Бампер перелом это признак

Специфические телесные повреждения пешехода при автотравме («бампер-перелом») Текст научной статьи по специальности « Прочие медицинские науки»

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Барканов Вячеслав Борисович, Ермилов В.В., Сивик В.В., Власова Е.В., Кинаш А.А.

В статье представлены данные о телесных повреждениях пешехода при автотравме («бампер-перелом»).

SPECIFIC INJURIES OF A PEDESTRIAN WITH AUTO-TRAUMA (BUMPER-FRACTURE)

The article presents data on pedestrian injuries when car trauma («bumper-fracture»).

Текст научной работы на тему «Специфические телесные повреждения пешехода при автотравме («бампер-перелом»)»

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТЕЛЕСНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ПЕШЕХОДА ПРИ АВТОТРАВМЕ («БАМПЕР-ПЕРЕЛОМ»)

В.Б. Барканов, В.В. Ермилов, В.В. Сивик, Е.В. Власова, А.А. Кинаш, П.В. Подчайнов

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, кафедра судебной медицины, ГБУЗ «Волгоградское областное бюро судебно-медицинской экспертизы»

В статье представлены данные о телесных повреждениях пешехода при автотравме («бампер-перелом»). Ключевые слова: автотравма, «бампер-перелом», пешеход. DOI 10.19163/1994-9480-2018-1(65)-53-55

SPECIFIC INJURIES OF A PEDESTRIAN WITH AUTO-TRAUMA (BUMPER-FRACTURE)

V.B. Barkanov, V.V. Ermilov, V.V. Civic, E.V. Vlasova, A.A. Kinash, P.V. Podchaynov

FSEI HE «The Volgograd State Medical University» of Public Health Ministry of the Russian Federation,

Department of Forensic Medicine, SBHI« Volgograd regional Bureau of forensic medical examination»

The article presents data on pedestrian injuries when car trauma («bumper-fracture»). Key words: car trauma, «bumper-fracture», pedestrian.

В последние десятилетия значительно возрос транспортный травматизм. Ежегодно в Волгограде регистрируются сотни случаев смерти в результате столкновения автотранспорта с пешеходом.

УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение безопасности движения и эксплуатации транспортного средства (ст. 263, 264, 268 УК РФ).

Расследование транспортных происшествий вообще и автодорожных в частности нередко вызывает большие трудности, поскольку они скоротечны и часто происходят при отсутствии свидетелей. Это предъявляет высокие требования к проведению судебно-медицинской экспертизы повреждений, возникших в результате транспортного происшествия. Результаты экспертизы могут иметь решающее значение для установления деталей происшествия.

Все повреждения, образующиеся при разных видах травмы, в зависимости от их диагностической ценности условно принять делить на специфические, характерные и нехарактерные.

К специфическим относятся контактные повреждения, образовавшиеся в месте соприкосновения частей транспорта с телом. В таких повреждениях отображаются форма, рисунок, а иногда и размеры, полностью или частично, определенных частей транспорта.

К характерным относятся такие повреждения, механизм образования которых соответствует механизму и фазам определенного вида травмы.

К нехарактерным относятся все остальные повреждения, не имеющие признаков, описанных в двух предыдущих группах [1].

В настоящей работе описан случай телесных повреждений пешехода в виде поперечных переломов большеберцовых костей голеней.

Установление причины смерти пешехода при автотравме.

14 октября 2014 года в Волгоградском городском отделении экспертизы трупов Волгоградского областного бюро судебно-медицинской экспертизы, проводилось судебно-медицинское исследование трупа гр. N. 1935 г.р. Труп был обнаружен на пересечении улицы Армии и улицы Коммунальной в р.п. Городище.

План судебно-медицинского исследования трупа заключался в следующем:

1. Ознакомление с предоставленной документацией.

2. Наружное исследование трупа.

3. Внутреннее исследование трупа по методу Шора в модификации Лютеля.

4. Взятие образцов от исследуемого трупа для дополнительных лабораторных исследований:

— для проведения судебно-гистологического исследования взяты кусочки внутренних органов;

— для проведения судебно-химического исследования взяты кровь и моча на наличие этилового спирта [3].

Основной акцент исследования был направлен на изучение телесных повреждений. Так, у трупа гр. N. имелись множественные ссадины на правой половине лица, неправильно-овальной и полосовидной формы размерами от 0,3 х 0,3 см до 5,0 х 0,3 см красно-коричневого цвета, с западающим подсохшим дном. На передней поверхности правой и левой голеней в нижней трети слева в 21,0 см от подошвенной поверхности стоп и справа в 24,0 см соответственно имеются раны неправильной веретенообразной формы, размерами 8,0 х 10,0 см и 9,5 х 11,0 см соответственно и максимальной глубиной

до 2,0 см в центре. Длинник повреждений расположен на 9 и 3 часа условного циферблата часов. Концы ран острые, края неровные, без осаднений. Между краями ран в области их концов имеются межтканевые перемычки из просвета ран, определяются фрагменты костей голеней (рис. 1, 2).

При отсепаровке мягких тканей левой голени обнаружен фрагментарно-оскольчатый перелом боль-шеберцовой и малоберцовой кости в средней трети, в 21,0 см от подошвенной поверхности стоп со смещением отломков относительно друг друга по оси с крупноочаговыми кровоизлияниями в окружающие мягкие ткани, темно-красного цвета.

При отсепаровке мягких тканей правой голени обнаружен фрагментарно-оскольчатый перелом боль-шеберцовой и малоберцовой кости в средней трети, в 24,0 см от подошвенной поверхности стоп со смещением отломков относительно друг друга по оси с крупноочаговыми кровоизлияниями в окружающие мягкие ткани, темно-красного цвета.

Для медико-криминалистического исследования взят фрагмент правой большеберцовой кости.

При медико-криминалистическом исследовании обнаружено: на фрагменте диафиза правой большеберцовой кости от трупа гр. N. видно повреждение в виде полного

Рис. 1. Перелом правой большеберцовой кости

Рис. 2. Перелом левой большеберцовой кости

Рис. 3. Косо-поперечный перелом правой большеберцовой кости

Рис. 4. Та же кость после репозиции

поперечного перелома, который образовался в результате сильно воздействия твердого тупого предмета в направлении снаружи внутрь и немного спереди назад (рис. 3-4).

Смерть гр. N. наступила в результате тупой со-четанной травмы тела, сопровождающейся множественными переломами костей скелета. Учитывая вышеизложенное, механизм образования телесных повреждения представляется следующим образом: первичное ударное воздействие твердого тупого предмета, каковым могли быть выступающие части кузова легкового автомобиля в момент удара бампером («бампер-перелом»), было причинено по передней поверхности голеней при условии нахождения потерпевшего в вертикальном положении с последующим забрасыванием тела на капот и отбрасыванием его на дорожное покрытие.

3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 мая 2010 г. № 346н «Об утверж-

дении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации». Заре-гистр. в Минюсте РФ 10.08.2010 г. Рег. № 18111.

1. Barkanov V.B., Ermilov V.V., Vlasova E.V., Sivik V.V., Kinash A.A. Sudebno-medicinskaja ocenka pokazatelej smertnosti v rezul’tate serdechno-sosudistyh zabolevanij po Volgogradskoj oblasti za 2011 god po dannym GKUZ «VOBSMJe» [Forensic medical assessment of mortality rates as a result of cardiovascular diseases in the Volgograd Region in 2011 according to the SBHI «VRBFME»]. Vestnik VolgGMU [Bulletin of VolgGMU], 2013, no. 1, pp. 86-88. (In Russ.; abstr. in Engl.).

2. Pigolkin Ju.I., Dubrovin I.A., Dubrovina I.A., i dr. Sudebnaja medicina: Lekcii [Forensic medicine: Lectures]. Moscow: Prakticheskaja medicina, 2014. 133 p.

3. Prikaz Ministerstva zdravoohranenija i social’nogo razvitija RF ot 12 maja 2010 g. № 346n «Ob utverzhdenii Porjadka organizacii i proizvodstva sudebno-medicinskih jekspertiz v gosudarstvennyh sudebno-jekspertnyh uchrezhdenijah Rossijskoj Federacii» [Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation of May 12, 2010 No. 346n «On Approval of the Procedure for the Organization and Production of Forensic Medical Examinations in State Forensic Expert Institutions of the Russian Federation»]. Zaregistr. v Minjuste RF 10.08.2010 g. Reg. № 18111.

