Дополнительные признаки государства схема

Что такое государство. Признаки, функции и формы государства

Государство – это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая аппаратом управления и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны, учит российских школьников учебник по обществознанию.

При этом ни в науке, ни в международном праве нет общепризнанного определения государства. Синоним «страна» близок по значению, но понимается более широко.

Теории происхождения государства

Теологическая теория гласит, что государство дано от Бога. Об этом писали, в частности, богословы Фома Аквинский и Августин Блаженный.

Патриархальная теория предполагает, что государство выросло из семейных отношений. Сторонники этой теории – древнегреческий философ Аристотель, английский мыслитель Роберт Филмер, русский социолог Николай Михайловский.

Договорная теория считает государство продуктом общественного договора, взаимовыгодного соглашения между людьми. Эту теорию разрабатывали английские философы Томас Гоббс и Джон Локк, французский просветитель Жан-Жак Руссо.

Ирригационная теория связывает появление первых государств с необходимостью обслуживания сети оросительных каналов и строительства плотин на Древнем Востоке. Ирригационную теорию развивал немецкий китаевед Карл Виттфогель.

Золотая погребальная маска египетского фараона Тутанхамона. Фото: Reuters

Признаки государства

Чтобы называться государством, необходимы определенные признаки:

1. Территориальная организация. Наличие государственной границы и гражданства.

5. Принудительный характер власти. Государство обладает «монополией на законное насилие».

6. Исключительное право на взимание налогов и эмиссию денег. Только государство может собирать налоги, пошлины, печатать национальную валюту.

7. Исключительное право принимать законы. Только государство может издавать правовые акты, обязательные для населения.

8. Государственная символика. Государственный герб, флаг и гимн.

Люди с государственным флагом России. Москва, 2016 год. Фото: Reuters

Функции государства

Внутренние функции государства

2. Экономическая. Государство регулирует экономические отношения.

3. Правовая. Государство устанавливает законы.

5. Образовательная. Государство занимается детскими садами, школами и вузами, просвещением граждан.

6. Культурно-воспитательная, идеологическая. Государство воспитывает новых членов общества, формирует гражданские и патриотические ценности.

Внешние функции государства

1. Обеспечение национальной безопасности.

2. Защита государственных интересов в международных отношениях.

3. Развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами и международными организациями.

4. Защита граждан, находящихся за рубежом.

5. Участие в решении глобальных проблем.

Формы государства

В силу исторических, культурных, экономических и прочих причин государства могут быть организованы по-разному.

Король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд во время визита в Москву. Фото: Reuters

Государственно-территориальное устройство – это способ взаимосвязи территориальных образований. По территориальному устройству государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Флаг американской Конфедерации времен Гражданской войны. Фото: Reuters

Политический режим – это совокупность методов и способов осуществления государственной власти и управления. Политический режим может быть демократическим, авторитарным и тоталитарным.

Демократические выборы. Грузинский патриарх Илия II голосует на президентских выборах 2018 года. Фото: Reuters

Источник

Схема 3. Признаки государства.

Можно выделить следующие признаки государства (схема 3):

— население, образующее сообщество граждан и подданных;

— территория проживания данного сообщества в определённых границах на поверхности Земли, а также примыкающие к ней водное и воздушное пространства и недра;

— публичные органы управления и их служащие как часть сообщества;

— вооружённые силы и военнослужащие как часть сообщества;

— органы принуждения и служащие в них люди как часть сообщества;

— система законодательства, устанавливающего правопорядок, как материальная форма выражения правил общежития;

— налоги, сборы и отчисления, поступающие в государственные фонды и обеспечивающие финансовую основу государства, как форма экономического участия членов сообщества в жизнедеятельности государства.

— символику как форму представления государства.

Численность населения Российской Федерации – 142 946,8 тыс. человек[17].

Территория – 17 098 тыс. кв. км[18].

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, иные государственные органы и органы местного самоуправления на начало 2002 г. насчитывали 1 053,1 тыс. человек государственных служащих и иных работников, а также муниципальных служащих и иных работников органов местного самоуправления[19].

К началу 2010 г. число служащих в структурах государственного и муниципального управления составило 1 114 млн человек[20].

Вооружённые Силы Российской Федерации составляют около 1 млн человек.

Законодательство Российской Федерации.

Система налогов, сборов и отчислений установлена нормативными правовыми актами федерального, регионального и муниципального уровней управления.

Государственная символика и символика муниципалитетов.

