Уровень развития экономики определяет уровень и качество жизни народа, течение политических, социальных и экономических процессов, выступает базовой основой и важнейшим элементом при разработке идеологии государства.
Как показывает опыт почти всех индустриально развитых стран, экономика никогда не существовала и не может существовать в чистом виде, вне общества и отдельно от государства. Государство призвано выполнять целый ряд функций, обеспечивающих жизнедеятельность и эффективность экономической системы.
Сфера влияния государства на экономику весьма широка. Оно призвано
формировать правовую базу и благоприятные условия для эффективного функционирования экономики;
воздействовать на структуру национального продукта;
стимулировать экономический рост;
регулировать уровень занятости и инфляции;
создавать и поддерживать инфраструктуру, на которой базируется вся деятельность экономической системы.
Но ни жизнеспособное государство, ни эффективная экономика не могут быть без крепкого гражданского общества, как, в свою очередь, без государства и экономики нет и гражданского общества. Они выступают как три составляющие единого целого.
Вместе с тем экономика, в том числе и рыночная экономика, развивается в зависимости от мировоззрения общества, от миропонимания людей, от трактовки ими места и роли человека в обществе и государстве, отношения человека к обществу и государству, от взаимодействия общества и государства.
Поступательное развитие белорусской экономики находит свое отражение в идеологии белорусского государства, в четких идеологических ориентирах, представляющих собой систему целей развития нашей экономики, учитывающих политическую, экономическую, социальную, экологическую и технологическую ситуацию в республике.
Отличительная особенность Беларуси от других государств СНГ состоит в наиболее полном сохранении структуры и объема прежней экономики.
Конечно, с учетом сниженной востребованности продукции оборонного характера многие предприятия утратили прежний потенциал.
Но все они функционируют, получая бюджетную поддержку и выпуская конверсионную продукцию.
Прежнюю структуру промышленности и экономики в целом позволило сохранить наличие емкого российского рынка.
Вместе с тем в республике есть понимание, что собственными силами поднять промышленность на новый технологический уровень не удастся. В последние годы проведено формальное акционирование и согласно официальной статистике в Беларуси – 92,9% частных предприятий, акции которых принадлежат государству.
10. Политика Республики Беларусь в социальной сфере.
Принцип социальной справедливости находит свое выражение в адресной социальной политике, социальных гарантиях, особенно по отношению к молодежи, старикам, жителям территорий, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы.
Принцип преемственности в проведении социальной политики в целом и образовательной, в частности, позволил не только сохранить высокоразвитую образовательную систему, унаследованную после развала СССР, но и выстроить на ее основе новую, отвечающую высоким мировым стандартам.
Планомерность государственного курса заключается и во всемерной поддержке талантливой учащейся молодежи, студентов. Создан не имеющий аналогов на территории СНГ Специальный Фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.
Беларусь всегда славилась своими спортсменами. Занятия физкультурой, спортом, следование принципам здорового образа жизни являются приоритетами государственной политики.
Важную роль в реализации планомерного курса на обеспечение благополучия людей играет выполнение в социальной сфере минимальных государственных стандартов, предусматривающих снабжение граждан продовольствием, теплом, коммуникациями, транспортом, бытовыми услугами, нормальную работу учреждений образования, здравоохранения, культуры.
В Беларуси сложилась эффективно действующая система справедливого распределения вознаграждения за труд, социальной защищенности малоимущих граждан и повышения социальной защиты населения в целом. Задача сейчас ставится так: законы Республики Беларусь о человеке, его нуждах должны быть эталонами социальной справедливости.
Социальные гарантии в рамках белорусской модели развития выражаются в:
—гарантиях равенства мужчин и женщин в образовании и трудовой деятельности;
-гарантиях права молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие;
-гарантиях права на труд, как наиболее достойный способ самоутверждения экономического, морального и социального содержания жизнедеятельности человека;
-гарантиях справедливой доли вознаграждения в экономических результатах труда, но не ниже уровня, обеспечивающего гражданам и их семьям свободное и достаточное существование;
-гарантиях права на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения;
— гарантиях права на социальное обеспечение в старости, по болезни и другим причинам.
Особое внимание уделяется в республике жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания.
Приоритетной задачей государства в области социальной защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций; обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.
В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия. Малообеспеченным семьям предоставляются безналичные жилищные субсидии, если оплата за жилье и коммунальные услуги превышает 25% среднемесячного совокупного дохода семьи.
Значительную помощь многодетным и неполным семьям оказывают местные исполнительные и распорядительные органы за счет средств местных бюджетов.
Источник
Белорусская экономическая модель
1. Выбор модели реформ
Принципиальным же различием в практике трансформационных экономик, на наш взгляд, является степень и методы использования инструментов государственного регулирования этих процессов и формы присутствия государства в экономике. Эти различия имеют, в свою очередь, как внешние, так и внутренние предпосылки.
К внешним можно отнести следующие:
– Второй фактор, как это не покажется странным, – это относительно удачный опыт трансформаций ряда центрально-европейских социалистических стран, подкрепленный значительной финансовой помощью Запада. В наиболее общем виде его можно охарактеризовать как метод «шоковой терапии», примененный в странах с более или менее сформированными национальными экономиками и сравнительно небольших размеров. Причем чем меньше были масштабы страны, тем легче шли реформы. Серьезным фактором здесь был также меньший период времени пребывания «в социализме» и более прочные традиционные связи с Западной Европой. Механическое перенесение их опыта первых лет рыночных трансформаций на постсоветсткое пространство было менее удачным.
– Третий внешний фактор – это неожиданный распад СССР и связанное с ним более глубокое, чем ожидалось, падение национальных экономик. Падение было объективно неизбежным, поскольку неэффективные производства должны были «умереть», но сам процесс распада значительно углубил падение и спровоцировал серьезные проблемы социального характера.
Наряду с указанными внешними факторами и частично как их следствие в молодых государствах, образовавшихся на месте бывшего СССР, сложился ряд внутренних предпосылок, спровоцировавших те или иные «отклонения» от предложенного стандарта трансформаций.
Во-первых, это определенное недоверие со стороны электората к демократическим институтам и их способности к регулированию экономики, имеющее в своей основе снижение уровня жизни, массовую коррупцию и криминализацию экономики.
Во-вторых, влияние идеологии социального популизма у политических лидеров «левого толка» с низким уровнем экономического образования, которое в ряде случаев привело к власти совершенно «случайных» и неподготовленных людей, не понимающих сущности рыночных реформ и отрицающих роль частного бизнеса в восстановлении и развитии национальных экономик. В первую очередь это характерно для Беларуси.
В конечном итоге в большинстве молодых независимых государств, образовавшихся на месте бывшего СССР, сложилась своеобразная социально-экономическая модель, которую можно охарактеризовать как преимущественно рыночную в секторе производства и в основном пока социалистическую в секторе социального обеспечения, гарантированного государством. Эту модель сложно подвести под какое-то из давно известных определений. По-видимому, наиболее удачным в этом плане будет все же термин «социально-рыночное хозяйство», но при этом надо иметь в виду, что это социально-рыночное хозяйство не является однотипным для всех. Прежде всего с точки зрения степени и форм участия государства в экономике. Поэтому правомерно говорить о белорусской модели социально-рыночного хозяйства, об украинской и, вероятно, молдавской.
2. Общая характеристика «белорусской экономической модели»
Сущность модели заключается в следующем:
– сохранение крупного государственного сектора во всех основных отраслях экономики;
– административное регулирование денежных доходов населения и цен на товары первой необходимости;
– сохранение социалистической системы социальной защиты населения, для чего через бюджет перераспределяется до 55% ВВП;
– поддержание занятости населения через систему государственных заказов и прямого запрета на увольнения;
— неприменение процедуры банкротства к убыточным предприятиям государственной формы собственности, а также принудительный перевод в особых случаях финансово несостоятельных негосударственных предприятий в государственные;
– стимулирование экспорта через различные системы льгот предприятиям-экспортерам.
В отдельные годы эти позиции дополнялись также политикой «мягких бюджетных ограничений», которая выражалась в бюджетной поддержке наиболее важных – « валообразующих » (специфический белорусский термин) – предприятий, эмиссионном кредитовании целых отраслей (агропромышленный комплекс и строительство жилья). В последние год-два от этой практики правительство отказалось, поскольку было не в состоянии справиться с инфляцией и падением обменного курса национальной валюты.
Эта модель, вопреки всем ожиданиям, оказалась довольно жизнеспособной и обеспечила довольно стабильный экономический рост на «восстановительном этапе» становления национальной экономики (см. рис. 1).
Рис 1. Темпы прироста ВВП и отдельных отраслей в 1999-2004 гг., в %.
Природа такого экономического роста кроется в сочетании ряда исключительно благоприятных внешних условий для белорусской экономики, сложившихся к началу нынешнего десятилетия. Причем, возможно, имевших место применительно именно к Беларуси.
Во-первых, не решившись на масштабную приватизацию крупного госсектора в первой половине 90-х гг., Беларусь избежала массового вывода производственных активов за рубеж, как это, например, произошло в России. Это позволило поддерживать большинство предприятий в рабочем состоянии, сохранив их производственные мощности и персонал.
Во-вторых, оставив около 80% всех предприятий в госсобственности, государство исключило для них процедуры банкротства, что позволило им существовать при хронической многолетней убыточности, но сохраняя при этом рабочие места и гарантируя определенный уровень заработной платы.
В-третьих, рост мировых цен на энергоносители и сырьевые ресурсы в 2002-2004 гг. резко повысил платежеспособный спрос российского бизнеса на белорусские средства производства и особенно машиностроительного профиля, включая транспортные средства, необходимые для добычи и транспортировки этих товаров, т.к. российские предприятия аналогичного профиля уже прекратили свое существование.
В-четвертых, многие крупные белорусские предприятия, особенно нефтехимические, изначально являлись конечным технологическим звеном для переработки российского энергетического сырья перед его экспортом за рубеж, и рост цен на них позволил им получить больше прибыли и даже начать реконструкцию.
Рис 2. Среднегодовые темпы инфляции, девальвации и средний уровень
годовой ставки рефинансирования в 1999-2004 гг., в %.
Рис 3. Уровень рентабельности и удельный вес убыточных предприятий
на конец года в 1999-2004 гг., в %.
Как следствие, у большинства белорусских предприятий сегодня очень низкий уровень обеспеченности собственными оборотными средствами, амортизация основного капитала в ряде случаев достигает 80-90%, и они постоянно нуждаются в кратко- и долгосрочном кредитовании со стороны банков, а также в притоке инвестиций извне.
Учитывая ориентацию белорусской экономики на внешние рынки, это очень мало. По данным торгового баланса, доля экспорта в ВВП составила в 2004 году 60,2% от ВВП, импорта – 71,5%. Дефицит торгового баланса – около 2,6 млрд. долл. США. Тем более что темп прироста внешнеэкономического оборота в последние годы был очень высок – около 20-30% ежегодно в 2003-2004 гг. (см. рис. 4).
Рис. 4. Объем внешней торговли Беларуси в 1999-2004 гг., млн. долл.
Из общего объема внешнего товарооборота на долю России приходилось примерно 48% экспорта и 65% импорта, на страны ЕС – около 37% экспорта и 20% импорта.
Основными внешнеэкономическими партнерами Беларуси являются Россия, Германия, Великобритания, Польша и Украина.
Одним из наиболее успешных секторов национальной экономики в последние три-четыре года является денежно-кредитный сектор. Отказ от эмиссионного кредитования дефицита бюджета и более осмысленное использование бюджетных средств вообще при общем приросте доходной части бюджета на фоне роста ВВП позволили снизить инфляцию и обеспечить положительный реальный уровень основных рублевых процентных ставок на денежном рынке. Привлекательные процентные ставки по вкладам населения усилили в последние годы приток денежных граждан в белорусские банки. Причем темп их прироста намного опережал темп роста реальной заработной платы, что свидетельствует о «легализации» некоторой части доходов, полученных в «теневой» экономике (см. рис.5).
Рис. 5. Динамика ежегодного прироста средней заработной платы и денежных вкладов населения в банках на конец периода в 1999-2004 гг., в %.
По состоянию на 1 января т.г. на счетах физических лиц в белорусских банках имелось 2338,8 млрд. белорусских рублей и 713,2 млн. долларов. Для сравнения: на счетах юридических лиц – 1610,1 млрд. рублей и 865,7 млн. долл. В результате население стало основным кредитором банковской системы страны, насчитывающей сегодня 32 действующих банка (см. табл. ниже).
Источник
Тема 7. Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства
1. Основы взаимодействия экономики, политики и идеологии в жизни общества.
2. Идеологическая направленность экономических реформ в Республике Беларусь.
1. Экономика – это основа развития государства, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества. Она определяет уровень и качество жизни народа, протекание политических и социальных процессов. Экономика, как системное единство отношений производства, обмена, распределения и потребления воздействует на политику как прямо, так и косвенно, обусловливая общую направленность идеологии и социальный характер действующих политических институтов, политических отношений и идеологических учреждений. Экономика выступает базой и важнейшим элементом при разработке идеологии государства.
Термин «экономика» происходит от двух греческих слов – «хозяйство» и «закон». В настоящее время он имеет несколько значений. Экономика – это:
· народное хозяйство, включающее отрасли материального производства (промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение) и непроизводственной сферы (культура, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, наука, управление жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения);
· совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей; научная дисциплина, занимающаяся изучением отраслей (секторов) материального производства и непроизводственной сфер, а также механизмов использования разнообразных ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества;
· отношения, возникающие между людьми в связи с процессами производства, распределения, обмена, потребления товаров в ходе этих процессов.
Таким образом, идеология экономической политики при построении белорусской экономической модели должна учитывать, что экономика – это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании, а также отношения людей в процессе хозяйствования.
При всей самодостаточности экономика, тем не менее, эффективно функционирует лишь в рамках определенного социального порядка и при условии стабильности всех сфер общественной жизни. Иными словами, экономика не существует вне общества и вне государства.
Экономика, политика и идеология – взаимообуславливающие функционирование друг друга сферы жизни общества и государства, в которых концентрируется социально-политическая, духовная и материальная деятельность различных социальных субъектов.
Сущность государства проявляется в его функциях, которые отражают главные направления его деятельности. Одна из центральных функций современного государства – функция управления. Государственное управление – это управление делами всего общества, а именно: политическими, экономическими, социальными и иными процессами, протекающими в обществе. При этом сфера влияния государства на экономику широка. Государство формирует правовую базу и благоприятные условия для эффективного функционирования экономики, стимулирует экономический рост, защищает конкуренцию, регулирует уровень занятости и инфляции и т.д. Иными словами, государство обеспечивает жизнедеятельность и эффективность экономической системы.
Деятельность государства осуществляется, исходя из его идеологии, которая упорядочивает все сферы общества. Воплощение общепризнанных идей через реализацию политического курса зависит от множества факторов, в том числе и от экономических ресурсов.
Главной причиной и движущей силой развития экономики являются потребности как отдельных индивидов, так и общества в целом. При этом основополагающие подходы к развитию экономики базируются на концепциях государства, отношениях между государством, рынком и понятием гражданства. Идеология экономического развития прямо связана с той ролью, которую государство должно выполнять в жизнедеятельности общества. При этом подлинную природу взаимоотношений государства, экономики и идеологии невозможно описать в отрыве от конкретной исторической эпохи.
Государство играет центральную роль в экономической жизни общества. Цели, задачи и меры государственного воздействия на экономические процессы отражаются в экономической политике страны.
Экономическая политика – это система хозяйственных мероприятий, проводимых государственной властью для достижения определенных целей, т.е. это поведение государства в отношении экономики страны.
Концептуальная основа экономической политики – это компромисс между многочисленными интересами разнообразных социальных групп в целях достижения максимального блага в рамках существующего строя. Экономическая политика государства должна соответствовать условиям, целям и возможностям, имеющимся в стране. Цели экономической политики формируются, исходя из потребностей всего общества на определенных этапах его развития. Это сложный процесс, связанный с определением стратегических направлений социально-экономического развития, принятием соответствующих решений и разработкой механизма их реализации. История различных государств демонстрирует, что диапазон экономической политики широк – от абсолютного невмешательства государства в экономику до жесткого управления ею, как это имеет место в рамках командно-административной системы.
2. В начале 90-х гг. XX в. Беларусь претерпела серьезные потрясения, вызванные распадом Советского Союза. Будучи одной из самых развитых республик СССР, она, тем не менее, развивалась как составная часть его народнохозяйственного комплекса, завися от него как по источникам питания, так и по рынкам сбыта готовой продукции. Структура белорусского хозяйства ориентировалась в первую очередь на вывоз готовой продукции и была неприспособленна к удовлетворению собственных потребностей. Республика исполняла роль своеобразного «сборочного цеха» страны, где свыше 80% объема промышленной продукции давали предприятия союзного подчинения. К тому же экономику Беларуси советского периода характеризовал экстенсивный путь развития, при котором достаточно высокие темпы роста производства опережались еще более высокими темпами ресурсопотребления. Страну отличала неразвитая социальная сфера и сфера услуг, на долю которых приходилось 16% национального дохода.
Превышающая все допустимые пределы инфляция, падение производства ВВП, снижение выпуска и реализации продукции как промышленности, так и сельского хозяйства, ухудшение продовольственного и социального обеспечения населения – стали реальностью для Беларуси в первые годы ее независимости. Республика потеряла почти треть своего ВВП. Сложилась трудная ситуация с инвестициями. Нарушились пропорции между промышленностью и сельским хозяйством. Возросли цены на энергоресурсы, сырье, комплектующие, транспортные услуги, а также расходы на минимизацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Страна в одночасье потеряла основные финансовые, сырьевые, энергетические источники, были нарушены хозяйственные связи. И это при том условии, что для нормального функционирования экономики в страну необходимо было ежегодно ввозить не менее 10 млн т. нефти, 14 млрд м 3 газа, не менее 1 млн тонн продовольственного и фуражного зерна, 200 тыс. тонн сахара, 60 тыс. тонн растительного масла и 50 тыс. тонн рыбной продукции.
В 1994 г. объем промышленного производства Беларуси составил 67% к уровню 1990 г., ВВП снизился на 28%, а капитальные вложения – на 43%. Либерализация цен обесценила сбережения государства, предприятий и населения, вызвала острый финансовый дефицит, последствиями которого явились галопирующая инфляция (до 40%) в месяц, падение качества и уровня жизни населения, а также резкая дифференциация его доходов.
Для преодоления острого экономического кризиса руководство Республики Беларусь разработало и приняло Программу неотложных мер, направленную на создание предпосылок перехода от спада к стабилизации и росту производства.
Период 1992 – 1994 гг. характеризовался жёсткой политической борьбой в Верховном Совете республики по вопросам экономической жизни и государственного строительства. Виделось два основных варианта проведения реформ и продвижения Беларуси к рынку.
Первый путь заключался в форсированном переходе к рынку, полномасштабном осуществлении рыночных преобразований. Второй – предусматривал постепенное движение к рыночным отношениям при активном вмешательстве государства в экономические процессы, что в частности предполагало установление госконтроля над ценами, смягчение социальных издержек, пополнение бюджетной составляющей.
При всей своей позитивной роли рынок не в состоянии обеспечить эффективное решение ряда стратегических задач развития экономики, устранение социальных проблем и противоречий. Нерегулируемому рынку присуща стихийность, приводящая к экономическим потерям и снижению эффективности производства. Рынок обостряет проблему социального неравенства и порождает существенную дифференциацию доходов. Следствием рыночной конкуренции зачастую становится рост безработицы и обострение социального положения малообеспеченных слоев населения. На пути быстрого перехода к рынку неизбежны временный период ухудшения жизни населения, рост цен и безработицы. Опасение этих и других негативных последствий привели к тому, что бóльшая часть белорусских граждан поддержала второй вариант продвижения к рынку, на базе которого была разработана теоретическая модель социально-экономического развития Республики Беларусь.
Теоретическая модель социально-экономического развития – это совокупность принципов, целей, элементов и требований, предъявляемых к системе народного хозяйства и к социальной сфере общества, к его социальной и институциональной структуре, к эффективности функционирования властно-управленческой организации, к качеству населения.
Каждое государство создает собственную модель национально-экономического развития, которая формируется на базе синтеза региональных тенденций и мирового опыта. Впервые четкую формулировку основных особенностей белорусской модели дал в марте 2002 г. Президент РБ А.Г. Лукашенко в выступлении на заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. Ее особенности заключаются в следующем:
1. построение сильного и эффективного государства. Сильная и авторитетная государственная власть рассматривается как гарант недопущения олигархического беспредела, разграбления народных богатств, разрушения национальной экономики и прорыва криминала к рычагам системы управления. Сильная государственная власть понимается как обязательное условие для обеспечения политической стабильности, социальной справедливости и экономической эффективности, а также как залог национальной безопасности, территориальной целостности и суверенитета страны;
2. обеспечение равноправия всех форм собственности, всех форм хозяйствования. Это означает создание одинаково благоприятных социально-экономических и правовых условий для развития государственного и частного секторов. При этом главным приоритетом для предприятий всех форм собственности должны быть национальные интересы;
3. осуществление индивидуальной, продуманной приватизации, которая должна быть нацелена на повышение эффективности производства. Приватизация рассматривается, прежде всего, как средство формирования эффективно действующего собственника. При этом руководство Беларуси считает необходимым сохранять государственную собственность на стратегически важные предприятия, осуществлять государственную поддержку приоритетных, с точки зрения усиления их позиций на мировом рынке, производств;
4. развертывание широких интеграционных процессов со странами СНГ, прежде всего с Россией, в сфере экономики, здравоохранения, образования, науки, обороны, культуры. Однако Беларусь готова поддерживать интеграцию только в рамках Союза равноправных государств и не согласна поступаться чем-либо в области своего суверенитета и независимости;
5. многовекторность внешнеэкономических связей. Беларусь должна присутствовать в тех регионах мира, где это экономически выгодно и отвечает ее национальным интересам;
6. проведение сильной социальной политики государства. Сегодня только социально ориентированная экономика может пониматься как эффективная. При этом социальная ориентация экономики подразумевает приоритетное инвестирование в сферу образования, здравоохранения, культуры, а также оказание адресной социальной помощи экономически уязвимым слоям населения. Основная задача белорусской экономической модели – на основе высокой эффективности производства обеспечить достойный материальный уровень жизни как для всего общества, так и для отдельных его групп.
Белорусская модель получила название социально ориентированной многоукладной рыночной экономики. Приоритетное значение в ее рамках придается развитию наукоемких, интеллектуально насыщенных производств с одновременным обеспечением принципов социальной справедливости и честного выполнения работниками своего служебного долга. В целом белорусская модель должна способствовать достижению высокого качества жизни народа, что является приоритетной задачей и высшей целью государства.
Переход к такой модели не может быть единовременным, он требует длительного периода. К тому же он напрямую зависит от экономической политики, проводимой государством, а также от механизма ее реализации.
Роль государственного регулирования и управления экономикой при переходе Беларуси к рынку отнюдь не снижается, а во многих отношениях, даже возрастает. Именно государство должно взять на себя принятие решений необходимых для общества. Государственное регулирование включает в себя следующие специфические функции:
· поддержка науки, образования н научно-технического прогресса как главного фактора повышения эффективности производства;
· проведение гибкой внешнеэкономической политики, направленной на развитие конкурентных преимуществ национальной экономики в масштабах мирового рынка;
· обеспечение социальной ориентации экономики, создание системы социальных гарантий и социальной защиты;
· создание системы гражданского законодательного регулирования функций государства, адекватной требованиям рыночной экономики;
· обеспечение условий для развития конкуренции, нейтрализации ее недобросовестных форм;
· формирование высокоэффективных частного и государственного секторов экономики;
· создание среды для малого и среднего бизнеса;
· стимулирование роста конкурентоспособных производств и финансово-промышленных организаций, а также создание законодательной базы для стимулирования инвестиционной деятельности.
Развитие белорусской экономики находит свое отражение в идеологии белорусского государства. Ее главные ориентиры, стратегические направления и приоритеты воплощены в таких программных документов как: Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года; Концепция социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года; Концепция и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 года; Комплексном прогнозе до 2020 года и др.
Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020) была утверждена в мае 2004 г. в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь». Впервые НСУР Республики Беларусь (НСУР-97) была разработана и одобрена Правительством страны в 1997 г. Она основывалась на идейных принципах и методологических подходах «Повестки дня на XXI век», определенных Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). НСУР-2020 призвана учесть изменения, произошедшие в стране и мире за последние годы, а также важнейшие программные документы, принятые в Республике Беларусь, новые международные соглашения, в том числе Декларацию тысячелетия ООН, принятую Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 г., Политическую декларацию и План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (сентябрь 2002 г.) и др.
В Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. дальнейшее развитие получили основные положения действующих вышеперечисленных прогнозных документов, утвержденных Президентом или Советом Министров Республики Беларусь.
Белорусская модель гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов. Она базируется на принципах конституционных гарантий прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей. Помимо этих, типичных для развитых стран с рыночной экономикой черт и принципов, белорусская модель включает специфические черты, отражающие историю страны, традиции народа, его менталитет с преобладанием таких черт, как коллективизм и взаимопомощь, социальная справедливость. Она исключает такие составляющие как эгоцентризм, эксплуатация чужого труда, обвальная безработица, резкая социальная дифференциация населения по доходам.
Сложившиеся тенденции, глобальный и национальный императивы определяют стратегическую цель устойчивого развития Республики Беларусь как динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранение окружающей среды для нынешних и будущих поколений. Основными источниками устойчивого развития должны стать: человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны, а главными приоритетами – «высокий интеллект – инновации – благосостояние».
Достижение этой цели предполагает поэтапное развитие экономики Республики Беларусь. В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. выделены следующие этапы и их задачи.
Основной целью первого этапа (до 2010 г.). является дальнейшее повышение качества и уровня жизни на основе развития и рационального использования человеческого потенциала, повышения эффективности экономики и роста ее конкурентоспособности. На этом этапе должно быть завершено создание необходимой законодательно-правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи повышения благосостояния народа, совершенствования производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики. Приоритетными направлениями в этот период обозначаются: развитие человеческого потенциала на основе совершенствования систем образования, здравоохранения, жилищного строительства и других отраслей сферы услуг; инновационное развитие национальной экономики; наращивание экспортного потенциала на основе повышения уровня конкурентоспособности, технологического перевооружения производства, внедрения наукоемких, ресурсосберегающих, экологически чистых производств; развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села.
Целью второго этапа (2011–2020 гг.). является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные. На этом этапе будут формироваться основы нового постиндустриального информационного общества с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие должно обеспечиваться за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных преобразований, расширение частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов будет базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.
Переход страны к устойчивому развитию во многом определяется ее ролью и местом в мировом сообществе, имеющимися национальными ресурсами, созданным социально-экономическим потенциалом и возможностями его наращивания.
Республика Беларусь обладает совокупностью благоприятных факторов и условий, которые способствуют ее переходу к устойчивому развитию. Это, прежде всего: выгодное экономико-географическое и геополитическое положение; развитая система транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры в целом; значительные земельные, водные и лесные ресурсы, наличие ряда полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.); высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров; значительный научно-технический потенциал; многоотраслевой промышленный комплекс; достаточно мощная строительная база; многовекторные внешнеэкономические связи. Данные таблицы 1 показывают, что Беларусь имеет весомые предпосылки для перехода к устойчивому развитию.
Учитывая опыт реализации НСУР-97, «Повестку дня на ХХ век», Итоговые документы Всемирного Саммита в Йоханнесбурге (Йоханнесбург, сентябрь 2002 г.), национальная стратегия строится на следующих принципах устойчивого развития:
— человек – цель прогресса; уровень человеческого развития – мера зрелости общества, государства, его социально-экономической политики;
— повышение уровня благосостояния нации, преодоление бедности, изменение структур потребления;
— приоритетное развитие систем здравоохранения, образования, науки, культуры – важнейших сфер духовной жизни общества, факторов долгосрочного роста производительной, творческой активности народа, эволюции народного хозяйства;
— улучшение демографической ситуации, содействие устойчивому развитию поселений;
— переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инновационный тип развития экономики;
— усиление взаимосвязи экономики и экологии, формирование эколого-ориентированной экономической системы, развитие ее в пределах хозяйственной емкости экосистем;
— рациональное природопользование, предполагающее нерасточительное расходование возобновимых и максимально возможное уменьшение потребления невозобновимых ресурсов, расширение использования вторичных ресурсов, безопасную утилизацию отходов;
— развитие международного сотрудничества и социального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем;
— экологизация мировоззрения человека, систем образования, воспитания, морали с учетом новых цивилизационных ценностей;
— ведущая роль государства в осуществлении целей и задач устойчивого развития, совершенствование систем управления, политических механизмов принятия и реализации решений;
— повышение скоординированности и эффективности деятельности государства, частного бизнеса и гражданского общества.
Указанные принципы служат идейными ориентирами, методологическим каркасом построения НСУР-2020 и ее разделов.
Определенные успехи на пути к достижению генеральной цели устойчивого развития уже достигнуты. Жизнь подтвердила правильность ряда экономических преобразований в стране. Не пойдя на обвальную приватизацию, резкое имущественное расслоение, куплю-продажу сельскохозяйственных земель, децентрализацию в управлении экономикой, руководству республики удалось сохранить не только промышленность, науку, социальную сферу, но и социально-политическую стабильность.
В XXI век наша республика вошла с открытой и ориентированной на экспорт экономикой. Около 60% ВВП органично связано с внешними рынками, а значит зависит от их конъюнктуры. Занимая по территории в Европе 0,9%, по численности населения – 1,4% и соответственно 0,15 и 0,18% в мировом сообществе, Беларусь специализируется на производстве продукции машиностроения и металлообработки, промышленности строительных материалов и конструкции, химической и нефтехимической промышленности, радиотехнической, пищевой, оптико-механической, животноводческой, льноводческой, картофелеводческой, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
На III Всебелорусском собрании в 2006 г. Президент А.Г. Лукашенко подвел итоги последней пятилетки (2000 – 2005 гг.), подчеркнув ее успех по итогам экономического развития.
Среднемесячная заработная плата белорусских граждан за пять лет возросла с 70 долларов до 261. Средний размер пенсии увеличился более чем в три раза и составил 107 долларов. Пенсии в Беларуси не только по темпам, но и по своему абсолютному размеру выше, чем других странах СНГ. Важно, что увеличилась не только зарплата граждан, но и их покупательская способность. За один 2000 год индекс потребительских цен возрос более чем на 100 процентов. За пятилетку количество малообеспеченных граждан уменьшилось вдвое.
Изменилась структура потребительских расходов. Доля расходов на покупку продуктов питания в общем объеме потребительских расходов семьи снизилась за пять лет с 60 до 45 процентов. Это значит, что большую часть заработанных денег люди имеют возможность направлять на строительство жилья, покупку бытовых приборов, автомобилей, техники, отдых и другие нужды. За пять лет количество автомобилей, находящихся в собственности граждан, возросло до 1 миллиона 700 штук. Сегодня на 100 семей приходится 53 автомобиля. Стремительно растет количество абонентов сотовой связи. В 2005 году на 1000 человек приходилось почти 250 сотовых телефонов. Это один из самых высоких показателей в Восточной Европе.
Сегодня в Беларуси выплачивается 10 видов различных социальных пособий. Реализуются государственные программы социальной помощи ветеранам, одиноким пожилым людям, инвалида. Беларусь – единственная из бывших республик СССР, которая не допустила ухудшения здравоохранения. Объем предоставляемых медицинских услуг в расчете на 1000 жителей в Беларуси на 30 процентов выше, чем в Украине, и на 20 процентов выше, чем в России.
Реализация социальных программ была бы невозможной без успехов в сфере экономики. Валовой внутренний продукт за пять лет возрос больше, чем на 43 процента. Объем промышленного производства потребительских товаров в стране за пять лет был увеличен в полтора раза. Последовательна реализация экономической программы позволила не только обеспечить стабильный рост валового внутреннего продукта, но и укрепить национальную внутреннюю волюту, банковскую систему страны. Среднегодовой прирост инвестиций на создание и воспроизводство основных средств составил более 20 процентов. За пять лет капитальные вложения в инвестиции, направляемые в сельское хозяйство увеличились почти в 4 раза, в промышленность – в 2 раза, в транспорт – в 2 раза, в жилищное строительство – почти в 1,5 раза.
Неплохие результаты достигнуты в сельском хозяйстве. За пятилетку рост сельскохозяйственной продукции составил 26 процентов, причем в общественном секторе – почти 40. Из всех стран Содружества в Беларуси самый высокий уровень сельскохозяйственного производства на душу населения. В 2005 году в расчете на одного жителя произведено 70 килограммов мяса, получено 575 килограммов молока. Это в два раза больше, чем в России и Украине.
Сегодня республика все больше интегрируется в мирохозяйственные связи, где ведущими тенденциями стали глобализация, гуманизация и экологизация социально-экономических процессов, становление постиндустриального общества, формирование транснациональных корпораций и региональных интеграционных объединений стран. Поэтому, несмотря на существенные достижения в развитии экономической сферы общества, сегодня представляется совершенно очевидным необходимость проведения новых качественных преобразований. На III Всебелорусском собрании президентом были не только подведены итоги прошедшего периода, но также определены цели, задачи и пути развития Беларуси в предстоящем пятилетии. Основными экономическими ориентирами новой пятилетки были названы:
· усиленное развитие рыночной инфраструктуры, институтов предпринимательства, достижение оптимального сочетания механизмов государственного и рыночного регулирования, совершенствование системы налогообложения;
· переход к ресурсосберегающему типу производства, при котором решающее значение приобретают не объемы израсходованного материала и затраченной энергии, а человеческий капитал – наука, образование, информация и творческий труд;
· использование новейших технологий, опережающее развитие наукоемких отраслей, импортозамещающих и экспортно-ориентированных производств;
· дальнейшее развитие жилищного строительства с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования – системы строительных сбережений и накоплений, ипотечного кредитования;
· активизация структурной перестройки экономики на основе специализации, кооперирования и интеграции крупных и небольших предприятий, ускоренного развития наукоемких, ресурсосберегающих отраслей и производств, а также развитие сферы услуг;
· развитие агропромышленного комплекса и сопряженных с ним отраслей (в Беларуси утверждена Государственная программа возрождения и развития села до 2010 года, которая предусматривает открытие новых производств, развитие гибких форм трудовых отношений, создание новых рабочих мест на основе кооперации труда между различными отраслями АПК, радикальное улучшение условий жизни сельчан путем строительства и обновления агрогородков, повышения зарплаты в сельском хозяйстве);
· дальнейшая интеграция Беларуси в систему международного разделения труда, формирование эффективных межгосударственных и межрегиональных финансово-промышленных групп в рамках Союзного государства Беларуси и России, СНГ и других международных интеграционных образований.
Важнейшими задачами Беларусь в области экономики на следующее пятилетие являются увеличение ВВП в полтора раза, продукции промышленности – на 50%, сельского хозяйства – на 40%, объема реализации услуг населению – на 60%, снижение инфляции до уровня не более 5% в год. Более детально прогнозируемые показатели экономического развития Беларуси на 2006 – 2010 гг. представлены в таблице 2.
Ядром новой парадигмы социально-экономической развития Беларуси выступает человек, который рассматривается не как средство или фактор экономического развития, а как его цель.
Проводимая в Беларуси экономическая политика учитывает происходящие изменения в экономиках развитых стран мира: изменение их социального облика, связанного с переходом в постиндустриальное общество, возрастающей ролью НТП и инноваций; развитие процессов интернационализации, глобализации и интеграции. В ней находят отражение проблемы экологии, которые неотделимы сегодня от экономического развития. При этом вопрос стоит не только о решении уже существующих проблем, но и о предупреждении новых.
Экономическая политика Беларуси создает условия и предпосылки для вывода республики на новый интеллектуально-инновационный путь развития, напрямую связанный с социализацией экономики, с выходом ее на социальную ориентацию. Тем не менее, перед руководством республик сегодня стоит еще множество актуальных проблем. Среди них: необходимость увеличения престижа науки и образования; создание системы стимулирования высококвалифицированного и качественного труда; снижение непроизводительных государственных расходов и уменьшение на этой основе налогового пресса; укрепление национальной денежной единицы; создание стимулирующего механизма инвестирования и ценообразования; завершение создания необходимой законодательно-правовой базы для реформирования экономики и повышения ее эффективности и др.
Источник