Читайте также:  Клинические признаки общего переохлаждения

Источник

Причины, симптомы и лечение бамперного перелома голени

Переломы голени весьма распространены и составляют более 10% от всех травм. Они очень отличаются по своей природе и протеканию, масштабам повреждений и месту. От этих факторов зависит и лечение.

Месторасположение

Голень – это место между стопой и бедром. Она состоит из двух костей: малоберцовой и большеберцовой. С помощью мыщелков большеберцовая кость соединена с бедренной костью. Они образуют нижнюю суставную поверхность коленного сустава. Нижняя часть этой кости соединена с таранной костью и входит в состав голеностопного сустава.

Малоберцовая расположена с наружной стороны. Она делает ногу прочной и стабильной. Обе кости соединены с помощью связок, межкостной мембраны и общего сочленения.

Причины

Повреждения голени бывают нескольких типов:

Бамперный перелом относится к разряду диафизарных и характеризуется тем, что пострадали оба диафиза большеберцовой кости.

Бамперный перелом задевает две трети диафизов и происходит с большим количеством осколков. Осколки смещаются не от того, как растягиваются мышцы, а от того, в какую сторону направлена сила воздействия.

Если травмирующая сила производит сгибательное дейтсвие, образуется треугольный осколок на внутренней стороны. Если происходит скручивание, получается винтообразный перелом, при котором кости расположены на противоположных концах.

При подобном повреждении важно сразу оказать первую помощь. Для этого оценивается цвет кожи, а также в сознании человек или нет. Сразу нужно ввести обезболивающее лекарство общего действия. Конечность нужно обездвижить шинами или другим возможным способом. Если перелом открытый и сильно идет кровь, накладывают жгут.

Признаки

При нем у человека возникает:

Для того, чтобы поставить точный диагноз, человеку делают рентген в двух протекциях.

Как лечат?

Как правило, применяют скелетное вытяжение. Это возможный вариант лечения, если нет смещения. Срок составляет около 4 недель. После этого человек должен носить гипс еще столько же времени.

Если осколки сильно сдвинуты обязательно проводят операцию. Их фиксируют с помощью стержней, винтов, аппаратов наружной фиксации.

Реабилитация занимает достаточно большой промежуток времени, в основном потому, что во время подобной травмы страдают также мышцы и связки. Восстановление проходит быстрее, если человек правильно выполняет все необходимые упражнения физиотерапии, ведет здоровый образ жизни. Важно есть много продуктов, богатых кальцием. Для снятия боли и отеков эффективны солевые ванночки и компрессы.

Пострадавший должен постепенно увеличивать нагрузки на ногу, много двигаться.

Источник

Бампер перелом это признак

Переломы голени весьма распространены и составляют более 10% от всех травм. Они очень отличаются по своей природе и протеканию, масштабам повреждений и месту. От этих факторов зависит и лечение.

Месторасположение

Голень – это место между стопой и бедром. Она состоит из двух костей: малоберцовой и большеберцовой. С помощью мыщелков большеберцовая кость соединена с бедренной костью. Они образуют нижнюю суставную поверхность коленного сустава. Нижняя часть этой кости соединена с таранной костью и входит в состав голеностопного сустава.

Малоберцовая расположена с наружной стороны. Она делает ногу прочной и стабильной. Обе кости соединены с помощью связок, межкостной мембраны и общего сочленения.

Причины

Повреждения голени бывают нескольких типов:

Бамперный перелом относится к разряду диафизарных и характеризуется тем, что пострадали оба диафиза большеберцовой кости.

Бамперный перелом задевает две трети диафизов и происходит с большим количеством осколков. Осколки смещаются не от того, как растягиваются мышцы, а от того, в какую сторону направлена сила воздействия.

Если травмирующая сила производит сгибательное дейтсвие, образуется треугольный осколок на внутренней стороны. Если происходит скручивание, получается винтообразный перелом, при котором кости расположены на противоположных концах.

