Диагностические признаки и диагностические категории

Диагностические признаки и диагностические категории.

Психодиагностика как наука.

Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты, оценки, измерения, индивидуально психологических особенностей личности.
Предмет психодиагностики часто ограничивают применением различного рода
диагностических методов к человеку с целью выявления его психического своеобразия и
последующего его измерения с помощью различного рода статистических методов. При
этом упускается из виду, что как характер полученной информации, так и ее
интерпретация в значительной мере зависят от лежащей в основе психодиагностики
теории личности.

Основными функциями психодиагностики являются:
1. осуществление контроля за формированием необходимых знаний и профессионально важных качеств
2. оценка особенностей умственного и личностного развития студентов в ходе обучения
3. оценка качества самого образования.
4. применение психодиагностических методик для отбора абитуриентов в те или иные учебные заведения.
Психодиагностика в вузе позволяет:
1. более эффективно осуществлять отбор абитуриентов
2. дальнейшее развитие способностей и умений студентов,
3. проводить необходимую коррекцию учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных психологических особенностей студентов.

История становления психодиагностики зарубежом и в России.

История современной психодиагностики начинается с первой четвери XIX в., то есть с начала так называемого клинического периода в развитие психологических знаний. Этот период характеризуется тем, что ключевую роль в добывании и анализе эмпирических психологических знаний о человеке начинают играть врачи (до них этим занимались философы и писатели). Врачей интересуют причины происхождения трудноизлечимых и распространившихся в те годы в развитых странах мира душевных заболеваний и неврозов. Врачи-психиатры начинают вести в клиниках Европы систематические наблюдения за больными, записывая и анализируя результаты своих наблюдений. В это время методы психодиагностики как наблюдение, опрос, анализ документов. Однако в целом психодиагностика в эти годы носит ещё не строгий, произвольный характер, что проявляется в различных выводах и умозаключениях, к которым приходят врачи, наблюдая за одними и теми же больными и изучая их с помощью одних и тех же методов. Это в частности происходит потому, что методы психодиагностики в то время носят ещё качественный характер.

Диагностические признаки и диагностические категории.

Источник

4.1. Диагностические признаки и категории

Признаки – это переменные, которые можно непосредственно наблюдать и

принято называть “латентными переменными”.

Диагностический вывод – это переход от наблюдаемых признаков к уровню

скрытых категорий. Для количественных категорий часто используется также название

Трудность психологической диагностики заключается в том, что между

признаками и категориями не существует строгих взаимно-однозначных связей. Один и

тот же внешний поступок ребенка – к примеру, вырвал листок из дневника, может быть

обусловлен совершенно различными психологическими причинами, такими как,

повышенный уровень скрытого фактора “склонность к обману” или повышенный уровень

другого скрытого фактора “страх наказания”. Для однозначного вывода одного симптома

или поступка недостаточно. Необходимо проанализировать комплекс симптомов, то есть

серию поступков в разных ситуациях.

Тест в психодиагностике – это серия однотипных стандартизированных кратких

испытаний, которым подвергается испытуемый – носитель предполагаемого скрытого

фактора. Различные тестовые задания призваны выявить у испытуемого различные

симптомы, связанные с тестируемым скрытым фактором. Сумма результатов этих кратких

испытаний говорит об уровне измеряемого фактора. За внешней простотой научных

тестов скрывается большая исследовательская работа по их разработке и апробации.

Различение практического обследования и научного дифференциально-диагностического

исследования является одним из важнейших в современной тестологической культуре.

Обследование – это применение готового, уже разработанного теста. Его

результат – сведения о психических свойствах конкретного обследованного человека

Дифференциально-диагностическое исследование – это комплекс теоретических

и экспериментальных работ, направленных на формулирование концепции измеряемого

психического свойства скрытого фактора, влияющего на эффективность и характер

деятельности либо на выявление диагностических признаков или “эмпирических

.индикаторов”, по которым можно получать информацию о заданном свойстве.

Психологический диагноз имеет развернутый и комплексный характер.

