Авторитарный режим характеризуется следующими признаками

Содержание
  1. Авторитарный политический режим
  2. Черты авторитарного политического режима
  3. Типы авторитарного политического режима
  4. Партийный режим
  5. Военный режим
  6. Национальный тип авторитарного режима
  7. Корпоративный режим
  8. Режим личной власти
  9. Вывод
  10. Авторитарный политический режим, его характеристика
  11. Политический авторитарный режим: определение, признаки, характеристики
  12. Определение термина
  13. Классификация политических режимов
  14. Отличия между авторитарным и демократическим режимами
  15. Отличия авторитаризма от тоталитаризма
  16. Признаки авторитарной системы
  17. Классификация авторитарных режимов
  18. Абсолютистская монархия
  19. Султанистский режим
  20. Военно-бюрократический режим
  21. Расовая демократия
  22. Корпоративный авторитаризм
  23. Посттоталитарные режимы
  24. Постколониальные режимы
  25. Социалистический авторитаризм
  26. Общая характеристика
  27. Авторитарный политический режим: понятие, признаки.

Авторитарный политический режим

Авторитарный политический режим – один из видов политического режима, при котором политическая власть сосредоточена в руках конкретного лица или узкого круга лиц – правящей элиты и для которого характерны бюрократически-командные методы управления обществом.

Черты авторитарного политического режима

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Для авторитарного режима характерны следующие черты:

Таким образом, авторитаризм является более мягким политическим режимом в сравнении с тоталитаризмом. Особенно явственно это прослеживается в отношении власти и общества. Эти отношения выстраиваются по более либеральному пути, упраздняется четко разработанная рабочая идеология. Тем не менее, по отношению к обществу власть использует методы, в больше степени основанные на принуждении, чем на убеждении.

Исторически за авторитарным режимом закрепился облик системы жесткого политического правления, которое постоянно использует принудительные и силовые методы регулирования основных социальных процессов. Поэтому основными политическими институтами в обществе выступают армия, полиция и иные спец.службы.

Таким образом, при авторитаризме блокируются всякие связи с обществом, утрачивается возможность использования поддержки населения для укрепления правящей элиты.

Следовательно, власть, которая, в-первую очередь, опирается на узкий круг правящего слоя, не получает поддержки от населения и ее положение становится шатким.

В таких условиях авторитарный режим трансформируется в тоталитарный или демократический режим, в зависимости от того какими политическими инструментами она будет руководствоваться.

Типы авторитарного политического режима

Выделяют следующие типы авторитарного политического режима:

Партийный режим

Суть партийного режима состоит в монополизации власти какой-либо партией или политической группировкой, которая не обязательно может представлять интересы партии. Как правило, партийный тип авторитарного режима является результатом революции или навязывается извне или представляет собой результат эволюции власти.

Примерами стран с партийным режимом являются, Белоруссия, Марокко, Непал.

Военный режим

Достаточно распространенным типом авторитарного режима является военный режим. Наиболее частым явлением он стал в послевоенное время, когда власть оказывалась в руках наиболее просвещенных военных. В современное время военные режимы устанавливаются после государственных переворотов, путчей.

Большинство стран Латинской Америки, Африки, а также Греция, Пакистан, Турция – яркие примеры стран с военным режимом.

Национальный тип авторитарного режима

Национальный тип авторитарного режима складывается в результате того, что в рядах правящей элиты формируется доминирующая национальная или этническая группа.

Корпоративный режим

При корпоративном режиме власть сосредотачивается в руках бюрократической, олигархической группировки, которая совмещает власть и собственные личные интересы.

Экономической подоплекой такого режима является государственная система квот, проведение политики по регистрации предприятий, государственное предпринимательство, отсутствие контроля за деятельностью государственных служащих.

Россия 90-х годов ХХ века – наиболее показательный пример корпоративного режима.

Режим личной власти

Режим личной власти является следствием идентификации власти с каким-либо гражданским лицом (например, Индия при И.Ганди, Румыния при Чаушеску). Такой лидер может проводить относительно самостоятельную политику, опираясь на собственную харизму, либо служить интересам своих сторонников.

Как правило, применяются довольно жесткие политические инструменты, однако в совокупности с личностным восприятием лидера, они приводят к законному закреплению власти за ним.