При подобном повреждении важно сразу оказать первую помощь. Для этого оценивается цвет кожи, а также в сознании человек или нет. Сразу нужно ввести обезболивающее лекарство общего действия. Конечность нужно обездвижить шинами или другим возможным способом. Если перелом открытый и сильно идет кровь, накладывают жгут.

Признаки

При нем у человека возникает:

Для того, чтобы поставить точный диагноз, человеку делают рентген в двух протекциях.

Как лечат?

Как правило, применяют скелетное вытяжение. Это возможный вариант лечения, если нет смещения. Срок составляет около 4 недель. После этого человек должен носить гипс еще столько же времени.

Если осколки сильно сдвинуты обязательно проводят операцию. Их фиксируют с помощью стержней, винтов, аппаратов наружной фиксации.

Реабилитация занимает достаточно большой промежуток времени, в основном потому, что во время подобной травмы страдают также мышцы и связки. Восстановление проходит быстрее, если человек правильно выполняет все необходимые упражнения физиотерапии, ведет здоровый образ жизни. Важно есть много продуктов, богатых кальцием. Для снятия боли и отеков эффективны солевые ванночки и компрессы.

Пострадавший должен постепенно увеличивать нагрузки на ногу, много двигаться.

Признаки перелома

Первый признак, он же миф — перелом сильнее болит, чем ушиб. Болевые рецепторы везде одинаковые: что в мышцах, коже и связках, что в надкостнице. Поэтому по интенсивности болевых ощущений проводить диагностику бессмысленно. Мало того, некоторые переломы почти не болят, и первое время человек может вовсе не догадываться о тяжести произошедшего. Так, например, бывает у пожилых людей при некоторых видах переломов шейки бедра.

Второй признак — отечность тканей и размеры гематомы (синяка). Действительно, переломы обычно сопровождаются массивным повреждением, а значит выраженной припухлостью и большим кровоподтеком. Причем отек и гематома могут увеличиваться в течение нескольких часов после падения и даже на следующий день. Но бывают и исключения. Например, при ушибах частей тела, где мало жировой клетчатки, но много кровеносных сосудов (грудная клетка, лодыжка, передняя поверхность голени, голова и лицо). Место травмы буквально надувается на глазах, а затем эта огромная гематома может еще и сползать вниз, под действием силы тяжести, раскрашивая кожу в разные оттенки багрового и сине-зеленого цвета. Выглядят последствия таких травм страшно, хотя кости целы и ничего здоровью не угрожает. И наоборот, при переломах костей, скрытых под толстым слоем мышц, отечность может быть едва заметной, а кровоподтек и вовсе отсутствовать.

Третий признак — нарушение движения в поврежденной части тела. Кость при переломе теряет прочность, а значит не выполняет свою опорную функцию, поэтому движения невозможны. Однако это правило не работает при поднадкостничных переломах, трещинах костей и вколоченных переломах.

Таким образом утверждать «это всего лишь ушиб» или «тут точно перелом» в большинстве случаев значит ошибиться с вероятностью 50 на 50. Единственный способ точной диагностики — рентген. Другой вопрос, насколько опасны подобные переломы? Могут ли они серьезно навредить здоровью, если их симптомы похожи на обычный ушиб?

Нужно ли обращаться к врачу, если подозреваете перелом?

В большинстве случаев, не тяжелые переломы срастаются самостоятельно, без обследования, гипса и медицинской помощи. Для этого достаточно щадить место удара и обеспечить ему неподвижность. В практике травматологов нередки случаи, когда пациент, сделав рентген свежего перелома, узнает о том, что рядом есть уже сросшийся, о котором он и не догадывался ранее. Но не всегда подобные травмы проходят без последствий.

Случай из жизни. Банщик чистил ступеньки ото льда, поскользнулся и больно ударился грудью. Женская интуиция супруги подсказала ей, что лучше перестраховаться и вызвать скорую помощь. Однако фельдшер, приехав на вызов, предложил мужчине лишний раз не «светиться» на рентгене — все равно гипс при переломе ребер не накладывают. Оставил все как есть и уехал. Утром, неловко повернувшись, мужчина почувствовал укол в груди и стал раздуваться, как воздушный шарик. Несколько минут — и дышать стало трудно. Если бы не оперативная работа другого коллектива медиков, банщик бы умер от пневмоторакса — травмы легкого, причиной которой стал осколок ребра, повредивший мягкие ткани. На работу банщик вернулся после операции, в середине весны, когда ступеньки ото льда чистить было уже не нужно.