Например, сюда может входить констатация у одного и того же человека одновременно

следующих особенностей: высокого уровня развития “креативности” (изобретательности

и гибкости мышления), среднего уровня “вербального интеллекта” (речевого мышления),

сниженного уровня способности к концентрации внимания, черт “социальной

экстраверсии” (повышенной коммуникабельности, общительности), “внутреннего локуса

контроля” (повышенная ответственность и включенность самооценки в деятельность), “проницаемости границ «Я» (уязвимости, ранимости) на фоне ведущей мотивации

достижения социального успеха и т. п.

Некоторые черты и особенности у данного человека могут в некоторых ситуациях

как бы конфликтовать между собой, подталкивать к разным способам поведения.

Столкновение разнородных внутренних установок (черт-диспозиций) – одна из причин

внутренних кризисов в развитии личности.

Читайте также:  Признаки административного правонарушения противоправность

Одна из важнейших задач глубинной личностной психодиагностики состоит в

выявлении того, какие именно психические свойства вошли в противоречие. Это помогает

распутать клубок внутреннего конфликта.

Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение

разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему:

они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по

возможным линиям причинного взаимовлияния. Взаимоотношения различных параметров

в структурированном диагнозе специалисты отображают в форме диагностограмм. Один

из простейших вариантов “диагностограммы” – психодиагностический профиль.

Статистическая норма – это средний диапазон значений на шкале измеряемого

свойства (область, прилегающая к центральной линии на профиле). Нормой здесь

считается близость значения свойства к тому уровню, который характеризует

статистически среднего индивида.

Акцентуацией называется значимое отклонение от нормы (выход за пределы

сильнее выражено это отклонение, тем более сильной считается акцентуация, вплоть до

Социокультурный норматив – это уровень свойства, который явно или неявно

считается в обществе необходимым. Допустимо сделать одну ошибку-описку на страницу

текста, но недопустимо – 10 ошибок. Если средний выпускник школы делает больше 1

ошибки, то это не значит, что статистическая норма должна “тянуть” вниз

социокультурный норматив. Очевидно, что всякое обучение должно быть ориентировано

на нормативы, а не на статистические нормы.

Признаки – это переменные, которые можно непосредственно наблюдать и

принято называть “латентными переменными”.

Диагностический вывод – это переход от наблюдаемых признаков к уровню

скрытых категорий. Для количественных категорий часто используется также название

Трудность психологической диагностики заключается в том, что между

признаками и категориями не существует строгих взаимно-однозначных связей. Один и

тот же внешний поступок ребенка – к примеру, вырвал листок из дневника, может быть

обусловлен совершенно различными психологическими причинами, такими как,

повышенный уровень скрытого фактора “склонность к обману” или повышенный уровень

другого скрытого фактора “страх наказания”. Для однозначного вывода одного симптома

или поступка недостаточно. Необходимо проанализировать комплекс симптомов, то есть

серию поступков в разных ситуациях.

Тест в психодиагностике – это серия однотипных стандартизированных кратких

испытаний, которым подвергается испытуемый – носитель предполагаемого скрытого

фактора. Различные тестовые задания призваны выявить у испытуемого различные

симптомы, связанные с тестируемым скрытым фактором. Сумма результатов этих кратких

испытаний говорит об уровне измеряемого фактора. За внешней простотой научных

тестов скрывается большая исследовательская работа по их разработке и апробации.

Различение практического обследования и научного дифференциально-диагностического

исследования является одним из важнейших в современной тестологической культуре.

Обследование – это применение готового, уже разработанного теста. Его

результат – сведения о психических свойствах конкретного обследованного человека

Дифференциально-диагностическое исследование – это комплекс теоретических

и экспериментальных работ, направленных на формулирование концепции измеряемого

психического свойства скрытого фактора, влияющего на эффективность и характер

деятельности либо на выявление диагностических признаков или “эмпирических

.индикаторов”, по которым можно получать информацию о заданном свойстве.

Психологический диагноз имеет развернутый и комплексный характер.

Например, сюда может входить констатация у одного и того же человека одновременно

следующих особенностей: высокого уровня развития “креативности” (изобретательности

и гибкости мышления), среднего уровня “вербального интеллекта” (речевого мышления),

сниженного уровня способности к концентрации внимания, черт “социальной

экстраверсии” (повышенной коммуникабельности, общительности), “внутреннего локуса

контроля” (повышенная ответственность и включенность самооценки в деятельность), “проницаемости границ «Я» (уязвимости, ранимости) на фоне ведущей мотивации

достижения социального успеха и т. п.

