Балл успеваемости количественный признак

Сообщение на тему: «Количественная и качественная оценка результатов обучения»

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

«Количественная и качественная оценка результатов обучения»

Студентка Ш-32 группы

В современной педагогической практике применяются количественные и качественные методы оценивания. Количественные методы однозначно предполагают наличие точки отсчета, единицы измерения. К такого рода методам можно отнести, например, определение темпа чтения по числу слов в минуту, темпа письма, выставление балльной оценки за диктант (качество обучения языку) в зависимости от количества допущенных орфографических или синтаксических ошибок (по имеющимся количественным нормативам). В большинстве случаев оценивание результатов образования, например уровня личностного развития, различных сторон воспитанности, готовности поступать тем или иным образом в обычной или экстремальной ситуации, степени креативности и т.д., осуществляется качественным (квалиметрическим) путем.

Несмотря на наличие трудностей в точном определении результатов образования, их преимущественно качественный характер, следует признать необходимость и возможность их прогнозирования, проектирования и оценки. Нужно помнить, что даже в такой деликатной сфере, какой является воспитание, может быть принят во внимание критерий факта, который хотя и является весьма общим, но очень часто и вполне диагно-стичным, например, в логике «да — нет». Любая ситуация из жизни школы всегда подвергается той или иной оценке обучающимися, педагогом, руководителем (поступок, характеризующий человека, — честный или бесчестный; тот или иной факт имел место или нет и т.п.).

В настоящее время школа имеет в своем распоряжении хорошо известные и широко применяемые качественные (описательные) методики определения результатов и качества образования, в частности:

1) достижение прогноза, сделанного педагогом (как одним из экспертов) в зоне ближайшего развития обучающегося;

2) оценка поведения учащегося в различных (в том числе экстремальных) естественно возникших ситуациях;

3) оценка поведения обучающихся в специально сконструированных педагогами диагностических ситуациях;

4) достижение высшей качественной оценки по шкале критериев, разработанных самой школой;

5) использование совокупности так называемых сквозных (т.е. годных для оценки любых действий, поступков и т.п.) психологических показателей, например:

а) знает, как надо (интеллектуальный показатель);

6) способен реализовать (волевой показатель);

в) хочет реализовать (эмоциональный показатель).

Уровневый способ качественной оценки результатов образовательного процесса применяется в отечественной педагогике в течение нескольких десятилетий (В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин).

Первый уровень — знание (запоминание и воспроизведение).

Второй уровень — понимание (объяснение, изложение, интерпретация).

Третий уровень — применение (по образцу, в сходной, измененной ситуации).

Четвертый уровень — обобщение и систематизация (выделение части из целого и комбинации элементов для получения целого, обладающего новизной). Это уровень творчества.

Пятый уровень — эмоционально-ценностное отношение.

Следует помнить, что каждый более высокий уровень включает в себя требования предыдущего.

Еще один известный метод квалиметрической оценки любого результата образования, который нельзя измерить, — педагогический консилиум, являющийся разновидностью метода экспертной оценки любого параметра, характеризующего качество образования.

Таким образом, можно прогнозировать цели образования по каждому обучающемуся, оценивать промежуточные, конечные и отдаленные показатели качества образования.

Уровни оценки показателей обученности. Как известно, под качеством образования дидактика понимает процесс сравнения достигнутого обучающимися уровня владения знаниями, умениями и навыками с эталонными представлениями, описанными в учебной программе и квалификационных характеристиках выпускников-специалистов. Как процесс оценка знаний, навыков и умений реализуется в ходе контроля (проверки) последних. Условным отражением оценки является отметка, обычно выражаемая в баллах. В отечественной дидактике принята четырехбалльная система отметок:

— «5» — владеет в полной мере («отлично»);

— «4» — владеет достаточно («хорошо»);

— «3» — владеет недостаточно («удовлетворительно»);

— «2» — не владеет («неудовлетворительно»).

Приведенная шкала, однако, не может дать объективных результатов оценки практической педагогической деятельности без достаточно четкого представления преподавателя об оцениваемых показателях владения знаниями, навыками и умениями, способами учебной и профессиональной деятельности. В современной дидактике существуют различные подходы к конструированию таких показателей, ориентированных на цели обучения различным учебным предметам в той или иной области профессиональной деятельности. Это естественным образом приводит к значительным сложностям в их осмыслении как обучающим, так и обучающимся и, как следствие, к формальному использованию оценки в ущерб ее объективности. Преодоление этого недостатка является уже предметом частных методик.

Источник

Сообщение на тему: «Количественная и качественная оценка результатов обучения

Сообщение на тему качественная и колличественная оценка результатов в начальных классах. В данном сообщении собраны примеры и нормы оценивания детей в начальном звене.

Просмотр содержимого документа
«Сообщение на тему: «Количественная и качественная оценка результатов обучения»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Количественная и качественная оценка результатов обучения

Авдеева Дарья Алексеевна

Читайте также:  Урок обобщения признаки делимости

Следующий этап диагностики результатов обучения – их оценка, условным выражением которой является отметка, выражаемая обычно в баллах. Иначе говоря, оценивание результатов учебной работы можно назвать измерением. При измерении результаты сравниваются со значениями соответствующей измерительной шкалы. Различают несколько видов оценочных шкал – количественные и порядковые.

Количественная шкала предназначена для представления оценки числом, это, например, хорошо известная школьная система балльных оценок. Так, в нашей стране принята 5-ти балльная система оценок. Если начало отсчета не связано с учеником, не зависит от него, а ученику лишь находится соответствующее место на шкале, то это абсолютная оценочная шкала. Контрольные работы, тесты достижений нацелены на идентификацию состояния ученика по абсолютной количественной шкале. Ее недостаток в том, что она не учитывает индивидуальных особенностей учащихся. «Бывают такие случаи, когда мальчик или девочка проявили титанические, не свойственные для себя усилия над выполнением задания. И в подобной ситуации их результат может казаться всем ниже, чем результат отличника, обладающего превосходной памятью и способностью без особых усилий осваивать материал. Именно тут и возникает впечатление о несправедливости оценок учителя» В таких случаях требуется переход к относительной шкале, которая предполагает сравнение текущего состояния ученика с его же состоянием некоторое время назад. То есть относительная шкала, в отличие от абсолютной, связана с учеником и отражает его изменение, развитие. Будучи более гуманной, чем абсолютная, относительная шкала, тем не менее конфликтогенна в условиях совместного обучения группы детей.

Использование абсолютной шкалы целесообразно для контроля итоговых результатов некоторого учебного периода. Для контроля внутри процесса более подходящей является относительная шкала, так как подвергать оценке баллом то, что находится в стадии становления, будет изменяться, психологически неоправданно

Сложившаяся в России 5-ти балльная система оценивания была удобна для единого содержания образования, для единой и единообразной школы. В новых условиях, когда существует множество типов образовательных учреждений, вариативность программ, одна и та же оценка несет разную информацию. Очевидно, встал вопрос о пересмотре системы оценивания. Но пока нет на этот счет общих решений, каждое образовательное учреждение, учитель ищет свое решение в соответствии с требованиями общества и исходя из интересов учащихся. Тем более, что законом об образовании РФ разрешено текущую проверку и оценку и промежуточную аттестацию учащихся проводить в образовательных учреждениях в соответствии с их уставом. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации учащихся.

К наиболее распространенным методам качественной оценки относится метод экспертных оценок или педагогический консилиум, правомерность и достоверность которого для оценки реальных учебных и воспитательных возможностей учащегося была доказана Ю.К. Бабанским и Н.А. Менчинской.

О критериях оценки результатов обучения. Для объективной оценки результатов учебной работы используются различные критерии, которые делят на два вида – количественные и качественные. Рассмотрим критерии, которые рекомендует А. А. Кыверялг. В качестве количественных критериев он выделяет объем усвоенных знаний, коэффициент усвоения учебного материала, скорость усвоения учебного материала, коэффициент прочности усвоения.

Объем усвоенных знаний можно измерить количеством правильно решенных задач в контрольной работе или тесте. Коэффициент усвоения учебного материала равен отношению объема учебного материала, усвоенного учащимися в течение определенной единицы времени к материалу, сообщенному за то же время. Скорость усвоения равна отношению объема учебного материала, усвоенного учащимися к времени, затраченному на его усвоение. Коэффициент прочности усвоения учебного материала равен отношению запомнившегося учащимися учебного материала к учебному материалу, сообщенному им в процессе обучения [14, С. 27 – 28].

К качественным критериям оценки результатов учебной работы, относятся уровни усвоения учебного материала (см. выше п.1). Каждому уровню сопоставляется учебно-познавательная задача, проектирующая выполнение характерных для него образцов деятельности. В связи с этим заслуживает внимания таксономия учебных задач чешского педагога Д.Толлингеровой, построенная на основе таксономии учебных целей Б. Блума. В таксономии учебных задач все задачи проранжированы по возрастанию когнитивной сложности и операциональной ценности. Учебные задачи, по мнению Д. Толлингеровой, выступают как разновидность опережающего управления когнитивной деятельностью, как «проект будущего учебного действия», определяющий интеллектуальное пространство, в котором ученик станет выполнять мыслительные действия.

В таксономии Д.Толлингеровой учебные задачи разделены по операциям, необходимым для их выполнения. Выделено 5 категорий, содержащих 27 типов учебных задач:

1. Задачи, требующие мнемического воспроизведения данных: 1.1. Задачи по узнаванию 1.2. Задачи по воспроизведению отдельных фактов, чисел, понятий 1.3. Задачи по воспроизведению дефиниций, норм, правил 1.4. Задачи по воспроизведению больших текстовых блоков, стихов, таблиц, и т.п. 2. Задачи, требующие простых мыслительных операций: 2.1. Задачи по выявлению фактов (измерение, взвешивание, простые исчисления и т.п.) 2.2. Задачи по перечислению и описанию фактов 2.3. Задачи по перечислению и описанию процессов и способов действий 2.4. Задачи по разбору и структуре (анализ и синтез) 2.5. Задачи по сопоставлению и различению (сравнение и разделение) 2.6. Задачи по распределению (категоризация и классификация) 2.7. Задачи по выявлению взаимоотношений между фактами (причина, следствие, цель, влияние, функция, полезность, способ и т.п.) 2.8. Задачи по абстракции, конкретизации и обобщению 2.9. Решение несложных примеров (с неизвестными величинами и т.п.) 3. Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными: 3.1. Задачи по переносу (трансляция, трансформация) 3.2. Задачи по изложению (интерпретация, разъяснение смысла, значения, обоснование) 3.3. Задачи по индукции 3.4. Задачи по дедукции 3.5. Задачи по доказыванию (аргументации) и проверке (верификации) 3.6. Задачи по оценке 4. Задачи, требующие сообщения данных: 4.1. Задачи по разработке обзоров, конспектов, содержания и т.д. 4.2. Задачи по разработке отчетов, трактатов, докладов 4.3. Самостоятельные письменные работы, чертежи, проекты 5. Задачи, требующие творческого мышления: 5.1. Задачи по практическому приложению 5.2. Решение проблемных задач и ситуаций 5.3. Постановка вопросов и формулировка задач и заданий 5.4. Задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений (на сенсорной основе) 5.5. Задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений (на рациональной основе).

Читайте также:  Признаки рака легких на лице

Таксономия может быть расширена и дополнена путем ввода задач, адекватных предметному содержанию и целям обучения конкретных предметов.

Таким образом, с использованием таксономии учебных задач можно конструировать систему задач для выполнения поставленных педагогических целей, проводить диагностику знаний и уровня сформированности учебных действий учащихся, а также прогнозировать ход обучения с учетом меры сложности задач и степени нагрузки на все виды проектируемой познавательной деятельности, то есть можно создавать индивидуальную программу развития обучаемых или более эффективно организовывать дифференцированную работу.

Использование для оценки результатов обучения выше приведенных критериев позволит преодолеть субъективный, произвольный характер оценивания, который ставит ученика в незащищенную позицию.

На заключительном этапе диагностирования проводится анализ результатов обучения учащихся (объем и глубина знаний, умение использовать полученные знания, уровень сформированности основных приемов мышления, владение способами творческой деятельности и пр.), выявляются способы их достижения, объясняется их происхождение, определяются направления дальнейшей работы с учащимися.

Источник

Как считают оценки за четверть в школе

Четвертная отметка — это промежуточная оценка успеваемости ученика по итогам четверти. Она зависит от всех отметок, выставленных за это время, и от балла за итоговую контрольную работу.

В большинстве средних общеобразовательных учреждений в России принято деление учебного года на четыре части. Конечно, бывают учебные заведения, где год делят на триместры или семестры, в основном в старших классах. Обычно учебный год длится 9 календарных месяцев и делится на два полугодия, в каждом из которых еще по две части — четверти.

Правила выставления оценок в школе за четверть регулирует внутренний нормативный акт школы, который должен соответствовать Закону РФ «Об образовании». В первых классах оценки по баллам в школе не выставляются. Значит, и вопроса, как считается оценка за четверть в школе, в первый год учебы не возникает.

Что влияет

Начиная со 2 класса выставляют четвертные баллы в школе, как считать их, родители знают не всегда. Поэтому иногда появляются вопросы.

Рекомендации Министерства образования

Письмо Минобразования РФ № 1561/14-15 от 19.11.1998 гласит, что средний балл в школе за четверть 2020 года или любого другого года — это один из инструментов итогового контроля.

В том же Письме содержатся и рекомендации для учителей:

Что такое средевзвешенный балл

Средневзвешенные отметки — это то, с чем придется столкнуться многим родителям, чьи дети пользуются электронным дневником. Каждой отметке в этом случае присваивается определенный коэффициент, который зависит от сложности работы. Например, этот коэффициент будет разным у итогов домашней работы, классной работы, контрольной, проверочной или словарного диктанта, практики. Эти коэффициенты отражают важность таких работ: что-то более весомо, что-то имеет меньшее влияние на результаты в четверти.

Иногда даже при использовании цифрового дневника функция подсчета средневзвешенных результатов отключена. Это значит, что в школе считают отметки по старинке, вычисляя среднее значение. Минобразования РФ не рекомендует такой способ, считая его устаревшим.

Возникает закономерный вопрос: как определяется, за что поставят более важную отметку? Ответ прост: в каждом классе вес оценок выставляет учитель. Статья 55 Закона РФ «Об образовании» гласит, что педагоги пользуются правом самостоятельно выбирать методы оценивания знаний своих учеников.

Особенности вычисления

Учитель, перед тем как высчитать оценку за четверть в школе, может учесть особенности характера ученика. Например, придать больший вес итогам устных ответов, если письменные задания ему даются с трудом, даже когда тему он знает хорошо. Можно оценить контрольную повыше, если ошибки незначительны и их причина — в торопливости или усталости, а решено все верно. Родителям нужно понимать, что это остается на выбор учителя, он может считать все результаты единообразно, не делая никому поблажек.

Источник

Методы статистики. Количественные и качественные признаки

Количественные и качественные признаки

Графическое представление данных.

Статистические таблицы

Стадии статистического исследования.

Методы статистики. Статистическое исследование и статистическое наблюдение

Количественные и качественные признаки.

План лекции

Лекция № 2.

Предметом статистики является количественная сторона процессов и явлений в неразрывной связи с их качественной стороной, количественное выражение закономерностей процесса в конкретных условиях места и времени.

Объектом исследования статистики является статистическая совокупность.

Признак – это свойство, характерная черта единицы статистической совокупности, которое может быть определено или измерено.

Все признаки, по своей сути и по способу выражения, делятся на качественные и количественные.

Качественный признак – это признак, отдельные варианты которого выражаются в виде понятий или наименований.

Качественный признак может быть представлен в виде альтернативного или формального признака.

Формальный признак – признак, по сути относимый к качественному, но представленный числом (например, успеваемость студентов можно представить формальным признаком 2, 3, 4, 5).

Читайте также:  Внешние признаки породы мейн кун

Количественный признак – это признак, отдельные варианты которого различаются по величине, т.е. варьируют.

Вариация – колеблемость, многообразие величины признака у отдельных единиц совокупности.

Признак единиц изучаемой совокупности относится к числу основных категорий статистики, которые составляют ее язык.

Отдельные единицы имеют одинаковые значения признаков. Количество единиц совокупности, имеющих одинаковое значение признака, называют частотой признака.

Любое статистическое исследование, как и сам язык статистики, требует своих приемов и правил.

Метод статистики можно определить как совокупность приемов, применяемых для познания предмета исследования и основанных на общенаучных и логических категориях.

Методы статистики включают общенаучные методы и специфические.

К общенаучным методам, применяемым статистикой и обогащающим ее специфические приемы, относятся сравнения, анализ и синтез, методы индукции и дедукции, аналогия, гипотеза.

Статистика опирается в своих исследованиях и на законы диалектической и формальной логики. Использует законы объективной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений окружающего мира, перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей, соотнесения их как общее и единичное и т.п.

