- Десять признаков белоруса: нежность, скупость и пластиковый пакет
- Про нежность
- В денежной коме
- Полцарства за коня
- Напускная суровость
- Пластиковый пакет и барсетка на поводке
- Спортивная нищета
- Улыбка
- Джинсы «Восемь пятен»
- Порядок
- Чем белорусы отличаются от русских: шесть главных признаков
- Новое в блогах
- Сообщество «Реальная Беларусь»
- О положительных и отрицательных чертах белорусов
- Достоинства
- Отрицательные характеристики
Десять признаков белоруса: нежность, скупость и пластиковый пакет
Про нежность
Начну с самого очевидного: белоруса всегда и везде выдают оленьи взгляд и повадка. Прекрасные, нежно-голубые, трепетные очи. Белорус робеет от прямого взгляда, стесняется или не умеет улыбаться, а главное — панически опасается выражать свои чувства. Правда, в отличие от оленя, который в случае чего убежит, белорус не выдаст себя ни жестом, ни движением и скорее умрет, чем привлечет к своей персоне внимание. Если вы увидите человека, мучительно краснеющего, ломающегося и отдергивающего руки при попытке прокомпостировать трамвайный талончик — не сомневайтесь в его национальной принадлежности.
В денежной коме
Страсть к экономии у нас удивительна. Симферопольские таксисты еще когда научились вычислять в толпе приезжих белорусов, чтобы, паче чаяния, не посадить их к себе. Белорусский отдыхающий — человек с губами, сложенными куриной жопкой, и выражением лица, говорящим: «Вы все здесь — паразиты и грабители, не видать вам моих денег». Белорус способен, как бешеная собака из известной поговорки, пробежать по рынку десять верст ради скидки в полтора доллара. А так, как торговаться ему не позволяет кодекс поведения (читай — недостаток самоуверенности), то если не устраивает цена, он скорее уйдет, чем откроет рот в попытке сбить цену. Зато матрас у белоруса раздут от сбережений, как у мистера Крабса.
Полцарства за коня
«Жизнь — за автомобиль» — таков девиз белоруса. Человек, которого трудно заподозрить в излишнем достатке, выходит из роскошного авто последних лет выпуска. Его женщина сыплет техническими терминами: она отличает модификации, поколения, наличие или отсутствие турбонаддува, особенности базовой комплектации и модельного ряда. Дворы, совершенно не рассчитанные на подобное, ломятся от автопарков. Социальное расслоение белорусов не обязательно отражается на марках и цене автомобилей, которыми они владеют, — и в этом белорусы неожиданным образом напоминают американских черных пацанов. У тех принцип «С голой жопой, зато на «мерседесе» находит совершенно аналогичный отклик в душах.
Напускная суровость
Будучи по натуре деликатными и застенчивыми, белорусы, тем не менее, стремятся казаться брутальными везде, где это можно себе позволить: общаясь с домашними животными, раздавая указания другим участникам дорожного движения (разумеется, не покидая своего транспортного средства), беседуя с подчиненными, официантами или пожилыми гражданами. Особенно проявляется суровый характер некоторых из белорусов во время разговора со своими женами и детьми. Удивительное дело, но брутальность мигом испаряется при личном общении с равными по социальному положению, а особенно — в ходе общения с представителями власти любого размера — начиная с гардеробщиков и вахтеров.
Пластиковый пакет и барсетка на поводке
Пластиковые пакеты в качестве городской сумки, ридикюля, несессера, клатча или еще какой холеры для перемещения личных вещей или покупок хозяина на большие расстояния. Именно от этого предмета и концепции я крепко отвык за время разлуки с родиной. Оказывается, они вполне себе существуют — не скажу, что процветают, но регулярно радуют глаз. Залатанные липкой лентой, раздутые. Как если бы этого оказалось недостаточно, индустрия изобрела модифицированный вариант барсетки: на длинном ремешке. Безусловно, суть ее не поменялась, это все тот же непобедимый пельменеобразный аксессуар, с которым я познакомился в середине девяностых, только носится он теперь через грудь, как пулеметная лента, или подмышкой.
Уж не знаю, почему белорусу не приобрести себе сумки размером покрупнее — вероятно, потому что в автоориентированном белорусском мире именно этот объем идеально вмещает документы на авто, ключи, пук наличных и смартфон. А что еще нужно честному идальго?
