Аутизм у детей признаки комаровский

Доктор Комаровский поведал, как разглядеть аутизм у маленького ребенка

Все мы хотим, чтобы наши дети были здоровыми и счастливыми. Однако нередко случается так, что малыши появляются на свет с заболеваниями. И если некоторые из них легко поддаются лечению, то есть, к сожалению, и такие, вылечить которые очень сложно, а то и вовсе невозможно. Одно из таких заболеваний – аутизм.

Аутизм – это расстройство в организме человека, которое имеет место как следствие неправильного развития головного мозга. Детям (да и всем людям вообще), страдающим аутизмом, крайне тяжело находиться в обществе, взаимодействовать с ним и с его членами. За счёт этого возникают трудности в социализации, в реализации себя как личности. Аутисты практически не приспособлены к какой-либо более-менее серьёзной деятельности, они имеют очень узкий круг действий, которую они способны выполнять, ведь все действия аутистов очень монотонны и однотипны.

Вы знали, что признаки этой неприятной болезни можно распознать с самого раннего детства? Если нет, то эта статья для вас. Известный доктор Евгений Комаровский, ведущий одноимённую телепрограмму и являющийся владельцем и главным врачом частной клиники, дал несколько полезных и практичных советов, которые помогут вовремя разглядеть, что ваше чадо не такое, как другие. К сожалению, излечение от аутизма на текущий момент времени является невозможным. Единственный плюс: чем раньше заметить проблему, тем проще с ней бороться и хотя бы как-то социализировать вашего ребёнка, приспособив его к общественной жизни.

Итак, выделяются такие симптомы этого заболевания у маленьких детей:

Абсолютное отсутствие приспособляемости к любым изменениям. Ваш ребёнок крайне болезненно переносит любую смену обстановки или когда что-то не так, как обычно.

Неумение отличать опасную ситуацию от обычной. Ваш ребёнок может заинтересованно тянуться к огню или выбегать на проезжую часть, не понимая, что он подвергает себя и свою жизнь смертельной опасности.

Странное, не вполне адекватное отношение к бытовым предметам. Ваш ребёнок может сидеть и целый час трогать руками ножку стула или заинтересованно разглядывать тюбик зубной пасты. Не стоит путать с обычной детской любознательностью.

Слишком активное или же напротив, слишком пассивное поведение. Не перепутайте с обычным детским поведением, когда периоды суперактивности сменяются периодами вялости и лени.

Плохая, невнятная, слабая речь или полное её отсутствие. Это – один из главных тревожных признаков.

Плач либо смех без видимой на то причины.

Подозрительное отношение к любым посторонним звукам (либо полное игнорирование, либо исключительная концентрация на них)

Неумение играть обычными игрушками (пистолетиками, солдатиками, мячиками, машинками). Использование игрушек как угодно, но не по назначению.

Плохой контакт (либо его полное отсутствие) с другими детьми такой же возрастной группы.

Доктор Комаровский напоминает, что сами по себе практически все эти признаки безобидны или легко могут быть истолкованы как особенности детского поведения в младшем возрасте. Однако если три и больше признаков совпадают, присмотритесь повнимательнее к поведению вашего чада. Если чувствуете, что что-то не так – скорее обратитесь к врачу, ведь чем раньше сделать это, тем больше шансов не «упустить» вашего малыша.

Самое главное: если вам кажется или вы уже точно знаете, что ваш ребёнок – аутист, не впадайте в панику или любые другие крайности! Таким детям можно и нужно помогать, ничего сверхкритического, скорее всего, нет. Комплексная работа с группой врачей сможет дать вашему ребёнку максимально много из того, что ему можно дать в его состоянии. Поддерживайте ваше чадо, играйте с ним, учитесь, развивайте его, дарите как можно больше ласки, любви и заботы. Помните, что он в этом очень нуждается!

Источник

Аутизм: как его выявить

Педиатры начинают работу по выявлению у ребенка особых признаков развития или коммуникационных проблем, характерных для расстройства аутистического спектра (РАС, англ. ASD), с самой первой встречи.

Педиатр наблюдает, как ребенок смеется/плачет, смотрит для обретения уверенности на родителей, пытается восстановить внимание взрослых во время разговора, рассматривает окружающие предметы, отзывается на свое имя…

Эти наблюдения в сочетании с семейной историей, медицинскими осмотрами, родительскими впечатлениями и рассказами чрезвычайно ценны для своевременного выявления детей с РАС.

