Безадресность как признак налога

Экономическое содержание и функции налогов

Налоги – императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента + (см 8 ст. НК)

Цель взимания налога – обеспечение деятельности государства и муниципальных образований (фиск.), а также стимулирование или сдерживание процессов производства и обращения (регул.).

· Обязательность (императивность)- каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

· Индивидуальная безвозмездность – уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика (в этом заключается отличие налога от пошлины)

· Смена формы собственности- при уплате налога доля частной собственности становится государственной.

· Безадресность – налоги поступают в бюджетный фонд, в котором обезличиваются и неизвестно на какие цели расходуются средства от взимания конкретного налога

· Безвозвратность – уплачиваемые в бюджетную систему налоги не возвращаются налогоплательщику.

§ Функции налога. Роль налога в макроэкономическом регулировании.

I. Фискальная – формирование бюджетного фонда государства с целью обеспечения его финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения его функций.

II. Регулирующая – посредством налогов государство может влиять на:

Ø Производственные и инвестиционные процессы (путем стимулирования либо сдерживания определённых отраслей)

Ø Динамику потребления и сбережения (посредством установления различных ставок косвенных налогов)

Ø Уровень доходов физических и юридических лиц (путем установления дифференцированных ставок налогов, предоставления льгот определенным слоям населения)

Инструменты налогового регулирования:

Кривая А. Лаффера: Графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума.

Х – уровень налоговых ставок

У – объем налоговых доходов бюджета

Ха – оптимальный размер налоговой ставки

Уа – максимальная величина объема налоговых доходов

▲ К списку вопросов с

Источник

1. Экономическое содержание и функции налогов.

Налоги – императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента + (см 8 ст. НК)

Налог— это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Цель взимания налога – обеспечение деятельности государства и муниципальных образований (фиск.), а также стимулирование или сдерживание процессов производства и обращения (регул.).

Обязательность (императивность)- каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Индивидуальная безвозмездность – уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика (в этом заключается отличие налога от пошлины)

Смена формы собственности- при уплате налога доля частной собственности становится государственной.

Безадресность – налоги поступают в бюджетный фонд, в котором обезличиваются и неизвестно на какие цели расходуются средства от взимания конкретного налога

Безвозвратность – уплачиваемые в бюджетную систему налоги не возвращаются налогоплательщику.

Функции налога. Роль налога в макроэкономическом регулировании.

Фискальная – формирование бюджетного фонда государства с целью обеспечения его финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения его функций.

Регулирующая – посредством налогов государство может влиять на:

Производственные и инвестиционные процессы (путем стимулирования либо сдерживания определённых отраслей)

Динамику потребления и сбережения (посредством установления различных ставок косвенных налогов)

Уровень доходов физических и юридических лиц (путем установления дифференцированных ставок налогов, предоставления льгот определенным слоям населения)

Инструменты налогового регулирования:

Кривая А. Лаффера: Графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума.

Х – уровень налоговых ставок

У – объем налоговых доходов бюджета

Ха – оптимальный размер налоговой ставки

Уа– максимальная величина объема налоговых доходов

К списку вопросовс

Читайте также:  Смысл высказывания неясность слова есть неизменный признак неясности мысли

2. Элементы налога и их характеристика.

Элементы налога – отражают его социально-экономическую сущность и родовые признаки.

Принцип элементов налога используется в законодательных актах государства о налогах: «При установлении должны быть определены все его элементы. Акты о налогах и сборах должны быть сформулированы».

Существенные (без которых ни налоговые обязательства, ни порядок его исполнения не могут считаться определенными)

Факультативные (их отсутствие не влияет на степень определенности налогового обязательства; например налоговые льготы)

Существенные элементы налога:

Объект налога – юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог. Реализация товаров, имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (ст. 38.1 НК РФ).

Налоговая база – количественное выражение предмета налогообложения, основа налога, к которой применяется ставка налога. В соотв. со ст. 53.1 НК РФ – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (ст. 53.1 НК РФ).

Налоговый период – время, определяющее период исчисления суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, т.е. оклад налога. Календарный год ил иной период времени, применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (ст. 55 НК РФ).