Некоторые черты и особенности у данного человека могут в некоторых ситуациях

как бы конфликтовать между собой, подталкивать к разным способам поведения.

Столкновение разнородных внутренних установок (черт-диспозиций) – одна из причин

внутренних кризисов в развитии личности.

Одна из важнейших задач глубинной личностной психодиагностики состоит в

выявлении того, какие именно психические свойства вошли в противоречие. Это помогает

распутать клубок внутреннего конфликта.

Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение

разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему:

они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по

возможным линиям причинного взаимовлияния. Взаимоотношения различных параметров

в структурированном диагнозе специалисты отображают в форме диагностограмм. Один

из простейших вариантов “диагностограммы” – психодиагностический профиль.

Статистическая норма – это средний диапазон значений на шкале измеряемого

свойства (область, прилегающая к центральной линии на профиле). Нормой здесь

считается близость значения свойства к тому уровню, который характеризует

статистически среднего индивида.

Акцентуацией называется значимое отклонение от нормы (выход за пределы

сильнее выражено это отклонение, тем более сильной считается акцентуация, вплоть до

Социокультурный норматив – это уровень свойства, который явно или неявно

считается в обществе необходимым. Допустимо сделать одну ошибку-описку на страницу

текста, но недопустимо – 10 ошибок. Если средний выпускник школы делает больше 1

ошибки, то это не значит, что статистическая норма должна “тянуть” вниз

социокультурный норматив. Очевидно, что всякое обучение должно быть ориентировано

Читайте также:  Наемные работники социальные признаки и факторы формирования

на нормативы, а не на статистические нормы.

Источник

3.Диагностические признаки и категории (диагностические факторы). Соотношение диагностических признаков и категорий. Психодиагностический вывод.

Признаки – внешненаблюдаемые и регистрируемые симптомы.

Категории – скрытые латентные переменные. Если измерены количественно, то называются – факторы.

Соотношение признаков и категорий неоднозначно. За одним признаком может стоять несколько категорий.

Признак – вырвал из дневника лист. Категория – страх наказания, склонность обманывать.

Признак – кража. Категория – привычка, безвыходная жизненная ситуация.

Особенности количественных и качественных подходов в психодиагностике: стандартизированные и клинические методы.

Методы психодиагностики обеспечивают анализ различных симптомов и их систематический перебор.

Методы психодиагностики подразделяются на качественный и количественный подходы.

Количественный подход (стандартизированный метод):

Сюда входят все тестовые методы: опросники, тесты на интеллект, тесты специальных способностей и достижений.

Сферы применения: легко измеряемая психологическая реальность.

Экономичны (групповые, с использованием компьютеров).

Психометрически или технически обоснованы (корректный диагноз).

Качественный подход (клинический метод):

Анализ индивидуального случая. Не патология!

Используется понимание, методы экспертной оценки: беседа, наблюдение, проективные методики, анализ жизненного пути, анализ продуктов деятельности.

Сферы применения: трудноизмеримая психологическая реальность (смыслы, переживания).

Строго индивидуальный метод.

Психометрически не обоснован.

Результативность зависит от профессионализма психолога и его опыта работы.

5.Психологический диагноз. Причины диагностических ошибок. Требования к психологическому диагнозу.

Диагноз – от греч. Распознавание.

Медицинское понимание диагноза:

Симптом – с греч. Признак какой-либо болезни. Делятся на два вида – субъективные (интероцептивные ощущения) и объективные (результаты измерения6 анализ крови, ЭКГ).

Синдром – с греч. Сцепление. Закономерное сочетания симптомов, обусловленных единым патогенезом (патология), рассматриваемое как самостоятельное заболевание, либо как стадия какого-либо заболевания.

Диагноз – определение существа и особенностей болезни на основе всестороннего исследования больного.

Медицинское понимание диагноза прочно связано с болезнью, отклонением от нормы. Такое понимание господствовало и в психологии, то есть психологический диагноз – это всегда выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия.