Формализованный скрининг на аутизм, рекомендованный в возрасте 18 и 24 месяца, при нормальном развитии ребенка

Американская академия педиатрии (AAP) рекомендует проводить скрининг на аутизм для всех здоровых детей при визите к врачу в возрасте 18 и 24 месяца в дополнение к регулярному наблюдению за развитием.

Этот тип скрининга может выявить детей со значительными проблемами развития и поведения на раннем этапе, когда медицинская и педагогическая коррекция наиболее эффективна. Чтобы скрининг действительно работал, он должен применяться ко всем детям, а не только к тем, у которых уже отмечается наличие тех или иных симптомов.

Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста — 16–30 месяцев (M-CHAT)

Большинство педиатров используют M-CHAT — 23-балльный вопросник для родителей. И большинство семей считают, что его легко заполнить. Используя этот стандартизованный скрининг, педиатры могут достаточно рано выявить детей, подверженных риску развития РАС. Родителям таких детей предложат обсудить вопросы, касающиеся задержки речи, проблем поведения, а также опишут последующие шаги, которые могут помочь ребенку с дополнительным генетическим или неврологическим отклонением или изменениями поведения, выявленными при тестировании уровня развития.

Скрининг — это не диагностирование!

Важно отметить, что названные выше скрининги не являются диагностическими процедурами. Если у ребенка положительный результат скрининга на РАС, это не значит, что у него будет диагностирован аутизм. И наоборот: если ребенок прошел скрининг и никаких отклонений выявлено не было, но вы продолжаете беспокоиться о наличии РАС, то не стесняйтесь спрашивать врача.

Тесты — это просто скрининг, так что не идентифицируйте всех детей с положительными результатами с РАС. Результаты тестирования M-CHAT, например, не дают 100%-ного результата, поэтому данный тест используется в сочетании с комплексной оценкой состояния здоровья ребенка и семейной историей. Мнения, впечатления и отзывы родителей незаменимы и имеют самое важное значение для определения детей с риском развития РАС.

Если вы обеспокоены, что вашему ребенку не был проведен официальный скрининг, то поговорите с вашим педиатром о проведении хотя бы первоначального скрининга (к тому же сейчас доступны многие инструменты для его проведения).

Но если вас беспокоят особенности поведения или общения ребенка из-за семейной истории РАС, настораживает то, как он говорит и действует, волнуют отзывы других людей о его поведении, то не ждите назначенного визита, чтобы поговорить с вашим педиатром. Если ваш врач не относится серьезно к вашим рассказам и просьбам, получите мнение другого специалиста-медика.

Материалы по теме:


Источник

Евгений Комаровский про аутизм

До сих пор доктора во всем мире не могут прийти к единому мнению относительно причин появления, симптомов, классификации и лечения расстройства аутистического спектра. Педиатр Евгений Комаровский выразил свое мнение относительно детского аутизма.

Как описывает симптомы аутизма Комаровский

Основные симптомы РАС по мнению Комаровского:

В статьях https://autizmy-net.ru/priznaki-autizma/ и https://autizmy-net.ru/priznaki-autizma-u-podrostkov/, описывались эти признаки более подробно. Педиатр грамотно обобщает информацию.

Мнение Комаровского о прививках и аутизме

В своей очередной программе педиатр, Евгений Комаровский затронул вопрос относительно влияния прививок на развитие аутизма.

Доктор подчеркнул, что несколько десятилетий назад аутизм часто путали с шизофренией, и только недавно заболевание начали выделять как отдельное психическое расстройство. Нужно понимать, что сам по себе «аутизм» – это целый комплекс РАС (расстройств аутистического спектра).

Примерно в 90-х годах был поднят вопрос о влиянии прививок на развитие РАС. Впервые об этом заговорил в своей статье гастроэнтеролог Эндрю Вейкфилд (Англия). Его обнародованные результаты исследований, что прививка АКДС вызывает аутизм, повергли в шок общественность.

Многие ученые, услышав о сенсационном открытии Вейкфилда, поспешили повторить его исследование, но усилия были безуспешными. После, когда начали детально рассматривать работу британца, были обнаружены многие несоответствия, и даже диагнозы пациентов были сфабрикованы. В результате британца назвали шарлатаном, который по договоренности с «Сообществом Против Вакцинации», пытался одурачить весь мир.

