Характерными признаками государства является

Содержание
  1. Контрольный тест по обществознанию Государство для 9 класса
  2. Государство и его основные признаки: определение, способы выражения
  3. Что такое государство
  4. Основные признаки
  5. Публичная власть
  6. Административно-территориальная организация
  7. Регулярный сбор налогов
  8. Суверенитет власти
  9. Аппарат принуждения
  10. Дополнительные признаки
  11. Язык, как средство общения
  12. Военная политика
  13. Единая транспортная система
  14. Единая энергосистема
  15. Единая информационная система
  16. Функции государства
  17. Внутренние
  18. Поддержка режима законности и правопорядка
  19. Экономические отношения, денежное обращение
  20. Общественно-значимые дороги
  21. Организация систем здравоохранения, образования, помощи
  22. Внешние
  23. Защита границ и оборона страны
  24. Внешнеполитическая деятельность
  25. Экономическое сотрудничество с другими странами
  26. Характеристика самостоятельного государства
  27. Признаки государства
  28. К основополагающим признакам государства принято относить:

Контрольный тест по обществознанию Государство для 9 класса

Контрольный тест по обществознанию Государство для 9 класса с ответами. Тест состоит из 2 частей (Часть А и Часть В). В части А — 6 заданий, в части В — 5 заданий.

А1. Независимость государства во внешней политике и верхо­венство во внутренней политике называется:

1) гражданственность
2) государство
3) суверенитет
4) разделение властей

А2. Верны ли следующие суждения о происхождении и роли государства?

А. Государство является основным институтом политической системы.
Б. Государство — продукт исторического развития человеческого общества.

1) Верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

А3. Характерным признаком государства является:

1) единая территория
2) отсутствие аппарата принуждения
3) отсутствие налогов
4) наличие многопартийности

А4. Какой из примеров характеризует проявление внешних функций государства?

1) Подписание Президентом указа о повышении пенсий
2) подписание соглашения о развитии торговых отношений с Великобританией
3) принятие всеобщим голосованием новой Конституции
4) проведение выборов в Государственную Думу

А5. К признакам государства не относится:

1) наличие гражданства
2) единая система законов
3) налоговая система
4) индивидуальная свобода и самостоятельность личности

А6. Верны ли следующие суждения о причинах возникновения государства?

А. Причина появления государства заключается исключительно в страхе перед внешней агрессией.
Б. Государство возникло из-за постоянных раздоров между людьми.

1) Верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

В1. Найдите черты сходства и отличия между характеристиками общества и государства.

1) Является основным институтом политической системы
2) представляет собой форму организации жизни и деятельности людей
3) возникло с появлением имущественного и социального неравенства
4) является системой
5) включает в себя политическую, экономическую, социальную и духовную сферы

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

Черты сходства Черты отличия

В2. Найдите в предложенном списке внутренние функции государства.

1) Участие в решении глобальных проблем
2) управление экономикой
3) охрана общественного порядка
4) обеспечение обороны государства
5) регулирование социальных отношений

Номера, под которыми указаны внутренние функции государства, выпишите в порядке возрастания.

В3. Соотнесите признаки и функции государства с конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Признаки и функции

А) Признаки государства
Б) Функции государства

1) Обеспечение правопорядка и законности
2) Отстаивание государственных интересов на международной арене
3) Обязательность членства в государстве (гражданство)
4) Существование системы права

В4. Все перечисленные ниже термины, за исключением одного, относятся к понятию политическая система.

Государство, партия, предприятие, профсоюз.

Найдите и укажите термин, выпадающий из этого ряда.

В5. В ходе социологических опросов россиянам предлагалось ответить на вопрос:

Сможет или не сможет большинство людей в России прожить без постоянной заботы, опеки со стороны государства»?

Результаты опросов представлены в таблице.

Количество голосов опрошенных (в %)
1997 2013
Большинство сможет прожить без опеки государства 17 20
Большинство не сможет прожить без опеки государства 72 70
Затруднились ответить 11 10

Найдите в приведенном списке вывод(-ы), который(-е) можно сделать на основе данных таблицы, и выпишите его номер(-а).

1) Население нуждается в опеке государства — полагает большинство опрошенных;
2) число опрошенных граждан, считающих опеку государства не нужной, увеличилось;
3) больше половины опрошенных затруднилось ответить на вопрос;
4) в два раза увеличилось число опрошенных, считающих опеку государства необходимой для населения;
5) среди опрошенных в два раза больше россиян, считающих заботу государства обязательной.

