Аутизм у детей школьников признаки

Содержание
  1. Признаки аутизма у подростков
  2. Подросток аутист: что нужно о нем знать
  3. Какие симптомы аутизма у подростков и что такое исполнительная функция
  4. Модели поведения аутичного подростка
  5. Резко выросло число подростков с РАС: как же им помочь
  6. Годы в старших классах: что ждет ребенка и к чему его готовить
  7. Помочь найти свое место в социуме – задача близких
  8. Видео — Аутизм у подростков: симптомы и прогноз
  9. Видео — 18 подростков-аутистов впервые сходили на дискотеку в Новосибирске
  10. Признаки аутизма
  11. Характерные черты детей с аутизмом (РАС)
  12. Ранняя диагностика аутизма
  13. Определение болезни. Причины заболевания
  14. Как себя ощущает ребёнок с аутизмом
  15. Признаки аутизма у детей разного возраста
  16. Интеллект у ребёнка с аутизмом
  17. Причины расстройств аутистического спектра
  18. Симптомы аутизма
  19. Симптомы аутизма у взрослых
  20. Патогенез аутизма
  21. Классификация и стадии развития аутизма
  22. Чем лёгкая форма аутизма отличается от тяжёлой
  23. Осложнения аутизма
  24. Диагностика аутизма
  25. Когда нужна консультация психиатра
  26. В каком возрасте можно поставить диагноз аутизм
  27. Возможно ли тестирование в домашних условиях
  28. Дифференциальная диагностика
  29. Лечение аутизма
  30. Возможно ли вылечиться от аутизма
  31. Лечение у детей
  32. Лечение взрослых
  33. Как жить с ребенком с аутизмом
  34. Могут ли у аутистов быть здоровые дети
  35. Прогноз. Профилактика
  36. Дают ли инвалидность при аутизме

Признаки аутизма у подростков

После 11 лет у ребенка начинает активно меняться гормональный фон. Именно поэтому признаки аутизма у подростков становятся более выраженными. Из-за этого могут возникнуть трудности в контроле эмоций, агрессивности и собственного поведения.

Вместе с изменением функционирования всех органов, включая головной мозг, происходит усугубление ранее наблюдаемых симптомов.

Именно поэтому родителям стоит быть готовым к новым проявлениям расстройства.

Подросток аутист: что нужно о нем знать

Немалую роль в жизни аутиста играет школа. Причем касается она не только части образования, но и общения. Часто дети с аутизмом подвергаются травле с боку одноклассников. Из-за этого теплая атмосфера в семье просто необходима.

Родителям не стоит создавать и без того напряженные условия.

Во-первых, не нужно искать в ребенке особых проявлений РАС (расстройства аутического спектра). Если он стал более замкнутым, постоянно играет в компьютерные игры и меньше делиться секретами с мамой и папой, то вероятнее всего, это лишь проявление взросления ребенка.

Не стоит акцентировать внимание на том, что ребенок «не такой», чем-то болен и развивается иначе, чем другие. Закомплексованный подросток, который ежедневно сталкивается с проблемами взаимоотношений в школе, личными изъянами и видоизменениями тела, может еще глубже уйти в себя и отстраниться от родных.

Какие симптомы аутизма у подростков и что такое исполнительная функция

Признаки и симптомы аутизма у подростков такие же, как и у детей младшего возраста, но в увеличенном проявлении. Настроение становится более переменчивым, усиливаются страхи, фобии. Также может повышаться агрессивность, отстраненность от окружения.

Подростки с РАС несколько отстают от сверстников в усвоении тех или иных навыков. Может быть нарушена исполнительная функция. Она представляет собой тот механизм управления своими действиями и решениями, которые могут потребоваться при составлении планов, распределении финансов, смене маршрута и самоконтроле.

Признаки аутизма у подростков 14 лет могут проявляться в отсутствии гибкости в решении проблемы, организации своей деятельности и распределении времени.

Родители могут заподозрить аутизм по таким проявлениям как:

Также можно отметить нежелание вступать в контакт с чужими людьми, если рядом нет родного человека, с кем налажено теплое общение.

Модели поведения аутичного подростка

В силу индивидуальности проявлений симптоматики, существуют и различные модели поведения ребенка.
Например, не всегда при РАС появляется изолированность от окружения, молчаливость и отчужденность. Часто к такому возрасту, путем терапии и коррекции поведения, ребенок учится взаимодействовать с окружением и ощущает меньше дискомфорта от коммуникации.

Поэтому некоторые дети становятся экспрессивными, активными, на грани перевозбужденности. На простые замечания может последовать сильная агрессия, полная неготовность подчиняться правилам.

Резко выросло число подростков с РАС: как же им помочь

Резкий рост аутизма в 1990 году отметили Американские медики. Если ранее, подобный диагноз считался редкостью, то за последние десятки лет картина сильно изменилась. Сейчас родители в разы более информированы относительно помощи своим детям. Так, Шанталь Сайсиль-Кира, мать аутиста, написала ряд книг, главной темой которых является помощь подросткам с РАС. По ее мнению, родители иногда могут находить диагноз там, где его нет.

Например, если ваш ребенок стал плохо управляемым, то это может быть лишь проявление переходного периода. Если же диагноз подтвержден, то, как говорит автор книги « Подростки в спектре аутизма», ребенку нужно дать почувствовать себя действительно самостоятельным.

Можно составить ему распорядок дня с указанием тех задач, которые ему необходимо будет выполнить. Затем поместить этот список на видное место. Это позволит подростку принимать самостоятельные решения, без постоянных напоминаний о важных делах родителями. Если вдруг что-то пойдет не так, ответственность за свои решения он будет нести самостоятельно, что поможет выработать в нем понимание причинно-следственных отношений.

Не нужно пытаться исправить своего ребенка. Необходимо помочь ему ладить с самим собой, проще вступать в контакт и учиться управлять своей жизнью. Тогда будучи взрослым, он будет успешно распоряжаться собственными финансами, строить здоровые отношения и вести полноценную жизнь.

Годы в старших классах: что ждет ребенка и к чему его готовить

Окончив среднюю школу, ребенок начинает сталкиваться с новыми требованиями. Ученики начинают заниматься в разных аудиториях, появляются сложные инструкции, для каждого задания используются новые учебники. Нужно выполнять не просто домашнее задание, а делать целые проекты, что требует организации рабочего процесса.

Поэтому родителям и школе нужно осуществлять постоянную помощь подростку, которому сложнее адаптироваться к новым условиям.

Стоит сказать о протекании полового созревания, которое дается аутистам особо сложно. Это не значит, что подросток не понимает, как устроена репродуктивная система. Но принять изменения в себе ребенку бывает сложно. Родителям нужно провести беседу о тонкостях интимной жизни, поговорить по душам.

Многие подростки с РАС могут нуждаться в напоминании о придерживании правил гигиены. Родители должны отслеживать регулярность приема душа, бритья, опрятности одежды и наружного вида в целом. Важно донести, что личная гигиена важна как для здоровья, так и нормального существования в коллективе.

Читайте также:  Признаки гос управления административное право

Аутисты часто сталкиваются с изоляцией от участия в социальной жизни. Ученики с РАС реже участвуют в общественных и школьных мероприятиях. Дети с расстройством на 40% реже встречаются с друзьями вне школы, не созваниваются с ними по телефону без необходимости.

Исследование доктора Кифера говорит о том, что такие дети на самом деле ощущают потребность в единении с другими.

Просто найти общий язык со сверстниками им трудно.

Помочь найти свое место в социуме – задача близких

Ниже представлены отзывы родителей, которые воспитывают подростков-аутистов.

С чем пришлось столкнуться при воспитании подростка с РАС
Положительный опыт Негативный опыт
Ирина.

В возрасте 14 лет, мой сын стал почти неуправляемым. Он демонстративно не слушал меня, переговаривался и огрызался. С возрастом, и после посещения психотерапевта, все вернулось в норму.

Татьяна.

Сейчас сыну 16. Стал не просто замкнутым, а почти отшельником. Как приходит со школы — сразу в комнату. Диалога со мной нет вообще. Учительница сказала, что в школе его не принимают, обижают. И хочется мне его поддержать, но как это сделать, учитывая, что он даже слушать меня не хочет, я не представляю.

Светлана.

Воспитываю дочку. Когда начались месячные, она почему-то постоянно это рассказывала всем подряд. Почти хвасталась. Пришлось объяснять важность хранить всякие «девичьи» секреты в тайне. Да и успеваемость стала хромать. Но, как сказала нам психолог, это нормально даже для обычных подростков.

Аня.

У нас обострились проблемы с речью. Ребенок говорит так, будто пластинку зажевало. Медленно, тихо и невнятно. Плюс, сын плохо спит, стал тревожным и агрессивным. Пришлось обращаться к психологу.

Вывод
Риск того, что признаки аутизма у подростков 15-16-ти лет обостряться, всегда есть. Однако не стоит впадать в панику. Важно вовремя поддержать ребенка и научить его справляться с жизненными трудностями, как на бытовом, так и социальном уровне. Ведь первое место, где он может получить поддержку – это его семья.

Видео — Аутизм у подростков: симптомы и прогноз

Видео — 18 подростков-аутистов впервые сходили на дискотеку в Новосибирске

Источник

Признаки аутизма

Аутизм – это не одно заболевание, а большой комплекс нарушений развития нервной системы различного происхождения, обозначаемый как расстройства аутистического спектра (РАС). По современным данным, частота встречаемости составляет 5:1000 (источник: Чарльз Ньокиктьен «Детская поведенческая неврология», 2018 г.). У мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Кажущееся увеличение заболеваемости РАС (по старым данным распространенность составляла 4:10000) связано с улучшением диагностики и расширением ее критериев. Само понятие спектра появилось относительно недавно, в 2013 году, когда было принято новое издание DSM-5, до этого рассматривали лишь отдельные виды аутизма. По международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10), в настоящее время выделяются детский аутизм (F84.0), атипичный аутизм (F84.1), синдром Ретта (F84.2), синдром Аспергера (F84.5) и несколько других форм. Однако, в уже принятой во многих странах МКБ-11 (в нашей стране будет действовать с 2022 года) «расстройство аутистического спектра» фигурирует как основная нозологическая единица, а ее формы выделяются, исходя из имеющихся интеллектуальных и языковых дефицитов, например: «РАС с нарушением интеллектуального развития и с мягким или отсутствующим нарушением функционального языка», «РАС без нарушения интеллектуального развития и с нарушением функционального языка» и другие.

РАС могут различаться по степени тяжести и по патогенетическим механизмам, что сильно влияет на клиническую картину, прогноз и социальную адаптацию.

Характерные черты детей с аутизмом (РАС)

Ранняя диагностика аутизма

Ощущение того, что с ребенком «что-то не то», может возникать у родителей, когда ребенок еще совсем маленький (до года). Слабость глазного контакта и чрезмерная фиксация на самом себе являются первыми признаками аутизма. До 18 месяцев нельзя определить, разовьется ли у малыша символическая игра. Очень важные диагностические критерии при определении аутизма по достижении 18 месяцев – указательный жест и совместное внимание, когда ребенок сам показывает что-то интересное и смотрит в том же направлении, что и взрослый. Также важно учитывать то, как развивается речь ребенка.

В развитых странах применяют специальные опросники для родителей, такие, как CHAT и ADI-R. CHAT можно использовать с 18 месяцев, и его заполнение займет около 10 минут. В 90% случаев диагноз будет подтвержден, однако есть и вероятность ошибки, поэтому результаты опросника стоит рассматривать лишь как предварительные данные.