Читайте также:  Признаки того что лопнула киста яичника признаки

Подробно связь комплексной вакцинации АКДС с аутизмом можно прочесть в статье: https://autizmy-net.ru/vyizyivaet-li-privivka-akds-autizm/

В результате обсуждения данной темы Комаровский подвел итог: «Взаимосвязь прививок и аутизма находится на уровне обсуждений и теорий. Сегодня различают много разновидностей заболевания, что и существенно затрудняет исследовательскую работу относительно причин происхождения РАС».

Доктор Комаровский говорит про аутизм: «Объяснить причины появления заболевания у детей наука пока не может. Поэтому основная задача и ответственность возлагается на родителей: своевременно распознать признаки заболевания и обратиться к специализированным докторам за профессиональной помощью. Важно понимать, что большая часть проблем легко определяется по внешним признакам».

Методы лечения аутизма

Евгений Комаровский утверждает, что явного медикаментозного лечения РАС нет, есть лекарственные курсы для борьбы с сопутствующими симптомами заболевания, и масса терапий, которые помогут скорректировать поведенческие, речевые, социальные и психологические особенности детей и взрослых с РАС.

Подробно о методиках можно прочитать, перейдя по ссылкам:

Комаровский дает такие советы родителям «особенных» детей:

Мнение Комаровского об аутизме: отзывы родителей

Евгений Комаровский зарекомендовал себя как грамотный практикующий педиатр. В таблице собраны отзывы родителей аутичных детей со следующих интернет-площадок: https://www.7ya.ru/article/Autizm-ne-bolezn-jeto-narushenie-razvitiya/

Положительные

Отрицательные

С удовольствием смотрю все передачи с Евгением Комаровским, в том числе и «Школу доктора Комаровского», все очень доходчиво и понятно объясняет. А после передачи про детский аутизм, я стала пристально наблюдать за двухгодовалым сыном, и заметила некую замкнутость, которую мы быстро преодолели до 3 лет. Правду говорит, все нужно делать вовремя, и все в первую очередь зависит от родителей. (София)

Я вот считаю, что много симптомов просто дополнительно приписывают аутизму. Вот я сама по себе замкнутая, могу часами вязать, и лишь бы меня никто не трогал, не люблю шумные компании, у меня ограниченный круг друзей – но я не аутист, у меня нет никаких социальных проблем (если нужно я буду разговаривать с посторонними. Работаю в крупной фирме, где без контактов нельзя, с речью и умственным развитием тоже нет проблем. Так что любовь к одиночеству – это не аутизм, это такая черта характера. Все-таки все сыро еще с диагностикой аутизма. (Рита)

Я как отчаявшаяся мама двух дочечек с атипичным аутизмом, была в восторге от программы Комаровского про аутизм. Руки опускались, полный клев себя, что ты такая бессильная в данной ситуации – это титанически убивало. Но, Евгений Олегович, мне как мозг промыл через монитор, я поняла, что слабая я = отсутствию счастливой жизни моих малышек. Методик уйма, нужно прислушиваться, пробовать и экспериментировать (с умом). Комаровский теперь мой наставник и кумир! (Лида)

У нас первые признаки аутизма как раз начали проявляться после вакцинации АКДС, мы впервые ее сделали в возрасте 1,5 лет (не было вакцин в поликлинике), до прививки была полностью здоровой малышкой, а потом начался «откат», речь восстановилась, координация движений нарушилась, появилась замкнутость, и пропало желание приобретать важные для жизни навыки. Вакцины АКДС влияют на развитие аутизма, как ни крути! (Катя)

Браво таким людям, говорит все с пониманием дела, на доступном всем языке. Хотела бы я попасть лично к нему на прием. (Аня)

У нас проблемы были с самого рождения: проблемы со сном (он боялся засыпать), ночные истерики, полное отсутствие контакта с окружающим миром (его вообще ничего не интересовало) и многое другое. На мои просьбы к педиатру обратить внимание на эти особенности я слышала только отговорки по типу «это особенности у него такие характера, все нормально». После того как я увидела программу про аутизм с Евгением Олеговичем я набралась смелости и пошла выбивать направление к невропатологу и психиатру, и как оказалось не зря. Нам поставили диагноз и это в 1,5 года, и мы уже активно проходим разные терапии: плавание, иглоукалывание, массажи и т.д. Спасибо Комаровскому за вдохновение! (Алена)