Порядок исчисления налога – определяет лицо, обязанное исчислить налог (налогоплательщик, налоговый орган или налоговый агент), а также метод исчисления налога (некумулятивный или кумулятивный, т.е. нарастающим итогом).

Срок уплаты налога – календарная дата, истечение времени со дня события или конкретное событие, которые обуславливают обязанность уплатить налог (ст. 57 НК РФ).

Порядок уплаты налога – технические приемы и способы внесения налогоплательщиком или налоговым агентов суммы налога в соответствующий бюджет.

Налоговые льготы – преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах и предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, по сравнению с другими налогоплательщиками (ст. 56 НК РФ).

К списку вопросов► 3: Классификация налогов

Источник

Налоги и сборы

Понятие, признаки налога и сбора. Цель взимания налога и сбора. Правовое значение признаков налога и сбора

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Признаками налога являются:

2) индивидуальная безвозмездность. За счет налогов происходит финансирование всей деятельности государства, но при этом конкретное физическое или юридическое лицо, начисляющее и уплачивающее определенный налог, какого-либо возмещения в виде получения имущества, имущественных или неимущественных прав не получает. Именно в этом основное отличие налога от сбора: сбор уплачивается за совершение государственными органами определенного действия, таким образом лицо, уплачивающее сбор, получает вполне ощутимое возмещение оплаченной суммы в виде оказанных услуг;

3) денежная форма. Налоги взимаются в форме денежных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

4) публичный характер. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публичноправовой, а не частноправовой (гражданско-правовой), характер, что обусловлено публичноправовой природой государства и государственной власти по смыслу ст. 1 (ч. 1), 3, 4 и 7 Конституции РФ;

Налог и иные обязательные платежи. Функции налога

Налоги выполняют следующие функции:

1) фискальную. Фискальная природа налога появилась вместе с появлением самого обязательного платежа. Так, для того чтобы государство успешно функционировало, деятельность государственных органов и должностных лиц необходимо финансировать. Финансирование деятельности государства во многом происходит именно благодаря налогам и сборам. В этом и заключается фискальная функция налогов и сборов;

Читайте также:  Математический диктант по теме признаки делимости 6 класс

2) регулирующую. При помощи налогов происходит регулирование общественных отношений. При помощи установления налогов и их ставок государством осуществляется поддержка одних отраслей экономики и снижение развития других. В зависимости от того, поддерживается определенная хозяйственная деятельность или нет, выделяются стимулирующая и пресекающая функции налогов. Так, стимулирующую функцию выполняет, например, установление единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Наоборот действуют акцизы на алкоголь или налог на игорный бизнес. С помощью установления высоких ставок в данных отраслях государство снижает количество желающих заниматься этим видом бизнеса. В нормативно-правовых актах налоговых органов, в частности в письме Департамента налоговых реформ Минфина РФ от 2 июня 1997 г. N 04-01-11 и письме Департамента налоговых реформ Минфина РФ от 26 июня 1997 г. N 04-01-11, отмечается приоритет стимулирующей функции. Так, НК РФ предусматривает создание оптимального налогового режима для экономической деятельности, упор при проведении реформы делается на повышение налогообложения тех видов деятельности, где сосредоточиваются реальные доходы, а также на «усиление стимулирующей функции налогов».

Основной функцией сборов является оплата расходов государственных органов и их должностных лиц, возникающих в связи с совершением ими действий в пользу физических лиц или организаций.

Принципы налогообложения в РФ

Принципы налогообложения в Российской Федерации установлены в ст. 3 НК РФ.

Итак, законом закреплены следующие основные начала законодательства о налогах и сборах:

1) законность. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;

3) принцип обязательности уплаты налогов и сборов. В соответствии с этим принципом каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

5) принцип экономической обоснованности. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

6) принцип установления всех элементов налогообложения. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

7) обеспечение единого экономического пространства Российской Федерации. Конституционный принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности установлен ч. 1 ст. 8 Конституции РФ. Таким образом, установление налогов, препятствующих развитию единого экономического пространства путем, например ограничения объема перемещаемых из одного субъекта Федерации в другой товаров либо взимания налогов с налогоплательщиков иных регионов, является незаконным;

8) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). В связи с этим при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах судам необходимо оценивать определенность соответствующей нормы.