В 0-1 года необходимо оценить:

В 1-2 года:

В 2-3 года:

В 3 года:

Признаки аутизма в 4 года и старше:

За единичными проявлениями не обязательно стоит диагноз в целом. Важна целостная клиническая картина. Для диагностики сейчас широко используются семейные видео, чтобы понимать, в каком возрасте ребенок что умел и как развивался.

Достоверно диагноз может быть поставлен врачом-психиатром с 2 лет. Обязательно необходимо провести дифференциальную диагностику с другими похожими расстройствами: алалией (дисфазией), детской шизофренией, детской депрессией, СДВГ, обсессивно-компульсивным расстройством, синдромом Туретта.

После диагностики необходимо консультирование для родителей и терапия для ребенка. В нашем центре проводятся консультации и занятия для семей, имеющих детей с особенностями поведения по аутичному типу (независимо от того, поставлен официальный диагноз или нет). Первичный прием проходит в форме консилиума из 2 специалистов (нейропсихолога и логопеда-дефектолога). На консультации определяется структура нарушения, какие виды дефицитов есть, а какие звенья нервной системы сохранны. Составляется программа коррекции, которая может включать:

Источник

Что такое аутизм? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Ворхлик Е. В., детского психиатра со стажем в 9 лет.

Определение болезни. Причины заболевания

Аутизм (расстройство аутистического спектра, РАС) — это неврологическое нарушение развития с разнообразными симптомами.

Как себя ощущает ребёнок с аутизмом

Признаки аутизма у детей разного возраста

Первые признаки нарушения развития ребёнка проявляются уже на первом году жизни (например, ребёнок поздно садится, отсутствует эмоциональный контакт с родителями, интерес к игрушкам, не отзывается на своё имя).

К вызывающим тревогу родителей сигналам относят:

Более заметными признаки аутизма становятся к двум-трём годам. Также возможны случаи, когда уже при появлении навыков происходит регресс, и ребёнок перестаёт делать то, чему научился ранее. Для ребёнка с аутизмом характерно позднее появление навыка речи либо его отсутствие, эхолалия (спонтанное повторение услышанных фраз и звуков вместо осознанной речи), задержки в развитии, отсутствие совместного внимания и указательных жестов, стереотипное поведение,наличие специальных узконаправленных интересов.

Расстройства аутистического спектра включают в себя такие понятия, как детский аутизм, атипичный аутизм, инфантильный психоз, синдром Канера, синдром Аспергера, проявляющиеся симптомами, выраженными в той или иной степени. Так, синдром Аспергера может оставаться недиагностированным у человека всю жизнь, не мешая профессиональному развитию и социальной адаптации, в то время как другие формы аутизма могут стать причиной ментальной инвалидности (человеку требуется пожизненное сопровождение и поддержка).

Интеллект у ребёнка с аутизмом

Вопреки распространённому стереотипу, аутизм не связан с высоким уровнем интеллекта и гениальностью, хотя в некоторых случаях расстройству может сопутствовать синдром Саванта (савантизм) — выдающиеся способности в одной или нескольких областях знания, например, в математике.

Причины расстройств аутистического спектра

Причины, приводящие к развитию расстройств аутистического спектра, до конца не выяснены. С 70-х годов прошлого столетия стали появляться различные теории возникновения заболевания «аутизм». Некоторые из них со временем не оправдали себя и были отвергнуты (например, теория «холодной матери»).

В настоящее время РАС считается полиэтиологическим заболеванием, значит, может развиваться вследствие нескольких факторов. Среди причин выделяют:

Биохимические изменения: множество исследований было посвящено нарушению обмена веществ головного мозга, которые участвуют в передаче импульсов между нервными клетками (нейромедиаторы). Например, у 1/3 детей с РАС было выявлено увеличение серотонина в крови. По результатам других исследований у всех детей с аутизмом наблюдалось повышение глутамата и аспартата в крови. Предполагается также, что аутизм, как и ряд других заболеваний, может быть связан с нарушением усвоения некоторых белков: глютена, казеина (исследования по этому направлению ведутся до сих пор).

Симптомы аутизма

Нарушения в сфере социального взаимодействия: отказ от контакта, пассивное принятие контакта при инициативе со стороны другого человека, либо же контакт носит формальный характер.

Нарушения в сфере общения: представлены в вербальной и невербальной коммуникации. Ребёнок с аутизмом испытывает трудности в привлечении внимания взрослых: не пользуется указательным жестом, вместо этого подводит взрослого к интересующему объекту, манипулирует его рукой для получения желаемого. Большинство детей с РАС развиваются с задержкой в формировании речи. При данном заболевании отсутствует стремление использовать речь в качестве средства общения, нарушено понимание жестов, мимики, интонации голоса. В речи людей с аутизмом встречается отказ от личных местоимений, неологизмы (самостоятельно придуманные слова), также нарушен грамматический и фонетический строй речи.

Нарушения в сфере воображения: эти признаки у аутиста проявляются в виде ограниченного набора действий с игрушками или предметами, однообразных игр, фиксации внимания на несущественных, мелких деталях вместо восприятия целого объекта. Такой признак аутизма, как стереотипные (однообразные) действия могут носить самый различный характер: постукивание или кручение предметов, потряхивания кистями рук, раскачивания телом, прыжки, повторяющиеся удары, выкрики.

Более сложные стереотипные действия могут представлять из себя расстановку предметов в ряды, сортировку предметов по цвету или размеру, коллекционирование большого количества каких-либо предметов.

Стереотипное поведение может проявляться и в повседневных действиях: требование идти одним и тем же маршрутом в определённые места, соблюдение определённого ритуала отхода ко сну, стремление задавать по многу раз определённые вопросы и получать на них ответы в одной и той же форме. Нередко встречаются непродуктивные однообразные интересы: чрезмерная увлечённость каким-нибудь мультфильмом, книгами на определённую тему, расписанием транспорта.

Реже встречаются аффективные нарушения (маниакальные и депрессивные состояния, приступы возбуждения с агрессией и аутоагрессией), невротические реакции и неврозоподобные состояния.

Симптомы аутизма у взрослых

Патогенез аутизма

Патогенез аутизма в настоящее время изучен недостаточно. Разные его формы имеют свои особенности патогенеза.

В развитии ребёнка есть несколько критических периодов, в которые происходят наиболее интенсивные нейрофизиологические изменения в головном мозге: 14-15 месяцев, 5-7 лет, 10-11 лет. Патологические процессы, попадающие по времени на критические периоды, ведут к нарушению развития.

При эндогенном (вызванном внутренними факторами) детском аутизме развитие психики ребёнка на ранних этапах происходит асинхронно. Это проявляется в нарушении последовательности моторного, речевого, эмоционального созревания. При нормальном развитии ребёнка более сложные функции психической деятельности поочерёдно вытесняют более простые. В случае с аутизмом наблюдается «переслаивание» простых функций сложными — например, появление лепета после одного года наряду с наличием простых слов.

Патогенез аутистикоподобного синдрома при хромосомных аномалиях, обменных нарушениях, органическом поражении головного мозга может быть связан с повреждением определённых структур головного мозга.

В ряде случаев имеет место нарушение созревания и перестройки клеток в коре больших полушарий, гиппокампе и базальных ганглиях. На компьютерной томографии у детей с РАС выявляется изменения мозжечка, ствола мозга, лобной части коры мозга, расширение боковых желудочков.

Классификация и стадии развития аутизма

Согласно Международной статистической классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10), используемой в России, расстройства аутистического спектра подразделяется на:

Сотрудниками НЦПЗ РАМН (Научного центра психического здоровья при Российской академии медицинских наук) была предложена следующая классификация РАС [8] :

При обсуждении классификации важно отметить, что аутизм не является формой шизофрении, хотя до 80-х годов прошлого века существовали теории об этом.

После публикации МКБ-11 предполагается, что расстройства аутистического спектра будут подразделяться следующим образом:

Чем лёгкая форма аутизма отличается от тяжёлой

РАС охватывает широкий диапазон симптомов с различной степенью тяжести — лёгкую и тяжёлую формы врачи не выделяют. Также не выделяются и стадии развития аутизма.

Осложнения аутизма

Среди осложнений РАС можно выделить следующие:

Нарушения поведения, самоповреждения: из-за негибкого поведения и неспособности к адекватному выражению своих эмоций ребёнок может начать кричать, плакать по незначительному поводу или смеяться без видимой причины. Нередко также бывает проявление агрессии по отношению к окружающим или самоповреждающее поведение.

Невротические симптомы: у многих людей с РАС развиваются тревожные, депрессивные проявления, обсессивно-компульсивный синдром, нарушения сна.

Судорожные приступы: примерно треть детей с аутизмом страдают эпилепсией, которая начинается в детском или подростковом возрасте.

Нарушения пищеварения: из-за избирательности в еде и необычных пищевых привычках при аутизме встречаются различные нарушения пищеварения, болезни желудка и дефицит витаминов.

Проблемы с диагностикой других заболеваний: высокий болевой порог препятствует своевременной диагностике осложнений инфекции носа и горла (отиты), что в свою очередь ведёт к снижению слуха, а отсутствие речи не даёт ребёнку корректно сообщить о болевых ощущениях и их локализации.

Диагностика аутизма

Когда нужна консультация психиатра

К психиатру следует обратиться при появлении у ребёнка признаков аутизма из «триады нарушений»: нарушения в сфере социального взаимодействия (отказ от контакта), в сфере коммуникации (трудности в привлечении внимания взрослых, задержка в формировании речи, нарушения грамматического и фонетического строя речи) и в сфере воображения (стереотипные однообразные игры и действия).

В каком возрасте можно поставить диагноз аутизм

Возможно ли тестирование в домашних условиях

При наличии показаний проводятся консультации врача-невролога, врача-генетика, нейропсихологическое обследование, магнитно-резонансная томография, компьютерная томография, развёрнутый биохимический анализ крови, цитогенетическое исследование.

Существует ряд вспомогательных стандартизированных методик для выявления наличия и степени выраженности симптомов РАС:

Дифференциальная диагностика

К расстройствам и синдромам со схожими с аутизмом проявлениями относят:

Лечение аутизма

Возможно ли вылечиться от аутизма

Аутизм — это расстройство, которое не поддаётся полному излечению, однако при своевременно начатой комплексной терапии удаётся снизить выраженность его симптомов.

Лечение у детей

Среди современных подходов к коррекционной работе можно выделить следующие:

ABA-терапия (applied behavior analysis, прикладной анализ поведения) — комплекс техник, направленных на коррекцию поведения ребёнка и приобретения навыков самообслуживания и нахождения в социуме. Применяя систему поощрений, ребёнка с аутизмом обучают отсутствующим бытовым и коммуникационным навыкам. В качестве поощрения используется вкусная еда, похвала, жетоны. Каждое простое действие разучивается отдельно, затем они объединяются в последовательность. Например, в начале ребёнку даётся простое задание (например «подними руку»), сразу же даётся подсказка (специалист поднимает руку ребёнка), затем ребёнка поощряют. Спустя несколько таких попыток ребёнок уже совершает действие без подсказки, ожидая вознаграждение. Постепенно задания усложняются, даются в произвольном порядке, в разных ситуациях, разными людьми, членами семьи для закрепления навыка. В какой-то момент ребёнок начинает самостоятельно понимать и выполнять новые задания.

На методах ABA-терапии построена Денверская модель – комплексный подход для детей с РАС от 3 до 5 лет, обучающий ребёнка всем необходимым навыкам для данного возраста, что позволяет впоследствии значительно повысить его адаптационные способности.

PECS (Picture Exchange Communication System) — система альтернативной коммуникации с помощью карточек с изображениями. На карточках изображены предметы или действия, с которыми ребёнок может обратиться к взрослому для получения желаемого. Обучение по этой методике проводится с использованием тактик ABA-терапии. И хотя она не учит устной речи напрямую, у некоторых детей с аутизмом, занимавшихся по этой программе, появляется спонтанная речь.

ТЕАССН (Treatment and Education for Autistic and related Communication handicapped Children) — программа, в основе которой лежит идея структурированного обучения: разделение пространства на отдельные зоны, предназначенные для определённого вида деятельности (зоны работы, зона отдыха), планирование времяпрепровождения по наглядным расписаниям, система презентации задания, визуализация структуры задания.

DIR (Developmental Individual differences Relationship-based) — концепция оказания комплексной помощи детям с различными нарушениями развития, учитывающая индивидуальные особенности и основанная на построении взаимоотношений между членами семьи. Одним из компонентов этой программы является методика Floortime, обучающая родителей взаимодействовать и развивать ребёнка-аутиста путём включения в его игру и постепенного вовлечения в совместное «пространство».

Эмоционально-уровневый подход — разработан отечественными психологами (Лебединская, Никольская, Баенская, Либлинг) и широко используется в России и странах СНГ. Он основан на представлениях об уровнях эмоциональной регуляции организма, которые нарушаются при аутизме. Данный подход предполагает терапию через установление эмоционального контакта с ребёнком. В дальнейшем проводится работа над преодолением страхов и агрессии, формируется целенаправленность в деятельности.

Сенсорная интеграция — метод, направленный на упорядочивание ощущений, полученных от собственных движений и внешнего мира (тактильных, мышечных, вестибулярных). Согласно теории сенсорной интеграции, при нарушении способности воспринимать и обрабатывать ощущения от движений своего тела и внешних воздействий могут нарушаться процессы обучения и поведения. Выполнение определённых упражнений улучшают обработку сенсорных стимулов головным мозгом, что приводит к улучшению поведения и обучения. Самостоятельно данный вид терапии не применяется, он может быть поддерживающим методом в рамках ABA-терапии.

Тем не менее существуют симптомы и проблемы, на которые нельзя повлиять с помощью препаратов:

При наличии сопутствующих заболеваний (например, эпилепсии) помимо врача-психиатра ребёнка должен наблюдать невролог и педиатр.

Лечение взрослых

Корректировать РАС во взрослом возрасте можно с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии. Конкретные методы лечения подбираются в зависимости от проблем, с которыми сталкивается человек с РАС (например, социальная изоляция или проблемы в отношениях). Также возможен приём рецептурных лекарств, уменьшающих проявления тревоги и депрессии, которые могут возникать на фоне РАС. Лекарства подбираются индивидуально врачом-психиатром.

Как жить с ребенком с аутизмом

Могут ли у аутистов быть здоровые дети

Проявление заболевания зависит от сочетания между собой генетических факторов и воздействия среды, однако риск рождения детей с РАС у родителей с этим расстройством значительно выше, чем в среднем в популяции.

Прогноз. Профилактика

Относительно благоприятный прогноз наблюдается при синдроме Аспергера (высокофункциональном аутизме): часть детей с этой формой аутизма могут учиться в общеобразовательных школах, в дальнейшем получать высшее образование, вступать в брак и работать. При синдроме Ретта прогноз неблагоприятный, так как заболевание ведёт к тяжёлой умственной отсталости, неврологическим нарушениям, существует риск внезапной смерти (к примеру, от остановки сердца).

Ко вторичной профилактике можно отнести своевременное выявление симптомов РАС родителями, врачом-педиатром, детским неврологом и обращение к психиатру для уточнения диагноза.

Дают ли инвалидность при аутизме

Инвалидность можно получить при полном или частичном отсутствии у ребёнка с РАС навыков самообслуживания, способности самостоятельно передвигаться, общаться, контролировать своё поведение и обучаться. 

Источник