Читайте также:  Признаки спида у новорожденных

Не менее опасные ситуации возникают при вколоченных переломах шейки бедра, если с размаху упасть на бок. Внешние признаки травмы могут быть незначительными, боль — терпимой, что позволяет человеку продолжать ходить и даже бегать. Но в определенный момент костные отломки могут сместится, что значительно утяжеляет состояние. Во-первых, потребуется операция для их сопоставления, во-вторых, возможно полное разрушение головки бедренной кости из-за нарушения кровоснабжения. А итог — протезирование или полная неподвижность.

Компрессионный перелом позвоночника может привести к хроническим болям в спине, парезам и параличам из-за сдавления межпозвоночных нервов и даже спинного мозга. Невнимательное отношение к перелому пальца на ноге может впоследствии привести к его деформации. И вы уже не сможете носить модельную обувь.

Конечно, все эти осложнения редки. Поэтому в крайнем случае можно уповать на везение и не обращаться за медицинской помощью, шанс самостоятельно «зализать раны» при неосложненных переломах достаточно высокий. Но все же, если вы ушиблись не на краю света, а где-то в цивилизации, лучше сделать снимок в любом ближайшем травмпункте. А в случае перелома принять все необходимые меры к его скорейшему заживлению.

Наезд на нижнюю конечность. Бамперный перелом

Подобный механизм образования переломов имеет место, как показали наши наблюдения, и при столкновениях мотоциклистов с автомобилями. В этих случаях мы также наблюдали поперечные переломы голени. Нередко они были двойными.

По мнению многих специалистов, возникновение переломов костей нижних конечностей при дорожно-транспортных происшествиях может быть обусловлено и сгибательным механизмом травмы. Это положение подтверждается данными, основанными на анализе нашего материала. Рассмотрим его более подробно.

При наезде автомобиля на пешехода, когда фиксированная, стоящая на дорожном покрытии стопа оказывается нагруженной массой тела человека, а автомобиль ударяет по ноге, нижняя конечность или отдельные ее сегменты изгибаются по дуге. Дугообразный изгиб происходит потому, что дистальный отдел конечности в этот момент неподвижен, а проксимальный наклоняется в направлении движущегося автомобиля.

Поэтому первоначальному сгибанию кости под действием силы удара присоединяется добавочное сгибание кости вследствие перемещения массы тела пострадавшего в противоположную сторону.

На вогнутой поверхности дуги, образовавшейся вследствие сгибания трубчатой кости, происходит сжатие структур, а на выпуклой — их растяжение. Как известно из учения о сопротивлении материалов, сопротивление твердых тел сжатию гораздо выше, чем растяжению, и поэтому целость кости нарушится вначале на выпуклой стороне, т. е. на стороне, где действуют силы растяжения. Линия излома, дойдя до середины кости, огибает зоны повышенного сжатия костной ткани.

В результате этого может возникнуть косопоперечный перелом или перелом с выкалыванием костного отломка треугольной формы. Другими словами, возникает один из видов «бамперного перелома».

Такую трактовку механизма возникновения переломов длинных трубчатых костей от сгибания выдвинули в 1913 году Н. Zuppinger и Th. Chricten, а подтвердил и развил ее В. Н. Крюков (1971). Советский ученый изучил, в частности, распределение зон напряжений в длинной трубчатой кости при сгибании и обосновал, почему линия перелома, дойдя до середины согнутой кости, раздваивается. Как было уже упомянуто, это происходит вследствие того, что она огибает с обеих сторон ставшую очень прочной зону сжатия костного вещества.