Источник

Безадресность как признак налога

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Налоги – императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента + (см 8 ст. НК)

Цель взимания налога – обеспечение деятельности государства и муниципальных образований (фиск.), а также стимулирование или сдерживание процессов производства и обращения (регул.).

Обязательность (императивность)- каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Индивидуальная безвозмездность – уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика (в этом заключается отличие налога от пошлины)

Читайте также:  Первый признак заболевания сифилисом

Смена формы собственности- при уплате налога доля частной собственности становится государственной.

Безадресность – налоги поступают в бюджетный фонд, в котором обезличиваются и неизвестно на какие цели расходуются средства от взимания конкретного налога

Безвозвратность – уплачиваемые в бюджетную систему налоги не возвращаются налогоплательщику.

Функции налога. Роль налога в макроэкономическом регулировании.

Фискальная – формирование бюджетного фонда государства с целью обеспечения его финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения его функций.

Регулирующая – посредством налогов государство может влиять на:

Производственные и инвестиционные процессы (путем стимулирования либо сдерживания определённых отраслей)

Динамику потребления и сбережения (посредством установления различных ставок косвенных налогов)

Уровень доходов физических и юридических лиц (путем установления дифференцированных ставок налогов, предоставления льгот определенным слоям населения)

Инструменты налогового регулирования:

Кривая А. Лаффера: Графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума.

Х – уровень налоговых ставок

У – объем налоговых доходов бюджета

Ха – оптимальный размер налоговой ставки

Уа – максимальная величина объема налоговых доходов

Налоги – императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента + (см 8 ст. НК)

Цель взимания налога – обеспечение деятельности государства и муниципальных образований (фиск.), а также стимулирование или сдерживание процессов производства и обращения (регул.).

Обязательность (императивность)- каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Индивидуальная безвозмездность – уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика (в этом заключается отличие налога от пошлины)

Смена формы собственности- при уплате налога доля частной собственности становится государственной.

Безадресность – налоги поступают в бюджетный фонд, в котором обезличиваются и неизвестно на какие цели расходуются средства от взимания конкретного налога

Безвозвратность – уплачиваемые в бюджетную систему налоги не возвращаются налогоплательщику.

Функции налога. Роль налога в макроэкономическом регулировании.

Фискальная – формирование бюджетного фонда государства с целью обеспечения его финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения его функций.

Регулирующая – посредством налогов государство может влиять на:

Производственные и инвестиционные процессы (путем стимулирования либо сдерживания определённых отраслей)

Динамику потребления и сбережения (посредством установления различных ставок косвенных налогов)

Уровень доходов физических и юридических лиц (путем установления дифференцированных ставок налогов, предоставления льгот определенным слоям населения)

Инструменты налогового регулирования:

Кривая А. Лаффера: Графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума.

Х – уровень налоговых ставок

У – объем налоговых доходов бюджета

Ха – оптимальный размер налоговой ставки

Уа – максимальная величина объема налоговых доходов

Источник

Видовая структура обязательных платежей

Варианты построения национальной системы обязательных платежей

Тема 1. Основные положение теории налога

1. Экономическая сущность понятий «налог», «сбор» и т.д.

Налоги — императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд без предоставления субъекту эквивалента.

Ст. 8 НК: обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Признаки налога:

— смена формы собственности (частная –> государственная)

— безадресность (налоги идут в бюджетный фонд)

Пошлины — денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, при этом субъект пошлины получает право на осуществление действий, документ или свидетельство.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц (ст. 8), уплата является условием осуществления в пользу плательщика юридически значимых действий.

В РФ 3-й вариант, т.к.:

— Из состава местных налогов и сборов исключены регистрационный и лицензионный сборы

— Из состава федеральных налогов исключены экологический и лесной

— Всем таможенным пошлинам придан неналоговый характер

— ЕСН заменён совокупностью неналоговых обязательных платежей

Платежи налогового характера Платежи неналогового характера

Источник

Adblock
detector