Спасибо доктору за подробное и понятное комплексное описание всех проблем, как-то я лучше воспринимаю услышанное, чем прочтенное. Теперь я смотрю все передачи Евгения Олеговича, и бывает по несколько раз. (Лиля)

Вывод

Евгений Олегович обращает внимание, что дети с аутизмом не лишены способности выражать свои эмоции, они просто их выражают по-своему. Главная задача, в первую очередь, родителей, а потом и врачей, помочь ребенку научиться контактировать с окружающим миром. Чем раньше начать работу над проблемой, тем проще с ней будет справиться.

Три важных аспекта лечения: внимание, любовь, целеустремленность.

Могу ли спровоцировать появление аутизма бытовые химикаты или окружающие нас токсины?

Могут. Это так называемые неспецифические агенты, которые негативно могут влиять на развитие и полноценное функционирование ЦНС.

Источник


Об аутизме на сегодняшний день сказано и написано немало. Но, несмотря на обилие информации, у родителей, имеющих ребенка с диагнозом РДА, остается немало вопросов. Кроме того, долгое время специалисты не могли прийти к единому мнению в вопросах классификации, определения симптомов, причин возникновения и лечения РДА. И сейчас существует множество точек зрения на эти вопросы. Мы попросили
Ирину Баранову, детского патопсихолога-диагноста (Ростов-на-Дону), рассказать о своем взгляде на проблемы аутизма и ответить на распространенные вопросы родителей.

Что скрывается за буквами «РДА» в истории болезни ребенка? Прежде всего РДА (ранний детский аутизм) проявляется отгороженностью малыша от окружающей среды (в первую очередь людей) и погруженностью в свой собственный мир, созданный им из отдельных предметов, звуков, явлений и т.п., посильных для его приспособления к действительности и «выживания» в ней.
Этот синдром отражает особую форму психической защиты от всего многообразия внешнего мира — защиты патологической, т.е. наносящей ущерб самому защищающемуся, в данном случае за счет приостановки или искажения всего психического развития.
В классификации болезней в психиатрии этот синдром относят к одной из форм задержек развития. А это значит, что в принципе это состояние преодолимое (в отличие, например, от недоразвития). Здесь и возникает главное противоречие. Дело в том, что до недавнего времени аутизм как симптом (синдром) рассматривался врачами как сочетание поведенческих реакций и мотивов, сопутствующих такому тяжелому и сложному психическому расстройству как шизофрения. Впоследствии же выяснилось, что это не совсем правильный подход. Неспособности к коммуникации», характерной для аутистов, сопутствует потребность этих людей в общении. То есть страх, который породил эту патологическую защиту, не уничтожил главное — потребность во взаимодействии с миром, с людьми, но заблокировал спонтанное ее проявление. Итак, в тех случаях, когда ядро психической активности (т.е. мотивационная сфера) осталось неповрежденным, мы имеем дело с РДА непроцессуального (т.е. не шизофренического) происхождения. И это принципиально определяет прогноз состояния.

К сожалению, за последние 10-15 лет этот синдром распространился в катастрофических масштабах. Мне как специалисту-диагносту приходится сталкиваться с РДА от двух до шести раз(!) в неделю, принимая решение о характере, степени выраженности и, главное, о происхождении симптома.
В последнее время синдром РДА стал проявляться у детей с органической недостаточностью ЦНС разной степени выраженности (иногда совсем минимальной, иногда значительно выраженной — например, с сопутствующими нарушениями речи, внимания, активности). То есть, если ЦНС оказывается недостаточно стабильной и сильной, включаются способы защиты, в том числе и аутизм. Эта защита обеспечивает ребенку ту степень функционирования, которая доступна, посильна, сохраняет относительное эмоциональное равновесие, так как окружающая среда воспринимается им преимущественно как опасная, агрессивная.
Родителей обычно волнует вопрос причин, вызывающих у ребенка органическую недостаточность ЦНС. В случае РДА причин множество, и многие из них глобальны (экология, урбанизация и т.п.). Мой личный опыт консультанта показывает, что не на последнем месте стоят и внутренние факторы — отношение к ребенку в семье, взаимоотношения между родителями и многое другое. От того, насколько родители (прежде всего мать) близки к ребенку, насколько они принимают свое дитя несмотря на его особенности, насколько включены в процесс воспитания, реабилитации, обучения, во многом зависит успешность прогноза.
Ребенка с диагнозом РДА недостаточно просто привести к врачу, который назначит список медикаментов, или к психологу, который будет с ним заниматься. В этом случае как никогда важно сотрудничество родителей и специалистов, причем от родителей зависит большая часть успеха.

