Что такое эпопея и ее признаки

Эпопея

Содержание

Происхождение

Возникновению эпопеи предшествовало обращение былевых песен полулирического, полуповествовательного характера, вызванных боевыми подвигами клана, племени и приуроченных к героям, вокруг которых они группировались. Песни эти складывались в крупные поэтические единицы — эпопеи, — запечатленные цельностью личного замысла и построения, но лишь номинально приуроченные к тому или другому автору. Так возникли гомеровские поэмы «Илиада» и «Одиссея», а также французские «chansons de geste». [2]

Развитие и разновидности эпопеи

Поэтики Аристотеля и Горация возвели формы эпопеи в классические нормы, замкнув надолго изучение в небольшой круг образцов (Гомер, Вергилий). С открытием так называемой народной песни романтиками и школой братьев Гримм, а также с введением нового материала этнографами и фольклористами было положено начало изучению эпопеи на более широком историко-литературном основании. [2] В историко-литературной науке с XIX века термин эпопея часто употребляется в расширенном значении, охватывающем любое крупное произведение, обладающее признаками эпического построения. В этом смысле различают «романы-эпопеи», где главные герои описываются на фоне крупных событий исторического значения: «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Тихий Дон» М. А. Шолохова. В «героико-романических эпопеях» главные герои активно и целенаправленно участвуют в важных исторических событиях, в процессе которых происходит становление их личности: «Пётр I» А. Н. Толстого. [1]

Отдельно выделяют «нравоописательные эпопеи» прозаической направленности, масштабно повествующие о комическом состоянии национального общества: «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле, «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, «Остров пингвинов» Анатоля Франса. [1]

См. также

Примечания

Смотреть что такое «Эпопея» в других словарях:

эпопея — и, ж. épopée f. <гр. epopoiia эпическая поэзия. 1. Один из жанров эпоса большая поэма, в которой изображаются крупные исторические события. БАС 1. Эпопея самое высокое стихотворение, в котором описывается важное целого народа или всего… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ЭПОПЕЯ — (греч. от epos эпос, и poieo творю). Героическая поэма, составленная из эпических народных песен, воспевающих одно какое нибудь событие и характеризующих быт народа известной эпохи. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

Эпопея — ЭПОПЕЯ слово греческое, обозначает собрание былевых сводов, являющееся в результате попытки связать разнообразные сказания об одном и том же событии. Иногда такие попытки делаются в порядке государственного почина, как, напр., в Греции, где… … Словарь литературных терминов

ЭПОПЕЯ — ЭПОПЕЯ, эпопеи, жен. (греч. epopoiia). 1. Большая эпическая поэма, в которой изображаются крупные исторические события (лит.). Эпопеи Гомера. || Вообще литературное произведение эпического характера, в котором изображаются крупные исторические… … Толковый словарь Ушакова

эпопея — приключения, роман, сказ, эпос, одиссея, рассказ, история, похождения, повествование, опупея Словарь русских синонимов. эпопея 1. см. приключения. 2. см. расск … Словарь синонимов

Эпопея — (иноск.) исторія, событіе (намекъ на эпопею, эпосъ эпическое стихотвореніе (о событіи). Ср. Вся эта эпопея разыгрывалась еще въ то время, когда бабушка жила въ Петербургѣ. Лѣсковъ. Захудалый родъ. 1, 8. Ср. Она. внушитъ ему довѣріе. О, она… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

эпопея — ЭПОПЕЯ, эпос … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Эпопея — (от эпос и греческого poieo творю), обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально исторических событиях (“Илиада”, “Махабхарата”). Корни эпопеи в мифологии и фольклоре. В 19 в. возникает роман эпопея (“Война и мир” Л.Н.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЭПОПЕЯ — ЭПОПЕЯ, и, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Источник

Значение слова «эпопея»

