Автор указывает на такой признак малой социальной группы

Прочитайте текст и выполните задания.

Малая социальная группа – это объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной и родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми

Интерес к малой группе обусловлен в основном двумя обстоятельствами: во-первых, именно в группах в наиболее прямой и непосредственной форме возникает и протекает абсолютное большинство процессов взаимодействия; во-вторых, в малой группе можно обнаружить множество самых разнообразных моделей социальных отношений, которые встречаются в более крупных объединениях.

Границы малой группы определяются качественными признаками, основными из которых являются контактность и целостность. Контактность – это возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и взаимодействиями. Целостность определяется как социальная и психологическая общность входящих в группу людей, позволяющая воспринимать их как единое целое.

Помимо качественных признаков малой группы, выделяют ее количественные показатели. Нижняя граница размеров малой группы – три человека, поскольку в группе из двух человек групповое социально-психологическое взаимодействие протекает особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5-12 человек.

Малые группы разделяют на формальные и неформальные. В формальной группе чётко заданы все позиции членов, а также строго распределены роли всех членов группы в системе подчинения. По времени существования выделяют временные группы, в рамках которых объединение участников ограничено во времени… и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования» (Горбунова М.Ю.).

9.1. На основании текста заполните таблицу:

За каждый верный признак по 0,5 балла, за количественные показатели по 1 баллу. Всего 4 балла

Малая социальная группа

Нижняя граница размеров группы Оптимальный размер группы Верхняя граница размеров группы 1. 2.

Используя содержание текста и обществоведческие знания приведите примеры видов малых социальных групп (по два примера на каждую группу). Заполните таблицу.

За каждый верный пример по 1 баллу. Всего 8 баллов

Виды малых социальных групп Примеры
Формальные 1.____________________________________________________ 2.____________________________________________________
Неформальные 1.____________________________________________________ 2.____________________________________________________
Временные 1.____________________________________________________ 2.____________________________________________________
Стабильные 1.____________________________________________________ 2.____________________________________________________

Прочитайте текст и выполните задание

В небольшом городе В. появилась группа байкеров (мотоциклистов), состоящая из 18-20 человек, имеющая свою символику и ритуалы. Мотоцикл в глазах байкера приобретает двойной смысл: это механизм, созданный человеком и почти заменившим ему живую природу, но также – безотказный и преданный друг. Длинные волосы, зачёсанные назад и, как правило, завязанные в хвост, платок на голове (бандана), татуировки, куртки-косухи, кожаные штаны, каски, ковбойские сапоги на высоких каблуках (казаки) – всё это отличительные особенности байкера. Байкерство – это образ жизни, постоянная среда общения, определенный круг интересов.

Какие признаки и количественные показатели позволяют сделать вывод о том, что речь идет о малой социальной группе? Приведите фрагменты теста, которые помогли вам ответить на этот вопрос. За каждый признак по 0,5 балла, за каждый правильно приведенный фрагмент текста – 1 балл. Подчеркните необходимые фрагменты текста. Всего 6 баллов.

Приведите аргументы

Автор указывает на такой признак малой социальной группы, как «эмоциональная и родственная близость». Можно ли утверждать, что данная группа положительно влияет на человека? Используя текст и обществоведческие знания, приведите аргументы (объяснения) в защиту своей позиции. Максимальный балл – 6.

Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 372 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Автор указывает на такой признак малой социальной группы

Среди социальных групп принято выделять малые группы. Опираясь на свои обществоведческие знания, укажите три отличительных черты (признака) малых групп.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В социальной психологии под группой понимается двое или более индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы. На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом.

Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Прежде всего, группы помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы бы не возражали против этого, но в конце концов почувствовали бы себя ужасно одинокими.

Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться. Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны.

Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью «Я-концепции». И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его «Я-концепция».

Назовите признаки социальной группы, указанные в тексте. Всего укажите четыре признака.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе называются следующие признаки:

— наличие общей цели;

— наличие установившихся взаимоотношений;

— взаимозависимость людей друг от друга;

— осознание людьми принадлежности к одной группе.

Укажите, какие потребности, по мнению автора, обусловливают объединение человека в группы? Всего укажите не менее трех потребностей. Опираясь на обществоведческий курс, объясните смысл понятия «потребность».

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) В ответе могут быть указаны следующие потребности, являющиеся причинами объединения людей в группы:

— потребности во внимании;

— потребность в переживании чувства принадлежности;

— потребность в чувстве любви.

2) Объяснено понятие, например:

— потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что составляет условия его существования и развития личности.

Автор приводит три функции социальных групп. Укажите их и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером. Каждый пример должен быть развернутым.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе могут быть приведены следующие функции и примеры к ним:

1) Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Например, для строительства многоэтажного дома требуется бригада рабочих, архитекторы, инженеры-проектировщики, которые совместными усилиями смогут возвести его, тогда как в одиночку это сделать невозможно.

2) Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны. Например, гражданин Х. устроился на новую работу, на которой коллеги из его отдела ввели его в курс дела, объяснили основные цели и задачи деятельности отдела и т.д.

3) Групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности. Например, у Ивана есть круг друзей с которыми он чувствует себя комфортно, не одиноко, уверенно, так как может в любой момент рассчитывать на их поддержку.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе могут быть приведены следующие особенности (признаки):

1) малая группа небольшая по составу (от 2-3 человек до 30-40);

2) члены малой группы находятся в непосредственных межличностных контактах друг с другом;

3) наличие психологической общности членов малой группы, «мы-чувства».

Могут быть приведены другие признаки (особенности) малых групп.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «малая группа»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о типах малых групп;

− одно предложение, раскрывающее отличительную особенность семьи как малой группы.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: малая группа — устойчивое объединение людей, связанных совместной деятельностью;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение, содержащее информацию о типах малых групп, например: Малые группы делятся на формальные и неформальные;

(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию.)

3) одно предложение, раскрывающее отличительную особенность семьи как малой группы, например: Члены семьи как малой группы связаны общностью быта, взаимной заботой.

(Может быть составлено любое другое предложение.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Малые группы и их роль в обществе». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Читайте также:  Признаки внимания мужчины к женщине

При анализе ответа учитывается:

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

– наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

– корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие «малой группы».

2. Особенности малых групп:

а) поведенческая и психологическая общность членов группы;

б) наличие общих интересов и ценностей;

в) общие групповые нормы.

3. Виды малых групп:

4. Примеры малых групп:

в) трудовой коллектив.

5. Функции малых групп:

6. Межличностные отношения в малой группе.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2—5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три проявления воздействия малой группы на человека. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие проявления воздействия малой группы на человека:

1) отношения, складывающиеся в группе, приучают человека выполнять существующие социальные нормы. (Например, ученики первого класса учатся, как проявлять вежливость и внимание к одноклассникам);

2) группа даёт человеку уверенность в себе, снабжает его системой положительных эмоций. (Например, в семье Ивановых родители стараются обращать внимание на успехи детей в спорте, что внушает детям уверенность в том, что занятия спортом не стоит бросать даже из-за временных неудач);

3) в группе человек совершенствует свои коммуникативные умения.

(Например, недавно принятый на работу менеджер К. учится взаимодействовать с новым коллективом, учитывая особенности общения каждого его члена).

Могут быть приведены другие примеры, названы и проиллюстрированы примерами другие проявления воздействия малой группы на человека.

Продюсер В. создал музыкальную группу: пригласил трёх солисток и нескольких музыкантов, записал с ними десять песен и отправился в гастрольный тур по стране. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной группы и запишите цифры, под которыми они указаны.

2) неформальная группа

4) референтная группа

5) профессиональная группа

6) формальная группа

1) малая группа — да, верно, это социологическое и социально-психологическое понятие, обозначающее простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами между всеми её членами, сложившимися эмоциональными отношениями симпатий и антипатий и специфическими групповыми ценностями, установками, нормами и правилами поведения.

2) неформальная группа — нет, неверно.

3) большая группа — нет, неверно.

4) референтная группа — нет, неверно.

5) профессиональная группа — да, верно, это социальная группа, объединяющая людей одной профессии.

6) формальная группа — да, верно, это социальная группа, структура и деятельность которой рационально организованы и стандартизованы в соответствии с точно предписанными групповыми правилами, целями и ролевыми функциями.

малая группа-это когда не более двух человек,значит тут большая группа!

Малая группа − от 2-3 до 15- 20 человек.

В данном задании нет точного указания на формализацию отношений, зато музыкальную группу можно отнести к референтной.

Выберите верные суждения о видах социальных групп и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Взаимодействие членов первичной группы носит непосредственный, межличностный характер.

2) Реальную социальную группу учёные выделяют для целей статистического учёта населения и решения крупных социально-экономических проблем.

3) В формальной группе статус членов и цель деятельности не всегда чётко определены.

4) Члены реальной группы чётко идентифицируют себя с ней, ощущают свою принадлежность к группе и осознают отличие от других групп.

5) Малой группой называется немногочисленная общность людей, объединённых совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении.

1) Взаимодействие членов первичной группы носит непосредственный, межличностный характер. Да, верно, это ее ключевой признак.

2) Реальную социальную группу учёные выделяют для целей статистического учёта населения и решения крупных социально-экономических проблем. Нет, неверно, речь идет об условных группах.

3) В формальной группе статус членов и цель деятельности не всегда чётко определены. Нет, неверно, речь идет о неформальных группах.

4) Члены реальной группы чётко идентифицируют себя с ней, ощущают свою принадлежность к группе и осознают отличие от других групп. Да, верно.

5) Малой группой называется немногочисленная общность людей, объединённых совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении. Да, верно.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальная группа»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о любой причине объединения людей в социальные группы;

− одно предложение, раскрывающее любую особенность малых групп.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) Социальная группа − совокупность людей, объединенных каким-либо социально-значимым признаком.

2) Люди объединяются в группы с целью удовлетворения потребность человека в социальной принадлежности;

3) Одной из особенностей малых групп выступает непосредственное межличностное взаимодействие ее членов.

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Этнос; профессиональная группа; малая группа; большая группа; социальная группа.

Все представленные понятия — это социальные группы.

Ответ: социальная группа.

Как, по мнению автора, при помощи социологического исследования можно устранить предрассудки различных социальных групп по отношению друг к другу? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните эту мысль автора.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Социология оказывает множество практических воздействий на наши жизни. Вклад социологического мышления и исследований в практическую политику и социальные реформы осуществляется несколькими путями. Наиболее прямой способ — обеспечение более ясного или более верного понимания социальной ситуации. Это может быть сделано или на уровне фактических знаний, или путём приобретения более верного понимания, почему что-либо происходит (другими словами, путём теоретического обоснования). Например, исследование может показать, что в бедности живёт гораздо большая часть населения, чем принято считать. Любая попытка улучшить жизненные стандарты имеет большую вероятность успеха, если она основана на точной, а не на ошибочной информации. Чем больше мы знаем о том, почему бедность остаётся распространённым явлением, тем больше вероятность, что против неё будут предприняты эффективные действия.

Второй способ, которым социология может способствовать практической политике, — это помощь в воспитании большей культурной восприимчивости по отношению к различным группам в обществе. Социологическое исследование позволяет взглянуть на социальный мир как на многообразие культурных перспектив, и это помогает устранить предрассудки различных групп по отношению друг к другу. Нельзя считаться просвещённым политиком, не имея развитого представления о различиях в культурных ценностях. Практическая политика, в основе которой не лежит осознание образа жизни тех, на кого она ориентирована, имеет мало шансов на успех…

В-третьих, социологическое исследование имеет практическое значение при оценке результатов политических инициатив. Программа практических преобразований может не достичь тех целей, которые ставили её создатели, либо повлечь серию непредвиденных последствий нежелательного характера…

В-четвёртых, — и, пожалуй, это самое главное, — социология может дать общественным группам более просвещённое представление о себе, увеличить их самопонимание. Чем больше люди знают об условиях собственной деятельности, о том, как функционирует общество, тем больше вероятность, что они смогут повлиять на обстоятельства своей собственной жизни. Было бы неверно представлять практическую роль социологии только как помощь политикам или властным группам в принятии обоснованных решений… Группы, обладающие высоким самосознанием, могут эффективно реагировать на действия правительственных чиновников и других влиятельных лиц, а также могут выдвигать собственные политические инициативы.

Источник

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

Диагностическая работа по обществознанию.

Тема: «Человек и общество».

При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ.

1) определённый этап исторического развития человечества

2) часть окружающей среды, которая создана человеком

3) совокупность элементов живой и неживой природы

4) способ отношения человека к внешнему миру

А2. Верны ли следующие суждения о соотношении общества и природы?

А. Природа является частью общества.

Б. Общество, влияя на природу, наносит ей определённый ущерб, то же можно сказать о влиянии природы на общество.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

1) информационное 2) индустриальное

3) постиндустриальное 4) аграрное

А4. Какой признак характеризует понятие «личность»:

1) биологические потребности 2) сознательные цели

3)физиологические особенности 4) природные задатки

1) принуждение 2) соперничество 3) сглаживание 4) компромисс

А. Развитие каждой сфер общественной жизни подчиняется собственным закономерностям.

Читайте также:  Что такое первичные половые признаки

Б. Неполадки в функционировании одной из сфер общественной жизни сказываются на состоянии других.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А7. Открытия М.В. Ломоносова, изобретения И.П. Кулибина, труды Д.И. Менделеева представляют собой пример деятельности:

1) политической 2) интеллектуальной

3) художественной 4) государственной

1) механизация и автоматизация производства

2) преобладание сельского хозяйства в экономике

3) господство церкви и армии в политической сфере общества

4) сословная структура общества

А. НТР сокращает зависимость человека от техники.

Б. НТР превращает образование в необходимое условие полноценного человеческого существования.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А10. Верны ли следующие суждения о единстве в современном мире?

А. Единство мира означает устранение различий между народами.

Б. Единство мира предполагает сохранение и преумножение самобытности народов.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А11. В детском оздоровительном лагере «Огонёк» был проведён конкурс на лучшую карикатуру, сатирический или юмористический рисунок. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт об игре?

1) является формой деятельности человека 2) предполагает наличие цели

3) даёт человеку опыт действия с предметами 4) может носить коллективный характер

А12. К формам самопознания не относится (-ятся):

1) ведение личного дневника 2) заполнение профориентационной анкеты

3) выполнение психологических тестов 4) написание сочинения по литературе

А. К числу глобальных проблем относят проблему сохранения мира.

Б. К числу глобальных проблем относят проблему борьбы с международным терроризмом.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

1) индивид 2) гражданин 3) индивидуальность 4) личность

А15. Верны ли суждения о социализации?

А) К агентам первичной социализации относят формальное окружение человека;

Б) Процесс социализации продолжается в ходе всей его жизни?

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А16. Верны ли суждения о реформе?

А) Реформа — это попытка законсервировать сложившийся в обществе порядок вещей.

Б) Чаще всего реформы проводят верхи общества.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А17. К числу основных сфер общественной жизни относится:

1) материальное производство 2) экономика 3) конституционное право 4) государство

А18. Верны ли суждения о конформизме?

А) Конформизм – осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы.

Б) Конформизм – сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание её ценностей, норм, идеалов.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А19. Общей чертой общества и природы является:

1) существование независимо друг от друга 2) наличие признаков системы

3) сознательная и волевая деятельность 4) действие в качестве создателя культуры

1) обмен информацией 2) обмен опытом 3) обмен сувенирами 4) обмен впечатлениями

При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В5)запишите ответ так, как указано в тексте задания.

1) носят официальный характер

2) строятся на взаимосвязи, взаимодействии и взаимопонимании людей

3) возникают как среди больших, так и среди малых социальных групп

4) складываются на основе частных взаимоотношений

В2. Установите соответствие между примерами потребностей человека и их видами. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

А) алкоголь, курение 1) биологические

Б) признание в обществе, общение 2) социальные

В) пища, одежда 3) духовные

Г) творчество, знания 4) ложные

Д) самореализация, самоутверждение

Запишите в таблицу выбранные цифры:

В3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) В античной философии господствовало представление о том, что общество с прогрессом цивилизации деградирует. (Б) Существуют также теории, рассматривающие историю как поступательное развитие общества. (В) Представляется, что оно осуществляется посредством перехода от низших к более совершенным формам жизни.

Определите, какие положения текста

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений:

В4. Найдите в приведённом ниже списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) основными факторами развития личности опрошенные в 20-летнем возрасте признают семью и родственников, а также влияние друзей.

2) основным фактором развития личности половина опрошенных 40-летнего возраста считают семью и родственников.

3) основным фактором развития личности каждый четвёртый опрошенный, независимо от возраста, называет школу.

4) основным фактором развития личности большая доля 20-летних, по сравнению с 40 летними, считают наследственность.

5) основным фактором развития личности одинаковый процент опрошенных, независимо от возраста, признают деятельность СМИ.

Запишите цифры, под которыми они указаны:

2) Среди опрошенных преобладают те, кто плохо учился в школе

3) По мере взросления опрошенные более высоко стали ценить роль семьи в процессе формирования личности.

4) С возрастом люди начинают больше доверять своим близким.

5) Люди правильно понимают, что личность формируется под влиянием многих факторов.

Для ответов на задания этой части запишите сначала номер задания, а затем ответы к нему.

Прочтите текст и выполните задания С1- С6

«Глобальные проблемы современности не являются чем-то новым для нынешнего развития человечества, а представляют собой небывалое обострение и углубление в современных условиях существовавших ранее проблем в системе «человек — природа — общество».

Прежде всего в основе их обострения лежат два взаимосвязанных процесса. С одной стороны, это результат совершенствования и развития производительных сил, т.е. результат развития материальной культуры общества. С другой – возникновение и углубление глобальных проблем есть результат социального прогресса. Эти две основные причины возникновения глобальных проблем обусловили их углубление. Если на первых ступенях развития человеческой истории эти два процесса носили локальный, затем региональный характер, то в современных условиях они приобрели глобальный характер.

Условия современного этапа развития научно-технического прогресса знаменует собой небывалое совершенствование средств производства, новейшие технологии, что стало основой бесконтрольного и широкого вмешательства человека в природу. Но самое главное здесь – непредвиденные результаты этого вмешательства. Человек покорял природу, не задумываясь о возможных последствиях этой деятельности.

Все глобальные проблемы находятся в неразрывной связи друг с другом. Каждая глобальная проблема выступает не сама по себе, а как элемент структуры всей системы глобальных проблем. Системность глобальных проблем современности предполагает их комплексное исследование и рассмотрение в неразрывной связи друг с другом.

Основные группы глобальных проблем вырастают из отношений между человеком и природой, человеком и обществом.

Первая группа. (…) Общемировые глобальные проблемы современности. Они связаны с перестройкой международных отношений сообразно требованиям дальнейшего прогресса человечества (…)

Вторая группа. Общепланетарные глобальные проблемы (ресурсные). Они связаны с проблемами гармонизации и гуманизации отношений общества к природе.(…)

Третья группа. Общечеловеческие (…) проблемы социокультурного, гуманитарного ряда, которые сопряжены с демократизацией отношений общества и личности».

С2. Что, согласно тексту, представляют собой глобальные проблемы современности? Каковы основные причины их возникновения?

Наименования основных групп глобальных проблем современности

Примеры (два для каждой группы)

Ф. Бэкон, английский философ

Г.В. Плеханов, русский философ

«Знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие. Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действии является правилом».

«Пока люди не знают законы природы, они слепо подчиняются им, а раз они узнали их, тогда силы природы подчиняются людям».

Какая из этих точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

С6. Авторы отмечают, что глобальные проблемы с небывалой остротой поставили вопрос «сохранения и выживания» человеческой цивилизации. Согласны ли с точкой зрения, что разрешить глобальные проблемы современности не представляется возможным, поэтому человечество идёт к своему концу. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите аргумент (объяснение) в защиту своей позиции.

Диагностическая работа по обществознанию.

Тема: «Человек и общество».

При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

1) массовая вырубка лесов

2) налаживание производства «экологически чистых» автомобилей

3) ограничение экспорта природных ресурсов

4) использование технологий, позволяющих уменьшить выброс вредных веществ

А3. К отрицательным последствиям научно – технической революции относится:

1) применение искусственных материалов, заменяющих природные ресурсы

2) увеличение промышленных отходов

3) овладение человеком высокими скоростями

4) возрастание роли научных знаний

Читайте также:  Ниссан тиида втулки стабилизатора признаки поломок

1) весь мир в многообразии его форм

2) среда обитания человека

3) источник производственных ресурсов, необходимых человеку

4) совокупность способов взаимодействия людей

А5. Ольга работает технологом в конструкторском бюро. Она является принципиальным и ответственным человеком. В свободное от работы время она посещает курсы по изучению английского языка. Всё это характеризует Ольгу как:

1) специалиста 2) гражданина 3) индивида 4) личность

1) механизация и автоматизация производства

2) преобладание устной информации над письменной

3) увеличение удельного веса крестьянства в составе населения

4) ведущая роль науки и информации в обществе

А. В традиционном обществе развито промышленное производство товаров массового потребления.

Б. В индустриальном обществе происходит разрушение традиционных сословных структур и социальных привилегий.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А. НТР решает проблему полной занятости населения.

Б. НТР сокращает зависимость человека от техники.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

1) искусство 2) наука 3) семья 4) мораль

А10. Верны ли следующие суждения о единстве и многообразии современного мира?

А. Чем сильнее тенденция к единству мира, тем ярче проявляется многообразие культур образов жизни.

Б. Современный мир не оставляет большого простора для разнообразия: люди в разных уголках планеты едят одни и те же продукты, смотрят одни и те же телепередачи, читают одну и ту же литературу.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А. В процессе общения нельзя проявлять уступчивость.

Б. В процессе общения формируется такое важнейшее качество человека, как принципиальность

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А12. Сергей делится по телефону своими впечатлениями о просмотренном кинофильме Это приме:

1) игры 2) общения 3) учения 4) труда

1) индивид 2) гражданин 3) индивидуальность 4) личность

А14. Один гражданин утверждал:»Я никогда не иду против своего коллектива, даже тогда, когда я с ним не согласен. Зачем конфликтовать. Лучше быть как все». Этот гражданин является:

1) коллективистом 2) активистом 3) конформистом 4) эгоистом

А15. Возможность высказывать своё мнение – это:

1) ответственность 2) свобода 3) необходимость 4) долг

А. Межличностные конфликты всегда сопровождаются нравственно осуждаемыми действиями.

Б. Межличностные конфликты могут не выходить за рамки деловых аргументов, нравственных отношений.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А) Разнообразие мировоззрений обогащает общество.

Б) Мировоззрение — это одновременно продукт и выражение духовной личности.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А18. Укажите характеристику человека, которая социально обусловлена:

1) способность мыслить логически

2) предрасположенность к определённым заболеваниям

3) чувственное восприятие мира

4) наличие кровеносной системы

А19. Верны ли суждения о деятельности?

А) Деятельность свойственна и животному, и человеку.

Б) Деятельность связана с преобразованием окружающей среды.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А20. Формой межличностных отношений не является:

1) дружба 2) знакомство 3) взаимопонимание 4) приятельство

При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В5)запишите ответ так, как указано в тексте задания.

1) представляют перспективную ценность для других людей, общества

2) предполагает наличие цели

3) может иметь индивидуальный характер

4) преобразует внешнюю среду человека

В2. Установите соответствие между примерами межличностных отношений и их видами. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

А) поездка с друзьями за город 1) личные

Б) беседа учителя с родителями учащегося 2) деловые

В) встреча главы иностранного государства

Запишите в таблицу выбранные цифры:

В3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) В понятии «деятельность» и через деятельность выявляется в самой общей форме человеческое бытие. (Б) Человек воздействует на внешнюю и на свою собственную природу и, в свою очередь, испытывает все возрастающие последствия этих взаимодействий и изменений. (В) В этом состоит, по – видимому, один из главных признаков его родовой сущности, критерий его предназначений в мире.

Определите, какие положения текста

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений:

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы:

В4. Найдите в приведённом ниже списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) уход от ситуации наиболее популярен среди опрошенных обеих групп

2) противоборство 18-летние выбирают чаще, чем 40-летние

3) большая часть 40-летних выбирают сотрудничество, а не уход от ситуации

4) одинаковы процент опрошенных обеих групп отмечают уступку как наиболее эффективный способ разрешения межличностного конфликта

5) среди 18-летних сотрудничество менее популярна, чем уступка

Запишите цифры, под которыми они указаны:

1) Люди среднего возраста в большей степени, чем молодёжь, склонны к агрессии

2) большая часть опрошенных не понимает, что такое толерантность

3) современная молодёжь отличается повышенной толерантностью

4) при выборе способа разрешения конфликта проявляются возрастные различия

5) молодёжь в большей степени чем люди среднего возраста, склонна открыто бороться за свои интересы

Для ответов на задания этой части запишите сначала номер задания, а затем ответы к нему.

Прочтите текст и выполните задания С1- С6

Интерес к малой группе обусловлен в основном двумя обстоятельствами: во – первых, именно в группах в наиболее прямой и непосредственной форме возникает и протекает абсолютное большинство процессов взаимодействия; во-вторых, в малой группе можно обнаружить множество самых разнообразных моделей социальных отношений, которые встречаются (…) в более крупных объединениях.

Границы малой группы определяются качественными признаками, основными из которых являются контактность и целостность. Контактность — это возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией. Целостность определяется как социальная и психологическая общность входящих в группу людей, позволяющая воспринимать их как единое целое.

Помимо качественных признаков малой группы, выделяют ее количественные показатели. Нижняя граница размеров малой группы — три человека, поскольку в группе из двух человек (диаде) групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20—30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5— 12 человек.(…)

Малые группы разделяют на формальные и неформальные. В формальной группе чётко заданы все позиции, а также строго распределены и роли всех членов группы, в системе подчинении. (…) Неформальные группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. (…) По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение участников ограничено во времени … и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования».

(Адаптировано по книге: Горбунова М. Ю. Социология: Ответы на экзаменационные вопросы. М. 2007.

С2. Что, согласно тексту, представляют собой малая социальная группа? Укажите два обстоятельства, обусловливающие значимость изучения этой группы.

Малая социальная группа

Основные качественные признаки

Нижняя граница размеров группы

Оптимальный размер группы

Верхняя граница размеров группы

С4. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите примеры видов малых социальных групп (по два примера на каждую группу), заполните графу таблицы.

Виды малых социальных групп

С5. В небольшом городке В. появилась группа байкеров (мотоциклистов) состоящая из 18-20 человек, имеющая свою символику и ритуалы Мотоцикл в глазах байкеров приобретает двойной смысл: это механизм, созданный человеком и почти заменивший ему живую природу, а также безотказный и преданный друг. Длинные волосы, зачёсанные назад и, как правило, завязанные в хвост, платок на голове (бандана), татуировки, куртки – косухи кожаные штаны, каски, ковбойские сапоги, на выскоких каблуках (казаки) – всё это отличительные особенности байкера. Байкерство – это образ жизни, постоянная среда общения, определённый круг интересов. Какие признаки и количественные показатели позволяют сделать вывод о том, что речь идёт о малой социальной группе? Приведите фрагменты текста, которые помогли вам ответить на этот вопрос.

С6. Автор указывает на такой признак малой социальной группы, как «эмоциональная и родственная близость». Можно ли утверждать, что данная группа положительно влияет на человека? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите аргумент (объяснение) в защиту своей позиции.

Диагностическая работа по обществознанию.

Источник