Вывод

Если вы не уверены, что справитесь с работой, обратитесь за помощью к профессионалам. Работу могут написать преподаватели, доцены вузов

Авторитарный политический режим использует довольно широкий спектр инструментов. Его отличительным качеством является минимизация или полное упразднение идеологии, мер насильственного политического принуждения.

В современных условиях ряд стран с авторитарным политическим (Сингапур, Южная Корея) режимом доказали его эффективность, превратившись в технически модернизированные страны с высоким уровнем социальной жизни населения.

Источник

Авторитарный политический режим, его характеристика

Признаки авторитарного политического режима:

— Власть сосредотачивается в руках одного человека или группы лиц.

— Высокая роль лидера государства.

— Права и свободы человека и гражданина, при формальном провозглашении фактически не осуществляются.

— Принцип разделения властей игнорируется.

— Формальная роль выборных и представительных органов власти.

— Опора на методы принуждения.

Авторитарный– осуществление государственной власти одним лицом по своему произволу, без учета мнения большинства.

Его признаки:

а) отстранение населения от формирования государственной власти;

б) концентрация всей государственной власти в руках правящей элиты, интересы которой преобладали над не учитываемыми интересами населения;

в) устранение властью оппозиции;

г) реализация решений государственной власти с использованием насилия и при помощи военно—полицейского аппарата;

д) преобладание противоправных решений.

Виды:

деспотический,при котором лицо (деспот) приходит к власти законными способами, но осуществляемая им власть носит поработительный для ближайшего окружения характер;

тиранический,при котором лицо (тиран) приходит к государственной власти захватническим способом, а его жестокость обрушивается на все население государства;

конституционно—авторитарный,при котором ограничения демократических прав и свобод получают законодательное

закрепление в конституции, формально провозглашающей эти права и свободы; – тоталитарный,при котором в абсолютном централизованном государстве существует одна официальная идеология, ущемляющая демократические права и свободы и сформированная правящей партией во главе с вождем, который осуществляет контроль во всех сферах общественной жизни;

Источник

Политический авторитарный режим: определение, признаки, характеристики

Когда мы слышим про авторитарный политический режим, то большинство людей воспринимает данное понятие как сугубо негативное. Принято смешивать авторитаризм и тоталитаризм. Но на самом ли деле эти понятия тождественны? Или между ними все-таки существенная разница? Давайте выясним, что представляет собой авторитарный режим.

Определение термина

Авторитарный политический режим представляет собой практически неограниченную форму власти одного человека или группы лиц с сохранением видимости некоторых демократических институтов. Также при нем может сохраняться часть свобод для населения в экономике, духовной жизни или в другой сфере, если эти свободы не несут угрозу самому режиму.

В авторитарных государствах важную роль играет готовность самого общества подчиняться авторитету лидеров или диктатора.

Классификация политических режимов

Для того чтобы уяснить место авторитаризма среди других политических режимов, нужно обратить внимание на их классификацию. Существует множество видов форм управления государством. Среди них доминируют три вида: авторитарный, тоталитарный, демократический политические режимы. Кроме того, отдельно выделяют анархию, которая определяется как безвластие.

Читайте также:  Немеют губы признаки чего

Демократический режим в идеальной форме характеризуется максимальным участием народа в управлении государством и в сменяемости власти. Тоталитарная система, наоборот, отмечается полным контролем власти над всеми областями жизни и деятельности граждан, которые, в свою очередь, не принимают участия в решении государственных вопросов. Причем власть зачастую фактически узурпирует один человек или группа лиц из узкого круга.

Авторитарный режим представляет собой что-то среднее между демократическим и тоталитарным. Многие политологи представляют его в виде компромиссного варианта этих систем. Об особенностях авторитаризма и отличиях его от других политических режимов мы поговорим далее.

Отличия между авторитарным и демократическим режимами

Авторитарный и демократический режим имеют очень много различий, но и общие моменты между ними тоже есть.

Главное отличие авторитаризма от демократии заключается в том, что народ фактически отстраняется от управления страной. Выборы и референдумы, если они проводятся, носят чисто формальный характер, так как их результат заведомо предрешен.

В то же время при авторитаризме может существовать плюрализм, то есть многопартийность, а также иметь место сохранение демократических институтов, которые по-прежнему продолжают функционировать, что создает иллюзию управления страной народом. Именно это и роднит авторитарный и демократический политический режим.