1. Обширный цикл сказаний, легенд, песен древней поэзии, близких друг к другу по изображаемым событиям и постепенно сложившихся в целостное повествование. Некогда на основании превосходства Гомеровых эпопей думали, что бессмертие дается поэту только сочинением эпопеи. Чернышевский, Сочинения Пушкина. Основные виды эпоса: эпопея, поэма и роман в стихах. Сельвинский, Я буду говорить. || Крупное художественное произведение, изображающее события в широком историческом плане или продолжающиеся длительное время. Я не думал, что она [книга «Сестры»] развернется в трилогию. Но по мере того как я писал, развертывались события в России, и мне становилось ясно, что нельзя ставить точку на этой книге, что это начало большой эпопеи. А. Н. Толстой, Как создавалась трилогия «Хождение по мукам». || перен. Разг. Устный рассказ, повествование о чем-л., обычно длинное, насыщенное событиями, подробностями. Михайло слушал эту чудесную эпопею с нескрываемым изумлением. В самом деле, куда бы только ни показывался Сема, всюду его подкарауливала беда. Каронин-Петропавловский, Снизу вверх.

2. чего или какая. Историческое событие, ряд событий, имеющие большое значение в жизни народа, связанные с героическими подвигами. Двенадцатый год — это народная эпопея, память о которой перейдет в века и не умрет, покуда будет жить русский народ. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина. Эпопея Ленинграда — это героическая эпопея о великой силе русского народа, о мужестве советских людей. Тихонов, Ленинград принимает бой.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Читайте также:  Первые признаки поросной свиньи

В переносном смысле: сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий.

ЭПОПЕ’Я, и, ж. [греч. epopoiia]. 1. Большая эпическая поэма, в к-рой изображаются крупные исторические события (лит.). Эпопеи Гомера. || Вообще литературное произведение эпического характера, в к-ром изображаются крупные исторические события (книжн.). Гениальная э. Льва Толстого «Война и мир». 2. перен. Ряд крупных событий, сложная и значительная история чего-н. (книжн.). Э. гражданской войны. Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский. Л. Толстой.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

эпопе́я

1. филол. большая эпическая поэма, в которой изображаются крупные исторические события, героические деяния

2. перен. историческое событие, охватывающее значительный временной период и имеющие большое значение в жизни народа

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: говорильня — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Эпопея

Эпопея это наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Существенно различаются между собой древняя (и средневековая) героическая эпопея и эпопея Нового времени, к которой иногда применяют термин «роман-эпопея».

Героические эпопеи

Героические эпопеи, создававшиеся всеми народами в определенную эпоху их развития — в период формирования государственности, уходят корнями в древнейший фольклор, мифологию, легендарную память об исторических временах. Бытовавшие веками сказания и песни складывались в единую целостность, обычно воплощаемую письменно. Таковы древнегреческая эпопея «Илиада», индийская «Махабхарата», карело-финская «Калевала» (записи 1835-49), немецкая «Песнь о Нибелунгах» (13 век), французская «Песнь о Роланде» (12 век), скандинавская «Эдда» (запись 13 век). Однако бывало и так, что элементы эпопеи, уже родившиеся в недрах народного творчества, не смогли обрести единства и письменного воплощения. Так произошло, в частности, и с русской национальной эпопеей, которая созревала в богатырских былинах о Микуле Селяниновиче, Илье Муромце, Добрыне Никитиче, но не получила той законченной формы, которая, как правило, создается одним или несколькими индивидуальными авторами. Тем не менее, дошедшее до нас русское былинное богатство позволяет отчетливо осознать пафос и общие контуры формировавшейся в 10-14 веках национальной эпопеи. Содержание и строение героических эпопей многогранно и сложно. В них запечатлелся весь опыт народа в период его становления, отразились различные стадии и стороны этого процесса, хотя в отдельных эпопеях на первый план выдвигаются определенные моменты и темы (так, в «Калевале» изображена прежде всего борьба человека с силами природы, а в «Песни о нибелунгах» — борьба с враждебными племенами за самостоятельность народа).

Древние эпопеи

В основе художественности древних эпопей лежит величественная героика, ибо выступающие в них человеческие образы как бы непосредственно олицетворяют собой весь народ и решают своими деяниями судьбу целого общества и государства. В древних эпопеях господствует гиперболическая образность, переходящая в прямую художественную фантастику. С другой стороны, мифологическое мировосприятие, присущее людям отдаленных времен, обусловливает широчайшее изображение чудесного, волшебного, потустороннего. Гиперболизация, фантастика, волшебные образы часто выступают и в позднейшей литературе, в том числе современной. Но необходимо сознавать принципиальное отличие образности древних эпопей, ибо если позднее фантастика предстает обычно только как определенный способ художественного воплощения авторского замысла, то в древних эпопеях все чудесное и невероятное является объектом непосредственной веры и единственно возможной формой освоения мира.

