Авторитарные режимы понятие признаки сущность виды

Понятие, черты и виды авторитарного режима

Определим понятие авторитарного режима, рассмотрим черты и виды авторитарного режима.

Понятие авторитарного режима

Авторитарный режим (от лат. слова «auctoritas» – власть, влияние) следует рассматривать как определенный компромисс между демократическим и тоталитарным политическими режимами. С одной стороны, авторитарное управление либеральнее тоталитаризма, а с другой стороны, при нём шире применяются жесткие и репрессивные подходы.

Авторитарный режим – это государственно-политическое состояние общества, при котором политическая власть реализуется конкретным лицом или элитной группой при минимальном участии общества и народа. Главной его особенностью выступает авторитаризм как метод управления и властвования, как разновидность общественных отношений (например, Чили во времена правления Пиночета).

Черты авторитарного режима

К основным чертам авторитарного политического режима необходимо отнести следующие:

– не соблюдается принцип разделения властей, роль представительных органов заметно ограничена;

– заметно сокращена либо устранена сфера действия принципа выборности должностных лиц государственных органов, подконтрольности их населению;

– доминируют командные и административные методы государственного управления, в то же время отсутствует массовый террор;

– силовые структуры фактически неподконтрольны обществу и используются обычно лишь в политических целях;

– отмечается концентрация власти в распоряжении одного или нескольких взаимосвязанных органов государства (либо конкретного лидера) при одновременном отстранении населения от реальных рычагов управления;

– присутствует цензура и «полугласность»;

– допускается определенный плюрализм;

– права и свободы человека провозглашаются, но в реальности не обеспечиваются.

Виды авторитарного режима

В научной литературе выделяют следующие виды авторитарного режима: деспотический, тиранический, военный и иные.

Деспотический режим представляет собой абсолютно произвольную и неограниченную власть, которая основана на самоуправстве.

Тиранический режим построен на единоличном правлении, узурпации власти тираном, системе жестоких методов её осуществления. Однако в отличие от деспотического режима власть тирана часто устанавливается насильственно, путем государственного переворота и смещения законной власти.

Военный режим (военно-полицейский, военно-диктаторский) сформирован на властвовании руководителей вооруженных сил или спецслужб. Он устанавливается в результате государственного переворота, который осуществляется против законного управления власти гражданских лиц.

Военные режимы управляются коллегиально (как хунта), либо во главе государства становится один из военных деятелей. Армия трансформируется в господствующую социально-политическую силу, которая активно участвует в реализации внешних и внутренних функций государства.

В условиях военного режима формируется разветвленный военно-полицейский аппарат для осуществления политического контроля за населением, общественными объединениями, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. При этом отменяется конституция и многие иные законодательные акты, они заменяются актами военных властей.

Выделяют следующие отличия тоталитарных и авторитарных режимов:

– при тоталитарном режиме реализуется всеобщий контроль, а при авторитаризме имеются сферы социальной жизни, которые не охватываются контролем государства;

Источник

Что такое авторитаризм. Признаки авторитарного политического режима

Примеры авторитарных режимов

Примеры из современности: Китай, где монополия на власть принадлежит Коммунистической партии, или теократический Иран.

По степени авторитарности режимы могут быть как умеренными (режим Шарля де Голля во Франции в 1958- 1969 годах), так и открыто диктаторскими (режим Аугусто Пиночета в Чили в 1974-1990 годах).

Признаки авторитарного политического режима

Для авторитаризма характерна централизация управления, монополизация власти узкой группой лиц.

В авторитарных странах существенно ограничены политические права: особенно деятельность оппозиции и свобода прессы.

Авторитаризму свойственны командный стиль руководства. Власти активно используют репрессии против политических противников.

Конституция и демократические права могут существовать на бумаге, но при этом будут нарушаться в реальности. Например, выборы проводятся под контролем правительства и носят недемократический характер.

«Все на выборы». Советский плакат

Доминирует официальная идеология, но допускаются другие идейные течения.

Нарушается принцип разделения властей. Суд лишен самостоятельности, подчинен официальной власти. Парламент может существовать, однако не имеет реальной власти.