Читайте также:  Отличительный признак кризисных возрастных периодов является

1. Как понять, что у ребенка аутизм? В каком возрасте может быть впервые поставлен этот диагноз?
Основная сложность заключается в том, что трудно назвать средний возраст, в котором у ребенка можно впервые заметить проявления аутизма. Иногда заподозрить РДА (ранний детский аутизм) можно уже у трехмесячного малыша, но чаще ни родители, ни специалисты ничего странного и необычного не замечают, пока ребенку не исполнится год.
Возраст, в котором появляются первые симптомы РДА, у всех детей разный, равно как и сами эти симптомы. Это зависит как от степени выраженности аутизма, так и от причин, вызывающих и порождающих его, — а причин этих немало, и в каждом случае они разные. Тем не менее, внимательная и наблюдательная мама может заподозрить неладное уже к середине первого года жизни ребенка, хотя говорить более или менее определенно об аутизме можно только к концу второго года.
Очевидно, что чем раньше родители, заметив особенности в поведении малыша, начнут консультироваться со специалистами, тем лучше. Ребенок с РДА, с которым с раннего возраста проводилась работа, имеет высокие шансы на полную реабилитацию и благоприятный прогноз. Следовательно, несмотря на то, что диагноз «аутизм» не может быть поставлен до достижения ребенком двух–трех лет, коррекционно-педагогическую работу при наличии опасений нужно начинать как можно раньше. В тех ситуациях, когда риск возникновения и развития РДА повышен, тем более важно своевременно обратиться за помощью к специалистам (иногда есть смысл сделать это во время беременности или даже на стадии планирования). В таком случае шансы на успех максимально высоки.
Постановка диагноза. Предварительный диагноз «РДА» специалист может поставить уже к концу первого года (так называемое «подозрение на РДА»). Официальный уточненный диагноз может быть поставлен не ранее трех лет — после осмотра хотя бы двумя специалистами: невропатологом (или психиатром) и детским патопсихологом.

2. Что в поведении младенца должно насторожить родителей?
В первую очередь, показательны реакции малыша на стимулы окружающей среды. В младенчестве их немного, важны основные: еда, свет, звук, температура и влажность пеленок, одежда. Особенно важна реакция на близких людей, окружающих ребенка.
Еда. Стоит обратить внимание на то, как ребенок ест, на его поведение во время кормления, на то, насколько гармонично происходит процесс пищеварения. Получается ли у ребенка сосать, наедается ли он, усваивает ли его организм грудное молоко, смесь (а впоследствии прикорм)? Чаще мы встречаемся с тем, что грудное вскармливание у таких детей нарушено или отсутствует по разным причинам. У аутистов к еде вообще особенное, избирательное отношение, и первые проявления этой избирательности могут возникнуть еще в младенчестве.
Реакция на свет, звук, мокрые пеленки. В норме малыш реагирует на мокрые пеленки, резкие изменения света и звука: плачет, кряхтит, ворочается. Отсутствие какой бы то ни было реакции или ее крайняя выраженность должны насторожить. Обычно у детей, которым впоследствии был поставлен диагноз «аутизм», в младенчестве наблюдалась недостаточная реакция на внешние раздражители или даже полное ее отсутствие. У ребенка могут возникать короткие периоды резко обостренных реакций, но они, как правило, быстро сменяются торможением.
Близкие люди. У детей, которые развиваются нормально, в определенном возрасте появляется нормативная психическая реакция, называемая комплексом оживления*. Младенец при появлении матери или любого близкого человека, которого допускают к уходу за ним, демонстрирует радость и пытается посвоему вступить «в диалог» с взрослым: фиксирует взгляд, «жестикулирует», машет ручками и ножками, будто стараясь подпрыгнуть, улыбается. Это и есть первое проявление психического контакта в социальной форме. Возраст, в котором появляется комплекс оживления, а также способы его выражения может разниться (это зависит от темперамента ребенка), но если реакции нет вообще, то стоит насторожиться — это говорит о наличии проблем.

*Комплекс оживления — понятие, введенное в 20-х гг. прошлого века Н.М. Щеловановым, обозначающее различные двигательные реакции младенца первых месяцев жизни на различные воздействия (лицо взрослого, красивые игрушки, приятные звуки), по которым можно судить о переживании им положительных эмоций. К подобным реакциям относят: замирание и зрительное сосредоточение на объекте восприятия, улыбку, издаваемые звуки, двигательное оживление. Формирование комплекса оживления происходит начиная с третьей недели жизни: сначала появляется замирание и сосредоточение при зрительной фиксации предмета или при звуках, затем — улыбка, вокализация и двигательное оживление. В возрасте трех или четырех месяцев происходит видоизменение комплекса оживления в более сложные формы поведения. Помимо выражения эмоций, комплекс оживления выступает как функция общения младенца со взрослыми людьми, о чем свидетельствует то, что в зависимости от ситуации младенец может усиливать или затормаживать ту или иную его компоненту. Благодаря ему устанавливается прочная связь ребенка со взрослым и удовлетворяется его потребность в общении. Отсутствие комплекса оживления в младенчестве — диагностический признак задержки психического развития ребенка. Психология развития. Словарь

3. Каковы основные признаки аутизма?
Ограниченность как в возможности, так в и в потребности общения разной степени выраженности, своеобразие игр и интересов, странные с точки зрения привычного восприятия действия и поступки, страхи, неравномерность интеллектуального развития: опережение в развитии сложных навыков и отставание в простых (например, ребенок читает, а рисовать не может).

4. Как строить день ребенка с РДА?
Расписание дня ребенка с РДА может практически ничем не отличаться от расписания его сверстников. Однако, консультируя родителей, я обычно подчеркиваю, что дети-аутисты имеют большую, чем другие ребята, потребность в дисциплине и четком режиме дня, включающем помимо прогулок, еды, сна и развивающие занятия. Доказано, что режим, его оптимальный для данного ребенка (т.е.приспособленный к нему) гармоничный ритм успокаивает, дает ощущение стабильности и лечит страх.

5. Каким образом ребенок-аутист воспринимает окружающую действительность?
Дело в том, что значительную часть впечатлений и ощущений, которые несет окружающий мир, ребенок-аутист переживает как болезненные. Те внешние раздражители и стимулы, которые воспринимает малыш, не успевают передать свою специфическую информацию, а приносят только неспецифическую болевую стимуляцию. Именно этим обусловлена реакция ребенка — страх, уход в себя. Позже аутист начинает приспосабливаться к миру — медленно, по частям, воспринимая лишь отдельные свойства и качества объектов. Именно поэтому аутисты видят искаженную картину мира.
Несмотря на то что органы чувств чаще всего не нарушены и сигналы воспринимаются адекватно, на этапах переработки им не удается интегрироваться в целостные образы. Поэтому стандартное, привычное нам восприятие у аутистов не формируется (из-за чего у них даже нередко подозревают глухоту или слепоту). Этим обусловлен один из подходов в коррекционно-педагогической работе — ориентация нацелостное образное восприятие.

6. Нужно ли придерживаться особой диеты для ребенка с РДА? Если да, то какой должна быть диета и в каких случаях она нужна?
Этой «диеты» они придерживаются сами. В традиционном смысле слова это не диета, а привычный набор вкусов и ощущений. Ребенок-аутист ограждает себя от новых «пищевых переживаний», становясь избирательным в еде, и это также является одним из симптомов РДА. Преодоление пищевой избирательности — дело трудное и нескорое. Главное — понять, что с течением времени пищевой репертуар малыша все равно будет расширяться. Это значит, что время от времени надо предлагать продукты (блюда), которые для ребенка пока «исключены», есть рядом с ним разнообразную еду, чтобы он мог ее видеть, ощущать ее запах.
Отдельного рассмотрения заслуживает развитие синдрома РДА в связи с генетическим синдромом Мартина-Белла, когда нарушено усвоение витаминов группы В. В данном случае именно диета окажет лечебное воздействие. Врач-психиатр, к которому вы обратитесь за первичной консультацией, решит, нужна ли вам дополнительная консультация генетика. Впрочем, родители могут обратиться к генетику самостоятельно, не дожидаясь направления специалиста.

Читайте также:  Признаками государственного аппарата являются

7. Может ли вакцинация спровоцировать появление РДА? Стоит ли вакцинировать ребенка, у которого диагноз «ранний детский аутизм» уже имеется?
Есть данные, что в некоторых случаях РДА может развиться именно после вакцинации. Ребенка, уже имеющего этот диагноз, вакцинировать не рекомендуют, хотя в каждом конкретном случае требуется индивидуальная консультация невропатолога.

8. Каким образом проводить социализацию таких детей?
Социализацию ребенка с РДА стоит начать с детских дошкольных учреждений, так как именно пребывание в детском коллективе позволит малышу идентифицировать себя как личность и часть социума. Именно с детского сада и начинается социализация маленького аутиста, его вхождение «в большой мир». Для того чтобы ребенку было легче адаптироваться к окружающей действительности впоследствии, ему уже в дошкольном возрасте необходимо общество ровесников.
Если говорить о нашем городе, то рекомендуется выбрать логопедический детский сад или тот сад, в котором имеется логопедическая группа (такие есть в каждом районе). С другой стороны, родители могут устроить малыша в любое ДДУ (детское дошкольное учреждение), в котором педагоги и специалисты будут осведомлены о проблеме ребенка и готовы идти на соответствующие компромиссы воспитаннику с РДА. В медицинской карте в детском саду вашему малышу напишут: «Задержка психического развития в эмоционально-волевой сфере».
Однако самое важное начинается уже после того, как вы выбрали детский сад, оговорили с заведующим и педагогами предпочтения, привычки, режим ребенка и заручились их поддержкой и содействием. Для вашего малыша начинается очень важный и непростой период — адаптация к детскому саду. Постарайтесь сделать все, чтобы она прошла гладко.
Начните приводить ребенка на время прогулки в детском саду (один или два раза в день): ваш малыш будет привыкать к другим детям, узнает их имена. В этот же период ребенка нужно познакомить с групповым помещением (в то время, когда там никого нет). Это тоже можно сделать в тот момент, когда все остальные дети на прогулке. Таким образом мы предоставляем малышу возможность освоиться с предметами обстановки в группе, а воспитателям — установить с ним контакт индивидуально. На этом этапе рекомендуется сделать фото детей, взрослых — всего того, что связано с детским садом. Ребенок, рассматривая фото в домашней обстановке, постепенно будет привыкать к своей новой среде.

Следующий шаг — посещение утренних групповых занятий. Воспитатели должны быть предупреждены заранее, что вашего ребенка не надо настойчиво усаживать в общий круг: ему должна быть предоставлена возможность находиться в любом месте группы при условии, что он ведет себя тихо. И только после того, как малыш достаточно освоится в новой обстановке, будет чувствовать себя комфортно, попробуйте оставить его на дневной сон. Если адаптация проходит благополучно, можно будет в конце концов оставлять ребенка в детском саду и во второй половине дня. Главное не торопиться. Здесь важна не скорость, с которой малыш адаптируется, а успешность этой адаптации. После того как ребенок привык к детскому саду, освоился в новых для него условиях, педагоги будут стремиться наладить взаимодействие в малой группе (то есть организовывать совместную деятельность маленького аутиста и другого ребенка).
Естественно, чтобы адаптация в детском саду прошла успешно и ребенок с РДА смог почувствовать себя комфортно, необходимо участие и активная работа всех сотрудников ДДУ: воспитателей, психологов, логопедов, даже нянь. Но не менее (а может, и более) важна помощь родителей, дети которых ходят в ту же группу.
Отлично, если мамы и папы других малышей понимают, что для их собственных детей взаимодействие с особым ребенком не менее важно, чем для маленького аутиста — это не просто проявление терпимости и сочувствия, а важный аспект, формирующий ценные черты характера и коммуникативные способности их ребят.

