Автор называет четыре признака выделения социальных групп

Автор называет четыре признака выделения социальных групп

Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Социальная группа, первичная группа, неформальная группа, этническая общность, общественный класс.

Социальная группа — устойчивая совокупность людей, имеющая отличные, только ей присущие признаки.

Первичная группа — группа в которой взаимодействие носит непосредственный межличностный характер.

Неформальная группа — неофициальная группа, существующая на основе личных интересов ее участников, клуб фанатов, поэтический кружок и т.д.

Этническая общность — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, исторической памятью, осознающая свое единство и отличие от других подобных групп (род, племя, народность, нация).

Общественный класс — большая социальная группа, имеющая коренные социальные интересы, различающаяся по роли во всех сферах жизнедеятельности общества (буржуазия и рабочие).

Обобщающее понятие — социальная группа.

Ответ: социальная группа.

Назовите признаки социальной группы, указанные в тексте. Всего укажите четыре признака.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В социальной психологии под группой понимается двое или более индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы. На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом.

Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Прежде всего, группы помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы бы не возражали против этого, но в конце концов почувствовали бы себя ужасно одинокими.

Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться. Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны.

Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью «Я-концепции». И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его «Я-концепция».

Укажите, какие потребности, по мнению автора, обусловливают объединение человека в группы? Всего укажите не менее трех потребностей. Опираясь на обществоведческий курс, объясните смысл понятия «потребность».

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) В ответе могут быть указаны следующие потребности, являющиеся причинами объединения людей в группы:

— потребности во внимании;

— потребность в переживании чувства принадлежности;

— потребность в чувстве любви.

2) Объяснено понятие, например:

— потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что составляет условия его существования и развития личности.

Автор приводит три функции социальных групп. Укажите их и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером. Каждый пример должен быть развернутым.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе могут быть приведены следующие функции и примеры к ним:

1) Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Например, для строительства многоэтажного дома требуется бригада рабочих, архитекторы, инженеры-проектировщики, которые совместными усилиями смогут возвести его, тогда как в одиночку это сделать невозможно.

2) Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны. Например, гражданин Х. устроился на новую работу, на которой коллеги из его отдела ввели его в курс дела, объяснили основные цели и задачи деятельности отдела и т.д.

3) Групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности. Например, у Ивана есть круг друзей с которыми он чувствует себя комфортно, не одиноко, уверенно, так как может в любой момент рассчитывать на их поддержку.

Среди социальных групп принято выделять малые группы. Опираясь на свои обществоведческие знания, укажите три отличительных черты (признака) малых групп.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе могут быть приведены следующие особенности (признаки):

1) малая группа небольшая по составу (от 2-3 человек до 30-40);

2) члены малой группы находятся в непосредственных межличностных контактах друг с другом;

3) наличие психологической общности членов малой группы, «мы-чувства».

Могут быть приведены другие признаки (особенности) малых групп.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе называются следующие признаки:

— наличие общей цели;

— наличие установившихся взаимоотношений;

— взаимозависимость людей друг от друга;

— осознание людьми принадлежности к одной группе.

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Этнос; профессиональная группа; малая группа; большая группа; социальная группа.

Все представленные понятия — это социальные группы.

Ответ: социальная группа.

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает / включает в себя все остальные представленные понятия. Запишите это слово (словосочетание).

Школьный класс, семья, социальная группа, трудовой коллектив, члены садового товарищества.

Социальная группа является обобщающим понятием, так как остальные понятия это примеры социальных групп.

Ответ: социальная группа.

Укажите, какие потребности, по мнению автора, обусловливают объединение человека в группы? Всего укажите не менее трех потребностей. Опираясь на обществоведческий курс, объясните смысл понятия «потребность».

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В социальной психологии под группой понимается двое или более индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы. На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом.

Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Прежде всего, группы помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы бы не возражали против этого, но в конце концов почувствовали бы себя ужасно одинокими.

Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться. Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны.

Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью «Я-концепции». И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его «Я-концепция».

Назовите признаки социальной группы, указанные в тексте. Всего укажите четыре признака.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе называются следующие признаки:

— наличие общей цели;

— наличие установившихся взаимоотношений;

— взаимозависимость людей друг от друга;

— осознание людьми принадлежности к одной группе.

Автор приводит три функции социальных групп. Укажите их и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером. Каждый пример должен быть развернутым.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе могут быть приведены следующие функции и примеры к ним:

1) Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Например, для строительства многоэтажного дома требуется бригада рабочих, архитекторы, инженеры-проектировщики, которые совместными усилиями смогут возвести его, тогда как в одиночку это сделать невозможно.

2) Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны. Например, гражданин Х. устроился на новую работу, на которой коллеги из его отдела ввели его в курс дела, объяснили основные цели и задачи деятельности отдела и т.д.

3) Групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности. Например, у Ивана есть круг друзей с которыми он чувствует себя комфортно, не одиноко, уверенно, так как может в любой момент рассчитывать на их поддержку.

Среди социальных групп принято выделять малые группы. Опираясь на свои обществоведческие знания, укажите три отличительных черты (признака) малых групп.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе могут быть приведены следующие особенности (признаки):

1) малая группа небольшая по составу (от 2-3 человек до 30-40);

Читайте также:  Лабораторные признаки цитолитического синдрома

2) члены малой группы находятся в непосредственных межличностных контактах друг с другом;

3) наличие психологической общности членов малой группы, «мы-чувства».

Могут быть приведены другие признаки (особенности) малых групп.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) В ответе могут быть указаны следующие потребности, являющиеся причинами объединения людей в группы:

— потребности во внимании;

— потребность в переживании чувства принадлежности;

— потребность в чувстве любви.

2) Объяснено понятие, например:

— потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что составляет условия его существования и развития личности.

О каких двух критериях выделения поколений говорят авторы? От чего, по их мнению, зависит подвижность границ поколения?

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В основе выделения поколения как определённой социальной общности людей лежат два взаимосвязанных момента: возрастная дифференциация людей в обществе и характер социальной деятельности. Используя демографический подход, в котором «поколение» определяется как совокупность людей одного и того же года рождения или интервал времени между средними возрастами родителей и их детей, можно разделить население на возрастные периоды.

Почему авторы считают необходимым выделение родительского поколения? Какую современную проблему родительского поколения они отметили? Чем, по их мнению, вызвана эта проблема? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальная группа».

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

— введение понятия о родительском поколении необходимо сегодня, на наш взгляд, для обозначения социальной дифференциации группы, которую в отечественной социологии называли «отцами».

— сегодня коренная качественная ломка систем ценностей особенно остро проявляется в кризисе воспитательной функции родительского поколения.

— сменой иерархии ценностей и дестабилизации воспитательных ориентиров в институте семьи.

4) Дано объяснение понятию:

— социальная группа — совокупность людей, объединенных совместной деятельностью, интересами или иным социально значимым признаком.

Возможны иные формулировки ответа, не искажающие смысла.

Используя факты общественной жизни, привлекая межпредметные связи, подтвердите тремя примерами мысль авторов о том, что «всё поколение в целом несёт на себе печать тех исторических событий, в которых они принимали непосредственное участие».

Могут быть приведены следующие примеры:

1) Поколение шестидесятников вкусило глоток свободы во время хрущевской оттепели, наблюдало полет Гагарина в космос, обсуждало «культ личности». Это привело к подъему духовной культуры.

2) Поколение 30-гг пережило коллективизацию и массовые репрессии, жило в обстановке постоянного страха, но радовалось успехам индустриализации, полетам Чкалова и подвигу «челюскинцев», переживало за события в республиканской Испании.

3) Поколение 80-х гг принимало активное участие в процессе «перестройки»: радовались гласности, спорили о о рыночных реформах, сопереживали по поводу Чернобыльской аварии и «Адмирала Нахимова», шли защищать Белый дом.

Могут быть приведены и иные примеры, не искажающие смысл.

Какие социальные институты помимо семьи осуществляют социализацию молодого поколения? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, личный социальный опыт, укажите любые три социальных института и поясните, в чём проявляется социализирующее воздействие каждого из них.

Могут быть приведены следующие институты:

1) образование (приобщает молодого человека к системе знаний, накопленных человечеством),

2) СМИ (формирует отношение к определенным сторонам жизни общества),

3) религия (формирует основы нравственности и духовности)

Могут быть приведены и иные примеры, не искажающие смысл.

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

2) Подвижность границ зависит:

— «от периода существования человеческого общества, продолжительности жизни, которая, в свою очередь, определяется социально-экономическими, политическими, историческими и другими факторами».

О каких двух критериях выделения поколений говорят авторы? От чего, по их мнению, зависит подвижность границ поколения?

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В основе выделения поколения как определённой социальной общности людей лежат два взаимосвязанных момента: возрастная дифференциация людей в обществе и характер социальной деятельности. Используя демографический подход, в котором «поколение» определяется как совокупность людей одного и того же года рождения или интервал времени между средними возрастами родителей и их детей, можно разделить население на возрастные периоды.

Используя факты общественной жизни, привлекая межпредметные связи, подтвердите тремя примерами мысль авторов о том, что «всё поколение в целом несёт на себе печать тех исторических событий, в которых они принимали непосредственное участие».

Могут быть приведены следующие примеры:

1) Поколение шестидесятников вкусило глоток свободы во время хрущевской оттепели, наблюдало полет Гагарина в космос, обсуждало «культ личности». Это привело к подъему духовной культуры.

2) Поколение 30-гг пережило коллективизацию и массовые репрессии, жило в обстановке постоянного страха, но радовалось успехам индустриализации, полетам Чкалова и подвигу «челюскинцев», переживало за события в республиканской Испании.

3) Поколение 80-х гг принимало активное участие в процессе «перестройки»: радовались гласности, спорили о о рыночных реформах, сопереживали по поводу Чернобыльской аварии и «Адмирала Нахимова», шли защищать Белый дом.

Могут быть приведены и иные примеры, не искажающие смысл.

Почему авторы считают необходимым выделение родительского поколения? Какую современную проблему родительского поколения они отметили? Чем, по их мнению, вызвана эта проблема? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальная группа».

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

— введение понятия о родительском поколении необходимо сегодня, на наш взгляд, для обозначения социальной дифференциации группы, которую в отечественной социологии называли «отцами».

— сегодня коренная качественная ломка систем ценностей особенно остро проявляется в кризисе воспитательной функции родительского поколения.

— сменой иерархии ценностей и дестабилизации воспитательных ориентиров в институте семьи.

4) Дано объяснение понятию:

— социальная группа — совокупность людей, объединенных совместной деятельностью, интересами или иным социально значимым признаком.

Возможны иные формулировки ответа, не искажающие смысла.

Какие социальные институты помимо семьи осуществляют социализацию молодого поколения? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, личный социальный опыт, укажите любые три социальных института и поясните, в чём проявляется социализирующее воздействие каждого из них.

Могут быть приведены следующие институты:

1) образование (приобщает молодого человека к системе знаний, накопленных человечеством),

2) СМИ (формирует отношение к определенным сторонам жизни общества),

3) религия (формирует основы нравственности и духовности)

Могут быть приведены и иные примеры, не искажающие смысл.

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

2) Подвижность границ зависит:

— «от периода существования человеческого общества, продолжительности жизни, которая, в свою очередь, определяется социально-экономическими, политическими, историческими и другими факторами».

Как, по мнению автора, при помощи социологического исследования можно устранить предрассудки различных социальных групп по отношению друг к другу? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните эту мысль автора.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Социология оказывает множество практических воздействий на наши жизни. Вклад социологического мышления и исследований в практическую политику и социальные реформы осуществляется несколькими путями. Наиболее прямой способ — обеспечение более ясного или более верного понимания социальной ситуации. Это может быть сделано или на уровне фактических знаний, или путём приобретения более верного понимания, почему что-либо происходит (другими словами, путём теоретического обоснования). Например, исследование может показать, что в бедности живёт гораздо большая часть населения, чем принято считать. Любая попытка улучшить жизненные стандарты имеет большую вероятность успеха, если она основана на точной, а не на ошибочной информации. Чем больше мы знаем о том, почему бедность остаётся распространённым явлением, тем больше вероятность, что против неё будут предприняты эффективные действия.

Второй способ, которым социология может способствовать практической политике, — это помощь в воспитании большей культурной восприимчивости по отношению к различным группам в обществе. Социологическое исследование позволяет взглянуть на социальный мир как на многообразие культурных перспектив, и это помогает устранить предрассудки различных групп по отношению друг к другу. Нельзя считаться просвещённым политиком, не имея развитого представления о различиях в культурных ценностях. Практическая политика, в основе которой не лежит осознание образа жизни тех, на кого она ориентирована, имеет мало шансов на успех…

В-третьих, социологическое исследование имеет практическое значение при оценке результатов политических инициатив. Программа практических преобразований может не достичь тех целей, которые ставили её создатели, либо повлечь серию непредвиденных последствий нежелательного характера…

В-четвёртых, — и, пожалуй, это самое главное, — социология может дать общественным группам более просвещённое представление о себе, увеличить их самопонимание. Чем больше люди знают об условиях собственной деятельности, о том, как функционирует общество, тем больше вероятность, что они смогут повлиять на обстоятельства своей собственной жизни. Было бы неверно представлять практическую роль социологии только как помощь политикам или властным группам в принятии обоснованных решений… Группы, обладающие высоким самосознанием, могут эффективно реагировать на действия правительственных чиновников и других влиятельных лиц, а также могут выдвигать собственные политические инициативы.

Читайте также:  Первые признаки бешенства у человека видео

Какие две сферы (области, направления) общественной жизни, на которые социология оказывает практическое воздействие, упомянуты автором текста? Укажите их. Как, по мнению автора, обеспечивается более ясное (более верное) понимание социальной ситуации?

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) две сферы (области, направления):

2) ответ на второй вопрос:

— это может быть сделано или на уровне фактических знаний, или путём приобретения более верного понимания, почему что-либо происходит (другими словами, путём теоретического обоснования).

(Ответ на второй вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.)

В стране Z оппозиционная партия привлекла ведущих социологов для комплексного исследования социально-экономической ситуации и затем на его основе предложила правительству свою программу выхода из кризиса. В ходе данного исследования были опрошены различные категории совершеннолетних граждан. С опорой на текст объясните, зачем нужно было предварительное социологическое исследование. Привлекая обществоведческие знания и факты общественной жизни, предположите, по каким критериям осуществлялся отбор респондентов для получения наиболее достоверной информации. (Назовите любые четыре критерия.)

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) объяснение, например:

— это было нужно для того, чтобы оценить возможные результаты политических инициатив.

(Может быть дано другое объяснение.)

2) четыре критерия, допустим:

(Могут быть названы другие критерии.)

Э. Гидденс отмечает, что «чем больше люди знают об условиях собственной деятельности, о том, как функционирует общество, тем больше вероятность, что они смогут повлиять на обстоятельства своей собственной жизни». Приведите любые три аргумента, подтверждающие эту мысль автора.

В правильном ответе могут быть приведены следующие аргументы:

1) знания о наиболее востребованных видах деятельности помогут человеку в его профессиональном самоопределении;

2) анализ информации о состоянии экономической жизни общества, общих тенденциях экономической жизни будет способствовать более эффективному распоряжению полученным доходом;

3) маркетинговые исследования позволяют предпринимателям выбирать наиболее перспективный сегмент рынка.

Могут быть приведены другие аргументы

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на вопрос, например:

— воспитание большей культурной восприимчивости по отношению к различным группам в обществе (или: социологическое исследование позволяет взглянуть на социальный мир как на многообразие культурных перспектив);

2) объяснение, допустим:

— в полиэтническом государстве социологические исследования о традициях, обычаях, культуре того или иного этноса позволят выявить проблемы межнационального взаимодействия и формировать толерантность.

Элементы ответ могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Что авторы называют социальной структурой? Какие примеры социальных структур приведены в тексте?

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Общество — это система реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности. Как правило, они не взаимодействуют друг с другом случайным или произвольным образом. Их отношения характеризуются социальной упорядоченностью. Социологи эту упорядоченность — переплетение взаимоотношений людей в повторяющихся и устойчивых формах — называют социальной структурой. Она находит своё выражение в системе социальных позиций и распределении в ней людей.

Социальная структура придаёт нашему групповому опыту целенаправленность и организованность. Благодаря социальной структуре мы связываем в своём сознании определённые факты нашего опыта, называя их, например, «семья», «церковь», «квартал» (в смысле района проживания).

Социальная структура даёт ощущение того, что жизнь организована и стабильна. Рассмотрим, например, социальную структуру университета. Каждую осень проводится набор новых студентов, и каждое лето ещё одна группа заканчивает университет. Деканаты определяют стипендии и управляют учебным процессом. Всё время новые студенты, преподаватели и деканы проходят через эту систему и в положенное время выходят из неё. И всё же, хотя конкретные люди, из которых состоит университет, со временем меняются, университет продолжает существовать. Точно так же семья, рок-группа, армия, коммерческая компания, религиозная община и нация — это социальные структуры. Таким образом, социальная структура предполагает наличие постоянных и упорядоченных взаимосвязей между членами группы или общества.

. социальные структуры ограничивают наше поведение и направляют наши действия в определённое русло. Поступив в университет, вы чувствуете себя сначала как-то неловко, потому что ещё не вписались в новое окружение. Традиции и обычаи университета — это социальная структура, которую приняла данная организация за многие годы регулярного взаимодействия между студентами, преподавателями и руководством.

Использование статичной структурной терминологии для описания и анализа социальной жизни не должно скрывать от нас динамичные и меняющиеся характеристики социальной структуры. Университет — это не некий устойчивый организм, который после своего создания продолжает непрерывно и однообразно функционировать. Вся социальная упорядоченность должна постоянно создаваться и воспроизводиться путём переплетения и стабилизации социальных отношений. Поэтому организованная социальная жизнь всегда претерпевает модификации и изменения.

Какие три функции социальной структуры названы в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальная группа».

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) указаны следующие функции:

— придаёт нашему групповому опыту целенаправленность и организованность;

— даёт ощущение того, что жизнь организована и стабильна;

— ограничивает наше поведение и направляет наши действия в определённое русло.

2) дано объяснение понятию, например:

— социальная группа — совокупность людей, объединенных совместной деятельностью, интересами или иным социально значимым признаком.

Функции могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами динамизм социальной структуры.

Могут быть приведены следующие примеры:

1) с начала истории США в страну прибывало значительное число эмигрантов — менялась этническая структура общества;

2) в результате экономического кризиса в государстве Х. значительное число людей потеряли работу;

3) в условиях постиндустриального общества возросла потребность в получении людьми профессионального образования; соответственно, сократилась доля неквалифицированных работников.

Могут быть приведены другие примеры

Используя обществоведческие знания, подтвердите тремя аргументами значение социализации для стабильности социальных отношений.

Могут быть приведены следующие аргументы:

1) в процессе социализации сохраняются и передаются достижения культуры;

2) в процессе социализации усваиваются социальные нормы, минимизируется отклоняющееся поведение;

3) в процессе социализации усваиваются приёмы хозяйственной деятельности, взаимодействия и коммуникации в процессе труда.

Могут быть приведены другие аргументы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос:

— переплетение взаимоотношений людей в повторяющихся и устойчивых формах;

2) ответ на второй вопрос:

— университет, семья, рок-группа, армия, коммерческая компания, религиозная община, нация.

Ответы на вопросы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

Какие три функции социальной структуры названы в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальная группа».

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Общество — это система реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности. Как правило, они не взаимодействуют друг с другом случайным или произвольным образом. Их отношения характеризуются социальной упорядоченностью. Социологи эту упорядоченность — переплетение взаимоотношений людей в повторяющихся и устойчивых формах — называют социальной структурой. Она находит своё выражение в системе социальных позиций и распределении в ней людей.

Социальная структура придаёт нашему групповому опыту целенаправленность и организованность. Благодаря социальной структуре мы связываем в своём сознании определённые факты нашего опыта, называя их, например, «семья», «церковь», «квартал» (в смысле района проживания).

Социальная структура даёт ощущение того, что жизнь организована и стабильна. Рассмотрим, например, социальную структуру университета. Каждую осень проводится набор новых студентов, и каждое лето ещё одна группа заканчивает университет. Деканаты определяют стипендии и управляют учебным процессом. Всё время новые студенты, преподаватели и деканы проходят через эту систему и в положенное время выходят из неё. И всё же, хотя конкретные люди, из которых состоит университет, со временем меняются, университет продолжает существовать. Точно так же семья, рок-группа, армия, коммерческая компания, религиозная община и нация — это социальные структуры. Таким образом, социальная структура предполагает наличие постоянных и упорядоченных взаимосвязей между членами группы или общества.

. социальные структуры ограничивают наше поведение и направляют наши действия в определённое русло. Поступив в университет, вы чувствуете себя сначала как-то неловко, потому что ещё не вписались в новое окружение. Традиции и обычаи университета — это социальная структура, которую приняла данная организация за многие годы регулярного взаимодействия между студентами, преподавателями и руководством.

Использование статичной структурной терминологии для описания и анализа социальной жизни не должно скрывать от нас динамичные и меняющиеся характеристики социальной структуры. Университет — это не некий устойчивый организм, который после своего создания продолжает непрерывно и однообразно функционировать. Вся социальная упорядоченность должна постоянно создаваться и воспроизводиться путём переплетения и стабилизации социальных отношений. Поэтому организованная социальная жизнь всегда претерпевает модификации и изменения.

Что авторы называют социальной структурой? Какие примеры социальных структур приведены в тексте?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Читайте также:  Формальные признаки банкротства это

1) ответ на первый вопрос:

— переплетение взаимоотношений людей в повторяющихся и устойчивых формах;

2) ответ на второй вопрос:

— университет, семья, рок-группа, армия, коммерческая компания, религиозная община, нация.

Ответы на вопросы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами динамизм социальной структуры.

Могут быть приведены следующие примеры:

1) с начала истории США в страну прибывало значительное число эмигрантов — менялась этническая структура общества;

2) в результате экономического кризиса в государстве Х. значительное число людей потеряли работу;

3) в условиях постиндустриального общества возросла потребность в получении людьми профессионального образования; соответственно, сократилась доля неквалифицированных работников.

Могут быть приведены другие примеры

Используя обществоведческие знания, подтвердите тремя аргументами значение социализации для стабильности социальных отношений.

Могут быть приведены следующие аргументы:

1) в процессе социализации сохраняются и передаются достижения культуры;

2) в процессе социализации усваиваются социальные нормы, минимизируется отклоняющееся поведение;

3) в процессе социализации усваиваются приёмы хозяйственной деятельности, взаимодействия и коммуникации в процессе труда.

Могут быть приведены другие аргументы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) указаны следующие функции:

— придаёт нашему групповому опыту целенаправленность и организованность;

— даёт ощущение того, что жизнь организована и стабильна;

— ограничивает наше поведение и направляет наши действия в определённое русло.

2) дано объяснение понятию, например:

— социальная группа — совокупность людей, объединенных совместной деятельностью, интересами или иным социально значимым признаком.

Функции могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальная группа»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о различиях межличностных связей в малой и большой группах;

− одно предложение, в котором названа функция социальных групп.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Социальная группа — совокупность людей, объединенных общими признаками, осознающих принадлежность к данной социальной группе.

1) Межличностные связи в малой группе носят более тесный, сплоченный, преимущественно неформальный характер, нежели в большой группе, для которой характерна меньшая степень близости между членами группы и формальные отношения.

2) Функцией социальных групп в обществе является социализация индивидов — в социальной группе индивид усваивает ценности общества и осваивает новые социальные роли.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальная группа»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о роли, которую играют социальные группы для человека;

− одно предложение, содержащие информацию о любых видах социальных групп, выделенных по различным критериям.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: Совокупность людей, объединенных общими интересами, видами деятельности.

— В социальных группах проходит социализация личности, принадлежность к группе обеспечивает человека статусом;

Могут быть приведены любые другие предложения, содержащие информацию о социальных группах.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальная группа»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение о видах социальных групп;

− одно предложение о сущности любого из видов.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

В правильном ответе могут быть указаны:

1) Социальная группа — это совокупность людей объединенных общим социальный признак или выполняющих общую деятельность.

— в зависимости от количества членов различаются большие и малые социальные группы.

— малая социальная группа малочисленна по составу, члены ее объединяются общей деятельностью и находятся в непосредственном, устойчивом, личном общении.

Покажите с помощью трех примеров многообразие критериев выделения социальных групп. В каждом случае укажите критерий и приведите к нему конкретный пример. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

В ответе должны быть представлены следующие элементы:

1) этническая принадлежность. Пример: В России проживают русские, татары, башкиры, чеченцы и многие другие этнические группы.

2) конфессиональная принадлежность. Пример: В социальной структуре российского общества можно выделить представителей разных конфессий: православные, католики, лютеране, мусульмане, буддисты и т.д.

3) территориальная принадлежность. Пример: В социальной структуре современного общества можно выделить такие группы как парижане, москвичи, волгоградцы и т.д.

Автор приводит три функции социальных групп. Укажите их и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером. Каждый пример должен быть развернутым.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В социальной психологии под группой понимается двое или более индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы. На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом.

Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Прежде всего, группы помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы бы не возражали против этого, но в конце концов почувствовали бы себя ужасно одинокими.

Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться. Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны.

Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью «Я-концепции». И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его «Я-концепция».

Назовите признаки социальной группы, указанные в тексте. Всего укажите четыре признака.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе называются следующие признаки:

— наличие общей цели;

— наличие установившихся взаимоотношений;

— взаимозависимость людей друг от друга;

— осознание людьми принадлежности к одной группе.

Укажите, какие потребности, по мнению автора, обусловливают объединение человека в группы? Всего укажите не менее трех потребностей. Опираясь на обществоведческий курс, объясните смысл понятия «потребность».

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) В ответе могут быть указаны следующие потребности, являющиеся причинами объединения людей в группы:

— потребности во внимании;

— потребность в переживании чувства принадлежности;

— потребность в чувстве любви.

2) Объяснено понятие, например:

— потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что составляет условия его существования и развития личности.

Среди социальных групп принято выделять малые группы. Опираясь на свои обществоведческие знания, укажите три отличительных черты (признака) малых групп.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе могут быть приведены следующие особенности (признаки):

1) малая группа небольшая по составу (от 2-3 человек до 30-40);

2) члены малой группы находятся в непосредственных межличностных контактах друг с другом;

3) наличие психологической общности членов малой группы, «мы-чувства».

Могут быть приведены другие признаки (особенности) малых групп.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе могут быть приведены следующие функции и примеры к ним:

1) Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Например, для строительства многоэтажного дома требуется бригада рабочих, архитекторы, инженеры-проектировщики, которые совместными усилиями смогут возвести его, тогда как в одиночку это сделать невозможно.

2) Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны. Например, гражданин Х. устроился на новую работу, на которой коллеги из его отдела ввели его в курс дела, объяснили основные цели и задачи деятельности отдела и т.д.

3) Групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности. Например, у Ивана есть круг друзей с которыми он чувствует себя комфортно, не одиноко, уверенно, так как может в любой момент рассчитывать на их поддержку.

Почему авторы считают необходимым выделение родительского поколения? Какую современную проблему родительского поколения они отметили? Чем, по их мнению, вызвана эта проблема? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «социальная группа».

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В основе выделения поколения как определённой социальной общности людей лежат два взаимосвязанных момента: возрастная дифференциация людей в обществе и характер социальной деятельности. Используя демографический подход, в котором «поколение» определяется как совокупность людей одного и того же года рождения или интервал времени между средними возрастами родителей и их детей, можно разделить население на возрастные периоды.

Источник