C6h5oh fecl3 признаки реакции

Качественные реакции органических и неорганических веществ: таблица

Правила растворимости химических соединений:

Качественные реакции органических веществ

Вещество, функциональная группа

Реактив

Схема реакции

Характерные признаки

Непредельные углеводороды (алкены, алкины, диены), кратные связи

Ацетилен

образование осадка (ацетиленид серебра) белого цвета (взрывоопасен)

Бензол

образование тяжелой жидкости светло-желтого цвета с запахом горького миндаля

Толуол

Фенол (карболовая кислота)

р-р FeCl3 (светло-желтый)

окрашивание р-ра в фиолетовый цвет

насыщенный р-р Br2(бромная вода)

образование белого осадка со специфическим запахом

Анилин (аминобензол)

р-р хлорной извести CaOCl2 (бесцветный)

окрашивание р-ра в фиолетовый цвет

Этанол

насыщенный р-р I2 + р-р NaOH

C2H5OH + I2 + NaOH → CHI3↓ + HCOONa + NaI + H2O

образование мелкокристаллического осадка СНI3 светло-желтого цвета со специфическим запахом

CuO (прокаленная медная проволока)

выделение металлической меди, специфический запах ацетальдегида

Гидроксогруппа (спирты, фенол, гидроксикислоты)

выделение пузырьков газа (Н2), образование бесцветной студенистой массы

Эфиры (простые и сложные)

Н2О (гидролиз) в присутствии NaOH при нагревании

Многоатомные спирты, глюкоза

Свежеосажденный гидроксид меди (II) в сильно щелочной среде

ярко-синее окрашивание р-ра

Карбонильная группа – СНО (альдегиды, глюкоза)

образование блестящего налета Ag («серебряное зеркало») на стенках сосудов

образование красного осадка Сu2O

Карбоновые кислоты

окрашивание р-ра в розовый цвет

специфический запах образующегося сложного эфира

Муравьиная кислота

образование красного осадка Сu2O

«серебряное зеркало» на стенках сосуда

Олеиновая кислота

р-р KMnO4 (розовый) или I2 (бурый) или Br2(желтый)

Ацетаты (соли уксусной кислоты)

окрашивание р-ра в красно-бурый цвет

Стеарат натрия (мыло)

Н2О (гидролиз) + фенолфталеин

окрашивание р-ра в малиновый цвет

насыщенный р-р соли кальция

образование серого осадка

Концентрированная неорганическая кислота

образование белого осадка

Белок

запах «паленого», жженых перьев

ксантопротеиновая реакция (происходит нитрование бензольных колец в молекуле белка)

биуретовая реакция (образуется комплексное соединение)

сине-фиолетовое окрашивание р-ра

Качественные реакции неорганических веществ на катионы, анионы, для газов и для щелочных металлов

Качественные реакции на катионы

Катион

Реактив

Реакция

Характерные признаки

Красное окрашивание
Розовое окрашивание

Ва 2+

Растворимые сульфаты, серная кислота.
Пламя спиртовки.

Белый мелкодисперсный осадок BaSO4, нерастворимый в H2O и HNO3.
Желто-зеленая окраска пламени.

Растворимые хлориды, соляная кислота

Белый творожистый осадок AgCl, нерастворимый в H2O и HNO3

NH 4+

Раствор щелочи, нагревание, влажная фильтровальная бумажка, пропитанная лакмусом или фенолфталеином; палочка, смоченная HCl(конц)

Специфический запах аммиака. Изменение окраски бумажки. Палочка, смоченная HCl(конц) «дымит»

Al 3+

Растворы щелочи, кислоты

Белый осадок Al(OH)3, растворимый в кислоте в избытке щелочи

Zn 2+

Растворы щелочи, кислоты

Белый осадок Zn(OH)2, растворимый в кислоте в избытке щелочи

Mg 2+

Белый осадок Mg(OH)2, нерастворимый в избытке щелочи

Cr 3+

Растворы щелочи, кислоты

Cеро-зеленый осадок Cr(OH)3, растворимый в кислоте в избытке щелочи

Fe 2+

Раствор красной кровяной соли K3[Fe(CN)6]

Fe 3+

Раствор роданида аммония NH4CNS
Раствор желтой кровяной соли K4[Fe(CN)6]

Кроваво-красное окрашивание раствора Образование берлинской лазури Fe4[Fe(CN)6]3

Cu 2+

Раствор щелочи с последующим нагреванием

Ярко-голубой студенистый осадок, нерастворимый в избытке щелочи, разлагающийся при нагревании на черный осадок CuO и воду

Источник

Качественные реакции органических соединений

Качественные реакции органических соединений

Таблица. Качественные реакции на органические вещества

Органическое вещество Реактив Наблюдаемая реакция
Алкены, алкины, алкадиены

(этилен, ацетилен, дивинил и др.)

Бромная вода, Br2 (р-р) Обесцвечивание раствора (видеоопыт реакция этилена с бромной водой, ацетилен с бромной)
Алкены, алкины, алкадиены

(этилен, ацетилен, дивинил и др.)

Перманганат калия KMnO4 Обесцвечивание раствора (видеоопыт)
Алкины с тройной связью на конце цепи

(ацетилен С2Н2, пропин и др.)

Аммиачный раствор оксида серебра, [Ag(NH3)2]OH Выпадение осадка соли серебра (видеоопыт)
Многоатомные спирты (этиленгликоль, глицерин и др.) Свежеосажденный гидроксид меди (II) Сu(OH)2 Образование ярко-синего раствора комплекса (видеоопыт)
Фенолы

6Н5ОН — фенол и др.)

Бромная вода, Br2 (р-р) Выпадение белого осадка
Раствор хлорида железа (III) FeCl3 Образование фиолетового раствора
Альдегиды

(СН2О — муравьиный альдегид и др.)

+ муравьиная кислота НСООН

+ глюкоза (и другие углеводы-альдозы)

Источник

4.1.5. Качественные реакции органических соединений.

Алкены >C=C C=C C(OH)-C(OH) C=C C(Br)-C(Br) +

Постепенное обесцвечивание подкисленного раствора KMnO4. Выпадения бурого осадка MnO2 не наблюдается, поскольку марганец восстанавливается до практически бесцветной соли двухвалентного марганца. Чаще всего в качестве подкислителя изпользуют серную кислоту. На примере с толуолом реакция выглядит следующим образом:

Исчезновение желто-коричневой окраски бромной воды с одновременным выпадением белого осадка трибромфенола:

Разбавленный водный раствор соли железа (III), например,

Исчезновение желто-коричневой окраски бромной воды с одновременным выпадением белого осадка триброманилина:

Одноатомные первичные и вторичные спирты

R-CH2-OH + CuO =t o => R-CHO + Cu + H2O,

вторичный — в кетон:

R-C(OH)-R’+ CuO =t o => R-C(O)-R’ + Cu + H2O,

В случае метанола появляется легко узнаваемый запах формальдегида (естественно, чтобы он был узнаваемым, нужно до этого быть знакомым с его запахом:-) )

В случае реакции с CuO этилового спирта чувствуется специфический запах ацетальдегида, схожий с ароматом прелых яблок сорта «антоновка»

Растворение голубого осадка Cu(OH)2 с образование ярко-синего раствора комплексного соединения меди. На примере с глицерином уравнение реакции выглядит следующим образом:

Альдегиды,

CHO

Аммиачный раствор оксида серебра

Так называемая реакция серебряного зеркала. В результате восстановления Ag +1 в металлическое серебро Ag 0 на стенках сосуда образуется зеркало. При небрежном смешении реагентов или в недостаточно чистом сосуде вместо серебряного зеркала может образоваться черный осадок, состоящий из мелкодисперсных частиц металлического серебра. В обоих случаях наблюдаемые явления описываются уравнением в общем виде:

Образование оранжево-красного осадка Cu2O при нагревании в результате реакции:

Карбоновые кислоты,

-COOH

Выделение углекислого газа в результате разложения образующейся нестойкой угольной кислоты H2CO3:

Появление запаха сложного эфира, образующегося в результате реакции:

R-COOH + R’-OH → R-COO-R’ + H2O

Запахи эфиров весьма разнообразны, но общим является ярко выраженная пахучесть, нередко, могут напоминать ароматы различных фруктов.