Ответы на контрольный тест по обществознанию Государство для 9 класса
А1-3
А2-3
А3-1
А4-2
А5-4
А6-2
В1. 24 135
В2. 235
В3. 34 12
В4. Предприятие
В5. 12

Источник

Государство и его основные признаки: определение, способы выражения

Что такое государство

Государство — политико-территориальная суверенная организация публичной власти, которая имеет аппарат управления и способность присваивать обязательный к исполнению статус своим велениям для граждан страны.

Часто понятия «государство» и «страна» взаимно заменяют друг друга. Однако термин «страна» является близким, но более широким по значению.

Государство является верховной властью, действующей на территории страны. В виде государства представлен наиболее важный общественный институт, который относится к основным субъектам политических отношений.

Основные признаки

Определение понятия выражается в его конкретных характеристиках. К основным признакам государства относятся:

Читайте также:  Ав блокада 1 степени характерные экг признаки

Публичная власть

Социальное управление присуще любым общественным образованиям, заключается в отношениях господства и подчинения между субъектами, опирается на принуждение.

Публичная власть — власть, выделенная по формальным признакам из общества и обладающая рядом отличий от населения страны.

Признаки публичной власти:

Публичная власть проявляется в качестве признака государства, которое является совокупностью институтов власти, аппарата с органами государственного управления, правоохранительной и судебной системой, армией, иными компонентами, наделенными властными полномочиями.

При публичной власти наблюдается специальный слой людей, который формируется из населения государства. Государственные служащие или чиновники на возмездной основе осуществляют деятельность следующих типов:

Внутренняя структура и организация публичной власти определяется территориальным делением государства, способами воздействия на общественные отношения и методами организации государственного аппарата, а также культурными, религиозными, национальными и иными особенностями. Публичная власть закрепляет деление общества на властвующих и подвластных, управляющих и управляемых.

Административно-территориальная организация

Данный признак государства предполагает деление территории на части, в рамках которых функционирует система местных органов власти. Такими частями называются административно-территориальные единицы, которые обусловлены природными, политическими, экономическими, этническими, национальными и другими факторами. Государства отличаются по формам территориального устройства и принципам унитаризма и федерализма:

Регулярный сбор налогов

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взымается с предприятий и физических лиц в виде отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств.

Цель сбора налога выражается в финансовом обеспечении деятельности государства или муниципальных образований.

Изначально налоги служили основным источником средств, расходуемых на содержание органов государственной власти и его функций. Со временем роль налоговых сборов изменилась под влиянием трансформации сущности государства, его функционала и целей. Налоги являются необходимостью для функционирования любого государства.

В настоящее время налогообложение предназначено не только для реализации потребностей государства. В цивилизованных и правовых государствах собранные средства обеспечивают выполнение социальных и экономических программ.

Налогоплательщики получают доступ к общественным благам. Признаком правового государства является нормальное и гармоничное развитие общества с помощью налогообложения, которое обеспечивает достойную жизнь каждому гражданину. Налог в идеале выступает в роли разумного компромисса между индивидуальными возможностями и общими потребностями.

Суверенитет власти

Данный признак государства выражается в верховенстве и независимости управления. Государственная власть, таким образом, действует на всей территории, а также проявляется в отношениях с другими странами.

Отмечают следующие характеристики государственного суверенитета:

Суверенитет государства обладает ограничениями. Внутри страны рамками служит народный суверенитет, а во внешнем мире — принятые нормы отношений между странами.

Государственный суверенитет обладает двумя сторонами:

Аппарат принуждения

В данном аппарате концентрируется власть. Он обладает инструментами, с помощью которых навязывается воля властвующих, инструментами принуждения, институтами, целью которых является придание воле властвующих обязательного характера, включая законы, судебные органы, иные институты позитивного права.

Характеристика государственного принуждения:

Государственное принуждение применимо исключительно в соответствии со строгой правовой регламентацией. В зависимости от способа воздействия на субъект, принуждение классифицируется на следующие группы:

Исходя из целей применения, принуждение бывает следующих видов:

Дополнительные признаки

Существует ряд характерных черт государства, которые не включают в основной список. К таким дополнительным признакам относят:

Язык, как средство общения

Государственной власти для выстраивания отношений с гражданским обществом необходимы эффективные инструменты. Важным средством коммуникаций является государственный язык. Становление такого признака происходит в течение длительного времени. Долгим процессом характеризуется выделение конкретного языка в качестве государственного среди других. Данным явлениям способствует прогрессивное развитие общества.

