- Этническая территория белорусов
- Содержание
- Определение этнической территории белорусов в дореволюционной истории
- Формирование территории Белоруссии при советской власти
- Чем белорусы отличаются от русских. 6 главных отличий.
- Этнический состав населения мира. Особенности этнического состава Республики Беларусь
- Белорусы — не славяне, Беларусь — это Литва: разбираем мифы националистов
Этническая территория белорусов
Этническая территория белорусов ― территория компактного расселения белорусов как этноса. С данной территорией связан этногенез белорусов и их этническая история. Принадлежащая этнической территории географическая среда ― не только сфера проживания белорусов, но и жизненная основа, обуславливающая специфику хозяйственных занятий и творческой культуры.
Содержание
Определение этнической территории белорусов в дореволюционной истории
После присоединения Великого княжества Литовского к России в официальных документах эти территории стали называть Западной Россией, Западным или Северо-Западным краем, название «Белоруссия» применялось по отношению к губерниям белорусского генерал-губернаторства. Однако во второй половине XIX века по мере накопления и осмысления конкретного фольклорно-этнографического материала обозначилось единая этнографическая область, включающая почти всю современную территорию Белоруссии, название «Белоруссия» стало часто употребляться также и в отношении Минской, Гродненской и Смоленской губерний.
Атлас 1864 года А. Ф. Риттиха и составленная им «Этнографическая карта Европейской России» (1875) так очерчивали территорию расселения белорусов: на запад и юг от Сувалок (на запад от Белостока), и дальше по реках Нарев, Ясельда, Припять до ее впадения в Днепр, на север и восток ― севернее Вильнюса, далее на Свенцяны, Люцин, Великие Луки, на запад от Вязьмы и Мглина, затем по Днепру до устья Припяти.
Следует отметить, что всеми упомянутыми исследователями Западное Полесье относилось к украинской (в терминах той эпохи — малороссийской) этнической области.
Формирование территории Белоруссии при советской власти
В результате польского похода Красной Армии 17 сентября 1939 года и установления 28 сентября 1939 года между нацистской Германией и Советским Союзом по заключённому в Москве Договору о дружбе и границе между СССР и Германией, в ноябре 1939 года на основании закона СССР от 2 ноября 1939 года Западная Белоруссия вошла в состав БССР.
В соответствии с решениями Ялтинской конференции (4 — 11 февраля 1945) лидеров стран антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании — по окончании войны 16 августа 1945 года было подписано соглашение о границе между Польшей и СССР, согласно которому из состава БССР Польше были переданы 17 районов Белостокской и 3 района Брестской области; 5 февраля 1946 года (после обмена ратификационными грамотами) соглашение вступило в силу.
Источник
Чем белорусы отличаются от русских. 6 главных отличий.
Белорусы – это западные балты с примесью славянской крови. Различия генетического уровня
Пару лет назад в России были проведены исследования под названием «Русский генофонд». Правительство даже выделило грант ученым из лаборатории центра Российской академии медицинских наук. Ученые впервые в истории России смогли на несколько лет полностью сосредоточиться на изучении генофонда русского народа.
Оказалось, что русские – это никакие не восточные славяне, а финны. Так, по Y-хромосоме генетическое расстояние между русскими и финнами Финляндии составляет всего 30 условных единиц (близкое родство). А генетическое расстояние между русским человеком и так называемыми финно-угорскими народностями (марийцами, вепсами, мордвой и пр.), проживающими на территории РФ, равно 2-3 единицам. Проще говоря, генетически они идентичны.
Результаты анализа ДНК показали, что еще одна ближайшая родня русских, кроме финнов, — это татары: русские от татар находятся на том же генетическом расстоянии в 30 условных единиц, которые отделяют их от финнов.
Анализ генофонда белорусов показал, что они генетически очень далеки от русских, фактически идентичны северо-восточным полякам – то есть жителям польской провинции Мазова. То есть, изучение генофонда только подтвердило исторические реалии: белорусы – это западные балты (с некоторой примесью славянской крови), а русские – финны.
В 2005 году в Беларуси были опубликованы результаты аналогичных исследований. Издательство “Тэхналогія” опубликовала книгу Алексея Микулича «Белорусы в генетическом пространстве. Антропология этноса». Выводы автора очень схожи с мнением российских коллег. Каждый из трех восточно-славянских этносов, согласно антропологическим данным, имеет свою уникальность. Они формировались в разном географическом пространстве, на особых субстратных праосновах.
Помещенная в книге графическая интерпретация обобщенных характеристик их генофондов позволяет наглядно увидеть степень схожести и различия. «Этнические облака»[этнос каждого народа был представлен облаком и в зависимости от схожести, соприкасался с «другими облаками»] белорусов и украинцев довольно компактные и на приложенной диаграмме частично перекрываются.
Российское же «облако» очень размытое, и только незначительная его доля перекрывается с первыми двумя. В то время как украинское «этническое облако» вообще не граничит с финно-угорскими, а белорусское только касается их – центр «этнического облака» российских популяций находится в одном кластере с финно-угорскими, а не славянскими этносами.
«С кем быть Литве – извечный спор славян». Различия этноса белорусов и русских
Если верить энциклопедии «Беларусь», белорусский этнос сформировался в 13-16 веках, пройдя стадии от объединения племенных союзов через народность до нации.
То есть, он сформировался еще до агрессий царей Ивана Грозного и Алексея Михайловича, а к времени российской оккупации ВКЛ 1795 года это был давно сложившийся этнос со своей многовековой историей национальной государственности. Ибо в Речи Посполитой ВКЛ обладало всеми государственными атрибутами: своей властью (канцлеры ВКЛ, ни одного жемойта – почти все белорусы, несколько поляков), своей национальной белорусской армией, своими законами страны (Статуты ВКЛ – на языке белорусов, до сих пор не переведены на язык жемойтов и аукштайтов), своей национальной валютой (это белорусский талер, чеканившийся несколько веков вплоть до 1794 года, когда последний белорусский талер отчеканил Гродненский монетный двор) и т.д.
При этом, говоря сегодня о белорусском этносе, надо прежде всего понимать, о чем вообще идет речь. Белорусы (как этнос с таким названием) появились только в 1840 году, когда были переименованы царизмом из литвинов в «белоруссцев» после восстания 1830-1831 гг. После восстания 1863-1864 гг., когда литвины выступали уже «белорусами», генерал-губернатор Муравьев запретил и само придуманное идеологами царизма и Тайной Канцелярией «Беларусь», введя вместо него «Западно-русский край». Поэтому термин «Беларусь» и «белорусы» — крайне условен, это порождение царизма, им и запрещенное. И, например, литвинами или тутэйшими (местными) себя продолжали именовать все селяне Минской области даже в начале 1950-х годов, согласно опросам этнографов.
К 1840 году последовал целый ряд репрессий царизма против захваченного народа, посмевшего во второй раз восстать. Была уничтожена указом царя Униатская церковь в Беларуси, запрещено богослужение на белорусском языке и книгоиздание, упразднено действие Статута ВКЛ (действовавшего, кстати, только в Беларуси, не в Жемойтии – ныне Республика Летува), запрещено само слово «Литва». Хотя ранее Пушкин именно о белорусах писал в своих стихах по поводу восстания 1830-1831 гг. «Клеветникам России»: «С кем быть Литве – извечный спор славян».
То есть, с точки зрения науки, говоря о белорусах и русских, мы говорим уже не о народах и этносах, а о НАЦИЯХ соседей. Это совсем иная категория, где уже неуместны мысли о «слиянии народов» якобы под предлогом их какой-то «этнической общности». НАЦИИ никогда не могут слиться друг с другом, ибо по определению не предрасположены к этому.
Мы всегда принадлежали к европейской культуре. Различия менталитета
«Белорус — совсем не имперский человек, ему никогда и в голову не придет идея мировой революции или Третьего Рима» — утверждает философ, эссеист и литературный критик Валентин Акудович. Со словами известного белорусского представителя культуры можно легко согласиться. Владимир Орлов, к слову тоже известный белорусский писатель и историк, в одном из интервью сказал «Белорусы исторически и ментально — европейцы. Это очень шокирует всех, кто пытается ближе познакомиться со страной. Люди удивляются тому, что у белорусских городов было Магдебургское право, что в Беларуси тоже был свой Ренессанс. Мы всегда принадлежали к европейской культуре, здесь проходила граница между Европой и Азией. Мы жили в империи — Великом княжестве Литовском, — которая простиралась от Балтийского до Черного моря, но это была не империя. Были совершенно другие принципы построения государства, все были одним народом, были толерантность и терпимость. На площадях белорусских городов мирно уживались православная, католическая и униатская церкви, синагога и мечеть. Тут мы отличаемся и от Западной Европы, у нас никогда не было религиозных столкновений и таких событий, как Варфоломеевская ночь».
«Несмотря на все старания российских историографов, Московское княжество столетиями было под игом Золотой Орды. По сути, потом они так и не освободились от этого гнета — ментально, разумеется. Даже после ухода Орды все осталось то же самое: и построение государства, и военная доктрина, идея доминирования если не во всем мире, то на значительной его части. Оттуда сохранилась у русских мысль, что «если эти земли не захватим мы, то захватят наши враги и оттуда будут угрожать нам». События в Украине свидетельствуют о том, что такая ментальная ситуация существует и сейчас» – также считает Валентин Акудович.
Двойной удар: больше на сантиметр и на единицу IQ
belarusyМы решили сравнить два народа по многим показателям, и нашли таблицу длины мужских половых органов жителей разных стран. По последним данным, у среднестатистического белоруса половой орган – 14,63 см. Это очень хороший показатель (белорусы входят в 10-ку самых больших пенисов Европы). У восточных соседей дела обстоят куда хуже – среднестатистический россиянин может похвастаться только длиной в 13,3 см.
Про внешние отличия же говорить трудно. Хотя отличить внешне поляка, украинца и белоруса тоже вряд ли кто-то сможет.
В то же время специалисты выводят такую закономерность: чем длиннее пенис, тем ниже уровень интеллекта. В этом плане белорусам тоже есть чем похвастаться: средний IQ у представителей нашей национальности — один из высоких в мире: 97. У жителей же нашей восточный соседки показатель интеллекта на балл меньше — 96.
«Працуй пільна — ды будзе Вільня!». Разный сказочный герой
Самый обычный герой русских сказок – Емеля, который сидит на печке и хочет, чтобы по щучьему веленью ему все досталось. Или Иван-дурак, имеющий папу-царя и занимающийся не пойми чем. Герой же белорусских сказок: «працавіты ды мужны Янка», работающий целыми днями и терпящий издевательства “паноў ды ўлады”. Лодырь в белорусских сказках высмеивается, детей учат, что настоящий герой тот, кто долго и упорно работает, несмотря на удары судьбы. В общем «Працуй пільна — ды будзе Вільня!».
В русских сказках все абсолютно наоборот. Существует интересное исследование белорусских сказок, написанное культурологом Юлией Чернявской. В наших сказках есть другая травма: например, то, что у нас нет счастливого героя, у которого есть всё, а ему за это ничего плохого не будет. Все белорусские сказки — про тяжелую работу, а если при этом ты находишь какой-то клад, то тебя очень сурово покарают. Наши сказки не про лень, а про работу.
Совсем разные. Белорусский и русский язык
Bielaruskaja movaВ последнее время главное отличие белорусов от русских набирает популярность в нашей стране. Проводятся белорусскоязычные спортивные мероприятия, открываются бесплатные курсы изучения «роднай мовы». Конечно, белорусский язык довольно похож на русский, но зная тот же украинский или польский, можно увидеть, что с ними мова схожа намного больше.
Доказать же то, что белорусский – самостоятельный язык и уж никак не придаток русского, можно проанализировав несколько базовых слов. «Благо» в русском языке означает «хорошо». В белорусском же «блага» означает «плохо». Когда корневые базовые слова имеют совершенно разные смыслы, это говорит и о том, что языки совсем разные.
Источник
Этнический состав населения мира. Особенности этнического состава Республики Беларусь
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Этнический состав населения – это результат длительного исторического процесса смешения и переселения представителей разных рас и этносов.
Этнос (народ) – исторически сложившаяся общность людей, объединенных языком, территорией, хозяйством, культурой, традициями, национальным самосознанием. Такие понятия как этнос, нация, народ, народность, племя – очень близки.
В справочных и литературных источниках имеются различные сведения о числе этносов (народов). Наиболее часто встречается величина от 2000 до 2500 народов, однако имеются данные о 3 – 5 тыс. этносов, разговаривающих на 2 тыс. языках и 12 тыс. диалектах. Далеко не все народы имеют свои «языки». Естественно, что при таком количестве народов необходима их классификация. Наибольшее распространение в географии населения получили группировки этносов: по численности; по языку; территориально-географическому признаку; по характеру расселения; по четкости этнического самосознания.
Классификация, проведенная с учетом территориального признака, называется географической. Группировка народа по географическому принципу показывает пространственное их распределение, позволяет проанализировать процесс заселения человеком земной поверхности и ее отдельных областей.
Каждый народ имеет этническую территорию, где он составляет большинство населения. По территориальному (или географическому) признаку группируются народы, живущие на сопредельных территориях и имеющие сходные отдельные этнические характеристики. Такие территории называются историко-этническими областями (Западная Европа, Северная Европа, Северная Африка и др.).
Географическая классификация применяется чаще при общих обзорах. Одни народы занимают компактную территорию, другие рассредоточены (евреи, татары, цыгане).
Классификация этносов проводится по различным признакам, главные из которых численность и язык.
По численности народы мира различны. Основную часть населения составляют большие народы (свыше 1 млн. каждый), причем на долю крупнейших (свыше 100 млн. каждый) приходится более 40 % жителей планеты (таблица 1). Свыше половины народов мира насчитывают менее 1000 человек каждый.
Таблица 1 – Крупнейшие народы мира в 1999 г., млн. чел.
Свыше 100 | 50 – 100 | 20 – 50 |
Китайцы – 1125 Хиндунстанцы – 244 Американцы США – 194 Бенгальцы – 190 Русские – 150 Бразильцы – 149 Японцы – 126 Панджабцы – 100 | Бихарцы – 97,6 Мексиканцы – 91,1 Яванцы – 89, 6 Немцы – 86,0 Телугу – 74,5 Корейцы – 70,2 Итальянцы – 66,5 Маратхи – 66,5 Тамилы – 64,1 Вьеты – 62,2 Египтяне – 54,2 Турки – 53,3 | Французы – 49,4 Англичане – 48,5 Гуджаратцы – 47,0 Украинцы – 46,0 Поляки – 38,5 Испанцы – 38,4 Малаяли – 35,0 Каннара – 35,0 Колумбийцы – 34,5 Мьянма – 33,4 Ория – 32,3 Сиамцы – 30,1 Хауса – 30,8 Афганцы – 30,5 Аргентинцы – 30,0 Бисайя – 26,8 Йоруба – 26,2 Персы – 25,3 |
Таким образом, к крупнейшим по численности народам мира относятся: китайцы (1120 млн. чел.); хиндустанцы (219 млн. чел.); американцы США (187 млн. чел.); бенгальцы (176 млн. чел.); русские (146 млн. чел.); бразильцы (137 млн. чел.); японцы (123 млн. чел.).
Наибольшее распространение получила классификация народов по принципу их языковой близости: ведь сходство языков говорит либо о генетическом родстве народов, либо об их длительных культурных контактах. Язык – важнейший отличительный признак этноса.
По языку народы объединяют в языковые семьи, которые, в свою очередь, делятся на языковые группы. Выделяются следующие группы: славянская, балтийская, германская, кельтская, греческая, албанская, индоарийская, армянская, нуристанская, хинди, урду.
Всего в мире выделяется 26 языковых семей. Наиболее крупные по численности – 15 семей.
Наибольшая по численности – индоевропейская семья, на языках которой говорят 150 народов (около 2,5 млрд. человек). Она включает в себя следующие группы: славянскую (русские, украинцы, поляки, белорусы, болгары, сербы, хорваты), романскую (французы, итальянцы, испанцы, бразильцы, мексиканцы), германскую (немцы, голландцы, шведы, норвежцы, англичане, американцы США, англоавстрийцы), иранскую (персы, таджики, афганцы, курды), индоарийскую (хиндустанцы, бенгальцы, непальцы), а также кельтскую, албанскую, греческую, армянскую и нуристанскую.
Китайско-тибетская языковая семья является второй по численности населения, на языках которой говорят преимущественно в Китае, Непале, Бутане (свыше 1 млрд. чел.) В нее входят китайская и тибето-бирманская группы.
Из других языковых семей следует отметить: семито-хамитскую семью или афразийскую, алтайскую, нигеро-кордофанскую, койсанскую и нило-сахарскую, уральскую, австронезийскую и другие.
К наиболее распространенным языкам мира относятся: португальский, китайский, английский, французский, хинди и урду, испанский, арабский, русский, бенгали, японский, немецкий, итальянский.
Языковая классификация народов существенно отличается от национальной, поскольку распространение языков не совпадает с этническими границами. Например, в бывших колониях Испании, Великобритании, Франции в Африке, Азии, Латинской Америке говорят на языках метрополий.
По особенностям национального состава, в зависимости от того, совпадают или нет этнические и государственные границы, страны мира делятся на однонациональные и многонациональные.
Около половины стран – однонациональные. Это страны, государственные границы которых совпадают с этническими и основная национальность составляет 90 % всего населения. Их больше всего в Европе, в Латинской Америке, на Ближнем Востоке. К таким странам можно отнести Данию, Швецию, Германию, Польшу, Италию, Японию, Саудовскую Аравию, Египет, большинство стран Латинской Америке, в Африке (Ливия, Египет, Сомали, Мадагаскар и др.);
Многонациональные – это страны, в пределах государственных границ которых проживают несколько этносов. Их можно разделить на четыре группы:
1. С резким преобладанием одной нации при наличии более или менее значительных национальных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания, Китай, Монголия, Турция, Алжир, Марокко, США, Австралийский Союз);
2. Двунациональные (Канада, Бельгия);
3. Со сложным, но этнически однородным национальным составом (Иран, Афганистан, Пакистан, Лаос);
4. Со сложным и разнообразным в этническом отношении национальным составом (Россия, Индия, Филиппины, Индонезия, Швейцария, Индонезия).
Многие народы оказались разделены из-за несовпадения государственных границ с этническими. Так, около 60 % пуштунов (афганцев) проживают в Пакистане, остальные – в Афганистане; курды живут компактно на стыке Турции, Ирана, Ирака и Сирии, индейцы кечуа – в Перу, Боливии, Эквадоре, Аргентине.
Особенности этнического состава Республики Беларусь.Беларусь – полиэтническое и поликонфессиональное государство, где вместе с белорусами (81,2 % от всего населения) проживают представители более 100 национальностей.
Народ Беларуси как социально-политическая общность конкретной территории и государства еще с древнейших времен представлял собой полиэтническое и поликонфессиональное сообщество различных этнических объединений, преимущественно славянской лингвистической группы. Это белорусы, русские, поляки, украинцы (малочисленно – чехи, словаки); представители балтийской лингвистической группы (соответственно литовцы, латыши, главным образом латгалы, и потомки прусско-ятвяжского населения); семитской группы (евреи); тюркской группы (татары, караимы); представлены германская (немцы, шведы), романская (французы, итальянцы), финно-угорская (эстонцы) и индоарийская (цыгане) группы.
По переписи населения 1999 г. в Беларуси проживает более 1142 тыс. русских (11,4 % от всего населения республики). Этнические русские проживали в Беларуси на протяжении всей ее истории. Преобладающее большинство русских в значительной степени растворено в белорусском этническом окружении, однако они сохраняют свое национальное самосознание, в том числе самоназвание и язык, а верующие – религию.
Поляки составляют следующую (после русских) по численности группу населения Беларуси – 396 тыс. человек (3,9 %). На западных землях Беларуси проживают в течение нескольких столетий. Характер расселения в целом дисперсный, однако наибольшая концентрация польского населения характерна для западных районов Гродненской, Брестской, Витебской и Минской областей. Среди городского населения поляки составляют около 5 %, однако в ряде городов запада Беларуси (Гродно, Лида, Поставы, Ошмяны, Мосты, Вороново и др.) и в Минске их удельный вес значительно выше.
Украинцы составляют четвертую по численности после белорусов, русских и поляков группу населения Беларуси (по данным на 01.01.2000 г. 237 тыс. человек, или 2,4 % населения). Основной наплыв украинского населения с четко выраженным самосознанием пришелся на XVIII – XX вв. Наиболее многочисленные его группы в начале XX в. проживали в Пинском, Кобринском, Брестском, Гомельском, Речицком, Бобруйском и Быховском уездах. В послевоенные годы в Беларусь переселялись главным образом городские жители – специалисты в различных областях промышленности, чиновники, интеллигенция, деятели искусства и культуры. Характер расселения украинцев на Беларуси в целом дисперсный, существуют компактные ареалы в Пинском, Кобринском, Брестском, Столинском, Гомельском и некоторых других южных полесских районах. По вероисповеданию большинство жителей, которые относят себя к украинцам, – православные, но есть и католики, униаты и протестанты (баптисты, пятидесятники).
Евреи составляют пятую по численности этноконфессиональную группу Беларуси (свыше 28 тыс. человек). Начиная с 1980-х гг. их количество значительно сократилось за счет эмиграции в Израиль и страны Запада. За последние годы интенсивность миграции существенно снизилась. Характер расселения дисперсный, однако с преобладанием в городах и небольших поселках городского типа.
По данным переписи 1989 г. в Беларуси около 7 тыс. литовцев. Проживают они в Беларуси издавна, в целом дисперсно, есть села с компактным расселением (Островецкий, Вороновский районы Гродненской области, Браславский район Витебской области). Литовцы значительно растворены в белорусском или белорусско-польском этническом окружении.
За пределами Беларуси проживает около 3 млн. белорусов и их потомков, больше всего в России, на Украине, в США, Польше, а также в Латвии, Литве, Канаде, Аргентине. Около 70 % населения Беларуси – горожане. Самый крупный город страны – столица г. Минск, в нем проживает около 24 % городского населения (более 1,7 млн. человек).
Источник
Белорусы — не славяне, Беларусь — это Литва: разбираем мифы националистов
Белорусские националисты распространяют исторические мифы с целью утвердить антирусскую идентичность белорусов и отдалиться от России. Аналитический портал RuBaltic.Ru уже рассмотрел один из таких конструктов, согласно которому Беларусь пошла от Полоцкого княжества народа кривичей. В продолжении разберем мифы националистов о том, что белорусы — не славяне, а Беларусь — это Литва.
Этот миф появился сравнительно недавно, во второй половине ХХ века. Отправной точкой для него могли послужить изыскания советского археолога Валентина Седова, изучавшего роль «балтского субстрата» в этногенезе восточных славян. В частности, выраженные балтские влияния были обнаружены в археологической культуре тех же кривичей. Это и стало основанием для утверждения, что на самом деле белорусы — это этнические балты, перешедшие на славянский язык.
Балтский миф удобен для проведения жесткой границы между белорусами и другими восточными славянами и для исключения белорусов из «общерусского» контекста.
В современной Беларуси главными популяризаторами балтского мифа стали весьма плодовитый автор многочисленных псевдоисторических сочинений Анатолий Тарас, а также Вадим Деружинский, издатель желтой газеты «Секретные исследования», которая специализируется на псевдонаучных «сенсациях».
То, что расселение славян на территории современной Беларуси сопровождалось вытеснением и ассимиляцией более раннего балтского населения, известно давно. В Беларуси много топонимов и гидронимов балтского происхождения, нередки и белорусские фамилии с балтскими корнями. Правда, помимо балтского, присутствует также влияние и финно-угорского субстрата, особенно в северных областях.
Балтские влияния не являются отличительной чертой исключительно Беларуси. Когда-то балтские племена были распространены по всему северо-западу Русской равнины.
Для подтверждения связи балтов с белорусами создаются карты с указанием топонимов и гидронимов балтского происхождения. Приводим пример с сайта «Краткая история Беларуси» / Фото: history-belarus.by
Немало балтских топонимов встречается и на территории России (в частности, подмосковный город Можайск), а балтское племя голядь проживало на территоии Московского государства еще в XV веке. По некоторым версиям, и само название Москва имеет балтское происхождение. Так что при желании балтский миф можно развернуть как аргумент в пользу братства белорусов и русских.
Любопытно, что белорусские национальные деятели начала ХХ века были склонны акцентировать как раз чистоту славянского происхождения белорусов в сравнении с русскими и украинцами. В таком духе выдержана публицистика белорусского поэта М. Богдановича или исторические сочинения М.В. Довнар-Запольского. Более того, по их мнению, именно белорусы лучше других восточных славян сохранили культурное наследие Древней Руси.
Можно сказать, что любимый президентом Беларуси Александром Лукашенко лозунг «белорусы — это русские со знаком качества» был придуман уже тогда.
Современным белорусским национализмом эти идеи, однако, не востребованы.
Белорусы — это литвины, а Беларусь — Литва
Это, пожалуй, самый популярный белорусский национальный миф, который сводится к тому, что Великое княжество Литовское было белорусским национальным государством, а «истинное» имя белорусов — литвины.
Главной проблемой литвинского мифа в Беларуси является «кража» исторического наследия ВКЛ современными литовцами.
Впрочем, в рамках балтского мифа эта проблема легко решаема, ведь с этой точки зрения белорусы и литовцы — два родственных балтских этноса, союз между которыми естественен.
Однако далеко не все поклонники литвинства соглашаются с таким подходом, выдвигая разного рода версии о славянском происхождении этнонима Литва — например, от названия западнославянского племени лютичей.
Появление литвинского мифа обусловлено многозначностью понятия Литвы и порождаемой этим путаницей. Действительно, в период ВКЛ это понятие могло использоваться в нескольких значениях:
1) Литва как обозначение балтского этноса и территории его проживания;
2) Литва как обозначение государства и всей совокупности его подданных;
3) Литва как обозначение «столичного» региона вокруг Вильны.
К этому следует добавить, что жесткой границы между Русью и Литвой в границах ВКЛ действительно не было, и на их стыке формировалась обширная диффузная зона со смешанным населениям и сложными процессами взаимных влияний и ассимиляции.
Литвинский миф построен на многочисленных искажениях, упрощениях и натяжках, игнорирует «русскую» идентичность восточнославянских подданных ВКЛ и поэтому с легкостью разбивается даже при поверхностном чтении исторических источников и литературы.
Поэтому некоторые «литвины» в конечном счете отказываются от отождествления с Литвой всей современной Беларуси. По их мнению, Литва — это исторический регион, расположенный на северо-западе современной Беларуси и возникший в результате сложного взаимодействия между белорусами, литовцами и поляками. Они считают, что именно этот регион может претендовать на полноправное наследование традициям древней Литвы.
В начале 2000-х годов популярное в тот период издание «Белорусская деловая газета» опубликовало ряд статей с призывом трансформировать Беларусь в федерацию двух регионов — Литвании и Белой Руси.
По мнению авторов, именно Литвания является носителем истинно европейской идентичности, в противовес восточным регионам, подверженным «азиатским» русским влияниям, и для защиты и возрождения литвинской идентичности региону нужна автономия.
Историк Алесь Белый также исходит из представления о Беларуси как о двусоставной стране, включающей «литвинское меньшинство» и «белорусское большинство». Однако он выступает исключительно за культурную, а не политическую автономию «литвинского меньшинства» и мирное сосуществование с белорусами — наследниками «русской» традиции.
Наконец, нельзя не вспомнить ажиотаж в кругах белорусских националистов по поводу Вейшнории — выдуманной страны в сценарии военных учений «Запад-2017», контуры которой приблизительно совпадали с той самой «исторической Литвой» на северо-западе Беларуси.
Появление таких автономистских ноток может говорить о разочаровании части белорусских «литвинов» в перспективах переформатирования сознания всех белорусов. Поэтому они пытаются создать для себя базу в том регионе, который в наибольшей степени соответствует их идеологическим представлениям.
С другой стороны, белорусским националистам очень не хватает своего «региона базирования», подобного украинской Галичине, откуда они могли бы вести наступление на остальную страну, и создание на северо-западе Беларуси «исторической Литвы» вполне отвечает этим целям.
Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!
Источник