9. Как такие дети должны воспитываться и обучаться?
Вместе со всеми, но с учетом их особенностей. Как адаптировать ребенка к детскому коллективу, я разъясняла выше (на примере адаптации к детскому саду). Подчеркну еще раз, что ни в коем случае не надо спешить. Даже когда ребенок сможет оставаться в детском коллективе (в детском саду, школе, в группе развития), ему нужно дать возможность сохранять допустимую для него дистанцию (например, не сидеть вместе со всеми за столиками, а находиться в удалении, но слышать и видеть все происходящее — детки-аутисты это могут отлично). При этом малыша нужно постепенно приучить к соблюдению дисциплинарных требований (не кричать, не мешать другим). Не надо давить на ребенка, но стоит мягко добиваться того, чтобы он смог выполнять основные правила ДОУ. В противном случае вас, к сожалению, могут попросить покинуть группу.

10. Могут ли такие дети посещать обычные массовые ДОУ (детские сады и школы)?
Да, как уже описывалось выше

11. Как повлияет появление такого ребенка на других детей, каково будет их отношение к нему? Не будет ли для малыша с РДА поведение сверстников дополнительным стрессообразующим фактором?
Все зависит от того, что расскажут взрослые. Если никак не комментировать поведение ребенка с РДА, то другие дети воспринимают своего одногруппника как невоспитанного, непослушного и жалуются, что «ему можно, а им нельзя». Но если рассказать детям, что он такой из-за страха, объяснить, как нужно с ним общаться, то ребята с удовольствием оказывают помощь, радуются общим достижениям. Как подчеркивалось выше, в данном случае важна и просто необходима совместная работа взрослых (работников ДОУ, родителей). То, что правильная адаптация таких детей в обычные коллективы благотворна для всех, доказано мировой практикой.

12.Стоит ли посещать развивающие и коррекционные занятия? Если да, то чему отдать предпочтение — групповой работе или индивидуальной?
Конечно, стоит. Начинать рекомендуется с индивидуальной работы с педагогом, затем перейти к занятиям в микрогруппе (2-3 человека) и в конце концов — в обычной группе.

13. Обязательно ли при аутизме наблюдается снижение интеллекта?
Нет, не обязательно. Но все равно мышление формируется нестандартно. Для дошкольников с диагнозом РДА характерно неравномерное, искаженное развитие. Вопрос об интеллектуальной состоятельности стоит на протяжении всего периода роста ребенка. Несмотря на то что интеллектуальное развитие у аутистов может запаздывать и интеллект такого ребенка может снизиться в любой момент, бояться этого не стоит. Это поправимо.

14. Можно ли вылечить аутизм?
Я уверена, что аутизм можно преодолеть. Ведь, как уже говорилось выше, это не болезнь как таковая, а форма патологической психической защиты. Если человеку удалось адаптироваться, приспособиться к миру, то он «вылечился». Даже врачи-психиатры считают, что именно психолого-педагогическая коррекция играет наиважнейшую роль в компенсации этого состояния. Медикаментозное лечение оправдано лишь на начальных этапах терапии (и то не в каждом случае), играя роль своеобразных «костылей».

15. Какие формы аутизма существуют?
В психиатрии принято различать аутизм процессуального происхождения и непроцессуального. Первый сопровождает шизофрению, второй — все остальные виды нарушений (чаще всего органическую недостаточность ЦНС). В отечественной дефектологии классификация касается степени выраженности синдрома и указывает на четыре уровня (самый тяжелый — первый).

16. Аутизм — генетическое заболевание?
Я не разделяю эту точку зрения. О генетической природе можно говорить только в случаях аутистических симптомов в некоторых синдромах, в частности синдрома Мартина-Белла.

17. Могут ли токсины в окружающем пространстве или химикаты типа ртути быть причиной аутизма?
Могут — как неспецифические агенты, поражающие ЦНС.

18. Каков прогноз для людей с аутизмом? Сможет ли ребенок, страдающий аутизмом, впоследствии жениться и жить самостоятельно?
Преодолеть этот синдром можно полностью. Все зависит от целостности подхода к реабилитации, причин, вызвавших аутизм, а также степени выраженности синдрома. В любом случае родителям следует знать, что если их ребенку поставили диагноз РДА, то это не повод отчаиваться и опускать руки. В настоящее время диагноз «аутизм» — это не приговор, а лишь повод вовремя начать специальную работу с ребенком.

Ирина Баранова, детский патопсихолог-диагност

Подготовила Оксана Берковская

«Седьмой лепесток»№2, октябрь, 2009 г.

Источник

Adblock
detector