Правящая партия соединяется с государством.

Авторитарный режим прямо опирается на полицию, военных и спецслужбы. Широко используются принуждение и наказание. Карательные органы становятся важным элементом госаппарата.

А вот экономика при авторитаризме может быть и плановой, и рыночной, и смешанной. Обширный госсектор способен уживаться с рыночной экономикой.

Нередко для авторитарных режимов характерны агрессивные установки во внешней политике. Авторитаризм широко использует демагогию, расовые и националистические предрассудки.

При авторитаризме «в массах культивируется фанатизм, страх и раболепное отношение к власти», сообщал «Философский энциклопедический словарь», изданный в СССР в 1983 году.

Отличия авторитаризма от тоталитаризма

При тоталитаризме государстве стремится к полному, тотальному контролю за всеми сферами жизни общества. Тоталитарный режим контролирует политику, экономику, социальную сферу, культуру и идеологию, вторгается в частную жизнь граждан.

Авторитарный режим в этом смысле ведет себя мягче. В первую очередь авторитарные правители контролируют политическую сферу, стремятся не допустить к власти других людей. При этом экономика, культура, частная жизнь могут контролироваться слабо.

Например, в современном Китае полновластие Компартии не мешает существованию развитой рыночной экономики. При этом попытки поставить под вопрос монополию КПК на власть или коммунистическую идеологию пресекаются жестко.

Тоталитаризм и авторитаризм могут сменять друг друга при сохранении внешних форм государства. Так, СССР времен И.В. Сталина обычно называют тоталитарным государством: у населения отсутствовали реальные права и свободы, был установлен полный контроль над экономикой, господствовала общеобязательная идеология, для устрашения и борьбы с «врагами народа» использовались массовые репрессии.

Источник

Авторитарный политический режим: понятие, признаки.

Пример: Испания период правления Ф.Франко; Чили во времена правления А. Пиночета

Признаки:

1. в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти

2. игнорируется принцип разделения властей (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями)

3. роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать

4. суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы

Читайте также:  Признаки хцвн что это такое

5. сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетность и подконтрольность их населению

6. в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные

Тоталитарный политический режим: понятие, признаки.

Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Признаки:

1. стремление государства к полному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти

2. практически полное отчуждение общества от политической власти, но оно не осознает этого, т.к. в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа

3. монопольный государственный контроль над экономикой, СМИ, культурой, религией, вплоть до личной жизни людей, до мотивов поступков людей

4. абсолютная «правовая», а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, базирующаяся на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»

5. формирование «государственной власти» бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам; она окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа

7. господство одной партии, фактическое сращивание её профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил

8. декларативность, формальный характер прав и свобод человека и гражданина, отсутствие четких гарантий их реализации

9. крупная собственность (общинная, монополистическая, государственная), выступающая в качестве экономической основы

10. наличие одной официальной идеологии, фактически устранение плюрализма

11. централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением

12. бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества

13. отсутствие правовой государственности и гражданского общества

14. произвол государственной власти, её осуществление без учета мнений большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

Особой разновидностью тоталитарного режима выступает режим фашистский, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм.

Теории происхождения государства

Вопрос о закономерностях образования государств, который един для всех времен и народов, не нужно смешивать с вопросом о причинах возникновения государств. На этот счет существует множество теорий. Такой плюрализм обусловлен многими причинами:

· мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и использовали разные объемы накопленных человечеством знаний. Сегодня уровень знаний об обществе неизмеримо возрос, но многие идеи мыслителей прошлого не отвергнуты жизнью и справедливы до настоящего времени

· объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей регионы земли, в которых они проживали, игнорируя другие регионы

· мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались их применить к общественным наукам, и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства. Причем часто не замечали влияние на развитие общества других факторов

· на взгляды авторов очень большое влияние оказывали их философские и идеологические пристрастия.

Теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, договорная.