Отличия авторитаризма от тоталитаризма

Если различия авторитаризма от демократии видны невооруженным глазом, то отличить его от тоталитаризма труднее. Но все-таки тоталитарный и авторитарный политические режимы существенно отличаются друг от друга.

Главное отличие состоит в том, что при авторитаризме основой власти являются личные качества лидера или группы лидеров, которые сумели захватить рычаги управления государством. Тоталитаризм, наоборот, основывается на идеологии. Зачастую тоталитарных лидеров выдвигает правящая верхушка, которая может прийти к власти даже демократическим путем. Таким образом, при авторитаризме роль лидера куда выше, чем при тоталитаризме. Например, авторитарный режим может пасть со смертью лидера, но конец тоталитарной системе может положить только общий упадок структуры управления либо военная интервенция третей стороны.

Как было сказано выше, тоталитарный и авторитарный режимы разнятся ещё и тем, что у первого зачастую полностью отсутствуют демократические институты, а при авторитаризме они могут существовать, хотя и носить, по большому счету, декоративную функцию. Также авторитарный режим, в отличие от тоталитарного, может разрешать функционирование различных политических партий, и даже умеренной оппозиции. Но, тем не менее, реальные силы, способные нанести вред правящему режиму, и при авторитаризме, и при тоталитаризме находятся под запретом.

Кроме этого, эти две системы объединяет ещё и то, что в них отсутствует реальная демократия и возможность народа управлять государством.

Признаки авторитарной системы

Авторитарный режим власти имеет ряд признаков, которые отличают его от остальных политических систем. Именно они позволяют отмежевать данный тип управления от других форм государственного управления, существующих в мире. Ниже мы разберем основные признаки авторитарного режима.

Одним из главных признаков данной системы является форма правления в виде автократии, диктатуры или же олигархии. Это подразумевает фактическое управление государством одним человеком или ограниченной группой лиц. Доступ простых граждан в данную группу либо полностью невозможен, либо существенно ограничен. Это фактически означает то, что управление государством стает неподконтрольным народу. Всенародные выборы в органы власти если и проходят, то носят чисто номинальный характер, с наперед предрешенным исходом.

Авторитарный режим отличается также монополизацией управления государством одним человеком или определенной политической силой. Это позволяет фактически контролировать и управлять всеми ветвями власти – исполнительной, законодательной и судебной. Чаще всего именно представители исполнительной власти узурпируют функции других структур. В свою очередь, данный факт ведет к усилению коррумпированности верхушки общества, так как фактически органы управления и контроля представляют одни и те же лица.

Признаки авторитарного политического режима выражаются в отсутствии реальной оппозиции. Власть может допустить наличие «ручной» оппозиции, которая выступает в роли ширмы, призванной свидетельствовать о демократичности общества. Но на самом деле такие партии, наоборот, ещё больше укрепляют авторитарный режим, фактически служа ему. Те же силы, которые способны реально противостоять власти, не допускаются к политической борьбе и подвергаются репрессиям.

Существуют признаки авторитарного режима и в сфере экономики. Прежде всего они выражаются в контроле людей, находящихся у власти и их родственников, над крупнейшими предприятиями страны. В руках этих людей концентрируется не только политическая власть, но и управление финансовыми потоками, направленное на их личное обогащение. Человек, не имеющий связей в высших кругах, даже при наличии хороших деловых качеств не имеет шансов стать финансово успешным, так как экономика монополизируется власть держащими. Впрочем, данные черты авторитарного режима не являются обязательным атрибутом.

В свою очередь, в авторитарном обществе руководство страны и члены их семей находятся фактически над законом. Их преступления замалчиваются и остаются безнаказанными. Силовые структуры страны и правоохранительные органы насквозь коррумпированы и не подконтрольны обществу.

В то же время авторитарный государственный режим зачастую отказывается от массовых репрессий. Репрессивные действия носят точечный характер и направлены они на конкретных лиц, решивших себя противопоставить власти.

К тому же данная система власти не стремится полностью контролировать общество. Авторитарный режим концентрирует свое внимание на абсолютном политическом и значительном экономическом контроле, а в сфере культуры, религии и образования предоставляет существенные свободы.

В авторитарном государстве декларируется защита прав и свобод человека, но на практике данная доктрина не соблюдается.

Основной метод управления страной, который применяется при авторитарном режиме – командно-административный.

При авторитаризме коррупция зачастую разъедает не только верхушку власти, но и все общество в целом.

Нужно отметить, что для того, чтобы судить о системе управления как об авторитарной, не обязательно наличие всех вышеперечисленных признаков. Для этого достаточно нескольких из них. В то же время существование одного из данных признаков не делает автоматически государство авторитарным. По сути, нет четких критериев, по которым можно было бы сделать разграничение между авторитаризмом и тоталитаризмом с демократией. Но наличие в государстве большинства из выше описанных факторов уже служит подтверждением того, что система управления является авторитарной.

Классификация авторитарных режимов

Авторитарные системы в различных странах могут принимать разнообразные формы, зачастую внешне непохожие друг на друга. В связи с этим принято разделять их на несколько типологических видов. Среди них можно выделить следующие:

Читайте также:  Разбор предложения по признакам

В дальнейшем мы подробнее остановимся на каждом из представленных выше видов.

Абсолютистская монархия

Данный вид авторитаризма присущ современным абсолютным и дуалистическим монархиям. В таких государствах власть передается по наследству. Монарх имеет либо абсолютные полномочия по управлению страной, либо слабо ограниченные.

Основные примеры авторитарного режима подобного типа – это Непал (до 2007 года), Эфиопия (до 1974 года), а также современные государства Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ, Бахрейн, Кувейт, Марокко. Причем последняя страна является не абсолютной монархией, а типичной конституционной (дуалистической). Но, несмотря на это, власть султана в Марокко настолько сильна, что эту страну можно относить к авторитарным государствам.

Султанистский режим

Данный вид авторитарного режима назван так потому, что власть правителя в странах, где он применяется, сопоставима с властью средневековых султанов. Официально должность руководителя таких государств может иметь различные названия, но в большинстве известных случаев они занимали президентский пост. Кроме того, при султанистском режиме существует возможность передачи власти по наследству, хотя законодательно это и не закреплено.Наиболее известными лидерами стран, в которых господствовал данный тип авторитарного режима, являлись Саддам Хуссейн в Ираке, Рафаэль Трухильо в Доминикане, Фердинанд Маркос в Филиппинах, Франсуа Дювалье в Гаити. Последнему, кстати, удалось передать власть своему сыну Жану-Клоду.

Султанистские режимы характеризуются максимальной концентрацией власти в одних руках в сравнении с другими автократическими системами. Их отличительной чертой является отсутствие идеологии, запрет многопартийности, а также абсолютная автократия.

Военно-бюрократический режим

Отличительной чертой данного типа авторитарного режима является захват власти в стране группой военных путем переворота. На первых порах вся полнота власти концентрируется в руках военных, но в дальнейшем к управлению все больше привлекаются представители бюрократии. В будущем данный тип управления может постепенно стать на путь демократизации.

Главными факторами, которые приводят к установлению военных режимов, является недовольство существующей властью и боязнь революции «снизу». Именно последний фактор в дальнейшем оказывает влияние на ограничение демократических свобод и права выбора. Недопущение к власти интеллигенции, которая настроена против подобного режима, является главной его задачей.

Наиболее типичные представители данного типа авторитаризма – это режим Насера в Египте, Пиночета в Чили, Перона в Аргентине, хунты 1930 и 1969 года в Бразилии.

Расовая демократия

Несмотря на то что в наименовании данного типа авторитаризма присутствует слово «демократия», этот политический режим предоставляет свободы и права только представителям определенной национальности или расы. Другие народности не допускаются к участию в политическом процессе, в том числе при помощи насилия.

Наиболее типичный пример расовой демократии – ЮАР периода апартеида.

Корпоративный авторитаризм

Корпоративная форма авторитаризма считается наиболее типичным его видом. Она возникает в обществах со сравнительно развитой экономикой, в которых различные олигархические группы (корпорации) приходят к власти. В таком государственном устройстве идеология практически отсутствует, а решающую роль имеют экономические и другие интересы пришедшей к власти группировки. Как правило, в государствах с корпоративным авторитаризмом присутствует многопартийность, но эти партии не могут играть существенную роль в политической жизни из-за апатии к ним общества.