Спортивная нищета
Белорусы упорно продолжают экономить на спортивной экипировке. Резиновые пляжные тапочки, подстреленные шортики из школьных времен, лайкровые майки в обтяжку, застиранные до обморочной бледности носки. Некоторые приходят заниматься в стоптанных уличных кроссовках на низком ходу, которые немедленно выдают владельца с головой. Ощущение, будто попал в раздевалку городской бани или районный военкомат во время осеннего призыва, где все одеты в какие-то обноски, чтобы, не дай бог, не жалко было, если украдут.
Улыбка
Человек, расцветающий от банального факта улыбки, — несомненно, белорус. Не припомню ни единого места, где так в цене была бы простая человеческая улыбка. Белорус, приученный беречь эмоции, искренне радуется людям, готовым их разбазаривать. Особенно положительные. В этом климате и с такой наследственностью улыбаться как-то не с руки, и это гнетет соотечественников. Для среднего белоруса, улыбающийся человек — скорее всего, либо слабоумный, либо потенциальный мошенник, либо иностранец. Несмотря на это, цветок, живущий в глубине любой белорусской души, инстинктивно расцветает от улыбки, ничего не поделаешь. Бытует поверье, что белорусские улыбки разительно отличаются от американских, например. Якобы первые — настоящие, а вторые — фальшивые, как те самые китайские елочные игрушки. Очевидно, по причине своей чрезвычайной эмоциональной наполненности, белорусская улыбка до того истощает ее хозяина, что тот до конца дня не способен ни к какому полезному труду или осмысленной деятельности, как после бани. Что ж, еще один повод эту улыбку ценить.
Джинсы «Восемь пятен»
Бедра и голени, спереди-сзади обработанные шлифмашинкой. Ума не приложу, кто изобретатель этого элемента гардероба, но джинсы, аккуратно высветленные в восьми местах, в этом сезоне получают почетный приз «Обжигающий белорусский шик».
Порядок
Импровизация — зло. Джаз враждебен национальной душе и не пользуется популярностью. Ведь белорус все делает по порядку. Покупает мясо здесь, а специи — вот тут. По десять лет стрижется у одного мастера. Выпивает, потом закусывает. Не употребляет наркотики. Переходит дорогу на правильный свет или через подземный переход. Заправляет рубашку в брюки. Бросает курить. Стоит в очереди на расширение жилплощади. Выходит из церкви, пятясь. Чистит зубы перед сном. Пользуется презервативами и бумажным носовым платком. Меняет постельное белье. Родится, женится, умирает.
Ну, и о наболевшем. Белорус — человек-дитя. Критика его или пугает, или обижает до глубины души. Бросаясь оправдываться, он каждый раз подтверждает правоту сказанного, и это приводит его в еще большее негодование. А все почему? Потому что страстное желание быть хорошим и нравиться находится в состоянии перманентной войны с тайной необходимостью чувствовать себя взрослым и независимым.
Неспособный разрешить этот конфликт, белорус мечется из стороны в сторону, делает массу глупостей, поминутно теряет лицо и попусту размахивает руками — все, разумеется, онлайн. А так-то белорус и талончика в трамвае не прокомпостирует без смущения.
Источник
Чем белорусы отличаются от русских: шесть главных признаков
Различия начинаются на генетическом уровне.
Достаточно многим белорусам не нравится, когда за рубежом нас путают с Россией и называют русскими. Но еще больше нам не нравится, когда сами россияне с долей пренебрежения относятся к нашей независимости, культуре и языку. Интернет-журнал MEL, выступая за мир во всем мире, решил собрать доказательства отличий белорусов от русских, пишет блогер luchecon.
Белорусы — это западные балты с примесью славянской крови. Различия генетического уровня.
Пару лет назад в России были проведены исследования под названием «Русский генофонд». Правительство даже выделило грант ученым из лаборатории центра Российской академии медицинских наук. Ученые впервые в истории России смогли на несколько лет полностью сосредоточиться на изучении генофонда русского народа. Оказалось, что русские — это никакие не восточные славяне, а финны.
Так, по Y-хромосоме генетическое расстояние между русскими и финнами Финляндии составляет всего 30 условных единиц (близкое родство). А генетическое расстояние между русским человеком и так называемыми финно-угорскими народностями (марийцами, вепсами, мордвой и пр.), проживающими на территории РФ, равно 2-3 единицам. Проще говоря, генетически они идентичны.
Результаты анализа ДНК показали, что еще одна ближайшая родня русских, кроме финнов, — это татары: русские от татар находятся на том же генетическом расстоянии в 30 условных единиц, которые отделяют их от финнов.