I. Теологическая теория происхождения государства.

ü основные представители: Фома Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф, Д. Эйве, Кост-Флоре

ü одно из самых древних учений, возникло одновременно с первыми государствами на основе религиозно-мифологических представлений их божественного происхождения

ü особенность: её представители никогда не ставили перед собой задачу обосновать процесс происхождения государства, основную задачу они видели в обосновании государственной власти

ü обосновывает две основные идей:

§ идея, доказывающая божественное происхождение государственной власти

§ идея подчинения светской власти церкви

II. Патриархальная теория происхождения государства.

ü возникает в античности

ü основатели: Платон, Аристотель

ü последователи: Г. Мэн, Э. Вестмарк, Д. Мэрдок, Н. К. Михайловский

ü возникновение государства есть результат разрастания патриархальной семьи, глава которой становится монархом

III. Договорная теория происхождения государства.

ü зародилась в глубокой древности

ü основывается на двух постулатах:

§ до возникновения государства люди жили в условиях естественного состояния

§ государство возникает в результате заключения общественного договора

Материалистическая ( классовая ) теория происхождения государства

I. Классовая теория происхождения государства.

ü представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Льюис Морган

ü возникновение государства и права рассматривается как естественноисторический процесс развития общества.

§ изначально производительность труда была чрезвычайно мала.

§ на определенных этапах развития первобытного общества произошли три общественных разделения труда:

v выделение скотоводства из общей массы проводимых работ

v ремесло выделилось из земледелия

§ всё это привело к тому, что производительность труда существенно возросла.

Основные формы ( пути) развития возникновения государства.

Три пути возникновения государства, афинский, азиатский, германский.

I. Афинский

Классический: ложится в основу государств среднеземноморья, городов-полисов

Ведущий фактор: классообразование, интенсивное формирование частной собственности и её концентрация в руках отдельных семей, возможность круглогодичного земледелия, производства.

1)Из классовых противоречий и функционирует как аппарат господства одного класса над другим

2)Частная собственность существует на средства производства

3)Государство базируется на эксплуатации, на использовании рабского и казенного труда

Государство принимает форму рабовладельческой демократии или аристократии.

II. Германский

Древние варвары вели кочевой образ жизни, воевали. Формируется частная собственность, и разделения труда не происходит.

Рабство для варваров экономически невыгодно. Производительные отношения возникают в рамках общества: племенной общественной структуры, но между бедными и богатыми возникает протофеодальная зависимость (за труд платят).

При завоевании Древнего Рима варварами и воцарении варварства на всей территории римской империи, существующая в Риме государственная структура накладывается на протофеодальную структуру древних варваров. Это приводит к формированию раннефеодального государства.

III. Азиатский

Обуславливается азиатским способом производства.

Власть возникает в форме бюрократии.

· политика государства основана на отправлении общественных должностей

· возникает явление власти-собственности, т.е. распоряжение собственностью в силу занятия определенной должности

· формально все ресурсы находятся в общей собственности

Однако в рамках созданного бюрократического аппарата постепенно устанавливается наследование должностей, разделение государственной и общественной собственности, возникает деспотический тип организации власти, сакрализация (обожествление власти).

Типология Государств.

Типология государств предназначена для «разделения» всех государств, которые существовали в истории человечества или существуют сейчас, на такие группы, виды, чтобы это дало возможность раскрыть их социальную сущность.

В юридической науке существует ряд разнообразных критериев типологий государств:

Источник

Авторитарные режимы: понятие, признаки, сущность, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 15:22, творческая работа

Краткое описание

Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Однако подобная характеристика не указывает на сущностные признаки явления в целом, даже если четко вычленить в нем черты тоталитаризма и демократии.

Читайте также:  Первый признак гонореи у мужчин
Содержание

1 Понятия авторитарного режима…………………………….3
2 Признаки авторитарного режима…………………………. 3
3 Сущность авторитарного режима…………………………. 6
4 Виды авторитарного режима…………………………………7

Прикрепленные файлы: 1 файл

Конституционное право творческая 1.doc

Основные данные о работе

Авторитарные режимы: понятие, признаки, сущность, виды

Содержание

1 Понятия авторитарного режима…… ……………………….3

2 Признаки авторитарного режима…………………………. 3

3 Сущность авторитарного режима…………………………. 6

4 Виды авторитарного режима…………………………………7

Основная часть

1 Понятия авторитарного режима

Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Однако подобная характеристика не указывает на сущностные признаки явления в целом, даже если четко вычленить в нем черты тоталитаризма и демократии.

Богатство и разнообразие авторитарных политических систем, по сути являющихся промежуточным типом между демократией и тоталитаризмом, обусловили и ряд универсальных, принципиальных отличительных черт этих политических порядков.

Авторитарный режим, это такой режим при котором правит диктатор или немногочисленная элита, узурпировавшая управление государством, но не препятствующая людям делать то, что они хотят в других областях жизни. Данный режим как бы говорит подданным: «Читайте, пойте, танцуйте, что хотите, но в политическую сферу не вторгайтесь. Этим занимаюсь я».

Авторитарный режим — это политический режим, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения.

Авторитарный режим — это режим, ограничивающий демократию и устанавливающий власть одного лица или группы лиц (диктатуру). Такой режим существенно ограничивает полномочия представительных институтов, игнорирует принцип разделения властей, ущемляет гражданские и политические права, незаконно присваивает, узурпирует или захватывает власть.

2 Признаки авторитарного режима

Руководство различными сферами жизни общества при авторитаризме не столь тотально, нет строго организованного контроля над социальной и экономической инфраструктурами гражданского общества, над производством, профсоюзами, учебными заведениями, массовыми организациями, средствами массовой информации. Автократия не требует демонстрации преданности со стороны населения, как при тоталитаризме, ей достаточно отсутствия открытого политического противостояния. Однако режим беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, к фактическому участию населения в принятии решений по важнейшим вопросам жизни общества, поэтому авторитаризм подавляет основные гражданские права.

Для того, чтобы сохранить неограниченную власть в своих руках, авторитарный режим производит циркуляцию элит не путем конкурентной борьбы на выборах, а кооптацией (волевым введением) их в руководящие структуры. В силу того, что процесс передачи власти в подобных режимах происходит не путем установленных законом процедур замены руководителей, а насильственно, эти режимы не являются легитимными. Однако, даже несмотря на то что они не опираются на поддержку народа, это не мешает им существовать в течение длительного времени и достаточно успешно решать стратегические задачи. Примером эффективных с точки зрения проведения экономических и социальных реформ могут быть названы авторитарные режимы в Чили, Сингапуре, Южной Корее, Тайване, Аргентине, странах арабского Востока.

Авторитаризм не оспаривает права на автономное, разнообразное самовыражение общества, его групп. Это дало основание X. Линцу интерпретировать авторитаризм как способ правления «с ограниченным плюрализмом». Он определил авторитаризм как консервативный тип власти, который, будучи не в состоянии сегодня лишить права голоса широкие массы населения, прибегает с этой целью к глобальному или избирательному запрещению партий и массовых организаций. Причем запрещаются те организации, которые нарушают социальное равновесие между государством, бизнесом, церковью и т. д. Разрешается деятельность тех сил, которые поддерживают существующий статус-кво.

В обобщённом виде наиболее характерными чертами авторитарных режимов являются следующие:

— сосредоточение власти в руках одного человека или группы. Носителем власти может быть харизматический лидер, монарх или военная хунта. Как и при тоталитаризме, общество отчуждено от власти, отсутствует механизм ее преемственности. Элита формируется путем назначения сверху;

— права и свободы граждан ограничены главным образом в политической сфере. Законы преимущественно на стороне государства, а не личности;

— в обществе доминирует официальная идеология, но проявляется терпимость по отношению к другим идейным течениям, лояльным к правящему режиму;

— политика монополизируется властью. Деятельность политических партий и оппозиции запрещена или ограничена. Профсоюзы подконтрольны власти;

— государственный контроль не распространяется на неполитические сферы — экономику, культуру, религию, частную жизнь;

— обширный государственный сектор жестко регламентируется государством. Как правило, он функционирует в рамках рыночной экономики и вполне уживается с частным предпринимательством. Экономика может быть как высокоэффективной, так и малоэффективной;

— осуществляется цензура над средствами массовой информации, которым разрешается критика отдельных недостатков государственной политики при сохранении лояльности по отношению к системе;

— власть опирается на силу, достаточную, чтобы в случае необходимости принудить население к повиновению. Массовые репрессии, как при тоталитаризме, не проводятся;

— при положительных результатах деятельности режим может поддерживаться большинством общества. Меньшинство борется за переход к демократии. Гражданское общество может существовать, но зависит от государства;

— режиму свойственны унитарные формы государства с жесткой централизацией власти. Права национальных меньшинств ограничены.