Наибольшее распространение данный тип политического режима приобрел в странах Латинской Америки, в частности в Гватемале, в Никарагуа (до 1979 года), на Кубе во время правления Батисты. В Европе также существовали примеры корпоративного авторитаризма. Наиболее ярко данный режим проявил себя в Португалии во время правления Салазара и в Испании во время диктатуры Франко.

Посттоталитарные режимы

Это особый тип авторитарных режимов, который формируется в обществах, идущих по пути от тоталитаризма к демократии. При этом фаза авторитаризма совсем не обязательна на этой дороге, но она неизбежна в тех бывших тоталитарных странах, где быстро не удалось построить полноценное демократическое общество.

Посттоталитарные режимы характеризуются концентрацией значительных экономических активов в руках представителей бывшей партийной номенклатуры и близких к ним людей, а также военной верхушки. Таким образом, они превращаются в олигархию.

Типичные представители посттоталитарных авторитарных режимов – страны бывшего СССР, кроме государств Прибалтики.

Постколониальные режимы

Как и у посттоталитарных режимов, во многих постколониальных странах авторитаризм является фазой на пути движения к демократии. Правда, зачастую развитие этих государств останавливается на данном этапе на многие десятилетия. Как правило, подобная форма власти устанавливается у стран со слабо развитой экономикой и несовершенной политической системой.

К странам с постколониальным авторитарным режимам относятся практически все государства Африки, которые обрели независимость во второй половине XX века.

Социалистический авторитаризм

Данный вид авторитаризма проявляется в особенностях развития социалистического общества в отдельных странах мира. Он формируется на основе особенного восприятия социализма внутри этих государств, ничего не имеющего общего с так называемым европейским социализмом или настоящей социал-демократией.

В государствах с подобной формой правления существует однопартийная система и отсутствует легальная оппозиция. Зачастую у стран с социалистическим авторитаризмом довольно сильна роль лидера. Кроме того, довольно часто социализм сочетается с национализмом в мягкой форме.

Среди современных стран социалистический авторитаризм наиболее выражено представлен в Венесуэле, Мозамбике, Гвинее, Танзании.

Общая характеристика

Как видим, авторитарный режим является довольно неоднозначной формой правления с отсутствующими четкими границами для определения. Его место на политической карте находится между демократической и тоталитарной системой. Общая характеристика авторитарного режима может быть озвучена как компромиссная между этими двумя режимами.

При авторитарном режиме допускаются некоторые свободы в отношении членов общества, но до тех пор, пока они не угрожают правящей верхушке. Как только от какой-то конкретной силы начинает исходить угроза, против неё применяются политические репрессии. Но, в отличие от тоталитарного общества, эти репрессии носят не массовый характер, а применяются выборочно и узконаправленно.

Впрочем, многие политологи считают, что авторитаризм для посттоталитарных обществ и для стран со слабо развитой экономикой и низким уровнем развития общественно-политических отношений является лучшим вариантом формы власти.

Источник

Авторитарный политический режим: понятие, признаки.

Пример: Испания период правления Ф.Франко; Чили во времена правления А. Пиночета

Признаки:

1. в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти

Читайте также:  Признаки перелома ключицы у ребенка

2. игнорируется принцип разделения властей (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями)

3. роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать

4. суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы

5. сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетность и подконтрольность их населению

6. в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные

Тоталитарный политический режим: понятие, признаки.

Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Признаки:

1. стремление государства к полному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти

2. практически полное отчуждение общества от политической власти, но оно не осознает этого, т.к. в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа

3. монопольный государственный контроль над экономикой, СМИ, культурой, религией, вплоть до личной жизни людей, до мотивов поступков людей

4. абсолютная «правовая», а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, базирующаяся на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»

5. формирование «государственной власти» бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам; она окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа

7. господство одной партии, фактическое сращивание её профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил

8. декларативность, формальный характер прав и свобод человека и гражданина, отсутствие четких гарантий их реализации

9. крупная собственность (общинная, монополистическая, государственная), выступающая в качестве экономической основы

10. наличие одной официальной идеологии, фактически устранение плюрализма

11. централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением

12. бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества

13. отсутствие правовой государственности и гражданского общества

14. произвол государственной власти, её осуществление без учета мнений большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

Особой разновидностью тоталитарного режима выступает режим фашистский, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм.

