Автономия понятия признаки виды

Автономия: понятие и виды. Особенности конституционно-правового статуса автономной области, автономного округа.

Автономия: понятие и виды:

Особенности конституционно-правового статуса автономной области, автономного округа:

В составе РФ выделяется 10 автономных округов: Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский – Югра, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий.

Кроме 10 автономных округов, в состав РФ входит одна автономная область – Еврейская.

Статус автономной области и автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом автономной области, автономного округа. Каждый из указанных субъектов при необходимости может иметь еще и специальный именной федеральный закон. Его принятие находится на усмотрении автономной области, автономного округа.

Вне пределов ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения автономный округ как самостоятельный и равноправный субъект обладает всей полнотой государственной власти. Он вправе передавать осуществление части своих полномочий другим субъектам на добровольной основе, по договору между соответствующими органами государственной власти либо в иной форме, в том числе путем принятия закона автономного округа.

Входящими в состав края, области являются девять автономных округов: Агинский Бурятский в составе Читинской области, Коми-Пермяцкий в Пермской области, Корякский в Камчатской области, Ненецкий в Архангельской области, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский в Красноярском крае, Усть-Ор дынский Бурятский в Иркутской области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий в Тюменской области.

Специфика статуса автономных округов, входящих в состав края или области заключается в следующем:

– вхождение автономного округа в состав края, области означает такое состояние, при котором автономный округ, будучи равноправным субъектом РФ, одновременно составляет часть другого субъекта. Это состояние определяет особенности статуса как автономного округа, так и края, области, в состав которых он входит и предопределяет обязанность органов государственной власти обоих равноправных субъектов обеспечивать сохранение территориальной целостности и единства в интересах населения края, области;

– вхождение автономного округа в состав края, области не изменяет их конституционно-правовой природы как субъектов РФ и не означает, что автономный округ утрачивает элементы своего статуса – территорию, население, систему государственных органов, устав, законодательство. Это не умаляет статуса автономного округа как равноправного субъекта РФ, поскольку он вправе по своему усмотрению распоряжаться тем объемом полномочий, которые предоставлены ему Конституцией. Для изменения статуса автономного округа не требуется согласия или предварительного разрешения края, области;

– вхождение автономного округа в состав края, области означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и в пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов и договором между их органами государственной власти.

Предусматривается также возможность регулирования отношений автономных округов, входящих в состав края или области, договорами между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области. Наряду с этим предусматривается возможность регулирования этих отношений федеральным законом.

Однако действующая Конституция Российской Федерации такой возможности не предусматривает. В ней указывается (ч. 4 ст. 66), что отношения автономных округов, находящихся в составе края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области. В ней также указывается (ч. 3 ст. 67), что границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

Институт автономии: понятие, виды и формы. Национально-культурная автономия в РФ.

Автономия (в широком смысле) – ограниченная самостоятельность части целого в рамках системы целого.

Автономия– это режим внутреннего самоуправления территориального образования в рамках единого государства, основанного на Конституции и других ПА.

В зависимости от степени самостоятельности:

1. Государственная (законодательная) – предполагает наличие внешних признаков государства, в том числе: законодательного органа, исполнительного органа, конституции или квази-конституции и т.д.

Конституцией гарантируется сфера компетенции, в рамках кот автономия вправе окончательно решать определенный круг вопросов.

Пример: Остров Корсика во Франции, Гренландия и Фарерские острова в Дании, области в Италии и Испании

2. Местная (административная) – внешние признаки гос-ва отсутствуют, в том числе: законодательного органа, исполнительного органа, конституции.

Автономные права (полномочия по решению вопросов местного значения) устанавливается не конституцией, а обычными законами.

Пример: Префектуры в Японии, Муниципалитеты в Венесуэле.

По национальному признаку:

1. Национально-территориальная автономия (НТА) – осуществление режима автономии в рамках спец создаваемых национально-территориальных образований. Примеры: Автономные районы в Китае, Национальные районы в России.

2. Национально-культурная автономия (НКА) – образование этническими группами, проживающими в инонациональной среде, различных национально-культурных обществах, землячеств, этнокультурных центров с ведением образования на родном языке, стимулированием развития национальной культуры, языка, религии, обычаев, традиций и т.д. В Свердловской области функционируют НКА татар, башкир, грузин, чеченцев, немцев, евреев и др.

Национально-культурная автономия является видом общественного объединения. Организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общественная организация.

Читайте также:  Вирус признаки заболевания у детей

Национально-культурная автономия имеет право:

получать поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры, укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному диалогу, а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов;

обращаться в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы;

создавать средства массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке;

сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям;

следовать национальным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла;

создавать частные образовательные организации и научные организации, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством Российской Федерации;

участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций;

устанавливать на основании законодательства Российской Федерации и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств.

Федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации национально-культурной автономии могут быть предоставлены и иные права в сфере образования и культуры.

Участие или неучастие в деятельности национально-культурной автономии не может служить основанием для ограничения прав граждан Российской Федерации, равно как и национальная принадлежность не может служить основанием для ограничения их участия или неучастия в деятельности национально-культурной автономии.

Право на национально-культурную автономию не является правом на национально-территориальное самоопределение.

Осуществление права на национально-культурную автономию не должно наносить ущерб интересам других этнических общностей.

Территориальное устройство субъектов РФ: понятие, развитие, принципы. Виды и характеристика административно-территориальных единиц и населённых пунктов. Порядок решения вопросов территориального устройства субъектов РФ.

АТУ- это подразделение территории субъекта на территориальные единицы и построение на них органов местной власти.

АТУ состоит из 2х элементов:

— территориальное расчленение субъекта на части

Если речь идет о республике: устройство = деление АТУ = гос устройство.

В целом РФ АТУ не имеет, его имеют субъекты РФ.

1. Создание наиболее благоприятных условий для осуществления местной власти.

1) приближение местных органов власти к населению

2) выявление и учет интересов населения в деятельности местных органов власти

3) привлечение граждан к участию в осуществлении власти

2. Улучшение управляемости субъектов. Части должны быть оптимальны по своим размерам.

3. Если субъект многонациональный (нет доминирующей нации), то это решение национальных проблем на территории субъекта.

С внешней стороны это совокупность общественные отношений.

По вертикали: между ОГВ субъекта и ОМС

По горизонтали: отношения ОМС между собой.

Основная масса зак-ва, кот регулирует эти отношения – это законы субъектов, хотя есть и фед зак-во.

Субъекты РФ имеют двухзвенную систему АТУ:

2) сельские поселения и их органы власти.

Звено – совокупность АТЕ различных видов, объединенных по однотипности компетенции ОМС. АТ деление осущ-ся на опр принципах.

1. Экон. – учет эк профиля территории

2. Геогр – наличие реки или горного хребта

3. Национальный. Имеет значение, но не особые, а наряду с другми. Если на территории компактно проживают отд. этносы.

4. Территория части субъекта оптимальна по размеру.

Виды и характеристика АТЕд.

АТЕ – это составная часть территории субъекта РФ, ограниченная пределами распределения властных полномочий, действующих на данной территории ОМС.

1. АТЕд – это часть территории субъекта, имеет свои границы

2. Территория АТЕ д.б. непрерывна

— район (городские, сельские)

— территории сельских поселений (объединение несколько деревень или сел (входит в район)

2. Населенные пункты

1. Города – это административные центры. Делятся на разл виды подчиненности:

В них крупнейшие центры, население не менее 50 тысяч человек.

4) окружные. На территории автономного округа население не менее 15 тысяч, хотя на севере может быть меньше.

5) районного. Население не менее 10 тыся человек.

2. Посёлки

1) рабочие – н\п при крупных заводах, шахтах, рудниках и др. эконом. важных объектах

— население не менее 3х тыс человек

— при важном промышленном объекте

— население рабочие, служащие. Не менее 80-85%

2) курортные – н\п, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение. Тех, кто приезжает на лечение д.б. не менее 50%. Население – не менее 2х тысяч

3) дачные – обслуживаются городским населением в летнее время.

Население м.б. меньше, если на кр севере или Д. Востоке.

3. Сельские поселения: деревни, села, хутора. Численность не устанавливается, занимаются с\х.

Статус в законе « О ЗАТО»

Маленькие города с особыми объектами. Обычно – это отдаленные субъекты. Проживает 1,5 млн чел.

Важным является вопрос о порядке образования и преобразования различных административно-территориальных единиц. Образование, упразднение, объединение, установление границ базовых административно-территориальных единиц осуществляется органами государственной власти соответствующих субъектов Федерации, а первичных административно-территориальных единиц – органами государственной власти или органами местного самоуправления базовых административных единиц, в состав которых входят соответствующие первичные административно-территориальные единицы. Таким образом, конституции и уставы субъектов Российской Федерации различают базовые и первичные административно-территориальные единицы субъектов Российской Федерации. К первым из них относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения. Ко вторым – относятся города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.

Источник

Автономия в зарубежных странах, ее признаки и реальное значение. Виды автономии

Автономия в конституционном праве означает предоставление какой-либо части государства внутреннего самоуправления, самостоятельности в решении местных вопросов. В большинстве случаев под автономией понимаются особые политико-территориальные единицы, созданные с учетом национального состава, культуры, традиций, быта проживающего в них населения.

Читайте также:  Признаки поноса с кровью

Автономные образования иногда создаются законом сверху, иногда предварительно проводится референдум в районах предполагаемой автономии, нередко они создаются в результате длительной и упорной борьбы населения данной территории, особенно если это население характеризуется этническими особенностями.

Виды автономии

Персональная автономия обычно создается при разрозненном проживании каких-либо этнических групп, национальных меньшинств. Их объединения в основном занимаются вопросами культуры, быта, но могут участвовать и в политической жизни путем представительства (с правом совещательного голоса) при некоторых центральных органах государства.

Корпоративная автономия обычно связывается с существованием языковых общностей, для которых нередко резервируется определенная доля мест в государственном аппарате, а государственные служащие других этнических групп, работающие в данном районе, должны знать язык и быт местного населения.

Территориальная автономия образуется только в случае компактного расселения этнических групп или иных групп, отличающихся другими особенностями. В зависимости от объема полномочий существуют две формы национально-территориальной автономии: политическая и административная.

Политическая автономия имеет некоторые признаки государственности, обладая правом законодательства по местным вопросам (перечень этих полномочий указан в конституции или определяется специальным законом). Иногда ей принадлежит право участия в решении некоторых общегосударственных вопросов, если они затрагивают вопросы автономных образований. В политической автономии создается местный парламент, чьи законы не должны противоречить интересам государства и его составных частей. Политическая автономия образует свой орган местной исполнительной власти. В отличие от субъектов федерации, автономные образования своих судов не имеют. В очень редких случаях политическое автономное образование имеет свое гражданство и свою конституцию. Гражданин автономии одновременно является гражданином государства.

Административная автономия не обладает правом издавать свои местные законы, хотя ее представительные органы издают нормативные акты в пределах ее полномочий. Обладает некоторыми дополнительными правами: в судопроизводстве может применяться местный язык, учитываются обычаи населения, на местном языке издаются газеты, он используется для обучения в школах. Кроме того, государственный аппарат комплектуется из лиц, знающих местный язык, коренным жителям отдается предпочтение при формировании местного управленческого аппарата.

Культурно-национальная автономия применяется там, где национальности, этнические группы живут разрозненно, вперемежку с представителями других этнических групп. Национальности создают свои организации и выборные органы, которые занимаются преимущественно вопросами языка и культуры, иногда посылают представителя данной этнической группы в парламент (с правом совещательного голоса), имеют представителя при правительстве государства.

В некоторых странах существуют своеобразные полуавтономные образования. К их числу относятся Шотландия и Уэльс в Великобритании. В главных городах этих единиц страны есть свои ведомства, в правительство Великобритании входят министры по делам Шотландии и Уэльса, но предложение об автономии Шотландии и Уэльса было отвергнуто на референдуме их избирателями.

Общие положения об автономии устанавливаются конституциями соответствующих стран и специальными законами об автономном статусе конкретных территориальных подразделений. Создаваемые в автономных образованиях представительные учреждения и органы управления более самостоятельны по отношению к центральной власти, чем обычные муниципалитеты. Таким образом, создаются юридические гарантии того, что управление автономными образованиями будет осуществляться с учетом присущих им определенных специфических особенностей.

Структура органов управления автономными образованиями мало чем отличается от обычной структуры государственных органов субъектов федерации. Обычно автономное образование избирает свой представительный орган и формирует органы управления. Как правило, центральная власть имеет в автономном образовании своего представителя, наделенного контрольными полномочиями.

Источник

Автономия: понятие, виды, признаки.

Автономия – АТЕ, обладающая особым статусом, т.е. более широкими полномочиями при решении местных вопросов, чем обычные АТЕ. С точки зрения объема полномочий автономии делятся на:

— ее статус предоставляется АТЕ, занимающим особое географическое положение – острова (территориальный принцип – Фарерские острова в Дании, Азорские в Португалии), а также АТЕ, в которых проживает особый состав населения (национальный принцип: Аландские острова в Финляндии, остров Гренландия в Дании; религиозный принцип – страна Басков в Испании; лингвистический – Валле-д’Аоста в Италии), при этом есть автономии, получившие свой статус благодаря историческим или экономическим особенностям (остров Мадейра в Португалии);

— ее статус закреплен в конституции страны и в специальном законе об автономии, проект этого закона разрабатывает представительный орган АТЕ, пожелавшей стать автономией. После чего он утверждается на местном референдуме и в случае положительного результата передается на обсуждение в парламент страны, где решение принимается абсолютным или квалифицированным большинством голосов;

— есть парламент, компетенция которого четко определена конституцией страны и законом об автономии (можно лишь то, что разрешено);

— есть исполнительный орган, который формируется с учетом партийного состава парламента автономии, и несет ответственность перед ним. Он выполняет решения собственного парламента, а также решения центральных органов гос-ва;

— акты и решения органов автономии не должны противоречить духу и букве центрального законодательства. Для контроля за их деятельностью центр посылает специального чиновника (комиссар …) с правом приостановить неугодные центру решении;

— центр не может менять границ автономии или ее статус без согласия парламента автономии и ее избирателей.

— ее статус предоставляют лишь по национально-территориальному принципу;

— ее статус закреплен в конституции страны и в одном общем для всех законе об автономии, который разрабатывается и принимается парламентом страны; этот закон в равной мере распространяет свое действие на те автономии, которые уже есть, и на те, которые будут созданы в дальнейшем. Иногда с разрешения центра автономия принимает подзаконный акт (Устав), детализирующий и дополняющий ее статус с учетом ее особенностей и пожеланий.

Читайте также:  Признаки когда встал желудок

— есть представительный орган (но не парламент). Его компетенция чаще всего затрагивает лишь социально-культурные вопросы, реже экономические и никогда политические;

— есть исполнительный орган, который формируется представительным и несет ответственность перед ним;

— при формировании органов автономии все граждане, проживающие на ее территории, обладают равными правами, но при замещении руководящих постов преимущество отдают представителям титульной национальности.

Суоми – Дания, Норвегия, Канада. Маори – Новая Зеландия, Австралия.

Особенности политической автономии в Финляндии, Дании, Португалии.

Дания (Фарерские остров и Гренландия):

21 июня 2009 года провозглашена расширенная автономия Гренландии. Официальным языком на острове становится гренландский. Кроме того, местная администрация берёт на себя ответственность за полицию и судебную систему острова. Вместе с автономией 56-тысячной Гренландии достался и контроль над всеми природными ископаемыми, которыми богаты недра арктического острова, среди которых золото, алмазы, нефть и газ. За Данией остаётся контроль над её обороной, внешней и денежной политикой. Денежной единицей останется датская крона. Формальным главой государства останется королева Маргрете II.

Королеву Дании представляет верховный комиссар.

Местное правительство избирается парламентом Гренландии на основе представительства в нём партий. Премьер-министр — обычно лидер партии, имеющей больше других мест в парламенте.

Местный парламент (ландстинг) — однопалатный, 31 депутат, избираются на 5-летний срок.

Население — 57,6 тыс. человек (оценка на июль 2010), в том числе гренландцев (эскимосов) около 90 %.

Португалия (Мадейра и Азорские острова):

Территориальный и для Мадейра экономический.

Остров Мадейра пользуется степень политической и административной автономии с 1976 года с португальской конституции. Он теперь имеет свое собственное правительство и законодательное собрание. Однако эта автономия не может отменить высшую власть Португальской Республики. Одной из главных достопримечательностей острове Мадейра является его политическая стабильность. Социал-демократическая партия была в региональной власти с 1976 года с абсолютным большинством голосов.

Источник

Автономия в зарубежных странах, ее признаки и реальное значение. Виды автономии.

Персональная автономия обычно создается, когда какие-либо этнические группы, национальные меньшинства проживают разрозненно (например, в Австрии, в Венгрии) и создают свои объединения, которые в основном занимаются вопросами культуры, быта, но могут участвовать в политической жизни путем представительства (с правом совещательного голоса).

Корпоративная автономия обычно связывается с существованием лингвистических общностей, для которых нередко резервируется определенная доля мест в государственном аппарате, а государственные служащие других этнических групп, работающие в данном районе, должны знать язык и быт местного населения, живущего небольшими группами вперемежку с другими народностями (существует экзамен по языку для государственных служащих).

Территориальная автономия обычно бывает национально-территориальной или этнотерриториальной, но бывает и основанной не на этнических признаках, а на учете особенностей культуры, традиций, быта населения данной территории. Территориальная автономия образуется только в случае компактного расселения этнических групп или иных групп, отличающихся другими особенностями. В зависимости от объема полномочий существуют две формы национально-территориальной (этнотерриториальной) автономии: политическая (ее часто называют еще государственной, законодательной) и административная. Политическая автономия имеет некоторые признаки государственности. Она (ее органы) обладает правом законодательства по местным вопросам (перечень этих полномочий указан в конституции, например в Италии, или определяется специальным законом:

в Ираке — законом об Иракском Курдистане 1974 г.). Административная автономия не обладает правом издавать свои местные законы, хотя ее представительные органы издают нормативные акты в пределах ее полномочий.

Унитарная форма государственного устройства в зарубежных странах. Проблема централизации и децентрализации государства в рамках этой формы государства.

Унитарное государство — ФГУ, при котором гос-во состоит из адм-тер-ных единиц, подчинённых центральной власти, не обладающих полит самостоятельностью.

2) единая конституция

3) единая правовая система

4) единая суд система

5) единая система высших органов

7)единая денежная система

Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:

характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти; объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;

Принято считать государство централизованным ( Италия, Испания), если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных (Новая Зеландия) местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Понятие, признаки и основные черты федерации в зарубежных странах.

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

§ Территория федерации состоит из территорий субъектов: штатов, кантонов, республик.

§ субъекты обладают учредит властью: они могут принимать свою конституцию и свои з-ны. Однако федеральное зак-во имеет преимущество.

§ субъекты имеют свою суд систему: одновременно действуют федеральный ВС и ВС субъекта..

§ субъекты имеют своё гр-во.

§ отличит особенностью явл двухпалатная стр-ра фед-го Парламента: нижняя палата избир-ся по всей стране, верхняя палата – это представительство субъектов.

§ право субъектов вступать в м/унар отнош (только с разреш центра).

§ в случае нарушения союзного зак-ва или конституции центральная власть имеет право применения принудит мер.

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:

По способу образования федерации делятся на:

Дата добавления: 2018-10-27 ; просмотров: 733 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник