Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как порождающие ее. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о безусловном наличии.

Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям.

Могут быть выделены следующие виды одаренности : практическая это одаренность в ремеслах, спорте и организационная одаренность.

По критерию « форма проявления » можно говорить о явной и скрытой одаренности.

Явная одаренность проявляется в деятельности ученика достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях.

Скрытая одаренность проявляется в деятельности ученика в замаскированной форме.

По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить: общую или умственную и специальную одаренность.

Наиболее рано проявляется одаренность в искусстве, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства.

Отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего развития личности.

При выявлении связи между леворукостью и одаренностью детей был

задействован широкий спектр разнообразных методов: различные варианты метода наблюдения за детьми, специальные психодиагностические тренинги, включение детей в специальные игровые занятия, анализ участия леворуких детей в конкурсах, конференциях, смотрах.

Источник

Исследовательский проект «Признак леворукости в семье»

Исследование признака леворукости среди обучающихся начальной школы и среднего звена и закономерности наследования признака в семье.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 27

«Признак леворукости в семье»

Выполнили: Бирюкова Валерия Евгеньевна
Рахманова Марина Владиславовна,

учащиеся 10 класса МОУ СОШ №27

Руководитель: Суховеенко Р. Е.

Глава 1. Леворукость, как наследственный признак ………………….…. 4

1.1. Связь полушарий мозга с леворукостью…………………………………. 4

1.2. Генетические аспекты леворукости ……….………. 4

1.3. Творчество и леворукость ………………. 5

Глава 2 Практическая часть ………………. 6

2.1. Методы и методики исследования ………………. 6

2.2. Результаты исследования ………………. 6

Используемая литература………………. 9

Леворукость может являться как и врождённым признаком, так и приобретённым в последствие стечения обстоятельств и травм.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что «леворукому» человеку очень трудно в праворуком мире, так как всё оборудование для жизни и труда рассчитано на правшей. П ри воспитании детей встаёт вопрос о переучивании ребёнка работать и писать правой рукой.

Объект исследования — леворукие и праворукие дети.

Предмет исследования — передача признака леворукости по наследству.

Цель исследования — найти соотношение между детьми, унаследовавших леворукость по наследству, и детьми, не унаследовавших этот признак.

Задачи исследования :
1. Изучить литературу по данному вопросу;
2. Провести анкетирование среди учащихся в МОУ СОШ № 27 г.о Подольск;
3. Проанализировать полученные результаты.

4. Сделать выводы и рекомендации

Время проведения исследования : октябрь – ноябрь 2018 года.

Выдвинутые гипотезы :
1. Признак леворукости передаётся по наследству;
2. Леворукие дети более предрасположены к творческой деятельности, чем праворукие.

Глава 1. Леворукость, как наследственный признак

1.1. Связь полушарий мозга с леворукостью

Среди всех людей левши составляют примерно 15 %, то есть левшой является каждый седьмой житель нашей планеты. Выбор ведущей руки отображает устройство нашего мозга, вернее сказать, его асимметрию. Полагают, что функциональные отличия в левом и правом полушариях мозга отмечают явление доминирования руки. Выбор ведущей руки, возможно, есть особо очевидное выражение того факта, что мозг работает асимметрично. Пока правое полушарие отвечает за доминирование левой руки, левое полушарие главенствует за доминирующую правую руку.

Существуют люди, у которых обе руки имеют равное развитие. Данное развитие может являться врождённым или приобретенным.

Некоторые научные исследования показали, что переучивание леворуких детей плохо сказывается на их психике, они становятся более раздражительными и вспыльчивыми. Было зафиксировано, что большинство детей теряли предрасположенность и тягу к творческим видам деятельности.

1.2. Генетические аспекты леворукости

Доказано, что леворукость является наследственным признаком. Наследование признака осуществляются по закону Менделя, как подтверждает основу для предположения одни из первых исследований на тему генетических аспектов леворукости. В следствие чего выдвинута генетическая модель, согласно которой предполагалось, что действие одного гена, носившего разные формы (два аллеля), определяло умение владеть правой или левой рукой. Если ребёнок унаследовал две одинаковые аллели от обоих родителей, он будет праворуким, как и ребёнок с набором доминантной и рецессивной аллелями. Ребёнок, унаследовавший две рецессивные аллели будет леворуким. Но данная генетическая модель не в силах ответить на вопрос того, почему же от 46 до 55 % детей, имеющих обоих леворуких родителей, владеют праворукостью.

Учёные выдвигают несколько гипотез генетического наследования — больше 5 % детей наследуют леворукость, если оба родителя праворукие, если левшой является один из родителей, то около 21% детей будут леворукими, и до 50% детей наследуют леворукий признак, если оба родителя являются леворукими.

Некоторые научные исследования в различных странах показали, что чаще всего левшами становятся, как правило, недоношенные дети.

1.3. Творчество и леворукость

Современные исследования выявили, что левши, в отличие от правшей, более успешны в дивергентном мышлении. Несмотря на это, около сорока процентов людей, болеющих шизофренией, являются левшами. Существует тенденция называть левшей более чувственными и талантливыми, чем правшей. С помощью опроса среди более двух тысяч левшей обнаружилось, что большая часть опрошенных предрасположены к становлению писателями, спортсменами, музыкантами и художниками, хоть и получают высшее образование на 3% реже правшей и зарабатывают на 7% меньше.

Очень многие знаменитые люди являются левшами, такие какЛеонардо да Винчи, Мэрилин Монро, Людвиг Ван Бетховен, Аристотель, Александр Пушкин, Диего Марадона и многие другие личности.

Глава 2. Практическая часть.

2.1. Анкетирование учащихся

В проектной работе преимущественно использованы методы анкетирования и анализа, метод диаграмм. Анкетирование было проведено в МОУ СОШ № 27 Г.о. Подольск среди вторых, пятых и шестых классов. В анкетировании приняли участие 274 учащихся.

Анкета для учащихся

а) Левшой б) Правшой​

​ 2. Является ли левшой кто-нибудь из ваших родителей? ​

​а) Мама б) Папа в) Нет​

​ 3. Является ли левшой кто-нибудь из ваших дедушек и бабушек? ​

​ а) Бабушка б) Дедушка в) Нет г) Не знаю​

2.2. Результаты исследования.

Проанализировав теоретические сведения о леворукости, как наследственном признаке, было проведено анкетирование учащихся и получены следующие результаты:

1. Анкеты заполнили 274 учащихся, сбор сведений проводился с целью выявления соотношения между детьми, унаследовавших леворукость по наследству, и детьми, не унаследовавших этот признак.

2. Было установлено, что среди 274 респондентов 254 или больше 92% являются праворукими и 20 или чуть больше 7% — леворукими. Таким образом, в среднем в классе леворуким ребёнком являются от одного до двух человек.

3. Чтобы выявить соотношение между детьми, унаследовавших леворукость по наследству, и детьми, не унаследовавших этот признак, было составлено соотношение левшей и правшей между классами, заполнившими анкеты (Приложение 1).

4. Среди опрошенных, по нашему вопросу, были как леворукие, унаследовавшие данный признак от родителей, так и праворукие, не унаследовавшие признак леворукости от своих родителей (Приложение 2).

5. В результате исследования выявлена закономерность: увеличение числа леворуких детей в классах. Чем младше класс, тем больше количество леворуких детей в нём.

В результате проделанной исследовательской работы по теме «Признак леворукости в семье» есть основания сделать выводы, опирающиеся на изученный теоретический материал и имеющиеся статистические данные:

Читайте также:  Молчание не признак равнодушия гремит лишь то что пусто изнутри

Леворуких детей не так много, как праворуких, ведь данный признак является рецессивным.
Леворуких детей, унаследовавших этот признак от родителей, ещё меньше, так как число праворуких, не унаследовавших данный признак, преобладает над ними.

На основании полученных данных было установлено, что за пятилетний период (в исследовании участвовали обучающиеся 2 – 6 классов) количество леворуких детей возросло в 2,5 раза. Возможно это связано с тем, что родители не переучивают своих детей выполнять те или иные действия правой рукой.

При воспитании детей вопрос о переучивании писать и работать левой рукой вставать не должен, ведь переучивание будет плохо сказываться на очень многих аспектах их развития.

Для левшей необходимо правильно организовать рабочее место. Свет и учебники должны находиться с правой стороны. В школьных кабинетах дневной свет от окон падает с левой стороны, что приводит к ухудшению освещенности для леворуких детей.

Левшам было бы проще, если бы при создании каких-либо приборов. инструментов учитывались их особенности.

Как переучивание леворуких детей сказывается на их индивидуальных способностях.

Помимо этого, переучивание может сказаться на плохой успеваемости ребёнка в школе, а позже и в институте.

Советы психологов для педагогов и родителей

Практическое значение: данную работу можно использовать на уроках биологии при изучении функций мозга, а также для родителей и педагогов, так как результаты исследования помогут расширить представления об особенностях и способностях леворуких детей.

Источник

Особенности наследования леворукости на примере учащихся средней школы п.Усть-Баргузин

Работа была предоставлена на НПК «Шаг в будущее».

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ «Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа

им. К. М. Шелковникова»

Особенности наследования леворукости на примере учащихся средней школы

ученица 9 «в» класса

Руководитель: Фёдорова Е.Н.,

1.1.Особенности леворуких людей………………………………………..6

1.3. Роль наследственности и среды в формировании ассиметрии ………………. 11

1.4. Генетические аспекты леворукости…………………………………13

1.4.1. Модель Дж. Леви и Т. Нагилаки………………………………. 13

1.4.2. Модель латерализации М. Аннет …….…………………………. 15

1.4.3. Генотип-культурная, коэволюционная модель……………..……16

Глава 2. Исследования леворукости в Усть-баргузинской средней школе……………………………………………………………………………..18

2.1. Анализ анкетных данных…………………………………. ……….18

2.2. Динамика численности леворуких и амбидекстров за 1993 по 2003 гг………………………………………………………………………………….20

Среди обитателей Земли на всех пяти континентах нашей планеты независимо от национальности и расовой принадлежности преобладают праворукие люди. Философы еще задолго до открытия Брока подчеркивали, что, как и умение говорить, праворукость является отличительной чертой человека. Это не значит, что в те времена не было людей, плохо владеющих правой рукой.

Неправоруких людей следует разделить на две неравные части. Большую составляют левши, люди, у которых преимущественно развита левая рука. Если их в детстве не переучивали, этой рукой они едят, пишут, заводят часы. Левая рука у них сильнее, быстрее, надежнее.

Человечество никогда не было целиком праворуким. О существовании левшей достоверно известно с библейских времен. После возвращения евреев из Египта и завоевания ими Палестины особой воинственностью отличались сыны колена Веньяминова, позже образовавшие совместно с коленом Иуды царство Иудейское. В 1406 году до нашей эры из почти двадцатитысячной армии было отобрано 700 воинов, которые умели метать камни из пращи левой рукой и точно попадать в цель. Таким образом, еще в те времена среди евреев было 3,7 процента ярко выраженных левшей. Если учесть, что диагноз леворукости тогда вряд ли делался точнее, чем сейчас, то можно считать, что соотношение левшей и правшей с тех пор существенно не изменилось.

В третью, самую меньшую, часть входят амбидекстры – люди с одинаково развитыми руками. Практически эти люди с одинаково плохо развитыми руками. Именно из их среды и выходят субъекты, которые даже гвоздя не умеют забить и у которых при попытке вымыть посуду она бьется быстрее, чем становится чистой.

Ученые прошлого столетия были достаточно хорошо осведомлены о неодинаковом развитии наших рук, но понимали это слишком буквально. Действительно, мышцы правой руки более массивны, а значит, обладают большей силой. Однако слаженность работы мышц целиком зависит от совершенства командных центров мозга. Лучше развита не сама правая рука, а двигательные центры левого полушария, которые ею командуют.

Таланты наших рук принадлежат не им. Во время упражнений не конечности совершенствуются, а наш мозг. Это он, научившись координировать работу мышц, делает движения точными и пластичными. Правильнее говорить не о ведущей руке, а о ведущем полушарии мозга. При этом не следует забывать особенность функциональной организации нашего мозга – перекрестное управление мышечным аппаратом, о котором выше уже говорилось. Поэтому работой правых мышц человеческого тела управляет левое полушарие, а работой левых мышц – правое полушарие.

Таким образом, у правшей ведущим полушарием является левое, а у левшей, без достаточно веских к тому оснований, до сих пор ведущим считалось правое. Как развит мозг амбидекстров, достоверно неизвестно. Предполагают, что наиболее развитые центры из любой одноименной пары командных пунктов в случайном порядке представлены то в правом, то в левом полушариях их головного мозга.

Актуальность работы: тема работы актуальна и может представлять интерес, так как по имеющимся данным 70% леворуких детей имеют трудности школьного обучении.

Цель работы : выявить соотношение правшей, левшей и амбидекстров в Усть-Баргузинской средней школе, для определения динамики численности леворуких в настоящее время, привлечь внимание к проблемам левшей.

Для достижения цели поставлены следующие задачи :

Объект исследования : учащиеся школы

Предмет исследования : рукость

Методы исследования: анкетирование, сравнение, исторический метод.

Практическая значимость : данная работа, позволит выяснить какой процент детей нашей школы являются леворукими, проследить имеется ли тенденция к увеличению числа леворуких детей на сегодняшнее время, а также познакомит с особенностями леворуких людей, которые необходимо учитывать родителям и педагогам в процессе воспитания леворукого ребенка.

Глава 1. Феномен леворукости.

Отечественный исследователь феномена детской леворукости рофизиолог А.В. Семенович отмечает, что 70 % детей с трудностями школьного обучения составляют левши. Чтобы лучше понять, что такое левшество, приведем два научных толкования этого феномена:

1.1. Особенности леворуких людей.

К морфологическим особенностям леворуких детей относят следующие:

К психофизиологическим особенностям леворуких людей относятся:

• плохая зрительно-двигательная координация. Это может высказаться в плохом почерке, в трудностях при срисовывании различных графических изображений.

И. Макарьев в своем исследовании приводит данные о том, что заикается каждый третий леворукий ребенок;

К эмоционально-психологическим особенностям леворуких детей относят:

Все эмоционально-психологические особенности леворуких детей свидетельствуют о сложности и противоречивости их внутреннего мира. Чего стоит хотя бы сочетание таких качеств, как раздражительность, несдержанность и вместе с тем робость. Например, леворукий римский император Тиберий, по свидетельству современников, сочетал в себе следующие личностные качества: «Новый Правитель был и способным администратором и вместе с тем человеком жестким и подозрительным, что усугублялось его неуверенностью в себе».

1.2. Источник ассиметрии.

Неравноценность рук появилась у человека значительно раньше, чем способность задуматься о ее происхождении и заподозрить в ней нечто неожиданное. Как и все обыденные явления, она не привлекала к себе особого внимания и до недавнего времени серьезно не изучалась. К асимметрии собственных конечностей мы успели привыкнуть раньше, чем догадались, что за ней скрывается куда более важное свойство человека, асимметрия нашего мозга, функциональная специализация его правой и левой половин.