Муравиная кислота

-СООН

Окрашивание лакмуса в красный цвет, по причине кислой среды, создаваемой муравьиной кислотой:

Аммиачный раствор оксида серебра

Молекуле муравьиной кислоты, не смотря на ее малый размер удается сочетать в себе помимо карбоксильной группы также и карбонильную, которая позволяет вступать муравьиной кислоте в реакцию серебряного зеркала подобно альдегидам:

Растворимые соли жирных карб. кислот, например, стеарат натрия

Выпадение хлопьевидного белого осадка малорастворимой жирной кислоты:

Выпадение белого осадка нерастворимой кальциевой или магниевой соли жирной кислоты. Ионное уравнение в общем виде:

где R-длинный углеводородный радикал.

На примере, стеарата натрия и хлорида кальция молекулярное уравнение реакции выглядит так:

Окрашивание фенолфталеина в малиновый цвет как в щелочах, ввиду того, что соли жирных кислот гидролизуются по аниону:

Источник

Качественные реакции органической химии
материал для подготовки к егэ (гиа) по химии (10, 11 класс)

Таблица качественных реакций органических соединений

Скачать:

Предварительный просмотр:

Качественные реакции органических соединений

Вещество, функциональная группа

Алкены (двойная связь)

СН 2 =СН 2 + Н 2 О + KMnO 4 → КОН + MnO 2 ↓+ СН 2 (ОН)-СН 2 (ОН)

р-р Br 2 (бромная вода)

СН 2 =СН 2 + Br 2 → СН 2 (Br)-СН 2 (Br)

р-р Br 2 (бромная вода)

СН 2 =СН-СН=СН 2 + Br 2 →СН 2 (Br)-СН(Br)СН=СН 2

СН≡СН + Н 2 О + KMnO 4 → КОН + MnO 2 ↓ +

р-р Br 2 (бромная вода)

Аммиачный р-р Ag 2 O (Терминальные алкины)

СН≡СН + [Ag(NH 3 ) 2 ]OH → AgC≡CAg↓ + NH 3 ↑ + H 2 O

образование осадка желтого цвета (взрывоопасен)

K, Na (Терминальные алкины)

2СН≡СН + 2Na → 2СН≡СNa + Н 2

Выделение газа Н 2

6С 6 H 5 OH + FeCl 3 →Н 3 [(C 6 H 5 O) 6 Fe] +3HCl

Окрашивание р-ра в фиолетовый цвет

р-р Br 2 (бромная вода)

C 6 H 5 OH + 3Br 2 → C 6 H 2 Br 3 OH↓ + 3HBr

образование белого осадка со специфическим запахом

CuO (прокаленная медная проволока)

C 2 H 5 OH + CuO → Cu↓ + CH 3 CHO + H 2 O

выделение металлической меди, специфический запах ацетальдегида

C 2 H 5 OH + Na → C 2 H 5 ONa + Н 2

Выделение газа Н 2

(две или более гидроксильных групп)

Свежеосажденный Cu(OH) 2 в сильно щелочной среде

ярко-синее окрашивание р-ра

ксантопротеиновая реакция (происходит нитрование бензольных колец в молекуле белка)

без нагревания – появляется желтое окрашивание р-ра; при нагревании и добавлении раствора аммиака белок окрашивается в желтый цвет

Свежеосажденный Сu(OH) 2

биуретовая реакция (образуется комплексное соединение)

сине-фиолетовое окрашивание р-ра

3 HCOOH + 2 KMnO 4 → CO 2 + 2 H 2 O + 2 KHCO 3 + 2 MnO 2 ↓

р-р Br 2 (бромная вода)

+ Br 2 + H 2 O → + 2HBr

Свежеосажденный Сu(OH) 2

+ 2 Сu(OH) 2 → + Cu 2 O↓ + 2H 2 O

образование красного осадка Сu 2 O

Аммиачный р-р Ag 2 O

«серебряное зеркало» на стенках сосуда

2CH 3 COOH + Na 2 CO 3 → 2CH 3 COONa + CO 2 + H 2 O

Выделение газа CO 2

2CH 3 COOH + 2Na → 2CH 3 COONa + H 2

Выделение газа Н 2

Свежеосажденный Сu(OH) 2

HCOOH + Cu(OH) 2 → Cu 2 O↓ + H 2 O + CO 2 ↑

образование красного осадка Сu 2 O

р-р Br 2 (бромная вода)

HCOOH + Br 2 → CO 2 + 2HBr

3 HCOOH + 2 KMnO 4 → CO 2 + 2 H 2 O + 2 KHCO 3 + 2 MnO 2 ↓

аммиачныйр-р Ag 2 O

HCOOH + 2[Ag(NH 3 ) 2 ]OH → 2Ag↓ + 2H 2 O + CO 2 ↑+ 4NH 3

«серебряное зеркало» на стенках сосуда

CH 3 NH 2 + HNO 2 → CH 3 OH + N 2 +H 2 O

Выделение газа N 2

р-р Br 2 (бромная вода) (Анилин)

C 6 H 5 NH 2 + 3Br 2 → C 6 H 2 Br 3 NH 2 ↓ + 3HBr

образование белого осадка со специфическим запахом

Аммиачный р-р Ag 2 O

С 5 Н 11 О 5 CHO+ 2 [Ag(NH 3 ) 2 ]OH → 2 Ag↓ + С 5 Н 11 О 5 COONH 4 + 3NH 3 +H 2 O

«серебряное зеркало» на стенках сосуда

Свежеосажденный Сu(OH) 2

+ 2 Сu(OH) 2 → + Cu 2 O↓ + 2H 2 O

образование красного осадка Сu 2 O

р-р Br 2 (бромная вода)

+ Br 2 + H 2 O → + 2HBr

Свежеосажденный Сu(OH) 2

сине-фиолетовое окрашивание р-ра

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Медиа Урока «Качественные реакции в органической химии», 10 класс.

Данный материал распечатывается учащимся, как памятка при подготовке к сдаче экзаменов.

С уникальностью в органической химии немного проблематично, но тем не менее, есть достаточно много реакций для определения того или иного вещества или класса соединений.

Презентация. УРОК – практикум.

Типы химических реакций в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений (индуктивный и мезамерный эффекты). Механизмы реакций в органической химии. Задания и упражнен.

Основные реакции органической химии может использоваться как памятка учащимся при подготовке к экзаменам или контрольным работам. Материалы из кейса для учителей химии.

Источник

Класс: 10

Презентация к уроку

Форма урока: комбинированный (2 часа).

Оборудование: мультимедийная установка, шаростержневые модели бензола, этилового спирта, презентация “Химические свойства фенола”.

На ученических столах: коллекция изделий на основе фенолформадегильной смолы, FeCl3, чайная заварка.

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний и мотивация познавательной деятельности.

Учитель: В основе учения об органических веществах лежит теория химического строения А.М.Бутлерова. Объясните почему?

(Ответ: Эта теория раскрывает взаимосвязь между строением веществ и их свойствами, показывает, что свойства веществ неслучайные).

Из каких двух знакомых фрагментов состоит молекула фенола?

Сформулируйте 3 положение теории А.М.Бутлерова.

3. Определение темы урока, целей и задач урока.

Учитель задаёт вопрос: Как вы считаете, какой будет тема урока?

(Ученики высказывают версии, формулируют с помощью учителя тему урока.

Записывают тему урока в тетрадь). Слайд 3.

4. Изучение нового материала.

Учитель: Свойствами каких соединений формально должен обладать фенол?

(Ответ: фенол должен сочетать свойства аренов (бензола) и одноатомных спиртов).

Учитель: Оказывается, это не совсем так.

Именно поэтому фенолы рассматриваются отдельно от класса спиртов.

Учитель: Как Вы думает, в чем причина?

(Ответ: причина кроется в том, что в результате взаимного влияния гидроксильной группы и ароматического радикала химические свойства этих фрагментов изменяются, а фенол в целом приобретает некоторые особенные свойства). (Слайд: 7).

4.1. Кислотные свойства фенола.

Ученики предполагают, что для фенола характерна реакция с Ме (IА). (Слайды: 8, 9).

2 C6H5OH +2 Na —> 2 C6H5ONa + H2

В отличие от спиртов фенол взаимодействует с щелочами.