Анализ генофонда белорусов показал, что они генетически очень далеки от русских, фактически идентичны северо-восточным полякам — то есть жителям польской провинции Мазова. То есть, изучение генофонда только подтвердило исторические реалии: белорусы — это западные балты (с некоторой примесью славянской крови), а русские — финны.
В 2005 году в Беларуси были опубликованы результаты аналогичных исследований. Издательство «Тэхналогія» опубликовала книгу Алексея Микулича «Белорусы в генетическом пространстве. Антропология этноса». Выводы автора очень схожи с мнением российских коллег. Каждый из трех восточно-славянских этносов, согласно антропологическим данным, имеет свою уникальность. Они формировались в разном географическом пространстве, на особых субстратных праосновах.
Помещенная в книге графическая интерпретация обобщенных характеристик их генофондов позволяет наглядно увидеть степень схожести и различия. «Этнические облака» [этнос каждого народа был представлен облаком и в зависимости от схожести, соприкасался с «другими облаками»] белорусов и украинцев довольно компактные и на приложенной диаграмме частично перекрываются.
Российское же «облако» очень размытое, и только незначительная его доля перекрывается с первыми двумя. В то время как украинское «этническое облако» вообще не граничит с финно-угорскими, а белорусское только касается их — центр «этнического облака» российских популяций находится в одном кластере с финно-угорскими, а не славянскими этносами.
«С кем быть Литве — извечный спор славян». Различия этноса белорусов и русских
Если верить энциклопедии «Беларусь», белорусский этнос сформировался в 13-16 веках, пройдя стадии от объединения племенных союзов через народность до нации.
То есть, он сформировался еще до агрессий царей Ивана Грозного и Алексея Михайловича, а к времени российской оккупации ВКЛ 1795 года это был давно сложившийся этнос со своей многовековой историей национальной государственности.
Ибо в Речи Посполитой ВКЛ обладало всеми государственными атрибутами: своей властью (канцлеры ВКЛ, ни одного жемойта — почти все белорусы, несколько поляков), своей национальной белорусской армией, своими законами страны (Статуты ВКЛ — на языке белорусов, до сих пор не переведены на язык жемойтов и аукштайтов), своей национальной валютой (это белорусский талер, чеканившийся несколько веков вплоть до 1794 года, когда последний белорусский талер отчеканил Гродненский монетный двор) и т.д.
При этом, говоря сегодня о белорусском этносе, надо прежде всего понимать, о чем вообще идет речь. Белорусы (как этнос с таким названием) появились только в 1840 году, когда были переименованы царизмом из литвинов в «белоруссцев» после восстания 1830-1831 гг. После восстания 1863-1864 гг., когда литвины выступали уже «белорусами», генерал-губернатор Муравьев запретил и само придуманное идеологами царизма и Тайной Канцелярией «Беларусь», введя вместо него «Западно-русский край». Поэтому термин «Беларусь» и «белорусы» — крайне условен, это порождение царизма, им и запрещенное. И, например, литвинами или тутэйшими (местными) себя продолжали именовать все селяне Минской области даже в начале 1950-х годов, согласно опросам этнографов.
К 1840 году последовал целый ряд репрессий царизма против захваченного народа, посмевшего во второй раз восстать. Была уничтожена указом царя Униатская церковь в Беларуси, запрещено богослужение на белорусском языке и книгоиздание, упразднено действие Статута ВКЛ (действовавшего, кстати, только в Беларуси, не в Жемойтии — ныне Республика Летува), запрещено само слово «Литва». Хотя ранее Пушкин именно о белорусах писал в своих стихах по поводу восстания 1830-1831 гг. «Клеветникам России»: «С кем быть Литве — извечный спор славян».
То есть, с точки зрения науки, говоря о белорусах и русских, мы говорим уже не о народах и этносах, а о НАЦИЯХ соседей. Это совсем иная категория, где уже неуместны мысли о «слиянии народов» якобы под предлогом их какой-то «этнической общности». НАЦИИ никогда не могут слиться друг с другом, ибо по определению не предрасположены к этому.
Мы всегда принадлежали к европейской культуре. Различия менталитета
«Белорус — совсем не имперский человек, ему никогда и в голову не придет идея мировой революции или Третьего Рима» — утверждает философ, эссеист и литературный критик Валентин Акудович. Со словами известного белорусского представителя культуры можно легко согласиться. Владимир Орлов, к слову тоже известный белорусский писатель и историк, в одном из интервью сказал «Белорусы исторически и ментально — европейцы. Это очень шокирует всех, кто пытается ближе познакомиться со страной.
Люди удивляются тому, что у белорусских городов было Магдебургское право, что в Беларуси тоже был свой Ренессанс. Мы всегда принадлежали к европейской культуре, здесь проходила граница между Европой и Азией. Мы жили в империи — Великом княжестве Литовском, — которая простиралась от Балтийского до Черного моря, но это была не империя.
Были совершенно другие принципы построения государства, все были одним народом, были толерантность и терпимость. На площадях белорусских городов мирно уживались православная, католическая и униатская церкви, синагога и мечеть. Тут мы отличаемся и от Западной Европы, у нас никогда не было религиозных столкновений и таких событий, как Варфоломеевская ночь».
«Несмотря на все старания российских историографов, Московское княжество столетиями было под игом Золотой Орды. По сути, потом они так и не освободились от этого гнета — ментально, разумеется. Даже после ухода Орды все осталось то же самое: и построение государства, и военная доктрина, идея доминирования если не во всем мире, то на значительной его части. Оттуда сохранилась у русских мысль, что „если эти земли не захватим мы, то захватят наши враги и оттуда будут угрожать нам“. События в Украине свидетельствуют о том, что такая ментальная ситуация существует и сейчас» — также считает Валентин Акудович.
IQ больше на единицу
В этом плане белорусам тоже есть чем похвастаться: средний IQ у представителей нашей национальности — один из высоких в мире: 97. У жителей же нашей восточный соседки показатель интеллекта на балл меньше — 96.
«Працуй пільна — ды будзе Вільня!». Разный сказочный герой
Самый обычный герой русских сказок — Емеля, который сидит на печке и хочет, чтобы по щучьему веленью ему все досталось. Или Иван-дурак, имеющий папу-царя и занимающийся не пойми чем. Герой же белорусских сказок: «працавіты ды мужны Янка», работающий целыми днями и терпящий издевательства «паноў ды ўлады». Лодырь в белорусских сказках высмеивается, детей учат, что настоящий герой тот, кто долго и упорно работает, несмотря на удары судьбы. В общем «Працуй пільна — ды будзе Вільня!».
В русских сказках все абсолютно наоборот. Существует интересное исследование белорусских сказок, написанное культурологом Юлией Чернявской. В наших сказках есть другая травма: например то, что у нас нет счастливого героя, у которого есть всё, а ему за это ничего плохого не будет. Все белорусские сказки — про тяжелую работу, а если при этом ты находишь какой-то клад, то тебя очень сурово покарают. Наши сказки не про лень, а про работу.
Совсем разные. Белорусский и русский язык
В последнее время главное отличие белорусов от русских набирает популярность в нашей стране. Проводятся белорусскоязычные спортивные мероприятия, открываются бесплатные курсы изучения «роднай мовы». Конечно, белорусский язык довольно похож на русский, но зная тот же украинский или польский, можно увидеть, что с ними мова схожа намного больше.
Доказать же то, что белорусский — самостоятельный язык и уж никак не придаток русского, можно проанализировав несколько базовых слов. «Благо» в русском языке означает «хорошо». В белорусском же «блага» означает «плохо». Когда корневые базовые слова имеют совершенно разные смыслы, это говорит и о том, что языки совсем разные.
Авторы публикации ни в коем случае не ставят целью разжечь вражду между русскими и белорусами: «Мы лишь хотим показать, что белорусы — самостоятельный народ с богатой историей, аутентичной культурой и красивейшим языком. Нам по праву есть чем гордиться».
Источник
Новое в блогах
Сообщество «Реальная Беларусь»
О положительных и отрицательных чертах белорусов
Недавно в Facebook я задала короткий вопрос — буквально в одном предложении — о положительных и отрицательных чертах белорусов. Конечно, эта формулировка упрощена. Из антропологии и социологии известно: народ (нация) не может обладать некими особыми качествами — ими обладает человек.
Генадзь Гарбук. Ушел два месяца назад от нас. Он и народный. и типичный белорус
Как и Геннадий Овсянников
Зато у народа есть разделяемые ценности, их иерархия, стереотипы поведения, модели мышления и действия — собственно, это и имелось в виду.
Юлия Чернявская, культуролог и литератор. Это она провела исследование
В ответ на короткий вопрос последовало огромное количество ответов — и они продолжают поступать до сих пор. Что-то из них является личным убеждением, что-то привычным, еще из школы усвоенным стереотипом, что-то — плодом незаметно проникающих в умы идеологий, но это менее важно. Важно, что люди в них верят. Когда перевалило за сто человек (а ответов было гораздо больше), я подумала: почему бы не ознакомить с результатами читателей TUT.BY? Конечно, это не социологический опрос, но субъективные мнения тоже имеют право на существование: они отражают мысли и чувства, гордость и недовольство, надежды и разочарования… Мы обойдемся без имен: время от времени будут помечены гендерная принадлежность (мужчина или женщина) и возраст (молодой ли человек, средних лет или зрелого возраста). Была создана условная шкала оценок. Критериев два: насколько часто люди называют то или иное «качество» и насколько эмоционально о нем отзываются.
Сразу скажу: первая новость приятная. Положительные характеристики более стабильны и разделяются большим количеством людей. Вторая новость тоже примечательна: участники дискуссии понимают, что в зависимости от обстоятельств, личности или контекста «достоинства и недостатки» народа легко перетекают одно в другое. Потому одну и ту же черту разные люди могут понимать со знаком «плюс» или «минус» — и даже «плюс и минус» одновременно: не исключено, что их мнения изменятся со временем.
Достоинства
На первом месте оказалось трудолюбие (работоспособность). Это качество набрало аж 19 баллов. Для сравнения: недостаток, находящийся на первом месте, набрал только 11 баллов. Приведу несколько ярких высказываний о трудолюбии.
«Традиционно народ трудолюбивый — чтобы выжить, надо было работать. Хорошо жить — еще больше работать. Колхозы все испортили — гультаи появились»(мол. ж.).
«По сравнению со многими европейскими странами работают беларусы лучше. То есть если делают, то результат будет лучше, причем не обязательно для этого стоять надзирателем. То есть не стараются при первой же возможности схалтурить, а наоборот, часто гордятся своим мастерством и стараются поддерживать эту гордость практикой» (мол.м).
«Чувство удовлетворения от хорошо сделанной работы, гордость за продукт своего труда» (мол. ж.).
«В многонациональной команде сотрудников белорусы неконфликтны и трудолюбивы. Любят тихо работать в уголке, и работать хорошо, но не умеют объявлять о проделанной работе. А часто это даже важнее, чем сама работа» (мол.ж.).
Так одевались в ВКЛ. Конечно, далеко не все
На втором месте оказалась доброжелательность, понимаемая широко — от добротыдо малого уровня публичной агрессии — 18 баллов.
10 баллов набрала толерантность, понимаемая как терпимость к «иным» — людям других верований, взглядов, этнической и религиозной принадлежности. Справедливости ради: в ином, негативном смысле толерантность тоже упомянута не раз.
По 9 баллов набрали терпение (выносливость) и домовитость (хозяйственность, расчетливость без скупости). Так, «всегда иметь заначку на черный день» — традиционно одобряемая привычка.
Памяркоўнасць, рассудительность набрала 8 баллов.
По 7 баллов получили гостеприимство, любовь к порядку и взаимопомощь.
«Все-таки талака — это обычай народа, да и у Богдановича „Зноў змяшай муку з карой таўчонай, Бо памерзла ніва ў суседа“, да и без взаимопомощи на болоте не выжить» (ж. ср. возр.).
Что касается любви к порядку, один из собеседников добавляет критичное: «Где есть страх быть наказанным».
6 баллов разделили адаптивность, спокойный характер и скромность, которую, впрочем, некоторые отвечавшие связывают с недостаточно высокой самооценкой: «Сколько раз сталкивалась с неумением адекватно оценить свои заслуги, и вообще белорусам не свойственно говорить о своих успехах» (мол. ж.).
Наконец, 5 баллов «набрала» тяга к образованию: «Стремление получить высшее образование, а лучше два. И дать его детям любой ценой» (ж. ср. лет).
Остальные достоинства составили (в порядке убывания):
Также участники дискуссии обращают внимание и на умение любить и прощать, и на наивность, и на красоту женщин, и даже на красивое пение… Словом, все разнообразно. Это не должно смущать: люди пишут о своем опыте, перенося его на опыт народа: потому, например, открытость соседствует с хитростью…
Отрицательные характеристики
Ситуация с ними парадоксальная. Казалось бы, их называют даже больше, чем достоинств. Но эти недостатки набирают меньше баллов (т.е. представление о них разделяет меньшее число людей). Кроме того, заметен гораздо более значительный разброс между мнениями.
Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY
Наибольшая солидарность в отношении к скупости (11 баллов): некоторые называют это качество «расчетливостью». Вспомним, мы встречались с ним в первом списке: там это считалось достоинством. В чем же дело? Во-первых, в том, что отвечают разные люди с различным опытом. Во-вторых, в том, что оценка той или иной черты зависит от контекста. Вот примеры негативного контекста:
«Вот и на даче зачастую, строя забор, кусочек земли у соседа захватит. Мне кажется, склонность себе урвать побольше даже в законодательстве прослеживается. Побольше себе, а остальным и минимума хватит» (ж. зр. возр.);
«Любовь к животным довольно потребительская. „Дом сторожи, а пожрать сам найдешь“» (м. зр. возр).
В связи с этим упоминают о чрезмерной приземленности и меркантилизме: «Вось скрайні мэркантылізм і эмацыйная беднасьць — кідаюцца ў вочы!» (м. ср. лет).
По 10 баллов набирают страх и конформизм.
«Страх — главный недостаток. Страх осуждающего мнения окружающих, страх наказания за инициативу или даже мнение, притом он врожденный и неосознанный, потому на любой поступок у нас множество отговорок…» (мол. м.).
«„Боязливые, покорные“, „бытовая трусливость“, неуверенность в себе, боязнь поставить себя в неудобное положение, боязнь глупо выглядеть, зависимость от чужого мнения» (мол. ж.).
Белорус на такое не способен. Только русский, захотевший подвести белорусов
Некоторые возводят эту характеристику к толерантности, некоторые — к «памяркоўнасці»: такова тенденция последних десятилетий, в отличие от 1990-х, когда толерантность и «памяркоўнасць» считались однозначно положительными качествами: было распространено мнение, что это европейские ценности и именно они приведут нас в Европу.
В вопросе конформизма (или, как его называют некоторые участники дискуссии, «лицемерия») оценки приобретают еще большую жесткость:
«Что называется себе на уме — сразу и не поймешь. Часто могут публично менять мнение, в зависимости от выгоды или интересов семьи» (мол. ж.).
«Весьма распространенная склонность делать некрасивые вещи исподтишка — от мелких сплетен до вполне серьезной мести („партизанская республика“, ага)» (м. ср. возр.).
К конформизму возводят хитрость и изворотливость, соглашательство и подобострастие. Вспомним: в предыдущем списке хитрость и умение лавировать признаны положительными характеристиками.
9 баллов участники обсуждения дают:
Всего на балл ниже набрали:
Некоторые отмечают склонность к пассивному недовольству, «нытью», диванной интолерантности (например, гомофобии) и диванной же агрессии. Можно ответить, что диванная агрессия свойственна, пожалуй, всем народам — особенно она усиливается в эпоху интернета. Однако о прямой агрессивности белорусов не высказался никто — и это уже немало, особенно по нашим временам. Говорят о подозрительности — и тут же отвечают себе: «По поводу скрытности и хитрости смолоду запомнилось. Пожилой коллега-белорус сказал мне: «Если бы к тебе в хату за ночь трижды постучали и ты бы не знала, кто (свои, чужие, белые, красные, немцы, партизаны, бандиты), ты бы тоже была себе на уме» (ж. зр. возр.).
В качестве безусловно положительной самохарактеристики я бы назвала то, о чем участники дискуссии говорят мельком, поскольку это само собой разумеется — способность к рефлексии, здравый смысл и понимание того, что наши «недостатки и достоинства» уравновешивают друг друга.
Вот показательное высказывание молодой женщины: «Здесь уже прозвучала очень здравая мысль о том, что некоторые наши качества — как палка о двух концах. Сюда — терпение (с одной стороны, умение адаптироваться к самым сложным условиям, не теряя человеческого лица, с другой стороны — как в анекдоте про гвоздь в стуле). Сюда — способность критически мыслить («Людзей слухай, а свой розум май»; отсутствие безусловного пиетета по отношению к институту церкви — и тут же безоглядное критиканство относительно чего угодно, огульное охаивание своего и «беларус беларуса пахваліў — і не памёр»). Тот же консерватизм, во многом нам свойственный, может быть ценен, а может граничить с ретроградством».
А вообще по ответам складывается стойкое впечатление: в разговоре о положительных качествах собеседники более солидарны, в признании самокритических — менее. И при этом «квасного патриотизма» в саморефлексиях белоруса гораздо меньше, чем у иных соседей. Он отмечает недостатки не в целях «очернить», а в целях понять и усовершенствовать себя. И это уже немало.
—————————-
Источник