— Также рекомендуем «Перелом трубчатых костей внутри автомобиля. Повреждения головного мозга на дороге»

Оглавление темы «Механизмы травм на дороге»:

1. Травмы внутри автомобиля. Переломы костей черепа

2. Влияние скорости движения автомобиля на степень повреждения черепа. Повреждения позвоночника

3. Перелом шейного отдела позвоночника, ребер. Механизмы перелома ребер при дорожной травме

4. Частота переломов ребер при дорожной травме. Влияние скорости автомобиля на перелом ребер

5. Переломы костей таза при переездах. Пример перелома костей таза

6. Частота переломов при следовании в стационар. Повреждение длинных трубчатых костей при дорожно-транспортных происшествиях

7. Наезд на нижнюю конечность. Бамперный перелом

8. Перелом трубчатых костей внутри автомобиля. Повреждения головного мозга на дороге

9. Субдуральные кровоизлияния. Повреждения органов грудной клетки и брюшной полости

10. Сотрясение внутренних органов. Ушиб органов грудной клетки

В зависимости от механизма действия автомобиля, как и другого наземного транспорта, образуются характерные повреждения. Вместе с тем они не возникают в один и тот же момент, а протекают по фазам, через короткие промежутки времени. В связи с этим назовем следующие виды автомобильной травмы: 1) от столкновения или удара автомашины с человеком, что иногда называют наездом; 2) от переезда колесом или колесами; 3) от выпадения из движущегося автомобиля; 4) от сдавливания тела между автомашинами или между автомобилем и другими предметами; 5) травма, возникающая внутри автомобиля; 6) комбинированные виды травмы.

Виды автомобильной травмы и механизм их образования по фазам показаны в табл. 9.1.

Виды автомобильных травм и механизм их образования

I. Травма от столкновения движущегося автомобиля с человеком

II. Травма при выпадении из движущегося автомобиля (пассажира, водителя)

III. Травма от переезда (пешехода) колесом автомобиля

IV. Травма в кабине (салоне) автомобиля (водителя, пассажира)

V. Травма в результате сдавливания тела частями автомобиля и другими предметами

VI. Комбинированные виды травмы

Количество фаз определяется комбинациями различных видов травмы

Механизм повреждения определяется комбинациями механизмов в зависимости от видов автомобильной травмы

Каждый вид автомобильной травмы в соответствии с фазами приводит к образованию разных повреждений, среди которых интерес представляют повреждения, характерные для этого вида, т.е. по которым можно определить механизм образования повреждений.

Повреждения на теле человека и на части автомобиля образуют контактные повреждения. Например, при ударе фарой возникает округлый крово-

Рис. 9.1. Схема образования повреждений по фазам при фронтальном столкновении автомобиля с пешеходом (из атласа А. А. Солохина с соавторами)

подтек на бедре или ягодице (рис. 9.2), при ударе выступающих деталей с ограниченной поверхностью (болт) — ссадина, точно отображающая размеры этой детали. Характерными, часто образующимися повреждениями при этом механизме являются бампер-повреждения, которые возникают от удара бампером обычно по бедру или голени в зависимости от высоты бампера.

(На поверхности кожи в месте контакта нередко появляется поперечный полосчатый кровоподтек или ссадина, под которой отмечается размозжение мышцы с кровоизлиянием, но главным является бампер-перелом трубчатой кости бедра или костей голени.) Такой поперечный оскольчатый перелом возникает при большой скорости от механизма сдвига,

Рис. 9.2. Кровоподтек округлой формы, причиненный ударом необлицованной фарой

при малой скорости — от сгибания кости. Механизм образования такого перелома показан на рис. 9.3. Схема возникновения «бампер-перелома» нижней конечности: при рассматривании такого перелома сбоку (или рентгенограммы перелома, выполненной в профиль) после сопоставления выделяется отломок клиновидной формы. Основание этого отломка показывает место соударения, а острый конец — направление удара. Бампер-перелом изучается и после выделения осколков костей на трупе, а иногда после выпиливания отломков с последующим соединением. Отмечается высота повреждения от подошвы стоп (как и всех штамп-повреждений), что с учетом толщины подошвы обуви позволяет судить о высоте бампера.

Таким образом, бампер-повреждение помогает устанавливать механизм столкновения, высоту (от наземного покрытия) расположения бампера травмировавшего автомобиля и направление движения в момент удара. При сильном ударе образуются преимущественно прямые переломы костей таза.