Люди давным-давно заметили собственную асимметрию. На нескольких рисунках доисторического человека, сделанных около 30 тысяч лет назад, копье или дубинку охотники держат в правой руке. Это значит, что уже в ту пору большинство наших предков были правшами. Однако и до сих пор нам абсолютно неизвестны причины преобладания правой руки над левой. Конечно, на этот счет существует множество догадок, но сейчас уже очевидно, что большинство из них придется отбросить.

Читайте также:  Признаки являющиеся общими для живых организмов

У детей до полутора-двух лет обе руки бывают развиты совершенно одинаково. Это обстоятельство породило представление о том, что праворукость мы создаем у себя сами, соответствующим образом воспитывая наших детей. Еще древнегреческий философ Платон, основатель первой в мире академии, считал, что по глупости матерей и нянек, приучающих нас все делать правой рукой, мы приобретаем эту скверную привычку и из гармонически развитых людей, какими появляемся на свет, превращаемся в калек. Даже в наше время подобные представления имеют своих сторонников.

Высказывались предположения, что праворукость воспитывается с первых дней жизни ребенка и на первых порах осуществляется нашими родителями бессознательно. Праворукие мамы (естественно, что это в равной мере относится и к праворуким папам, бабушкам и дедушкам) чаще всего держат детей слева, освобождая свою правую руку. Предполагалось, что, находясь в этой позе, и ребенку удобнее пользоваться правой рукой. Таким образом, постоянная поза еще в раннем возрасте должна закладывать у ребенка основы праворукости.

1.3. Роль наследственности и среды в формировании ассиметрии.

Происхождение леворукости традиционно связывается с действием трех групп факторов: средовых (в том числе культурных), генетических и патологических. В соответствии с первыми условия среды, общественные традиции и система воспитания задают преимущественный выбор ведущей руки. До недавних пор считалось, что леворукие составляют в среднем 5% населения. Однако в разных регионах наблюдаются определенные различия в частоте леворукости.

По некоторым данным, частота встречаемости «латерального фенотипа», оцениваемого по характеру сенсомоторных асимметрий и межполушарных различий ЭЭГ, обнаруживает связь с особенностями экологических условий. Так, среди коренного населения северо-востока России (эскимосы, чукчи, коряки и др.) значительно чаще встречается «правополушарный фенотип», для которого характерно преобладание правополушарных функций во взаимодействии полушарий. Предполагается, что увеличение доли левшей и амбидекстров в северных популяциях свидетельствует об их более оптимальной адаптированности к жизни в тех условиях. Возможно, большая доля леворуких среди этих групп населения отчасти обусловлена тем обстоятельством, что давление культурных традиций, направленное на преимущественное использование правой руки, в указанном регионе всегда было слабее, чем в средней полосе России. Высказывается также точка зрения, что «правополушарный фенотип» вообще более характерен для популяций, близких природе и менее приобщенных к научно-техническому прогрессу.

Среди школьников Китая и Таиланда только 3,5 и 0,7% соответственно используют для письма левую руку. В то же время 6,5% детей выходцев из восточных стран, обучающихся в школах США (где давление в сторону использования правой руки ослаблено), предпочитают левую руку. Среди японских школьников 7,2% не являются праворукими, а если учесть и переученных, то эта цифра увеличивается до 11%. До недавних пор во многих странах существовала практика переучивания леворуких детей. По мере ослабления давления со стороны среды число пишущих левой рукой заметно увеличивается, вплоть до 10-12%.

Существенная роль средового опыта в определении рукости, казалось, подтверждается тем фактом, что у младенцев ведущая рука не обнаруживается. Однако известно, что относительно позднее проявление признака не означает его средовую обусловленность. При изучении рукости приемных детей, усыновленных в младенчестве, было также показано, что приемные родители (в отличие от биологических) оказывают мало влияния на установление ведущей руки у детей.

Одним из подходов к решению этой проблемы является разработка конкретных генетических моделей, обьясняющих возможность передачи рукости от поколения к поколению. Экспериментальные данные для построения генетических моделей получают в основном в семейных исследованиях рукости, в том числе при изучении приемных детей, а также в близнецовых исследованиях.

1.4. Генетические аспекты леворукости.

Эта модель, однако, не может объяснить тот факт, что, по разным данным, от 45 до 54% детей двух леворуких родителей являются праворукими. Модель предсказывает, что все дети таких родителей должны быть леворукими, поскольку единственный аллель, который леворукие родители могут передать своим детям, это аллель l. Предпринимались попытки усовершенствовать данную модель введением понятия пенетрантности. В частности, предлагалось считать, что манифестация рецессивного гена зависит от случайных факторов, а возможно, и от действия других генов.

1.4.1. Модель Дж. Леви и Т. Нагилаки

В последние годы модель Дж. Леви и Т. Нагилаки неоднократно подвергалась критике. Было показано, что она вступает в противоречие с некоторыми фактами. Например, клинические данные, полученные у 131 пациента, не дают основания считать, что существует связь между положением руки при письме и локализацией центра речи, определяемой по пробе Вада. Известно также, что многие левши могут использовать для письма как прямую, так и инвертированную позицию руки. Кроме того, модель не получила должного статистического подтверждения в семейных исследованиях.

1.4.2. Модель латерализации М. Аннет.

Помимо этого были предложены и другие модели наследуемости леворукости.

Известный английский психолог М. Аннет на протяжении двадцати лет разрабатывает оригинальную генетическую модель латерализации, коренным образом отличающуюся от модели Леви и Нагилаки. Она высказала гипотезу о том, что большинство людей имеют ген, который называется фактором «правостороннего сдвига» (rs+). Если человек имеет этот ген, то он предрасположен стать правшой с левополушарной локализацией центров речи. При его отсутствии и наличии пары его рецессивных аллелей (rs-) человек может стать как правшой, так и левшой в зависимости от обстоятельств (например, от условий внутриутробного развития).

В соответствии с гипотезой М. Аннет, в человеческой популяции существует сбалансированный полиморфизм, связанный с распространением доминантного гена «правостороннего сдвига» и его рецессивного аллеля. Более того, с ее точки зрения, влияние этих генов распространяется не только на рукость (правшество или левшество), но и на церебральное доминирование, т.е. общее доминирование того или иного полушария головного мозга. Она считает, что выбор предпочитаемой руки является лишь одним из результатов церебральной латерализации, а поскольку невозможно оценить степень латерализации непосредственно, то наиболее простым оказывается использование косвенных способов, среди которых ведущее место занимает оценка рукости.

Теория М. Аннет получила широкую известность и является предметом серьезных дискуссий. Например, в 1995 г. целый номер журнала (Current Psychology of Cognition. V. 14. No 5) был посвящен ее коллективному обсуждению. При этом теория имеет как сторонников, так и критиков.

1.4.3. Генотип-культурная, коэволюционная модель.

Иной, недавно сформулированный подход связан с предложением ввести генотип-культурную, коэволюционную модель установления рукости. Она базируется на трех положениях: 1) существующее разнообразие по преобладанию руки не определяется генетическим разнообразием; 2) индивидуальные различия между людьми по этому признаку возникают в результате взаимодействия влияний культуры и условий развития; 3) генетические влияния сохраняются, поскольку рукость выступает как необязательная (факультативная), приобретаемая в онтогенезе черта. Таким образом, авторы модели исходят из того, что вариации рукости не определяются только генетическими факторами; иначе говоря, все индивиды, независимо от происхождения, имеют общий генотип, обусловливающий преимущественное использование правой руки. Тем не менее, поскольку эта склонность однозначно не предопределяет праворукость, некоторая часть популяции становится леворукой. Решающую роль здесь играют родители: они существенно повышают склонность детей к праворукости (если они оба правши) или не менее ощутимо понижают ее, будучи левшами. Авторы модели ограничиваются анализом только рукости, не касаясь проблем полушарной специализации и роли генотип-культурных факторов в ее становлении.

Источник

Adblock
detector