С. Розенцвейг предлагал применять диагноз исключительно для «называния» каких-либо расстройств, нарушений.

Психологический диагноз оказывается шире, чем в медицине. И в норме, и в патологии. А в норме необязателен поиск каких-либо нарушений или расстройств.

Психологический диагноз (Бурлачук Л.Ф.) – результат деятельности психолога, направленный на выяснении сущности индивидуально-психических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций психотерапевтичекого и психокоррекционных воздействий, определяемых задачей психодиагностического обследования.

Предмет психологического диагноза – есть установление индивидуально-психологических различий в норме и патологии. Важнейшим элементом является выяснение в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

Требования к психологическому диагнозу.

Психологический диагноз имеет развернутый и комплексный (предметность, причинность, наличие противоречий) характер.

Психологический диагноз – результат системной технической диагностики. Описываются не только отдельные единицы анализа, но и их соотношение. Вскрываются причины подобных соотношений и делается на основании такого анализа прогноз поведения. Диагноз по одной методике не ставится.

Психологический диагноз должен быть структурированным. Параметры психического состояния человека должны быть приведены в определенную систему: они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по возможным линиям причинного возникновения. Взаимоотношения различных параметров в структурированном диагнозе специалисты обрабатывают в форме диагностограмм. Простейший вариант – психодиагностический профиль.

Причины диагностических ошибок.

В качестве источников неточностей, ошибок А. Левицкий усматривает: недостаточность времени, отпущенного на обследование, отсутствие надежных источников информации об испытуемом и низкий уровень наших знаний о законах, управляющих нарушениями поведения.

Более полный разбор причин диагностических ошибок представлен у 3.Плевицкой, выделившей их две основные группы.

Ошибки, связанные с разбором данных:

ошибки наблюдения (например, «слепота» на важные для диагноза черты, проявления личности; наблюдение черт в искаженной качественно или количественно форме);

ошибки регистрации (например, эмоциональная окрашенность записей в протоколе, свидетельствующая скорее об отношении психолога к обследуемому, нежели об особенностях его поведения; случаи, когда абстрактная оценка выдается за предметную, различия в понимании одних и тех же терминов разными людьми);

ошибки инструментальные возникают вследствие неумения пользоваться аппаратурой и другой измерительной техникой как в техническом, так и в интерпретационном аспекте.

Ошибки, связанные с переработкой данных:

эффект «первого впечатления» — ошибка, основанная на переоценке диагностического значения первичной информации;

ошибка атрибуции — приписывание обследуемому черт, которых у него нет, или рассмотрение нестабильных черт в качестве стабильных;

ошибка ложной причины;

познавательный радикализм — тенденция к переоценке значения рабочих гипотез и нежелание искать лучшие решения;

познавательный консерватизм — предельно осторожная формулировка гипотез.

Источник

Диагностические признаки и категории (диагностические факторы). Соотношение диагностических признаков и категорий. Психодиагностический вывод

Прогнозирование, как основная задача психологической диагностики.

Психодиагностика, как теоретическая дисциплина.

Этапы психологической работы (любой практической работы).

Читайте также:  Признаки гиперплазии эндометрия по узи лечение

Психодиагностика, как практическая дисциплина.

Психологическая диагностика как теоретическая и практическая сфера психологической науки.

Диагностика (dia – различать, gnostica – значение) – наука о различии.

Применяется в медицине, при постановке технического диагноза, в педагогике.

Психодиагностика – наука о различении души, психологической реальности.

Психодиагностика– область психологической науки и одновременно важнейшая сфера психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека (Шмелев А.Г.).

— при профотборе, расстановке кадров, профориентации;

— при оптимизации обучения, воспитания;

— при прогнозировании социального поведения (стабильность брака, законопослушание);

— в консультативной практике;

— в судебно-психологических экспертизах: оказание помощи в расследовании преступлений;

— в медицине (психосоматика, потеря смысла жизни, подготовка к операциям);

— при прогнозировании психологических последствий изменения окружающей среды;

— для изучения личности и межличностных отношений.

1. Сбор информации, выбор технологии помощи.

2. Консультация, коррекция (психологическая помощь).

3. Сбор информации, уточнение, выбор дальнейшей технологии при необходимости.