Данная модель включает признаки, которые характеризуются материально-природным и социально-природным происхождением, как элементы, обусловленные естественно-историческими причинами (публичные органы, вооружённые силы и органы принуждения могут быть сведены к единой категории – системе государственного управления или системе государственной власти). Прочность представленной «связки» обеспечивается совокупной волей членов сообщества, выражаемой внутри государства и вовне посредством организованной системы властных отношений, в которой воля государствообразующего населения трансформируется в характеризуемую определённой независимостью волю субъектов государственной власти.

Читайте также:  Как распознать психопата три скрытых признака

Существует точка зрения, согласно которой признаком государства является суверенитет государства[24]. Полагая, что эта категория не имеет формы материального выражения, а также, как отмечает В.М. Сырых, «появилась лишь в эпоху средневековья, когда государственная власть приобрела независимость от власти церковной, освободилась от её претензий на исключительное управление мирскими делами»[25], мы не видим оснований придавать сверенитету государства государствообразующего значения. Тем более, что этот термин характеризуется производностью от воли субъектов государственного управления, которые сами исторически вторичны по отношению к сообществу индивидов – народу. Можно сказать, что он (суверенитет государства) заслонил собой суверенитет народа и умаляет значение последнего даже в условиях современного демократического государства.

В этом смысле развитие государственности как цивилизационной исторической категории ещё не подошло к фазе завершения второго эволюционного цикла «восхождения» от первичных форм народовластия к более совершенных формам выражения властной воли народа (первый цикл – от низших форм самоуправления первобытных сообществ людей до первичных форм народовластия).

Первопричиной создания государства явилось возникновение производящей экономики, которая создала предпосылки классового деления общества. На первоначальном этапе это были еще не классовые структуры, а пока еще клановые сегменты: протокласс производителей (охотники, скотоводы, ремесленники, земледельцы); протокласс торгового люда (купцы, менялы); протокласс управленцев (вожди, советы старейшин, племенные советы); протокласс воинов (княжеская дружина, наёмники, мореплаватели)[26].

Кроме сущности и назначения государство характеризуется внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, тип социально-экономических отношений, государственно-территориальное устройство, составляет форму государства (форму организации государственной власти).

Форма государства характеризует отношения между людьми и государ­ством в процессе управления ими, способы организации высших органов государственной власти, территориальную организацию государства. Все эти правоотношения вместе образуют публичный право­порядок (табл. 2), который называется государственным устройством.

Таблица 2. Типология государств

По форме правления По форме государственного территориального устройства По форме государственно-политичес-кого режима По форме социальных отношений
Монархия Республика Союз республик Унитарное государство Федерация Конфедерация Авторитарное Демократическое Тоталитарное Первобытное Рабовладельческое Феодальное Буржуазное Социалистическое

Форма государства – это сложное понятие, традиционно включающее три элемента: форму правле­ния, государственное устройство и политический режим (складывается ис­торически под влиянием ряда факторов).

В соответствии положением части 1 статьи 1 Конституции РФ, Российская Федерация – демократическое (государственно-политический режим) федеративное (государственное устройство) госу­дарство с республиканской формой правления, вернувшееся в 1991 году к буржуазному типу социальных отношений.

Конституционно-правовой механизм народовластия (демократическое государство) формируется на основе положений ряда конституционно-правовых актов федерального и регионального значения:

1) Декларации «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики»[27] 1990 г.;

2) Декларации прав и свобод человека и гражданина[28] 1991 г.;

3) Федеративные договоры – Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти суверенных республик в составе России; краёв, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга; автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации (от 31.03.1992 г. с протоколами);

4) Конституции Российской Федерации (статей 3, 6, 7, 12, 13 главы 1, статей 18, 24, 29, 30, 31, 32, 55, 56, 60 главы 2, статей 81, 84, 88, 92, 93 главы 4, статей 94, 95, 96, 97, 98, 99, 102, 103, 109 главы 5, статей 111 и 117 главы 6, статей 130 и 131 главы 8 и статьи 135 главы 9);

5) конституций и уставов субъектов Российской Федерации.

Вопросы федеративного устройства и формы правления также отражены в положениях вышеперечисленных конституционно-правовых актов.

Функции государства – главные направления его управляющего воздей­ствия на общество. Любое общество заинтересовано в успешном управле­нии своими де­лами, решении публичных проблем, отражающих общие инте­рес и потребно­сти, организации, упорядочении и регулировании поведения людей и складывающихся между ними от­ношений, поддержании общественного порядка. Основные функции государства подразделяются на виды:

внутренние и внешние (между ними имеется связь, т.к. внешняя политика определяется внутрен­ними условиями);

по времени осуществления – постоянные и временные;

по формам деятельности – законотворческие, управленческие, судебные, надзорные[29].

— обеспечение целостности общества и стабильности социального развития;

— обеспечение военной, эко­номической, информационной и духовной и безопасности общества и государства;

— охрана конституционности и правозаконности во взаимоотношениях власти и об­щества, гарантирование прав и свобод человека и гражданина;

— создание и обеспечение условий для развития всех сфер общественной жизнедея­тельности (экономической, социальной и др.);

— регулирование общественных отношений с помощью основного регу­лятора – права;

— координация – согласование интересов и потребностей участников общественных отношений, а также общества и государства;

— контроль для целей обеспечения правопорядка, повышения эффек­тивности управления;

— обеспечение государственных интересов в мировом сообществе.

Функции государства декомпозируются в функции государственного управления (см. Тема 2).

Рассматривая право как имманентный государству инструмент регулирования общественных отношений, подчеркнём исключительную важность юридизации последних (в известных пределах) в определённом соотношении с признаками государства (схема 4). Правовой статус получает каждый гражданин и человек, каждый элемент государственного обустройства, что проявляет государствообразующее и государствообеспечивающее значение права и открывает нам качественный показатель государственного управления – законность.

Читайте также:  Признаки воспаления молочной железы у кормящей матери

Источник

Теория государства и права
Анна Владиславовна Попова, 2008

Материал приведен в соответствие с учебной программой курса «Теория государства и права». Используя данную книгу при подготовке к сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях; сформулировать примерную структуру (план) ответов на возможные экзаменационные вопросы. Данная книга служит пособием для успешной сдачи экзаменов.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства

3.1. Понятие и признаки государства

Рассмотрим основные признаки государства.

1. Государственная территория — часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства. Понятие территории государства включает в себя четыре взаимосвязанных элемента: наземное пространство, ограниченное государственной границей, а также недра, полезные ископаемые и континентальный шельф; водное пространство, включающее в себя реки, моря и иные внутренние воды, находящиеся в пределах государственной границы, а также 12-милевая морская зона и подводное пространство глубиной в 2 морские мили; воздушное пространство, представляющее собой воздушный столб, граница которого пролегает на предельной высоте сверхзвукового самолета; экстерриториальная зона и имущество, приравненное к территории государства (посольства и консульства, а к имуществу — автомобили, имеющие специальные дипломатические номера или идущие под флагом государства, все военные объекты, морские суда, космические и воздушные суда (весь грузовой воздушный транспорт, а пассажирский только в том случае, если там находятся граждане только этого государства; кабина пилота безусловно является территорией государства) и т. д.).

2. Наличие публичной (государственной) власти, выделенной из общества, не передающейся по наследству (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, имеющим публично-властные полномочия и выполняющим функции управления и руководства, охраны экономического, социального и политического строя). Государственная власть — разновидность социальной власти. Социальная власть — это присущее всякой общности людей отношений господства и подчинения между субъектами, основанное на воле, авторитете, подчинении, регламентирующих актах. Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Характерными чертами государственной власти являются: публично-политический характер, который подкрепляется силой и авторитетом права; суверенность (независимость от иных видов властей); легитимность (принято различать четыре типа легитимности — традиционный (выделяют геронтологическую — власть старейшин), патриархальный (власть вождя племени), харизматический (основана на личной преданности людей вождю), рациональный (базируется на демократических процедурах власти)).

3. Политическая организация власти, отражающая интересы доминирующих слоев общества. Она персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Таким образом, государственная власть — это публично-правовое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти: распространяется на все общество; носит публично-политический характер; опирается на государственное принуждение; осуществляется специальными лицами (профессиональными чиновниками, политиками и т. п.).

4. Система налогов и сборов. Только государство взимает с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата, — налоги. Налог — сбор с населения, взыскивающийся в принудительном порядке в заранее установленном размере и в определенный срок.

5. Государство располагает специальным аппаратом (механизмом) управления (принуждения) обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Государство (его органы) вправе применять принуждение ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства. К принудительным, карательным органам относятся армия, полиция, тюремные и уголовно-исполнительные органы и др.

6. Государство организует общественную жизнь на правовых началах (на основе законов). Это означает, что только государство имеет право издавать общеобязательные для исполнения правовые нормы; у государства имеется ряд самостоятельных структурных органов, обеспечивающих соблюдение правовых норм (суды, правоохранительные органы).

7. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Именно это является главным признаком государства. Суверенитет — верховенство государственной власти внутри страны и независимость в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами. Суверенитет имеет две стороны: внешнюю — независимость государственной власти, проявляется в признании данного государства международным сообществом, осуществлении самостоятельной внешней политики, невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела данного государства; внутреннюю — верховенство власти, исключительное право представлять все общество, а не его отдельные группы. Государственный суверенитет производен от народного суверенитета, который заключается в верховном праве народа решать свою дальнейшую судьбу. Народный суверенитет возникает раньше государства. Его следует отличать от национального суверенитета. Суверенитет национальный — верховное право нации определять свою судьбу, форму своего существования, то есть создать свое национальное государство. Возникает позже государственного суверенитета, так как нация появляется в государстве.

Читайте также:  Водянка на печени причины признаки лечение

Государство обладает факультативными (дополнительными) признаками, такими как государственная символика (флаг, гимн, герб), население, материально-технические средства (здания, средства связи, вооружение) и др. Эти признаки фиксируют предметную, в том числе и материально-вещественную сторону государства.

3.2. Сущность государства

Сущность государства — главное, основное, определяющее в этом явлении, совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых оно теряет свои особенности, своеобразие. Существует несколько подходов к исследованию этого вопроса.

Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как политическая организация, которая поддерживает господство одного класса над другим, причем меньшинства над большинством, а сущность его заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса.

С точки зрения общесоциального подхода государство есть политическая организация-ассоциация, члены которой объединены в единое целое публично-властными отношениями; оно есть орудие и средство достижения компромисса между ними.

В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических обществах.

Теория элит предполагает, что государственная власть должна принадлежать определенному кругу лиц, элите, которая и должна управлять остальными «инертными» массами.

Технократическая теория предполагает, что процесс управления очень сложен и доступен лишь профессионалам-управленцам, менеджерам, которые и должны руководить массами.

Любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое — по форме. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя все богатство общественных отношений за пределами политического государства. Государство и гражданское общество предстают как единство формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а содержание — гражданским обществом.

Источник

Признаки, функции и формы государства

Повторительно-обобщающий бинарный урок в форме круглого стола

Оборудование: мультимедийная презентация.

Вступительное слово учителя.

? Но для этого вспомните, какие вы знаете основные сферы общества?

— Это экономическая, политическая, социальная, духовная сферы.

? Какая из этих сфер является, по вашему мнению, определяющей и почему?

— Политическая сфера, т. к. от того кому принадлежит власть, зависит и развитие всех остальных сфер жизнедеятельности общества.

? Что такое политическая система?

? Что, по вашему мнению, является основным институтом политической системы?

Цель нашего урока: обобщить и систематизировать те сведения о государстве, которые вы получили в течение всего периода обучения на всех уроках. Для того, чтобы лучше разобраться в данном вопросе мы пригласили гостей из Великобритании мисс Анн Беннет, из Соединенных Штатов Америки мисс Анастасия Браун, из Германии мисс Катарина Лакманн, мисс Ерика Шлиманн, мисс Сабина Зальцманн и представителя Российской Федерации Екатерину Катеву.

1. Государство, его признаки.

? Что такое государство?

? Каковы признаки государства?

Территориальная организация власти (институт гражданства, государственная граница).

Публичный характер власти (несовпадение государства и общества, особый аппарат власти и управления).

Суверенный характер власти (главенство государства внутри страны и его независимость во внешних отношениях).

Принудительный характер власти (применение насилия в целях исполнения принимаемых государством решений).

Исключительное право на взимание налогов и сборов с населения, денежную эмиссию.

Обязательность членства в государстве.

претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага.

2. Функции государства.

? Что такое функции государства?

? Какие функции государства вы можете выделить?

Самыми многочисленными функциями государства являются внутренние функции, которые условно можно объединить в 4 группы. ? Какие?

3. Форма государства.

? Что такое форма государства?

— Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют. Условно форма государства включает в себя форму правления, форму государственного устройства и форму политического режима.

? Что представляет форма правления?

— Форма правления определяет, кому принадлежит власть, то есть это способ организации верховной власти.

? Что такое форма государственного устройства?

— Форма государственного устройства определяет соотношение государства в целом и его отдельных частей.

? Что такое политический режим?

— Совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

? Какие формы государственного устройства вы знаете?

? Какие формы правления вы знаете?

А теперь послушаем о форме правления в нашем государстве. Слово предоставляется представителю РФ Екатерине Катевой (работа с Конституцией РФ).

? В каком государстве вы бы хотели жить, от чего это зависит: от формы правления, от формы государственного устройства?

— Это зависит от политического режима.

? Какие политические режимы вы знаете?

Итог урока: мы с вами систематизировали тот материал о государстве: его признаках, функциях, формах, с которым познакомились на разных уроках.

Источник

Adblock
detector