3 Сущность авторитарного режима

4Виды авторитарного режима

Авторитарные режимы делятся на несколько видов.

— военно-бюрократический режим, возникает в виде военной диктатуры, но в дальнейшем своем развитии все большую роль начинают играть различного рода гражданские профессионалы. Отсутствует какая-либо интегрирующая идеология. Режим может быть беспартийным или многопартийным, но чаще всего существует про правительственная, не массовая партия. (пример, Пиночет в Чили)

— корпоративный авторитаризм. Устанавливается в обществах с вполне развитым экономическим и социальным плюрализмом, где корпоративное представительство интересов становится альтернативой слишком идеализированной массовой партией и дополнением к однопартийному правлению (пример, Антонио Салазар, генерал Марко в Испании).

— постколониальный авторитаризм – однопартийный мобилизационный режим, который возникает после обретения бывшими колониями независимости создается с низу в обществах с низким уровнем экономического развития.

— расовая или этническая квазиде мократия – к демократическим институтам не допускается расовое или этническое меньшинство. Возможно с использованием легального насилия. (бывшая ЮАР)

Классификация: (условное деление)

* прогрессивный (Чили). (Данный режим вывел страну на более высокий уровень).

* консервативный. Связан с мусульманским фундаментализмом, т.е. с на религиозной основе. Вся жизнь государства подчинена религиозным нормам, канонам, правилам. (пример, Иран, ОАЭ).

Читайте также:  Внешние признаки неисправности электролитического конденсатора

Источник

Авторитаризм: понятие, признаки, разновидности

Авторитаризм – другая модель политического режима диктаторского типа, существенно отличающаяся от тоталитаризма. Если тоталитаризм предполагает полное подчинение всех сфер жизни государственному началу, то авторитарный режим допускает ограниченный плюрализм, если это не противоречит интересам сохранения существующей системы.

Исторический опыт показывает, что авторитаризм возникает, как правило, в странах, где происходит смена общественного строя, сопровождающаяся резкой поляризацией политических сил; в странах, где наблюдаются длительные экономические и политические кризисы, преодоление которых демократическими средствами становится невозможным.

Чрезвычайные условия, в которых зарождается авторитаризм, определяют основную выдвигаемую им цель – навести порядок в стране, обеспечить нормальные условия жизни общества. Эта цель определяет средства ее достижения – концентрация политической власти в едином центре принятия решений.

В современной политической науки выделяют следующие основные черты авторитаризма:

Отчуждение народа от власти. Ее носителем является один человек или группа;

Отсутствие единой идеологии;

Отказ от полного, тотального контроля над обществом;

Формирование правящей элиты не демократическим путем, а посредством назначения сверху.

Если попытаться представить более подробно характерные черты авторитарного режима, то получится следующее:

автократизм (единовластие или небольшое число носителей власти). Ими могут быть один человек (монарх, президент, военный диктатор) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа);

неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но она принимает их единолично по своему усмотрению;

опора на силу. Власть имеет достаточные силовые ресурсы, чтобы в случае необходимости подавить оппозицию;

монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции. Однако авторитаризм, в отличие от тоталитаризма, допускает существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям. Часто отсутствие оппозиции при авторитаризме вызвано не противодействием властей, а неготовностью общества к созданию политических организаций, отсутствием у населения потребности к политической самоорганизации;

отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику. В круг внимания государства входят вопросы обеспечения государственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политики, хотя оно может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования;

рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не конкурентной борьбы на выборах.