Теории происхождения государства

Вопрос о закономерностях образования государств, который един для всех времен и народов, не нужно смешивать с вопросом о причинах возникновения государств. На этот счет существует множество теорий. Такой плюрализм обусловлен многими причинами:

· мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и использовали разные объемы накопленных человечеством знаний. Сегодня уровень знаний об обществе неизмеримо возрос, но многие идеи мыслителей прошлого не отвергнуты жизнью и справедливы до настоящего времени

· объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей регионы земли, в которых они проживали, игнорируя другие регионы

· мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались их применить к общественным наукам, и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства. Причем часто не замечали влияние на развитие общества других факторов

· на взгляды авторов очень большое влияние оказывали их философские и идеологические пристрастия.

Теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, договорная.

I. Теологическая теория происхождения государства.

ü основные представители: Фома Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф, Д. Эйве, Кост-Флоре

ü одно из самых древних учений, возникло одновременно с первыми государствами на основе религиозно-мифологических представлений их божественного происхождения

ü особенность: её представители никогда не ставили перед собой задачу обосновать процесс происхождения государства, основную задачу они видели в обосновании государственной власти

ü обосновывает две основные идей:

§ идея, доказывающая божественное происхождение государственной власти

§ идея подчинения светской власти церкви

II. Патриархальная теория происхождения государства.

ü возникает в античности

ü основатели: Платон, Аристотель

ü последователи: Г. Мэн, Э. Вестмарк, Д. Мэрдок, Н. К. Михайловский

ü возникновение государства есть результат разрастания патриархальной семьи, глава которой становится монархом

III. Договорная теория происхождения государства.

ü зародилась в глубокой древности

ü основывается на двух постулатах:

§ до возникновения государства люди жили в условиях естественного состояния

§ государство возникает в результате заключения общественного договора

Материалистическая ( классовая ) теория происхождения государства

I. Классовая теория происхождения государства.

ü представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Льюис Морган

ü возникновение государства и права рассматривается как естественноисторический процесс развития общества.

§ изначально производительность труда была чрезвычайно мала.

§ на определенных этапах развития первобытного общества произошли три общественных разделения труда:

v выделение скотоводства из общей массы проводимых работ

v ремесло выделилось из земледелия

§ всё это привело к тому, что производительность труда существенно возросла.

Основные формы ( пути) развития возникновения государства.

Три пути возникновения государства, афинский, азиатский, германский.

I. Афинский

Классический: ложится в основу государств среднеземноморья, городов-полисов

Ведущий фактор: классообразование, интенсивное формирование частной собственности и её концентрация в руках отдельных семей, возможность круглогодичного земледелия, производства.

1)Из классовых противоречий и функционирует как аппарат господства одного класса над другим

2)Частная собственность существует на средства производства

3)Государство базируется на эксплуатации, на использовании рабского и казенного труда

Государство принимает форму рабовладельческой демократии или аристократии.

II. Германский

Древние варвары вели кочевой образ жизни, воевали. Формируется частная собственность, и разделения труда не происходит.

Рабство для варваров экономически невыгодно. Производительные отношения возникают в рамках общества: племенной общественной структуры, но между бедными и богатыми возникает протофеодальная зависимость (за труд платят).

При завоевании Древнего Рима варварами и воцарении варварства на всей территории римской империи, существующая в Риме государственная структура накладывается на протофеодальную структуру древних варваров. Это приводит к формированию раннефеодального государства.

III. Азиатский

Обуславливается азиатским способом производства.

Власть возникает в форме бюрократии.

· политика государства основана на отправлении общественных должностей

· возникает явление власти-собственности, т.е. распоряжение собственностью в силу занятия определенной должности

· формально все ресурсы находятся в общей собственности

Однако в рамках созданного бюрократического аппарата постепенно устанавливается наследование должностей, разделение государственной и общественной собственности, возникает деспотический тип организации власти, сакрализация (обожествление власти).

Типология Государств.

Типология государств предназначена для «разделения» всех государств, которые существовали в истории человечества или существуют сейчас, на такие группы, виды, чтобы это дало возможность раскрыть их социальную сущность.

В юридической науке существует ряд разнообразных критериев типологий государств:

Источник