Древняя эпопея вырастает на почве мифологического мировосприятия и создает фантастико-гиперболические образы всепобеждающих героев, словно наделенных мощью и умением целого народа. Но именно это дает древним эпопеям ту широту и полноту в художественном освоении мира, благодаря которым они и теперь сохраняют значение недосягаемых образцов эпического творчества. В этих эпопеях создана монументальная и всесторонняя картина мира, в которой находят место космические силы природы и особенности местного пейзажа, битвы, решающие судьбы народов, и подробности повседневного быта, возвышенные лики богов и героев — и простые человеческие лица. Все это находится в гармоническом соотношении и единстве, сливаясь в целостный образ бытия. Художественное содержание древних эпопей воплощено, естественно, в адекватной художественной форме, в широком и вольном повествовании, которое развертывает цепь событий. Древняя эпопея отмирает вместе с окончанием «детства человеческого общества». Она художественно необходима лишь до тех пор, пока сохраняются породившие ее общественные отношения, пока живет и определяет человеческое восприятие мира мифологическое сознание. После становления государства и зрелых форм цивилизации эпопея уже не может развиваться в своем первоначальном виде. Характерно, что на смену героической эпопеи является вначале эпопея комическая, которая переосмысляет и даже в известных отношениях высмеивает свою предшественницу (так, на место «Илиады» приходит «Война мышей и лягушек», 6-5 век до н.э.; на место «Песни о Роланде», 12 век, — «Неистовый Роланд», 1516, Ариосто). Однако комическая эпопея не является в полном смысле слова эпопеей, ибо не обладает широтой и многогранностью древних повествований; вернее будет назвать ее комической поэмой.

В течение ряда столетий многие большие поэты предпринимают попытки возродить подлинную эпопею; таковы произведения римского поэта Вергилия, итальянца Т.Тассо, португальца Л.де Камоэнса, француза П.де Ронсара, англичанина Э.Спенсера. Они получили наименование «искусственных эпопей». Гегель писал об «Освобожденном Иерусаиме» (1580) Тассо: «Этот эпос раскрывается как поэма, т.е. как поэтически сконструированное событие… Вместо того, чтобы, подобно Гомеру, произведение, как подлинный эпос, находило слово для всего, что представляет собою нация…» (Гегель. Сочинения). Человеческий мир кардинально изменился, и эпопеи нового мира не могла быть похожей на древнюю эпопею. Подлинными эпопеями эпохи позднего Средневековья и Возрождения явились глубоко своеобразные творения Данте, Ф.Рабле и М.Сервантеса, которые и по своему содержанию, и по форме принципиально отличались от эпопей древности. Эти произведения представляют собой как бы переход от древней героической эпопеи к роману-эпопее, характерному для Нового времени.

Читайте также:  Признаки прорезания зубов у детей

Эпопея Нового времени

Художественная природа эпопеи

Художественная природа эпопеи 19-20 веков объединяет ее в одну жанровую категорию с новеллой и романом. В современной эпопее, как и в романе, изображаются не непосредственно олицетворяющие собой целые народы герои, а люди в собственном смысле слова; мир предстает не как результат взаимодействия героев и потусторонних мифологических сил и существ, а как реальное соотношение человека и природы. Толстой писал по поводу «Войны и мира»: «Для художника… не может и не должно быть героев, а должны быть люди» (Толстой Л.Н. О литературе). Однако Толстой сказал и следующее: «Поэзия в старину занималась только сильными мира: царями и т.п., потому что себя эти сильные мира представляли высшими и полнейшими представителями людей. Если же брать людей простых, то надо, чтобы они выражали чувства всеобщие» (Там же). И простые люди в эпопее Толстого в самом деле воплощают в себе всеобщее, всенародное содержание, хотя это осуществляется совершенно иным,гораздо более сложным и опосредованным путем, чем в древней эпопее.

Основные черты современной эпопеи

Основной чертой современной эпопеи («Человеческая комедия», «Война и мир», «Братья Карамазовы», «Жизнь Клима Самгина», 1927-36) является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс, и это ставит ее в один ряд с величественными эпопеями прошлого и в то же время отделяет от романов в собственном смысле слова, например романов Г.Флобера, И.С.Тургенева, Т.Гарди. Эпопея занимает большое место и в литературе 20 века. К жанру эпопеи можно отнести «Жизнь Клима Самгина» М.Горького, «Тихий Дон» (1928-40) М.А.Шолохова, трилогию о Сноупсах (1940-59) У.Фолкнера, «Семью Тибо» (1922-40) Р.Мартена дю Гара. Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания личности. Это определяет необычно большой объем произведения, чаще всего занимающего несколько томов (хотя, конечно, сам по себе объем не может быть признаком эпопеи). Эпопея это один из самых трудных и очень редких жанров.

Слово эпопея произошло от греческого epopoiia, что в переводе означает — собрание песен, сказаний.

Источник

ЭПОПЕЯ

Смотреть что такое ЭПОПЕЯ в других словарях:

ЭПОПЕЯ

(греч. epopoiїa, от épos — слово, повествование и poiéo — творю) монументальное по форме эпическое произведение, отличающееся общенародной пробл. смотреть

ЭПОПЕЯ

ЭПОПЕЯ

эпопея ж. 1) Большое произведение эпического жанра, повествующее о каких-л. значительных исторических событиях. 2) перен. Историческое событие, охватывающее значительный временной период и имеющие большое значение в жизни народа.

ЭПОПЕЯ

эпопея ж. лит.epopee; epic (тж. перен.)

ЭПОПЕЯ

ЭПОПЕЯ

ЭПОПЕЯ

ЭПОПЕЯ

ЭПОПЕЯ — слово греческое, обозначает собрание былевых сводов, являющееся в результате попытки связать разнообразные сказания об одном и том же собы. смотреть

ЭПОПЕЯ

-и, ж. 1.Обширный цикл сказаний, легенд, песен древней поэзии, близких друг к другу по изображаемым событиям и постепенно сложившихся в целостное пове. смотреть

ЭПОПЕЯ

ЭПОПЕ́Я (греч. epopoiïa, от épos — слово, повествование и poiéō — творю), монументальное по форме эпическое произведение общенародной проблематики. На ранних стадиях развития словесности — преобладающая разновидность героического эпоса (см. Эпос); изображала наиболее существенные (по Гегелю — «субстанциальные») события и коллизии жизни: или мифологически осознанные народной фантазией столкновения сил природы, или военные столкновения племен и народов. Древние и средневековые Э. — большие стихотворные произведения — возникали посредством либо объединения коротких эпических сказаний, либо развития (разрастания) центрального события. Позднее народной Э. подражали некоторые поэты в своем индивидуальном творчестве («Энеида» Вергилия, «Генриада» Вольтера).

В «нравоописательной» эпической литературе, раскрывающей не героическое становление национального общества, а его комическое состояние, возникали прозаические Э. («Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «Мертвые души» Н. В. Гоголя, «Остров пингвинов» А. Франса). В XIX—XX вв. романтическая литература (раскрывающая становление характеров отдельных личностей, см. Роман), углубляясь до осмысления национально-исторических проблем, пришла к созданию «романов-Э.». В одних «романах-Э.» становление характеров главных героев подчиняется событиям национально-исторического масштаба («Война и мир» Л. Н. Толстого, «Тихий Дон» М. А. Шолохова). Другие романы являются «героико-романтическими» Э., в которых становление характеров главных героев происходит в процессе их сознательного и активного участия в исторических и революционных событиях («Пётр I» А. Н. Толстого, «Коммунисты» Л. Арагона и др.).

ЭПОПЕЯ

(от «эпос» и греч. poieo — творю) — наиболее крупный эпический жанр. Древняя эпопея (героический эпос) изображает, как правило, героическое событие, пр. смотреть

ЭПОПЕЯ

ЭПОПЕЯ

греч. epopoiїa, от Еpos – слово, повествование и poiЕo$ – творю), крупнейшая форма эпических произведений национально-исторической проблематики. На ранних стадиях развития литературы – разновидность народного героического эпоса, описывающего подвиги некоего мифологического идеализированного героя. Классическими образцами эпопеи являются «Илиада» и «Одиссея», «Махабхарата», «Песнь о Роланде». Для эпопеи характерны героический пафос, монументальная выпуклость и яркость повествования с большим количеством сравнений и гипербол. В русской литературе эпичность замысла приобретают поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» и Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Новой разновидностью эпопеи – романом-эпопеей – принято называть «Война и мир» Л. Н. Толстого (1863–69). В ней равное значение имеют и раскрытие характеров многочисленных героев, и изображение грандиозных национально-исторических событий 1805 и 1812 гг. Образуется единство философско-психологического романа («романа воспитания») и эпической исторической хроники. Жанр романа-эпопеи получил широкое распространение в русской литературе 20 в.: «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Тихий Дон» М. А. Шолохова, где становление характера главного героя происходит в ходе событий 1-й мировой и Гражданской войн; трилогия А. Н. Толстого «Хождение по мукам»; трилогия «Живые и мертвые» К. М. Симонова. смотреть

Читайте также:  Укажите неверное утверждение признаки характеризующие агроценозы

ЭПОПЕЯ

ЭПОПЕЯ

Эпопея (иноск.) исторія, событіе (намекъ на эпопею, эпосъ — эпическое стихотвореніе (о событіи). Ср. Вся эта эпопея разыгрывалась еще въ то время, ког. смотреть

ЭПОПЕЯ

ЭПОПЕЯ

ЭПОПЕЯ эпопеи, ж. (греч. epopoiia). 1. Большая эпическая поэма, в к-рой изображаются крупные исторические события (лит.). Эпопеи Гомера. || Вообще литературное произведение эпического характера, в к-ром изображаются крупные исторические события (книжн.). Гениальная эпопея Льва Толстого «Война и мир». 2. перен. Ряд крупных событий, сложная и значительная история чего-н. (книжн.). Эпопея гражданской войны. Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский. Л. Толстой.

ЭПОПЕЯ

ЭПОПЕ´Я (греч. ἐποποιΐα, от эпос и ποιέω — творю) — название большого по размерам художественного произведения эпического характера. Темой для Э. служ. смотреть

ЭПОПЕЯ

(гр. – слово творить) – самый крупный вид произведений эпического жанра. Это монументальное по форме и содержанию, цельное и обширное литературное изображение событий, представляющих общенародный интерес. Эпопеи возникают в период начального формирования коллективного сознания народа или в кризисные периоды жизни. Различают народные эпопеи («Слово о полку Игореве») и авторские («Война и мир» Л.Н. Толстого). В эпопеях изображаются события национально-исторического масштаба. смотреть

ЭПОПЕЯ

ж, лит. büyük eserэпопе́и Гоме́ра — Homer’in tabii destanlarıСинонимы: история, киноэпопея, одиссея, опупея, повествование, похождения, поэма, приклю. смотреть

ЭПОПЕЯ

ж лит. Epopöe f, Epos n sg неизм., pl EpenСинонимы: история, киноэпопея, одиссея, опупея, повествование, похождения, поэма, приключения, рассказ, рома. смотреть

ЭПОПЕЯ

(от греч. epos — эпос, повествование и poieo — творю) — 1) обширное повествование в стихах или прозе эпического жанра о выдающихся национально-исторических событиях (напр., греческая «Илиада», индийская «Махабхарата», «Война и мир» Л.Н. Толстого), истоки которых чаще всего коренятся в мифологии; 2) перен. длительная и сложная история, складывающаяся из ряда крупных событий (эпопея гражданской войны). смотреть

ЭПОПЕЯ

ЭПОПЕЯ

ЭПОПЕЯ

2)] Сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий.

ЭПОПЕЯ

(1 ж); мн. эпопе/и, Р. эпопе/йСинонимы: история, киноэпопея, одиссея, опупея, повествование, похождения, поэма, приключения, рассказ, роман, сказ, эпо. смотреть

ЭПОПЕЯ

1) (литературное произведение) 历史性长篇作品 lìshǐxìng chángpiān zuòpǐn2) перен. 历史性事件 lìshǐxìng shìjiànСинонимы: история, киноэпопея, одиссея, опупея, пове. смотреть

ЭПОПЕЯ

ЭПОПЕЯ

ЭПОПЕЯ

ЭПОПЕЯ

ж лит epopeia fСинонимы: история, киноэпопея, одиссея, опупея, повествование, похождения, поэма, приключения, рассказ, роман, сказ, эпос

ЭПОПЕЯ

ЭПОПЕЯ

ж. лит., перен. épopée fСинонимы: история, киноэпопея, одиссея, опупея, повествование, похождения, поэма, приключения, рассказ, роман, сказ, эпос

ЭПОПЕЯ

творю – обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях. Корни Э. в мифологии и фольклоре. В XIX в. возникает роман-Э., например «Война и мир» Л. Толстого. Кроме того, Э. называется сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий. смотреть

ЭПОПЕЯ

ЭПОПЕЯ

ЭПОПЕЯ

Ударение в слове: эпоп`еяУдарение падает на букву: еБезударные гласные в слове: эпоп`ея

ЭПОПЕЯ

• eposz • hősköltemény Синонимы: история, киноэпопея, одиссея, опупея, повествование, похождения, поэма, приключения, рассказ, роман, сказ, эпос

Источник

Русская литература. 10 класс

Жанр роман-эпопеи

Роман-эпопея — жанровая разновидность эпического произведения, обладающая чертами романа и эпопеи, с особой полнотой охватывающая исторический процесс, имеющая многослойный сюжет, повествующая о судьбах многих людей и событиях исторического масштаба.

Исследователи указывают, что произведениям этого жанра в равной мере присущи черты двух жанров — романа и эпопеи.

Эпопея (др.-греч. ἐποποιΐα, из ἔπος — «слово, повествование» и ποιέω — «творю») — крупное эпическое произведение о выдающихся национально-исторических событиях.

Эпопея — крупный эпический жанр, зародившийся в устном народном творчестве.

Фольклорные эпопеи представляли собой повествование героического характера об исторических или мифологических событиях общенационального масштаба и имели, как правило, поэтическую форму (индийская «Махабхарата», германская «Песнь о Нибелунгах»).

Литературные эпопеи возникают значительно позже фольклорных.

Первоначально эпопея — это большое стихотворное произведение, где действующими лицами являются люди и боги и описываются кровопролитные войны («Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Энеида» Вергилия и др.). В этих эпопеях особая композиция: они разделены на несколько относительно самостоятельных частей (песен, глав), каждая из которых имеет собственную завязку, кульминацию и развязку. Значительно позже черты эпопеи появляются в прозаических произведениях («Мёртвые души» Н. В. Гоголя).

В ХIХ веке появляется жанр романа-эпопеи, где становление и развитие характера героя тесно связано и во многом определяется общенародными по значимости событиями, а сюжет развивается по законам романного действия. Обычно к жанру романа-эпопеи относят произведение «Война и мир» Л. Н. Толстого (схема 22).

Схема 22. «Война и мир» Л. Н. Толстого как роман-эпопея

Действие произведения охватывает 15 лет (с 1805 по 1813 год, в эпилоге — 1820 год), включает описание двух войн, рассказывает о почти 600 действующих лицах, среди которых есть и реальные, и вымышленные персонажи. Масштабность повествования, отражение в произведении жизни целой нации, всех её сословий, судьбы государства в переломную для России эпоху — всё это черты эпопеи. Круг проблем, затронутых Л. Н. Толстым в «Войне и мире», необычайно широк. Писатель ставил своей задачей «захватить всё»: причины военных неудач в 1805— 1807 годах, роль личности в истории, суть исторического процесса, народный подвиг в войне 1812 года, роль дворянства в государственной жизни, проблему женской эмансипации и т. д. Автор сумел показать и великосветские рауты, и развлечения «золотой» молодежи, и парадные обеды с балами, и охоту. А рядом с этим — бунт богучаровских крестьян, преобразования Пьера Безухова в деревне. Место действия неоднократно меняется: Петербург, Москва, Лысые Горы, Отрадное, Австрия, Россия. Весь этот материал связан общей идеей, которую сам автор определял как «мысль народную».

Источник

Adblock
detector