Государственный язык — относительно развитый национальный язык, который установлен высшими государственными органами власти, либо принят по результатам референдума, а также обусловлен историческими фактами, употребляется на всей территории страны в качестве средства официального общения и других функций общегосударственного значения. Государство защищает язык и присваивает ему особый статус по сравнению с другими используемыми на его территории языками.

Язык представляет собой психико-социальную категорию, существующую в человеческом обществе. В роли носителей языка выступают физические лица и нация в целом. Язык является средством интеграции, объединения нации и отделения ее от других народностей.

Государственный язык получает развитие в нескольких направлениях:

Признаками государственного языка являются:

С помощью государственного языка решается ряд важных задач:

Военная политика

Военная политическая деятельность государства заключается в создании системы взглядов, отношений и деятельности общества совместно с социально-политическими институтами, которые непосредственно связаны с формированием военной организации, разработкой и применением ресурсов вооруженного насилия в политических целях.

Субъектами военной политики являются:

Военно-политическая активность характерна в определенных условиях для:

К субъектам военной политики относят должностных лиц, политических и военных руководителей, рядовых граждан, права и обязанности которых определяет национальное законодательство. Военная политика является одним из компонентов общей государственной политики.

Наблюдается тесная взаимосвязь военной политики с другими сферами жизни государства такими, как:

В зависимости от природы и целей военная политика обладает агрессивным, захватническим характером с одной стороны, и миролюбивым, оборонительным — с другой.

Теоретическая сторона военной политики заключается в следующих проявлениях:

Практическая сторона военной политики выражается в следующем:

Военно-политические отношения между государствами могут обладать разным характером:

Военно-политическая деятельность государств заключается в непосредственных усилиях субъектов военной политики, формирующих желательную для них военно-политическую обстановку. Исходя из поставленных задач, разрабатываются и реализуются меры по предотвращению воин, формированию доверительных отношений, либо осуществляется подготовка к военной экспансии. Нормы международного права направлены на предупреждение, срыв, отражение военного нападения, обеспечение безопасности стран.

Читайте также:  Признаки глагола совершенного вида

Единая транспортная система

Транспортная система государства состоит из транспортной инфраструктуры, предприятий, средств и управления в комплексе. С помощью единой транспортной системы обеспечивают согласованность развития и функционирования разных типов транспорта для максимального удовлетворения транспортных потребностей с учетом минимальных затрат. Транспортная система включает средства транспортировки, объекты транспортировки и окружающую среду.

Компонентами транспортной системы являются:

Государство обеспечивает контроль над транспортной системой. Управление заключается в комплексных мероприятиях, целью которых является достижение максимальных показателей эффективности транспортной системы с помощью координации, организации, упорядочения ее компонентов между собой и с внешней средой.

Количественные показатели транспортной системы государства следующие:

Единая энергосистема

Энергосистема государства состоит из:

Каждый компонент системы наделен определенной целью. К примеру, с помощью электростанций вырабатывается электроэнергия и тепло, которое затем через систему подстанций направляется к потребителям.

Государственные энергосистемы представлены в виде магистральных сетей. Такие коммуникации в виде электрических линий распространены по всей территории страны. Сети передают большую мощность от десятков мегаватт до сотен гигаватт. К энергосистемам относят электростанции разных типов. Они объединены высоковольтными линиями передачи электричества и управляются из единого центра.

К задачам таких единых сетей относят:

К важным задачам современных государств относится изыскание возможностей наиболее экономичного режима работы энергетических систем. В процессе реализации данной цели обеспечивается надежное и экономичное электроснабжение потребителей на территории государства при максимальной реализации достоинств параллельного функционирования энергетических систем.

Единая информационная система

Информационная система — комплекс информации, которая содержится в базах данных, обеспечивающих возможность ее обработки по средствам информационных технологий и технических средств.