Наконец, в этой фазе столкновения, особенно при ударе, возникает комплекс непрямых повреждений вследствие сотрясения тела.

Читайте также:  Нет месячных и нет признаков беременности что это может быть

Вторая фаза появляется при действии легкового автомобиля, когда центр тяжести в момент удара приходится ниже центра тяжести тела.

Рис. 9.3. Схема возникновения «бампер-перелома» нижней конечности при наезде автомобиля на пешехода (из атласа А. А. Солохина с соавторами)

При ударе но бедрам или голени возникает поперечный перелом от действия бампера, так называемый бамнер-нерелом. Один из осколков этого перелома имеет клиновидную форму (рис. 9.4).

Рис. 9.4. Бампер-перелом при столкновении пешехода с автомашиной

Удар частями движущегося автомобиля по человеку может привести к забрасыванию его на капот либо на крыло машины, когда он ударяется головой о лобовое стекло или какие-то детали, получая соответствующие им повреждения. Затем наступает третья фаза — отбрасывание тела. Для автомашин вагонного типа и грузовых, которые, ударяя выше центра тяжести, приводят сразу к отбрасыванию тела и падению, — это вторая фаза (для легковых машин — третья). В зависимости от характера грунта, локализации повреждений и силы удара при падении возникают ссадины, кровоподтеки, ушибленные раны на выступающих частях лица и головы, переломы только на одной подошве.

В третьей (или четвертой — для легковых машин) фазе скольжения тела по грунту наблюдаются обширные, иногда полосчатые осаднения с параллельными царапинами вдоль движения, по которым можно установить направление передвижения тела. На одежде при ударе могут быть загрязнения, повторяющие форму ударной поверхности части автомобиля, при скольжении — следы истирания от трения в виде истончения, разрывов ткани с поперечными по отношению к направлению движения складками. Интерес представляют следы скольжения на подошве, по которым можно судить о положении потерпевшего, направлении удара, стоял ли он в момент удара или шел (когда след отображен на одной из подошв). Причем выраженность следов скольжения зависит от плотности поверхности дороги и характера подошвы.

Рис. 9.5. Отпечаток протектора на пиджаке при переезде автобусом

Специфичными являются следы загрязнения на одежде и теле человека, а также повреждения на коже, оставляемые колесом в виде отпечатка его протектора (рис. 9.5).

Они имеют большое судебно-медицинское значение, поэтому требуют осторожности при снятии одежды и перевозке трупа, так как рисунок этих загрязнений может быть потерян. На коже рисунок сохраняется в виде ссадин или загрязнений от сдавливания выступающих частей колеса или отпечатков в виде кровоподтеков, в виду того, что кровь перемещается в места, соответствующие углублениям протектора. След протектора показывает и положение потерпевшего в момент переезда (рис. 9.6). Значение следов протектора — в доказательстве переезда, в установлении направления движения и локализации переезда, в предположении марки автомашины. Для этого требуется правильная фиксация особенностей следа путем масштабного фотографирования, описания, сохранения одежды, а затем назначение криминалистической автотехнической экспертизы, благодаря которой при помощи фотосовмещения или фотоналожения может быть решен вопрос о тождестве предполагаемой машины.

Рис. 9.6. Протектор (справа) и след в виде ссадин на внутренней поверхности правого плеча

Характерными повреждениями при переезде являются множественные параллельные надрывы и разрывы кожи от натяжения, а также обширные отслоения кожи, которые образуются от давящего вращения колеса (рис. 9.7). Отслоения видны при дополнительных «лампасных» разрезах конечностей, когда оторванные размозженные мягкие ткани образуют полость, наполненную кровью.

Рис. 9.7. Надрывы кожи от натяжения при переезде

Переезд сопровождается тяжелыми повреждениями от сдавливания, что приводит, в зависимости от тяжести транспорта и направления переезда, к деформации головы с многооскольчатым открытым переломом костей. При переезде по передней поверхности туловища деформируется грудная клетка с образованием множественных переломов ребер, а также появляются переломы грудины (рис. 9.8); при перекатывании колеса по спине возникают переломы лопатки, остистых отростков позвонков, причем более тяжелые повреждения встречаются со стороны въезда колеса.