C6H5OH + NaOH C6H5ONa + H2O

Вопрос: что происходит с солями в водном растворе? Какова реакция среды в растворе фенолята натрия? (Ответ: они гидролизуются; среда щелочная). (Слайд: 13).

Учитель: первым названием фенола было карболовая кислота. Однако кислота эта значительно слабее не только сильных, но даже некоторых неорганических кислот, даже угольной:

C6H5ONa + CO2 +H2O —> C6H5OH +NaHCO3.

Вопрос: Чем обусловлено различие кислотных свойств спиртов и фенола?

Вопрос: как можно получить сложные и простые эфиры?

Ученики высказывают свои предположения. Затем идет объяснение.

Учитель: в отличие от спиртов, фенолы не образуют сложных эфиров при действии на них карбоновых кислот, для этого можно использовать хлорангидриды кислот. H3CC(O)Cl+HO–C6H5 —> H3C–C(O)–O–C6H5+HCl (Слайд: 16).

В качестве исходных веществ для получения простых и сложных эфиров используются также феноляты. (Слайды: 17, 18).

Затем ученики составляют уравнения возможных реакций получения эфиров. (Слайд: 19). (На усмотрение учителя данное упражнение может быть выполнено учениками в качестве домашнего задания).

4.2. Реакции электрофильного замещения.

Учитель: Почему реакции электрофильного замещения в бензольном кольце фенола протекают легче, чем у бензола, и в более мягких условиях? (Слайд: 20).

Хлорирование (Слайд: 22).

Реакция с бромной водой- качественная реакция. (Слайд: 23, 24).

Аналогичные закономерности наблюдаются при нитровании фенола. Однако при действии на фенол разбавленной азотной кислотой можно получить смесь монозамещенных нитропроизводных: о-нитрофенола и п-нитрофенола. (Слайд: 25).

Электроноакцепторные свойства нитрогрупп значительно усиливают кислотность тринитрофенола. Он является примерно в миллиард раз более сильной кислотой по сравнению с фенолом, и в 100 раз сильнее фосфорной кислоты. (Слайд: 28).

4.3. Реакция поликонденсация.

Работа с коллекцией изделий на основе фенолформадегильной смолы.

4.5. Взаимодействие с раствором хлорида железа (III).

Качественной реакцией на фенол и его гомологи является образование окрашенных комплексов с раствором хлорида железа (III). (Слайд 33, 34).

В экстрактах многих растений, особенно обладающих дубильным и вяжущим действием, содержатся вещества, называемые “танины”. В состав их молекул входит большое число фенольных остатков. Они также дают с хлорным железом интенсивное окрашивание. Ученики проводят опыт: в пробирку наливают 2-3 мл холодной чайной заварки светло-желтого цвета и добавляют 2-3 капли раствора хлорида железа (III). Жидкость приобретает чернильный цвет. В чайных листах содержится большое количество танина, придающего напитку терпкий вяжущий привкус.

Объяснение: фенолы легко окисляются даже под действием кислорода воздуха. На воздухе фенол постепенно окрашивается в розовато-красный цвет. При окислении фенола сильными окислителями основным продуктом окисления является хинон. Двухатомные фенолы окисляются легче. При окислении гидрохинона также образуется хинон.

Окисление фенола и гидрохинона. (Слайд 37, 38). На усмотрение учителя данный материал может быть рассмотрен на элективных курсах при подготовке к ЕГЭ.

5. Заключительная часть.

Задания для закрепления материала и развития логического мышления. (Слайд 39-41).

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель предлагает ученикам определить результаты урока, сравнить их с целями.

7. (Слайд 42). Домашнее задание.

Параграф 18 по учебнику О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.Ю.Пономарев. Химия. 10 класс (М. Дрофа, 2014); стр. 193 № 1-10.

Источник

Читайте также:  Признаки золотистого стафилококка у собак
Соединение, функциональная группа Реагент Что наблюдается, уравнение реакции
Светло-желтая окраска разбавленного раствора соли трехвалентного железа сменяется на фиолетовую
Анилин Бромная вода
Любая сильная неорганическая кислота или кислота средней силы H2SO4 (разб.) HCl HI HBr HNO3 (разб.) H3PO4