Автор утверждает что среди сложившихся признаков государства особо выделяется такой
Какие три ветви власти называет автор? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, какие функции выполняет каждая из ветвей власти в управлении государством.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Слово «государство» имеет два разных значения. Когда говорят о вмешательстве государства в дела частного сектора, критикуют его и собираются реформировать, то имеют в виду совокупность управленческой организации, коллектив управляющих. Когда же говорят, что Франция, Италия, Великобритания являются государствами, то это означает, что они являются человеческими сообществами особого типа, суверенными нациями. Конечно, между этими значениями существуют родственные связи: государство в первом значении (государство-правительство) обозначает совокупность правителей суверенной нации, т. е. государство во втором смысле (государство-нацию). В конечном счёте второе значение шире первого и в некотором роде включает его.
Государство-нация представляет собой объединение людей, сообщество, характеризуемое по нескольким критериям: в нём особенно крепки узы солидарности, оно обладает наиболее могущественной организацией… В настоящее время государства-нации представляют собой человеческие сообщества, политически организованные наилучшим образом, то есть сообщества, структура которых является наиболее сложной, совершенной и законченной.
Только в государстве мы обнаруживаем достаточно развитое распределение труда между правителями. Одна категория правителей («законодатели») занята выработкой точных правовых норм, применяемых к членам государственного коллектива. Другие категории заняты обеспечением применения этих норм к членам сообщества («администраторы»). Третьи («судьи») разрешают спорные вопросы, которые могут появляться в связи с применением этих правил, или рассматривают тяжбы, возникающие между членами сообщества.
Только в государстве существует организованная система санкций, позволяющая правителям заставлять членов сообщества подчиняться себе: полицейская организация, занятая наблюдением за применением законов, организация, занятая назначением наказаний виновным после проведения всестороннего расследования, в ходе которого обвиняемые пользуются определёнными гарантиями; пенитенциарная система, исполняющая вынесенные судами приговоры (штрафы, тюремное заключение, принудительные работы, смертная казнь и т. п.).
Только государство располагает наибольшей материальной силой, чтобы заставить выполнять свои решения. В случае конфликта с применением насилия за государством неизбежно остаётся последнее слово…
Источник
Автор утверждает что среди сложившихся признаков государства особо выделяется такой
Сайт М.В. Васильева запись закреплена
Задание для моих учеников, готовящихся со мной к ЕГЭ по обществознанию.
Прочтите текст и выполните задания.
Власть выступает в качестве одного из существенных признаков государства. Вместе с тем необходимость власти выводится из организации общества, она… упорядочивающее, регулирующее воздействие на все сферы его жизни. Совместная деятельность в любом обществе обусловлена тем, что люди никогда не жили изолированно друг от друга, общение составляет необходимое условие их существования. Поэтому возникновение власти следует искать в самой необходимости человеческого общежития. Именно в таком общежитии возникает психологическая потребность подчинения индивида единой общественной воле, появляется чувство зависимости, состояние подвластности на одной стороне и чувство властолюбия, воля к власти – на другой. Да, власть требует подчинения. Но люди, подчиняясь ей, не должны жертвовать собственной свободой. В этой связи следует заметить, что одной из форм осуществления власти выступает авторитет. В многочисленных определениях понятия «авторитет» прежде всего отмечается, что это общепризнанное влияние кого-либо в тех или иных сферах общественной жизни. Если власть обычно подразумевает использование того или иного давления, принуждения, то авторитету, наоборот, люди сравнительно охотно повинуются. Власть есть устойчивое отношение между субъектом и объектом. Данное понятие не может употребляться применительно к тем социальным связям, где способность субъекта воздействовать на объект одномоментна, непредсказуема (случайна) и несущественна. Власть в общем смысле есть способность и возможность субъекта оказывать определённое воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия. С появлением государства власть отчуждается от общества и становится отличительным признаком любого государства, приобретая политический характер. Политическая природа данной власти означает, что именно в государственных формах управления обществом она получает свою относительную самостоятельность от иных видов общественной деятельности.
21.Чем, по мнению автора, обусловлена совместная деятельность людей в любом обществе? Какие психологические факторы (потребности, чувства, состояния), способствующие возникновению власти в обществе, назван в тексте? В отношении каких социальных связей, по мнению автора, нельзя употребить понятие «власть»? (Назовите любые две характеристики таких связей из текста.)
22. Какие две черты, по мнению автора, присущи такой форме осуществления власти, как авторитет? Какая функция власти упомянута в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «государство».
23.Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три средства реализации (ресурса) власти, упомянутые в тексте. (В каждом случае сначала укажите ресурс, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
24. Автор утверждает, что с появлением государства власть отчуждается от общества. Как в современных демократических государствах преодолевается это отчуждение? Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите любые три способа преодоления такого отчуждения.
Источник
21-24. Задания по тексту
Чем же общество отличается от естественных, “псевдосоциальных” объединений животных особей? Прежде всего тем, что это целостность надбиологическая. Она покоится не на функциональной дифференциации организмов и даже не на органической дифференциации их потребностей и стимулов, а на единстве культурных норм. Общества в точном смысле слова нет там, где нет культуры, то есть “сверхприродной” нормативно-ценностной системы, регулирующей индивидуальное поведение. Таков один из важных выводов современной антропологии.
Итак, наличие культуры отличает человеческое общество от любого объединения животных особей. Однако оно ещё не объясняет ни того, как общество возможно, ни того, как оно на деле возникло. Выражаясь философским языком, культура — это форма, в которой развиваются и передаются из поколения в поколение взаимосвязи человеческих индивидов, но вовсе не причина, в силу которой они образуются и воспроизводятся.
Культура всегда уже предполагает систему жизнеобеспечения. Только там, где существует производство (постоянно возобновляющийся процесс труда), может иметь место социокультурное объединение людей.
Материальное производство есть преобразование природных объектов, материальное творчество. Оно вызывает на свет мир артефактов — “содеянных вещей”, начиная с каменного наконечника стрелы и кончая компьютером. Именно наличие элементов материальной культуры служит простейшим и вместе с тем надёжнейшим свидетельством присутствия Homo sapiens внутри какого-то временного периода или пространственного ареала.
Материальное производство как созидательный процесс, в котором воплощены различные способности человека, обозначается в философии понятием “предметнопрактическая деятельность”. Это понятие имеет в виду осмысленную работу, воплощающуюся в некотором полезном (значимом для человека) продукте, а следовательно, обладающую осознанно целесообразным характером. Оно (пусть неявным образом) содержит в себе представление о таких качествах действующего субъекта, как самосознание и рациональное мышление.
Представляя собой существо социальное, человек вместе с тем является частью природы. С этой точки зрения люди принадлежат к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens, а следовательно, человек оказывается существом биологическим. Напомним, что Аристотель называл человека “политическим животным”, подчёркивая тем самым наличие в человеке двух начал: животного (биологического) и политического (социального). Проблема же заключается в том, какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий человека и каким образом осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке.
(И. Фролов и др.)
№21 Что позволяет авторам характеризовать общество как надбиологическую целостность? Какие два объяснения смысла понятия “культура” приведены в тексте? Какое необходимое условие социокультурного объединения людей отмечено авторами?
№22 Какие качества человека как социального существа называют авторы? (Назовите любые два качества). Какой признак биологической сущности человека упомянут в тексте? Используя обществоведческие знания, объясните, чем занимается наука антропология.
№23 Привлекая факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами учёт в социальной жизни биологически обусловленных различий между большими группами людей. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
№24 Используя текст и обществоведческие знания, приведите три подтверждения того, что культурные нормы обеспечивают единство общества.
№ 21 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: то, что общество покоится не на функциональной дифференциации организмов и даже не на органической дифференциации их потребностей и стимулов, а на единстве культурных норм;
2) ответ на второй вопрос:
— “сверхприродная” нормативно-ценностная система, регулирующая индивидуальное поведение;
— форма, в которой развиваются и передаются из поколения в поколение взаимосвязи человеческих индивидов;
3) ответ на третий вопрос: наличие производства.
№ 22 В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: способность к предметно-практической деятельности, самосознание и рациональное мышление.
2) ответ на второй вопрос, например: принадлежность к высшим млекопитающим.
3) объяснение, например: изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах.
№ 23 Могут быть приведены такие примеры:
1) в Гражданском кодексе РФ зафиксирован особый правовой статус несовершеннолетних граждан, который в части дееспособности отличается от правового статуса совершеннолетних;
2) Конституция РФ гарантирует пенсионное обеспечение граждан старшего возраста;
3) в культуре нашего народа выработаны определённые стереотипы гендерных моделей поведения.
№24 Могут быть приведены такие подтверждения:
1) культурные нормы обеспечивают коммуникацию людей, их совместную деятельность;
2) культурные нормы несут в себе определённый “культурный код” этноса, общечеловеческие ценности, освоение которых новыми поколениями обеспечивает сохранение, самовоспроизводство общества;
3) культурные нормы и механизмы социального контроля позволяют минимизировать проявления отклоняющегося поведения, консолидировать общество.
Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.
Каждый человек живёт в определённой системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворить его потребности. В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. Причём разные ценности имеют для неё различное значение, и с этим связана иерархия ценностей. Как и сами ценности, их иерархическая структура носит конкретно-исторический и личностный характер. Одни и те же предметы и явления для разных людей могут представлять неодинаковую ценность, так же как и в различное время у одного и того же человека. Другими словами, существует не только историческая, но и индивидуальная динамика ценностей и их иерархии.
Ценности личности образуют систему её ценностных ориентаций, под которыми имеется в виду совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для неё особо значимыми. Эти ценностные ориентации и образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на её развитие. При этом в соответствии с конкретной, индивидуальной иерархией ценностей наблюдается относительный характер ценностных ориентаций. Но, так или иначе, конкретная система ценностных ориентаций и их иерархии выступает регуляторами развития личности. Они служат критерием норм и правил поведения личности, по мере усвоения которых происходит её социализация.
Социализация личности включает в себя усвоение социального опыта и социальную активность личности. В этом смысле она совпадает с развитием личности. Идеалы, нормы, средства и цели, выступающие как ценности личности, образуют систему её ценностных ориентаций, стержень её сознания и являются импульсом её действий и поступков.
С проблемой высших ценностей, и прежде всего смыслом жизни, связана и проблема “экзистенциального вакуума”. В экзистенциальном вакууме оказывается человек, запутавшийся в ценностях или не нашедший их. Это состояние особенно широко распространено в наши дни. Традиционные и устоявшиеся ценности быстро разрушаются, и не только молодым, но и умудрённым жизнью людям часто не ясно, для чего жить, к чему стремиться, чего хотеть. Экзистенциальный вакуум, связанный с потерей смыслообразующих ценностей, с недостатком смысла жизни, имеет значительное отрицательное влияние на качество социализации личности и часто ведёт к развитию неврозов. Постоянным спутником и формой проявления экзистенциального вакуума является скука. В наше время она часто ставит гораздо больше проблем, чем даже нужда. Это объясняется тем, что нужда толкает человека к действию, активности по её преодолению, скука же часто приводит к бегству от реальности; пьянству, наркомании, а порой и к суициду; или к антисоциальному, отклоняющемуся поведению.
(В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова)
21. Что авторы называют системой ценностных ориентаций личности? Что, по мнению авторов, включает в себя социализация личности? Как в тексте объясняется причина возникновения иерархии ценностей?
22. Авторы отмечают, что существует индивидуальная динамика ценностей. Используя текст и личный социальный опыт, объясните, почему ценности человека могут меняться на протяжении его жизни. Что авторы называют “экзистенциальным вакуумом”? Почему, по их мнению, “экзистенциальный вакуум” опаснее для человека и общества, чем нужда?
23. Объясните, в чём проявляется конкретно-исторический характер социальных ценностей. Используя факты общественной жизни, проиллюстрируйте двумя примерами конкретно-исторический характер социальных ценностей. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
24. Используя текст, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три объяснения связи системы ценностных ориентаций личности с её социальной активностью.
№21 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для неё особо значимыми;
2) ответ на второй вопрос: усвоение социального опыта и социальную активность личности;
3) ответ на третий вопрос: разные ценности имеют для личности различное значение.
№ 22 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) объяснение, например: расширяется социальный опыт человека, могут измениться условия его жизни, поэтому какие-то ценности могут потерять своё значение или могут сформироваться новые ценности;
2) ответ на первый вопрос: состояние, когда людям не ясно, для чего жить, к чему стремиться, чего хотеть / состояние потери смыслообразующих ценностей, недостатка смысла жизни;
3) ответ на второй вопрос: нужда толкает человека к действию, активности по её преодолению, скука же часто приводит к бегству от реальности; пьянству, наркомании, а порой и к суициду; или к антисоциальному, отклоняющемуся поведению.
№23 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) объяснение, например: в социальных ценностях отражается менталитет конкретного народа, наиболее значимые события и процессы социальной действительности, текущая политическая ситуация, цели общественного развития в конкретный исторический период; (Объяснение может быть сформулировано иначе.)
2) примеры, допустим:
— ценность предпринимательской активности и индивидуального успеха человека актуальна только для западного буржуазного общества;
— ценность рабоче-крестьянской солидарности, труда, обобществления собственности во имя построения коммунистического общества была актуальна для Советской России, позже на первый план вышли иные ценности.
№24 Могут быть даны такие объяснения:
1) ценностные ориентации личности могут приобретаться / изменяться в процессе её социальных взаимодействий; чем выше социальная активность личности, тем более интенсивен этот процесс;
2) личность проявляет / реализует свои ценностные ориентации в социальной жизни, за счёт социальной активности;
3) высокая социальная активность может являться следствием соответствующих ценностных ориентаций личности.
Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.
Человек. осознаёт себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдаёт себе отчёт в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе индивидуального развития человек первоначально осознаёт предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития — и свои мысли о предметах и действиях. Он осознаёт себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.
Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознаёт себя не только посредством других людей, но и через созданную ими материальную и духовную культуру.
Познавая себя, человек, по мысли Т. Манна, никогда не остаётся вполне таким же, каким он был прежде.
Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулирование. Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берёт на себя полную ответственность за них. Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии. Рефлексия — размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может полностью осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Здесь важны постоянные подытоживания содеянного.
Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными — от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки и т.п. Познавая себя, он никогда не остаётся таким же, каким был прежде.
Масштабы осознания субъектом своей психической деятельности простираются от смутного понимания того, что происходит в душе, до глубокого и ясного самосознания. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.
(А. Г. Спиркин)
21. Что автор называет самосознанием? В чём, по его мнению, проявляется социальная обусловленность самосознания? (Укажите любые три проявления.) Как в тексте трактуется причина возникновения самосознания?
22. Что, по мнению авторов, представляет собой сознательность? Как самосознание связано с самосовершенствованием человека, развитием личности? (Используя текст, приведите три объяснения.) Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните, что характеризует ответственность как качество личности.
23. Используя личный социальный опыт и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами мысль автора о том, что “человек может стать самим собой. через свою практическую деятельность, общение”. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
24. Что автор называет рефлексией? Объясните связь самосознания и рефлексии. Предположите, что влияет на способность человека к рефлексии. Используя знания курса и личный социальный опыт, кратко поясните своё предположение.
№21 В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает; (и/или) осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе;
2) ответ на второй вопрос, например:
— в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях;
— в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения;
— человек осознаёт себя через созданную им материальную и духовную культуру.
3) ответ на третий вопрос, например: оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулирование.
№22 В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей;
2) ответ на второй вопрос, например:
— регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берёт на себя полную ответственность за них;
— самосознание и рефлексия способствуют “постоянному подытоживанию содеянного”, что позволяет достичь более высоких результатов;
— осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки.
3) объяснение, например: готовность исполнять все свои обещания и выполнять все свои обязанности наилучшим образом.
№23 Могут быть приведены такие примеры:
1) предприниматель К. основал фонд помощи больным детям и реализует свою потребность в гражданской активности, проявлении милосердия;
2) общение с психологом помогло Марине Г. преодолеть тяжёлые жизненные обстоятельства;
3) после производственной практики Антон С. понял, что правильно выбрал профессию.
№24 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) объяснение связи, например: рефлексия — одно из проявлений самосознания человека;
2) предположение и краткое пояснение, например: уровень интеллектуального развития человека (человек с высоким уровнем интеллектуального развития воспринимает окружающий мир и себя самого в более сложных взаимосвязях, пытается установить причинно-следственные связи событий, задаётся большим количеством смысложизненных вопросов).
Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.
Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение — необходимая составляющая человеческого сознания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, образуют более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. В мировоззрении обобщённо представлены познавательная, ценностная, поведенческая сферы в их взаимосвязи.
Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются со временем все её составляющие: технические средства и характер труда, отношения людей и сами люди, их чувства, мысли, интересы. Меняются и взгляды людей на мир, улавливая и преломляя перемены их общественного бытия. В мировоззрении того или иного времени находит выражение его общий интеллектуальный, психологический настрой, “дух” эпохи, страны, тех или иных социальных сил. Это позволяет (в масштабе истории) иногда условно говорить о мировоззрении в суммарной, безличной форме. Однако реально убеждения, нормы жизни, идеалы формируются в опыте, сознании конкретных людей. А это значит, что кроме типовых взглядов, определяющих жизнь всего общества, мировоззрение каждой эпохи живёт, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов. И всё же в многообразии мировоззрений прослеживается довольно устойчивый набор их основных “составляющих”.
В мировоззрение входят и играют в нём важную роль обобщённые знания — жизненно-практические, профессиональные, научные. Потребность в мироориентации предъявляет к знаниям свои требования. Здесь важен не просто набор всевозможных сведений из разных областей или “многоучёность”, которая, как пояснял ещё древнегреческий философ Гераклит, “уму не научает”. Английский философ Ф. Бэкон высказал убеждение, что кропотливое добывание всё новых фактов (напоминающее работу муравья) без их суммирования, осмысления не сулит успеха в науке. Ещё менее эффективен сырой, разрозненный материал для формирования или обоснования мировоззрения. Здесь требуются обобщённые представления о мире, попытки воссоздания его целостной картины, понимания взаимосвязи различных областей, выявления общих тенденций и закономерностей.
Все три компонента мировоззрения — знания, ценности, программы действия — взаимосвязаны. При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира в человеческом сознании, действии так или иначе уравновешиваются, приводятся в согласие.
(И. Фролов и др)
21. Что такое мировоззрение? Как авторы характеризуют роль мировоззрения в человеческом сознании? (Приведите одну любую характеристику.) Какие два способа освоения мира в сознании человека, по мнению авторов, сочетаются в мировоззрении?
22. В чём, по мнению авторов, проявляется многообразие мировоззрения? Почему мировоззрение исторично? Используя текст и обществоведческие знания, объясните, почему мировоззрение невозможно без знаний.
23. Какие три компонента мировоззрения выделили авторы? Привлекая факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте двумя примерами взаимосвязь этих компонентов мировоззрения (обязательно указывайте в каждом примере компоненты мировоззрения). (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
24. Используя текст, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три объяснения приведённой в тексте мысли о том, что “многоучёность уму не научает”.
Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.
Индивидуум может быть справедливо принуждаем совершать некоторые положительные действия ради пользы других людей.
Не только в доктринах мыслящих индивидуумов, но и вообще в людях заметна возрастающая склонность к расширению господства общества над индивидуумом как через общественное мнение, так и через посредство закона далее должных пределов; и так как все изменения, совершающиеся в существующих порядках, обнаруживают тяготение к усилению общества и к ослаблению индивидуума, то чрезмерное увеличение власти общества над индивидуумом представляется нам не таким злом, которое обещало бы со временем прекратиться само собою, а, напротив, это такое зло, которое всё более и более растёт.
(Дж. С. Милль)
21. Какие три вида индивидуальной свободы названы в тексте? Какой ограничитель индивидуальной свободы человека приведён автором? Какие условия привлечения свободного индивидуума к действиям сообща приведены в тексте?
22. Что автор называет сферой индивидуальной свободы? Какие средства господства общества над индивидуумом приведены автором (назовите любые два средства)? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл любого из этих средств.
23. Приведите три примера положительных действий, к которым “индивидуум может быть справедливо принуждаем. ради пользы других людей”, и к каждому примеры дайте краткое объяснение того, в чём состоит польза для других людей. (Сначала приведите пример, а затем дайте соответствующее объяснение.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
24. Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите два аргумента в подтверждение и два аргумента в опровержение мысли автора о том, что “каждый индивидуум есть лучший сам для себя охранитель своего здоровья, как физического, так и умственного, и духовного”.
№21 В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: свобода мысли и слова, свобода жить, как хочешь, свобода ассоциаций; ИЛИ свобода совести, свобода выбора, свобода действовать сообща;
2) ответ на второй вопрос, например: причинение вреда другим людям:
3) ответ на третий вопрос, например: совершеннолетие, отсутствие обмана и насилия.
№22 В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: сфера человеческой жизни, которая имеет непосредственное отношение только к самому индивидууму;
2) ответ на второй вопрос, например: общественное мнение, закон;
3) объяснение, например: общественное мнение — это форма социального сознания, в которой проявляется отношение различных социальных групп к происходящим в обществе событиям, процессам ИЛИ закон — это нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке.
№23 В правильном ответе должны быть приведены примеры и даны соответствующие объяснения, допустим:
1) Водитель автомобиля К. соблюдает правила дорожного движения (так обеспечивается необходимая всем людям безопасность на дорогах);
2) Алина и Сергей заботятся о своих несовершеннолетних детях (так обеспечивается социализация и благоприятные жизненные условия для детей, которые в силу возраста не могут позаботиться о себе сами);
3) Гражданин П. своевременно уплатил транспортный и земельные налоги (так обеспечиваются доходы бюджета, которые впоследствии перераспределяются в интересах всего общества).
№24 В правильном ответе должны быть приведены аргументы в подтверждение и аргументы в опровержение:
1) аргументы в подтверждение, например:
— каждый человек посредством самопознания выявляет свой потенциал, интересы, склонности, возможности их развития / реализации, лучше, чем он сам, никто не сможет построить траекторию его развития;
— каждый человек знает об особенностях своего здоровья, духовной организации, и только он сам может понять, как учитывать в деятельности эти особенности, компенсировать или корректировать некоторые из них;
2) аргументы в опровержение, например:
— человек не всегда может отличить мнимые потребности от реальных, соответственно, в некоторых случаях он причиняет вред своему здоровью;
— некоторые люди в силу своих особенностей просто не способны адекватно оценивать себя и свои жизненные проблемы, находить пути их решения, поэтому требуется помощь других людей.
Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.
Источник