При переезде грудной клетки и живота наблюдаются разрывы, отрывы и перемещения внутренних органов, печень при сдавливании о позвоночник делится на две части с размозженными краями.

Рис. 9.8. Схема механизма образования конструкционного перелома ребер при переезде колесом автомобиля груди

Переезд и сдавливание таза сопровождается переломом конечностей, разрывом сочленений, промежности, мочевого пузыря, прямой кишки. Переезд через конечности приводит к размозжению мышц, оскольчатым переломам трубчатых костей с образованием крупного отломка со стороны накатывания колеса.

Травма от сдавливания может быть между машиной и препятствием или между двумя автомашинами, а также при переворачивании и сдавливании тела к земле, что нередко возникает при предшествующем ударе либо при выпадении тела из машины, чем и обусловлены повреждения в этой фазе. К характерным повреждениям относят отпечатки в виде ссадин, кровоподтеков твердых предметов, частей одежды, ее рисунка и складок. Сильное сдавливание приводит к разрыву паренхиматозных органов и их перемещению наружу или в другую полость, а также к переломам костей. Сдавливание груди и живота может привести к компрессионной механической асфиксии.

Травма, возникающая внутри кабины или салона автомашины, встречается часто при столкновении, ударе о неподвижное препятствие, переворачивании автомашины, а также при резком ускорении или торможении. Основными являются повреждения, возникающие при ударе и сдавливании о внутренние части автомобиля, от резкого перемещения тела. Так, при столкновении автомашины находящиеся внутри водитель и пассажир смещаются вперед. У водителя, которого следует установить по характеру повреждений, возникает ряд характерных повреждений. Это образующиеся от сдавливания груди о рулевое колесо ссадина или кровоподтек, обычно неполной кольцевидной формы, а также от вдавления втулки (рис. 9.9).

При таком механизме у сидящего за рулем водителя возникают также переломы грудины и ребер, разрывы кожи между первым и вторым пальцами; ссадины или раны передней поверхности коленного сустава, переломы надколенника при перемещении вперед и сдавливании о панель приборов; повреждения голеностопных суставов, а также повреждения на лице в виде ссадин, кровоподтеков, ушибленных ран, переломов костей носа, лицевой части черепа (рис. 9.10).

Рис. 9.9. Ссадины на груди водителя, возникшие от давления о рулевое колесо при лобовом столкновении автомашины

Рис. 9.10. Повреждения на лице водителя при лобовом столкновении автомашин

Характерен для травмы в кабине автомашины также перелом вертлужной впадины таза, иногда с лобковой костью, вывихи бедра при резком упоре ногами. Если водитель, как и пассажир, был пристегнут ремнями безопасности, то у него образуется полосчатый кровоподтек, реже другие повреждения от сдавливания ремнем, и вместе с тем число тяжелых травм снижается вследствие удерживания тела от перемещения по салону.

При резком изменении скорости, что бывает при ударе в машину сзади, у водителя и пассажиров возникают хлыстообразные переломы VI—VII шейных позвонков, реже — IV—V поясничных позвонков, разрывы связок и межпозвоночных дисков. При этом тело отбрасывается на спинку сиденья, голова запрокидывается с резким разгибанием шейного отдела позвоночника. При резком замедлении скорости движения происходит чрезмерное сгибание в шейном отделе позвоночника, что также приводит к его повреждению. Профилактическим средством таких переломов служит подголовник.

Для установления места пассажира в салоне автомашины следует, учитывая механизм травмы, обратить внимание на локализацию и характер повреждений.

Травма от выпадения из кузова, кабины или салона автомашины приводит к повреждениям от удара о дорожное покрытие дороги, сотрясения тела и скольжения. В зависимости от положения тела в момент приземления, высоты падения, рельефа и плотности грунта могут возникнуть разные повреждения, характерные для падения с высоты (о чем будет сказано ниже), а также повреждения от скольжения.

Иногда имеет место комбинированная травма, что доказывается выявлением признаков, характерных для разных ее видов. Все другие виды наземного транспортного травматизма могут рассматриваться по классификации автотравмы с внесением изменений, связанных с особенностью транспорта.

Источник

Adblock
detector