Задается перечислением трех сфер:

1. Предметная область психологической науки (общая и дифференциальная психология).

2. Дифференциальная психометрика (разработка и математическое обоснование диагностических методик).

3. Практические сферы применения методик (Где? Когда? Как?)

Прогнозирование поведения человека, его поступков – есть основная задача психодиагностики.

Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Деятельность специалиста в области психодиагностики не ограничивается описанием индивидуальных особенностей того или иного явления, поиском вызвавших его к жизни причин и соотнесением этих знаний со структурой и динамикой личности. Практическая ценность диагноза во многом определяется возможностью осуществления на его основе прогноза.

Л.С. Выготский считает, что содержание прогноза и диагноза совпадает. Но прогноз «строится на умении настолько понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития при всех прочих условиях, сохранившихся в прежнем виде».

Условием проникновения во «внутреннюю логику самодвижения процесса развития» является разбивка прогноза на отдельные периоды и длительные повторные наблюдения.

В диагнозе и прогнозе должны быть учтены не только особенности личности, нашедшие свое место в теоретической модели. Необходим анализ условий окружающей среды, специфичности конкретной ситуации.

Определить, например, пригодность к той или иной деятельности невозможно вне требований, к ней предъявляемых. Характеристика особенностей личности вне социальных условий лишены почвы. «Мы можем понять, что такое «ленивый мальчик», если нам известно, кто именно, в каких социальных условиях, кому и на каких основаниях дал такое определение» (Обуховский, 1981).

Прогноз осуществляется на основе эмпирически определенных статистических соотношений. Вопрос об эффективности клинического и статистического прогноза неоднократно обсуждался психологами и до сих пор служит предметом дискуссий.

П. Мил, положивший начало дискуссиям, опираясь на анализ значительного количества работ в этой области, приходит к заключению о том, что статистический прогноз оказывается значительно более эффективным. Этот подтверждается и более поздними исследованиями, в которых, в частности показаны причины, ограничивающие результативность клинического прогноза (Barendregh, 1961). Оказывается, что увеличение объема диагностических данных, которые должен учитывать психолог, вначале приводит к возрастанию, а затем к снижению точности прогноза.

Наиболее уязвимое место клинического подхода – жертва частным, отдельным, во имя полноты картины. П.Б. ганнушкин в свое время писал. Что чем богаче опыт клинициста-психиатра, тем труднее делается, а подчас совершенно невозможен дифференциальный диагноз отдельного припадка.

Однако, статистический подход не может заменить клинический, когда ставится задача всестороннего описания личности, раскрытия причинных связей и отношений. Трудно найти альтернативу клиническому подходу и в тех областях исследования личности, в которых использование тестов оказывается малоэффективным.

Признаки – внешненаблюдаемые и регистрируемые симптомы.

Категории – скрытые латентные переменные. Если измерены количественно, то называются – факторы.

Соотношение признаков и категорий неоднозначно. За одним признаком может стоять несколько категорий.

ü Признак – вырвал из дневника лист. Категория – страх наказания, склонность обманывать.

ü Признак – кража. Категория – привычка, безвыходная жизненная ситуация.

4. Особенности количественных и качественных подходов в психодиагностике: стандартизированные и клинические методы.

Методы психодиагностики обеспечивают анализ различных симптомов и их систематический перебор.

Методы психодиагностики подразделяются на качественный и количественный подходы.

Количественный подход (стандартизированный метод):

Сюда входят все тестовые методы: опросники, тесты на интеллект, тесты специальных способностей и достижений.

Сферы применения: легко измеряемая психологическая реальность.

ü Экономичны (групповые, с использованием компьютеров).

ü Психометрически или технически обоснованы (корректный диагноз).

Качественный подход (клинический метод):

Анализ индивидуального случая. Не патология!

Используется понимание, методы экспертной оценки: беседа, наблюдение, проективные методики, анализ жизненного пути, анализ продуктов деятельности.

Сферы применения: трудноизмеримая психологическая реальность (смыслы, переживания).

ü Строго индивидуальный метод.

ü Психометрически не обоснован.

ü Результативность зависит от профессионализма психолога и его опыта работы.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник