- Романтический герой «восточных поэм» Байрона («Корсар»)
- Кабанова И.В. Зарубежная литература. Романтический герой в поэме Дж. Байрона “Корсар”.
- Тема: Особенности романтизма в поэме Д. Байрона «Корсар»
- Тема: Особенности романтизма в поэме Д. Байрона «Корсар»
- Романтический герой в поэме Дж. Байрона «Корсар»
Романтический герой «восточных поэм» Байрона («Корсар»)
Для романтизма характерно обострённое внимание к душевному миру человека, романтиков интересует не обычный человек, а исключительные личности в исключительных обстоятельствах. Романтический герой испытывает бурные чувства, мечтает об идеале. Порыв к идеалу, порой иллюзорному или недостижимому, оборачивается неприятием повседневной жизни. Отсюда внутренняя раздвоенность романтика, вынужденного жить в двух несовместимых мирах идеала и реальности, преходящая порой в протест не только против действительности, но и против божественного миропорядка. Романтический герой бросает вызов окружающему миру, он в конфликте не с отдельными людьми, а с миром в целом. Романтическое сознание в бунте против повседневности устремляется к крайностям.
Героем «восточных поэм» является обычно бунтарь-отщепенец, отвергающий все правопорядки собственнического общества. В основе “Корсара” — конфликт героя с миром; сюжет сведен к одной драматической ситуации — борьбе за любовь.
Байрон противопоставил могучие страсти, исполинские характеры своих героев, которые стремятся подчинить себе обстоятельства, а если это им не удаётся, то они гордо погибают в неравной борьбе, но не идут ни на какой компромисс с совестью. Их одинокий протест бесперспективен, и это с самого начала накладывает трагический оттенок на весь их облик. Но, с другой стороны, их беспрестанное стремление к действию, к борьбе придаёт им неотразимое очарование.
За основу сюжета поэмы “Корсар” взят кульминационный эпизод из жизни героя, решающий его судьбу; ни его прошлое, ни дальнейшее развитие его жизни не описываются. Кроме того, сюжет выстраивается как цепочка ярких картин-фрагментов. Герой взят в момент высшего напряжения жизненных сил, в исключительных обстоятельствах.
Романтического героя Байрона мы можем узнать по следующим чертам:
2. Герой окружён тайной. Его прошлое скрыто всем, кроме самого Конрада, но он хранит свою тайну.
3. Герой разочарован в людях.
5. Идея исключительности проводится в портрете Конрада. Это подробный портрет, основанный на сочетании противоположностей, где каждая внешняя черта становится выражением свойств характера героя.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Романтический герой «восточных поэм» Байрона («Корсар»)
Романтический герой «восточных поэм» Байрона («Корсар»)
Романтический герой «восточных поэм» Байрона («Корсар»)
Источник
Кабанова И.В. Зарубежная литература.
Романтический герой в поэме Дж. Байрона “Корсар”.
Романтический герой в поэме Дж. Байрона “Корсар”.
Джордж Гордон лорд Байрон (1788–1824 гг.) был в первой четверти XIX века “властителем дум”, живым олицетворением романтизма. Он как никто другой воплотил романтический идеал полного слияния биографии и творчества, когда художник живет по тем же законам, по которым живут его герои, а события его жизни немедленно превращаются в материал его произведений. “Байроническая легенда” жива по сей день, и в ней важно отделить миф от фактов.
Байрон родился в аристократической семье, в десять лет унаследовал титул лорда и фамильное поместье на севере Англии, получил образование в привилегированных учебных заведениях — в школе Хэрроу и университете Кембриджа. Он готовился к карьере государственного деятеля и долгое время не относился к поэзии как к главному делу своей жизни. Несмотря на принадлежность к правящей верхушке, он был бунтарем по натуре, и вся его жизнь была вызовом принятым в обществе условностям. Он считал английское общество косным и лицемерным, не желал идти ни на какие уступки общественному мнению и после недолгого периода славы на родине (1812–1816 гг.) навсегда покинул Англию, поселившись в Италии. Жизнь его завершилась в Греции, где он принимал участие в национально-освободительной борьбе греков против турок.
Поэтическое наследие Байрона велико и разнообразно. Признание пришло к нему с публикацией поэмы “Паломничество Чайльд-Гарольда” (1812 г.), где он вывел первого романтического героя в английской литературе и создал жанр романтической лиро-эпической поэмы. Ее формы разрабатывались в цикле “Восточных поэм” (1813–1816 гг.), где романтизм достигает классических форм. С переездом в Италию его творчество обогащается в жанровом отношении (драма “Манфред”, мистерия “Каин”, поэмы “Беппо”, “Мазепа”). Главный труд последних лет жизни Байрона остался незавершенным — это роман в стихах “Дон Жуан”.
Образцом байроновского романтизма может служить поэма “Корсар” (1814 г.) из цикла “Восточные поэмы”. Во всех шести поэмах цикла Байрон опирается на впечатления о своем южном путешествии, которое он предпринял по странам Средиземноморья в 1809–1811 годах. Впервые картины южной природы он представил читателю в “Паломничестве Чайльд-Гарольда”, и это было одной из составляющих успеха этой поэмы; публика ждала от молодого поэта новых экзотических пейзажей, и в “Корсаре” Байрон развивает ориенталистские мотивы, столь свойственные романтизму в целом. Восток в романтическом искусстве противопоставляется европейской цивилизации как мир свободных, естественных страстей, разыгрывающихся на фоне прекрасной, благодатной природы. Но у Байрона Восток — больше, чем условный романтический фон: действие в “Корсаре” разворачивается на островах греческого архипелага и в береговой Греции, находящейся под властью турок (Сеид-паша в поэме), и маршруты пиратских набегов главного героя Конрада топографически точны, могут быть прослежены по карте, а в описаниях Греции в начале третьей песни поэмы Байрон прямо опирается на собственные впечатления четырехлетней давности. Таким образом, за романтическим пейзажем поэмы проступают картины природы и нравов, взятые из жизни; Байрон часто давал в своих поэмах точное воспроизведение исторической и этнографической среды.
В основе “Корсара”, как и во всех остальных “Восточных поэмах”, — конфликт героя с миром; сюжет сведен к одной драматической ситуации — борьбе за любовь.
Как и во всех “Восточных поэмах”, Конрад – бунтарь-одиночка, исповедующий крайний индивидуализм. Байрон не показывает его прошлого, в поэме сказано лишь, что его врожденные достоинства были так высоки, что свет испытывал к нему зависть и обрушил на него клевету:
Конрад — натура сильная, мужественная, он правит пиратами железной рукой, его все уважают за беспримерную отвагу и удачливость в делах и боятся:
Первое появление Конрада в поэме типично для романтического героя. Он стоит на вершине скалы, опершись на меч, глядя на волны, и само его положение в пространстве в этот момент — он выше остальных, к нему вверх поднимаются пираты с донесением, — это пространственное решение сцены подчеркивает исключительность героя. Та же идея исключительности проводится в портрете Конрада (девятая строфа первой песни). Это подробный портрет, основанный на сочетании противоположностей, где каждая внешняя черта становится выражением свойств характера героя. Байрон создает столь яркий портрет романтического героя, что отдельные его черты навсегда войдут в характерный облик романтического литературного персонажа:
Презрение к людям, жестокость, привычка к насилию не окончательно иссушили душу Конрада. Впервые в истории мировой литературы, создавая своего романтического героя, Байрон оправдывает в нем поступки и чувства, далекие от христианского идеала, и происходит подмена моральных ценностей — преступника Конрада, который не задумываясь проливает человеческую кровь, автор наделяет неотразимым обаянием. Единственное чувство, связывающее героя с человечеством, последняя живая струна в его душе, которой он поэтому так дорожит, — любовь.