Общенаучные и логические законы мышления и познания объективного мира служат основой для разработки специфических приемов и методов, совокупность которых и составляет метод статистики.

Специфическими методами и приемами статистики выступают:

Статистический показатель представляет собой обобщенную количественную характеристику общественных явлений и процессов в их качественной определенности в условиях конкретного места и времени. Каждый показатель имеет качественную и количественную стороны.

Качественная сторона отражает модель расчета показателя, его общее содержание безотносительно к конкретному размеру. Количественная сторона характеризует конкретный размер показателя, его величину.

Количественная определенность изучаемых статистикой явлений и процессов находит свое выражение в абсолютных и относительных размерах (величинах).

Абсолютная величина явления представляет собой его размер безотносительно к размерам других явлений.

Абсолютная величина выражает естественную основу явления, его свойство, поэтому имеет единицу измерения. В зависимости от единиц измерения абсолютные величины принято делить на три типа:

Относительные величины представляют собой соотношения, сравнения двух величин.

При проведении статистического исследования принято выделять следующие последовательные стадии:

1. стадия – статистическое наблюдение. Цель этой стадии- сбор достоверной и полной информации об изучаемой совокупности.

2. стадия – сводка и группировка. Основная цель состоит в систематизации данных, собранных в процессе статистического наблюдения.

3. стадия – анализ и обработка статистических данных.

4. стадия – обобщение, оформление и представление информации.

Источник

Качественные и количественные соотношения в оценке учебного процесса в вузе

Как в теории, так и в практике обучения широко применяются понятия качества обучения, качества проведения занятий, качества построения учебного процесса, количественные показатели усвоения предмета, результативность обучения и т. д. Однако все эти понятия скорее условны, так как не имеют достаточно четких определений.

Качество обучения, например, рассматривается как способность студентов выполнять определенные требования, поставленные перед ними на основе целей и задач обучения, а в конкретных случаях – на основе целей и задач изучения того или иного предмета.

Количественная характеристика представляет собой одновременно выражение таких составляющих, как качество обучения, затраченное время, условные числовые показатели успеваемости и другие показатели.

Все компоненты системы обучения можно в отношении их количественной и качественной характеристик подразделить на три вида.

1. Компоненты, выражаемые только качественными признаками (хорошее отношение к занятиям, усердие, степень проявляемого интереса и т. д.).

2.Компоненты, в которых количественная характеристика носит условный характер рангового измерения. Примерами такой оценки являются пятибалльная, стобалльная и другие системы оценки результатов.

3. Компоненты, в которых количественная характеристика имеет определенное числовое выражение (количество проведенных работ, количество решенных задач, правильных исчерпывающих ответов и другие педагогические акты, носящие однозначный характер).

Существенным для теории обучения высшей школы является диалектическое понимание качественной и количественной сторон дидактических объектов.

Качество рассматривается как существенная характеристика определенного предмета, объекта изучения, которой он отличается от других предметов и объектов.

Количество выражает собой однородность предметов, объектов изучения, их показателей по какому-либо свойству.

В учебном процессе, как и в научном познании, различают три основных уровня качественной и количественной характеристик: опытный, научно-экспериментальный и научно обоснованный, доказательный.

В оценке состояния и результативности системы учебного процесса и ее компонентов преобладают качественные характеристики. Эти характеристики формируются за счет методов наблюдения, сравнения, дидактического эксперимента, путем проведения экзаменов, зачетов, коллоквиумов, курсовых и дипломных работ и т. д.

Качественные оценки в учебном процессе позволяют выделять объект изучения из других объектов, выявлять состояние компонентов системы, устанавливать некоторые общие признаки и показатели, характеризующие объект. Однако сама по себе обособленная качественная характеристика учебного процесса, хотя и является необходимой, не обеспечивает требования достаточности. Она отражает одну сторону признаков объекта, а следовательно, не дает полной картины действительного состояния учебного процесса.

Полной оценкой учебного процесса может быть такая, в которой наряду с качественными характеристиками находят применение методы количественной определенности.

Количественные оценки в учебном процессе обеспечивают выбор объективных однозначных измерителей, посредством которых характеристика состояния, процесса, результатов его действия получает достаточную определенность (например, количество компьютеров, интерактивных досок, учебников и учебных пособий и т.д.).

Дата добавления: 2018-05-13 ; просмотров: 1014 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Adblock
detector