Основные объекты информационной системы, состоящие из средств, комплексов, сетей и систем, объединяют общей структурой, необходимой для реализации следующих функций:

С помощью государственных информационных систем реализуют полномочия государственных органов и обеспечивают информационный обмен между этими органами, а также обеспечивают выполнение иных законных целей. Наполнение информационной системы представляет собой статистические и иные документированные данные, которые поступают от граждан, организаций, государственного аппарата, органов местной власти.

Функции государства

Функция государства — основное направление его деятельности, в котором выражается сущность и назначение государства в обществе.

Общими предназначениями государства являются охрана прав и свобод граждан, способствование развитию экономики страны, организация общества, поддержка закона и порядка, обеспечение безопасности граждан. Функции государства бывают внутренними и внешними.

Функции государства отражают реальную роль, которую государство играет в решении важных задач развития общества и реализации интересов граждан. На формирование государственных функций оказывает влияние характер задач, который стоит перед государством на его определенном этапе развития. Содержание данных задач обусловлено внутренними и внешними факторами.

Исходя из причин возникновения или генезиса, функции классифицируют на следующие категории:

В зависимости от продолжительности государственные функции бывают:

По степени важности государственные функции бывают:

Другим основанием для классификации функция служит воздействие государства на общество. К данной категории относятся следующие типы функций:

Недавно был принят принцип деления функций государства, исходя из разделения государственных властей:

Наиболее распространенной классификацией государственных функций является деление, относительно их направленности:

Внутренние

Данные функции присущи любому государству. Они представляют собой ключевые направления деятельности для управления внутренней жизнью страны.

Поддержка режима законности и правопорядка

Политическая функция государства предотвращает межнациональные конфликты, создает необходимые и достаточные условия для народовластия и формирования гражданского общества. С этой функцией тесно связано обеспечение прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка.

Реализация данной функции способствует формированию спокойствия и общественной безопасности. К данной категории относятся следующие типы функций:

Экономические отношения, денежное обращение

Данная функция государства может проявляться по-разному. В случае распределительной экономики государство является собственником основных средств производства. Экономические отношения регулируются централизованно и монопольно. Государственный центральный орган осуществляет планирование производства и распределения продукции по всей стране, выполняет регулятивную и торговую функции.

Развитые рыночные отношения отличаются свободой предпринимательской деятельности, многообразием и равенством всех форм собственности. При этом антиправовое вмешательство государства в экономику не допустимо.

В этом случае государственные функции следующие:

Общественно-значимые дороги

Общественными дорожными путями обозначают места, предназначенные для передвижения транспорта и людей. Компонентами общественных дорог являются дороги, улицы, дорожки, проспекты и маршруты. Ответственность государства заключается в регулировании эксплуатации общественно-значимых дорог.

Разрабатываемые законы и правила призваны решать следующие задачи:

В рамках государственного регулирования определяются типы транспортных средств, которые могут осуществлять движения по общественно-значимым дорогам, специфика, условия их эксплуатации и технического обслуживания.

Организация систем здравоохранения, образования, помощи

Социальная функция государства отличается многообразием и широким охватом проблем разного характера. Главной целью деятельности государства в этом направлении является устранение и смягчение возможной социальной напряженности в обществе. Социальная функция выражается в государственной политике, относительно здравоохранения, образования, науки и культуры. Основным инструментом является финансовая, материальная, программная поддержка соответствующих учреждений.

Читайте также:  Диагностические признаки это что

Цель социальной функции государства заключается в формировании условий, направленных на обеспечение достойной жизни и свободного развития граждан:

Внешние

К данной категории государственных функций относят ключевые направления государственной деятельности в условиях мирового сообщества.

Внешние функции затрагивают основные вопросы такие, как:

Понятие внешних функций государства заключается в деятельности страны на мировой арене с целью решения разных внешнеполитических задач. Таким образом, государство принимает участие в геополитических процессах, укрепляет отношения с другими странами в следующих сферах:

Важным требованием к реализации внешних государственных функций является учет не только личных, но и чужих интересов. С помощью такого подхода страны решают интеграционные вопросы и задачи повышенной сложности, объединяя усилия.

Защита границ и оборона страны

Данная функция является одним из ключевых направлений деятельности государства. Оборона страны от внешнего нападения заключается в следующих средствах:

В мирное время государство укрепляет армию. При возникновении угрозы территориальной целостности оборона трансформируется в вооруженное сопротивление, и государственные вооруженные силы формируют единую структуру.

Мощность вооруженных сил обеспечивает:

Внешнеполитическая деятельность

Сотрудничество в области политики затрагивает межправительственные, межпарламентские уровни власти государства, органы местного самоуправления.

В качестве главного международного инструмента политических взаимоотношений выступает Организация Объединенных наций. К целям ООН относится обеспечение мира и развитие межнациональных отношений. Как правило, политические вопросы государства решают с помощью дипломатии в форме переговоров между представителями двух или нескольких сторон.

Принципы внешней политики основаны на интересах государства, которые представлены на международной арене. Целью внешнеполитической деятельности является защита этих интересов, благополучие народа и международная безопасность.

Особенности внешней политики:

Экономическое сотрудничество с другими странами

Интеграция в сфере экономики призвана сохранять порядок в мире и стабилизировать связи между разными странами. Международные экономические отношения обладают рядом характеристик:

Международные экономические отношения находятся под контролем ООН, включая подразделения Экономического и Социального Советов. Данные представительства работают над поиском и предложением эффективных решений в следующих областях:

Развитие экономического и социального сотрудничества находится в зоне ответственности ОПП, организации, которая решает продовольственные, сельскохозяйственные, трудовые задачи. Интернациональное экономическое взаимодействие реализуется по средствам двусторонних контрактов или договоров в следующих сферах:

Каждое признанное государство во внешнеэкономической политике обладает рядом основных прав:

Характеристика самостоятельного государства

Каждая страна обладает рядом индивидуальных особенностей. К важной характеристике самостоятельного государства относится форма правления, которая может быть:

Виды республик:

Исходя из формы государственного устройства, определяемой территориальной и национальной организацией, страны классифицируют следующим образом:

Одним из компонентов государства является государственно-правовой режим. Он представляет собой комплекс приемов, способов, средств для осуществления государственной власти. Классификация режимов:

Источник

Признаки государства

Признаки государства – это совокупность характеристик, которые отличаются простую общность людей от государства.

К основополагающим признакам государства принято относить:

1. Наличие публичной власти, опирающейся на аппарат управления и принуждения.

Реализация публичной власти с опорой на аппарат управления и принуждения есть один из основополагающих признаков государства, ведь только в рамках государства публичная власть становится государственной.

Государство выступает своего рода арбитром общественных отношений между различными группами, социальными слоями, национальными общностями.

Государство, при осуществлении им публичной власти опирается на аппарат управления и принуждения (структура органов исполнительной власти), сформированный на профессиональной и постоянной основе.

2. Наличие установленной территориальной организации.

Определенная территориальная организация и наличие государственной границы неотъемлемый признак, отделяющий общность людей от государства.

Государственная граница является важным атрибутом власти, закрепляющим господство, суверенитет и верховную власть государства на очерченной территории. Охрана государственной границы одна из первостепенных задач вооруженных сил любого государства.

3. Наличие государственного суверенитета.

Суверенитет государства означает независимость, полноту и верховенство государственной власти, как внутри страны, так и за ее пределами в процессе взаимоотношений с другими странами.

Государственная власть не безгранична, во внутренней политике она ограничена правом и установленным порядком осуществления власти, во внешней политике она ограничена международными соглашениями.

4. Наличие системы общеобязательных нормативных правовых актов.

Государство обладает монопольным правом на осуществление правотворчества (правом принимать, изменять и отменять нормативные правовые акты) путем формирования законодательных (представительных) органов государственной власти.

Законодательная власть от лица государства формирует правовое поле государства, принимает, изменяет и отменяет юридические акты, действующие на всей территории государства и обязательные для всего населения.

5. Наличие единой финансовой системы и государственной казны.

Государственная казна и органы управления финансовой системой являются обязательным признаком существования государства.

Понятие государственной казны включается в себя систему налогов и сборов, таможенных пошлин, бюджетного процесса, кредита, внутренних и внешних займов, золотого запаса.

Органы управления финансовой системой входят в систему органов исполнительной власти и, как правило, включают в себя различные министерства, контролирующие органы и центральный банк.

Государство обладает исключительным правом на осуществление социального насилия в целях достижения государственных интересов, реализуемое в соответствии с правовыми нормами.

7. Наличие характерных атрибутов власти и государственной символики.

Государство имеет государственную символику, отличающую его от других государств и служащую основой национального самосознания и единства. Наличие характерных атрибутов государственной власти отличает государство от простой общности людей.

Источник

Adblock
detector