Как и в других байроновских поэмах, главным способом создания характера героя становится действие. Конрад — натура активная, его идеал — анархическая личная свобода, и сюжет поэмы отличается повышенным драматизмом. Перед читателем проходит череда пестрых, эффектных сцен, противопоставленных друг другу по принципу контраста: славящая морской простор и волю песня пиратов открывает поэму, ей противоположна грустная песня одинокой Медоры; картина пира в роскошном дворце Сеид-паши сменяется картиной кровавого боя; уныние Конрада в темнице во время ночного посещения Гюльнар и бодрая свежесть моря во время их бегства. Поэма поражает богатством настроений и красок.
К Конраду и к прочим героям “Восточных поэм” вполне применимы слова В. Г. Белинского, сказанные им о самом поэте: “Это личность человеческая, возмутившаяся против общего и, в гордом восстании своем, опершаяся на самого себя”. О том же крайнем индивидуализме героев Байрона говорит и А. С. Пушкин:
И хотя “Кавказский пленник” Пушкина содержит немало элементов, прямо заимствованных у Байрона, Пушкин не возвеличивает, а осуждает индивидуализм романтического героя.
Таким образом, “Корсар” — лиро-эпическая поэма, в которой сплавлены воедино лирическое начало в изображении центрального героя и эпическое, повествовательное начало, которое проявляется в насыщенности и разнообразии действия. Конрад — герой, представляющий самый чистый образец романтического мироощущения во всем творчестве Байрона, и поэтика “Корсара” — характернейший пример построения романтической поэмы. За основу сюжета взят кульминационный эпизод из жизни героя, решающий его судьбу; ни его прошлое, ни дальнейшее развитие его жизни не описываются, и уже в этом смысле поэма фрагментарна. Кроме того, сюжет выстраивается как цепочка ярких картин-фрагментов, причинно-следственные связи между которыми не всегда четко проговорены в поэме, и фрагментарность становится структурообразующим принципом романтической поэмы. Герой взят в момент высшего напряжения жизненных сил, в исключительных даже для его разбойничьей жизни обстоятельствах. В такие моменты характер человека раскрывается до конца, и демонический, сумрачный, величавый характер Конрада создается в поэме с помощью разнообразных художественных средств: портрета, авторских характеристик, отношения к нему любящих его женщин, но главным образом через описание его поступков. Один из лейтмотивных образов поэмы — столь характерный для всей поэзии Байрона образ моря; вольная морская стихия становится у него символом свободы. В пиратской песне, открывающей поэму, есть такие слова:
Лирическая стихия, пронизывающая поэму, ярче всего раскрывается в сквозном образе моря.
Источник
Тема: Особенности романтизма в поэме Д. Байрона «Корсар»
Тема: Особенности романтизма в поэме Д. Байрона «Корсар»
Тема: Особенности романтизма в поэме Д. Байрона «Корсар»
А он, мятежный, просит бури
Как будто в бурях есть покой!
Предварительная подготовка к уроку
-повторить, в чем заключаются особенности направления романтизм.
— самостоятельно прочитать и попытаться проанализировать поэму Д. Байрона «Корсар»
Познакомить учащихся с характерными особенностями романтизма в творчестве Д. Байрона Развивать навыки самостоятельной работы с текстом, в том числе и поэтическим, умение высказывать свое мнение и аргументировать его Воспитывать любовь к литературе, интерес к творчеству Байрона.
Оборудование: текст произведения, учебник, интерактивный комплекс, презентация к уроку ( 9 слайдов)
Тип урока: применения и совершенствования знаний
Вид урока: урок-исследование
— Сообщение темы и целей урока
2. Повторение изученного
Учитель: Сегодня нам предстоит познакомиться с поэмой Д. Байрона «Корсар» (Слайд 1 портрет Байрона). В творчестве этого английского поэта наиболее ярко проявились характерные черты романтизма. Байрону пытались подражать великие русские поэты – Пушкин, Лермонтов (Слайд 2,3 портрет Пушкина и Лермонтова). Но, прежде чем мы попытаемся выяснить, в чем же состоит притягательность так называемого байронического героя, давайте вспомним, что такое романтизм и в чем заключаются его особенности как литературного направления
Какие романтические произведения вы читали7
Назовите признаки романтизма в произведениях русских писателей
Какими чертами характера наделен романтический герой?
Перечислите особенности романтических произведений
Вывод: романтизм как направление развития культуры проявил большой интерес к личности, ее переживаниям и восприятию действительности. Для романтизма характерно противопоставление героя окружающему миру. Романтический герой – это сильная, яркая личность, не вписывающаяся в тесные рамки обыденности, устоявшихся традиций и обычаев. Бунтарская позиция тесно связана с одиночеством Наряду с культом индивидуализма писатели-романтики использовали образы неукрощенной стихии, в чем-то сходной с мятущейся душой романтического героя. Еще одной особенностью романтических произведений является особый фон, на котором разворачивается действие. (Слайд 4 изображения экзотических пейзажей, старинных кораблей)
3.Работа над новым материалом
Учитель: Обратимся к поэме Байрона «Корсар». Есть ли в ней те черты, которые присущи романтическим произведениям? (Слайд 5)
Учащиеся работают по тексту, приводят доказательства, перечисляют признаки романтизма, делают вывод. Вывод записывается в рабочую тетрадь
Конфликт героя с обществом Экзотический фон Незаурядность личности героя В поэме много недосказанного
Учитель: Таким образом, мы выяснили, что писатели-романтики обращали пристальное внимание на личность героя.
— Что же представляет собой романтический герой Байрона?
— Кто такие были корсары? (Слайд 7 портреты знаменитых пиратов Френсис Дрейк, Генри Морган)
Ученик дает краткую справку о корсарах
Корсары – это морские разбойники, которые нападали на корабли с целью грабежа. Порой корсары совершали набеги и на населенные пункты, расположенные на морских побережьях. «Расцвет» пиратства пришелся на 17-18 века. Помимо пиратов, действовавших самостоятельно, были и так называемые каперы, которые действовали с санкции своей страны, нападая на корабли военного противника. Деятельность пиратов, нередко сопровождавшаяся особой жестокостью, дала богатую пищу для творческой фантазии писателей.
Работа в группах. (2 группы)
1 группа – указывает на отрицательные качества и поступки героя.
— морской разбойник, занят опасной противозаконной деятельностью
— так как автор говорит о конфликте героя с обществом, то у нас нет оснований полагать, что Конрад мог быть капером.
— с правовой точки зрения он попадает в тюрьму вполне оправданно.
— приносит несчастье обеим девушкам. Медора умирает от тоски, получив роковое известие. Гюльнар из-за внезапно вспыхнувшей любви к Конраду становится преступницей.
2 группа – возражает и указывает на достоинства Конрада.
— он не стремится к пьяному разгулу в компании однодневных подружек
— он верен своей любимой
— ведет себя по-рыцарски, спасает Гюльнар, рискуя жизнью.
— обладает обаянием. Обе женщины, которые его полюбили, сами выбрали свою судьбу.
Конрад – личность противоречивая, не может быть оценена однозначна. Образ Гюльнар, как и образ самого Конрада, выдержан в романтической традиции, у неё сильный, решительный характер. Она тяжело переживет участь рабыни, отчаяние и любовь толкают её на убийство.
Учитель: Байрон оставил читателю простор для проявления фантазии, внезапно оборвав нить повествования. Это связано с тем, что писатели-романтики видели свою задачу в изображении незаурядной личности, нетривиальной судьбы. Открытый финал лишь усиливает впечатление от образа Конрада и поэтического узора поэмы. Мы повторили, в чем заключаются особенности романтизма, нашли эти черты в поэме Байрона «Корсар», проанализировали характер и поступки героев.
В его облике нет внешнего величия («он худощав, и ростом — не гигант»), но он способен подчинить себе любого, а его взгляд «сжигает огнем» того, кто осмелится по глазам прочесть тайну души Конрада. Но «по взору вверх, по дрожи рук, по трепету, по вздохам без конца, по неуверенным шагам» можно догадаться, что покой души неизвестен ему.
Ответить письменно на вопросы
— В чем смысл эпиграфа к данному уроку?
— Видите ли вы сходство между «Кавказским пленником» и «Корсаром» Байрона? 6. Выставление и комментирование оценок
Источник
Тема: Особенности романтизма в поэме Д. Байрона «Корсар»
lit.na5bal.ru > Культура > Документы |
Тема: Особенности романтизма в поэме Д.Байрона «Корсар» Как будто в бурях есть покой! Предварительная подготовка к уроку -повторить, в чем заключаются особенности направления романтизм. — самостоятельно прочитать и попытаться проанализировать поэму Д.Байрона «Корсар» Тип урока: применения и совершенствования знаний Вид урока: урок-исследование 2. Повторение изученного Учитель: Сегодня нам предстоит познакомиться с поэмой Д.Байрона «Корсар» (Слайд 1 портрет Байрона). В творчестве этого английского поэта наиболее ярко проявились характерные черты романтизма. Байрону пытались подражать великие русские поэты – Пушкин, Лермонтов (Слайд 2,3 портрет Пушкина и Лермонтова). Но, прежде чем мы попытаемся выяснить, в чем же состоит притягательность так называемого байронического героя, давайте вспомним, что такое романтизм и в чем заключаются его особенности как литературного направления Какие романтические произведения вы читали7 Назовите признаки романтизма в произведениях русских писателей Какими чертами характера наделен романтический герой? Перечислите особенности романтических произведений Вывод: романтизм как направление развития культуры проявил большой интерес к личности, ее переживаниям и восприятию действительности. Для романтизма характерно противопоставление героя окружающему миру. Романтический герой – это сильная, яркая личность, не вписывающаяся в тесные рамки обыденности, устоявшихся традиций и обычаев. Бунтарская позиция тесно связана с одиночеством Наряду с культом индивидуализма писатели-романтики использовали образы неукрощенной стихии, в чем-то сходной с мятущейся душой романтического героя. Еще одной особенностью романтических произведений является особый фон, на котором разворачивается действие. (Слайд 4 изображения экзотических пейзажей, старинных кораблей) 3.Работа над новым материалом Учитель: Обратимся к поэме Байрона «Корсар». Есть ли в ней те черты, которые присущи романтическим произведениям? (Слайд 5) Учащиеся работают по тексту, приводят доказательства, перечисляют признаки романтизма, делают вывод. Вывод записывается в рабочую тетрадь — Что же представляет собой романтический герой Байрона? — Кто такие были корсары? (Слайд 7 портреты знаменитых пиратов Френсис Дрейк, Генри Морган) Ученик дает краткую справку о корсарах Работа в группах. (2 группы) 1 группа – указывает на отрицательные качества и поступки героя. — морской разбойник, занят опасной противозаконной деятельностью — так как автор говорит о конфликте героя с обществом, то у нас нет оснований полагать, что Конрад мог быть капером. — с правовой точки зрения он попадает в тюрьму вполне оправданно. — приносит несчастье обеим девушкам. Медора умирает от тоски, получив роковое известие. Гюльнар из-за внезапно вспыхнувшей любви к Конраду становится преступницей. 2 группа – возражает и указывает на достоинства Конрада. — он не стремится к пьяному разгулу в компании однодневных подружек — он верен своей любимой — ведет себя по-рыцарски, спасает Гюльнар, рискуя жизнью. — обладает обаянием. Обе женщины, которые его полюбили, сами выбрали свою судьбу. Учитель: Байрон оставил читателю простор для проявления фантазии, внезапно оборвав нить повествования. Это связано с тем, что писатели-романтики видели свою задачу в изображении незаурядной личности, нетривиальной судьбы. Открытый финал лишь усиливает впечатление от образа Конрада и поэтического узора поэмы. Мы повторили, в чем заключаются особенности романтизма, нашли эти черты в поэме Байрона «Корсар», проанализировали характер и поступки героев. В его облике нет внешнего величия («он худощав, и ростом — не гигант»), но он способен подчинить себе любого, а его взгляд «сжигает огнем» того, кто осмелится по глазам прочесть тайну души Конрада. Но «по взору вверх, по дрожи рук, по трепету, по вздохам без конца, по неуверенным шагам» можно догадаться, что покой души неизвестен ему. Источник Романтический герой в поэме Дж. Байрона «Корсар»Джордж Гордон лорд Байрон (1788–1824 гг.) был в первой четверти XIX века «властителем дум», живым олицетворением романтизма. Он как никто другой воплотил романтический идеал полного слияния биографии и творчества, когда художник живет по тем же законам, по которым живут его герои, а события его жизни немедленно превращаются в материал его произведений. «Байроническая легенда» жива по сей день, и в ней важно отделить миф от фактов. Байрон родился в аристократической семье, в десять лет унаследовал титул лорда и фамильное поместье на севере Англии, получил образование в привилегированных учебных заведениях — в школе Хэрроу и университете Кембриджа. Он готовился к карьере государственного деятеля и долгое время не относился к поэзии как к главному делу своей жизни. Несмотря на принадлежность к правящей верхушке, он был бунтарем по натуре, и вся его жизнь была вызовом принятым в обществе условностям. Он считал английское общество косным и лицемерным, не желал идти ни на какие уступки общественному мнению и после недолгого периода славы на родине (1812–1816 гг.) навсегда покинул Англию, поселившись в Италии. Жизнь его завершилась в Греции, где он принимал участие в национально-освободительной борьбе греков против турок. Поэтическое наследие Байрона велико и разнообразно. Признание пришло к нему с публикацией поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда» (1812 г.), где он вывел первого романтического героя в английской литературе и создал жанр романтической лиро-эпической поэмы. Ее формы разрабатывались в цикле «Восточных поэм» (1813–1816 гг.), где романтизм достигает классических форм. С переездом в Италию его творчество обогащается в жанровом отношении (драма «Манфред», мистерия «Каин», поэмы «Беппо», «Мазепа»). Главный труд последних лет жизни Байрона остался незавершенным — это роман в стихах «Дон Жуан». Образцом байроновского романтизма может служить поэма «Корсар» (1814 г.) из цикла «Восточные поэмы». Во всех шести поэмах цикла Байрон опирается на впечатления о своем южном путешествии, которое он предпринял по странам Средиземноморья в 1809–1811 годах. Впервые картины южной природы он представил читателю в «Паломничестве Чайльд-Гарольда», и это было одной из составляющих успеха этой поэмы; публика ждала от молодого поэта новых экзотических пейзажей, и в «Корсаре» Байрон развивает ориенталистские мотивы, столь свойственные романтизму в целом. Восток в романтическом искусстве противопоставляется европейской цивилизации как мир свободных, естественных страстей, разыгрывающихся на фоне прекрасной, благодатной природы. Но у Байрона Восток — больше, чем условный романтический фон: действие в «Корсаре» разворачивается на островах греческого архипелага и в береговой Греции, находящейся под властью турок (Сеид-паша в поэме), и маршруты пиратских набегов главного героя Конрада топографически точны, могут быть прослежены по карте, а в описаниях Греции в начале третьей песни поэмы Байрон прямо опирается на собственные впечатления четырехлетней давности. Таким образом, за романтическим пейзажем поэмы проступают картины природы и нравов, взятые из жизни; Байрон часто давал в своих поэмах точное воспроизведение исторической и этнографической среды. В основе «Корсара», как и во всех остальных «Восточных поэмах», — конфликт героя с миром; сюжет сведен к одной драматической ситуации — борьбе за любовь. Как и во всех «Восточных поэмах», Конрад – бунтарь-одиночка, исповедующий крайний индивидуализм. Байрон не показывает его прошлого, в поэме сказано лишь, что его врожденные достоинства были так высоки, что свет испытывал к нему зависть и обрушил на него клевету: Конрад — натура сильная, мужественная, он правит пиратами железной рукой, его все уважают за беспримерную отвагу и удачливость в делах и боятся: Первое появление Конрада в поэме типично для романтического героя. Он стоит на вершине скалы, опершись на меч, глядя на волны, и само его положение в пространстве в этот момент — он выше остальных, к нему вверх поднимаются пираты с донесением, — это пространственное решение сцены подчеркивает исключительность героя. Та же идея исключительности проводится в портрете Конрада (девятая строфа первой песни). Это подробный портрет, основанный на сочетании противоположностей, где каждая внешняя черта становится выражением свойств характера героя. Байрон создает столь яркий портрет романтического героя, что отдельные его черты навсегда войдут в характерный облик романтического литературного персонажа: Презрение к людям, жестокость, привычка к насилию не окончательно иссушили душу Конрада. Впервые в истории мировой литературы, создавая своего романтического героя, Байрон оправдывает в нем поступки и чувства, далекие от христианского идеала, и происходит подмена моральных ценностей — преступника Конрада, который не задумываясь проливает человеческую кровь, автор наделяет неотразимым обаянием. Единственное чувство, связывающее героя с человечеством, последняя живая струна в его душе, которой он поэтому так дорожит, — любовь. Как и в других байроновских поэмах, главным способом создания характера героя становится действие. Конрад — натура активная, его идеал — анархическая личная свобода, и сюжет поэмы отличается повышенным драматизмом. Перед читателем проходит череда пестрых, эффектных сцен, противопоставленных друг другу по принципу контраста: славящая морской простор и волю песня пиратов открывает поэму, ей противоположна грустная песня одинокой Медоры; картина пира в роскошном дворце Сеид-паши сменяется картиной кровавого боя; уныние Конрада в темнице во время ночного посещения Гюльнар и бодрая свежесть моря во время их бегства. Поэма поражает богатством настроений и красок. К Конраду и к прочим героям «Восточных поэм» вполне применимы слова В.Г. Белинского, сказанные им о самом поэте: «Это личность человеческая, возмутившаяся против общего и, в гордом восстании своем, опершаяся на самого себя». О том же крайнем индивидуализме героев Байрона говорит и А.С. Пушкин: И хотя «Кавказский пленник» Пушкина содержит немало элементов, прямо заимствованных у Байрона, Пушкин не возвеличивает, а осуждает индивидуализм романтического героя. Таким образом, «Корсар» — лиро-эпическая поэма, в которой сплавлены воедино лирическое начало в изображении центрального героя и эпическое, повествовательное начало, которое проявляется в насыщенности и разнообразии действия. Конрад — герой, представляющий самый чистый образец романтического мироощущения во всем творчестве Байрона, и поэтика «Корсара» — характернейший пример построения романтической поэмы. За основу сюжета взят кульминационный эпизод из жизни героя, решающий его судьбу; ни его прошлое, ни дальнейшее развитие его жизни не описываются, и уже в этом смысле поэма фрагментарна. Кроме того, сюжет выстраивается как цепочка ярких картин-фрагментов, причинно-следственные связи между которыми не всегда четко проговорены в поэме, и фрагментарность становится структурообразующим принципом романтической поэмы. Герой взят в момент высшего напряжения жизненных сил, в исключительных даже для его разбойничьей жизни обстоятельствах. В такие моменты характер человека раскрывается до конца, и демонический, сумрачный, величавый характер Конрада создается в поэме с помощью разнообразных художественных средств: портрета, авторских характеристик, отношения к нему любящих его женщин, но главным образом через описание его поступков. Один из лейтмотивных образов поэмы — столь характерный для всей поэзии Байрона образ моря; вольная морская стихия становится у него символом свободы. В пиратской песне, открывающей поэму, есть такие слова: Лирическая стихия, пронизывающая поэму, ярче всего раскрывается в сквозном образе моря. ► Читайте также другие темы главы «Литература XIX века»: ► Перейти к оглавлению книги «Зарубежная литература» Источник Adblockdetector |