Авторитарные политические режимы чрезвычайно разнообразны. К ним относятся как традиционные формы: монархии, деспотии, тирании так и относительно новые формы: реакционные, консервативные и либеральные авторитарные режимы. В реакционных авторитарных режимах (военно-диктаторских и однопартийных) с тоталитарной тенденцией механизм политической власти осуществляет глава государства, который является одновременно лидером единственной политической партии. Этот режим характеризуется неограниченной президентской властью и выступает тормозом социального прогресса.

Консервативные авторитарные режимы ориентированы на сохранение и поддержание исторически традиционных, сформировавшихся форм государственной и общественной жизни. При этом политическая власть находится в руках главы государства (президента, премьер – министра), который контролирует не только исполнительную, но и законодательную власть.

Либеральные авторитарные режимы представляют собой авторитарные режимы с демократической тенденцией. Признавая основные принципы демократии, права и свободы граждан, разделение властей, частное предпринимательство, свободную конкуренцию и т. п., такие режимы требуют постоянного вмешательства государства во все сферы жизни общества для создания благоприятных условий его дальнейшего развития.

На протяжении тысячелетий все режимы авторитаризма опирались главным образом на традиционную и харизматическую легитимность. Начиная с XX века, в целях легитимации стали широко использоваться также националистическая идеология и формальные, контролируемые властью выборы. Поэтому авторитаризм часто определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом.

Воздействие авторитаризма на общественное развитие имеет как слабые, так и сильные стороны. К числу слабых сторон относятся полная зависимость политики от главы государства или группы высших руководителей, ограниченность институтов артикуляции общественных интересов.

Демократия и антидемократия

Для всех авторитарных режимов характерны как общие, так и специфические черты, что позволяет провести их дифференциацию и типологию. Приведем типологию авторитарных режимов, предложенную известным польским политологом Е. Вятром.

1. Военное правление. Власть захватывают военные. Политическая деятельность либо вообще запрещается, либо резко ограничивается. Так, с приходом в 1973 г. к власти в Чили военной хунты во главе с Пиночетом все партии были запрещены.

2. Теократический авторитарный режим. Этот тип означает сосредоточение политической власти в руках фанатичного религиозного клана. Такой режим установился в Иране после революции 1979 г.

3. Персонифицированный режим, когда власть принадлежит политическому лидеру без сильных институтов власти (кроме полиции). Такие режимы не позволяют лидеру находиться у власти достаточно продолжительное время.

4. Монархические авторитарные режимы существуют в Иордании, Марокко, Саудовской Аравии и др.

5. Неоавторитарные режимы отличаются допущением массовых партий (например, в Мексике), существованием оппозиции, выборов. Однако результаты выборов фальсифицируются.

Главная отличительная черта современных авторитарных систем состоит в том, что их институциональная структура существенно снижает уровень политической соревновательности. Сущность авторитаризма состоит в том, что авторитарные правительства не желают идти на риск, связанный с допуском организаций на «политический рынок». Майкл Дж. Роскин отмечает, что философию авторитаризма резюмировал король Генрих V в одной из шекспировских пьес: «Обязанности каждого подданного – это собственность короля, но душа каждого подданного – это его личная собственность». Но это не означает, что при авторитарных режимах возможна личная свобода, ибо власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарной системе правления больше, чем свобода, согласие и участие народа. Другой отличительной чертой авторитаризма от тоталитаризма, по мнению американского политолога Ж. Киркпатрик, является то, что авторитарный режим допускает некоторые изменения, но как только в стране укореняется тоталитарный режим, то никакие изменения уже невозможны.

Можно рассматривать тоталитарные системы как системы авторитарного типа. Однако тоталитарная логика общественной жизни предполагает нечто большее, чем простое упразднение политической соревновательности. Если авторитаризм лишь ограничивает политический плюрализм, то тоталитарные системы стремятся к упразднению всякого плюрализма в структуре общества, к установлению единого, «тоталитарного» образца общественного взаимодействия.

И. Клямкин рассматривает авторитаризм как политический режим «железной руки», являющийся условием перехода от дорыночной экономики к товарной, рыночной.

Источник